Научная статья на тему 'Система педагогических исследований П. Ф. Каптерева (1849–1922 гг. ) в области развития российского образования'

Система педагогических исследований П. Ф. Каптерева (1849–1922 гг. ) в области развития российского образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
14
0
Поделиться
Ключевые слова
"СИСТЕМА ШКОЛ" / ОРГАНИЗОВАННОЕ САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ОСНОВА / СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ИДЕЙ КАПТЕРЕВА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лунёв Роман Сергеевич

В статье подчеркнута значимость педагогического наследия П.Ф. Каптерева. Автор утверждает, что сформулированные в российском законодательстве основные принципы и цели образовательной системы соответствуют тем идеям и положениям, которые Каптерев разработал в своих фундаментальных трудах в конце XIX – начале ХХ вв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Система педагогических исследований П. Ф. Каптерева (1849–1922 гг. ) в области развития российского образования»

^¡kj ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2012. № 2 (7)

УДК 3(091)

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ П. Ф. КАПТЕРЕВА (1849-1922 ГГ.) В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. С. Лунёв

АНО ВПО «Смольный институт Российской академии образования», г. Санкт-Петербург

В статье подчеркнута значимость педагогического наследия П.Ф. Каптерева. Автор утверждает, что сформулированные в российском законодательстве основные принципы и цели образовательной системы соответствуют тем идеям и положениям, которые Каптерев разработал в своих фундаментальных трудах в конце XIX - начале ХХ вв.

Ключевые слова: «система школ», организованное саморазвитие ребенка, основа системной организации, дореволюционные достижения педагогической науки, реализация основополагающих идей Каптерева.

Петр Федорович Каптерев (1849 -1922 гг.)

Эволюция научных взглядов Петра Федоровича Каптерева шла параллельно со становлением системы российского образования, начиная с того общественного взрыва внимания к педагогическим проблемам, который связан с именами К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова, и заканчивая последним не осуществившимся проектом введения в Российской империи системы обязательного и всеобщего начального образования 1914-1915 гг., в разработке которого ученый принимал непосредственное участие.

В научном наследии выдающегося российского педагога и теоретика педагогики Петра Федоровича Каптерева можно выделить целый комплекс тем и идей, ставших базисом развития отечественной школы научной педагогики. Так, В. И. Лещинский и Л. Э. Заварзина пишут, что «...важнейшей стороной теории воспитания П. Ф. Каптерева является ее опора не столько на рассудочные убеждения человека, сколько на формирование системы отношений» [1]. И. В. Са-цукевич считает Каптерева основателем педагогики «формирования активной жизненной позиции ребенка в педагогическом процессе» [2, с. 127]. О. В. Петров отмечает, что «заслуга этого педаго-

га и ученого состоит. в том, что он был одним из первых, кто попытался дать очерк влияния на эстетическое развитие детей окружающей среды» [3]. Философы, историки, психологи находят в наследии П. Ф. Каптерева идеи, отражающие актуальные проблемы философского, исторического и психологического знания. Всё это показывает, что, несмотря на то, что имя Каптерева было на длительный срок искусственно вычеркнуто из истории отечественной науки, мысли, содержащиеся в его работах, актуальны, а их изучение является необходимой ступенью на пути к пониманию не только истории отечественной педагогической мысли, но и к овладению широким горизонтом общетеоретического педагогического знания в систематической и целостной форме.

В работе 1915 года «Дидактические очерки. Теория образования» заключительные страницы посвящены тому, что Каптерев называет «системой школ». «Для успешности образовательного процесса, - пишет он, - имеют серьезное значение не только порядки, заведенные в отдельных школах и способствующие их благоустройству, но и целая система школ, то есть система народного образования в стране» [4, с. 647]. Можно спросить, имеют ли значение размышления педагога о системе образования в целом? Отстаивая личностный характер образовательного процесса, Каптерев вполне логично мог требовать от педагога размышлений и в этом направлении. Так же, как ученика он хотел видеть в результате «добрым общественником», так и учитель

Уроки истории

должен быть «добрым гражданином», широко образованным, думающим о перспективах не только частного своего ремесла, но и о перспективах всей образовательной системы государства. Как писала в своей диссертации Ю. В. Козлова, «...подчеркивая направляющую и руководящую роль педагога в развитии личности ребенка, П. Ф. Каптерев видел в учителе также наблюдателя и исследователя. Воспитание в широком смысле - это комплекс преднамеренных и непреднамеренных воздействий общества на человека через исторически сложившиеся культурные традиции, формы жизнеустройства и модели отношений; в педагогическом процессе воспитание выступает как передача убеждений, мнений, навыков, всего строя жизни, а образование - как организованное саморазвитие ребенка в процессе обучения. Исходя из этого, П. Ф. Каптерев призывал каждого педагога отстаивать свою самостоятельность и свободу деятельности в процессе реализации научных и мировоззренческих позиций» [5, с. 4-5]. Свобода педагогического и образовательного процесса является, согласно Каптереву, обязательным и необходимым условием отношений двух главных систем образовательного пространства - научной системы и системы практической.

Система государственного образования, являющаяся частью общенародной системы по Кап-тереву должна быть научной, бессословной, общеобразовательной и обязательной. Можно спорить относительно некоторых принципов, в частности, о переходе от элементарного к научному образованию (или от среднего к высшему в привычной нам терминологии), которое должно, согласно Капте-реву, «совершаться беспрепятственно, без всяких экзаменов» [4, с. 650]. Тем не менее, общий смысл педагогической системы Каптерева в ее связи с развитием системы образования остается актуальным до сих пор, а сама система, центром которой является развитие понятия педагогического процесса, - уникальным по своей научно-практической глубине и широте социокультурным явлением конца XIX - начала XX века в России.

Будучи подчиненным основополагающим целям педагогического процесса: развитию ученика, усовершенствованию его физических и духовных сил в автономном и свободонацеленном творческом применении практических методик и их развитию в соответствии с личностными особенностями ученика и педагога, образование ста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р*7

новится не только целесообразным внутренне, но и должно стать основой столь же целесообразной системной организации всего образовательного пространства: семейного, общественного и общегосударственного. Этот итог творческой и научной педагогической мысли Каптерева имеет не только историко-теоретическое, но и актуальное научно-практическое значение.

Во многом оказываются правы те, кто пишет о развитии советской системы образования как об использовании дореволюционного потенциала. И это позволяет по-новому взглянуть на практическое, а не только теоретическое значение достижений педагогов предреволюционного периода. Именно их разработки послужили основой для создания той системы государственного образования, которая привела к взлету советской науки и технологии в 1930-1970-х гг., и отход от которых стал причиной кризиса 1980-х. Так, А. Лиманов в статье «Образовательная реформа XIX века как основа советской НТР» пишет, что «реформа образования мало того, что оказала сильнейшее влияние на всю общественную жизнь второй половины XIX столетия и начала XX века, но - что гораздо важнее, даже поразительнее, - смогла воздействовать на научную, техническую и культурную жизнь Отечества более 100 лет. Ни одна из "старших" реформ не "работала" так долго. И во многом как раз она определила тот высочайший взлет советской научно-технической мысли 50-60-х годов XX века, результатами которого мы пользуемся до сих пор» [6].

Проблемы, с которыми столкнулась российская система образования после распада СССР, показывают, что именно в современной ситуации актуализируется научное наследие отечественной педагогики дореволюционного периода. Особое значение приобретает системная разработка Каптеревым общепедагогических и специальных вопросов педагогической теории. Сформулированные в российском законодательстве основные принципы и цели образовательной системы соответствуют тем идеям и положениям, которые Каптерев разработал в своих фундаментальных трудах в конце XIX - начале ХХ вв. Многие основополагающие идеи и структурные элементы образовательной системы, исследованные П. Ф. Каптеревым, до сих пор требуют реализации и дальнейшего научного и практического развития в современных условиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лещинский В. И., Заварзина Л. Э. Выдающийся педагог Петр Федорович Каптерев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/ biЫюteka/article_fuЦ.php?aid=499.

2. Сацукевич И. В. Идеи формирования субъектной позиции ребенка в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2 (59).

3. Петров О. В. Проблемы этико-эстетического воспитания в природоохранном контексте педагогического наследия П. Ф. Каптерева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecoethics.ru/old/m02/x41.html.

4. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

'-7711 Национальные приоритеты России. 2012. № 2 (7)

5. Козлова Ю. В. Возрастная и педагогическая психология в наследии П. Ф. Каптерева: Проблемы и решения: автореф. дис. ... канд. наук. - М., 2000. - 23 с.

6. Лиманов А. Образовательная реформа XIX века как основа советской НТР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.center-witte.ru.

Лунёв Роман Сергеевич - помощник проректора по научной работе и Статья поступила в редакцию

международной деятельности, ассистент кафедры истории и социально-по- 24.12.2012 г.

литических дисциплин АНО ВПО «Смольный институт Российской академии образования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Р. С. Лунёв, 2012

УДК 947

СОЗДАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТЯХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

И. А. Кольц, Г. А. Порхунов ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

В статье показано, как в годы Великой Отечественной войны на базе эвакуированных из центральных регионов страны предприятий создавалась авиационная промышленность в Омске и Тюмени. Отражено размещение предприятий. Демонстрируется героический трудовой подвиг рабочих и инженерно-технических служащих вновь создаваемых предприятий, участвующих в социалистическом соревновании. Описан возрастной и количественный состав рабочих. Приводится перечень продукции, выпускаемой оборонными предприятиями. В статье нашли отражение объем и масштаб конструкторских и технологических проблем и задач, решавшихся в суровых условиях Омской области.

Ключевые слова: Омская область, Тюменская область, авиационная промышленность, самолеты, планеры, производство, рабочие, конструкторы, бытовые условия.

На территорию Омской и Тюменской областей в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано 10 предприятий авиационной промышленности.

Уже 27 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило план размещения авиазаводов, эвакуированных на восток. 2 июля СНК СССР принял постановление, а 4 июля Наркомат авиационной промышленности издал приказ об организации в Омске авиационного завода на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 (ЗОК) и Тушинского серийного завода № 81 [1, с. 8].

Эти предприятия должны были разместиться на базе строящегося с 1939 г. авиационного

завода. Однако после ряда перипетий авиационным заводам отвели территорию строившегося в том же районе автосборочного завода, где даже не было завершено строительство единственного, но громадного производственного корпуса размером 200 х 180 м. Общая площадь территории составляла 49 га. Кроме того, заводу были переданы производственные мощности первенца первой пятилетки - завода автоприцепов им. Коминтерна. В основном это было литейное и кузнечное производство. Производственные площади этого предприятия составляли 13 900 кв. м основного производства и 8 100 кв. м вспомогательных площадей [2, с. 90]. Кроме того, заводу передавались