Научная статья на тему 'Молодежная инновационная площадка'

Молодежная инновационная площадка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ / МОЛОДЕЖНАЯ ИННОВАЦИ ОННАЯ ПЛОЩАДКА / INNOVATIVE TEACHING ACTIVITIES / HIGH SCHOOL / YOUTH INNOVATIVE MARKETPLACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хутро Ю.В.

Рассматривается сущность инновационной деятельности в образовательном процессе вуза, раскрываются виды инноваций, приводятся данные анкетного исследования, по священного готовности и проблемам стимулирования педагогов вуза к инновационной деятельности. Предлагается форма организации инновационной деятельности для молодых педагогов молодежная инновационная площадка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хутро Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth innovation marketplace

The article deals with the essence of innovation in the educational process of the university, disclosed types of innovation, provides data questionnaire study on the readiness and challenges of high school teachers to stimulate innovation; proposed form of organization of innovative activities for young teachers Youth Innovation Marketplace, defined its goals and activities

Текст научной работы на тему «Молодежная инновационная площадка»

графия / под науч. ред. Ю.Г. Одегова. М.: Информ-Знание, 2002.

4. Сергина С.А. Владение иностранным языком как критерий успешности профессиональной деятельности персонала // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 2.

5. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227р. URL: Шр://правительство.рф/ gov/results/17449/

6. Dudley-Evans T.John M.J. St. Developments in ESP: A multidisciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

7. Hutchinson T, Waters A. English for Specific Purposes. A learning-centred approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

8. Robinson P.C. ESP today: A Practitioner's Guide. London: Prentice Hall Ltd., 2005.

9. Foreign language Framework for California Public Schools. Adopted by California State Board of Education. Sacramento: California department of Education, 2003.

УДК 378

га.в. хутро

МОЛОДЕЖНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

Рассматривается сущность инновационной деятельности в образовательном процессе вуза, раскрываются виды инноваций, приводятся данные анкетного исследования, посвященного готовности и проблемам стимулирования педагогов вуза к инновационной деятельности. Предлагается форма организации инновационной деятельности для молодых педагогов - молодежная инновационная площадка.

Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, вуз, молодежная инновационная площадка.

The article deals with the essence of innovation in the educational process of the university, disclosed types of innovation, provides data questionnaire study on the readiness and challenges of high school teachers to stimulate innovation; proposed form of organization of innovative activities for young teachers - Youth Innovation Marketplace, defined its goals and activities.

Key -words: innovative teaching activities, high school,youth innovative marketplace.

Инновационная деятельность провозглашена в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики. Понятие инновационных методов в образовании закреплено в разъяснительном письме Рособрнад-зора от 17 апреля 2006 г. № 02-55-77: «Под инновационными методами в высшем профессиональном образова-

© Хутро Ю.В., 2016

нии подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании» [2].

Основными носителями инновационной способности нации являются вузы, следовательно, они не могут быть не причастными к происходящим в обществе процессам. В данных условиях на высшие учебные заведения возлагается особая задача по интенсификации

инновационной деятельности. Внедрение инноваций в образовательный процесс вуза имеет целью повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей, самостоятельности и инициативности. На основании изложенного можно вывести обобщенное понятие о педагогической инновации. Под иинновацией в образовании следует понимать нововведение, предназначенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса, повышения его качества или организации благоприятных условий для усвоения материала студентами [3].

Инновационное управление вузом представляет собой процесс постоянного обновления различных сторон его деятельности. Оно включает не только технические или технологические разработки, но и любые возможные изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности вуза, а также в управлении процессом новых знаний.

Выделяются следующие виды инноваций в системе высшего профессионального образования:

• внутрипредметные инновации -нововведения, заключенные «внутри» предмета или способа его преподавания. Например, внедрение авторских методик преподавания и создание учебно-методических комиссий (УМК) по разным направлениям подготовки;

• идеологические инновации - изменения, обусловленные обновлением сознания и веяниями времени. К ним относят обучение студентов всех специальностей навыкам работы с компьютером, поскольку сейчас трудно представить специалиста, претендующего на какую-либо работу и не имеющего этого навыка;

• общеметодические инновации -внедрение в преподавание нетрадиционных технологий, универсальных по своей сути, что дает возможность применять их в любой предметной отрасли. Включают разработку творческих заданий для студентов и ориентацию преподавания в высших учебных заведениях главным образом на самостоятельную работу студентов, а также использование дистанционных форм обучения;

• административные инновации -решения, которые принимают руководители разных уровней, ведущие к повышению эффективности управления учреждением высшего профессионального образования. Самым ярким нововведением в этой области можно считать повсеместное внедрение систем менеджмента качества (СМК) и принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management -TQM) в систему управления высшим учебным заведением. Следует отметить, что наличие СМК у учреждения высшего профессионального образования является обязательным аккреди-тационным показателем.

Реализация инновационной деятельности в вузе обеспечивается для достижения ряда целей:

• повышение конкурентоспособности вуза в целом;

• обеспечение высокого качества подготовки специалистов;

• проведение исследований, отвечающих требованиям инновационной стратегии развития государства, на основе коммерциализации создаваемой научно-технической и образовательной продукции и услуг, объектов интеллектуальной собственности, интеграции с профильными промышленными предприятиями, научными организациями и т.п.

Для эффективности внедрения инноваций в вузе необходимо специальное подразделение, которое координировало бы всю инновационную деятельность (в областях науки, учебного процесса, воспитательной работы, управленческой и административно-хозяйственной деятельности).

Инновационно-технологический менеджмент в сфере высшего образования предполагает не только управление технологическими, организационными и экономическими инновациями, но и менеджмент педагогических инноваций, другими словами, управление процессом разработки и распространения новых педагогических технологий, новых методов, приемов, методик преподавательской деятельности.

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию:

• новых педагогических методов и приемов;

• образовательной среды;

• нового стиля работы преподавателей.

Определяя сущность инновационной образовательной среды, Е.А. Алисов, Л.С. Подымова отмечают, что ее отличительной чертой является «синтез основополагающих факторов развития личности - среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого потенциала обучаемого. Такая среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов» [1].

В работе Е.А. Шмелёвой отмечается, что «формирование инновационной среды направлено на развитие инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, в том числе педагогического, на развитие инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере» [4].

Анкетное исследование по теме «Организационно-педагогические условия подготовки преподавателя вуза к инновационной деятельности», проведенное весной 2015 г. в ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», показало, что большинство преподавателей имеет представление о сущности педагогических инноваций, о направлениях педагогических инноваций. Наиболее перспективными направлениями для инноваций в системе высшего образования преподаватели посчитали:

• проектирование моделей образовательного процесса;

• обновление содержания образования;

• разработку новых технологий обучения.

Проблемы, возникающие перед преподавателями-новаторами, подчеркнутые респондентами в анкете:

• отсутствие профессиональной подготовки нового типа педагога-новатора, а также руководителя инновационного образовательного учреждения;

• сложная адаптация новшеств к имеющимся условиям;

• отсутствие необходимой среды для апробации инновационных проектов.

Свой личный уровень восприятия педагогических новшеств большинство (76% опрошенных) заявили как «высокий», следовательно, преподаватели готовы к осуществлению и поддержке инновационной деятельности. На вопрос «Какое, на Ваш взгляд, управленческое решение необходимо для поддержки Вашей инновационной деятельности?» 54% респондента предложили организацию инновационной молодежной площадки в вузе, которая стала бы необходимой средой для оказания помощи педагогу в реализации новшеств. Данная площадка, по мнению преподавателей, должна стать молодежной обучающей экспериментальной площадкой, деятельность которой будет направлена на выявление и поддержку перспективных инновационных проектов, инициированных преподавателями, аспирантами, молодыми учеными.

Целью создания молодежной инновационной площадки в АСОУ предполагается активизация научной и общественной деятельности молодых ученых, содействие информационному обеспечению научных исследований молодых ученых, пропаганде научно-технического творчества молодежи, содействие укреплению и развитию международных связей, разработка предложений и мер по стимулированию молодых ученых.

Основными задачами молодежной инновационной площадки станут:

• анализ профессиональных, социальных и других проблем молодых ученых;

• создание условий для профессионального роста и повышения социальной активности путем проведения научно-технических мероприятий и реализации социально-значимых для молодых ученых инициатив и проектов;

• обеспечение взаимодействия молодых ученых вуза с административными органами, образовательными и научными учреждениями и общественными объединениями;

• организация обмена опытом по созданию и деятельности объединений молодых ученых;

• популяризация науки в молодежной среде, активизация вовлечения молодежи в научно-техническое творчество;

• помощь в подготовке, оформлении и участие в экспертизе конкурсной документации, проектов молодых ученых;

• оказание информационных, консультационных, представительских услуг молодым ученым, активно занимающимся НИР или общественной работой, для участия в региональных, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, выставках, съездах, форумах и других научно-технических и общественных мероприятиях.

Формами работы Молодежной инновационной площадки являются конференции, заседания рабочих групп. Заседания групп Молодежной инновационной площадки должны проводиться не реже одного раза в месяц. В состав рабочих групп Молодежной инновационной площадки должны входить 2-3 представителя интересов молодых ученых от каждой кафедры.

Таким образом, в качестве основного компонента инновационной среды выступит молодежная инновационная площадка, основной задачей которой станет развитие и поддержка инновационной деятельности преподавателей, аспирантов, молодых ученых. Такая поддержка будет включать технологическое и техническое содействие в доработке и апробации инновационных проектов.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Алисов Е.А., Подымова Л.С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // СПО. 2001. № 1. С. 61-63.

2. Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 №02-55-77. URL:http://zakonbase.ru/content/ base/92139/

3. Управление высшим учебным заведением: учебник / под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 71.

4. Шмелёва Е.А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития //Научный поиск. 2012. № 1 (3). С. 14-17.

УДК 378.1

Д.Н. ЗАКРЫТНАЯ

ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

Рассмотрены аспекты образования в области дизайна, связанные с развитием у студентов свободного творческого мышления, имеющего в основании гуманистические идеалы и глубокое понимание феномена культуры.

Ключевые слова: высшее образование в области дизайна, дизайн как искусство, этика дизайна, архитектурная философия.

The article explores professional educational aspects of design, development of the creative thinking,foundedon solidhumanitarian ideals anddeep understanding of culture.

Key -words: high education in design sphere, design as an art, design ethics, architectural philosophy.

Мы живем в техногенной цивилизации, приоритетом в которой является производство материальных ценностей, материальных благ для потребления и использования их человеком. Материальное производство и экономические проблемы - основные в деятельности правительств стран и народов. И все же основанием человеческого общества и манящей его надеждой является сфера духовная, неразрывно связанная с понятиями истины, добра, красоты и смысла жизни. Осмысление себя, осмысление мира, поиск гармо-

© Закрытная Д.Н., 2016

нии с самим собой и окружающим миром - одни из главных духовных человеческих вопросов.

Человек - удивительнейшее создание природы, слияние духа и материи. Человек может контактировать с миром вечных идей, тогда как его тело принадлежит плотному физическому миру. Люди искусства способны выходить в сферу духа (осознанно или неосознанно) и проводить оттуда в материальный мир информацию более тонкого порядка. Язык искусства универсален и не зависит от национальной и религиозной принадлежности, хотя понимание его в значительной сте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.