Научная статья на тему 'Творец духовных ценностей к 165-летию со дня рождения Петра Федоровича Каптерева'

Творец духовных ценностей к 165-летию со дня рождения Петра Федоровича Каптерева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ФЕДОРОВИЧ КАПТЕРЕВ / P.F. KAPTEREV / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.Ф. КАПТЕРЕВА / SOCIO-PEDAGOGICAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF P.F. KAPT EREVA / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соложнина Наталья Анатольевна

7 июля 2014 года исполнилось 165 лет со дня рождения великого педагога, историка педагогики и психолога, выдающегося ученого с мировым именем Петра Федоровича Каптерева. За пятьдесят лет научно-педагогической деятельности ученым опубликовано около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги по психолого-педагогической тематике. Его научные труды это своеобразная педагогическая энциклопедия конца XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creator spiritual values By the 165th anniversary of the birth of P.F. Kaptereva

July 7, 2014 marks 165 years since the birth of the great educator, historian of pedagogy and psychology, an outstanding scientist of world renown P.F. Kapt ereva. Over fifty years of scientific and educational activities scientists published about 40 monographs and more than 200 journal articles, over 100 reviews of books on psychological and pedagogical issues. His scientific works a kind of educational encyclopedia late XIX early XX centuries.

Текст научной работы на тему «Творец духовных ценностей к 165-летию со дня рождения Петра Федоровича Каптерева»

МЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

н. А. Соложнина

Творец духовных ценностей

К 165-летию со дня рождения Петра Федоровича Каптерева

гога, историка педагогики и психолога, выдающегося ученого с мировым именем Петра Федоровича Каптерева. За пятьдесят лет научно-педагогической деятельности ученым опубликовано около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги по психолого-педа-

Ключевые слова: Петр Федорович Каптерев, биография, общественно-педагогическая и научная деятельность п. Ф. каптерева, история педагогики.

July 7, 2014 marks 165 years since the birth of the great educator, historian of pedagogy and psychology, an outstanding scientist of world renown P. F. Kapt ereva. Over fifty years of scientific and educational activities scientists published about 40 monographs and more than 200 journal articles, over 100 reviews of books on psychological and pedagogical issues. His scientific works - a kind of educational encyclopedia late XIX — early XX centuries.

Key words: P. F. Kapterev, biography, socio-pedagogical and scientific activity of P. F. Kapt ereva, history of pedagogy.

гогической тематике. Его научные труды — это своеобразная педагогическая энциклопедия конца XIX — начала XX в.

N. A. Solozhnina

Creator spiritual values

By the 165th anniversary of the birth of

P. F. Kaptereva

Петр Федорович Каптерев — величайшая фигура в истории отечественного образования. Пытливый ум, эрудиция и широкий кругозор ученого определили диапазон его научных интересов. П. Ф. Каптерев исследовал проблемы дошкольной педагогики, теории общего и высшего образования, семейного и гражданского воспитания. Он явился одним из основоположников педагогической психологии. Одной из главных заслуг ученого является создание стройной, психологически обоснованной теории дидактики.

Отношение к творчеству ученого в разные годы было неодинаковым. В советское время П. Ф. Каптеревым мало кто интересовался. Его сочинения ни разу не переиздавались, в результате чего «оказались выключенными из хода развития психолого-педагогических идей» [7. С. 68].

Впервые биография русского ученого была опубликована профессором кафедры педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета П. А. Лебедевым. Основываясь на фактах, найденных в материалах архивов ЦГИА СССР, ЦГИА РСФСР, ГИА Ленинградской области, ГИА Воронежской области и др., исследователь воссоздал все периоды жизни и деятельности ученого, раскрыл его педагогические взгляды.

Сегодня изучению наследия П. Ф. Каптерева посвящено немало

Каждый порядочный человек должен в кризисные периоды жизни общества заниматься самым необходимым делом.

П. Ф. Каптерев работ. Характеристика его обществен-

но-педагогической и научной деятельности представлена в работах современных классиков российской педагогической науки М. В. Богуславского, Ф. А. Фрадкина, В. А. Сластенина, В. И. Смирнова, а также в статьях Е. М. Колосовой, И. А. Свиридовой, Н. М. Федоровой, Д. В. Потепалова, А. А. Макареня, Р. С. Лунева и др.

Более двадцати пяти лет научно-педагогической творчество ученого изучает доцент кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета Л. Э. Заварзина. В жизни и деятельности П. Ф. Каптерева исследователь выделяет три периода: московский (1849—1872), в который происходит личностное и профессиональное становление педагога; наиболее продолжительный петербургский (1872—1918), когда ученый своим неутомимым трудом приобрел себе имя; и, наконец, чрезвычайно продуктивный и насыщенный в преподавательской и руководящей деятельности П. Ф. Каптерева воронежский период (1918-1922).

Петр Федорович Каптерев родился 7 июля 1849 года в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии. Отец Петра, священник Никольской церкви Федор Сергеевич Каптерев, рано ушел из жизни. Все хлопоты по воспитанию и обучению восьмерых детей легли на плечи Надежды Яковлевны, матери Петра Федоровича. Умная, с сильным харак-

тером женщина приложила все силы, чтобы дать хорошее воспитание и образование своим детям. Единственным доступным учебным заведением, в котором можно было обучать детей за казенный счет, оказалось духовное училище в Подольске. В 1862 году Петр окончил училище и поступил в Вифанскую духовную семинарию.

В семинарии Петр Каптерев успешно учился в течение шести лет. Здесь он впервые познакомился с трудами таких русских педагогов, как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Г. Редкин, П. Д. Юркевич и др. Увлекся сочинениями Дж. Локка и Г. Спенсера. За годы обучения у П. Ф. Каптерева сформировался прочный интерес к эмпирической психологии, проявилась склонность к изучению философских наук.

В августе 1868 года П. Ф. Каптерев был зачислен в Московскую духовную академию. Будучи студентом XXVIII курса церковно-исторического отделе-

ния, П. Ф. Каптерев ощутил на себе всепроникающий дух одного из старейших в России учебных заведений. Московская академия со времени своего основания (1685 г.) на протяжении сорока лет оставалась единственной высшей школой в России (в 1725 г. в С.-Петербурге учреждена Академия наук) и к концу XIX-го столетия заняла достойное в место в системе отечественного образования. Ее выдающимися выпускниками были автор первой в России печатной книги по математике Л. Ф. Магницкий; ученый, кото-

рому подвластны были практически все науки, основатель Московского университета М. В. Ломоносов; первый русский астроном Н. И. Попов; зодчий В. И. Баженов; первый русский доктор медицины и философии П. В. Постников и многие другие знаменитые поэты, переводчики, историки и филологи, прославившие своим именем alma mater.

Главной особенностью учебного заведения, по замечаниям А. Салтыкова, было то, что студенты в Академии входили в другую жизнь, «в которой неопределенные юношеские искания должны были принять то или иное направление, в зависимости от личных склонностей и духовных устремлений» [12. С. 96].

На более широкую основу, по сравнению со светскими учебными заведениями, в духовной академии было поставлено философское образование. Оценивая его роль в образовании и развитии личности, П. Ф. Каптерев впоследствии напишет: «Некогда высшим идеалом культурности считалось философское образование, а философия понималась, как знание вещей божественных и человеческих, т. е. как усвоение всего того, что могло дать время в культурном отношении»

[4. С. 257].

Большое значение в Академии придавалось филологии. За годы обучения Петр Федорович Каптерев «весьма хорошо» овладел французским, английским языками, хорошо знал немецкий язык и «очень хорошо» — латинский. На выпускных испытаниях показал «очень хорошие

познания по всеобщей словесности», о чем свидетельствует диплом студента Московской духовной академии Петра Каптерева1. По замечаниям Л. Э. Заварзиной, превосходное знание языков, особенно латинского и греческого, позволило П. Ф. Каптереву работать с первоисточниками и быть в курсе новейших научных исследований [3. С. 76]. Большинство исследователей научного творчества Каптерева отмечают его индивидуальный стиль изложения, в том числе умение о сложном рассказать просто и понятно, выражать мысли предельно емко, убедительно и аргументировано.

Несомненно, на формирование лингвистической эрудиции П. Ф. Каптерева, его взглядов и убеждений в этот период оказала влияние литература. Собрание книг в академической библиотеке было одним из лучших в России. В ее фондах хранились книги, периодические издания и рукописи XII—XIX вв.

По окончанию обучения в Московской духовной академии Петр Каптерев получил на редкость основательную педагогическую подготовку. На всем протяжении XIX века педагогическое образование в большинстве учебных заведений России отсутствовало или было крайне скудным. По этому поводу П. Ф. Каптерев в 1895 году писал: «В учителя гимназий и вообще средних учебных заведений готовиться негде, у нас не только нет педагогических факультетов, но педа-

1 Диплом студента Московской духовной акад ковской епархии села Кленова Николаевской ликован Л. Э. Заварзиной в 2011 году.

гогика не читается ни в одном университете, ни в одном высшем учебном заведении, кроме духовных академий»

[5. С. 3].

В 1872 году выпускник Московской академии в возрасте 23 лет «по распределению» был направлен в С.-Петербургскую духовную семинарию. После закрытой баллотировки кандидат Петр Каптерев большинством голосов избран на должность преподавателя психологии, философии и педагогики. С этого времени начался новый этап в жизни П. Ф. Каптерева, связанный с научной, преподавательской, чиновничьей и общественно-педагогической деятельностью.

Талантливый преподаватель, благодаря своей эрудиции, широкому кругозору и личному обаянию, быстро завоевал доверие коллег и семинаристов. Ему поручили заведование воскресной школой и избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Вскоре у П. Ф. Каптерева проявилась склонность к общественной деятельности: он был принят в Петербургское педагогическое общество, а в 25-летнем возрасте стал членом совета Петербургского Фребелевского общества, при котором действовали частные педагогические курсы, готовившие воспитательниц детских садов. На курсах П. Ф. Каптерев читал лекции по педагогике, психологии, истории педагогики, проводил практические занятия.

емии Петра Каптерева, сына священника Мос-

церкви Феодора Сергеева впервые был опуб-

В это время П. Ф. Каптерев познакомился со своей будущей женой, слушательницей педагогических курсов Ольгой Федоровной. Девятнадцатилетняя девушка еще целых два десятка лет старалась «дорасти» до своего преподавателя. Будучи уже вполне зрелыми людьми (каждому было под сорок лет), они официально оформили свои отношения.

В семье Каптеревых родились две дочери: в декабре 1890 года на свет появилась Зинаида, а в сентябре 1892 года — Екатерина. По случаю рождения дочерей рядом с домом, где жила семья до сих пор стоят два дуба.

Работу на курсах Фребелевского общества П. Ф. Каптерев вел в течение четверти века (до 1898 г.). При разработке своих лекционных курсов ученый глубоко проанализировал отечественный и зарубежный опыт преподавания. С 1874 года он и сам начинает активно печататься в педагогических журналах Петербурга. В популярном среди учителей журнале «Народная школа» публикуется четыре его статьи: «Обучение детей дошкольного возраста», «Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания», «Как образовать стойкий характер», «Эвристическая форма обучения». Журнал «Знание» издает статью «Этюды по психологии народа (Мифология как религиозное первоначальное и научное мировоззрение человечества)». Затронутые в статьях проблемы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребенка П. Ф. Каптерев будет исследовать

на протяжении всей своей жизни. Они станут стержневыми в его психолого-педагогическом творчестве.

В этот же период П. Ф. Каптерев приступил к созданию одного из главных своих научных произведений — «Педагогической психологии для народных учителей, воспитателей и воспитательниц». В течение 1875— 1876 гг. труд публиковался отдельными главами в популярной «Народной школе». Отдельным изданием книга вышла в 1877 году. В ней П. Ф. Каптерев психологически обосновал процесс обучения и воспитания детей, вооружил учителей научными знаниями о психических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности. По-мнению П. А. Лебедева, «Педагогическая психология» является первым в истории отечественной психологии и педагогики завершенным трудом подобного рода, а само понятие «педагогическая психология» с появлением книги Каптерева прочно вошло в научный оборот [9. С. 9].

Выдержавшая впоследствии три издания «Педагогическая психология» П. Ф. Каптерева, наряду с другими его произведениями, по замечаниям В. И. Смирнова, не только пользовалась широкой популярностью в процессе самоподготовки и повышении квалификации учителей, но и служила «методологической базой многих учебных пособий по педагогике» [13. С. 177].

П. Ф. Каптерев тяготился службой в духовной семинарии, устав которой противоречил его научным интересам. Покинуть заведение Петр

Федорович смог лишь в конце августа 1878 года, когда истек срок обязательной службы по духовному ведомству за бесплатное обучение в Московской духовной академии.

Спустя год П. Ф. Каптерев поступил на службу по ведомству учреждений императрицы Марии преподавателем педагогики на Женские педагогические курсы при петербургских женских гимназиях. Когда курсы были преобразованы в женский педагогический институт, П. Ф. Каптерев получил разрешение на чтение в нем лекций по психологии, дидактике, педагогике, всеобщей и русской истории педагогики. Работу на курсах П. Ф. Каптерев совмещал с чтением лекций по психологии и логике в Александровском лицее (1882-1885 гг.).

В 1883 году после выхода в свет второго переработанного издания «Педагогической психологии» П. Ф. Каптерев подвергся нападкам со стороны цензурного комитета и Синода. Автора книги обвинили в материализме, безбожии и подрыве христианской нравственности. Для рассмотрения литографически выпущенных слушательницами педагогических женских курсов лекций П. Ф. Каптерева была создана особая комиссия. В состав экспертной комиссии вошли известные деятели науки и богословия: профессор С.-Петербургской духовной академии М. Коринский, инспектор Александровского лицея профессор М. Коркунов, инспектор Василеостровской гимназии В. Сиповский и другие. Экспертная комиссия дала в целом благожелатель-

ное заключение лекциям и книге педагога, отметив лишь, что сенсуализм вовсе не обязательно может вести к материализму. Тем не менее, с осени 1884 года после возникшего скандала П. Ф. Каптерев был отстранен от чтения лекций на педагогических курсах. Из Александровского лицея он также был вынужден уйти.

Примечательно то, что отстранение от преподавания не явилось препятствием для продолжения службы П. Ф. Каптерева в Маринском ведомстве. Его приняли помощником старшего чиновника Первой экспедиции, отвечающего за управление и инспектирование женских учебных заведений. Позднее П. Ф. Каптерев возобновил и чтение лекций в Императорском женском педагогическом институте. Через несколько лет по представлению сразу трех ученых советов известный уже во всей России психолог-педагог П. Ф. Каптерев был удостоен звания профессора «в изъятие из закона и не в пример другим», так как по его предмету законом этого не было тогда предусмотрено [Цит. по 7: С. 66].

В ведомстве учреждений императрицы Марии П. Ф. Каптерев проработал около 32 лет и дослужился до председателя учебного комитета. В марте 1917 года ведомство учреждений императрицы Марии было упразднено.

Параллельно с преподавательской и чиновничьей карьерой П. Ф. Каптерев продолжал активно участвовать в общественно-педагогической деятельности. В эти годы он становится участником Санкт-

Петербургского комитета грамотности, членом нескольких отделов Педагогического музея военно-учебных заведений (общепедагогического, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, содействия самообразованию и др.).

П. Ф. Каптерев принимал активное участие в работе Родительского кружка - научно-консультационной общественной организации, действующей при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В январе 1884 года, став первым председателем кружка, П. Ф. Каптерев наметил его первоначальные цели - сбор и обобщении сведений об этапах физического и психического развития детей. Полученные материалы, по мнению научного руководителя кружка, могли стать «серьезным подспорьем как в деле практического воспитания детей, так и в установке положений детской психологии» [6. С. 1]. С результатами деятельности кружка ученый знакомил читателей на страницах журналов «Воспитание и обучение» и «Женское образование».

В 1989 году П. Ф. Каптерев стал инициатором и редактором крупнейшего издательского проекта Родительского кружка - выпуска Энциклопедии семейного воспитания и обучения. С 1898 по 1910 гг. вышло 59 выпусков, 11 из них были написаны самим П. Ф. Каптеревым. В 1906 году энциклопедия получила медаль на выставке в Льеже.

П. Ф. Каптерев активно участвовал в организации и проведении Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию (30 декабря 1912 г. — 6 января 1913 г.). В речи

на открытии съезда председатель организационного комитета съезда П. Ф. Каптерев особо подчеркнул живую связь семьи с общественными организациями как необходимое условие правильного развития детской личности в семье [14. С. 60]. По мнению А. В. Кудряшова, «съезд стал этапным событием для отечественной педагогики и психологии начала ХХ века» [8. С. 70].

Петербургский период — знаменательная веха в научной деятельности П. Ф. Каптерева. В эти годы ученый создает знаменитые свои произведения: «Педагогическая психология» (1876 г.), «Дидактические очерки» (1885 г., издание было отмечено золотой медалью Петербургского комитета грамотности), «Педагогика — наука или искусство?» (1885 г.), «Из истории души. Очерки по истории ума» (1890 г.), «Задачи и основы семейного воспитания» (1898 г.), «Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели» (1898 г.), «О природе детей» (1899 г.), «Педагогический процесс» (1904 г.) и др.

Педагогические труды П. Ф. Каптерева охватывают широкий круг психолого-педагогических вопросов: соотношение биологического (природного) и социального (культурного) в развитии ребенка, психология народов, характерные психологические свойства женщин, психология детства. Благодаря интеграции знаний о человеке из области физиологии, психологии, социологии, философии и ряда других наук П. Ф. Каптеревым был достигнут новый уровень осмысления педагогических проблем.

Научные труды П. Ф. Каптерева, по замечанию Н. В. Амироковой, обосновали систему духовных образовательных ценностей, направленных на целостный процесс развития личности. Система духовных ценностей П. Ф. Каптерева включает в себя: общечеловеческие ценности

— сознание общественной культурной обязанности, уважение к собственной личности и личности другого, свобода деятельности, самодеятельность, инициативность; народные — осознание интересов, истории и культуры своего Отечества, чувство патриотизма, родной язык и личные ценности

— сила, смелость, честь («эгоистические» ценности) и эстетические и нравственные чувствования, к которым относятся любовь, сострадание, совесть («альтруистические» ценности). «Личные ценности олицетворяет педагог, присущие ему духовные ценности делают педагогический идеал не абстрактной категорией, а наполняют его личным духовным содержанием»

[1. С. 14-15].

Знаменательными в научном творчестве П. Ф. Каптерева были его историко-педагогические труды. В работах «Странички из истории первоначального воспитания детей в России» (1896 г.), «Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели» (1897 г.), «Идеи о первоначальном воспитании в классической древности» (1900 г.), «История русской педагогии» (1909, издание было удостоено медали им. К. Д. Ушинского) и др. ученым впервые были осмыслены и раскрыты особенности становления и развития пе-

дагогического самосознания русского народа.

Современные исследователи высоко оцениваютисторико-педагогические работы П. Ф. Каптерева. По мнению Е. М. Колосовой, И. А. Свиридовой и Н. М. Федоровой, его труды «определили основные направления в развитии русской педагогической науки, заложили фундамент истории русской педагогики» [7. С. 67]. По оценке В. И. Смирнова, П. Ф. Каптерев «сумел вычленить в историко-педаго-гическом опыте и рельефно представить то, что способствует решению современных проблем педагогической теории и образовательной практике»

[13. С. 179].

После 1917 года П. Ф. Каптерев заинтересованно обсуждал новые подходы к организации народного образования. В статье «Новая школа в новой России» он изложил программу демократического обновления школы, в основе которой представлял реализацию принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школы и независимости учителей в вопросах воспитания и обучения. Не со всеми послереволюционными нововведениями в области образования он согласился. В статье «Единая всеобщая школа» ученый отметил, что при организации единой школы не- достаточно учитываются принципы дифференцирования общего образования по видам одаренности и призванию детей. Взгляды ученого подверглись критике.

Осенью 1918 года П. Ф. Капте-рев перенес двукратное воспаление легких. Для восстановления здоровья

он попросил у руководства института четырехмесячный отпуск и в октябре того же года переехал в Воронежскую губернию. В Петербург ученый больше не вернулся.

В городе Острогожск П. Ф. Кап-терева приняли на должность разъездного инструктора уездного отдела народного образования (УОНО) по вопросам трудового обучения. Несмотря на свой возраст (ему шел 70-й год), ученый энергично включился в работу по созданию нового типа советской школы: занимался переподготовкой сельских учителей, участвовал в совещаниях и съездах учителей, выступал с лекциями перед учителями и родителями, хлопотал об открытии местного педагогического музея наглядных средств.

Занимательны воспоминания младшей дочери педагога Екатерины Петровны о том времени, когда ее отец был внештатным разъездным инструктором уездного отдела народного образования. «Петр Федорович в черной шубе разъезжал на подводе по уезду. Жители принимали его из-за поповской шубы за священника и порой просили у «батюшки» благословения. Отец не скупился и делал это охотно, но не без доброй, едва заметной усмешки в бороду. Весь внешний его облик - степенная походка, чистый твердый голос и осанистый вид, все это укоренилось в нем с семинарских лет, все это побуждало селян становиться «под благословение»»

[10. С. 21].

Параллельно с работой в УОНОС П. Ф. Каптерев занялся преподавательской деятельностью в учебных

заведениях Острогожска. С января 1919 года читал лекции по психологии учащимся 2-й единой трудовой школы II ступени. Преподавал в учительской семинарии, в которой вскоре стал заведующим.

Летом 1921 года П. Ф. Каптерев по приглашению Воронежского государственного университета (ВГУ) переезжает в Воронеж. В университете ему предложили занять должность профессора кафедры истории научной мысли факультета общественных наук. Одновременно Воронежский государственный институт избирает его профессором на факультете общественных наук. После преобразования института в педагогический факультет ВГУ профессор П. Ф. Каптерев стал и его первым деканом.

В том же 1921 году Петр Федорович получил еще одно предложение, теперь уже от губнаробраза: организовать и возглавить первый воронежский педагогический техникум. П. Ф. Каптерев с энтузиазмом принял предложение. Он активно занимался учебно-организационной работой, материальным обеспечением кабинетов и лабораторий, комплектацией штата сотрудников, созданием библиотеки и покупкой учебных пособий и т. п. Но важнейшей задачей создаваемого им детища считал качественную подготовку будущих учителей.

В техникуме были созданы два отделения: дошкольное и школьное. Сам Петр Федорович вел занятия на дошкольном отделении, где читал психологию детского возраста и историю дошкольной педагогики.

В течение года ему удалось не только организовать учебно-воспитательный процесс педтехникума, но создать на его базе систему учебно-воспитательных учреждений: детский сад, опытная школа первой ступени, показательная школа и педагогический музей.

Педтехникум воплотил главное призвание Петра Федоровича -подготовку народного учителя. По замечанию В. И. Лещинского и Л. Э. Заварзиной, «вся его предшествующая общественно-педагогическая и научная деятельность была как бы подготовительной почвой для практической реализации теоретических идей» [10].

В последних своих публикациях «О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине» (1921 г.), «О педагогическом образовании» (1921 г.), «Педагогика и политика» (1921 г.) ученый обеспокоен современным состоянием народного образования и его реформированием. П. Ф. Каптерев защищал демократические свободы, обеспечивающие всестороннее духовное усовершенствование личности, гуманные отношения между людьми, утверждал, что школа должна быть вне влияния политических партий. В своих публичных высказываниях П. Ф. Каптерев как всегда был честен и смел.

13 сентября 1922 года Воронежский университет, коллектив педагогического техникума и городские власти готовились отметить 50-летие научно-педагогической деятельности П. Ф. Каптерева, но этому торжественному событию не суждено было случиться. 5 сентября по заведенному распорядку дня Петр Федорович сделал утреннюю гимнастику, после которой выкупался в реке. На обратном пути его застал сильный дождь. Он был одет в легкую льняную толстовку, в результате промок до последней нитки. Вечером началось очередное воспаление легких, которое стало последним в его жизни. На следующий день, 6 сентября 1922 года, в 13 часов 35 минут ученый скончался.

10 сентября 1922 года «Воронежская коммуна» поместила некролог «Профессор П. Ф. Каптерев», в котором С. Н. Введенский выразил скорбь о потере коллеги следующими словами: «Окидывая умственным взором свою долговременную научно-педагогическую работу, Петр Федорович чувствовал себя истинным сеятелем «разумного, доброго, вечного», творцом тех духовных ценностей, которые выходят далеко за пределы единичного существования и не умирают никогда» [2. С. 3-9].

Список литературы

1.Амирокова, Н. В. Развитие системы духовных ценностей педагогики Петра Федоровича Каптерева (1849—1922 гг.) / Н. В. Амирокова : дис. ...канд. пед. наук / Н. В. Амирокова; Военный ун-т.

— М., 2009. — 25 с.

2. Введенский, С. Н. Памяти проф. П. Ф. Каптерева / С. Н. Введенский // Воронежская коммуна. — 1922. — № 204

— 10 сентября. — С. 3—9.

3. Заварзина, Л. Э. П. Ф. Каптерев

— студент Московской духовной академии / Л. Э. Заварзина // Педагогика.

— 2011. — № 3. — С. 69—80.

4. Каптерев, П. Ф. О характерных психических свойствах женщин / П. Ф. Каптерев // Образование. — 1894. — № 10. — С. 245—271.

5. Каптерев, П. Ф. Педагогические идеалы и взгляды К. Д. Ушинского / П. Ф. Каптерев // Образование. — 1895.

— № 1. — С. 1—27.

6. Каптерев, П. Ф. Родительский кружок в Соляном городке при школьно-гигиеническом отделе педагогического музея / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. — 1884. — № 1. — С. 1—7.

7. Колосова, Е. М., Свиридова, И. А., Федорова, Н. М. Петр Федорович Каптерев / Е. М. Колосова, И. А. Свиридова, Н. М. Федорова // Вестник Герценовского университета. — 2009.

— № 7. — С. 64—68.

8. Кудряшев, А. В. Становление семейной педагогики в России на рубеже XIX—XX веков / А. В. Кудряшев // Вестник Московского городского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». — 2010.

- № 4 (4). - С. 70-81.

9. Лебедев, П. А. П. Ф. Каптерев

- видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия / П. А. Лебедев // П. Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. — М. : Педагогика, 1982.

- С. 7-34.

10. Лебедев, П. Дидаскал. Мое открытие Каптерева / П. Лебедев // Учительская газета. - 1999. - № 28.

- С. 14-31.

11. Лещинский, В. И., Заварзина, Л. Э. Выдающийся педагог Петр Федорович Каптерев [сайт]. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article. {дата обращения: 01.08.014}.

12. Салтыков, А. Краткий очерк истории Московской духовной академии / А. Салтыков // Московская духовная академия. 300 лет (1685-1985): Богословские труды: Юбилейный сборник. - М. : Изд. Моск. патриархии, 1986. - 336 с.

13. Смирнов, В. И., Смирнова, Л. В. Становление системы образования и подготовки учителей в России (X

- начало XX веков): монография с приложением документов и суждений современников об учителе / В. И. Смирнов, Л. В. Смирнова. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. - 304 с.

14. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. - Т. 1.

- СПб.: Типолитография Ныркина, 1914.

- 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.