УДК 930.25+39
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.Н. ХАНГАЛОВА В АРХИВНЫХ ФОНДАХ гг. ИРКУТСКА И УЛАН-УДЭ
© И.А. Дамбуева1
Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.
Крупнейший бурятский ученый-этнограф, педагог и просветитель Матвей Николаевич Хангалов на протяжении сорока лет собирал материалы по этнографии и фольклору бурятского народа, сохранив тем самым от исчезновения ценнейшие памятники материальной культуры. На сегодняшний день его рукописи и полевые дневники хранятся в различных архивах, музеях и библиотеках России. Самый большой источник дел - это Институт монголоведения, буддологии и тибетологии г. Улан-Удэ (ЦВРК ИМБТ СО РАН), в национальном музее республики Бурятия также имеется фонд, посвященный ученому. Иркутск располагает трудами, полевыми дневниками и личными документами М.Н. Хангалова, находящимися на хранении в Областном краеведческом музее (ИОКМ) и Государственном архиве Иркутской области (ГАИО). Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: М.Н. Хангалов; творческое наследие; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии г. Улан-Удэ (ЦВРК ИМТБ СО РАН); Государственный архив Иркутской области (ГАИО); Иркутский областной краеведческий музей (ИОКМ).
M.N. KHANGALOV'S CREATIVE HERITAGE IN IRKUTSK AND ULAN-UDE ARCHIVAL FUNDS I.A. Dambueva
East-Siberian State Academy of Education, 6 Nizhnyaya Naberezhnaya, Irkutsk, 664001, Russia.
An outstanding Buryat ethnographer, teacher and educator, Matvei Nikolaevich Khangalov, had been collecting the materials on Buryat ethnography and folklore for more than forty years, and thus preserved the most valuable artefacts. Today his manuscripts and field diaries are kept in various archives, museums and libraries of Russia. The Ulan-Ude Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies has the largest M.N. Khangalov's fund. There is the fund devoted to M.N. Khangalov in the National Museum of the Republic of Buryatia. The Irkutsk Museum of Local History and the State Archive of the Irkutsk region store some of M.N. Khangalov's works, field diaries and personal papers. 14 sources.
Key words: M.N. Khangalov; creative heritage; Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies in Ulan-Ude; State Archive of the Irkutsk region; Irkutsk Museum of Local History.
Осенью 2013 г. исполнилось 155 лет со дня рождения выдающегося бурятского ученого-этнографа, педагога и просветителя Матвея Николаевича Хангалова, внесшего большой вклад в развитие бурятской этнографии. В связи с юбилейной датой хотелось бы обратить внимание на личность ученого, его обширное научное наследие.
Собранная М.Н. Хангаловым коллекция по шаманизму бурят, фольклору и описанию быта бурятского народа до настоящего времени является актуальной и хранится в Бурятском научном центре (ЦВРК ИМТБ СО РАН) г. Улан-Удэ, в Национальном музее республики Бурятия, а также в Областном краеведческом музее г. Иркутска (ИОКМ) и в Государственном архиве Иркутской области (ГАИО).
Его работы по этнографии бурят опубликованы более чем в пятидесяти научных статьях, монографиях, сборниках. Наиболее полно труды М.Н. Хангалова были представлены в «Балаганском сборнике» и трехтомном собрании сочинений ученого. Но на сегодняшний день остаются неизученными неопубликованные работы, полевые дневники и коллекции по шаманизму
бурят, хранящиеся в Национальном музее республики Бурятия, в Русском этнографическом музее (РЭМ) в отделе Восточной Сибири и Дальнего Востока г. Санкт-Петербурга.
М.Н. Хангалов жил на рубеже Х1Х-ХХ вв. Политическая ситуация в стране в это время была непростой: ослабевал режим царизма, нарастало революционное движение. Научная деятельность ученого проходила параллельно с преподаванием: более 40 лет Матвей Николаевич проработал в школе с. Бильчир Осинского района.
Неудивительно, что на сегодняшний день во многих архивах нашей страны имеются фонды, в которых хранятся материалы, принадлежащие известному бурятскому ученому. Так, в ГАИО имеется фонд «М.Н. Хангалов», который содержит [1]:
- личное дело М.Н. Хангалова (1873-1876) из учительской семинарии, составителем которого является инспектор народных училищ Иркутского, Верхоленско-го и Балаганского уездов Иркутской губернии;
- четыре авторские рукописи: «Женская община и шаманизм», статья (1916), «Материалы по шаман-
1Дамбуева Ирина Александровна, аспирант, тел.: (3952) 240700, e-mail: [email protected] Dambueva Irina, Postgraduate, tel.: (3952) 240700, e-mail: [email protected]
ству», 8 тетрадей (1917), «Описание коллекций по шаманству» (1917) и «Зугуту-аби», статья (1888), подробно описывающая знаменитую бурятскую облавную охоту.
Большая часть рукописей, хранящихся в Иркутском областном архиве, была опубликована в трехтомном собрании сочинений М.Н. Хангалова в 1958— 1961 гг. [12].
Особый интерес для исследователей представляет личное дело Матвея Николаевича, состоящее из семи листов. Наиболее ценным документом является свидетельство об окончании Иркутской учительской семинарии (1876), дающее представление об уровне его образования:
«Свидетельство От Совета Иркутской учительской семинарии на основании положения об учительских семинариях, дано сие свидетельство воспитаннику семинарии Матвею Николаевичу Хангалову в том, что при отличном поведении, оказал успехи:
В Законе Божьем - весьма удовлетворительные, в педагогике - удовлетворительные; Русском и Церков-но-славянском языках - удовлетворительные; в математике (арифметика и геометрия) - удовлетворительные; в истории - весьма удовлетворительные, в географии - весьма удовлетворительные, в естествоведение - удовлетворительные; в чистописании - весьма удовлетворительные; в рисовании и черчении -весьма удовлетворительные, в практических занятиях, преподавании - удовлетворительные. Сверх того, обучался гимнастике» [1].
Перечень дисциплин, предаваемых в учительской семинарии показывает, что образование в конце XIX в. было системным, выпускник был всесторонне развитым педагогом. В личном деле также имеется свидетельство № 361, подтверждающее право М.Н. Ханга-лова заниматься педагогической деятельностью:
«Вследствие сего, он удостаивается звания учителя Народного училища, и при поступлении на назначенную должность имеет пользоваться всеми правами той должности присвоенными. Председатель Педагогического Совета, Директор, состоящий в V классе, кандидат математических наук и кавалер - П. Соколов, Члены педагогического Совета, наставники: Состоящий в VIII классе, кандидат естественных наук Н.Н. Агапитов. Иркутск, июня 15 дня 1876 г.» [1].
В г. Улан-Удэ в Институте монголоведения, буд-дологии и тибетологии (ЦВРК ИМБТ СО РАН) имеется фонд № 4 «М.Н. Хангалов», основанный в 1926 г. в составе 86 дел - это крупнейшее собрание источников о Матвее Николаевиче. В архивах ЦВРК ИМБТ СО РАН имеются статьи, рукописи, дневники, письма, документы, принадлежащие ученому.
Личный фонд М.Н. Хангалова был подарен Рукописному отделу Бурятского ученого комитета вдовой Матвея Николаевича в 1926 г. [13]. По словам сотрудника института М.В. Аюшеевой, «...каждое дело содержит от 3 до 425 страниц, в целом около 7000 листов. Состав фонда разнообразен: переписка, прошения, дела по опекунству и имущественным вопросам не были опубликованы, а статьи и работы по шама-
низму, этнографии и фольклору, наоборот, опубликованы на 70%».
Из четырех организаций наибольшее количество материала о М.Н. Хангалове хранится именно в фондах ЦВРК ИМБТ СО РАН. По данным, приведенным в докладе кандидата филологических наук, научного сотрудника БНЦ Д.В. Дашибаловой, фонд составляют:
• материалы по биографии и служебной деятельности М.Н. Хангалова (дд. 1-2; 12-12; 55-67; 78; 8084);
• эпистолярное наследие ученого (дд. 3-11).
• материалы, собранные фондообразователем (дд. 17-53; 68-77; 85-86).
Третья часть архива М.Н. Хангалова наиболее значительна - это рукописи его статей, уникальные материалы по истории, бурятским родословным, работы по этнографии, фольклорные записи. Здесь представлен огромный материал по шаманизму (призывания, описания онгонов и их рисунки, шаманство у унгинских, кудинских, балаганских и др. бурят Иркутской губернии, собранные в разные годы) [2, с. 21].
Руководителем Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН доктором исторических наук Ц.П. Ванчиковой было заявлено, что в 2013 г. к 155-летнему юбилею со дня рождения М.Н. Хангалова был выпущен каталог с аннотированным описанием архива ученого. В Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, существует фонд с одноименным названием. В его составе - дневниковые записи экспедиций 1911-1917 гг., фотографии, удостоверения, список печатных трудов, квитанции, альбом с рисунками его дочери Софьи и др. [5]. О фонде М.Н. Хангалова, хранящемся в запасниках Музея истории Бурятии было подробно изложено в выступлении кандидата исторических наук, директора музея истории Бурятии В.Т. Михайловой на научно-практической конференции «Хангаловские чтения», посвященной 150-летию со дня рождения известного бурятского этнографа.
В Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова хранится небольшой по количеству предметов и документов архив Матвея Николаевича - личные вещи, документы - 21 ед. хр., фотографии - 20 ед. хр. Архивный материал поступил в 1950 г. от его дочери Хангаловой Софьи Матвеевны, о чем свидетельствует акт поступления. Имя ученого музей носит с 1958 г. Из личных предметов имеются: халат бурятский мужской, портсигар, барометр, хрустальный кувшин, книги: «Евангелие от Матфея», рукопись «В Баяндаевском ведомстве Верхоленского уезда (материалы о шаманстве)», нотная тетрадь Онинского училища, квитанция государственного казначейства о взыскании налога (1918). Из фотографий музейный интерес представляют: «Совет и правление Бильчирского кредитного товарищества» (1913); сюжеты с родственниками, земляками, коллегами; дяди Михаила, обстановка дома, кабинета [8, с. 9].
По свидетельству сотрудников музея, в фонде нет структурированного каталога, поскольку дневники Матвея Николаевича до конца не изучены. Общее количество дневников - тринадцать (1902-1915).
Ввиду того, что М.Н. Хангалов был действительным членом Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества (ВСОРГО), источниками для данного исследования послужили отчетные документы общества, материалы Иркутского областного краеведческого музея. В 2003 г. к 220-летию со дня учреждения в Иркутске краеведческого музея был выпущен юбилейный альбом. По словам составителей, в него «вошли фотографии наиболее интересных и ярких музейных предметов, хранящиеся в фондах музея, собранные на протяжении более двух веков». Матвей Николаевич, являясь постоянным членом ВСОРГО, был активным сотрудником и внес значительный вклад в развитие этнографического отдела. На 29-ой странице альбома размещена фотография похвального листа, которым был награжден М.Н. Хангалов: «Ба-лаганское приходское училище, одобряя успехи и поведение ученика Матвея Хангалова, награждает его при торжественном своем акте этим похвальным листом за надлежащее поведение и печатью училища 18 мая 1870 г. Штатный смотритель училища Иркутского Балаганского и Верхнеленского округов учитель Н. Болдонов» [6, с. 29]. Похвальный лист был подарен музею дочерью ученого, Софьей Матвеевной в 1972 г.
В 2004 г. был издан альбом с коллекцией областного краеведческого музея «Шаманский костюм», в нем представлены костюмы, принадлежащие ранее шаманам разных народов Сибири, шаманская атрибутика, к которой относятся: трость, онгоны, бубны, колотушки для бубна и т.д. К каждой фотографии экспоната дано подробное описание того, к какому народу он принадлежит, из какой он местности, кем был передан, год поступления, указаны также материал, из которого сделан предмет, и размер предмета.
Из многочисленных коллекций, переданных М.Н. Хангаловым в фонды Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСОИРГО), в альбоме представлено только три. В силу того, что музей имеет богатейшую историю и коллекции экспонатов, составители альбома не имели возможности представить большее количество фотографий. Занимаясь сбором этнографических коллекций среди бурятского населения, Матвей Николаевич собрал предметы быта бурят Иркутской губернии и Забайкалья [14, с. 73-74]:
• трость конца XIX в. Иркутская губерния, Бала-ганский уезд, год поступления - 1903. Материалом для ее изготовления послужила береза, длина трости составила 104 см;
• к трости прикреплены: шкурка соболя, две шкурки белки, колокольчики, три конусообразные подвески (холбого). На верхнем конце сделано изображение головы соболя, на нижнем - лапка. На одном из колокольчиков надпись: «Братья Гомулины в Павлове», 1877 г.
• онгон - изображение духа-хозяина кузнечных мехов. Датируется серединой XIX в. Поступило из Ба-лаганского уезда в 1887 г.
• онгон - изображение духа-хозяина огня XIX в. Поступил из Иркутского уезда в 1917 г. Изготовлен из дерева, жести, сукна.
По мнению Т.М. Михайлова, одного из крупнейших исследователей бурятского шаманизма, «большое количество материалов о верованиях бурят сосредоточено в архивах научных учреждений Ленинграда: Академии наук СССР, Института востоковедения, Государственного музея этнографии народов СССР, Музея истории религии и атеизма, Русского географического общества и др. По объему и богатству содержания первое место здесь занимает, безусловно, фонд М.Н. Хангалова, состоящий из 55 тетрадей крупного формата (более 1500 л.); 38 тетрадей конца XIX -начала XX вв. посвящены шаманизму бурят» [7, с. 62].
Как известно, в начале XX в. в 1907 г. при содействии Д.А. Клеменца М.Н. Хангалову удалось установить связь с Русским музеем. Они субсидировали полевые работы и приобретение коллекций для музея. Эта небольшая дотация позволила значительно расширить ареал полевых исследований, поэтому 1908 г. был едва ли не самым плодотворным во всей жизни ученого [3, с. 7].
На страницах дневников Матвея Николаевича множество раз встречаются упоминания о сотрудничестве и плодотворной деятельности М.Н. Хангалова с Русским императорским музеем г. Санкт-Петербурга. Благодаря кропотливому многолетнему труду Матвея Николаевича Русский музей Александра III обладает уникальными коллекциями по культу шаманизма бурятского народа. Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 г., когда он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР [5].
Российский этнографический музей (РЭМ), основу которого заложила научная общественность еще в конце XIX в., широко известен в России и за рубежом как уникальный научно-исследовательский и просветительный центр этнографического музееведения. В создании музея принимали участие академики С.Ф. Ольденбург, В.В. Радлов, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, А.А. Шахматов, видные русские этнографы Д.А. Кле-менц, А.Н. Харузина, Н.М. Мартьянов. На протяжении своей столетней истории музей успешно занимался изучением этнической культуры народов Евразии, собиранием предметов традиционного быта этих народов и популяризацией этнографических знаний среди населения страны. РЭМ обладает одним из лучших в мире собраний памятников материальной и духовной культуры [10].
В запасниках отдела Восточной Сибири и Дальнего Востока Русского этнографического музея имеется богатая коллекция экспонатов по культу шаманизма бурят, переданная М.Н. Хангаловым в начале прошлого столетия, большая часть из них не аннотирована. Конкретного фонда М.Н. Хангалова в Русском музее нет, но имеются сквозные записи в книгах поступлений коллекций и в различных описях. По словам заведующей отделом Восточной Сибири и Дальнего Востока Русского этнографического музея В.В. Горбачевой, «два наиболее значимых труда, где отмечена заслуга М.Н. Хангалова - это памятные издания: юбилейный альбом к 100-летию Российского этнографического музея и альбом «На грани миров. Шаманизм народов Сибири».
В ИМБТ СО РАН в фонде ученого в деле № 22
«Список и описание онгонов, отправленных в музей Александра III» содержится каталог, где указано 65 предметов, к их числу относятся: 1-12 - онгоны, 13-18 - хурак, 19-25 - зураг [13].
К 135-летию со дня рождения Матвея Николаевича была опубликована статья И. Тугутова, содержащая неизвестные факты о коллекциях, собранных М.Н. Хангаловым для Русского Императорского музея Александра III: «На берегу Невы имеется очень богатый Русский музей. В нем я бывал, будучи московским студентом, и позднее, уже заканчивая аспирантуру педагогического института им. Герцена» [6, с. 2].
Как утверждает И. Тугутов, в том музее он заинтересовался двумя большими сундуками, заполненными этнографическими экспонатами, собранными М.Н. Хангаловым во всей Приангарской Бурятии с конца прошлого века. Они не были систематизированы и не имели научного описания. Музей пытался привлечь будущего искусствоведа А.В. Тумахани к этой работе, но ему было недосуг - он корпел над своим интересным исследованием о бурятском художественном металле, чтобы через год-два защитить кандидатскую диссертацию. Звали И. Тугутова, чтобы за приличную плату он привел в порядок Хангаловские сундуки. Однако и ему было не до побочного заработка: вот-вот кафедра должна была представить его монографию о материальной культуре бурят для обсуждения на ученом совете Герценовского института. Зато он заинтересовал молодого горноалтайского писателя Борон-доя Бадюрова, сообщив ему о сундуках Хангалова. Бадюров охотно согласился взяться за систематизацию хангаловского фонда. В народной поэзии часто упоминается, как в старину буряты охотились на большом Алтае и промышляли в горной тайге. Горноалтайцы - такие же шаманисты, как и буряты Приан-гарья. Б. Бадюрову были знакомы многие принадлежности шаманского культа, которые собрал М.Н. Ханга-лов. Бадюров не подвел. Два месяца он сидел в музее не разгибая спины, составлял научное описание всех шаманских экспонатов и добротно привел в порядок всю богатую хангаловскую экспозицию.
В заключение статьи И. Тугутов подчеркнул заслу-
гу М.Н. Хангалова, внесенную в развитие советской этнографии: «Бесценный дар, преподнесенный Матвеем Николаевичем Русскому музею, не имеет аналогов. Ученый несколько десятилетий по крупицам собирал эти материалы по всей Приангарской Бурятии. В этом уникальном собрании предметов культа древнейшего верования бурят прослеживается история культуры народа, почитания родной природы, особенности понимания мироздания. Ныне эта богатейшая «хангаловская» экспозиция привлекает внимание не только наших соотечественников, но и многих ученых зарубежья» [6, с. 2].
С момента выхода в свет монографии Е.М. Зал-кинда «М.Н. Хангалов» (1945) до одноименной дополненной П.Т. Хаптаевым монографии (1983) прошло боле тридцати лет, но утверждение П.Т. Хаптаева остается актуальным и на сегодняшний день: «Этнографам и фольклористам предстоит заняться изучением этого рукописного материала для определения целесообразности их публикаций» [4, с. 19].
Несмотря на то что часть творческого наследия М.Н. Хангалова опубликована, имеется достаточно материалов, совершенно не изученных до настоящего времени. Это дневники ученого и полевые записи 21 единицы хранения, которые находится в архиве национального музея Бурятии им. М.Н. Хангалова, лишь малая часть которых была опубликована В.Т. Михайловой к 150-летнему юбилею ученого в 2008 г.
Несомненно, заслуга М.Н. Хангалова как этнографа в сборе и сохранении бурятской культуры, религии бурят - шаманизма, огромна. Благодаря его усилиям и труду на сегодняшний день мы имеем бесценные уникальные материалы. Для последователей Матвея Николаевича оставлена этнографическая кладезь. Наша задача - не дать пропасть этим трудам, изучить и исследовать до конца его дневники, бесценные рукописи, донести до потомков и тем самым увековечить память о выдающемся бурятском ученом, талантливом педагоге и просветителе Матвее Николаевиче Хангалове.
Статья поступила 03.12.2013 г.
1. Государственный архив Иркутской области. Ф. 194. О. 2. Ед. хр. 379. ОЦ.
2. Дашибалова Д.В. Архивное наследие М.Н. Хангалова в фондах ЦВРК ИМБТ СО РАН // Хангаловские чтения: мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. (Оса, 24 окт. 2008 г.). Усть-Ордынский, 2008.
3. Жамбалова С.Г. Матвей Николаевич Хангалов - этнограф, ученый мирового значения // Хангаловские чтения: мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. (Оса, 24 окт. 2008 г.). Усть-Ордынский, 2008.
4. Залкинд Е.М., Хаптаев П.Т. М.Н. Хангалов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983.
5. История создания музея // Русский музей [Электронный ресурс]. URL: http://rusmuseum.ru/museum/history/history_sozd (дата обращения: 12.10.2012).
6. Иркутский областной краеведческий музей: альбом, по-свящ. 220-летию музея. Иркутск: Арт-издат, 2003.
7. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древних времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980.
8. Михайлова В.Т. Неопубликованные дневники М.Н. Хангалова, 1902-1915 гг. // Хангаловские чтения: мат-лы Межре-
ский список
гион. науч.-практ. конф. (Оса, 24 окт. 2008 г.). Усть-Ордынский, 2008.
9. Музей истории Бурятии // Википедия: электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 22.03.2013).
10. Недвегина С.В. Российскому этнографическому музею -100 лет // Министерство культуры Чувашии [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=12&id=16405 (дата обращения: 12.10.2012).
11. Тугутов И. Ученый с мировым именем: к 135-летию со дня рождения М.Н. Хангалова // Знамя Ленина. 1993. 25 ноября.
12. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. В 3 т. / под ред. Г.Н. Румянцева. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958-1961.
13. Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Ф. 4. О. 1. Д. 22.
14. Чернявская О.А. Шаманский костюм. Иркутск: Артиздат, 2004.