Научная статья на тему 'Петр Федорович Каптерев. К 160-летию со дня рождения'

Петр Федорович Каптерев. К 160-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1184
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПТЕРЕВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ / 160-ЛЕТИЕ П. Ф. КАПТЕРЕВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Екатерина Матвеевна, Свиридова Ирина Александровна, Федорова Наталья Михайловна

Педагогическая деятельность Каптерева началась с августа 1872 г. в Санкт-Петербурге и продолжалась здесь сорок шесть лет, до октября 1918 г. Государственную службу, которая протекала успешно (дослужился до чина тайного советника, имел высокие награды), П. Ф. Каптерев всегда совмещал с преподавательской работой. Преподавал на частных педагогических Фребелевских курсах, в частных женских гимназиях, одногодичных курсах по подготовке преподавателей общеобразовательных средних школ Санкт-Петербургского учебного округа, а с конца 1903 г. и по октябрь 1918 г. был профессором Женского педагогического института, преобразованного затем в I Высший педагогический институт. В эти же годы являлся консультантом в Психолого-неврологическом институте В. М. Бехтерева, а также в Педагогической академии А. П. Нечаева. Им было опубликовано множество монографий и статей. Но и это еще не все: Каптерев участвовал почти во всех всероссийских съездах по педагогике, психологии, народному образованию, семейному воспитанию. На многих из них он был председателем и докладчиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Петр Федорович Каптерев. К 160-летию со дня рождения»

Е. М. Колосова,

директор музея И. А. Свиридова, доцент кафедры педагогики Н. М. Федорова,

доцент кафедры педагогики

ПЕТР ФЕДОРОВИЧ КАПТЕРЕВ

К 160-летию со дня рождения

Петр Федорович Каптерев родился 7 (20) июля 1849 г. в семье сельского священника в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии. Здесь прошли его детство и годы учения. Он учился в духовном училище, в 1862 г. поступил в Вифанскую духовную семинарию, затем был принят на историческое отделение Московской духовной академии. Окончил академию в 1872 г.

Педагогическая деятельность Каптерева началась с августа 1872 г. в Санкт-Петербурге и продолжалась здесь сорок шесть лет, до октября 1918 г.

Наиболее длительной она оказалась по Ведомству императрицы Марии: с июля 1879 г. по март 1917 г. (когда ведомство было передано Временным правительством Министерству государственного призрения).

Государственную службу, которая протекала успешно (дослужился до чина тайного советника, имел высокие награды), П. Ф. Кап-терев всегда совмещал с преподавательской работой. Преподавал на частных педагогических Фребелевских курсах, в частных женских гимназиях, одногодичных курсах по подготовке преподавателей общеобразовательных средних школ Санкт-Петербургского учебного округа, а с конца 1903 г. и по октябрь 1918 г. был профессором Женского педагогического института, преобразованного затем в I Высший педагогический институт. В эти же годы являлся консультантом в Психолого-неврологическом институте В. М. Бехтерева, а также в Педагогической академии А. П. Нечаева. Им

было опубликовано множество монографий и статей. Но и это еще не все: Каптерев участвовал почти во всех всероссийских съездах по педагогике, психологии, народному образованию, семейному воспитанию. На многих из них он был председателем и докладчиком.

При Педагогическом музее военно-учебных заведений Петербурга в разных его секциях Каптерев бывал не только докладчиком, но и руководителем секций музея, сопредседателем родительского кружка, по почину которого с 1898 г. издавалась «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». 59 выпусков этой энциклопедии явились важнейшим средством просвещения родителей. Каптерев был главным редактором 56 выпусков, в 11 выпусках помещены его работы по семейному воспитанию и обучению.

Он пишет книги, посвященные психологическому обоснованию дидактики, а также вопросам истории педагогики: «Дидактические очерки», «Из истории души: Очерки по истории ума», «Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели» и др. Особенно много Петр Федорович занимался вопросами семейной педагогики и совершенствования школы. Разрабатывая проблемы общего образования, П. Ф. Кап-терев придавал особое значение общественно-нравственному развитию учащихся и вариативности образования.

П. Ф. Каптерев — один из основателей русской историко-педагогической школы.

Определяя общий ход развития педагогики, П. Ф. Каптерев писал: «Обыкновенно бывает так, что когда возникают вопросы об образовании и воспитании, когда начинается более или менее педагогия, тогда уже существует два могучих учреждения: государство и церковь. Эти учреждения завладевают воспитанием, подчиняя его себе, навязывают ему свои задачи... Из такого подневольного существования она [педагогика. — Е. К., И. С., Н. Ф.\ пытается выбиться, стать на свои ноги, развиваться по присущим ей законам, преследуя свои собственные задачи. Это стремление она выполняет при участии общества и его деятелей в разработке педагогических идей. Они мало-помалу создают науку о воспитании подрастающих поколений».

Подразделяя историю русского педагогического самосознания на три периода («педагогия церковная, государственная и общественная»), П. Ф. Каптерев формулирует задачи общественной педагогики: надо идти дальше удовлетворения нужд церкви и государства, образовать весь народ, просветить всю Русь школой, учением, дать подрастающим поколениям общечеловеческое развитие, сочетая его с национальными формами жизни. Характеризуя общественный период, Каптерев указывает, что борьба общества за непосредственное участие в организации народного образования составляет отличительную черту этого периода. Именно в этот период делаются попытки создания своей теоретической педагогики и общество деятельно участвует в организации педагогических учреждений. Каптерев выделяет направления развития педагогических идей: гуманитарное, национальное, свободного воспитания и общественно-педагогического движения в области школы. Он дает полную характеристику каждого из этих направлений развития отечественной педагогики в своем фундаментальном труде «История русской педагогии» (1915).

В историко-педагогических трудах, так же как и в других работах, в центре внимания П. Ф. Каптерева — интересы личности и гражданские мотивы, неразрывно связан-

ные с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы. В качестве доказательства приведем список работ ученого, выполненный им самим: История педагогики (Пед. жен. курсы, 1879/80 уч. г.), лекции 1-19 — 1880 г. (написано от руки); Связь истории педагогики с историей вообще: Пед. жен. курсы — 1883 г.; Лекции по истории педагогики, читанные на Педагогических Фре-белевских курсах П. Ф. Каптеревым в 1884/85 уч. г. — 1885 г. (написано от руки); Очерки по истории русской педагогики: Пирогов Н. И., Ушинский К. Д., Толстой Л. Н. — 1887-1888 гг.; Дидактические очерки. Теория образования. — 1892 г.; Ян Амос Коменский о первоначальном воспитании. — 1892 г.; Материнская школа по Амосу Коменскому. — В кн.: 300-летний юбилей Я. А. Коменского. — 1893 г.; Педагогические идеалы и взгляды К. Д. Ушин-ского. — 1895 г.; Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей. — 1895 г.; Ушинский об общественных и антропологических началах воспитания. —

1895 г.; Странички из истории первоначального воспитания детей в России. —

1896 г.; Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. — 1897г.; 1914 г.; Идеи о первоначальном воспитании в классической древности. — 1900 г.; История русской педагогии. — 1909 г.; 1915 г.

П. Ф. Каптерев, выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия, окончивший исторический факультет со специализацией по отделению философских наук, т. е. логики, психологии, педагогики, от младых ногтей воспитанник духовной среды, оказался в глазах петербургской цензуры отступником. Автора книги «Педагогическая психология» (2-е изд., СПб., 1883) обвинили его в том, будто он отвергает христианские истины о врожденности идей, а вместе с ними и саму религию. Психолог П. Ф. Каптерев подвергся нападкам со стороны цензурного комитета и Синода. Для рассмотрения его лекций на педагогических женских курсах Ведомства

учреждений императрицы Марии, литографски выпущенных слушательницами, была создана особая комиссия. Среди членов этой экспертной комиссии были известные деятели науки и богословия: профессор Санкт-Петербургской духовной академии М. Коринский, инспектор Александровского лицея профессор М. Коркунов, инспектор Василеостровской гимназии В. Си-повский и другие. Хотя комиссия благожелательно отнеслась к самим лекциям и к книге, усмотрев лишь то, что сенсуализм вовсе не обязательно может вести к материализму, главноуправляющий Ведомства, однако, счел нужным отстранить преподавателя Каптерева от чтения лекций на педагогических курсах.

Надо было обладать немалым мужеством, чтобы в годы политической реакции 1880-х гг., последовавшей за убийством Александра II, письменно заявить комиссии, что он, Каптерев, преподает науку так, как он ее понимает, а не так, как того требует устав женских педагогических курсов. Примечательно то, что отстранение от преподавания не явилось препятствием для продолжения службы Каптерева в этом же ведомстве в качестве помощника старшего чиновника 1-й экспедиции, отвечающего за все его учебные дела, а затем последовательно продвигаться по службе. В канцелярии Ведомства императрицы Марии, видимо, служили сведущие чиновники, умевшие ценить талант, знания и ум в сочетании с высокой степенью честности и трудолюбия. По тем же причинам в иных условиях главноуправляющий не увидел препятствий для возобновления чтения лекций чиновником Каптеревым в Императорском женском педагогическом институте.

Через несколько лет по представлению сразу трех ученых советов ему будет присвоено звание профессора как всероссийски известному психологу-педагогу «в изъятие из закона и не в пример другим», так как по его предмету законом этого не было тогда предусмотрено.

После 1917 г. П. Ф. Каптерев заинтересованно обсуждал новые подходы к народ-

ному образованию, приветствуя демократизацию школы, но не во всем соглашаясь с новыми веяниями. Он считал, что при организации единой школы недостаточно представлены принципы дифференцирования образования по видам одаренности и призванию юношества. Его взгляды подвергались критике. В 1918 г. (уже на 70-м году жизни) он переезжает из Петербурга в Воронежскую губернию (г. Острогожск). В

1921 г. занимает должность профессора Воронежского университета. В своих последних публикациях «О педагогическом образовании» (1921), «Педагогика и политика» (1921) он исходил из того, что школа должна быть вне влияния политических партий и что воспитание должно основываться на общечеловеческих началах.

Воронежский университет и городские власти готовились отметить 13 сентября

1922 г. 50-летие научно-педагогической деятельности П. Ф. Каптерева. Но случилось непоправимое. Петр Федорович по обыкновению 6 сентября 1922 г. после утренней гимнастики выкупался в реке. На обратном пути его застал сильный дождь. Он был одет легко, в льняную толстовку. Переждал дождь под деревом, промок до последней нитки. К вечеру того же дня началось очередное воспаление легких, последнее в его жизни. На следующий день в 13 часов 35 минут он скончался...

Жизнь Петра Федоровича Каптерева — это беспримерное служение делу образования народного учителя. Вряд ли в истории отечественной педагогики найдется другой педагог, столько же сделавший для психолого-педагогического просвещения учителей и родителей, как П. Ф. Каптерев. Его труды — это своеобразная энциклопедия воспитания и образования человека от рождения до зрелых лет.

П. Ф. Каптерев, вслед за К. Д. Ушин-ским, разрабатывал идеи педагогической антропологии, т. е. считал, что в основе педагогики должен быть комплекс наук о человеке, среди которых особо важная роль принадлежит психологии. Он был убежден, что первейшее требование к обучению и

воспитанию детей, к «образовательному процессу» — это «сообразность его со свойствами детской натуры». Он не мыслил педагогики, которая не опиралась бы на психологию. Характерно, что в его наиболее крупных и, казалось бы, целиком педагогических трудах явно обнаруживается ведущая роль именно психологических установок.

Так, в книге «Педагогический процесс» одна из центральных глав называется «Педагогический процесс как усовершенствование личности»; в его главном труде по дидактике «Дидактические очерки» значительная часть книги имеет заглавие «Образовательный процесс — его психология». В предисловии к своей «Педагогической психологии» (3-е издание) П. Ф. Каптерев писал: «Мы полагаем, что педагогическая психология — это есть дисциплина, соединяющая педагогику с психологией, ведущая от психологии к педагогике».

Показательны темы его работ: о детских страхах, детской лжи, детской лени, об упрямстве, а также о детском послушании, детской подражательности, детских играх, детских радостях и печалях и др. В этом разнообразии тем обнаруживается их общая направленность на анализ самой жизни, реальных детских проблем. Предметом значительного числа его изысканий были возрастные особенности детей. Особенно много страниц в его работах посвящено раннему и дошкольному детству. Ему принадлежит, в частности, серия статей о психическом развитии ребенка на первом году жизни, на втором, на третьем и на четвертом. В этих работах даются конкретные, основанные на жизненных фактах, описания самых начальных периодов становления человека с выделением главных моментов в его физическом и психическом росте.

П. Ф. Каптерев не раз выступал против односторонности подходов к детству. Так, он отмечал, что детские годы считаются наиболее счастливыми в жизни человека, но это не вся истина — картина имеет и обратную сторону. Множество детских болезней угнетает детей, их организм так не-

жен и хрупок. Несвоевременное удовлетворение потребностей, недостаток развлечений, какое-нибудь ничтожное само по себе впечатление могут вызывать у ребенка раздражение и неприятное состояние. При этом самые разные его свойства — более благоприятные и менее благоприятные, а то и тормозящие развитие — выступают в единстве. По П. Ф. Каптереву, эпоха детства — это особая реальность, которую надо непредвзято изучать, с которой нельзя не считаться.

Он решительно выступал против того, чтобы рассматривать годы возрастного развития лишь как подготовку к будущему, когда младший возраст не ценится сам по себе и взрослые желают, чтобы их дети быстрее пережили эту пору жизни. Он неоднократно возвращался к мысли о достоинствах детства, о самоценности каждого его периода.

Ребенок, согласно П. Ф. Каптереву, несет с собой новизну, небывалые еще на свете сочетания психических свойств, предпосылки новых творческих возможностей. Он писал, что «отличительные свойства детей составляют ту одаренность, ту гениальность, малую частицу которой приносит с собой в мир каждый нормально рождающийся младенец». Он выступал против форм воспитания, не позволяющих свободно развернуться детской натуре, раскрыться всем свойствам возраста. Он считал, что воспитание должно отвечать потребностям и свойствам конкретного ребенка. Такой подход предполагает, по П. Ф. Каптереву, что педагог — это прежде всего наблюдатель, психолог, выясняющий особенности воспитываемой личности.

Согласно П. Ф. Каптереву, наиболее серьезный недостаток общеобразовательной школы — в ее однообразии, неготовности приспособиться к разным способностям детей. Нередко обнаруживается, отмечал он, что ученик, одаренный к тому или иному роду занятий, глубоко интересующийся определенными учебными предметами, не интересуется другими и бывает к ним мало способен. Он указывал, что современная

школа всех детей равняет, и понятно, что различные таланты в такой атмосфере должны задыхаться: подневольные и не соответствующие способностям занятия могут становиться тормозом развития.

Он пришел к неожиданной мысли: то, что обыкновенно называют воспитанием и образованием, в действительности представляет собой по преимуществу самообразование. Свою точку зрения он обосновал пониманием «души» как своеобразного организма: уже физический организм осуществляет собственную активность — не просто воспринимает, вбирает те или иные воздействия, но и по-своему перерабатывает, каждый раз что-то предпочитает, к чему-то тянется, от чего-то отказывается. П. Ф. Кап-терев указывал на то, что это самодеятельное начало в психических проявлениях, в поведении очень заметно у детей с раннего возраста.

Петр Федорович предлагал определенную систему мер, чтобы учебные заведения соответствовали бы подлинной роли саморазвития и самовоспитания детей. Так, число обязательных учебных курсов должно быть минимальным, а не максимальным; необходима возможность выбора между самыми разными сочетаниями учебных предметов, с тем, чтобы каждый своеобразный ум мог найти в них подходящие упражнения для своего саморазвития. При этом у учащихся должен быть постоянный досуг для самостоятельных занятий полюбившимися предметами. Он считал поло-

жительным моментом в жизни школ использование игр в учебном процессе.

По П. Ф. Каптереву, задача педагога — учитывать индивидуальные различия в темпе и уровне саморазвития, именно в этом должен заключаться педагогический подход к детям. Он считал, что реальный путь к индивидуализации обучения лежит через поддержку самообразования учеников.

В советское время труды П. Ф. Каптере-ва оказались невостребованными, о них не вспоминали. Его психологические сочинения ни разу не переиздавались и не могли стать предметом дискуссий и критики, они как бы не существовали: оказались выключенными из хода развития психолого-педагогических идей. Педагогические работы дошли до учительской аудитории в виде одной книги избранных сочинений, которые были впервые изданы в 1982 г., при жизни П. Ф. Каперева были переизданы лишь отдельные его труды: «Педагогическая психология», «Дидактические очерки», «История русской педагогии».

П. Ф. Каптерев оставил огромное педагогическое и психологическое наследие. Его труды обогащают педагогику и психологию детства, помогают по-новому взглянуть на некоторые стороны поведения и психического развития ребенка, организации учебного процесса. Историко-педагоги-ческие работы ученого определили основные направления в развитии русской педагогической науки, заложили фундамент истории русской педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.