Научная статья на тему 'Построение модели личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста-педагога на основе личностно-центрированного подхода'

Построение модели личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста-педагога на основе личностно-центрированного подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ПОЛЕ / САМОСТЬ / ФАСИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морнов Константин Алексеевич

В статье рассматривается модель личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста-педагога, структура данной модели, составляющие ее компоненты и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морнов Константин Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение модели личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста-педагога на основе личностно-центрированного подхода»

ориентироваться на педагогические ценности, значимые для новой социокультурной ситуации,

Библиографический список

1. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: Петролис, 1996.-416 с.

УДК 159.922

Морнов Константин Алексеевич

Аспирант Братского государственного университета, [email protected], Братск

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Mornov Konstantin Alekseevich

Post-graduate student, Bratsk state university, [email protected], Bratsk

CONSTRUCTION OF THE MODEL OF PERSON-PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALIST-TEACHER ON THE BASIS OF PERSON-CENTERED APPROACH

В нашем исследовании, изучаемый феномен - личностно-профессиональная компетентность (ЛПК) будущего специалиста-педагога (БСП), и условия ее становления, следующим образом, по нашему мнению, условно соотносятся со структурой личности предложенной К. Р. Роджерсом. Так, основа ЛПК находится и имманентно присуща психическому компоненту структуры личности - «организму», предпосылки становления ЛПК создаются или не создаются психическим компонентом структуры личности - «самостью», сам процесс становления ЛПК при наличии соответствующих психологических условий протекает в третьем компоненте структуры личности -«феноменальном поле».

Под личностно-профессиональной компетентностью БСП мы понимаем процесс непрерывного становления уникальной совокупности качеств и свойств, убеждений, потребностей и целей, ценностей и смыслов, знаний, умений, способностей, аффективно-волевых установок и мотивов, способствующих процессам самоактуализации, саморазвития, самореализации, как

в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности, становлению полноценно функционирующей личности БСП в целом.

Для понимания процесса становления ЛПК будущего специалиста необходимо рассмотреть структуру личности согласно К. Р. Роджерсу.

Истоки саморазвития человека, с точки зрения личностно-центрированного подхода (ЛЦП) К. Р. Роджерса, обусловлены его личностной структурой, условно состоящей из трех психических компонентов: организм, феноменальное поле, самость.

Организм - это индивидуум как живое существо в целом: физическое бытие, потребности, эмоции, чувства и т. д. Организм изначально направлен на самоусиление и в нем нет ничего негативного, не отвечающего задаче личностного роста. Развитие в сторону усиления - это имманентная личностная тенденция организма, которая не формируется и не задается извне; она является врожденной и ориентирует личность по мере ее взросления на индивидуальное становление, личностную автономию и самоактуализацию (на этом, по нашему мнению, основывается ЛПК - К. М.)

Феноменальное поле (поле опыта) - содержит весь жизненный опыт индивидуума, личностный, учебный и профессиональный, который им осознается, независимо от того, существовал ли этот опыт изначально на сознательном или бессознательном уровне; иными словами - это внутренний мир человека, в котором отражается все, что, происходит в организме и во внешней среде. «Поле опыта уникально для каждого индивидуума; «феноменальное поле» содержит все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознаванию» [3, с. 38].

Самость (последний компонент личностной структуры) - это совокупность восприятий индивидуумом самого себя. Самость по Роджерсу выражается, прежде всего, в способности индивидуума к самооценке и определению своего места и своей роли во внешнем мире. Самость не является врожденным компонентом в структуре личности, она приобретается ребенком в процессе взаимодействия с социумом. Общение ребенка с внешним миром и с другими людьми является непременным условием развития самости и личностного роста в целом.

Самость включает в свою структуру такие компоненты, как восприятие своей сущности, индивидуальности, своих особенностей и способностей; восприятие и самооценивание себя в отношениях с внешним миром и другими людьми. Самость изначально является продолжением феноменального поля, но по мере социализации индивида становится самостоятельной психической подструктурой. В целом, самость или представление личности о самом себе «...есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего» [6, вып. 4, с. 8].

С позиции ЛЦП, источником действия внутренних механизмов саморазвития человека является ориентир на ценности. К. Роджерс разделяет существующие ценности на два вида: ценности «действенные», проявляю-

щиеся в выборе индивидуумом реальных объектов, и ценности «знаемые», проявляющиеся в выборе объектов символических.

«Действенные» ценности обусловливаются текущими и конкретными потребностями такой психической подструктуры, как организм, транслирующий в пространство феноменального поля свои потребности. Иными словами, феноменальное поле выполняет роль внутреннего экрана, на котором проецируется то, что, происходит в организме.

Ценности «действенные» - это то, что ценно и важно для конкретного индивидуума как для живого существа в данный момент времени; то, что необходимо «здесь и теперь» организму для реализации его тенденций к саморазвитию и самоусилению. То, что сейчас ценно человеку для здорового функционирования или для обеспечения жизнедеятельности, через некоторое время (как правило, после получения и реализации ценности) может стать абсолютно неважным и безразличным [3].

Ценности «знаемые» (абсолютные) - это ценности, приходящие из социальной среды; они внешние по отношению к индивидууму и не связаны с тем, что происходит в его организме. К «знаемым» можно отнести и такие ценности, как признание и уважение со стороны других людей, и, прежде всего, родителей, педагогов.

Ценности «знаемые» - это также результат проекции на «экран» феноменального поля потребностей, но уже не со стороны организма, а со стороны самости. Самость как самостоятельная психическая подструктура обладает собственными потребностями (часто несовпадающими с потребностями организма), среди которых доминирующей, особенно у ребенка, и является потребность в признании и принятии [4].

Таким образом, в пространство феноменального поля, иными словами во внутренний мир индивида (БСП), проецируют как на «экран» и воздействуют своими ценностями, потребностями две мощные силы: одна идущая из организма и основывающаяся на тенденции к самоактуализации и индивидуальному становлению; вторая, идущая от самости и ориентированная на получение в основном любви и признания, но также по нашему мнению, и ориентированная на получение исходящих от внешнего мира в целом, от процесса обучения в частности личностно значимых, имеющих личностный смысл, «знаемых» ценностей (в рамках нашего исследования, «знаемых ценностей» для становления своей индивидуальной личностно-профессиональной компетентности - К. М.).

Если обе силы совпадают по направлению (совпадение потребностей самости и тенденций организма) идет процесс эффективной личностной самореализации, в частности становления ЛПК. Совпадение представляет собой позитивное реагирование внешнего окружения (родители, педагоги, государственные и общественные структуры) на стремления индивида к индивидуальному саморазвитию [2].

В процессе обучения совпадение потребностей самости и тенденций организма БСП, по нашему мнению, становится возможным благодаря созда-

нию особой совокупности психолого-педагогических условий, которую К. Р. Роджерс назвал - фасилитация.

В концепции личностно-центрированного подхода (ЛЦП) К. Р. Роджерса целью работы психолога, педагога, воспитателя является оказание помощи личности в осуществлении индивидуального саморазвития.

Фасилитатор - (от англ. to facilitate - помогать, способствовать) - это, в теории К. Роджерса, тот, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации.

Педагог-фасилитатор не формирует и не переделывает ребенка под изначально заданный образец, не вкладывает в него извне какое-либо (с его точки зрения нужное) содержание, он только помогает субъекту саморазвития стать самим собой [3, с. 81].

Педагог-фасилитатор решает проблемы создания помогающих взаимоотношений, в которых учащийся (БСП) сможет раскрыть свой потенциал и «принять» знания как элемент собственного опыта, чтобы затем использовать их для личностного роста. Свободно, самостоятельно и ответственно инициировать собственное осмысленное учение, направлять его на усвоение элементов личностно-значимого опыта [2].

Из своей теоретической и практической деятельности К. Р. Роджерс делает вывод, что «педагога-фасилитатора нужно готовить уже на студенческой скамье, в ходе подготовки к профессиональной педагогической деятельности» [2, с. 40]. Присоединяясь к словам К. Р. Роджерса, добавляем, в ходе становления профессионально-педагогической компетентности БСП (которая является частью ЛПК), и которая, по нашему мнению, является компетентностью в сфере фасилитации (фасилитационной), то есть становление необходимых качеств личности способствующих эффективному процессу фасилитации (и которые, по нашему мнению, возможно, назвать фасилита-ционными компетентностями БСП).

Психолого-педагогическим условием становления ЛПК является фасилитация, благодаря которой, по нашему мнению, в процессе обучения становится возможным появление у БСП и проявление им главного, психологического, личностного условия - совпадение потребностей самости и тенденций организма; становление личностно значимыми, имеющими личностный смысл «знаемыми» ценностями содержаний компонентов ЛПК.

Таким образом, если со стороны самости БСП восприятие себя и самооценка основывается на наиболее сущностной, базисной аксиоматической установки, убежденности, вере (и не противоречит ей), в безусловной позитивности природы человеческого организма (как своего собственного, так и других людей), которая изначально направлена на конструктивное саморазвитие и достойна доверия и уважения. А также понимании, принятии и признании, что «...становление личности - это процесс интенциональный (направленный, идущий «изнутри» организма), и что он не может быть спроектированным и управляемым со стороны внешнего мира, в том числе,

не является прямым результатом педагогических воздействий. Признание и принятие БСП, что человек есть свободный и ответственный субъект собственного личностного роста» [3, с. 150]. И в случае, если данные положения становятся личностно значимыми, имеющими личностный смысл «знаемой ценностью» БСП, что, по нашему мнению, является условием становления сущностного компонента личностно-профессиональной компетентности (ЛПК), который на личностном уровне проявляется в качестве процесса становления личностной компетентности, то есть совокупности свойств и качеств личности развиваемых, регулируемых и созидаемых собственным сознанием, интеллектом и волей индивидуума. В целом, в нашем исследовании, личностную компетентность, мы рассматриваем, как совокупность компетентностей входящих в пространство управления и контроля со стороны сознания (восприятия, внимания, мышления, воображения, речи и т. д.), компетентности составляющие систему волевой, интеллектуальной и духовной саморегуляции человека; компетентности в наибольшей степени относящиеся, способствующие и проявляющиеся в процессах самоактуализации, саморазвития, личностного роста, самосозидания, самодостраивания.

Личностная компетентность БСП на уровне данного компонента, по нашему мнению, ориентирована на становление следующих сущностных, базовых, наиболее фундаментальных компетентностей: понимание себя и отношение к себе как к «главному фактору» собственного становления, уверенность (безусловная вера) в своих личностных силах и опора при этом на свой внутренний мир, как на глубинную экзистенциальную основу, неконформность (независимость, личный суверенитет) и конгруэнтность (соответствие самому себе). Внутренний локус контроля, высокий уровень развития аутоэмпатии (понимание собственных эмоций, чувств, состояний и потребностей) и толерантности.

На профессиональном уровне, по нашему мнению, данный компонент проявляется в качестве процесса становления профессиональной педагогической компетентности, фасилитационной компетентности БСП. Фасили-тационная компетентность на уровне данного компонента, ориентирована на становление следующих фундаментальных, базовых компетентностей: сущностной убежденности БСП в том, что «...ребенок (человек) является центром собственного личностного развития; он центр, в котором сосредоточены источники его роста, механизмы самоусиления; в возможности и способности ребенка к конструктивному развитию, саморазвитию (к изменениям и самоизменениям ведущих к здоровому личностному росту)» [4, с. 121]. Понимание, принятие, определение себя в будущем педагогом-фасилитатором. Ориентированность на создание, обеспечение достаточных условий способствующих полноценному саморазвитию, личностному росту ребенка. Способствование обретению собственного аутентичного Я ребенка (помогает найти, принять и осуществить самого себя, стать самим собой). Желания и возможности принять, понять и помочь осмысленному

учению ребенка. Отношение к детям (равно как и к другим участникам педагогического взаимодействия) как к суверенным субъектам личностного самоосуществления, личностного роста «...во всех педагогических ситуациях склонен отдавать приоритет естественному, здоровому саморазвитию ребенка перед выполнением им учебных, социальных и прочих функций (не отрицая определенную важность последних)» [3, с. 150].

Сущностный компонент, являясь системообразующим, определяет специфику всех других компонентов ЛПК БСП.

Становление сущностного компонента ЛПК обуславливает определенные потребности и создает цели, которые, по нашему мнению, являются естественным продолжением тенденций организма, задают направленность компетентностям БСП, ориентируют деятельность. Основными, по нашему мнению, являются следующие, согласно которым «...цель человеческого бытия - как можно более полное раскрытие и реализация своего личностного потенциала; потребность обретения себя как уникальной, самостоятельной, свободной и ответственной личности, проявляющейся в таких специфических для человека феноменах как конструктивная проактивность, самоактуализация и креативность, целостность и духовность» [3, с. 151].

Таким образом, в случае положительной самооценки со стороны самости БСП данных целей и потребностей, принятие их, как личностно значимых. По нашему мнению, является условием становления потребност-но-целевого компонента ЛПК, который, на личностном уровне, на уровне становления личностной компетентности проявляется в потребностях личностного роста, устремленности БСП на достижение целей личностной компетентности. Потребности личностного роста и процесс достижения целей в рамках личностной компетентности, по нашему мнению, проявляются в следующем: в ориентированности БСП на непрерывное саморазвитие в направлении возрастающей конструктивности, целостности, зрелости, повышения личностной компетентности в результате как самоактуализации собственной сущностной природы организма, рефлексии личностного роста, так и самосозидания личностных качеств, саморазвития необходимых компетентностей в условиях свободного и сознательного выбора возможностей предоставляемых образовательной средой, внешним миром в целом.

На профессиональном уровне, на уровне становления педагогической, фасилитационной компетентности, данный компонент проявляется в потребностях самоосуществления, самореализации БСП в процессе обучения, познавательной активности, осмысленности учения, рефлексии учебно-про-фессиональной деятельности, ориентированности на профессиональный рост, направленности на достижение главных целей педагогической деятельности. В качестве таких целей БСП определяет и выбирает цели фасилита-ции - «... содействие процессу естественного саморазвития ребенка; создание помогающих условий и отношений, необходимых для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные

условия (желания индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности...» [3, с. 151].

Становление потребностно-целевого компонента ЛПК обусловливает определенную систему личностно-профессиональных ценностных ориентаций и смыслов, среди которых главной ценностью признается «...человек, как полноценно функционирующая, самосозидающаяся личность, характеризующаяся экзистенциальным (свободным и ответственным) образом жизни. Причем, в качестве такой ценности БСП рассматривает не только самого себя, но и всех других людей - равноправных участников межличностных диалогических взаимоотношений» [3, с. 151]. Придание БСП личностного смысла данным (гуманистическим) «...ценностным ориентациям связано с оценкой их соответствия собственным потребностям и проявляется в переживании и утверждении особой их значимости» [1, с. 57].

В случае, позитивной самооценки со стороны самости БСП данных ценностей, а также наделение данных ценностей (убеждений) личностными смыслами. По нашему мнению, является условием становления ценностносмыслового компонента ЛПК, который, на личностном уровне проявляется в приоритетных ценностях личностной компетентности БСП, нравственных ценностях, ценностях самоактуализации и самосозидания, к которым А. Маслоу относил истину, добро, красоту, справедливость, совершенство, бытийную неэгоистическую любовь, творчество, бескорыстное познание внутреннего и внешнего мира.

Также, становление личностной компетентности на уровне данного компонента, проявляется в ориентированности БСП на следующие приоритетные ценности: «...экзистенциальную проактивность (способность делать самостоятельные выборы, ведущие к развитию и нести ответственность за них), автономность (самостоятельность), аутентичность (подлинная индивидуальность), конгруэнтность» [3, с. 152].

На профессиональном уровне, на уровне становления педагогической, фасилитационной компетентности, данный компонент проявляется в ориентированности БСП на следующие приоритетные профессиональные ценности: «... личность и личностное достоинство детей, их индивидуальность, неповторимость в познании, самовыражении, способность к самоопределению, самостоятельность и ответственность, инициатива и творческая активность учащихся, уверенность в себе, интернальный локус контроля, адекватная и позитивная Я-концепция, личностный рост учащихся в целом» [3, с. 151]. «Задаваемая этими ценностями педагогическая стратегия - является стратегией помощи, поддержки и уважения ребенка. К личности, к сложному и уникальному внутреннему миру каждого ребенка как, впрочем, и к своему собственному, к которому взрослые относятся с осторожностью и деликатностью» [3, с. 146].

Становление потребностно-целевого и ценностно-смыслового компонентов ЛПК детерминирует определенную систему знаний, когнитивную основу ЛПК БСП, которая включает в себя жизненно-эмпирические и науч-

но-теоретические знания. Жизненно-эмпирическое содержание знаний складывается на основе личного опыта (феноменального поля) БСП, осмысления им жизненных и учебно-профессиональных ситуаций. Научно-теоретическое содержание знаний складывается на основе осмысления БСП философских и психолого-педагогических положений различных концепций. Особый интерес, в силу личностной значимости и соответствия собственным убеждениям, оценкам, потребностям, целям и ценностям (компетентностям в целом) представляют, по нашему мнению, психолого-педагоги-ческие положения гуманистического подхода, эгодинамических концепций (экзистенциализм, синергетика, феноменология, личностно-центрирован-ный подход) научно обосновывающие гуманистически ориентированную систему взглядов на личность и процесс ее динамики [3].

Таким образом, в случае, положительной самооценки со стороны самости БСП данных знаний, а также принятия их как личностно значимых, имеющих личностный смысл «знаемых ценностей», по нашему мнению, является условием становления когнитивного компонента ЛПК. Который, на личностном уровне, на уровне становления личностной компетентности проявляется в выраженной гуманистической направленности компетентностей БСП, направленности на интеллектуальный рост, повышение познавательной активности, осмысленности учебной деятельности, получение научно-теоретических знаний содержащихся в экзистенциально-гуманистическом и феноменологическом подходах, посвященных проблемам внутреннего мира человека и его самоактуализации, ориентированности на освоение методологических компетентностей: понимание исходных положений, теорий, структуры и функций данных (гуманистических) знаний, логики и методов исследований, способов применения знаний и достижений психолого-педагогических наук на практике. Информационных компетентностей: понимание и уверенная ориентация в информационной «картине» современного мира «...понимание ценности знания об информации, ее источниках, способах представления, сохранения, преобразования и использования, знание специфики работы с информационными потоками самого разного вида и содержания, знание сути информационных процессов» [2, с. 84].

На профессиональном уровне, на уровне становления педагогической, фасилитационной компетентности, данный компонент проявляется в ориентированности БСП на действительную гуманизацию педагогического процесса, направленности на адекватные гуманистическому подходу знания, профессиональное мышление и представления «...как о ребенке, о движущих силах и закономерностях его развития, так и о сущности учебно-воспитательного процесса, фасилитации» [3, с. 152]. Ориентированности использовать в своей будущей профессиональной деятельности «...индирективные теоретические системы и концепции, полностью отвечающие гуманистическим принципам. Причем теоретические аспекты не доминируют над живым, творческим поиском всеми участниками педагогического взаимодействия собственных способов познания и развития» [3, с. 152].

Эмоциональное отношение к становлению вышеназванных компонентов ЛПК обеспечивает следующий аффективно-волевой компонент. Данный компонент, обусловливает устойчивость, стабильность, аффективное подкрепление действий, компетентностей, способствует выработке волевых установок ЛПК (готовность действовать, совершать выборы, решать жизненные проблемы, активно изменять обстоятельства, «...противостоять авторитарным и манипулятивным воздействиям со стороны внешнего мира») [3, с. 152].

Таким образом, по нашему мнению, положительная самооценка со стороны самости БСП сущностных убеждений, потребностей, целей, ценностей, знаний то есть содержаний компонентов ЛПК ставших интернальным (внутренним опытом, частью феноменального поля) создает предпосылки, является условием становления аффективно-волевого компонента ЛПК БСП, который на личностном уровне, на уровне становления личностной компетентности проявляется в изначально позитивном отношении (положительные эмоции и чувства), как к собственному внутреннему миру, так и к миру внешнему, к другим людям, в позитивном отношении к своей личностной компетентности. Уверенности в возможности преодоления любых препятствий, встающих на пути самоактуализации и личностного роста, повышения компетентности. Эмоциональной уравновешенности, свободе от психологических защит, отсутствии невротических симптомов. При высоко развитом аффективно-волевом компоненте ЛПК процесс самоактуализации становится образом жизни БСП, а не является лишь неосуществленным желанием или стремлением.

На профессиональном уровне, на уровне становления педагогической, фасилитационной компетентности, данный компонент проявляется в позитивном эмоциональном отношение БСП к процессу своего обучения, фасили-тации (удовлетворенность ими) и педагогической действительности в целом. «Свободе от часто встречающихся негативно окрашенных профессиональных стереотипов и предубеждений. Настроенности на конструктивное взаимодействие с детьми, основанное на открытых положительных эмоциях и чувствах, высоком развитии компетентностей эмпатии (глубокое и искреннее сопереживание), толерантности. Волевой аспект данного компонента придает фасилитационным взаимоотношениям стабильность, исключая возможность их перехода на директивные основы [3].

Степень проявления содержаний компонентов ЛПК (сущностных убеждений, потребностей, целей, ценностей, знаний, аффективных и волевых установок) ставших интернальным опытом, в реальной деятельности БСП характеризуется мотивационно-практическим компонентом ЛПК.

Данный компонент проявляется в мотивации БСП на определенные типы общения, поведенческой активности, стиль жизни и взаимодействия с окружающим миром, способ бытия в целом [3].

Таким образом, конструктивная, позитивная самооценка со стороны самости БСП актуальности и степени проявления содержаний вышеперечисленных компонентов ЛПК в деятельности, является, по нашему мнению,

условием становления мотивационно-практического компонента ЛПК, который на личностном уровне, на уровне становления личностной компетентности характеризуется как интраперсональными показателями или критериями процесса самоактуализации БСП (личностные компетентности, способствующие личностному росту индивида на уровне мира внутреннего), так и интерперсональными показателями процесса самоактуализации БСП (личностные компетентности, способствующие личностному росту на уровне мира внешнего). К интраперсональным показателям можно отнести такие компетентности, как доверие и вера в себя, в свои силы, принятие себя, самопонимание, аутосимпатия (позитивное отношение к себе), аутентичность, естественность, холистичность (личностная целостность), внутренний локус контроля, умение быть открытым опыту и открытость опыту, стремление и умение жить настоящим. К интерперсональным показателям можно отнести, такие компетентности, как конгруэнтность, эмпатия, толерантность, конструктивность, креативность, автономность, коммуникативная компетентность, проявляющаяся в контактности (общительности), гибкости в общении, в стремлении к демократическим взаимоотношениям на основе межличностного диалога, высокая социально-психологическая адаптивность.

На профессиональном уровне, на уровне становления педагогической, фасилитационной компетентности данный компонент ЛПК проявляется в мотивированности, направленности БСП на создание активной образовательной среды, помогающей раскрытию и саморазвитию личностного потенциала ребенка как по интраперсональным, так и по интерперсональным показателям самоактуализации. Ориентированности осуществлять в будущем педагогическую деятельность, фасилитацию на основе компетентностей межличностного диалога, организовывать общение и взаимодействие на принципах паритета, взаимоуважения и взаимопонимания, инди-рективных, подлинно доброжелательных взаимоотношений с учащимися. Будущий специалист представляет и стремится в последствии построить учебный процесс таким образом, чтобы изучаемые и усваиваемые учащимися знания и умения приобретали для них индивидуальную ценность, личностную значимость, причем, при изучении какого-либо предмета «акцент делается не на фактической стороне и объективном знании, а на субъективном личностном смысле - на человеческом измерении любого изучаемого материала» [3, с. 154].

Мотивационно-практический компонент ЛПК проявляется, прежде всего, в стремлении и способности БСП к самореализации и самоактуализации [3]. Таким образом, критериями развитости, как данного компонента, так и ЛПК в целом, являются показатели самоактуализации БСП.

ЛПК БСП, по нашему мнению, составляют ключевые, то есть основные, базовые личностные компетентности, от которых напрямую будет зависеть профессиональная деятельность будущего специалиста и ее эффективность,

его профессиональная самореализация и профессиональный рост, самоактуализация в целом.

Библиографический список

1. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения [Текст] / С. Н. Булгаков - М.: Риск, 1994. - 415 с.

2. Вербицкий, А. А. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова - М.: МГПОУ, 2006. - 172 с.

3. Подлиннее, О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования) [Текст]: дис. д-ра пед. наук / О. Л. Подлиняев. - Иркутск, 1999. - 390 с.

4. Подлиняев, О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях [Текст]: учеб. пособие / О. Л. Подлиняев. - Изд. 2-е, испр. и доп. -Иркутск: ГОУ ВПО «ИГУ», 2006. - 160 с.

5. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Райгородский, Д. Я. (ред. - сост.). - Самара: Бахрах, 1996. - 480 с.

6. Фейдимен Дж. Личность и личностный рост [Текст] / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер - пер. с англ. - М.: Изд-во Росс, открытого ун-та. - Вып. 1. - 1991; Вып. 2. - 1992; Вып. 3. - 1994; Вып. 4. - 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.