Научная статья на тему 'Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода'

Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МИССИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / HIGH SCHOOL / THE MISSION OF HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железкина И. И.

В статье рассматриваются основные положения личностно ориентированного подхода, его связи с компетенциями специалиста. Представлены инновационные принципы развития современного высшего образования, идеи самоактуализации А. Маслоу как основа личностно ориентированного образования. Определена миссия современной высшей школы как смысл существования образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSION OF THE MODERN HIGHER SCHOOL IN LICHNOSTNO''S CONTEXT OF THE FOCUSED APPROACH

This article provides an outline of personally oriented approach, its relationship with specialist competencies. Presented innovative principles of modern higher education, the idea of self-actualization Maslow as the basis of individually oriented education.Determine the mission of higher education as a modern sense of existence of the educational system.

Текст научной работы на тему «Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода»

Приложение

щщ

Уса л*

Г" " иг (тк ■

Ьй

«¿пи, вя

г с г! Ш !

р:^ 5 "Г Л" : Г= >

ы ® | к =*»

- ' - Э 3 » V

э

- 5

к»*-г> I

I V 1

| -1 8 »• I - о г -« *

т г* ^ 3 з>1 » г' , < '

эти 5 § л* 4 \ * * '

А^ктдшмд см

ЗГ.ОДОЛ1 11.ШРОСГОД. 31ШМА,

СЧН-.еныл, |мгачн -.4*1ЕГ11ЫА. I гос З»ЫЛ»А ЗРН ;

Щ

II нн4м Пор ОД II '141 'А,

„ ,/Ь V' У > 1 &

'{ IV. *С€ МИР НО Ы САЛ 1НГ

«У > у ■ -V"1■ л ^

•■•».,.ТУШГГ 1« НО «•Ь'К'ХПС*

г.. ^ ^ >. Л ■■/■

ЯА ПШУ IО И НАЛ ли

V . .-/ч ;>'

«1. го жд Чин ,0 Ц( I; 1

„'• . д -.у-*

'1. еив * >

■и* 14 10 д, „„

¿Г«?" ^ /Г 'V

С НИ О . ГНИЛИ Й-Е

«■■■ И, с -Я, ^ £ £

Рис.4. Общий вид, штемпель и фрагменты «рукописи 1876».

к

. шшш £ £

____

Рис. 5. Филиграни «рукописи 1876».

УДК-373.3

МИССИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО

ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

И.И. Железкина

В статье рассматриваются основные положения личностно ориентированного подхода, его связи с компетенциями специалиста. Представлены инновационные принципы развития современного высшего образования, идеи самоактуализации А. Маслоу как основа личностно ориентированного образования. Определена миссия современной высшей школы как смысл существования образовательной системы. Ключевые слова: личностно ориентированный подход, высшая школа, миссия высшей школы, профессиональное образование

В начале XXI века личностно ориентированный подход становится определяющей парадигмой высшего образования, что свидетельствует о понимании значимости обращения к личности студента как явлению самобытному, самоценному, субъектный опыт которого учитывается и развивается в условиях профессионального становления. При этом мы понимаем, что личностно ориентированный подход непосредственно взаимодействует с компетенциями специалиста, подчеркивающими личностные характеристики, направляющими образовательный процесс на формирование у студентов алгоритма самоосуществления, обеспечение творческой активности в достижении целей и усиливающими ответственное отношение к развитию личностного потенциала в контексте профессионального образования[3].

Современное высшее образование - это новый тип образования, реализующий наиболее эффективные пути и способы развития личности и качественной подготовки специалиста, определяющий актуальное содержание высшего образования, достаточного для становления интеллигента, профессионала. В процессе получения высшего образования необходимо сформировать у будущих специалистов профессиональное мышление, обучить общим законам профессиональной деятельности, методам овладения новыми знаниями для творческого решения профессиональных задач, развивать профессионально-этические стратегии и тактики, воспитать культуру, дать социальные, психологические знания и другое.

Разумеется, что представление о современной высшей школе самым непосредственным образом связано с идеями, представленными в Болонских соглашениях. Например, в конвенции европейских высших учебных заведений «Формирование будущего» выделены следующие принципы, позволяющие построить качественное высшее образование:

автономия с ответственностью;

образование как ответственность перед обществом;

высшее образование, основанное на научных исследованиях;

организация диверсификации[1, с 112-113].

При рассмотрении представленных принципов следует подчеркнуть, что они, прежде всего, ориентируют образовательную систему на развитие. В частности, принцип автономии с ответственностью предусматривает разработку вузом собственной стратегии развития, определение приоритетов в образовательной и научной деятельности, распределении ресурсов, разработку критериев для приема профессоров и учащихся. Ответственность вузов - это возможность предполагать результат и понимать последствия реализуемых идей и осуществляемой деятельности. Кроме того, современная высшая школа - это ценное разнообразие для получения положительных результатов. Подчеркнем еще одно положение. Высшая школа для полноценной работы нуждается в организационной свободе, ясных и благожелательных рамках регулирования и достаточном финансировании [1, с. 112].

Ресурсы профессионального образования позволяют максимально реализовать инновационные принципы, учитывающие личностный потенциал обучающихся. В частности, большое значение имеет принцип соответствия качества образования требованиям актуальной внешней среды, который выражается в соответствии научной, образовательной, инновационной и практической деятельности вуза приоритетным направлениям развития науки и практики; соответствии набора компетенций специалистов требованиям социокультурной сферы.

Реализация данного принципа обуславливает необходимость оперативного мониторинга потребностей заказчиков образовательных услуг; определения перечня и состава компетенций, характеризующих востребованного на рынке труда специалиста; разработки новых и оптимизацию существующих образовательных программ; определения новых перспективных направлений специализации; создания средств дидактической поддержки учебного процесса нового поколения; привлечения обучающихся к научной и инновационной деятельности; разработки механизмов адаптации студентов к социокультурной профессиональной среде в период обучения в вузе; внедрения инновационных образовательных технологий и форм обучения.

Рассматривая компетенции специалиста по социальной работе, мы считаем целесообразным выделить некоторые из них, имеющие достаточный личностно ориентированный потенциал.

Компетенции Личностно ориентированный потенциал

- стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и Саморазвитие личности как условие каче-мастерства - ОК-6; ственной работы

- быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и _

Ориентация на людей, нуждающихся в защи-

поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным ли-

те, помощи и поддержке

цам и социальным группам-ПК-4;

- быть способным к инновационной деятельности в социаль- Корректное использование в работе с соци-ной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культу- альными группами инновационных методов, рой личной и общественной жизни - ПК-6; опирающихся на традиции

- быть готовым соблюдать профессионально-этические требо- „

, „ Ориентация на этические нормы в отношени-

вания в процессе осуществления профессиональной деятель-

ях с людьми разных социальных групп ности - ПК-12; * ^

- быть способным к координации деятельности по выявлению Оказание помощи людям, нуждающимся в лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной социальной защите на основе понимания про-помощи - ПК-24; блем

- быть способным создавать социальные проекты для работы в Поддержка здоровья людей, рассмотрение трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, этого процесса как приоритетного в профес-психического и социального здоровья людей - ПК-35. сиональной деятельности

Несомненно, в современных условиях, необходим принцип потенциальной гибкости, который проявляется в способности научно- образовательной системы воспринимать воздействия социума и отвечать на них изменениями структуры и функций, включать новые элементы и адаптироваться к инновационным условиям.

В частности, профессионально-ориентированная подготовка специалистов уголовно-исполнительной системы предусматривает включение студентов в создаваемые организационные структуры и деятельность по разрешению определённых проблемных ситуаций, возникающих как во внешней, так и во внутренней среде. Например, межведомственная научно- исследовательская лаборатория социального факультета ОГУ и УФСИН по Орловской области целенаправленно работает над проблемой улучшения качества оказания социальной помощи различным категориям осужденных.

Одним из актуальных инновационных принципов является принцип интеграции видов деятельности и ресурсов. Он предполагает объединение интеллектуальных, информационных и материально-технических ресурсов научных, образовательных, производственных и инновационных струк-

тур с целью создания оптимальных условий становления и развития профессиональных компетенций будущего специалиста.

Анализируя основы функционирования высшей школы, мы подчеркиваем приоритетное положение в этой системе парадигмы личностно ориентированного образования, которое подразумевает включение разнообразных механизмов личностного, профессионального и социального развития, использование возможностей субъектного опыта студентов в образовании.

Важным в профессиональном плане является положение о том, что в контексте личностно ориентированного образования происходит ценностный сдвиг на личность и механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного человека, творческого специалиста.

Существенным постулатом мы считаем идею о том, что именно личностно-ориентированное образование способно привести к реализации значимых целей - обеспечение индивидуального саморазвития студентов, оказание влияния на поступательное движение общества к социальным достижениям, устранение известных противоречий между рынком образовательных услуг и запросами рынка труда. Однако, самое главное заключается в том, что коренным образом изменяется представление о личности обучающегося, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.п. (Е.В. Бондаревская). Все это приводит (или может привести) к трансформации роли личности в образовательном процессе. Личность выступает в качестве системообразующего начала, она оказывается в статусе субъекта образования и собственной жизни. И современное высшее образование имеет уникальный шанс использования субъектного опыта для развития индивидуально-личностных и профессиональных характеристик будущего специалиста.

Особое значение в подготовке современного специалиста в высшей школе имеет образовательная среда, направленная на развитие сущностных сил субъектов образования, на создание условий для их саморазвития и самореализации. На наш взгляд, образовательная среда современной высшей школы должна выступать в качестве основы, которая способна целенаправленно ориентироваться на уникальность и своеобразие личности обучающегося и создавать условия для обретения личностного и профессионального смысла в унисон с индивидуальными ценностями и установками.

Образовательная среда вуза как пространственно-временная система должна строиться на основе принципов культуросообразности, сотрудничества, профессионального развития таким образом, чтобы поощрять студентов к индивидуальному самовыражению; стимулировать их развитие с учетом индивидуальных интересов и потребностей, способствовать становлению доминантных личностных свойств, необходимых для успешного обучения в высшей школе.

Обоснование личностно ориентированного образования непосредственно связано с реализацией идей самоактуализации, которую А. Маслоу рассматривал как "желание человека самоосуществиться, а именно - его стремление стать тем, чем он может быть. Это полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей и т.п.".

А. Маслоу, размышляя о самоактуализации, предлагает определить пути личностной самоактуализации, своего рода типы поведения соответствующей направленности:

1. Полное, живое, беззаветное, концентрированное переживание происходящего с человеком, повышенное сознавание и интенсивный интерес.

2. Жизнь как процесс выборов в пользу роста. "Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни".

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Научиться сонастраиваться со своей внутренней природой. Самость, по Маслоу, сердцевина, эссенциальная природа индивидуума, включая темперамент, вкусы, ценности.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Искать ответы внутри, соприкасаясь со своей самостью.

5. Верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними.

6. Постоянный процесс развития своих потенциальностей, «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь сделать». Способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. "Пик-переживания" - переходные моменты самоактуализации. Они вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями, в которых человек глубоко чувствует и осознает свою вовлеченность, сопричастность, связь с ними.

8. Обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Осознание искажения образа «Я» и образов внешнего мира посредством репрессий и других механизмов защиты [2, с.382-383].

Анализ путей личностной самоактуализации позволяет выделить варианты самоосуществления, развития человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы:

-активная интеллектуальная деятельность в сочетании с развитием эмоционально-ценностной сферы и опорой на познавательный и профессиональный интерес;

- наличие выбора как возможности определить приоритеты в образовании;

- развитие ответственности как важной профессиональной характеристики;

- постоянная работа над собой, реализация своего потенциала как основное условие самоактуализации личности.

Во многом положения личностно ориентированного подхода созвучны идеям «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» (1998), в которой подчеркивается, что высшие учебные заведения должны обеспечивать такое образование учащихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность.

Идеи личностно ориентированного подхода позволяют определить миссию современной высшей школы, которая представляет собой предназначение, ответственное государственное задание, от реализации которого зависит не только качество подготовки специалиста, но и выход научно- образовательной системы на новый качественный уровень; перспективы для выпускников, связанные с определением новых направлений специализации, приводящих к личностной самореализации.

Миссия современной высшей школы определяет смысл существования образовательной системы, новизну и неповторимость деятельности; социальную ответственность и включает общие, специфические и уникальные компоненты. Формулировка миссии современной высшей школы предусматривает следующие положения:

- обучение, воспитание и развитие компетентных, эрудированных, мобильных, контактных, способных к инновациям и саморазвитию специалистов, осознающих приоритет духовно-нравственных ценностей и свою гражданскую ответственность перед будущими поколениями;

- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям на мировом уровне;

-создание условий развития интеллектуальной и высокотехнологичной образовательной среды, стимулирующей внедрение новых методов и форм образовательной деятельности как условие подготовки специалистов инновационной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация миссии современной высшей школы обуславливает возможность полноценного освоения профессии, обеспечивает условия формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста. Но самое главное - позволяет определить стратегию и тактику самораскрытия творческого потенциала человека в контексте профессионально ориентированного образования, что направляет многоаспектные самоизменения, деятельностно-практическое самообогащение и самоосуществление личности.

This article provides an outline of personally oriented approach, its relationship with specialist competencies. Presented innovative principles of modern higher education, the idea of self-actualization Maslow as the basis of individually oriented education.Determine the mission of higher education as a modern sense of existence of the educational system. The key words: personality-oriented approach, high school, the mission of higher education, professional education

Список литературы

1. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М.: МПСИ, 2004.136 с.

2. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Изд. 3, доп. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2002.- 512 с.

3. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. -1995. №2. С.31-41.

Об авторе

Железкина И. И.- кандидат педагогических наук, доцент Орловского государственного университета, gelezkina2010@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.