Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКА А.С. ПУШКИНУ В Г. УССУРИЙСКЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКА А.С. ПУШКИНУ В Г. УССУРИЙСКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАМЯТНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чен А.Р.

В статье рассматривается образовательная и воспитательная роль памятников поэтам, в частности А.С. Пушкину, в городах удаленных от культурных центров страны. Показана значимость каждого монумента, обладающего культурной ценностью, в социокультурном пространстве города и формировании подрастающей личности. Приводится ряд школьных мероприятий, направленных на максимальное раскрытие образовательных и воспитательных возможностей произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF NATIONAL CULTURE ART WORKS. THE CASE OF THE MONUMENT A. S. PUSHKIN IN USSURIISK

The article is devoted to educational role of monuments to poets, in particular A. S. Pushkin, in remote cities from the cultural centers of the country. The article shows the importance of each monument with heritage value, in social and cultural space of cities and the formation of the young personality. Author provides a number of school measures aimed at maximum opening educational possibilities of the art work.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКА А.С. ПУШКИНУ В Г. УССУРИЙСКЕ»

УДК 37.02

Чен А.Р. студент 3 курса научный руководитель: Довгаль Г.В., кполитн.

доцент

кафедра философии и социально-гуманитарного образования ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»

Школа педагогики Россия, г. Уссурийск ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКА А.С. ПУШКИНУ В Г. УССУРИЙСКЕ

Аннотация

В статье рассматривается образовательная и воспитательная роль памятников поэтам, в частности А.С. Пушкину, в городах удаленных от культурных центров страны. Показана значимость каждого монумента, обладающего культурной ценностью, в социокультурном пространстве города и формировании подрастающей личности. Приводится ряд школьных мероприятий, направленных на максимальное раскрытие образовательных и воспитательных возможностей произведения.

Ключевые слова: образовательные возможности, школьное образование, памятник отечественной культуры, воспитание, образовательное пространство.

Chen A.R. student

3rd year student, Far Eastern Federal University

School of pedagogy Research supervisor: Dovgal G. V.

Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of

Philosophy and Socio-Humanitarian Education Far Eastern Federal University, School of pedagogy

Russia, Ussuriisk EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF NATIONAL CULTURE ART WORKS. THE CASE OF THE MONUMENT A. S. PUSHKIN IN USSURIISK

Abstract

The article is devoted to educational role of monuments to poets, in particular A. S. Pushkin, in remote cities from the cultural centers of the country. The article shows the importance of each monument with heritage value, in social and cultural space of cities and the formation of the young personality. Author provides a number of school measures aimed at maximum opening educational possibilities of the art work.

Key words: educational opportunities, school education, monument of national culture, education, educational space.

Образование - квинтэссенция человеческой жизни, формирующая основы нравственной составляющей личности, ее национального самосознания, отвечающая за просвещение и передачу культурного наследия из поколения в поколение. В настоящее время термин «образование» становится более емким и свободным от границ конкретного определения, появляются понятия «образовательные возможности» и «образовательное пространство», допускающие получение новых знаний и совершенствование личности через различные культурные феномены. В образовательных и педагогических сферах может использоваться пространство определенного города с его культурной составляющей, включающей в себя архитектурные сооружения, исторические памятники, традиции и обычаи, городские празднества и т.д.

Исследованиями в области образования, образовательных и воспитательных возможностей искусства, образовательного и культурного пространства занимались многие исследователи, в числе которых Жуковский В.И., Чичканова Т.А., Кочерга И.В., Веряев А.А., Шалаев И. К., Ушинский К.Д., Малиш М.А., Хапачева С.М.

Данная статья посвящена исследованию образовательных и воспитательных возможностей памятника, посвященного А.С. Пушкину, светочу русской поэзии, в г. Уссурийске. Прошло более 170 -ти лет со дня смерти поэта - немалый срок, но, кажется, у памяти есть свои порядки для великих, им отведена вечность. Произведения А.С. Пушкина изучают во всех образовательных учреждениях по всему миру, по ним ставятся театральные представления, снимаются фильмы. Вклад поэта в русскую литературу и русский язык бесценен.

Но одно дело - литературные произведения поэта и его бессмертные стихотворения, но другое - памятник. Может ли он говорить и воспитывать?

Уссурийск является одним из трех крупных городов Приморского края, где памятники поэтам не самое распространенное явление. Каждый монумент, обладающий культурной ценностью, занимает особенное место в социокультурном пространстве города. Возникает вопрос: какова образовательная и воспитательная роль памятников поэтам, в частности А.С. Пушкину, в городах удаленных от культурных центров?

Прежде, чем перейти к изучению конкретного памятника отечественной культуры необходимо дать определения таких понятий как образовательные и воспитательные возможности, произведение отечественной культуры и образовательное пространство, выяснить, как данные понятия взаимодействуют друг с другом и каким образом находят свое отражение в обучении подрастающего поколения.

В настоящее время большое значение уделяется сфере гуманитарного

образования, что связано с целью создать максимально лучшие условия для нравственного и духовного становления личности, ее национального самосознания и четкой жизненной позиции, воспитание в ней принципа патриотизма к Отчизне. На первый план выходит разносторонне развитая личность, современными тенденциями являются становление «образовательного общества» и «образовательного пространства». Все это говорит о том, что образование перестает быть прерогативой исключительно формальных институтов и не заканчивается с получением диплома об окончании высшего учебного заведения [4].

Важной основой гуманитарного образования является культура и ее роль в современной системе образования. Шалаев И.К. и Веряев А.А. в своей статье «От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к теме» пишут: «Культура является результатом развития общества, тесно связанным с человеческой деятельностью. В основе образования также лежит деятельность, но не продуцирующая новую социальную информацию, а деятельность, переносящая социальную информацию от человека к человеку и от общества к человеку» [5]. Культура является продуктом человеческой деятельности, в узком смысле под культурой понимается все, что сделано руками человека. Творец создает свое детище, закладывая в него часть своего «Я», закодированную информацию, разгадать которую предоставляется другому человеку. Взаимодействуя, таким образом, происходит передача информации, а «найденное» в «закодированном» способно дать искателю ключ к собственному познанию. Отсюда можно сделать вывод, что процесс общения может происходить не только между людьми, но и в диалоге человек - вещь. А коммуникация - инструмент к получению нового знания.

«С одной стороны, задача образования заключается в том, чтобы обеспечить статичность культурной составляющей общества, но, с другой стороны, достигается это динамическим путем - путем переноса информации, опыта. Всякая деятельность происходит в определенных условиях, в определенном пространстве и времени. Поэтому и имеет смысл говорить об образовательном пространстве» [5]. Под образовательным пространством, в отличие от пространства физического, понимается то, что владеет функцией к передаче знания. Оно может быть не видимо глазу, чтобы овладеть этим знанием, необходимо смотреть по-другому, искать собственный подход к получению информации. Физическое пространство может являться образовательным, если хранит в себе нечто, способное внести свой вклад в развитие человеческой личности, обогатить ее, зарядить. Порой, непосредственный контакт с физическим пространством способен подтолкнуть человека к проявлению форм высшей деятельности и превратить его в творца, т.е. вдохновить в достаточной степени для реализации внутреннего творческого потенциала. В таком случае, данное физическое пространство может выходить в область образовательного

именно для этого человека.

Все это говорит о том, что границы образования перестают быть связанными с территориальными рамками школ или ВУЗов, при правильном оперировании источником образование может являться и произведение искусства. В. И. Жуковский, доктор философских наук, профессор кафедры искусствоведения Сибирского федерального университета, в своей статье «Зритель и произведение изобразительного искусства: проблема диалога в образовательном пространстве» пишет: «Образовательное пространство есть комплекс условий, влияний, возможностей становления личности по культурно заданному образцу. Являясь репрезентантом идеального отношения, произведение искусства представляет собой художественный эталон. <...> Оно содержит в себе все необходимые составляющие образовательного пространства, а, значит, может быть использовано в образовательных и педагогических целях» [1]. Образовательное пространство, по мнению В. И. Жуковского - это взаимодействие и общение с произведением искусства, в том числе и с произведением отечественной культуры. Из данного высказывания можно вывести, что произведение отечественной культуры может активно взаимодействовать со сферой образования в качестве «воспитателя», осуществляющего свою деятельность через посредника, т.е. учителя.

Учитель выступает в роли медиатора в диалоге между зрителем и произведением, третьей стороной косвенно участвующей в разговоре двух субъектов. В качестве такого наставника может выступать преподаватель дисциплины «Мировая художественная культура». Одна из главных задач опытного педагога-искусствоведа заключается в максимальном открытии воспитательных и образовательных возможностей произведения искусства для учащихся. Преподаватель должен осознавать важность своей дисциплины и обладать набором таких профессиональных компетенций, как углубленное знание своего предмета, широта кругозора, находчивость и креативность в преподнесении учащимся учебного материала, ответственность и добросовестность, способность «видеть» особенное там, где остальные не способны это увидеть, высокие моральные и нравственные ориентиры. Роль педагога состоит в том, чтобы не препятствовать общению между двумя субъектами, не ограничивать его, а, напротив, направлять, расширять границы интереса зрителя к произведению.

Любое произведение искусства наделено определенными образовательными и воспитательными возможностями и может являться частью образовательного пространства. Каждый народ имеет свою неповторимую и уникальную культуру, свою культурную среду, которая отражается во всех сферах его жизнедеятельности. В каждой культуре есть определенные достижения в области архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, литературы, с известными персоналиями, обычаями и традициями, верованиями, которые и выделяют ее самобытность и самость.

Следовательно, общение с произведениями родной культуры может привести к обретению не только гражданской самоидентификации, но и осмыслению собственного «Я».

Например, известный русский педагог К.Д. Ушинский в своей статье «О народности в общественном воспитании» (1857) писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [3]. Родная культура - самый лучший наставник и учитель. Любой образовательный процесс необходимо начинать с изучения своих истоков и корней, исторической памяти своего народа, чтить которую обязан каждый человек независимо от чего-либо.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени» [3]. Большое внимание русский педагог уделял значимости языка в воспитательном и образовательном процессе. К.Д. Ушинский ставил родной язык в основу любого образования, т.к. считал его лучшим выражением народности.

Данное исследование акцентирует свое внимание на конкретном произведении отечественной культуры - памятнике, посвященном А.С. Пушкину в г. Уссурийске. Работа по изготовлению памятника началась в 2015 году. Автором выступил скульптор с мировым именем Яков Шапиро, работы которого украшают улицы городов Франции, Италии, США, Японии, Узбекистана и других. Соавторами стали летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Владимир Джанибеков и краевой депутат, председатель правления Общественного фонда «Мы вместе» Валерий Кан [2]. Памятник светочу русской поэзии, появился в городе не так давно, но уже стал неотделимой частью культурной жизни горожан. Открытие состоялось 6 июня 2016 г. в годовщину со дня рождения поэта. В небольшом сквере на пересечении улиц двух великих русских поэтов - Пушкина - Некрасова наблюдает за уссурийцами задумчивый гений.

«Посмотрите рисунки Пушкина - он изобразил себя именно таким. Вы представьте: Арина Родионовна варит кашу, Пушкин сидит на веранде в задумчивости - продолжает творить. Поэт расслабленный, «несюртучный». Он свой - простой и родной. И желание у него одно - чтобы здесь знали русский язык» [2], - так говорил Яков Шапиро о своем произведении. Знание русского языка, любовь и уважение к Родине - вот, что по задумке мастера

должен олицетворять собой памятник великому русскому поэту. Ведь для многих людей А.С. Пушкин стал мудрым учителем, и вот уже больше 170 -ти лет его произведения и личность продолжают вдохновлять и наставлять не одно поколение россиян.

В современной школе можно провести ряд мероприятий, направленных на нравственное и духовное развитие личности, национального самосознания и стремление к вечному и высокому. Например, поэтические и литературные чтения, исследования, направленные на поиск «себя» в творчестве поэта, выходы с классом на пленэр к памятнику и т.д. Образовательные и воспитательные возможности памятника велики.

В Уссурийске существует литературно-музыкальное объединение «Звуки лиры» им. С.В. Шевцовой, которое берет свое начало с 1992 года. После открытия памятника А.С. Пушкину, данная творческая организация проявила интерес к чтению авторских стихотворений на территории памятника, чтобы не только привлечь жителей города к поэзии и отдать дань уважения поэту, но и послушать творчество своих коллег по перу, насладиться атмосферой. Эта идея представляется очень удачной, и использовать опыт такого рода в образовательной сфере помогло бы расширить границы образовательного пространства школьников от стен образовательного учреждения до выхода в сквер непосредственно к памятнику.

Заранее в стенах школы можно провести конкурс стихотворений среди учащихся, посвященных творчеству А.С. Пушкина, а затем устроить небольшое литературное и поэтическое чтение, где каждый сможет поделиться результатом своего личного опыта в диалоге «зритель -произведение». Если данное мероприятие найдет положительный отклик, то можно организовать свой литературный кружок. А затем заняться выпуском стенгазет со стихотворениями членов кружка, чтобы их мог прочитать каждый заинтересовавшийся. Поэзия - это познание мира через душу человека. Никогда не знаешь, к каким результатам она может привести. Каждый человек наделен своим взглядом на окружающий мир, происходящие в нем события и явления. Прикоснуться к миру другого человека через его творчество по-настоящему бесценно.

Кроме того, можно устраивать пушкинские чтения и предложить детям прочитать понравившиеся отрывки из любимых произведений поэта. В конце каждому выступающему будет предложена возможность поделиться, почему он выбрал именно это произведение Пушкина и чем оно ему нравится. Данное мероприятие рассчитано на то, чтобы дети делились своими любимыми историями со сверстниками. В результате такого обмена, есть вероятность, что это заинтересует детей и им захочется ближе познакомиться с творчеством русского поэта и писателя.

В художественных школах и специализированных учебных

заведениях, в качестве практики приобретенных за год знаний и умений в области рисования проводятся пленэры, работа на открытом воздухе. Можно предложить детям нарисовать важное событие города, главным героем которого станет памятник великому русскому поэту или пофантазировать на тему понравившихся произведений Пушкина, таким образом, задав направление деятельности, но при этом, не ограничивая детей четкими границами того, как должен выглядеть их рисунок. Преимущество данного внеклассного мероприятия заключается в том, что дети не просто будут работать на открытом воздухе, но и, возможно, это сможет открыть в них новые таланты, знания и умения. Рисование расширяет воображение, обогащает внутренний мир ребенка и делает его взгляд более глубоким, а кругозор широким.

Многие известные отечественные деятели искусства и культуры восхищались произведениями Пушкина и черпали из них вдохновение для творчества. Как толчок к познанию собственной личности можно предложить детям подготовить небольшое сочинение на тему: «Близкое в творчестве А.С. Пушкина», где ребенок сможет написать, какое произведение писателя является его любимым, какие эмоции оно в нем вызывает и в чем заключается его выбор.

Данный вид работы нацелен на раскрытие внутреннего мира учащегося. Подразумевается, что написав сочинение и ответив для себя на ряд представленных вопросов, школьники смогут лучше понять, почему Пушкина называют солнцем русской поэзии, национальной гордостью, мудрецом и пророком. Ведь не каждый писатель наделен настолько сильным талантом, способным в своем творчестве выразить «близкое» для каждого человека, его связь с корнями и родной землей.

Ежегодно в день рождения поэта 6 июня отмечается праздник, посвящённый русскому языку. В этот день можно устроить небольшой классный час, а затем опрос-викторину на проверку знаний учащимися произведений Пушкина. В конце классного часа предложить детям сыграть в игру «Слово по кругу», где каждый сможет высказать свое мнение о месте Пушкина в отечественной литературе и его роль в становлении современного русского литературного языка. Также можно предложить детям снять видеоролик о памятнике А.С. Пушкину и его месте в культурной жизни города.

Любое произведение искусства может выступать в качестве «наставника» и содержать в себе неограниченный образовательный и воспитательный потенциал. Памятники великим русским поэтам в городах, удаленных от культурных центров страны, создают атмосферу единства и неразрывности с истоками отечественной культуры, заставляют задуматься о вкладе отдельной личности в историю своей страны.

Таким образом, изучение памятников отечественной культуры воспитывает патриотизм, гордость за свою страну и достижения своего

народа. Такой подход будет способствовать воспитанию глубокой любви к своей Родине, а уважение к памятникам отечественной культуры - есть дань уважения предкам, к их многовековой мудрости. Это благодарность прошлому за наше настоящее. Хранить это и оберегать - долг каждого гражданина своей страны. Настоящая любовь к родной культуре граничит с уважением к культурам других государств и к дружбе народов, поддержанию мира во всем мире.

Использованные источники:

1. Жуковский, В. И. Зритель и произведение изобразительного искусства: проблема диалога в образовательном пространстве / В. И. Жуковский // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/artide/n/zritel-i-proizvedenie-izobrazitelnogo-iskusstva-problema-dialoga-v-obrazovatelnom-prostranstve

2. Коммунар Уссурийская газета // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.kommunar.info/index.php?option=com_content&view=articl e&id=7983:2016-06-02-02-23-01 &catid=81:2011 -02-17-00-54-33&Itemid=104

3. Кочерга, И.В. Значение педагогических идей К. Д. Ушинского в современном образовательном / И. В. Кочерга // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-pedagogicheskih-idey-k-d-ushinskogo-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve

4. Чичканова, Т. А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы). / Т. А. Чичканова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-goroda-kak-predmet-pedagogicheskogo-issledovaniya-k-postanovke-problemy

5. Шалаев, И.К. Веряев, А.А., От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к теме. / И. К. Шалаев, А. А. Веряев. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/a03.html

УДК 37.02

Чен А.Р. студент 3 курса научный руководитель: Довгаль Г.В., к.полит.н.

доцент

кафедра философии и социально-гуманитарного образования ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»

Школа педагогики Россия, г. Уссурийск КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье рассматривается культурологический подход в школьном образовании, направленный на духовное развитие личности и освоение ею

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.