Научная статья на тему 'П. Ф. Каптерев о сущности педагогического процесса'

П. Ф. Каптерев о сущности педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14694
2097
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунёв Р. С.

Исследуется педагогическое наследие П.Ф.Каптере-ва (1849 1922) блестящего русского педагога и психолога, последователя К.Д.Ушинского, создателя единой психологически обоснованной школьной системы обучения, теории развивающего обучения. Показано значение идей Каптерева для современной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П. Ф. Каптерев о сущности педагогического процесса»

УДК 37.091

Р. С. Лунёв

П.Ф.КАПТЕРЕВ О СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

Pedagogical heritage of P.F.Kapterev is studied in the article. P.F.Kapterev (1849 — 1922) — a brilliant Russian pedagogue, psychologist and follower of K.D.Ushinsky, the creator of the united psychologically well-grounded school system and the theory of developing teaching. The importance of Kapterev's ideas for modern pedagogics is shown.

Современные радикальные демократические преобразования общества требуют подготовки подрастающего поколения к выполнению определенных социально-экономических, производственных, социально-культурных и образовательных функций. Однако эти функции изменяются, усложняются, следовательно, с дальнейшим развитием общества меняется характер обучения и воспитания, цели и задачи образования. В соответствии с этим возникает необходимость обратиться к историческому опыту российской педагогической школы, имеющей глубокие традиции обучения и воспитания.

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Наиболее отчетливо иная точка зрения выражена в педагогических воззрениях И.Ф.Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное воспитание (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств. Учитель немецких учителей А.Дистервег, рассматривая обучение как часть воспитания, писал, что «время искусственных разделений прошло», особо подчеркивая при этом, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот [1].

Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена великим русским педагогом К.Д.Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, писал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании [2]. Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф.Бунакова, П.Ф.Лес-гафта, К.В.Ельницкого, В.П.Вахтерова и др.

В конце XIX — начале XX вв. в отечественной науке особое место занимает научно-педагогическое творчество Петра Федоровича Каптерева (1849 — 1922), автора таких фундаментальных трудов, как «Педагогический процесс», «Дидактические очерки. Теория образования», «История русской педагогики» и др., и множества статей, посвященных физическому, нравственному, эстетическому, трудовому, умственному воспитанию, развитию характера, внимания, памяти, воли, логического мышления и т. д.

В разностороннем научном творчестве П.Ф. Каптерева проблема семейного воспитания была предметом постоянного исследовательского внимания. Он являлся одним из основателей теории семейного воспитания как неотъемлемого элемента педагогического процесса [3]. Теоретические разработки ученого легли в основу его практической и организаторской деятельности по распространению методики воспитания детей в семье и педагогическому просвещению родителей. Он вдумчиво освоил и использовал педагогические взгляды и идеи своих ближайших предшественников и современников, критически отнесся к их наследию. Для него педагогика — самостоятельная наука, имеющая свою проверенную веками теорию и прикладную часть [4].

Глубокое, разностороннее научное обоснование педагогики Каптерев дал в монографии «Педагогический процесс». Педагогический процесс является составной частью общего воспитательного и образовательного процесса. Петр Федорович утверждал, что ««обучение», «образование», «приучение», «воспитание», «наставление», «увещание», «взыскания» и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса» [5]. Первоначально обобщение и передача опыта воспитания носит стихийный характер, можно сказать, что это просматривается в структуре педагогического процесса, который с «внешней стороны представляется в виде передачи старшим поколениям младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобретало само, переиспытало, пережило, и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все, наиболее ценные приобретения человечества, ранее живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят, как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему.

Необходимость такого процесса ясна. Культура — дело слишком сложное и слишком важное, чтобы не позаботиться о постепенном введении в нее новых поколений, о приобщении к ней» [6].

Педагогический процесс, с точки зрения Кап-терева, есть процесс творческого характера, процесс самобытный. Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнется процесс саморазвития, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необхо-

димостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны [7].

В педагогических сочинениях много говорится о развитии самодеятельности, причем необходимость ее развития оправдывается ценностью этого свойства в жизни. Но самодеятельность важна, прежде всего, не по ее приложимости в жизни, а потому, что она отвечает сущности педагогического процесса — творческому саморазвитию. Иным путем, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа. По мнению Каптерева, воспитание и образование нередко представляют ожесточенную борьбу против естественного творческого саморазвития человека и стремятся втиснуть его в наперед заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке, причем при общей насильственно-сти постановки воспитания говорится о самодеятельности. Настоящий, неискаженный педагогический процесс в одно и то же время и свободен, и необходим, потому что это есть процесс саморазвития. В нем самодеятельность — неизбежное явление. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности — это значит «петь мотив из другой оперы», это значит соединять несоединимое [8].

Если рассматривать педагогический процесс с точки зрения педагогической антропологии, то можно сказать, что его антропологической основой является саморазвитие индивидуума, что по своей сущности сохраняет общественную направленность, задаваемую педагогом [9]. Мировоззрение П.Ф.Каптерева развивалось на единой антропологической основе в самом важном и непоколебимом его убеждении о необходимости полного раскрепощения личности человека в условиях рационально организованного общественного воспитания [10].

Следует заметить, что Петр Федорович неоднократно выражал мысль о том, что именно школа и семья влияют на развитие личности. Для воспитанника, стремящегося стать хорошим человеком, «неорганизованный педагогический процесс» станет «организованным», так как он от окружающей среды получит только положительное влияние, а на отрицательное у него будет иммунитет [11]. Исходя из этого, общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.

Каптерев жил в эпоху экономического, социального и культурного развития России, развития педагогической мысли и отечественной школы. Он полно и целостно охватил педагогическое знание, включая исторический, философский, антропологический и собственно научные аспекты, создал стройную теорию воспитания и обучения.

Интерес к деятельности П.Ф.Каптерева в наше время заметно усилился. Это связано, в первую оче-

редь, с тем, что он попытался дать комплексное обоснование форм и методов воспитания ребенка, основанное не только на каком-либо одном методологическом подходе к проблеме. В своих работах по вопросам воспитания ученый опирался как на психофизические особенности детей, так и на различные социальные теории, рассматривающие развитие ребенка в тесном взаимодействии с жизнью социума. Он настаивал на неразрывной связи семейного и общественного (или, используя современный термин, «социального») воспитания, полагая, что только в этом случае удастся достигнуть поставленной цели — вырастить полноценного человека и гражданина своей страны.

На современном же уровне, в ряде источников, понятие «педагогический процесс» рассматривается как специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе [12].

По нашему мнению, педагогический процесс у Каптерева, по сути, противоположен нынешнему, потому что в нем имеются гармония и здравый смысл в отношении воспитания и обучения подрастающего поколения. Хотя само понимание гармонии у него отличается от общепринятого. В свое время педагог М.Н.Скаткин вспоминал, как его поразило, что принятое в советской педагогической науке определение цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) полностью совпадает с тем, что было дано Кап-теревым. За исключением одного: советским учителям говорили: всего должно быть соразмерно — и это гармония (т.е. и нравственного, и эстетического, и физического и т. д. как бы поровну — иначе дисгармония), а Петр Федорович писал, что «мы по самой натуре — существа неравные, и уравнять наши свойства... решительно невозможно». И «гармония развития может быть понимаема лишь в смысле не равного развития сил, а объединенного, связанного развития, представляющего нечто целое при неравенстве сил, в котором одно — главное, а другое — второстепенное и подчиненное, одно — сильное, другое — слабое, но все соединенное, связанное, прилаженное одно к другому, — словом, вроде музыкальной гармонии, в которой есть весьма различное, неравное, но в то же время все вместе есть гармоническое» [13].

Творческое наследие П. Ф. Каптерева глубоко и многогранно. Но чем бы ни занимался ученый, будь то педагогика, педагогическая психология, дидактические проблемы или же история педагогической мысли и образования, — в центре всех его исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы в неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы.

По нашему мнению, современная педагогическая наука во многом «вышла из Каптерева», но зачастую не отдает себе в этом отчета по небрежности или невежеству, или, наоборот, не доросла до Капте-рева в некоторых важных аспектах педагогической идеологии.

Каптерев четко обозначает в структуре педагогического процесса свою систему развития-совершенствования личности, свое учение без принуждения. «Без личного элемента педагогический процесс невозможен. Организм может развиваться лишь по законам своего существа. При том все мы живем один раз, а не двадцать; как же выкинуть лишний элемент? И добродетель совсем не заключается в пренебрежении своей личностью. С другой стороны, человек есть общественное существо и лишь в обществе сполна раскрывает свою природу» [14]. И это не предприимчивость, а те же гармония и здравый смысл. Ведь именно их не хватает тем, кто сегодня жестко разводит и отсекает эти, повторим, необходимые элементы педагогического процесса.

На наш взгляд, внимательное изучение творчества П.Ф.Каптерева позволит избежать многих педагогических концептуальных, идеологических ошибок, позволит в стабилизирующейся общественной жизни искать пути развития педагогической науки и образования без перекосов и крайностей, основываясь на гармонии науки и творчества. И, безусловно, его пси-холого-педагогический опыт, его идеи могут помочь в изучении и формировании знаний о «целенаправленном педагогическом процессе», являющемся важ-

нейшей составной частью общего процесса воспитания и образования.

1. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2005. С.129.

2. См.: Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. Т.1. С.171.

3. См.: П.Ф.Каптерев о семейном воспитании: Учеб. пособие / Сост. И.Н. Андреева. М, 2000. С.3.

4. Лейтес Н.С. П.Ф.Каптерев как психолог детства (К 150-летию со дня рождения) — http://582.webww.net.ru/kapterev3.shtml

5. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905. С.1.

6. Там же.

7. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс, как усовершенствование личности // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. С. 163.

8. Там же.

9. Лебедев П.А. П.Ф.Каптерев — видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. С.9.

10. Антология гуманной педагогики. П.Ф.Каптерев / Под ред. проф. П.А.Лебедева, В.Г.Александровой. М., 2001. С.12.

11. Там же.

12. Педагогический процесс // Интернет-словарь: Глоссарий — http://botmaster.ru.glossary.ru/cgibin/gl_sch2.cgi?RPlkgjujo,lxqol! vwu.lxx .

13. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. С.175-176.

14. Там же. С.170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.