ИДЕИ П.Ф. КАПТЕРЕВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П.Ф.КАПТЕРЕВ - КЛАССИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена судьбе классика российской педагогики П.Ф. Каптерева, которому в этом году исполнилось 165 лет. Его идеи продолжают оставаться значимыми для современников как в области теории и истории педагогики, так и в решении вопросов семейного воспитания.
В 2014 г. исполнилось 165 лет выдающемуся российскому педагогу Петру Федоровичу Каптереву (1849-1922).
Но, по большему счету, дело не в этом - не в юбилейной дате. Когда размышляешь над путями развития российского образования, судьбами его подвижников, то становится отчетливо ясно, что П. Ф. Каптерев одна из наиболее крупных величин отечественного просвещения, педагог, заложивший основы российского образования. Вся его более чем полувековая педагогическая деятельность -это беззаветное служение России, учительству и детям.
П. Ф. Каптерев - безусловный классик российского образования. Под «классиком» понимается деятель образования, который внес выдающийся вклад в отечественную педагогику, при этом соединял в себе профессионально-личностные качества - оригинального философа образования, крупного теоретика, неустанного организатора образования, талантливого преподавателя-практика, страстного публициста и педагогического писателя,
М.В. Богуславский
Ключевые слова:
П.Ф. Каптерев, педагогическая наука, педагогическое образование, учебно-методический комплекс, автономность педагогического процесса.
замечательного общественно - педагогического деятеля.
Все, за что брался Петр Федорович, он делал капитально, по сути, создавая российскую педагогическую науку. Каптерев заложил в основание отечественной педагогики свои фундаментальные труды - «Педагогическая психология»(2), «Педагогический процесс»(7), «Дидактические очерки»(3), «История русской педагогии»(8), «Новая русская педагогия, её главнейшие идеи,направления и деятели»(4).
Все они - новаторские для своего времени - и сегодня входят в золотой фонд отечественной педагогической мысли, являются настольными для преподавателей педагогики и педагогической психологии. Поражает и широта проблематики его творчества. Вот названия некоторых публикаций: «Значение христианства в постановке первоначального воспитания», «Характерные черты среднего образования в Англии», «Трагизм судьбы
Гоголя», «О детской лжи», «Ответственность родителей перед детьми».
* * *
Петр Федорович Каптерев родился 20 июля 1849 г. Его отец служил приходским священником в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии. Многодетная семья рано лишилась кормильца и находилась, получая небольшую пенсию, выплачиваемую епархией, в довольно тяжелом материальном положении. Детям приходилось много работать в поле и на огороде. Петр, как и его братья - дети священнослужителя, мог получить бесплатное среднее образование только в духовных учебных заведениях.
П.Каптерев окончил духовное училище в Подольске и поступил в 1862 г. в Смоленскую духовную семинарию. Как талантливый и дисциплинированный воспитанник, после окончания семинарии в 1868 г. он был принят уже в высшее учебное заведение - на историческое отделение Московской духовной академии, готовившей кандидатов на высшие церковные должности, образованных богословов, а также преподавателей духовных училищ и семинарий.
После окончания в 1872 г. духовной академии П.Ф.Каптерев, поскольку он не принял монашество или священнический сан, должен был шесть лет прослужить преподавателем в системе высших и средних духовных учебных заведений. Талантливый выпускник в августе 1872 г. был избран Советом Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем философских учений (логики, психологии, дидактики, педагогики). Молодой преподаватель сразу же снискал уважение коллег и семинаристов. Ему дове-
рили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Всех покоряли личность Петра Каптерева, сила его интеллекта, обширность и глубина знаний, способность ясно их излагать(10).
Тогда же у педагога проявилась склонность к общественной деятельности: он был принят в Петербургское педагогическое общество. В 1874 г. П.Ф.Каптерев стал членом совета Петербургского Фребелевского общества, где читал лекции по педагогике и психологии слушательницам курсов, где готовили воспитательниц детских садов.На этих курсах он работал четверть века.
Еще во время преподавания в Петербургской семинарии П.Ф.Каптерев постоянно печатался в различных педагогических журналах и приступил к созданию одного из главных своих научно - педагогических произведений - «Педагогической психологии для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», которое увидело свет уже в 1876 г. в журнале «Народная школа» в виде ряда статей. А в следующем году эта книга вышла отдельным изданием. Впоследствии уже значительно переработанная, дополненная, под названием «Педагогическая психология», она публиковалась дважды: в 1883 и 1914гг.
Однако научные интересы Петра Федоровича шли вразрез с уставом духовного заведения. Он тяготился службой в нем, но покинуть смог лишь в конце августа 1878 г., когда истек срок обязательной службы по духовному ведомству за четырехлетнее бесплатное обучение в Московской духовной академии. Однако сразу устроиться на государственную службу, гарантировавшую постоянный заработок, не смог. Лишь через год ему удалось поступить преподавателем педагогики на Женские педагогические курсы, принадлежавшие Ведомству учреждений императрицы Марии. На этой должности Каптерев прослужил около 6 лет(10).
Когда Женские педагогические курсы Мариинского ведомства были преобразованы в женский педагогический институт (1903),Каптерев получил разрешение на чтение в нем лекций по психолого-педагогическим дисциплинам (психологии, дидактике, педагогике, всеобщей и русской истории педагогики) на словесно-историческом отделении. В 1912 г. П.Ф. Каптереву было присвоено «в исключение из Закона и не в пример другим» ученое звание профессора по словесно-историческому отделению Академии наук России (1, 81).
Все эти годы П.Ф.Каптерев продолжал свою необычайно разностороннюю научно-педагогическую деятельность. Он публикует статьи по дет-
ской психологии, педагогике, дидактике, логике и даже по русской литературе. В 1879 г. издаются его курсы лекций по педагогике и логике, очень востребованные всеми преподавателями педагогики России. В эти годы он становится организатором, участником многих объединений психологов, педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге (педагогическая секция, отдел Я. А. Коменского, а потом К. Д. Ушинского, Родительский кружок), принимает активное участие в подготовке и проведении съездов: по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной психологии, народному образованию.
П.Ф.Каптерев уже к началу 90-х годов XIX столетия был одним из самых популярных авторов, книги которого читались не только педагогами, но и всеми, кто занимался самообразованием,и особенно родителями.
Сама судьба Петра ФедоровичаКаптерева отвела ему особое место в развитии высшего педагогического образования и педагогической науки. В данной сфере он дебютировал своей «Педагогической психологией» в 1877 году. К этому времени уже сошла с педагогической авансцены или даже покинула этот мир плеяда ученых педагогов 50-60-х гг., которая была связана с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Новых же ярких имен всероссийского масштаба не появлялось. По сути, на протяжении без малого тридцати лет П.Ф.Каптереву, если не в одиночку, то с очень узким кругом педагогических мыслителей - К.Н. Вентцелем, В.П. Вахтеровым, В.В. Розановым доведется разрабатывать широкие пласты педагогической теории и практики.
И здесь нельзя не поразиться той поистине исполинской миссии, на которую Петр Федорович себя обрек. На протяжении трех лет - с 1877-го по 1880-й- он создает комплекс капитальных трудов, заложивших фундамент отечественного образования, посвященных педагогике, дидактике, истории педагогики, педагогической психологии.
Позднее, к 65-летию мыслителя в существенно переработанном виде эти труды будут переизданы в 1914-1915 гг. В них, рассмотрев широкий спектр основополагающих проблем образования, П. Ф. Каптерев еще и высветил их через такие очень значимые для того времени вопросы, как общественная направленность педагогического процесса, соотношение общечеловеческих и национальных ценностей, пути создания народной школы. Не стоит забывать, что именно ему принадлежит авторство таких привычных для нас понятий, как «педагогическая психология» и «педагогический процесс».
Характеризуя особое место Каптерева в истории педагогической науки, следует обратить внимание еще на два важных аспекта. П.Ф. Каптерев был, по сути, первым в России профессиональным ученым-педагогом, для кото-
рого теория и история обучения и воспитания была не хобби, а предметом основной служебной деятельности.
И еще, хотя Петр Федорович, несомненно, принадлежит к числу светских ученых-педагогов, давших именно светские ответы на такие важнейшие вопросы, как формирование мировоззрения, развитие ума, характера и воли ребенка, все же на его научном творчестве, несомненно, сказывалось то, что свое образование он получил в Духовной академии. Это, прежде всего, проявляется в стиле его публикаций, который близок к проповедничеству, пасторству, глобальности замыслов и особой исповедальности - постоянному пристальному вниманию к широкому спектру вопросов духовно-нравственного воспитания.
В данной связи характерно, что среди его многогранного творчества есть тема, которая красной нитью проходит через всю деятельность замечательного педагога - семейное воспитание. Участие Каптерева в Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного воспита-ния(5). С 1884 г. на протяжении многих лет он ежегодно делал доклады о развитии личности и воспитании ребенка в семье. А с 1898г. под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению»(6). Авторами брошюр были видные педагоги, психологи, врачи, ученые и литераторы: А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и другие.
Издание такой серии, включившей около 60 отдельных небольших книг объемом в 60-70 страниц, было посвящено вопросам воспитания и обучения детей, преимущественно дошкольного возраста, т.е. фактически речь шла о домашнем воспитании и обучении, а также о физическом развитии и сохранении здоровья детей младшего возраста.
Основная цель всей этой деятельности педагога - вовлечь отцов и матерей в гуманное воспитание детей, дать им необходимые психологические познания, объяснить, что на самом деле стоит за детскими чувствами: ложью, страхом, мужеством, подражательностью, радостями и печалями, играми и развлечениями.
Научные труды Родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставке работ подобного рода родительских кружков Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран Петербургский кружок получил в1906 г. в Льеже (Бельгия) первую премию.
Обнаженным нервом для Каптерева всегда являлось тяжелое положение русского учителя и народной школы. Он стоял у истоков общественного педагогического движения, был редактором и сотрудником ряда журна-
лов, активным участником педагогических съездов, много выступал перед учителями. Долгое время его голос не был слышен властями. Но именно Каптереву в 1915 г. министр народного просвещения П.Н. Игнатьев поручил возглавить Ученый комитет - «мозговой центр» подготовки реформы образования. И то, что в итоге коллективом ученых и практиков были созданы, несомненно, лучшие в отечественной педагогике материалы по реформе образования, его весомая заслуга.
С радостью, восприняв Февральскую революцию, он настороженно встретил Октябрьскую. После Октябрьской революции П.Ф.Каптерев некоторое время живет в Петрограде, однако, осенью 1918 г. после долгой болезни и в связи со сложным продовольственным положением в городе он перебирается в г. Острогожск - один из уездных центров Воронежской губернии. Впрочем, даже здесь Каптерев не оставляет своего служения делу педагогики. Еще не оправившись от тяжелой болезни легких, он поступает на должность разъездного инспектора уездного Отдела народного образования и всячески способствует реформированию школ, в том числе и сельских, вОстрогожском уезде.
С начала 1919 г. П. Ф. Каптерев, несмотря на болезни и преклонный возраст, начинает преподавать сразу в трех учебных заведениях Острогожска: двух школах и учительской семинарии, которую скоро возглавляет. В 1921 г. Каптерев перебирается в губернский центр - Воронеж. Он становится профессором Воронежского университета и одновременно организует педагогический техникум. В последний год жизни П. Ф. Каптерев успевает сделать очень многое для развития педагогического образования в Воронеже. При техникуме им создаются подготовительные курсы, педагогический музей, образцовый детский сад. В ведение администрации техникума передаются две общеобразовательные школы. Сюда же приглашаются читать лекции лучшие профессора Воронежского университета.
В 1921 г. Каптерев публикует пронзительную статью «Педагогика и политика». Это - смело, страстно и убежденно высказанный призыв ни в коем случае «не превращать учителей и учащихся в разменную монету в политической игре, а школу - в механизм осуществления идеологической дик-татуры»(9). В этой последней статье-завещании Каптерев развивает свою главную идею, своеобразное кредо: педагогический процесс должен быть автономным, то есть свободным от каких бы то ни было влияний извне.
Этой статьи П.Ф. Каптереву советская власть так и не смогла простить. До 1980-х годов его работы не переиздавались, о педагогических идеях, если и писали, не забывали подчеркивать, что он выражал «хорошо знакомые,
типичные для буржуазной педагогики антинаучные теории аполитичности воспитания» (1, 83).
В настоящее время мы, к счастью, имеем возможность оценить значение П.Ф. Каптерева - этого крупнейшего российского ученого педагога и основоположника отечественной школы.
В заключение приведем строки из стихотворения Виталия Шкиндера «Об отношении к классикам», слова, которые имеют самое непосредственное отношение к судьбе и педагогическому наследию Петра Федоровича Каптерева:
Мы все о светлом будущем мечтаем. И некогда нам прошлое листать. Мы классиков, конечно, почитаем, Но все-таки их лучше прочитать. Они помогут выжить, может статься, Подарят в лабиринте свет и нить. Их мудростью, как воском, пропитаться, Чтоб в ливнях новых веяний не сгнить!
Литература
1. Богуславский М.В. Петр Федорович Каптерев // Подвижники и реформаторы российского образования. М.: Просвещение, 2005. - С. 79-83.
2. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1876.
3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. СПб., 1885.
4. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1897.
5. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб.,1898.
6. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 4. СПб., 1898.
7. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905.
8. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1909;. 2-е изд. СПб., 1915.
9. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика // Педагогическая мысль. -1921. - № 9-12.
10. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические произведения. М., 1982.