Р. С. Лунёв
(Санкт-Петербург)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П. Ф. КАПТЕРЕВА В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена анализу научного вклада П. Ф. Каптерева в отечественную педагогику и психологию. Дается характеристика общественно-педагогических взглядов П. Ф. Каптерева в конкретных исторических условиях, анализируются идеи ученого об общественных связях, нравственном воспитании, семейном воспитании
Пётр Фёдорович Каптерев (1849-1922)
- выдающийся русский ученый, внесший значительный вклад в развитие психологии, теории и истории педагогики. Его мировоззрение строилось на единой антропологической основе в самом важном и непоколебимом убеждении о необходимости полного раскрепощения личности в условиях рационального организационного общественного воспитания. Плодотворную научную работу он сочетал с широкой общественно-педагогической деятельностью. Его труды способствовали формированию гуманистических основ воспитания и образования в отечественной педагогике конца
XIX - начала ХХ века. Творчески развивая идеи К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова о человеке (его воспитании и развитии), выраженные в педагогической антропологии, он продолжил антропологическое обоснование педагогической теории. Большое внимание уделял проблеме нравственного воспитания детей.
Полвека служил П. Ф. Каптерев делу педагогического образования - психолого-пе-дагогической подготовке воспитательниц детского сада, учителей начальной школы, средней общеобразовательной школы, воспитанию детей в семье. Его научные труды
- это целая эпоха в области педагогической мысли России с 70-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.
Исторические условия России в начале
XX столетия (революция 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.), когда политические события расшатывали основы государственного строя, побуждали П. Ф. Каптерева более четко и последовательно защищать принципы «автономности педагогического процесса» [5].
Педагогический процесс в данный период времени Петр Федорович понимал как: «Обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещание, взыскание и другие подобные многочисленные слова», обозначающие различные свойства и стороны педагогического процесса [4, 5].
Следует сказать, что в содержание понятия «общество» в годы первых русских революций (1905-1907 гг.) П. Ф. Каптерев вкладывал значительный педагогический смысл, основываясь на том, что общество -это первая основа правильного воспитания, оно развивает общественные свойства человека шире и глубже, чем индивидуальные. При этом воспитание, например в детях, общественного духа является делом чрезвычайной важности. Действовать сообща в общественном деле, игре или забаве ребенок учится, преодолевая эгоистические чувства и стремления. При этом важно развивать личную инициативу, личную выдержку в связи с интересами других и совместно с их деятельностью.
Именно в годы первой русской революции Каптерев выступил на одном из общих собраний санкт-петербургского родительского кружка с докладом «Об общественнонравственном развитии и воспитании» [4]. Через два года главные идеи этого доклада (в частности способы и средства воспитания «настоящего человека») были представлены им в работе с аналогичным названием, изданной отдельным выпуском «Энциклопедии семейного воспитания» [8].
В статье-докладе «Об общественнонравственном развитии и воспитании детей» поднимается тема о способах и средствах воспитания «настоящего человека».
Прежде всего Каптерев констатирует: «...общественная среда есть духовный воздух, без которого, как и без обыкновенного воздуха, человек дышать, то есть существовать, не может» [4]. Он выделяет два вида общественных связей: государственные и собственно общественные. Государственные связи (внешняя форма общественности) выполняют в основном функцию внешнего контролирующего органа, который регулирует поведение человека, однако этому органу не подвластны внутренние установки, представления, совесть людей. Влиянием на внутренний, духовный мир человека обладают собственно общественные связи, в выборе которых он руководствуется в основном своими личными интересами (научными, литературными, религиозными и т.д.) и увлечениями. Человек здесь выступает в качестве творца, и это понятно, ведь он имеет возможность реализоваться в значимой для него области в процессе общения с другими людьми.
Эти две формы общественности находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии между собой: «Ставя высоко государственную связь между людьми и заботясь о всестороннем ее укреплении в сознании подрастающих поколений, педагог особенно должен быть чуток к росту внутреннего общественно-нравственного сознания юношества, так как из этого сознания истекают общественные связи, и самый государственный союз есть лишь внешняя оболочка, одно из внешних его выражений. Корень общественности для педагога есть вместе корень истинно гуманного, прекрасного и идеального в человечестве, так как ни добро, ни красота, ни идеал вне общества невозможны» [4].
Эти размышления ученого подводят нас к мысли о значимости общественнонравственного (или, как его еще называет Каптерев, гражданского) воспитания, единственной задачей которого (особенно в первые годы XX в. - Л. Р.). Петр Федорович считает подготовку «энергичного бойца за основные свойства человечности и главнейшие блага культуры» [4]. Необходимо воспитывать сильную личность, твердый характер, способный преобразовать действительность, творить, для чего нужны сила и воля. Человек, борющийся за человече-
ские права, выступающий против всякого их нарушения и обладающий всеми вышеперечисленными качествами, - это тот идеал, на который нужно ориентироваться в процессе воспитания ребенка. Такую личность следует взращивать с младенчества.
Проводя параллель с сегодняшним временем, хотелось бы отметить, что воспитание личности, борющейся за свои права и достоинство, является проблемой крайне актуальной для нас сегодня, так как наше государство является правовым лишь на словах. Это связано, на наш взгляд, с низким уровнем правового сознания населения, а значит, и с недостатками нашей воспитательной системы.
П. Ф. Каптерев считал, что в процессе нравственного воспитания детей необходимо учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Ученый разъяснял педагогам и родителям: «Каждый возраст имеет свои особенные взгляды, вкусы, свою манеру думать и говорить, свои понятия о прекрасном и нравственном; каждый возраст имеет свою логику, свою религию, свою эстетику, свою мораль. В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему полному человеку. Но мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей и юношей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать, нашу религию, нашу эстетику» [6].
Одним из первых в отечественной педагогике П. Ф. Каптерев указал на необходимость нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи и семейнобрачным отношениям. Такую подготовку он рассматривал в качестве составной задачи формирования нравственно развитой личности как девочек, так и мальчиков.
В нравственном развитии человека П. Ф. Каптерев выделял такой период, когда ребенок является еще «донравствен-ным существом», то есть еще не знает, что такое добро и зло. Этот период он считал очень важным в жизни ребенка для его дальнейшего духовно-нравственного развития. Родителям необходимо обращать внимание на три фактора, обусловливающие такое развитие: на наследственные
свойства, благоприятствующие нравственному воспитанию; на развитие «симпатических чувствований» и преодоление тех препятствий, которые воспитанники встречают в своем развитии; на приучение детей к самообслуживанию, соблюдению режима дня в школе и семье [4].
Главную цель семейного воспитания в период первых десятилетий XX в. Каптерев видел в познании добра и осуществлении нравственной истины, а двигателями нравственной деятельности он считал чувства и убеждения. Семья, по П. Ф. Каптереву, держится на любви. Для ее прочности необходима прежде всего способность мужа и жены любить друг друга. Счастье семьи в том и состоит, что человеку позволяют сделать счастливым другого, любимого человека. В этой связи он писал: «Взаимные отношения, проникнутые искренней любовью, создают для ребенка здоровую семейную атмосферу. В хорошей семье ребенку привольно дышится чистым воздухом самоотверженной любви. Если ребенок с тех самых пор, как сознательно открыл глаза, видит, что отец прежде всего думает о матери, мать об отце, а оба вместе о нем - ребенке, его братьях и сестрах, то начало правильному воспитанию положено. С раннего детства проникается он сознанием, что счастье жизни заключается в том, чтобы делать счастливым других...» [7].
Семья имеет все возможности для развития чувств ребенка. Только семья может индивидуализировать воспитание детей, создать ребенку атмосферу любви, которая на всю жизнь оставляет неизгладимые впечатления и является источником нравственных качеств. Педагог подчеркивал решающую роль семейного воспитания в становлении личности, ее нравственном воспитании. Он справедливо указывал: «Линии, намеченные в первые годы, свойства, приобретенные в реальном детстве, никогда не стираются, никогда не исчезают, дальнейшее развитие будет лишь наполнением, отделкой, дополнительными черточками той фигуры, которая зарисована на заре человеческой жизни» [3]. Именно в семье, где протекают лучшие годы жизни человека - детские годы, - осуществляется воспитание сердца, воспитание ума, воспитание духа, то есть воспитание Человека.
На одно из первых мест среди методов нравственного воспитания детей в семье П. Ф. Каптерев ставил положительный пример родителей. Отец и мать должны каждую минуту жизни помнить, что дети находятся рядом с ними, они их воспитывают не только словами и целенаправленными действиями, но и поступками, своим отношением к работе, жизни, людям.
После февральской революции Капте-рев в статье «Новая школа в новой России» [9] изложил программу демократического обновления школы. Демократизацию школьного дела он представлял себе прежде всего как осуществление наиболее значимых для своего времени принципов педагогического процесса: самоуправления школ и независимости учителей в вопросах обучения и воспитания.
Октябрьскую революцию 1917 г. П. Ф. Каптерев воспринял сквозь призму демократических философских, педагогических взглядов и убеждений. Ломку старой школы, создание единой трудовой школы он понимал неоднозначно и в отношении этого вел дискуссию. В преобразовании школьной системы Каптерев видел преобладание разрушительных перемен над созидательными. В то же время он одобрительно отнесся к принципам организации единой школы (трудовому, коллективному, общедоступному и др.), но отметил, что недостаточно представлены принципы дифференциации образования по призванию и одаренности [1].
Результаты нашего исследования показали, что П. Ф. Каптерев, творчески развивая идеи К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова, продолжил антропологическое обоснование педагогической теории. Разработанная им культурно-антропологическая концепция педагогического процесса содержит гуманистическую трактовку сущности воспитания и образования: «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил, сообразно социальному идеалу» [5].
Потребности, запросы и интересы личности в условиях кризисного революционного времени составляют исходную точку всех психолого-педагогических исследований Каптерева. Полное духовное раскрепощение личности, ее всестороннее развитие,
физическое и духовное усовершенствование гражданских качеств, способность вести борьбу за свои права - таковы основные черты педагогического идеала, сформулированные Каптеревым и востребованные в современном обществе. Это отношение к личности обусловило и его оценку всех деятелей - педагогов прошлого и настоящего, а
также отношение к обществу и государству. Взгляды П. Ф. Каптерева на цель, задачи, содержание и основные направления нравственного воспитания детей в семье являются весьма актуальными, особенно в эпоху социально-экономических перемен в условиях модернизации образования в новой России.
Литература
1. Антология гуманной педагогики. П. Ф. Каптерев / Под ред. проф. П. А. Лебедева. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашви-ли, 2001. - 224 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины ХІХ-ХХ вв. / Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
3. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1915. - С.559.
4. Каптерев П. Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. - М.: «Педагогика», 1982. - 704 с.
5. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. - СПб.: Типо-ли-тография Б. М. Вольфа, 1905. - 135 л.
6. Каптерев П. Ф. Современное воспитание в отношении к возрастам // Наблюдатель. 1889. - №5. - С. 45-62.
7. Каптерев П. Ф. Семья и ее задачи // Русская школа. - 1904.
- № 4. - С. 64-78.
8. Каптерев П. Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. VII.- СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1898. - 211 с.
9. Новая школа в новой России // Педагогический сборник.
- 1917. - № 10-11.