В следующем абзаце постановления Политбюро подводился общий итог всей киноповести: «Довженко докатился до ... чудовищной клеветы на советский народ...»30. Впоследствии к критике протестной фразеологии в произведениях искусства, как к причине формирования антисоветского и антипартийного мнения не раз возвращались в своих выступлениях А.С. Щербаков, Г.М. Маленков. Практически все партийные руководители отмечали, что факты, о которых заявляли деятели культуры и литературы, были правдивыми, но представлялись они в негативном свете, а выводы, такие как «мы мало думаем о народе», превращали протестную фразеологию в открытую антисоветчину31.
Перечисленные обстоятельства не повлияли на чувства патриотизма и гражданского долга, но заставили людей пересмотреть свои взгляды на основные ценностные установки мировоззрения: роль Право-
30Литературный фронт. История политической цензуры 1932 - 1946 гг. / Редактор и составитель Д. Байрау, Д.Л. Бабичен-ко. // Сб. док. М., 1994. С. 117. 31Там же. С. 174.
славной церкви в обществе, отношение к литературе и искусству, понятия чести и достоинства. Эти обстоятельства стали особенно сильно влиять на общественные настроения в первые послевоенные годы. До окончательной победы над фашистской Германией Советское правительство не решилось предпринимать каких-либо репрессивных мер против фактов критики, заканчивающейся делигитимными оценками по поводу внутренней политики государства.
Тенденции, повлиявшие на рост делегитимных настроений советской общественности в годы войны, не привели к десакрализации власти в общественном сознании. В данном случае: десакрализация - это нецензурное и жаргонно-тюремное отношение не только к отдельным представителям власти, но и ко всем институтам государственности. Советский народ, в том числе проживавший в тыловых районах страны, остался верен своей стране, политическому режиму и понятию справедливости, с позиций которой происходила оценка поступков представителей власти на местах. Именно понятие «справедливости», в сочетании со слухами, интерпретировавшими сюжеты «политических сказок», создавали делегитимный облик советской власти.
УДК 378
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Ж.Ю.Трифонова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Актуальность проблемы саморазвития личности студента продиктована экономическими и социальными изменениями в обществе, новыми требованиями общества к выпускникам вузов. В статье рассматривается вопрос саморазвития личности студента в контексте гуманистической парадигмы при условии построения учебно-воспитательного процесса с позиции личностно-центрированного подхода. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: гуманистическая парадигма; экзистенциализм; личность; развитие; личностно-центрированный подход; саморазвитие; фасилитация.
SELF-DEVELOPMENT OF STUDENT'S PERSONALITY AS A NECESSARY CONDITION OF FUTURE SPECIALIST
FORMATION
Zh.Y. Trifonova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Irkutsk.
The relevance of the problem of student's personality self-development is determined by economic and social changes in the society, new demands of the society for graduating students. The article discusses the issue of student's personality self-development in the context of the humanistic paradigm, provided the construction of the educational process from the perspective of a person-centered approach. 10 sources.
Key words: humanistic paradigm; existentialism; personality; development; personality-centered approach; self-development; facilitation.
Проблема развития личностных качеств молодого человека всегда была одной из основных проблем педагогики. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. «Большинство ученых се-
годня полагают, что кризис в России не экономический, а гуманистический, духовно-нравственный. Подрастает поколение уже с новым, сложившимся антигуманистическим опытом ....Эти результаты негатив-
Чрифонова Жанна Юрьевна, старший преподаватель кафедры английского языка, тел.: (3952) 405203. Trifonova Zhanna, Senior Lecturer of the Department of English language, tel. (3952) 405203.
ного социокультурного опыта должны быть подвергнуты целенаправленной коррекции в условиях гуманистической системы образования. В современной педагогике разработаны принципы гуманизации образования: построение образовательного процесса на основе личностно ориентированного подхода; организация обучения и воспитания с позиции отказа от наукоцен-тризма, предполагающего опору на эмпирический социокультурный опыт личности ...»[1].
Сегодня традиционная схема подготовки специалистов - сочетание теоретического образования со специализированной подготовкой - не соответствует времени, т.к. главными направлениями образования в настоящее время являются ориентация на личность, развитие её творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации.
В связи с этим при подготовке будущего специалиста важно создать условия для определения перспектив его дальнейшей жизненной и профессиональной самореализации с использованием собственного интеллектуального потенциала. В этом большую роль, как отмечалось выше, играет гуманистическая концепция образования и воспитания как основное направление развития высшего профессионального образования.
В центре гуманистической парадигмы образования (формулировка определения парадигмы выдвинута Равкиным З. И. в работе «Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики») находится развитие студента, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Развитие и саморазвитие, самореализация студента, его творчество, жизнетворчество, субъектность - основа парадигмы. Субъектный подход - это самостоятельный источник образования, который способствует решению важных задач становления личности студента, формируя у него потребности в творческом саморазвитии.
Задача сторонников гуманистической парадигмы заключается в том, чтобы всемерно способствовать становлению и самосовершенствованию личности в отличие от формализованной передачи студентам знаний, «при этом приёмы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. Поэтому правомерно, что одной из теоретических (психолого-педагогических) основ осуществления, выдвинутой гуманистической парадигмой задачи формирования человека как уникальной личности, является созданная А. Маслоу концепция иерархии человеческих потребностей, в которой высшее место отводится стремлению к самоактуализации (раскрытию потенциальных возможностей личности) »[ 2 ].
Проблема развития, саморазвития личности занимала учёных с давних времен. С позиции экзистенциалистов человек рассматривается как свободная, экзистенциально направленная личность, которая создает себя сама, несёт полную ответственность за этот процесс, осознает своё назначение в жизни. Экзистенциализм, представленный основными трудами
западноевропейских (А.Камю, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М.Хайдеггер и др.) и русских (Н. А. Бердяев, М.М. Бахтин, С.Н. Булгаков и др.) философов, провозгласил в качестве главной установки, что человек не объект и конечный продукт социальных влияний, а субъект свободного и ответственного самосозидания.
Личность, с позиции экзистенциалистов, является центром собственного становления, в котором заключены как ресурсы, так и механизмы личностной динамики. Человек наделен силами, позволяющими ему преодолеть воздействие социума, деформирующее его индивидуальность, и навязываемый обществом образ жизни. Личность способна делать себя сама по своему замыслу, и она ответственна за свой жизненный выбор перед собой. Ж.-П. Сартр считает, «что трус делает себя трусом и что герой делает себя героем. Для труса всегда есть возможность не быть больше трусом, а для героя - перестать быть героем. ... Человек делает себя сам» [ 3 ].
По утверждению экзистенциалистов, человек не обладает определенным образом жизни, а выбирает его, выстраивает свою собственную систему ценностей в мире среди множества возможностей и ценностных систем. Поэтому ценность любой теории человеческого существования определяется не её завершенностью, полнотой, а тем, насколько она помогает личностному самоопределению.
Современная гуманистически ориентированная философия и психология рассматривает становление человека как двусторонне детерминируемый процесс. С одной стороны, на развитие человека влияет окружающий мир - образование, воспитание, а с другой -внутреннее целеполагание является источником самодвижения. То есть человек, руководствуясь своими ценностями и целями, овладевает способностью определять путь собственного развития, осуществлять его как свободную личностно значимую деятельность.
В зарубежной и отечественной педагогике накоплен значительный научный потенциал, содержащий данные исследований вопроса саморазвития личности. Проблема саморазвития рассматривается в контексте гуманистической парадигмы личностно-центрированного образования. Данной проблеме посвящены работы А. Маслоу, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И.А. Зимней, С. Л. Братченко и др.
По мнению автора, наиболее перспективным является личностно-центрированный подход, разработанный представителем гуманистической психологии К. Роджерсом, рассматривающий человека как субъект, инициирующий и организующий процесс собственного саморазвития.
По мнению К. Роджерса, структура личности состоит из трёх компонентов: организм, феноменальное поле и самость [ 4 ].
В здоровом организме нет ничего негативного, он изначально направлен на самоусиление. Развитие в сторону усиления - это имманентная личностная тенденция организма, которая не формируется извне, она является врожденной и ориентирует личность по мере её взросления на самоактуализацию.
Феноменальное поле или поле опыта - это внутренний мир человека, в котором отражается всё, что происходит в организме и во внешней среде. Поле опыта - это частный, личный мир человека, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой объективной реальности. Поле опыта уникально для каждого индивидуума. Пространство феноменального поля включает в себя волю, рефлексивную способность, управление психическими процессами, поведением и т.д. Феноменальное поле развивается из организма, в то время как структуры социальной системы, в которой существует индивид, рассматриваются как условия становления данного поля.
Самость, по Роджерсу, это совокупность восприятий индивидуумом самого себя. Самость не является врожденной, она приобретается человеком в процессе взаимодействия с социумом. Общение ребенка с внешним миром и другими людьми является непременным условием развития самости и развития личности.
Таким образом, с позиции личностно - центрированного подхода личность является центром собственного развития, она включает в себя источники и движущие силы роста, ресурсы, необходимые для изменений в сторону усиления себя. «. В человеке изначально нет ничего негативного, разрушительного, асоциального. Его исходный личностный потенциал направлен исключительно на здоровое, полноценное и конструктивное развитие. Все деструктивные, ненормальные проявления вторичны и привнесены извне; они появляются в структуре и поведении личности как следствие конфликтов и противоречий между тем, чем была сущность индивидуума потенциально, и тем, что «сформировали» из неё внешние социальные структуры, в том числе педагогические» [5].
Чтобы понять, в чем состоит суть педагогической теории К. Роджерса, следует отметить некоторые ее положения:
1. Целью педагогической деятельности является обеспечение условий для «полноценно функционирующей» личности - развитие адекватной и гибкой, здоровой Я - концепции. Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте.
2. Признаётся, что источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом. Поэтому Роджерс выступает против термина «формирование», равно как и против понятия «усвоение знаний». По его мнению, является ценным и становится значимым только то учение, которое основано на личном опыте.
3. В качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития.
В соответствии с таким подходом принципиально меняется роль учителя. Его функции - не просто передавать знания, формировать умения или качества личности, а стимулировать тенденции учащихся к
личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации.
Поэтому учителя К. Роджерс называет иначе -учитель - фасилитатор (от англ. to facilitate - помогать). «Мы столкнулись с совершенно новой ситуацией, в которой, если мы хотим выжить, целью обучения становится фасилитация изменения и учения. Образованным является тот, кто научился учиться; кто научился приспосабливаться и меняться; кто осознал, что безопасность зиждется не на самом знании, а на умении его добывать. Изменчивость, доверие к динамичному (а не статичному) знанию - вот единственная разумная цель образования в современном мире»[ 6 ].
К. Роджерс рассматривал фасилитацию учения «как процесс, посредством которого мы можем и сами научиться жить, и способствовать развитию учащего-ся»[7].
В этой связи совершенно очевидными, на наш взгляд, являются установки Роджерса, фасилитирую-щие учение:
1. Подлинность фасилитатора означает, что он общается с учеником как человек с человеком.
2. Одобрение, доверие, принятие ученика. Суть состоит в принятии ученика как небезупречного человека, которому свойственны различные черты.
3. Эмпатическое понимание, при котором возникает атмосфера, стимулирующая самопроизвольное учение. Ученику доверяют развиваться.
Таким образом, целью работы педагога, профессиональное мировоззрение которого основано на лич-ностно-центрированном подходе, является оказание помощи в индивидуальном саморазвитии студента.
Говоря о становлении личности студента как будущего специалиста, следует сказать о внутрилич-ностных факторах саморазвития личности. К ним относятся личностные ценности, которые проявляют себя как источники смыслообразования и мотивообра-зования. А. А. Леонтьев говорит, что «формирование мотивов есть формирование самой личности» [8]. Учет мотивационно - потребностной сферы личности создает ситуацию успеха, которая является условием развития интереса к учению, способствуя тем самым развитию личности обучающегося, его самоактуализации.
Способность к рефлексии - это еще один внутри-личностный фактор, оптимизирующий процесс саморазвития личности студента. Это есть процесс видения и разделения собственных проблем индивидом, когда имеют место критическое переосмысление личностью студента представлений о себе, как носителе определенной системы ценностей, соизмерение их с внешними требованиями. «...В отличие от «объективных» обследований, внешних измерений и диагнозов, которые могут вовсе не изменить человека, в ходе полноценного глубинного самоосмысления человек получает реальную возможность стать иным - появляется шанс для развития. .Рефлексивная работа способствует развитию» [9]. Сознательная деятельность молодого человека с подключением рефлексии способствует поиску нахождения смысла, который и является конкретным смыслом для данного субъекта.
Следующим фактором саморазвития личности является способность к творческой деятельности. Творческая деятельность предполагает не стереотипный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, а самостоятельное видение проблемы и видение путей ее решения. Развитие творческого потенциала студентов наиболее эффективно будет проходить посредством самостоятельной работы, которая способствует развитию учебно - познавательных процессов и развитию личности в целом. Так, И. А.Зимняя считает, что самостоятельная работа студентов «наряду с повышением их предметной компетенции должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности»[ 10 ].
Саморазвитие личности во многом определяется развитостью эмоционально - волевой сферы студента, т. к. всякая деятельность состоит в преодолении
Библиографический список
препятствий, барьеров разной природы. Волевое регулирование является высшим уровнем регуляции деятельности и поведения студента.
Подводя итог сказанному, следует сделать вывод о том, что личность человека, в частности личность студента, является активной, внутренне самоорганизующейся системой, уникальным субъектом своей жизнедеятельности, источником развития которого является врожденная тенденция к самоактуализации. Основополагающими являются гуманистические положения о том, что для самоактуализации внутреннего потенциала, для полноценного развития и роста личности студента как будущего специалиста первостепенное значение приобретает образовательное пространство и преподаватели, содействующие созданию фасилитирующих условий.
1. Берулава М. Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации // Педагогика. 2008. № 7. С. 5-6
2. Равкин З. И. Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. - 90-е гг. XX в.)/ Рос. акад. образования. Ин - т теории образования и педагогики; М., 2000. Т. 1.
3. Сартр Ж.-П. Тошнота. М.: Республика, 1994. С. 449 - 453.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
5. Подлиняев О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно -центрированного подхода: дис.... д-ра пед. наук. Ир-
кутск,1999. С.34.
6. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. С.224.
7. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. С. 225.
8. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. С.187.
9. Братченко С. Л. Вопросы самому себе как путь понимания. //Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования. М. 2006. С. 43.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. С.259.
УДК 908
ИСТОРИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
О.А.Чернявская1
Иркутский областной краеведческий музей, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 13.
Излагается краткая история комплектования краеведческой этнографической коллекции Иркутского областного краеведческого музея начиная с 18 века. Представлены предметы быта и культа, одежда народов, населяющих Сибирь: бурят, эвенков, коряков, юкагиров, якутов, сойотов и других. Перечислены имена знаменитых собирателей - исследователей и путешественников, купцов. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: этнография; Сибирь; коллекция; краеведение; музей.
ACQUISITION HISTORY OF THE ETHNOGRAPHIC COLLECTION OF IRKUTSK REGIONAL MUSEUM OF LOCAL LORE
O.A. Chernyavskaya
Irkutsk Regional Museum of Local Lore, 13, Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
The paper presents a brief history of the acquisition of the local lore ethnographic collection by Irkutsk Regional Museum of Local Lore beginning from the 18th century. These are household and cult objects, clothing of peoples inhabiting Siberia: the Buryats, Evenkis, Koryaks, Yukagirs, Yakuts, Soyots and others. The names of well-known collectors - explorers, travelers, and merchants are enumerated. 8 sources.
Key words: ethnography; Siberia; collection; study of local lore; museum.
1 Чернявская Ольга Александровна,заведующая сектором научно-фондового отдела, аспирант НИ ИрГТУ, тел.:(3952) 228535,e-mail: cherolga01 @mail.ru
Chernyavskaya Olga, Head of the Sector of Scientific Stock Department, Postgraduate of SR ISTU, tel.: (3952) 228535, e-mail: sherolga01@mail.ru