Научная статья на тему 'Личностно-ориентированная парадигма в модернизации высшего педагогического образования'

Личностно-ориентированная парадигма в модернизации высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация высшего педагогического образования / педагог новой формации / личностно-ориентированная парадигма / Modernization of higher pedagogic education / pedagogy of new for-mation / person-centered paradigm

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизходжаева Наиля Назыровна

В статье рассмотрены некоторые аспекты модернизации высшего педагогического образования в Узбекистане. Раскрыты требования к педагогу новой формации. Определены основные научные ценности новой парадигмы образования. Обоснована главная цель личностно-ориентированной парадигмы в высшем педагогическом образовании. Рассмотрены некоторые личностно-ориентированные технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизходжаева Наиля Назыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with some aspects of modernization of higher pedagogic education in Uzbekistan. It also reveals requirements for new formation teachers. Main scientific val-ues in the new paradigm of education are identified. Main objective for person-centered par-adigm in the higher pedagogic education was substantiated. Some person-centered technologies in education were examined.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированная парадигма в модернизации высшего педагогического образования»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА В МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Н. Азизходжаева

В статье рассмотрены некоторые аспекты модернизации высшего педагогического образования в Узбекистане. Раскрыты требования к педагогу новой формации. Определены основные научные ценности новой парадигмы образования. Обоснована главная цель личностно-ориентированной парадигмы в высшем педагогическом образовании. Рассмотрены некоторые личностно-ориентированные технологии обучения.

The article deals with some aspects of modernization of higher pedagogic education in Uzbekistan. It also reveals requirements for new formation teachers. Main scientific values in the new paradigm of education are identified. Main objective for person-centered paradigm in the higher pedagogic education was substantiated. Some person-centered technologies in education were examined.

Ключевые слова: модернизация высшего педагогического образования, педагог новой формации, личностно-ориентированная парадигма.

Key words: Modernization of higher pedagogic education, pedagogy of new formation, person-centered paradigm.

Реформирование непрерывного образования в Республике Узбекистан направлено на формирование нового поколения кадров с высокой профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить задачи на перспективу. Совершенствование высшего образования на современном этапе связывается с его модернизацией, которая направлена на преодоление застойного состояния высшего образования, преобразования его содержания, форм и способов организации. В процессе модернизации создаются принципиально новые технологии в образовательном процессе. Образование становится действительным ресурсом развития.

Модернизация высшего образования представляет собой сложный целостный процесс. Содержание её не сводится к инновациям или нововведению. Модернизация высшего образования - это системное качественное изменение, включающее инновационные процессы и новые технологии. Целью модернизации высшего педагогического образования в Республике Узбекистан является определение основных направлений, организация и содержание механизмов развития системы непрерывного педагогического образования и подготовки педагога новой формации для системы среднего специального, профессионального образования. Реформы системы образования в Узбекистане, происходившие в последние десятилетия, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным требованиям, обеспечения экономики и социальной сферы страны высококвалифицированными кадрами.

Особое значение в этой связи придается подготовке педагога новой формации. Это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, социально-профессиональными и личностными компетенциями, педагогическим талантом, инициативой и стремлением к новому.

293

Педагог новой формации должен: (1) объективно оценивать свои возможности, знать свои значимые и необходимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.); (2) овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе педагогического; (3) уметь ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства.

Принципами формирования педагога новой формации являются: (а) гуманистический, личностно-ориентированный характер педагогической деятельности; (б) фундаментальность; (в) интегративность; (г) универсальность; (д) непрерывность и преемственность этапов и ступеней педагогического образования; (е) гибкость и вариативность и др.

Подготовка педагогов новой формации требует использования в образовательном процессе современных парадигм образования.

Термин «парадигма» был введен в научный оборот американским историком Томасом Куном. Под данной категорией науки подразумевались научные достижения, которые представляют собой модель постановки проблем их решения. В современной педагогике термин «парадигма» употребляется как концептуальная модель образования. Теория педагогики на современном этапе располагает разнообразными парадигмальными моделями образования: парадигмы современного образования (Н. А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Е. А. Бондаревская, В. И. Загвязинский, С. В. Кульневич,

В. В. Сериков и др.); парадигма качественного образования (И. М. Ильинский и др.).

В условиях модернизации высшего педагогического образования осуществляется смена парадигм образования. На смену традиционной приходит парадигма образования, которая опирается на следующие научные ценности: доминируют неоклассический и постнеоклассический типы научной реальности, при которых методы и субъект познания влияют на его результаты. Научные знания рассматриваются в контексте социальных условий и социальных последствий деятельности людей. В основе новой парадигмы образования инновационность и технологический подход, Особенность такого подхода означает, что процесс обучения выстраивается в режиме субъектсубъектного взаимодействия, преломляется через мотивы, ценностные ориентации, профессиональные цели и соразмеряется с ними. Технологический подход позволяет не только «снабдить» студента социальнопрофессиональными знаниями и умениями, но и развить у него такие качества личности, которые востребованы данным видом профессионального труда, оказать помощь в поисках себя в профессии. Новая парадигма предполагает изменение подхода в образовании. Основными инвариантными признаками выступают: целостное развитие личности, социальное партнерство, субъект-субъектное взаимодействие, активная жизненная позиция обучающихся, индивидуально-личностная ориентация, деятельностный подход и т. д. Таким образом, в высшем педагогическом образовании доминирующим должна стать личностно-ориентированная парадигма.

294

Главная цель парадигмы личностно-ориентированного обучения в вузе -обеспечение гуманных условий для личного и профессионального роста студента, индивидуального и свободного самоопределения будущего специалиста в процессе, полноценного раскрытия потенциальных возможностей личности. Личностно-ориентированное обучение предполагает переход к таким технологиям обучения, которые предусматривают приоритет субъективно-смыслового обучения, диагностику личностного развития, ситуационное проектирование, самоактуализацию и самореализацию, игровое моделирование, смысловой диалог и т. п. В основу личностно-ориентированных педагогических технологий должен быть положен диалогический подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников образовательного процесса. Личностно-ориентированные технологии в значительной степени связаны с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Специфика педагогической деятельности состоит в том, что это деятельность общения. Педагогическое общение рассматривается в единстве трех его сторон: перспективной, коммуникативной и интегративной.

Отличительной особенностью инновационной деятельности учителя выступает способность быть максимально свободным от сложившейся ситуации и самому определить процесс введения новшеств в обучение. К технологиям формирования инновационного поведения относят полилог, дискуссию, рефлексивную инверсию, интервью. Рефлексивные технологии подготовки учителя во многом проектируют возможности для овладения социальным опытом, присвоения педагогического наследия через механизм самореализации, сотворения нового. Личностно-ориентированное обучение, направленное на процесс профессионального становления учителя, должно совпадать с логикой его субъектного развития. Процесс проектирования технологий развития субъектности учителя должен отвечать следующим основным целям: (а) моделирование образовательного процесса не просто учитывающего степень субъектности студента, но и способствующего ее усилению, проявлению и дальнейшему развитию; (б) описание психолого-педагогических условий, стимулирующих рост субъектности учителя в педагогическом процессе; (в) отыскание механизмов становления и развития субъектности студента -педагога.

Процесс становления и развития субъектности будущего учителя интегрируется как педагогическая технология, отвечающая следующим принципам: ориентация на творчество, личностную и профессиональную

индивидуальность каждого студента, обеспечение дифференцированного и индивидуально-творческого подхода к его подготовке; открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки учителя; полисубъектность педагогического образования, фундаментализа-ция педагогического образования в сочетании с углубленной профессионализацией; широкая диалогизация учебно-воспитательного процесса и его проблематизация.

Таким образом, личностно-ориентированная парадигма высшего педагогического образования обеспечивает развитие и саморазвитие личностных качеств будущих педагогов нового поколения.

295

Список литературы

1. Байденко В.И., Джерри ван Зантворш. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. - М., 2003.

2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов н/Д., 1999. - С. 216.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009.

4. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / под общ. ред. акад. В.Л. Матросова. - М.: Прометей, 1999. - 116 с.

296

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.