Научная статья на тему 'Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста в процессе обучения в вузе (на материале иностранного языка)'

Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста в процессе обучения в вузе (на материале иностранного языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / I-CONCEPT / SPECIALIST TRAINING / PEDAGOGICAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL / MASTERING FOREIGN LANGUAGE / MODERN PEDAGOGICAL KNOW-HOWS / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Ю. В., Языкова И. Н.

Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста является одной из основных проблем современной системы высшего образования. На данном этапе необходима подготовка высококвалифицированных профессионалов, которым помимо предметных знаний и умений необходимо духовное и личностное развитие, а также владение иностранным языком, который рассматривается как средство совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста, а также как средство развития и саморазвития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Ю. В., Языкова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALIST IN HIGHER SCHOOL (USING THE MATERIAL OF FOREIGN LANGUAGE)

Personal and professional development of future specialist is one of the most important problems of modern system of higher education At present the training of highly skilled specialist for whom the subject knowledge and skills, the spiritual and personal development, the mastering of foreign language viewed as both the means of vocational training perfection and the means of development and self-development of hiss personality are necessary

Текст научной работы на тему «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста в процессе обучения в вузе (на материале иностранного языка)»

Библиографический список

1. Болотова, А.К. Прикладная психология / А.К. Болотова, И.В. Макарова: учеб. для вузов. - М.: Пресс, 2001.

2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб: Питер, 2001.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.

4. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности, Методы исследования и диагностики. - Москва - Нальчик: Издательский центр «ЭльФа», 1996.

Статья поступила в редакцию 11.02.09

УДК 74.58

Ю.В. Казанцева, канд. пед. наук, доц.;

И.Н. Языкова, канд. пед. наук, доц. Рубцовского индустриального института (филиал)

ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Барнаул

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)

Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста является одной из основных проблем современной системы высшего образования. На данном этапе необходима подготовка высококвалифицированных профессионалов, которым помимо предметных знаний и умений необходимо духовное и личностное развитие, а также владение иностранным языком, который рассматривается как средство совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста, а также как средство развития и саморазвития личности.

Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие, Я-концепция, подготовка специалиста, педагогический процесс в высшей школе, владение иностранным языком, современные педагогические технологии, метод проектов.

Перестройка высшего образования настоятельно требует выпуска специалистов с широким кругозором, умеющих мыслить концептуально и принимать самостоятельные решения, владеющих коммуникативными способностями и умениями адаптироваться в изменяющихся условиях. Существенно изменились квалификационные требования к специалисту, от которого помимо предметных знаний и умений требуется интеллектуально-духовное развитие личности, то есть специалист должен быть профессионально и социально компетентным, владеть иностранным языком, что является органической частью его будущей профессиональной деятельности.

Формирование устойчивого положительного отношения к профессии, профессиональной направленности, развитие у студентов познавательной и профессиональной мотивации является неотъемлемой частью построения учебного процесса.

Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития; развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Результат профессионального самовыражения личности обнаруживается в динамике образа «Я», самооценок, личных целей, ценностей. Профессиональное самовыражение состоит в развитии и реализации профессиональной Я-концепции, соответствующей возможности реализации способностей, интересов и свойств личности в профессиональных ситуациях.

Анализ литературных источников показывает, что исследование проблемы профессионального саморазвития и самоактуализации в психологии и педагогике представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации, профессионального самоопределения и воспитания. Исходным тезисом большинства исследований является идея детермина-

ции развития личности деятельностью, где человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней, реализации потребностей личности, самоопределения ее в социальных сферах жизнедеятельности.

К. Роджерс рассматривает стремление индивида к самовыражению и личностному росту как основной источник мотивов, побуждающих к деятельности. Личностное самовыражение, или актуализация «Я», по К. Роджерсу, выражается в стремлении становиться более компетентным и усиливать «самость», т.е. организованный связанный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования и определяющий взгляд на себя. К. Роджерс в своих работах дает развернутое описание направлений личностного роста.

По линии «личность - внутренний мир» основные направления личностного роста следующие:

- принятие себя и вера в себя, доверие к собственной природе;

- открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватное представление о себе, реалистичная и гибкая «Я-концепция», сближение «Я-реального» и «Я-идеального»;

- внутренний локус оценивания - ответственность за себя и независимость от внешних оценок;

- интегрированность внутреннего мира, единство, целостность;

- гибкость, динамичность, способность меняться, «быть в процессе».

Важнейшие направления личностного роста по линии «личность - внешний мир» следующие:

- дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность;

- естественное, гибкое, реалистичное поведение;

- принятие и уважение других людей, конструктивность и социализированность;

- творческая адаптивность, способность решать жизненные проблемы [1].

Существенным дополнением в понимании личностного самовыражения и саморазвития является теория А. Маслоу. Личностное саморазвитие рассматривается им как последовательное удовлетворение «высших» потребностей на основании достигнутых базовых. Расти, по А. Маслоу, значит не оставаться в потенциональности. Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и с самим собой [2].

По мнению Г. Олпорта, все действия личности как неповторимой индивидуальности имеют общий смысл - смысл утверждения себя, своей индивидуальной системы ценностей [3].

М. Джехода выделяет следующие шесть аспектов психологического развития личности: 1) положительное отношение к себе; 2) оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; 3) психическая интеграция; 4) личная автономия; 5) реалистическое восприятие окружения; 6) умение адекватно воздействовать на окружение [4].

Понимание человеческой личности А. Адлером предполагает саморазвитие внутрипсихических сил индивида в процессе социализации и достижение целостности благодаря творческому стремлению к конечной цели. Личностный рост - это движение от центрированности на самом себе и целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию [5].

Аналогичные тенденции прослеживаются и во взглядах на личность В. Франкла, который рассматривает стремление человека к поиску и реализации собственного смысла жизни как основную врожденную мотивационную тенденцию поведения и развития личности. По мере осуществления смысла, который человек находит во внешнем мире, он осуществляет сам себя. «Самоактуализация - это непреднамеренное следствие интенциональности человеческой жизни», результат осуществления смысла [6, с. 59]. Осмысленность жизни достигается путем реализации трех видов ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что главным условием самоутверждения и самовыражения является непрерывное движение к реальным, общественно и лично значимым целям, т.е. наличие перспектив роста личности.

В гуманистической модели образования основной акцент делается на формирование позитивной профессиональной «Я-концепции» будущего специалиста, которая лежит в основе личностного роста. Личностный рост в этой концепции связан со следующими представлениями:

- люди - свободно действующие субъекты, способные определять свое личностное становление и развитие;

- люди - мыслящие существа, активно планирующие свое развитие;

- никакого «среднего» типа человека не существует, каждая личность уникальна;

- у людей есть собственные мотивы, побудительные стимулы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реализации.

Главный психологический смысл личностного роста -обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие основных личностных качеств. Взаимодействие личности с собственным внутренним миром не менее значимо, чем взаимодействие с внешним миром.

Динамика самореализации личности в профессиональной деятельности представлена в исследованиях ряда авторов следующими структурными составляющими:

- наличие индивидуальной профессиональной модели, которая репрезентирует активность личности в данной деятельности;

- мировоззрение личности, содержащее целостное отношение к профессии;

- профессиональная позиция, которая фиксирует процессы самовыражения личности.

Можно выделить следующие положения для формирования профессиональной Я-концепции и развития положительной профессиональной мотивации:

- целенаправленная работа по осмыслению и формированию ценностной основы своей деятельности, что способствует ориентации на развитие ценностей творческой и личностной самореализации;

- осознанность своей индивидуальной системы личностных ценностей, что влияет на способность конструировать систему профессиональных взаимоотношений, ставить задачи профессионального существования и личностного бытия;

- согласованность между личностными ценностями и ценностями, регулирующими сферу профессиональной деятельности, что приводит к созданию условий для конструктивной работы;

- достижение согласованности между личностными ценностями и декларируемыми целями и задачами профессиональной деятельности как необходимый компонент эффективного осуществления профессиональной деятельности;

- урегулирование отношений между содержательной и процессуально-динамической сторонами мотивации, что создает условия для постановки и реализации целей как осознанных действий в определенных социальных и профессиональных условиях.

Формирование, развитие и изменение профессиональной Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией является «двигателем» профессионального развития будущего специалиста.

В процессе профессионального становления личности, в ходе собственной профессиональной деятельности интенсивно изменяются и критерии ее отношения к себе, формируется профессиональная Я-концепция.

В структуре Я-концепции выделяют: операционально-деятельностный и личностный аспекты. Операционально-деятельностный аспект связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального».

Необходимо рассматривать условия и факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции и мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности, не по отдельности, а в комплексе, т.к., согласно принципу целостной структуры личности, человеческую личность нельзя расчленить на аспекты, а следует рассматривать вкупе их взаимодействия.

В процессе приобретения знаний, умений и навыков важное место занимает познавательная активность студентов, а также умение преподавателя руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний остается для студентов стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь при-

обретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей студентов, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого студента.

В настоящее время иностранный язык становится все более важным средством международного общения и не менее важным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса. Поэтому создание единой системы языкового образования, использование современных педагогических технологий является неотъемлемой частью построения учебного процесса. В современной модели высшего образования иностранный язык рассматривается как средство совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста, а также как средство развития и саморазвития его личности.

С позиций современных требований акцент в обучении переносится на развитие личности, ее обучение умению самостоятельно пополнять знания, совершенствовать квалификацию. Педагогические технологии должны актуализировать и раскрывать в человеке его индивидуальные способности и особенности, заложенные в нем творческие начала.

Интерес студентов к занятию и его эффективность возрастают, когда наряду с классическими методами широко используются активные формы обучения. В частности, речь может идти об организации дискуссии, ролевой игры, разработке учебного проекта. В сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые студентами знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному развитию будущего специалиста.

Используемые на занятиях иностранного языка современные педагогические технологии направлены на создание развивающей языковой среды для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, а также достижение следующих образовательных целей:

- развитие у студентов умения рационально планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль;

- развитие умений и навыков работы с учебной литературой;

- развитие умений применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности;

- развитие творческой активности студентов;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- развитие настойчивости, способности преодолевать трудности при достижении намеченной цели;

- формирование интереса и позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Одной из таких технологий является использование учебного проекта.

Учебный проект - это педагогическая технология, позволяющая обучить учащихся целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения за-

дач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации [7].

Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод проектов предоставляет широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, при изучении материала различной степени сложности.

Сущность метода проектов, рассматриваемого в контексте личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого студента, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Проектное обучение рассматривается как одна из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности.

Ведущие положения метода проектов основаны на:

- учете особенностей личности студентов;

- связи идеи проекта с реальной жизнью;

- изменении основной схемы взаимодействия преподавателя и студентов, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное сотрудничество преподавателя и студентов;

- значительном повышении уровня автономности студентов при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;

- значительном повышении уровня внутренней мотивации студентов к более качественному овладению знаниями [7].

Преимуществом применения метода проектов является также то, что он способствует формированию так называемых «надпредметных» навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.

Учебный проект предполагает разработку замысла, идеи, условий реализации идеи и представления конечного продукта. После предъявления преподавателем названия проекта, цели и проблемы идет самостоятельное формулирование студентами цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление, представление результатов.

Таким образом, применение современных педагогических технологий в учебном процессе способствует подготовке высокопрофессионального специалиста, формированию творческой, саморазвивающейся личности с определенной системой ценностей, критическим мышлением; специалиста, способного принимать ответственные, самостоятельные, профессионально грамотные решения, владеющего иностранным языком, востребованного на рынке труда. Поэтому мы рассматриваем иностранный язык как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего специалиста.

Библиографический список

1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издат. группа «Прогресс», 1994.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

3. Allport G. Pattern and Growth in Personality. - N.Y., 1961. - 152 p.

4. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. -М.: АРКТИ, 2005.

Статья поступила в редакцию 14.01.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.