заявлений освобождаемых с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства; анализ поступающих предложений и принятие соответствующих решений об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве.
Выявлены основные направления процесса ресоциализа-циилиц, освобождённых от наказания, включающие: социально-культурные и психолого-педагогическую мероприятия, реализуемые в индивидуально-воспитательной, массовой и групповой формах работы, взаимодействие с семьями, работодателями, образовательными, социальными учреждениями, формированиями общественности и шефской работе.
Определены педагогические условия процесса ресоциа-лизации освобождённых от наказания: 1) отбор содержания средств социально-культурной деятельности должен соответствовать совокупности теоретических положений, необходимых для компетентного осуществления специфической работы по ресоциализации освобожденных от наказания; 2) внедрение креативных и артпедагогических методов и к работе по ресоциа-лизации освобожденных от наказания; 3) обеспечение поэтапной ресоциализации освобожденных от наказания; 4) выполнение комплексных социально-культурных и правовых мероприятий; 5) применение активных форм и методов социально-культурной деятельности; 6) реализация субъект-субъектного взаимодействия в процессе ресоциализации; 7) координация деятельности различных учреждений социально-культурной деятельности, уголовно-исполнительной инспекций, службы участковых уполномоченных полиции, органов соцзащиты.
Разработана методика процесса ресоциализации освобожденных от наказания посредством комплексного внедрения в деятельность учреждений социально-культурной деятельности: личностно-ориентированного, деятельностного, квазипрофессионального и креативного подходов, она реализуется при проведении комплексных правовых, воспитательных, социальных, культурных и психолого-педагогических мероприятий. Предложена диагностика определения степени ресоциализации освобожденных от наказания, основанная на оценке развития гностических, коммуникативных, конструктивных и организационных компонентов и определении уровней: оптимального, допустимого, критического и недопустимого.
Практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в том, что теоретические и методические выводы реализованы в прикладных рекомендациях и послужили основой для создания методики ресоциализации освобожденных от наказания, реализуемой в социально-культурных учреждениях Алтайского края и органах внутренних дел, и в частности работе
Библиографический список
участковых уполномоченных. Реализованы активные формы и методы социально-культурной деятельности по ресоциализаци-иосвобожденных от наказания.
Оценка степени ресоциализации производилась с учётом предложенных квалиметрических параметров, с учётом уровней сформированности соответствующих компонентов структуры личности, определяющих направленность на законопослушную деятельность и отношения. Для оценки предложенных уровней были определены соответствующие критерии, такие как система идеальных потребностей, гуманистические ценностные ориентации и теоретическое сознание, показатели которых определяются по проявлению в характере отношений и деятельности. При проведении экспериментальной части работы нами были выделены экспериментальная и контрольная группы, в которых результаты процесса ресоциализации оценивалась по уровням: оптимальный, допустимый, критический и недопустимый.
Итоги опытно-экспериментальной работы показали, что рост уровня развития идеальных потребностей в экспериментальной группе, достигших 3 и 4 уровней, по сравнению с контрольной составил 36%. Результаты развития гуманистических ценностных ориентаций показали, что рост количества лиц, освобожденных из под стражи, по этому показателю в экспериментальной группе составил 35%, прирост по теоретическому сознанию 37%. Проведя анализ для всех критериев и получив итоговый результат процесса ресоциализации лиц, освобожденных из под стражи, мы выявили, что рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил не менее 34%. Следовательно, результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили эффективность предлагаемой методики процесса ресоциализации освобожденных от наказания.
Также следует сделать вывод, что в арсенале субъектов ресоциализации необходимо использовать весь комплекс основных средства социально-культурной деятельности: культурно-просветительских, от средств массовой информации до Интернета; устных, при проведении бесед и различного рода встреч; художественных, реализуя изобразительное, музыкальное и театральное искусство; наглядных, через выставки, плакаты; печатных, используя художественную литературу, научно-публицистические и периодические издания; технических, такие как аудио, видео и телевидение; виртуальных, Интернет технологии. Сферами проявления средств социально-культурной деятельности должны быть: духовные, политические, культурные, экономические, социальные и правовые институты общества, которые в комплексе обеспечивают ресоциализацию лиц освобожденных от наказания.
1. Криминальная мотивация. Под редакцией В.Н. Кудрявцева. Москва: Наука, 1996.
2. Линьков А. Исправительная система нуждается в исправлении. Парламентская газета. 2014; 20 декабря.
3. Аминев Г.А. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа, 2012.
4. Двенадцать вопросов о правах заключенных. Семья. 2011; 50.
References
1. Kriminal'naya motivaciya. Pod redakciej V.N. Kudryavceva. Moskva: Nauka, 1996.
2. Lin'kov A. Ispravitel'naya sistema nuzhdaetsya v ispravlenii. Parlamentskaya gazeta. 2014; 20 dekabrya.
3. Aminev G.A. Instrumentarijpenitenciarnogo psihologa. Ufa, 2012.
4. Dvenadcat' voprosov o pravah zaklyuchennyh. Sem'ya. 2011; 50.
Статья поступила в редакцию 30.04.15
УДК379.81
Frolova A.S., postgraduate, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia), Е-mail: rus.librarian@yandex.ru
PROJECTION ACTIVITY AS A PERSPECTIVE DIRECTION OF INTEGRATED INTERACTION BETWEEN RURAL MUNICIPAL CULTURAL ORGANIZATIONS. The article is focused on scientific understanding of social and cultural projection as a perspective direction of cooperation between domestic rural municipal cultural institutions. The social and cultural projection phenomenon is generally characterized. The constructive potential of its application in the context of complexity of legal and social and economical conditions for the cultural institutions authorized activity implementation are also revealed. Actual and possible joint direction developing different types of cultural institutions with the same instrument of social and cultural projection are considered. The article also describes the results of the expert interrogation of heads of rural cultural institution of four regions of Russian Federation (April 2015) concerning the specialists positions on the issue of inter-organization collaboration in the social and cultural projection processes.
Key words: integration, municipal cultural institutions, projection, house of culture, libraries, museums.
А.С. Фролова, аспирант, Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,
E-mail: rus.librarian@yandex.ru
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
В работе рассмотрено социально-культурное проектирование как перспективное направление сотрудничества организаций культуры, действующих в условиях современного сельского муниципалитета. Обзорно характеризуется феномен проектной деятельности в социально-культурной сфере, конструктивный потенциал ее применения в контексте усложнения правовых и социально-экономических условий реализации учреждениями культуры своей уставной деятельности. Анализируются и предлагаются общие направления работы, развиваемые разными типами учреждений культуры на основе использования единого инструментария социально-культурной проектной деятельности.
Ключевые слова: интеграция, муниципальные учреждения культуры, проектирование, дома культуры, библиотеки.
Проектные технологии, первоначально возникнувшие в ответ на нужды архитектурного искусства Древней Греции и римского военного дела, находят своё применение в самых разных областях современной гуманитарной и обществоведческой мысли, профессиональной трудовой практики и общественной активности (например, структурно-алгоритмическое проектирование электронных вычислительных машин или проектирование гражданских молодёжных инициатив (Г.В. Оленина)). Результатами успешного привлечения проектных технологий к разрешению разномаштабных проблем широкого спектра областей человеческой деятельности явились появление и рост популярности разноплановых модификаций этих технологий. Так, возникает социальное проектирование, давшее жизнь проектированию социально-культурному, специфическим объектом преобразования которого выступает область культуры [1, с. 489].
Отечественные учёные впервые начинают обращать массовое внимание специалистов сферы культуры на значительный конструктивный организационно-управленческий и педагогический потенциал феномена проектной деятельности, а также на универсальный алгоритм и проблемы реализации процессов проектирования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Напомним, что именно в этот период - время актуализации государственных либерально-рыночных реформационных мероприятий - приобрели характер системных проблемы, до сих пор представляющие собой серьезные препятствия положительной динамике развития российской сферы культуры.
Известно, что «самую многочисленную совокупность повсеместно распространенных и разнообразных по профилю деятельности организаций» [2, с. 143] составляют муниципальные учреждения культурного назначения, общая численность которых достигает 90%. В сельской местности действует более 80% организаций.
В условиях хронического для негородских территорий дефицита кадровых, финансовых, материально-технических и проч. ресурсов, процесс решения учреждениями культуры конкретной педагогической задачи через исполнение социальной (иначе - «сущностной», «институциональной») функции (или комплекса функций) встречает на своем пути массу затруднений.
Низкая доходность сельских поселений (особенно, дотационных регионов) становится причиной бюджетного дефицита, обуславливающего систематическое сокращение единиц муниципальной сети организаций культуры. Ситуацию усугубляет законодательный запрет на участие и регионального, и федерального бюджетов в «прямом» финансировании работы учреждений, находящихся в подчинении поселковых и районных администраций [3, с. 41] (хотя власти некоторых регионов демонстрируют свою готовность к поддержке социально-культурных инициатив, исходящих от «муниципалов»: например, последнее десятилетие в Алтайском крае действует конкурс грантов Губернатора в сфере культуры, победителями которого часто становятся сельские организации культурного профиля [4; 5 и др.]).
В таком контексте выглядит закономерным обращение практиков к организационно-управленческому инструментарию проектных технологий. По замечанию М.И. Долженковой, именно «отказ от нормативных подходов к финансированию учреждений культуры предопределил разработку социально-культурных программ и проектов» [6, с. 131], обусловил активный поиск источников негосударственной финансовой поддержки (или государственной, но - вне бюджета соответствующего (районного или поселенческого) уровня). По утверждению Г.В. Олениной, проектно-технологический процесс прямо направлен на «совершенствование деятельности учреждений культуры, досуга»
[7, с. 118]; в этом смысле он - «средство оптимизации социально-культурного пространства» [7, с. 110]. Среди вариантов социально-культурных проектов: «проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты создания новых или развития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы» [1, с. 490].
Практическая востребованность и признание результативности применения комплекса проектных технологий дало основание исследователям квалифицировать их в статусе самостоятельного вида технологий социально-культурной деятельности (М.И. Долженкова и Е.И. Григорьева [6, с. 45, 131, 333], Т.Г Киселёва и Ю.Д. Красильников [1, с. 487] и др.).
Действительно, грамотно организованная проектная деятельность обладает целым рядом положительных сторон. За счёт обращения к ресурсам проектирования учреждения культуры - институционализированные субъекты социально-культурной деятельности - получают «адекватные организационно-педагогические инструменты (проектные формы и методы) организации социально-культурной творческой деятельности и коммуникативные проектные формы трансляции (продвижения) этого творчества в социально-культурном пространстве» [7, с. 111]. Проектирование позволяет в управляемом режиме произвести «теоретическое осмысление и организационное оформление инициативы, инновации в концептуально-технологическую схему проекта: проблема - цель - средства - средства - результат» [7, с. 109]. Итогом социально-культурного проектирования как процесса является проект, который, по выражению Г.В. Олениной, «выполняет функцию адекватной мировоззренческой и организационной формы трансформации цели... из идеального состояния в реальное» [7, с. 109].
Сделаем обзор региональной практики социально-культурного проектирования и аргументируем его статус как перспективного направления сотрудничества организаций сферы культуры. Но, прежде всего, обратим внимание на насущную необходимость учета интеграционных процессов, циркулирующих в системе деятельности наиболее численно распространенных в сельских поселениях учреждений культурно-досугового назначения, библиотек и музеев. Их коллективы по-разному оценивают перспективы развития своей деятельности в актуальных правовых и социально-экономических условиях. Часть из них приходит к выводу о нецелесообразности внутриотраслевого соперничества и принимает решение о необходимости стимулирования отношений сотрудничества между разными по профилю учреждениями культуры, действующими в условиях одного сельского муниципалитета. Таким способом они рассчитывают на решение остроактуальных проблем своей профессиональной практики за счет приобретения разносторонней взаимопомощи коллег по сфере культуры, и, в конечном итоге, на повышение качества организуемых для сельского сообщества культурных мероприятий (в том числе, за счет расширения номенклатуры предоставляемых услуг). Такую практику межучрежденческого взаимодействия называем «интеграцией деятельности», поскольку она характеризуется взаимопроникновением и комплексным взаимоукреплением форм работы - из арсеналов клубной, библиотечной и музейной деятельности.
Обратим внимание на перечень направлений социально-культурного проектирования, стабильно развиваемых учреждениями культуры сельских территорий Алтайского края в последнее пятилетие (см. таблицу) [4; 5; 8, с. 38; 9; 10, с. 29; 11,
00
Таблица 1
Ключевые направления социально-культурного проектирования муниципальных учреждений культуры (культурно-досугового, библиотечного и музейного профилей) сельских территорий Алтайского края (2010-2015 гг.)
Направление проектной деятельности Тип учреждения культуры Конкретное учреждение-исполнитель проекта Пример поддержанного проекта
Гоажданское и военно-патриотическое воспитание культу рно-до-суговые учреждения МБУК «Кулундинский межпоселенческий Дом культуры» (Кулундинский р-н, с. Кулунда) «Фронтовая бригада»
МУК «Курьинский культурно-досуговый центр» (Курьинский р-н, с. Курья) «Дни М. Т. Калашникова в Курьинском районе»
МБУ «Кытмановская централизованная клубная система» (Кытмановский р-н, с. Кытманово) «II районные Лазаревские встречи «Порошинский малшик: дорога в космос»
библиотечные учреждения Кузнецовская поселенческая библиотека МБУК «Курьинская межпоселенческая центральная библиотека» (Курьинский р-н, с. Кузнецово) «Растить человека и гражданина»
Малиновоозёрская детская библиотека муниципального образования Администрация Малиновоозёрского поссовета (Михайловский р-н, пос. Малиновое Озеро) «Это не должно повториться»
МБУК «Романовская межпоселенческая районная библиотека» (Романовский р-н, с. Романово) «Военно-патриотический клуб «Ратибори
музейные учреждения МКУК «Благовещенский краеведческий музей»(Благовещенский р-н, с. Благовещенка) «Поезд памяти»
МБУК «Табунский районный краеведческий музей» (Табунский р-н, с. Табуны) «По следам ушедших полков»
МБУК «Тюменцевский районный историко-краеведческий музей» (Тюменцевский р-н, с. Тюменцево) «Поклонимся великим тем годам. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
Краеведческая работа историческое краеведение культурно-досуговые учреждения МУК «Антоньевский Дом культуры» (Петропавловский р-н, с. Антоньевка) «Казачество - история станицы Антоньевскойи
МБУК «Культурно-досуговый центр» (Суетский р-н, с. Верх-Суетка) «Летопись»
МБУК «Усть-Пристанский районный Дом культуры» (Усть-Пристанский р-н, с. Усть-Чарышская Пристань) «Целина - рождение героев»
историческое, литературное краеведение библиотечные учреждения МКУК «Волчихинская межпоселенческая модельная библиотека» (районная библиотечная система) (Волчихинский р-н, с. Волчиха) «Виртуальные экскурсии по родному краю»
МБУ «Косихинская модельная мемориальная районная библиотека им. Роберта Рождественского» (Косихинский р-н, с. Косиха) «Наследники просветителя Адриана Митрофановича Топорова»
Малиновоозёрская детская библиотека муниципального образования Администрация Малиновоозёрского поссовета (Михайловский р-н, пос. Малиновое Озеро) «Три звездных имени в истории нашего посёлка»
Панкрушихинская детская библиотека МКОК «Сеть муниципальных библиотек» (Панкрушихинский р-н, с. Панкрушиха) «Здесь всё мое и я отсюда родом»
МБУК «Табунская межпоселенческая библиотека» (Табунский р-н, с. Табуны) «Малому селу - заботу и внимание»
РМБУК «Тюменцевская межпоселенческая центральная библиотека им. Г. В. Егорова» (районная библиотечная система)(Тюменцевский р-н, с. Тюменцево) «Жизнь. Творчество. Судьба», мемориальный центр
«Тюменцевская земля - источник таланта и вдохновения»
историческое, этнографическое краеведение музейные учреждения МБУК «Тальменский районный краеведческий музей» (Тальменский р-н, р.п. Тальменка) «По коридорам наследия»
МБУК «Бурлинский районный краеведческий музей» (Бурлинский р-н, с. Бурла) «Алтай транзит Бурлаи
«О прошлом для будущего»
МБУК «Тюменцевский районный историко-краеведческий музей» (Тюменцевский р-н, с. Тюменцево) «Александр Винокуров - конезаводчик в крестьянском сословии. Крестьянская изба (экспозиция)»
МБУК «Поспелихинский районный краеведческий музей» (Поспелихинский р-н, с. Поспелиха) «На поиски рудовозной дороги» (этнографическая экспедиция по притрактовым сёлам района)
Формирование культуры чтения культурно-до-суговые учреждения МБУК «Культурно-досуговый центр» (Суетский р-н, с. Верх-Суетка) «Далёкому мужеству верность храня! Поэзия, опалённая войной»
МБУК «Зудиловский культурно-досуговый центр» (Первомайский р-н, с. Зудилово) «Клубраннего развития детей «Читалёноки
библиотечные учреждения МБУК «.Районная модельная библиотека» (Ключевской р-н, с. Ключи) «Мне выпало счастье быть русским поэтом»
МКУ «Кытмановская межпоселенческая библиотека-музей»(Къ\тмановст\/\ р-н, с. Кытманово) «В новый год - с книгой»
МУК «Комарская поселенческая библиотека» (Заринский р-н, с. Комарское) «Читаем, учимся, играем», детский центр
Организация и поддержка самодеятельного народного творчества культурно-до-суговые учреждения МБУК «Кулундинскиймежпоселенческий Дом куль/т?уры»(Кулундинский р-н, с. Кулунда) «Живи, родник традиции»
МБУК «Межпоселенческий культурно-досуговый, информационно-образовательный центр» (Ельцовский р-н, с. Ельцовка) «Свет далёкой звезды
МБКДУК «Районный центр культуры и досуга» (Романовский р-н, с. Романово) «Света тебе и радости, мой Алтай»
МБУК «Угловский межпоселенческий Дом культуры» (Угловский р-н, с. Угловское) «Твой талант - твой путеводитель/»
МБУК «Топчихинский центральный Дом культуры» (Топчихинский р-н, с. Топчиха) «Летние топчихинские вечера»
библиотечные учреждения МБУК «Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И. Л. Шумилова» (Павловский р-н, с. Павловск) «Молодежный районный фестиваль «Касмалаи (выпуск музыкального альбома «Мелодии Касмалы» и сборника стихов «Поэтический трамплин»)
Пропаганда здорового образа жизни культурно-до-суговые учреждения МБУК «Усть-Пристанский районный Дом культурыи(Чарышский р-н, с. Усть-Чарышская Пристань) «Зимние забавы»
МБУК «Целинный межпоселенческий Дом культуры» (Целинный р-н, с. Целинное) «Служба дворовых инструкторов. Здоровье - в каждый двор»
библиотечные учреждения Тундрихинская сельской библиотека-филиал № 15 МКУК «Залесовская централизованная библиотечная система» (Залесовский р-н, с. Тундриха) «Молодежь выбирает «ЗОЖ»
Список принятых сокращений
М Б К Д У К «муниципальное бюджетное культурно-досуговое учреждение культуры» М К У
М Б У «муниципальное бюджетное учреждение» М К У К
М Б У К «муниципальное бюджетное учреждение культуры» МУК
М К О К «муниципальная казенная организация культуры» Р М Б У К
«муниципальное казенное учреждение» «муниципальное казённое учреждение культуры» «муниципальное учреждение культуры» «районное муниципальное бюджетное учреждение культуры»
(О
с. 42; 12; 13]. Отметим не просто их «близость», а полную идентичность: «гражданское и военно-патриотическое воспитание», «краеведческая работа» (в разных вариантах - исторического, литературного и этнографического краеведения), «организация и поддержка самодеятельного народного творчества», «формирование культуры чтения», «пропаганда здорового образа жизни».
Общность преследуемых социальных целей и предпочитаемых инструментов их достижения прямо свидетельствуют в пользу возможности и необходимости развития партнерских отношений между организациями культурного назначения - клубами, библиотеками и музеями.
Попутно отметим, что о социально-культурном проектировании корректно говорить, скорее всего, как о главном эффективном направлении реализации интегрированного взаимодействия - в том смысле, что его средствами может быть развито и поддержано любое из направлений уставной деятельности учреждений культуры, будь то эстетическое воспитание, топонимическое или археологическое краеведение, содействие повышению уровня грамотности сельского населения в вопросах организации местного самоуправления, правовое просвещение, вовлечение населения в конструктивный этнокультурный полилог или профориентационная работа.
Отметим, что состав перечисленных в таблице актуальных (т.е. фактически реализуемых) направлений социально-культурной проектной деятельности может быть дополнен, прежде всего, за счет развития тех направлений, в разработке которых преуспели, например библиотеки. Речь идет, в частности, о духовно-нравственном просвещении и воспитании (например, реализация МКУК «Центральная районная библиотека» Зале-совского района проекта «Мы в душах строим храм», победившего в открытом конкурсе Московской патриархии (2012 г.)); о социокультурной реабилитации различных категорий сельского населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в т. ч., средствами библиотерапевтического воздействия) (например, проект по организации работы «Центра общения, информационной и психологической помощи «Остров доброты» при МКУК «Топчихинская межпоселенческая центральная библиотека»).
Среди сельских библиотек также популярны такие направления работы, как обучение информационной грамотности
(например, реализация проекта «Школа информационного комфорта» МБУК «Кулундинская межпоселенческая библиотека» с целью повышения уровня информационной культуры и качества владения пожилыми людьми и лицами с ограниченными возможностями навыками работы с персональным компьютером); правовое воспитание (например, проект «Библиотека и школа. Новая форма сотрудничества», предпринятый Стародраченинской поселенческой библиотекой Зарин-ского района).
Отельного упоминания заслуживает работа библиотек по профессиональной ориентации молодежи (например, организация работы клуба «Перспектива» при ММКУК «Центральная районная библиотека им. Н.Н. Чебаевского» Тогульского района, созданного в рамках проекта «Успех в твоих руках» при поддержке Благотворительного фонда культурных инициатив Михаила Прохорова); по социальной защите молодежи (совокупность проектов, направленных на социально-экономическую, правовую поддержку приемлемого уровня качества жизни молодых специалистов, молодых семей и проч., реализуемых МБУК «Романовская межпоселенческая районная библиотека», МБУК «Табунская межпоселенческая библиотека», МБУК «Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л. Шумилова», МКОК «Сеть муниципальных библиотек» Панкрушихинского района и др.; например, проект «От идеи до бизнеса» МБУК «Кулундинская межпоселенческая библиотека»).
Не менее важны проекты, разработанные библиотеками с целью популяризации ответственного родительства (например, проект «Я буду мамой», организованный МБУК «Баевская межпоселенческая библиотека»); спортивного и физического воспитания (например, проект «Стадион в библиотеке», осуществленный силами Краснощёковской районной детской библиотеки РМКУК «Краснощёковская межпоселенческая библиотека») [4; 5; 8, с. 38; 9; 10, с. 29; 11, с. 42;12; 13].
Как потенциальные направления сотрудничества в контексте социально-культурного проектирования представляют интерес популярный среди музейных учреждений культурный
и этнографический туризм (например, проект «Туристический маршрут «От родника к звёздам» Косихинского районного краеведческого музея), а также ключевое направление проектной деятельности муниципальных сельских культур-но-досуговых учреждений Алтайского края - экологическое просвещение (например, проекты-победители ежегодного конкурса на предоставление грантов Губернатора Алтайского края: «Встал поутру - убери свою планету» (МБУК «Михайловский районный культурно-досуговый центр»); «Медиажур-нал «Красота живая рядом» (МБУ «Кытмановская централизованная клубная система»); «В добром деле мы едины!» (Чарышский район), «Леточный бор» (Рубцовский район) и др. [4; 5; 12; 13]).
С целью научного осмысления актуального состояния, проблем и перспектив интегрированного взаимодействия отечественных муниципальных учреждений культуры автором статьи было предпринято межрегиональное исследование (методом экспертного опроса), в котором приняли участие специалисты сельских культурно досуговых, библиотечных и музейных учреждений Алтайского края (84 ед.), Белгородской (l4 ед), Кемеровской (9 ед.) и Новосибирской (13 ед.) областей Российской Федерации. Исследование проводилось в традиционном («очном») и виртуальном форматах с 8 по 25 апреля 2015 г. Общее число респондентов - 120 - составили представители 38 клубов (Домов культуры, культурно-досуговых центров/объединений и т. п.), 55 библиотек, 27 музеев. 80% опрошенных - руководители учреждений, 70% всех респондентов имеют высшее образование, 88% - трудятся по профессии более 15 лет (29% - свыше 30 лет).
Экспертам для ответа были предложены 18 вопросов, часть из которых ориентирована на выяснение отношения руководителей и сотрудников учреждений культуры к проблеме развития межучрежденческого сотрудничества в процессе реализации проектной деятельности.
Так, 50 опрошенных (42%) назвали «участие в организации/ подготовке социально-культурных (социально-педагогических) проектов для разноуровневых конкурсов на соискание государственных и негосударственных грантов» в качестве формы фактического участия своего учреждения в реализации интеграционного взаимодействия, а 23 респондента (19%) ту же форму определили как не развиваемую в настоящий момент, но желательную, предпочтительную («полезную») для организации сотрудничества организаций культуры. Половина экспертов считает, что одной «только формой работы ограничиваться нельзя» и разрабатывает целое направление в своей деятельности - «социальное (социально-культурное, социально-педагогическое) проектирование». Менее десятка специалистов, не практикующих в своей работе это направление, не подвергает сомнению необходимость его развития.
Среди субъектов социально-культурной программно-проектной деятельности локального масштаба популярны, по крайней мере, две роли: «самостоятельного игрока», подразумевающую опору на собственные силы и расчет на бюджетные ассигнации/внебюджетные средства, и «помощника» (партнера других организаций) в процессе написания/реализации «гранто-вых» проектов. Выяснилось, что первую позицию предпочитают 73 респондента (60,8%), а вторую роль выбирают 46 опрошенных (38%). 6 респондентов (5%) затруднились с формулировкой ответа.
Наконец, на прямой вопрос о необходимости и полезности развития интеграционного взаимодействия в системе деятельности учреждений культуры села (в т. ч., для совместной разработки и реализации социально-культурных проектов) утвердительно ответили 115 экспертов (96%).
Можно заключить, что значительная часть опрошенных специалистов либо уже практикует, либо намеревается развивать отношения сотрудничества с другими учреждениями культуры в контексте реализации социально-культурной проектной деятельности (в свете учета респондентами объективных предпосылок для совместной проектной работы разных типов сельских учреждений культуры в виде факторов дефицита кадрового, экономического, материально-технического ресурсов деятельности). Тем самым экспертное сообщество признает высокую продуктивность использования проектного инструментария в деле конструирования комфортной социально-культурной среды, локализации или полного разрешения социально-культурных проблем муниципального масштаба.
Библиографический список
1. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность. Москва, 2004.
2. Гринфельдт Е.С. Реорганизация управления учреждениями культуры в условиях муниципальной реформ. Труды Института системного анализа РАН. 2006; Т. 22.
3. Зазулина М.Р., Самсоненко В.В. Коллизии реформирования местного самоуправления на селе (опыт экспертного опроса [муниципальных образований Новосибирской области Российской Федерации]). Социологические исследования. 2010; 2.
4. Распоряжение Губернатора Алтайского края от 21 февр. 2013 г. № 51-р. Available at: http://www.altairegion22.ru/upload/ iblock/09f/51r_41.PDF
5. О предоставлении грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры. Распоряжение Губернатора Алтайского края от 5 марта 2015 г. № 15-рг. Available at: http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_competitions_elem/15-rg_ ch1.pdf
6. Современные технологии социально-культурной деятельности. Под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2002.
7. Оленина Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул, 2012.
8. Гейсман О.Н. Молодёжный информационный центр «Жизнь без наркотиков» как модель взаимодействия в сфере профилактики наркомании. Мы выбираем жизнь! Барнаул, 2012.
9. Дмитриева Е.В. Проектная деятельность муниципальных библиотек [Алтайского края] в 2013 году. Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края в 2013 году. Барнаул, 2014.
10. Медведева Л.А. Аналитический обзор деятельности муниципальных библиотек [Алтайского] края. Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края в 2011 году. Барнаул, 2012.
11. Медведева Л.А. Муниципальные библиотеки [Алтайского] края: цифры и факт. Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края в 2012 году. Барнаул, 2013.
12. Об итогах конкурса на представление грантов Алтайского края в сфере культуры на 2010 год. Available at: http://www.culture22. ru/files/uni_catalog_ competitions_elem/1_ itogi20102010.doc
13. Распоряжение Губернатора Алтайского края от 14 февр. 2012 г. № 47-р. Available at: http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_com-petitions_elem/rasporja genie_pobediteli1.doc
References
1. Kiseleva T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva, 2004.
2. Grinfel'dt E.S. Reorganizaciya upravleniya uchrezhdeniyami kul'tury v usloviyah municipal'noj reform. Trudy Instituta sistemnogo analiza RAN. 2006; T. 22.
3. Zazulina M.R., Samsonenko V.V. Kollizii reformirovaniya mestnogo samoupravleniya na sele (opyt 'ekspertnogo oprosa [municipal'nyh obra-zovanij Novosibirskoj oblasti Rossijskoj Federacii]). Sociologicheskie issledovaniya. 2010; 2.
4. Rasporyazhenie Gubernatora Altajskogo kraya ot21 fevr. 2013 g. № 51-r. Available at: http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/09f/51r_41. PDF
5. O predostavlenii grantov Gubernatora Altajskogo kraya v sfere kul'tury. Rasporyazhenie Gubernatora Altajskogo kraya ot 5 marta 2015 g. № 15-rg. Available at: http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_competitions_elem/15-rg_ ch1.pdf
6. Sovremennye tehnologii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Pod red. E.I. Grigor'evoj. Tambov, 2002.
7. Olenina G.V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika. Barnaul, 2012.
8. Gejsman O.N. Molodezhnyj informacionnyj centr «Zhizn' bez narkotikov» kak model' vzaimodejstviya v sfere profilaktiki narkomanii. My vybiraem zhizn'! Barnaul, 2012.
9. Dmitrieva E.V. Proektnaya deyatel'nost' municipal'nyh bibliotek [Altajskogo kraya] v 2013 godu. Obschedostupnye gosudarstvennye imunic-ipal'nye biblioteki Altajskogo kraya v 2013 godu. Barnaul, 2014.
10. Medvedeva L.A. Analiticheskij obzor deyatel'nosti municipal'nyh bibliotek [Altajskogo] kraya. Obschedostupnye gosudarstvennye i munici-pal'nye biblioteki Altajskogo kraya v 2011 godu. Barnaul, 2012.
11. Medvedeva L.A. Municipal'nye biblioteki [Altajskogo] kraya: cifry i fakt. Obschedostupnye gosudarstvennye i municipal'nye biblioteki Altajskogo kraya v 2012 godu. Barnaul, 2013.
12. Ob itogah konkursa na predstavlenie grantov Altajskogo kraya v sfere kul'tury na 2010 god. Available at: http://www.culture22.ru/files/ uni_catalog_ competitions_elem/1_ itogi20102010.doc
13. Rasporyazhenie Gubernatora Altajskogo kraya ot 14 fevr. 2012 g. № 47-r. Available at: http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_ competitions_elem/rasporja genie_pobediteli1.doc
Статья поступила в редакцию 18.05.15
УДК 378.001
Kazantseva Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Rubtsovsk Industrial Institute (Rubtsovsk, Russia), E-mail: rhfcjnrfru@bk.ru
Kornienko A.N., senior teacher, Rubtsovsk Industrial Institute (Rubtsovsk, Russia), e-mail: asp-kornienko@mail.ru Orlov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Rubtsovsk Industrial Institute (Rubtsovsk, Russia), E-mail: orlov.avadi@yandex.ru
Yazykova I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Rubtsovsk Industrial Institute (Rubtsovsk, Russia), E-mail: irinayaz@yandex.ru
FORMING BACHELOR'S LINGUOPROFESSIONAL COMPETENCE AT A HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTION. The article deals with forming bachelor's linguistic competence at a higher technical educational institution. The authors suggest solving this problem by means of developing educational environment, which embodies innovative ideas of person-centered education. The article provides an analysis of various authors' views on the organization of foreign language learning environment. The authors consider this problem from the standpoint of ecosocial approach, that assists to create socio-cultural professional and educational environment for the processes of development and self-development, which ensures an active position of students in educational activity and commitment to the profession.
Key words: linguistic professional competence, developing educational environment, ecological social approach, bachelor training, interactive teaching technologies.
Ю.В. Казанцева, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин Рубцовского индустриального института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: rhfcjnrfru@bk.ru
А.Н. Корниенко, ст. преп. каф. гуманитарных дисциплин Рубцовского индустриального института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: asp-kornienko@mail.ru