Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева в истории Российской педагогики'

Психолого-педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева в истории Российской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1949
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / HISTORY OF PEDAGOGICS / RUSSIAN PEDAGOGICS / MORAL EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / KAPTEREV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунёв Роман Сергеевич

Статья посвящена анализу научного вклада П. Ф. Каптерева в отечественную педагогикy и психологию. Дается характеристика общественно-педагогических взглядов П. Ф. Каптерева в конкретных исторических условиях, анализируются идеи ученого об общественных связях, нравственном воспитании, семейном воспитании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical activity of P. F. Kapterev in the history of Russian pedagogics

The article is devoted to the analysis of scientific contribution of P. F. Kapterev to Russian pedagogics and psychology. The characteristics is given for social and political views of P. F. Kapterev under specified historical conditions, the scientist's ideas about social links, moral and family educations are analyzed

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева в истории Российской педагогики»

Р. С. Лунёв

(Санкт-Петербург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П. Ф. КАПТЕРЕВА В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена анализу научного вклада П. Ф. Каптерева в отечественную педагогику и психологию. Дается характеристика общественно-педагогических взглядов П. Ф. Каптерева в конкретных исторических условиях, анализируются идеи ученого об общественных связях, нравственном воспитании, семейном воспитании

Пётр Фёдорович Каптерев (1849-1922)

- выдающийся русский ученый, внесший значительный вклад в развитие психологии, теории и истории педагогики. Его мировоззрение строилось на единой антропологической основе в самом важном и непоколебимом убеждении о необходимости полного раскрепощения личности в условиях рационального организационного общественного воспитания. Плодотворную научную работу он сочетал с широкой общественно-педагогической деятельностью. Его труды способствовали формированию гуманистических основ воспитания и образования в отечественной педагогике конца

XIX - начала ХХ века. Творчески развивая идеи К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова о человеке (его воспитании и развитии), выраженные в педагогической антропологии, он продолжил антропологическое обоснование педагогической теории. Большое внимание уделял проблеме нравственного воспитания детей.

Полвека служил П. Ф. Каптерев делу педагогического образования - психолого-пе-дагогической подготовке воспитательниц детского сада, учителей начальной школы, средней общеобразовательной школы, воспитанию детей в семье. Его научные труды

- это целая эпоха в области педагогической мысли России с 70-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

Исторические условия России в начале

XX столетия (революция 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.), когда политические события расшатывали основы государственного строя, побуждали П. Ф. Каптерева более четко и последовательно защищать принципы «автономности педагогического процесса» [5].

Педагогический процесс в данный период времени Петр Федорович понимал как: «Обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещание, взыскание и другие подобные многочисленные слова», обозначающие различные свойства и стороны педагогического процесса [4, 5].

Следует сказать, что в содержание понятия «общество» в годы первых русских революций (1905-1907 гг.) П. Ф. Каптерев вкладывал значительный педагогический смысл, основываясь на том, что общество -это первая основа правильного воспитания, оно развивает общественные свойства человека шире и глубже, чем индивидуальные. При этом воспитание, например в детях, общественного духа является делом чрезвычайной важности. Действовать сообща в общественном деле, игре или забаве ребенок учится, преодолевая эгоистические чувства и стремления. При этом важно развивать личную инициативу, личную выдержку в связи с интересами других и совместно с их деятельностью.

Именно в годы первой русской революции Каптерев выступил на одном из общих собраний санкт-петербургского родительского кружка с докладом «Об общественнонравственном развитии и воспитании» [4]. Через два года главные идеи этого доклада (в частности способы и средства воспитания «настоящего человека») были представлены им в работе с аналогичным названием, изданной отдельным выпуском «Энциклопедии семейного воспитания» [8].

В статье-докладе «Об общественнонравственном развитии и воспитании детей» поднимается тема о способах и средствах воспитания «настоящего человека».

Прежде всего Каптерев констатирует: «...общественная среда есть духовный воздух, без которого, как и без обыкновенного воздуха, человек дышать, то есть существовать, не может» [4]. Он выделяет два вида общественных связей: государственные и собственно общественные. Государственные связи (внешняя форма общественности) выполняют в основном функцию внешнего контролирующего органа, который регулирует поведение человека, однако этому органу не подвластны внутренние установки, представления, совесть людей. Влиянием на внутренний, духовный мир человека обладают собственно общественные связи, в выборе которых он руководствуется в основном своими личными интересами (научными, литературными, религиозными и т.д.) и увлечениями. Человек здесь выступает в качестве творца, и это понятно, ведь он имеет возможность реализоваться в значимой для него области в процессе общения с другими людьми.

Эти две формы общественности находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии между собой: «Ставя высоко государственную связь между людьми и заботясь о всестороннем ее укреплении в сознании подрастающих поколений, педагог особенно должен быть чуток к росту внутреннего общественно-нравственного сознания юношества, так как из этого сознания истекают общественные связи, и самый государственный союз есть лишь внешняя оболочка, одно из внешних его выражений. Корень общественности для педагога есть вместе корень истинно гуманного, прекрасного и идеального в человечестве, так как ни добро, ни красота, ни идеал вне общества невозможны» [4].

Эти размышления ученого подводят нас к мысли о значимости общественнонравственного (или, как его еще называет Каптерев, гражданского) воспитания, единственной задачей которого (особенно в первые годы XX в. - Л. Р.). Петр Федорович считает подготовку «энергичного бойца за основные свойства человечности и главнейшие блага культуры» [4]. Необходимо воспитывать сильную личность, твердый характер, способный преобразовать действительность, творить, для чего нужны сила и воля. Человек, борющийся за человече-

ские права, выступающий против всякого их нарушения и обладающий всеми вышеперечисленными качествами, - это тот идеал, на который нужно ориентироваться в процессе воспитания ребенка. Такую личность следует взращивать с младенчества.

Проводя параллель с сегодняшним временем, хотелось бы отметить, что воспитание личности, борющейся за свои права и достоинство, является проблемой крайне актуальной для нас сегодня, так как наше государство является правовым лишь на словах. Это связано, на наш взгляд, с низким уровнем правового сознания населения, а значит, и с недостатками нашей воспитательной системы.

П. Ф. Каптерев считал, что в процессе нравственного воспитания детей необходимо учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Ученый разъяснял педагогам и родителям: «Каждый возраст имеет свои особенные взгляды, вкусы, свою манеру думать и говорить, свои понятия о прекрасном и нравственном; каждый возраст имеет свою логику, свою религию, свою эстетику, свою мораль. В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему полному человеку. Но мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей и юношей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать, нашу религию, нашу эстетику» [6].

Одним из первых в отечественной педагогике П. Ф. Каптерев указал на необходимость нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи и семейнобрачным отношениям. Такую подготовку он рассматривал в качестве составной задачи формирования нравственно развитой личности как девочек, так и мальчиков.

В нравственном развитии человека П. Ф. Каптерев выделял такой период, когда ребенок является еще «донравствен-ным существом», то есть еще не знает, что такое добро и зло. Этот период он считал очень важным в жизни ребенка для его дальнейшего духовно-нравственного развития. Родителям необходимо обращать внимание на три фактора, обусловливающие такое развитие: на наследственные

свойства, благоприятствующие нравственному воспитанию; на развитие «симпатических чувствований» и преодоление тех препятствий, которые воспитанники встречают в своем развитии; на приучение детей к самообслуживанию, соблюдению режима дня в школе и семье [4].

Главную цель семейного воспитания в период первых десятилетий XX в. Каптерев видел в познании добра и осуществлении нравственной истины, а двигателями нравственной деятельности он считал чувства и убеждения. Семья, по П. Ф. Каптереву, держится на любви. Для ее прочности необходима прежде всего способность мужа и жены любить друг друга. Счастье семьи в том и состоит, что человеку позволяют сделать счастливым другого, любимого человека. В этой связи он писал: «Взаимные отношения, проникнутые искренней любовью, создают для ребенка здоровую семейную атмосферу. В хорошей семье ребенку привольно дышится чистым воздухом самоотверженной любви. Если ребенок с тех самых пор, как сознательно открыл глаза, видит, что отец прежде всего думает о матери, мать об отце, а оба вместе о нем - ребенке, его братьях и сестрах, то начало правильному воспитанию положено. С раннего детства проникается он сознанием, что счастье жизни заключается в том, чтобы делать счастливым других...» [7].

Семья имеет все возможности для развития чувств ребенка. Только семья может индивидуализировать воспитание детей, создать ребенку атмосферу любви, которая на всю жизнь оставляет неизгладимые впечатления и является источником нравственных качеств. Педагог подчеркивал решающую роль семейного воспитания в становлении личности, ее нравственном воспитании. Он справедливо указывал: «Линии, намеченные в первые годы, свойства, приобретенные в реальном детстве, никогда не стираются, никогда не исчезают, дальнейшее развитие будет лишь наполнением, отделкой, дополнительными черточками той фигуры, которая зарисована на заре человеческой жизни» [3]. Именно в семье, где протекают лучшие годы жизни человека - детские годы, - осуществляется воспитание сердца, воспитание ума, воспитание духа, то есть воспитание Человека.

На одно из первых мест среди методов нравственного воспитания детей в семье П. Ф. Каптерев ставил положительный пример родителей. Отец и мать должны каждую минуту жизни помнить, что дети находятся рядом с ними, они их воспитывают не только словами и целенаправленными действиями, но и поступками, своим отношением к работе, жизни, людям.

После февральской революции Капте-рев в статье «Новая школа в новой России» [9] изложил программу демократического обновления школы. Демократизацию школьного дела он представлял себе прежде всего как осуществление наиболее значимых для своего времени принципов педагогического процесса: самоуправления школ и независимости учителей в вопросах обучения и воспитания.

Октябрьскую революцию 1917 г. П. Ф. Каптерев воспринял сквозь призму демократических философских, педагогических взглядов и убеждений. Ломку старой школы, создание единой трудовой школы он понимал неоднозначно и в отношении этого вел дискуссию. В преобразовании школьной системы Каптерев видел преобладание разрушительных перемен над созидательными. В то же время он одобрительно отнесся к принципам организации единой школы (трудовому, коллективному, общедоступному и др.), но отметил, что недостаточно представлены принципы дифференциации образования по призванию и одаренности [1].

Результаты нашего исследования показали, что П. Ф. Каптерев, творчески развивая идеи К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова, продолжил антропологическое обоснование педагогической теории. Разработанная им культурно-антропологическая концепция педагогического процесса содержит гуманистическую трактовку сущности воспитания и образования: «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил, сообразно социальному идеалу» [5].

Потребности, запросы и интересы личности в условиях кризисного революционного времени составляют исходную точку всех психолого-педагогических исследований Каптерева. Полное духовное раскрепощение личности, ее всестороннее развитие,

физическое и духовное усовершенствование гражданских качеств, способность вести борьбу за свои права - таковы основные черты педагогического идеала, сформулированные Каптеревым и востребованные в современном обществе. Это отношение к личности обусловило и его оценку всех деятелей - педагогов прошлого и настоящего, а

также отношение к обществу и государству. Взгляды П. Ф. Каптерева на цель, задачи, содержание и основные направления нравственного воспитания детей в семье являются весьма актуальными, особенно в эпоху социально-экономических перемен в условиях модернизации образования в новой России.

Литература

1. Антология гуманной педагогики. П. Ф. Каптерев / Под ред. проф. П. А. Лебедева. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашви-ли, 2001. - 224 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины ХІХ-ХХ вв. / Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

3. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1915. - С.559.

4. Каптерев П. Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. - М.: «Педагогика», 1982. - 704 с.

5. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. - СПб.: Типо-ли-тография Б. М. Вольфа, 1905. - 135 л.

6. Каптерев П. Ф. Современное воспитание в отношении к возрастам // Наблюдатель. 1889. - №5. - С. 45-62.

7. Каптерев П. Ф. Семья и ее задачи // Русская школа. - 1904.

- № 4. - С. 64-78.

8. Каптерев П. Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. VII.- СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1898. - 211 с.

9. Новая школа в новой России // Педагогический сборник.

- 1917. - № 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.