Научная статья на тему 'П. Ф. Каптерев: вехи жизни и творчества'

П. Ф. Каптерев: вехи жизни и творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1239
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буткевич Валентина Владимировна, Колесниченко Елена Алексеевна

В статье проанализированы основные вехи жизни и творчества выдающегося русского педагога конца XIX – начала XX веков П. Ф. Каптерева. Представлены основные концептуальные психолого-педагогические идеи ученого-педагога, которые посвящены разработке вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания, педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article we analyses the main stages of the life and creative work of P. F. Kapterev, the outstanding pedagogue of the 19th – the beginning of the 20th centuries. Here are presented conceptional psychological and pedagogical ideas of this scientist, which are devoted to working out of important questions of the preschool and school pedagogy, family upbringing and pedagogical education, general and pedagogical psychology, and the history of Russian pedagogy.

Текст научной работы на тему «П. Ф. Каптерев: вехи жизни и творчества»

Таблица - Плавание

Параметры контроля эффективности МРТ Контрольная Экспериментальная

1 Значение мотивов 42.1 61.2

2 Отношение студ. к МРТ 48.5 70.8

3 Кроль 50 м. Темп прироста 5.5 8.4

4 Техника стиля брасс 25 м 64.2 72.0

5 Посещаемость занятий 82.4 86.2

6 Орг.-метод. навыки 74.2 80.4

7 Общая успеваемость 84.0 84.0

Литература

1. Разуванов, В. М. Качество как фундаментальный принцип подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием / В. М. Разуванов // Мир спорта. - 2002. - № 1. - С. 23-28.

2. Виленский, М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, М. Г. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 2-7.

3. Наскалов, В. М. Особенности организации рейтингового контроля в процессе профессионально-прикладной физической полготовки студентов вузов / В. М. Наскалов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 10. - С. 55-59.

4. Загревская, А. И. Рейтинговая система оценки качества образования по физической культуре / А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 9-13.

5. Артемов, А. Модульно-рейтинговая система / А. Артемов, Н. Павлов, Т. Сидорова // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. - С. 121-125.

6. Шевцова, В. В. Повышение качества учебных достижений студентов по дисциплине «Плавание» на основе модульно-рейтинговой технологии обучения / В. В. Шевцова, Б. А. Короткова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 19-23.

7. Покровская, С. Е. Рейтинговая система обучения физвоспитанию студентов с ослабленным здоровьем / С. Е. Покровская, Н. А. Баркан // Физическая культура студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья : материалы 3-й Респ. науч.-практ. конф. / под ред. Т. А. Глазько. - Минск : МГЛУ. - 2005. - С. 95-96.

Summary

This article presents the material of research according to proving the effectiveness of a module -rating system of teaching pedagogical subject «Theory and methods of teaching swimming» to students. Researching showed, that effectiveness of this system is guaranteed: by the content of a module-type educational program; by the optimality of the model of rating control of types of students' studying activities; by combination of «soft», «strict» and «creative» levels of rating control on the different stages of study.

By the results of two-years experiment it was confirmed, that in comparison with a traditional system of teaching, a module-rating system is more effective in a number of psychological, technical and pedagogical criterions.

Поступила в редакцию 28.09.07.

УДК 37.013

В. В. Буткевич, Е. А. Колесниченко П. Ф. КАПТЕРЕВ: ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

Введение

Долгое время имя Петра Федоровича Каптерева (1849-1922) оставалось неизвестным не только массовому читателю, но даже деятелям образования, а между тем психолого-педагогическое наследие русского ученого-педагога конца XIX - начала XX веков составляет сокровищницу и гордость мировой педагогической мысли.

Научно-педагогическое творчество П. Ф. Каптерева весьма многогранно. Научные труды великого педагога посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений.

Результаты исследования и их обсуждение

Более полувека длилась научно-педагогическая и общественная деятельность П. Ф. Каптерева. За этот период ученый, имевший всероссийскую известность, опубликовал около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги педагогического профиля. Содержание трудов П. Ф. Каптерева свидетельствуют о широкой эрудиции и глубине его психолого-педагогических исследований.

П. Ф. Каптерев буквально подхватил педагогическое перо из рук К. Д. Ушинского (автор «Родного слова» умер в декабре 1870 г., а первые статьи П. Ф. Каптерева, где он показал себя уже состоявшимся ученым, появились в 1874 г.). По масштабам общественно-педагогической деятельности, по научной прозорливости, по охвату педагогических проблем он встал в один ряд с К. Д. Ушинским, Н. И. Пироговым, П. Ф. Лесгафтом, Л. Н. Толстым и другими классиками педагогической науки.

Обращаясь к творчеству П. Ф. Каптерева, мы встречаемся с недостаточно осмысленным и проанализированным в отечественной истории педагогики опытом решения актуальных проблем на основе демократического, гражданско-правового, культурно-антропологического мировоззрения. Неоднозначно воспринимались научные работы великого русского педагога и во времена его активной научно-исследовательской деятельности.

Разделяя идею гражданского общества и правового государства, он противопоставлял национально-ориентированному течению в педагогике, абсолютизировавшему в педагогике принцип народности в воспитании, общечеловеческий воспитательный идеал, в структуре которого элементы этнонациональной идентичности непротиворечиво сочетались с общечеловеческими качествами личности.

В первые годы советской власти П. Ф. Каптерев выступил с рядом публикаций, посвященных проблемам единой всеобщей трудовой школы, взаимоотношениям образования и политики, что вызвало критическое отношение к творчеству ученого. В 30-е годы XX века научные идеи педагога были объявлены реакционными и лишенными научной новизны, а его взгляды на закономерности развития психики, цели и задачи образовательного процесса -носящими отпечаток идеологически чуждой социалистическому строительству либеральности.

Несколько иной подход в обосновании научного творчества П. Ф. Каптерева наметился в книге М. И. Ганелина и Е. Я. Голанта «История педагогики», вышедшей в 1940 году [1]. Эти авторы отошли от огульного отрицания научных заслуг П. Ф. Каптерева и оценили его вклад в решении ряда вопросов содержания и методики обучения. «Много ценного, - писали они, -мы имеем у П. Ф. Каптерева по вопросам методики урока, применения наглядности, возбуждения интереса на уроке, планирования занятий. Довольно подробно разработан у П. Ф. Каптерева вопрос об учителе, о требованиях к нему и его качествах» [1, 246].

В 50-х - 70-х годах XX века заметно возрос научный интерес к личности П. Ф. Каптерева и его педагогическому творчеству. Этому способствовали юбилейные публикации А. Гольдиной [2] и П. А. Лебедева [3], [4], [5], в которых дан основательный научный обзор проблем, составляющих основное содержание работ ученого: автономность педагогического процесса, единства материальной и формальной стороны в образовании, особенности умственного и нравственного развития, условия эффективности семейного воспитания и др.

На современном этапе научный и практический интерес к трудам русского педагога заметно возрос, а масштабы его творчества способствуют поиску новых подходов в теории и практике современного образования. Принципиально новые возможности изучения научного наследия П. Ф. Каптерева открываются в связи с появлением в 90-е годы XX века публикаций И. Н. Андреевой, Б. М. Бим-Бада, А. Н. Джуринского, С. Ф. Егорова, П. А. Лебедева, В. М. Кларина, В. Г. Прянниковой, З. И. Равкина, В. А. Сластенина и других. В этих работах творчество русского педагога рассматривается в рамках антрополого-гуманистического направления педагогической мысли России.

Психолого-педагогические сочинения П. Ф. Каптерева чрезвычайно труднодоступны, поскольку представлены преимущественно в дореволюционных периодических изданиях, литографиях, которые редко переиздавались. Научный архив великого русского педагога был безвозвратно утерян во время Великой Отечественной войны, а некоторые уцелевшие материалы и документы до сих пор находятся в архивах частных исследователей.

Для того чтобы осмыслить глубину психолого-педагогического наследия П. Ф. Каптерева, необходимо обратиться к основным вехам жизни и творчества ученого.

Родился П. Ф. Каптерев 7(20) июля 1849 года в семье сельского священника в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии. Петр Каптерев воспитывался в многодетной и дружной семье сельского священника. Однако отец мальчика рано умер. Овдовев, с восемью малолетними детьми на руках, мать, Надежда Яковлевна, умная и трудолюбивая женщина с сильным характером, приложила все свои силы, чтобы дать детям достойное образование. Единственным доступным учебным заведением, где можно было получить образование за казенный счет, оказалось духовное училище в Подольске, которое закончили все братья Каптеревы. В 1862 году

П. Ф. Каптерев поступил в Вифанскую духовную семинарию, где увлекся сочинениями Дж. Локка, Г. Спенсера, впервые познакомился с трудами К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, П. Г. Редкина, П. Д. Юркевича и других философов и педагогов. Учился П. Ф. Каптерев увлеченно и усердно. Уже в юношеские годы он зарекомендовал себя как подающий большие надежды пытливый и вдумчивый семинарист.

На мировоззрение молодого Каптерева большое значение оказали немецкая философия, в частности антропология И. Канта, экспериментальная психология, теория Ч. Дарвина о происхождении видов, эволюционные идеи Г. Спенсера, учение о рефлексах И. М. Сеченова.

После шести лет успешной учебы в семинарии в 1868 году П. Ф. Каптерев после блестящей сдачи вступительных испытаний был принят на историческое отделение Московской духовной академии, где получил прекрасную философско-педагогическую подготовку. Полный академический курс предполагал, кроме изучения специальных дисциплин, связанных с богословием, изучение педагогики, философии с логикой, психологии, метафизики и истории философии.

После успешного обучения в Московской духовной академии в 1872 году П. Ф. Каптереву предложили должность преподавателя философских дисциплин в Петербургской духовной семинарии. Молодой преподаватель за короткий срок завоевал заслуженный авторитет среди коллег и семинаристов. Вскоре ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. «Личность Каптерева, - пишет П. А. Лебедев, -покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина его знаний» [6, 5].

Однако неожиданно для всех молодой лектор подает в отставку и решает посвятить себя светской деятельности в области образования. Служба в духовной семинарии тяготила П. Ф. Каптерева. Вскоре он понял, что его научные интересы идут вразрез с уставом духовной семинарии, и после истечения срока обязательной службы в духовном ведомстве он покидает семинарию (1878) и решает посвятить себя науке. С этого момента жизнь П. Ф. Каптерева круто изменяется. Он преподает педагогику, психологию, логику в ведущих педагогических учреждениях Петербурга, публикует научные работы и статьи в ведущих психолого-педагогических журналах, формирует собственное научное психолого-педагогическое направление.

1874 год - знаменательная веха в жизни П. Ф. Каптерева. Впервые результаты своих научных изысканий он публикует в нескольких журналах Петербурга. В журнале «Народная школа» (.№ 6, 7) педагог публикует статью «Обучение детей дошкольного возраста», где одним из первых в отечественной педагогике рассматривает вопросы интенсификации развития и воспитания умственных способностей детей раннего возраста. Вскоре в журнале «Семья и школа» (№ 8, 9) появляется другая его статья «Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания», а в следующем номере - статья «Как образовать стойкий характер». Осенью 1874 года в журнале «Знание» (№2 10) выходит его большая статья «Этюды по психологии народов (Мифология как первоначальное религиозное и научное мировоззрение человечества)», а в конце года в журнале «Народная школа» (№ 11, 12) была издана статья «Эвристическая форма обучения в народной школе».

Таким образом, содержание названных пяти статей включило в себя главные проблемы, которые П. Ф. Каптерев будет исследовать на протяжении всей своей жизни и которые станут стержневыми в его психолого-педагогическом творчестве. Это вопросы формирования мировоззрения учащихся, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребенка.

В 1877 году П. Ф. Каптерев издает фундаментальный труд «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц». В этой работе педагог попытался психологически обосновать процесс обучения и воспитания, дать учителям не рецептурное пособие по педагогике, а научные знания о психических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности. В отечественной педагогической науке это был первый завершенный труд такого рода, а понятие «педагогическая психология», предложенное автором, стало активно использоваться в психолого-педагогической науке.

Еще в самом начале своей педагогической и научной деятельности в Петербурге молодой П. Ф. Каптерев знакомится с видными прогрессивными педагогами столицы, объединившимися вокруг журнала «Народная школа». В свое время редакция этого авторитетного журнала сотрудничала с К. Д. Ушинским, а во времена П. Ф. Каптерева с Н. Ф. Бунаковым, В. И. Водовозовым, Л. Н. Модзалевским, П. Г. Редкиным и другими видными педагогами. По рекомендации петербургских ученых молодой и талантливый педагог П. Ф. Каптерев избирается членом Педагогического общества, а затем входит в совет Петербургского Фребелевского общества.

После ухода из духовной семинарии (1878) Каптерев сталкивается с серьезной проблемой трудоустройства. Лишь через год ему удалось преодолеть преграды, которые возводило духовное ведомство лицам, осмелившимся навсегда оставить духовную карьеру и поступить на государственную службу. Он был принят на работу в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, где преподает на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. Также в этот период П. Ф. Каптерев работает в Александровском лицее (1882-1885), где читает лекции по педагогике, логике, психологии.

Научная и преподавательская деятельность П. Ф. Каптерева на педагогических курсах Фребелевского общества продолжалась почти четверть века (до 1898). За эти годы ученый много сделал для развития в России практики и теории дошкольного воспитания. В своих статьях и публичных выступлениях он по-новому решал проблемы дошкольного воспитания, раскрыл роль игры в детском возрасте и ее значение в развитии ума и всей личности ребенка, привлек внимание родительской общественности к делу правильного воспитания малышей.

В 1883 году выходит в свет одно из фундаментальных произведений П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология». Специально созданная комиссия назвала это произведение «безумной педагогикой» за то, что в нем давалось материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания, отвергалась теория врожденных идей. В результате проведенной инспекции в 1884 году П. Ф. Каптерев был отстранен от преподавания на педагогических курсах и вынужден был оставить службу в Александровском лицее.

Отстранив П. Ф. Каптерева от преподавания, ученому предложили должность помощника старшего чиновника первой экспедиции Мариинского ведомства. В круг его профессиональных обязанностей входило управление и инспектирование женскими учебными заведениями. В этом учреждении П. Ф. Каптерев прослужил почти 32 года, до марта 1917 года. В этот период жизни и творчества П. Ф. Каптерев активно участвовал в российской научно-педагогической и общественной деятельности.

В начале XX века ученый становится организатором и участником многих объединений психологов, педагогов, врачей. В 1912/13 гг. П. Ф. Каптерев был одним из организаторов и докладчиков Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Он также являлся активным участником съездов по экспериментальной психологии, педагогике, народному образованию.

С 1898 года под общей редакцией П. Ф. Каптерева стала издаваться «Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению». Всего до 1910 года вышло 59 выпусков «Энциклопедии», из них 57 под редакцией П. Ф. Каптерева, в 11 изданиях были опубликованы его работы. Русский ученый приглашал к сотрудничеству прогрессивных психологов, педагогов, врачей, литераторов своего времени таких как: А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и др.

В 1903 году женские педагогические курсы Мариинского ведомства были преобразованы в Женский педагогический институт, где П. Ф. Каптерев получает разрешение на чтение лекций на словесно-историческом отделении по психолого-педагогическим дисциплинам (психологии, дидактике, педагогике, всеобщей и русской истории педагогики). За большой вклад в развитие педагогической науки и преподавательскую деятельность в 1912 году ученый совет Женского педагогического института представил П. Ф. Каптерева к званию профессора. Осенью 1912 года П. Ф. Каптереву было присвоено звание ординарного профессора по словесно-историческому отделению.

В 1905 году П. Ф. Каптерев издает свой фундаментальный труд «Педагогический процесс». В этом произведении были обобщены результаты 30-летнего психолого-педагогического творчества ученого, сформулированы главные положения, определившие место педагогики среди других наук и ее роль в решении задач образования и воспитания. Именно благодаря исследованиям П. Ф. Каптерева понятие «педагогический процесс» становится одним из главных в психолого-педагогической науке и прочно входит в обиход ученых и учителей.

Углубляя и расширяя идею антропологической основы педагогики, П. Ф. Каптерев подкрепил ее новыми данными по возрастной физиологии и детской психологии. Он стремился объяснить общественную направленность педагогического процесса, показать, что вне общества нет личности, а есть лишь биологическая особь, живущая по законам органической жизни. Общество же вырабатывает идеалы воспитания, ставит жизненные цели и управляет процессом развития человека.

Характер школьного воспитания и образования русский педагог рассматривал применительно к условиям жизни России своего времени. С горечью он отмечал, что из каждых одиннадцати детей школьного возраста обучается только один. Еще в начале своей научно-педагогической деятельности в статье «Спенсер как педагог и его русские критики» (1879) П. Ф. Каптерев писал: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Особенно плох экономический строй жизни. В этих условиях необходимо реальное образование, более или менее практическое воспитание, пригодное для жизни. Учебные курсы, даже в народных школах, должны быть построены применительно к сельскому хозяйству и разным ремеслам» [7, 12].

П. Ф. Каптерев большое внимание уделяет изучению общественно-педагогического движения в России конца XIX - начала XX веков. Одним из первых ученый проследил историю развития педагогических идей в России, а свои выводы изложил в работе «История русской педагогии» (1909).

Во всех своих трудах П. Ф. Каптерев защищает демократические свободы, которые должны, по его мнению, обеспечить всестороннее развитие личности, гуманные отношения между людьми. Он критически относился к самодержавным порядкам, указывал на односторонность официально-государственной политики, ограничивающей доступ к просвещению широким слоям общества.

Демократизацию школьного дела ученый представлял себе, прежде всего, как осуществление принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школы и независимости учителей в вопросах воспитания и обучения. Великую Октябрьскую социалистическую революцию П. Ф. Каптерев воспринял как прогрессивный педагог, но пропустил ее сквозь призму своих демократических, философских и педагогических взглядов.

Осенью 1918 года для поправки здоровья после двукратного воспаления легких П. Ф. Каптерев принимает решение о переезде в Воронежскую губернию, где прошли его последние годы жизни и творчества. С первых дней пребывания в городе Острогожске П. Ф. Каптерев включился в работу уездного отдела народного образования и занял должность разъездного инструктора УОНО по вопросам трудового обучения. Несмотря на преклонный возраст (П. Ф. Каптереву шел 70-й год), он активно включился в работу, хлопотал об открытии местного педагогического музея, выступал с лекциями перед учителями и родителями, преподавал в учительской семинарии и средних школах.

В 1921 году П. Ф. Каптерев переезжает в Воронеж и занимает должность профессора кафедры истории научной мысли факультета общественных наук Воронежского университета. Одновременно с этим П. Ф. Каптерев был избран профессором кафедры педагогики Института народного образования (ИНО), созданного в начале 1920 года на базе Воронежского учительского института.

Учитывая авторитет и организаторские способности П. Ф. Каптерева, губернский отдел образования поручает ученому создание первого Воронежского педагогического техникума. Педтехникум стал любимым детищем П. Ф. Каптерева. Он олицетворял для Петра Федоровича главное дело его жизни - подготовку народного учителя. Вся его предшествующая общественно-педагогическая и научная деятельность была как бы подготовительной почвой для практической реализации его теоретических идей. Педагогический техникум в Воронеже открыл для ученого новые возможности. На базе учебного заведения были созданы два отделения: школьное и дошкольное, где ученый читал лекции по психологии детского возраста, истории дошкольной педагогики. Несмотря на общие трудности, деятельность Воронежского педагогического техникума приобрела широкий положительный резонанс в и научно-педагогической среде.

В конце 1921 года на базе Воронежского университета был создан педагогический факультет, открытие которого П. Ф. Каптерев встретил одобрительно. С первых дней работы педагогического факультета П. Ф. Каптерев активно включился в учебный процесс. Он преподавал весь цикл психолого-педагогических дисциплин. Со временем талантливый педагог стал исполнять обязанности декана педагогического факультета, оставаясь при этом и профессором факультета общественных наук. Осенью 1922 года ученый тяжело заболел и скончался 7 сентября 1922 года.

Выводы

Научно-педагогическое творчество П. Ф. Каптерева образует прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным ее пунктом - концепция семейного и общественного воспитания. Его научно-педагогическое наследие - часть нашей общей педагогической культуры. Всем своим творчеством П. Ф. Каптерев служил целям общественной педагогики, которая определяла его отношение к любому вопросу теории и практики воспитания в семье и школе.

Литература

1. Ганелин, М. И. История педагогики / М. И. Ганелин, Е. Я. Голант. - М. : Учпедгиз., 1940. - 336 с.

2. Гольдина, А. Н. П. Ф. Каптерев. К 125-летию со дня рождения / А. Н. Гольдина // Народное образоване. - 1974. - № 8. - С. 85-87.

3. Лебедев, П. А. Педагогические идеи и общественная деятельность П. Ф. Каптерева в области первоначального воспитания / П. А. Лебедев // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 8. - С. 90-97.

4. Лебедев, П. А. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева / П. А. Лебедев // Начальная школа. -1974. - № 7. - С. 70-74.

5. Мищенко, Е. А. Культурно-антропологическая концепция педагогического процесса П. Ф. Каптерева : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Мищенко ; Моск. пед. гос. ун-т. - М, 2001. - 18 с.

6. Лебедев, П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева (жизнь и деятельность: аналитико-биологический и библиографический обзор) / П. А. Лебедев. - М. : Типография МИГУ, 1998. - 144 с.

7. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. -М. : Педагогика, 1982. - 704 с.

Summary

In this article we analyses the main stages of the life and creative work of P. F. Kapterev, the outstanding pedagogue of the 19th - the beginning of the 20th centuries. Here are presented conceptional psychological and pedagogical ideas of this scientist, which are devoted to working out of important questions of the preschool and school pedagogy, family upbringing and pedagogical education, general and pedagogical psychology, and the history of Russian pedagogy.

Поступила в редакцию 14.09.07.

УДК 378.1

В. В. Валетов, И. Н. Кралевич

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Введение

Инновационный путь развития государства предопределяет развитие инновационных процессов как в сфере науки и производства, так и в области подготовки специалистов будущего. Термин «инновация» интерпретируется как новая идея, технология или новый метод, который внедряется в практику, иными словами, - превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный. Сфера использования данного термина последовательно расширяется и применяется ко всем нововведениям и усовершенствованиям в любых направлениях, в том числе образовательном. В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется образовательная система, представляющая собой единство новых образовательных технологий (технологических инноваций) и новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций). При этом важно, чтобы на пути преобразований и реформ система высшего образования не потеряла тот уровень и традиции, которые были достигнуты, иными словами, необходимо обеспечение баланса традиций и инноваций в развитии системы высшего образования.

Научное рассмотрение проблемы развития и рационального использования образовательных инноваций обусловлено необходимостью обеспечения готовности выпускника вуза к инновационной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Под инновационной деятельностью в вузе будем понимать деятельность руководства и профессорско-преподавательского состава (ППС), направленную на введение значимых изменений в практику подготовки специалиста путем реализации инновационного продукта. Инновации появляются в результате научного поиска отдельных педагогов или педагогических коллективов. Инновационным потенциалом педагогического коллектива является его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов, технологий [1]. Система показателей инновационного потенциала педагогического коллектива включает: восприимчивость педагогов к новшествам, готовность к освоению новшеств, уровень педагогического новаторства, уровень творческой активности [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.