Следующим фактором саморазвития личности является способность к творческой деятельности. Творческая деятельность предполагает не стереотипный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, а самостоятельное видение проблемы и видение путей ее решения. Развитие творческого потенциала студентов наиболее эффективно будет проходить посредством самостоятельной работы, которая способствует развитию учебно - познавательных процессов и развитию личности в целом. Так, И. А.Зимняя считает, что самостоятельная работа студентов «наряду с повышением их предметной компетенции должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности»[ 10 ].
Саморазвитие личности во многом определяется развитостью эмоционально - волевой сферы студента, т. к. всякая деятельность состоит в преодолении
Библиографический список
препятствий, барьеров разной природы. Волевое регулирование является высшим уровнем регуляции деятельности и поведения студента.
Подводя итог сказанному, следует сделать вывод о том, что личность человека, в частности личность студента, является активной, внутренне самоорганизующейся системой, уникальным субъектом своей жизнедеятельности, источником развития которого является врожденная тенденция к самоактуализации. Основополагающими являются гуманистические положения о том, что для самоактуализации внутреннего потенциала, для полноценного развития и роста личности студента как будущего специалиста первостепенное значение приобретает образовательное пространство и преподаватели, содействующие созданию фасилитирующих условий.
1. Берулава М. Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации // Педагогика. 2008. № 7. С. 5-6
2. Равкин З. И. Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. - 90-е гг. XX в.)/ Рос. акад. образования. Ин - т теории образования и педагогики; М., 2000. Т. 1.
3. Сартр Ж.-П. Тошнота. М.: Республика, 1994. С. 449 - 453.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
5. Подлиняев О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно -центрированного подхода: дис.... д-ра пед. наук. Ир-
кутск,1999. С.34.
6. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. С.224.
7. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. С. 225.
8. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. С.187.
9. Братченко С. Л. Вопросы самому себе как путь понимания. //Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования. М. 2006. С. 43.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. С.259.
УДК 908
ИСТОРИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
О.А.Чернявская1
Иркутский областной краеведческий музей, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 13.
Излагается краткая история комплектования краеведческой этнографической коллекции Иркутского областного краеведческого музея начиная с 18 века. Представлены предметы быта и культа, одежда народов, населяющих Сибирь: бурят, эвенков, коряков, юкагиров, якутов, сойотов и других. Перечислены имена знаменитых собирателей - исследователей и путешественников, купцов. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: этнография; Сибирь; коллекция; краеведение; музей.
ACQUISITION HISTORY OF THE ETHNOGRAPHIC COLLECTION OF IRKUTSK REGIONAL MUSEUM OF LOCAL LORE
O.A. Chernyavskaya
Irkutsk Regional Museum of Local Lore, 13, Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
The paper presents a brief history of the acquisition of the local lore ethnographic collection by Irkutsk Regional Museum of Local Lore beginning from the 18th century. These are household and cult objects, clothing of peoples inhabiting Siberia: the Buryats, Evenkis, Koryaks, Yukagirs, Yakuts, Soyots and others. The names of well-known collectors - explorers, travelers, and merchants are enumerated. 8 sources.
Key words: ethnography; Siberia; collection; study of local lore; museum.
1 Чернявская Ольга Александровна,заведующая сектором научно-фондового отдела, аспирант НИ ИрГТУ, тел.:(3952) 228535,e-mail: cherolga01 @mail.ru
Chernyavskaya Olga, Head of the Sector of Scientific Stock Department, Postgraduate of SR ISTU, tel.: (3952) 228535, e-mail: [email protected]
Проблемы этнокультурных контактов приобрели особое значение с середины 1990-х гг. периода распада СССР. Для национальной политики советских десятилетий приоритетом пользовались лишь те аспекты национальной политики, которые отвечали целям интернационализации, ускоренному формированию новой общности - советского народа. С середины 60-х годов процесс детального изучения культуры практически всех народов России был приостановлен. Стали считать, что этот жанр этнографической литературы устарел, главное внимание было обращено на разработку теоретических вопросов этнографии.
За последние десятилетия серьезные опасения вызывают социальная и национальная напряженность, духовное моральное самочувствие народа, межнациональные конфликты. Требуется диалог культур не только на политическом уровне. Развитие демократического общества невозможно без соблюдения интересов всех социальных групп населения, всех граждан независимо от их национальной, религиозной и расовой принадлежности. Иногда этническую принадлежность используют как основу для солидарности при достижении определенных общественных целей, обеспечивающих более благоприятные обстоятельства для жизнеобеспечения, доступа к власти и личного успеха. Назрела необходимость тщательного изучения всего того, что связано с жизнью и деятельностью народов, проживающих на территории России, чтобы выработать соответствующую государственную политику, основные направления формирования национального сознания и самосознания.
Сибирь является территорией со сложным этническим составом населения, изучение культуры которого дает возможность выявить закономерность возникновения этнических традиций и процессов культурного взаимодействия между несколькими этническими группами. « В теоретическом осмыслении нуждаются такие темы, как «Жилище», «Одежда», «Средства транспорта». Они могут быть разработаны в двух аспектах: как обобщение на новом этапе материалов, накопленных после выхода сибирского атласа, а также в аспекте выявления процессов формирования этнокультурных регионов в Сибири» - писала известный этнограф З.П.Соколова в 1989г.
Одной из главных задач музея на современном этапе является популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, с одной стороны, и сохранение материального и нематериального культурного наследия, с другой - а также содействие устойчивому развитию общества через воспитание толерантности.
Обращение к этнографическим коллекциям музея определяется несколькими факторами: необходимость введения в научный оборот ранее не описанных коллекций музея, т.к. до конца пятидесятых годов в музее не проводилось практически никакой фондовой работы, коллекции не имели научного описания, о существовании многих экспонатов до настоящего времени неизвестно научной общественности; на примере этнографических коллекций музея можно проиллюстрировать, на протяжении какого времени все наро-
ды Сибири вовлекались в различные межэтнические и международные контакты, что обуславливало взаимодействие культурных традиций. Изучение источников поступления экспонатов в музей дало возможность открыть для общества новые имена исследователей Сибири, например, П.Г. Полтораднева, С.А. Подьяко-нова, Я.М. Гринцера, священника Я.П. Дуброва и др. Г. Виноградов в кратком обзоре этнографических исследований Иркутского отдела географического общества писал, что уважение этих непрофессиональных этнографов к привычкам, воззрениям, нравам, творчеству коренных народов остается школой для всех будущих поколений исследователей народной жизни и культуры.
Иркутский областной краеведческий музей был основан в 1782г. почетным членом Академии наук Эриком Лаксманом и корреспондентом Академии А.М. Карамышевым. Этнографическая коллекция начала формироваться с первых лет её существования, она уникальна как по широте регионального охвата, так и по количеству предметов. Иркутский краеведческий музей обладает почти таким же количеством экспонатов, как Российский этнографический музей — около 400 тыс. единиц хранения. Сборы XVIII в. и до середины XIX в. носили бессистемный характер, просто собирались диковинные вещи из жизни какого - либо народа. В начале XIX в. музей имел минералогический кабинет, содержащий 1135 образцов местных ископаемых, собрание редкостей с островов Восточного океана, состоящих из одежды, разных орудий труда народов, населяющих эти острова.
Целенаправленное формирование коллекций по истории и культуре коренного населения Сибири начинается со времени, когда в Иркутске открылся в 1851 г. Сибирский отдел Русского географического общества, в ведение которого перешел музей. Экспонаты приобретались в основном двумя способами: добровольным пожертвованием частными лицами и сбором коллекций во время геологических экспедиций, миссионерских поездок. Приток этнографических коллекций усилился в 70-80 гг. XIX в.- годы работы в Иркутске Г.Н. Потанина. Он разработал программу по формированию этнографических коллекций и привлек для исследований и сбора экспонатов местные силы. В работе музея стали принимать участие такие исследователи бурят, как М.Н. Хангалов, П.П. Баторов, священники Я.Чистохин, Я.И. Дуброва, И.А. Подгор-бунский и др. В 1883г. М.Н. Хангалов и Н.Н Агапитов сдали в музей большую коллекцию по истории шаманизма и ламаизма западных и восточных бурят. В 1906 г. врач Кириллов А.И. привез из командировки в Тункинскую долину более 200 предметов быта и религиозного культа бурят. Коллекция формируется несколько односторонне, в основном это предметы религиозного культа. Собиратели привозили в музей, как им казалось, показательные предметы. В результате, в 1926 г. заведующая туземным отделом А.М. Попова пишет: «Настоящий момент требует срочного пополнения коллекциями, т.к. экспонаты отдела не могут вполне удовлетворить требования посетителей. Не могут ясно и полно осветить жизнь той или иной
народности. Особенно сильно сказывается необходимость приобретения коллекций по карагасам».[4.2] Экспедиции П.Г. Полтораднева, П.П. Хороших и Б.Э. Петри в 1925-1927гг. Частично восполнили пробел, в музей они привезли более 1500 экспонатов по этнографии бурят. Основные районы комплектования -это Тункинская долина Бурятской республики, Нижне-удинский район Иркутской губернии, район среднего течения р. Лена. К концу 20-х гг. Бурят-монгольский отдел насчитывал около 3000 экспонатов. Б.Э. Петри, выезжая в составе экспедиции Общества по изучению производительных сил Сибири в район современной Тофаларии, начинает комплектовать коллекцию по этнографии карагас (тофаларов). Только в 1929 г. им собрано около 100 предметов быта и культа данного народа.
Заслуга в формировании коллекции по этнографии эвенков принадлежит геологу С.А. Подьяконову, который в 1899 г. был выбран в пожизненные члены ВСОРГО за пожертвование в музей интересных и обширных коллекций, собранных в Алданском крае. В 1900 г. С.А. Подьяконов передает музею собранную им во время геологических экспедиций в район р. Нижняя Тунгуска богатую тунгусскую (эвенкийскую) коллекцию (№4804 - 5000). Сборы сделаны таким образом, что дают возможность представить быт и хозяйственную деятельность народа во всех его проявлениях, и "несомненно, заслуживают особого внимания этнографа, изучающего культуру первобытных сибирских племен."[2.2] Дальнейшее пополнение эвенкийской коллекции приходится на в 20 - 30 гг. XX
в. В 1927 -1928 гг. Б.Э. Петри привозит от тунгусов, живущих по берегам рек Лена и Киренга, более 500 предметов.
В Иркутском областном краеведческом музее прекрасно сформирована якутская коллекция. Заслуга в этом принадлежит двум якутским купцам -П.И.Захарову и А.А. Корюхову. В 1883-1884 гг. они передают в дар музею коллекции (№ 260), в которых есть практически все, что нужно для полного показа быта и хозяйственной деятельности якутов. В 18821884 гг. поступают экспонаты от Меленевского П.Г из Вилюйского округа, от М.П. Овчинникова и В.Л. Прик-лонского из Витимо - Олекминского округа Якутской области. Из канцелярии генерал - губернатора Восточной Сибири А.Н. Игнатьева в 1890 г. передан музею уникальный якутский шаманский костюм. Интересную коллекцию детской одежды из Западно-Кандалайского улуса дарит музею П.Припузов В 1893
г. более 20 предметов быта якутов поступают от покровителя отдела генерал-губернатора Восточной Сибири А.Д. Горемыкина. В 1894-1896 гг. Якутское землячество, Техническое училище г. Иркутска передают в музей различные якутские бытовые предметы (коллекции № 334, 361 и др.).
По этнографии сойотов коллекция начинает комплектоваться с 1891 г., когда Д.Я. Клеменц передал в музей ряд вещей, характеризующих быт и религиозные воззрения сойотов. Затем она пополнилась разрозненными экспонатами, доставленными Мартьяновым из Минусинской долины. Самые же крупные при-
обретения сделаны музеем после экспедиции Ф.Я. Кона в Урянхайский край (1900-1903) В кратком отчете об этой поездке он делает описание жизни тувинцев. При этом его описания можно проиллюстрировать собранными им же экспонатами (кол. № 5874).
Разнообразна и довольно многочисленна коллекция по этнографии народов Северо - Восточной Азии: чукчей, юкагиров, коряков, эвенов, алеутов. В коллекционных описях музея самые ранние сборы датируются 1881 г.: «Костюм тунгуса - ламута: кафтан, расшитый бисером съ двумя медными бляхами. Передник тунгусов - ламутов, вышитый бисером. Отъ г. Сулков-ского.»[3.4] (кол. № 92). Бывшим студентом Я.М.Гринцером в 1895 г. пожертвованы: «Верхняя зимняя одежда богатого чукчи: Парка с какулем двойная, внешняя пыжиковая, а внутренняя из выпорот-ка»[4.89] (кол. №1688). В этом же году в музей поступают предметы одежды из Средне-Колымска от А. Левидии. Основные сборы сделаны в экспедиции, организованной иркутским купцом И.М. Сибиряковым в 1896 -1898 гг. в Якутию. В ее составе работали известные ученые польские ссыльные: Д.Я Клеменц, В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон, В.И Серошевский В.Л., Э.К. Пекарский, С.В. Ястремский. Исследователями был изучен обширнейший регион: побережье Охотского моря, где собрана коллекция по этнографии ламутов (эвенов), Колыма, долина реки Индигирка, где комплектуется чукотская коллекция. В коллекции, собранные. В.Г. Богоразом и В.И. Иохельсоном, вошли орудия охоты, оленеводства, одежда, посуда (кол. №4499, 4728 и др.), практически все то, что может достаточно полно охарактеризовать жизнь северных народов. В 1893 г. из канцелярии генерал - губернатора Восточной Сибири передали музею коллекцию по этнографии юкагиров. В книге поступления значатся: «Верхняя зимняя мужская одежда юкагир, живущих по низовьям р. Алланки и Индигирки. Юкагирский женский нагрудник, вышитый в верхней части бисером и в нижней украшен волосами изъ оленьей бороды. Дар покровителя отдела»[5.76]. В его коллекции числятся более пятидесяти предметов материальной культуры этого народа.
Коллекция по этнографии русских начинает формироваться в основном в XX в. «...Интересна она тем, что характеризует степень влияния инородческой культуры на русских пришельцев»[1.3] - пишет А.М. Попова в отчете за 1925 г. Собиралось в основном то, что могло проиллюстрировать степень этого влияния, и поэтому нельзя было представить общей картины быта и хозяйственной деятельности русского населения. По большей части в музее имелись различные предметы из быта горожан, например, пресс-бювар, женские туфли, слюдяное окно, ларец и др., а также небольшая коллекция одежды семейских Забайкалья. Пик сборов экспонатов по этнографии русских приходится на 50 - 60 гг. XX в.
В музее хранятся интереснейшие коллекции по истории Японии, Кореи, Монголии, Китая. Ценность японской коллекции состоит в том, что она собиралась в период почти полной закрытости Японии для иностранцев. Самые многочисленные поступления по
материальной и духовной культуре народов данных стран приходятся на 80 - 90 гг. Х1Х в. В 1883 г. плодотворную этнографическую поездку в Монголию совершил Я.П. Дубров, священник-миссионер из Тунки. На расходы по экспедиции было выделено 400 рублей и 200 рублей на приобретение этнографических материалов. Из этой экспедиции привезено 34 экспоната. В.Л. Приклонский дарит музею в 1884 - 1885 гг. уникальные экспонаты из Китая, Японии, Манчьжурии. Г.Н. Потанин пожертвовал музею экспонаты, собранные им в китайской провинции Гансу, в Тибете, в Северо - Западной Монголии (кол.№1192 и др.). В 1899 г. он же передал музею интересную коллекцию по этнографии киргиз. В конце XIX в. от хомбо-ламы Д.Г. Гом-боева в музей поступает многочисленная коллекция по истории буддизма, собранная им в Китае и Монголии (кол. № 5768). В 1888 г. И.А. Подгорбунским и Г.Н. Потаниным составлен каталог части буддийской коллекции музея с подробным описанием 328 предметов. Купцы С.С. Попов, А.А. Белоголовый и П.А. Белоголовый, А.Д. Старцев, С.К. Трапезников, А.С. Сибиряков в 1883 - 1890гг. передают музею различные предметы одежды (кол. № 274), облачение японского воина XVIII в., принадлежности ламаистского культа (кол. № 670, 1052) из Китая и Японии. От генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Г. Анучина поступает китайское знамя и печать. В 1903- 1908 гг. врач Кириллов А.И. дарит музею предметы быта, одежды японцев (кол. № 5894, 7403). В 1916 г. Д.Э. Ринчино, сотрудник отдела ВСОРГО, прикомандированный к монгольской статистической экспедиции барона Витте, имел от бурят -монгольского отдела поручение произвести сборы этнографических материалов. Он доставил в музей полный комплект шаманской одежды и атрибутов (девятнадцать предметов) из Монголии от шамана Дам-дин-Гомбо Цеценхановского аймака.
Большую ценность представляют коллекции по шаманизму бурят, якутов, эвенков и других народов Сибири. В музее находятся шаманские атрибуты, собранные в 1890 г. Д.А Клеменцем среди качинских татар и нарымских остяков (кол.№1364). В.А. Серо-шевский передал в музей в 1893 г. несколько якутских онгонов. Из Якутской экспедиции известными исследователями В.Г. Богоразом и В.И. Иохельсоном привезены чукотские идолы. В комплектовании коллекции по шаманству принимали участие: врач А.И. Кириллов, священник Василий Винокуров, сотрудники музея А.М. Станиловский, Я.П. Дуброва, К.П. Михайлов и др. Только от А.И. Кириллова в 1893 г. в музей поступает 31 предмет шаманского культа. В 1916 г. Иркутское бурятское общество передает музею большую коллекцию онгонов в виде рисунков на ткани (кол.№7326). Данная коллекция несет информацию не только религиозного содержания, она также может быть отнесена к области живописного искусства бурятского народа. Шаманские подвески на костюмах показывают уровень развития кузнечного ремесла, цветовая гамма украшений костюмов говорит об эстетических вкусах разных народов Сибири.
В самом начале XX в. этнографические коллекции пополнялись слабо, в основном частными пожертво-
ваниями. Однако в отчете за 1907 г., составленном В. Б. Шостаковичем, отмечается: «... в настоящее время Отдел опять обладает в высшей степени ценным музеем; коллекции музея, хотя и не обработанные научно, имеют, тем не менее, громадное значение, иллюстрируя нашу обширную окраину"[7.5]. В период 19101920 гг. в музей поступили этнографические коллекции от Н.И. Бавли из Китая и Монголии, от М.Н. Хан-галова, П.П. Баторова и его дочери М.П. Трубачевой по материальной культуре и шаманству бурят. В это время в музей поступает последняя крупная коллекция из Якутской области от А.В. Боголепова.
В двадцатые годы ХХ в. первоочередной задачей становится проверка всех инвентарных списков и сверка с ними коллекций. С 1920 по 1927 г. регистрируются коллекции, собранные в конце Х1Х - начале ХХ в. Выявляются все пробелы в комплектовании этнографической коллекции музея, проводится досбор экспонатов по этнографии коренных народов Сибири. Наивысший подъем в комплектовании приходится на 1927- 1930 гг. Уже по смете 1926 г. для бурят- монгольского отдела на экспедицию в Тункинский аймак закладывалось 500 руб., только на приобретение коллекций предполагалось истратить до 300 руб. П.Г. Полтораднев и П.П. Хороших в 1930 - 1931 гг. на средства музея закупили экспонаты по этнографии эвенков, живущих в районе р. Нижняя Тунгуска. (кол. № А500). Они же привезли из экспедиции по Тункин-ской долине богатейшую коллекцию по быту бурят.
Вторая половина тридцатых годов ознаменовалась арестом практически всех научных сотрудников музея, частой сменой руководства и прекращением работы по комплектованию фондов музея. Комплектование этнографической коллекции музея возобновилось в 60 - 70 гг. ХХ в. В этот период шла подготовка к созданию архитектурно - этнографического музея « Тальцы». Основным направлением работы был до-сбор экспонатов по этнографии русских и бурят. Масштабные экспедиции по сбору экспонатов работали в населенных пунктах по р. Лене, в Усть-Ордынском бурятском национальном округе. Большой вклад в это дело внесли сотрудники музея П.И. Тугарина, В.М. Станевич, Г.Н. Куценко, А.К.Шубина и др.
Необходимо отметить, что за весь период существования музей пережил несколько крупных трагедий. Во-первых, пожар 1879 года, который уничтожил 80% помещений города, в том числе и здание музея с 10 тысячами экспонатов. Во-вторых, три раза собрание экспонатов перевозилось из одного неприспособленного помещения в другое - такое же непригодное для хранения. В-третьих, разделение музея на Краеведческий и Художественный в 1936 году, отделение в девяностые годы архитектурно - этнографического музея «Тальцы» привело к дроблению коллекций, нарушению их целостности. Несмотря на это, можно сказать, что музей сумел сохранить уникальные коллекции. В настоящее время этнографические коллекции можно разбить на следующие группы: буряты, эвенки, якуты, сойоты, коряки, чукчи, алеуты, юкагиры, гольды. В музее хранятся коллекции по этнографии народов соседних государств - Китая, Монголии, Япо-
нии, Кореи. Большую ценность коллекции представ- прикладного искусства, картин и иллюстраций книг на ляют в первую очередь тем, что значительная их этнографические темы обращение к источникам, кото-часть была собрана в XIX - начале XX в., когда пред- рые хранятся в музее, является настоятельной необметы сохранили в значительной степени свой тради- ходимостью. ционный облик. При создании изделий декоративно-
Библиографический список
1.Годовой план работы музея на 1925-1926гг. Архив музея. дарственного научного музея от 21 мая 1926г. Планы рабо-Фонд 9904. Дело №7. ты музея на девять месяцев 1927г. и отчеты о работе отде-
2.Докладная записка хранителя этнографического отдела лов за 1925-1926гг. // Архив ИОКМ. Фонд 9904. Дело № 7. А.М. Поповой о смете расходов на работу библиотеки. Годо- 5. Книга поступлений №1. Научно-фондовый отдел ИОКМ. вые планы работы отделов музея на 1927-1928 гг. //Архив 6. Книга поступлений №1. Научно-фондовый отдел ИОКМ. музея. Фонд 9904. Дело № 8. 7. Приемо - сдаточный акт за 1927г. Архив музея. Фонд
3. Коллекционные описи №12. Научно-фондовый отдел 9904. Дело № 22
ИОКМ. 8. Соколова З.П. Актуальные проблемы сибиреведения.
4. Краткий отчет отдела туземцев Сибири Иркутского госу- // Советская этнография.1989. №6. С.43.
УДК 316.16:141.7
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ
Л
А.И.Шафоростов1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается онтологический аспект идентификации личности, исходя из анализа процесса упорядочивания реальностей, в которых разворачивается бытие человека. Онтологическое основание идентичности определяется как взаимопереход действительного и возможного бытия, представленного на уровне самости. Анализируется связь онтологической составляющей проблематики идентичности с миром симулякров, виртуальности, выявляется роль воображения и труда в построении идентичности.
Ключевые слова: идентичность; самость; возможность; одиночество; труд; должное.
ONTOLOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF IDENTITY A.I. Shaforostov
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664 074.
The article examines the ontological aspect of personality identity, based on the analysis of the process of reality ordering, where human existence goes on. The ontological basis of identity is defined as a mutual transition of actual and possible beings that are represented at the level of selfness. The relationship of the ontological component of the identity problems with the world of simulacra and virtuality is analyzed. The role of imagination and labour in identity construction is revealed.
Key words: identity; selfness; opportunity; loneliness; labour; due.
Онтологический аспект проблемы идентичности уходит своими корнями в античность, в постановку проблемы бытия Парменидом - где подлинное бытие и как с ним связан человек (его мысли)? Сегодня проблематика онтологии идентичности - это вопросы о том, с какой реальностью и на основе чего человек соотносит/не соотносит себя.
Итак, вопрос первый: с какой реальностью человек стремится себя соотнести? Проблематика идентичности связана с тем, что как сам человек, так и мир, в который он включается, представляют собой «множественную реальность» (термин А. Шюца). Идентификация направлена не только на отождествление человека с социальной реальностью (определенной социальной группы), но и на установление связи человека с теми реальностями (точнее, их частями), которые множественны. Сама множествен-
ность тех реальностей, с которыми человек (неважно, по своей воле или вынужденно) устанавливает отношения, ставит перед ним проблему иерархизации этих реальностей. Тем самым идентификация предстает как упорядочивание реальностей, в которых разворачивается и может быть развернуто бытие человека. Отсюда - поиск человеком верховной (высшей) реальности, которая замыкает предшествующие, упорядочивает их.
Специфика человеческого бытия определяется, в частности, такой уникальной способностью человеческой самодеятельности, как творение себя из ничего. Здесь возникает проблема определения той реальности, с которой человек себя идентифицирует. Так как человек выступает в различных ипостасях, т.е. человеческое бытие включает в себя различные уровни бытия, то и идентификация получается многосостав-
1Шафоростов Александр Иванович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии,тел.:(3952) 405187, e-mail: [email protected]
Shaforostov Alexander, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405187, e-mail: [email protected]