Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чен А.Р.

В статье рассматривается культурологический подход в школьном образовании, направленный на духовное развитие личности и освоение ею элементов культуры. Данный подход не должен ограничиваться рамками конкретной дисциплины - в реализации культурологического подхода важно охватить всю учебную деятельность образовательного учреждения. Результативность культурологического подхода выражается в совокупности компетенций учащегося, сформированных в процессе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL APPROACH IN SCHOOL EDUCATION

The article is devoted to cultural approach in school education. The purpose of the study is moral development of the individual and its cultural elements. The approach should not be restricted to a specific discipline. During implementation of cultural approach it is important to cover all educational activities of the educational institution. The effectiveness of culturological approach is expressed in the totality of student's competence formed in the process of education.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

народа. Такой подход будет способствовать воспитанию глубокой любви к своей Родине, а уважение к памятникам отечественной культуры - есть дань уважения предкам, к их многовековой мудрости. Это благодарность прошлому за наше настоящее. Хранить это и оберегать - долг каждого гражданина своей страны. Настоящая любовь к родной культуре граничит с уважением к культурам других государств и к дружбе народов, поддержанию мира во всем мире.

Использованные источники:

1. Жуковский, В. И. Зритель и произведение изобразительного искусства: проблема диалога в образовательном пространстве / В. И. Жуковский // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/artide/n/zritel-i-proizvedenie-izobrazitelnogo-iskusstva-problema-dialoga-v-obrazovatelnom-prostranstve

2. Коммунар Уссурийская газета // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.kommunar.info/index.php?option=com_content&view=articl e&id=7983:2016-06-02-02-23-01 &catid=81:2011 -02-17-00-54-33&Itemid=104

3. Кочерга, И.В. Значение педагогических идей К. Д. Ушинского в современном образовательном / И. В. Кочерга // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-pedagogicheskih-idey-k-d-ushinskogo-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve

4. Чичканова, Т. А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы). / Т. А. Чичканова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-goroda-kak-predmet-pedagogicheskogo-issledovaniya-k-postanovke-problemy

5. Шалаев, И.К. Веряев, А.А., От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к теме. / И. К. Шалаев, А. А. Веряев. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/a03.html

УДК 37.02

Чен А.Р. студент 3 курса научный руководитель: Довгаль Г.В., к.полит.н.

доцент

кафедра философии и социально-гуманитарного образования ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»

Школа педагогики Россия, г. Уссурийск КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье рассматривается культурологический подход в школьном образовании, направленный на духовное развитие личности и освоение ею

элементов культуры. Данный подход не должен ограничиваться рамками конкретной дисциплины - в реализации культурологического подхода важно охватить всю учебную деятельность образовательного учреждения. Результативность культурологического подхода выражается в совокупности компетенций учащегося, сформированных в процессе образования.

Ключевые слова: культурологический подход, школьное образование, культурологизация образования, воспитание, педагогическая парадигма.

Chen A.R. student

3rd year student, Far Eastern Federal University

School of pedagogy Research supervisor: Dovgal G. V.

Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of

Philosophy and Socio-Humanitarian Education Far Eastern Federal University, School of pedagogy

Russia, Ussuriisk CULTURAL APPROACH IN SCHOOL EDUCATION

Abstract

The article is devoted to cultural approach in school education. The purpose of the study is moral development of the individual and its cultural elements. The approach should not be restricted to a specific discipline. During implementation of cultural approach it is important to cover all educational activities of the educational institution. The effectiveness of culturological approach is expressed in the totality of student's competence formed in the process of education.

Key words: cultural approach, school education, culturological education, education, pedagogical paradigm.

В условиях глобализации и изменчивости современного мира осуществляется непрерывный поиск новых методов и подходов в обучении подрастающего поколения, способных дать последним возможность многомерного видения мира и успешной адаптации молодых людей в меняющемся социуме. В современной педагогической теории актуальной становится перспектива применения новых форм организации учебной деятельности. Ставятся все новые и новые требования к образованию, расширяются его границы, разрабатываются современные подходы к более полному и глубокому овладению учащимися школьной программы через активные методы обучения и техники, через мотивацию на самообразование и саморазвитие подрастающей личности.

Любая педагогическая парадигма состоит из прочной базисной основы (подхода), которая в свою очередь включает в себя концептуальную

педагогическую идею, совокупность методологических установок и ценности, направленные на решения определенных педагогических проблем. В образовательной практике активно используется множество подходов, из которых можно выделить когнитивно-информационный, компетентностный, личностно-ориентированный и культурологический.

Каждая из перечисленных парадигм задает свой вектор развития и обновления образовательного процесса в рамках любого образовательного учреждения. Например, основная цель когнитивно-информационной парадигмы заключается в передаче обучающимся максимального количества накопленных знаний, умений и навыков; она ориентирована на предметные программы, поддающиеся оценке. Компетентностная парадигма требует от учащихся самостоятельного и своевременного решения разного рода проблем, с помощью имеющегося социального опыта и накопленных знаний. Личностно-ориентированный подход конструирует и осуществляет педагогический процесс, направленный на человека, который предстает как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он базируется на признании уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Наиболее интересным и востребованным на сегодняшний день является культурологический подход. Это объясняется тем, что одним из важнейших направлений образования становится его культурологизация, а принцип культуросообразности становится одним из ведущих принципов образования. Изучением культурологического подхода в педагогике занимались С.Н. Токарев, Л.Н. Якина, Г.К. Абдрахман, Е.Д. Жукова, Т. Стерликова, Т. И. Шалавина, О. М. Артюхова, С.И. Тарасова и др.

Справедливым является утверждение, что педагогика и культура - два неотделимых друг от друга понятия, образование есть часть культуры, а система образования один из институтов воспроизведения культуры. Можно сказать, что культурологический подход сформировался в ответ на новый социальный заказ на образование в постиндустриальном обществе. Что представляет собой культурологический подход в школе?

Культурологический подход связывают со становлением культурологических дисциплин и культурологи образования. Культурология как наука имеет широкий спектр направлений и проникает во все сферы человеческой жизни. Этим и объясняется такое разнообразие определений, каждое из которых дополняет другое, обогащает и демонстрирует ее масштабность и всеохватность.

В Древней Греции существовал такой синоним культуры - «пайдейя», что буквально означало «воспитание ребенка», процесс подготовки граждан полиса, сообщение общечеловеческого и гражданского идеала, а древнеримкий оратор и философ Цицерон отводил культуре главную роль в возделывании человеческой души. С тех пор мало что изменилось, культуре всегда отводилась доминирующая роль в формировании подрастающей

личности.

Культурологический подход ориентирован не на знания, а на освоение элементов культуры, он предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, определяет человека как духовного субъекта культуры [1].

Культурологический подход в сфере образования имеет богатую историю, многие великие педагоги и наставники, такие как М. Монтессори, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский и др., особую значимость в образовательном процессе отводили гуманистическим, духовным и нравственным ценностям, без которых, по их мнению, не могла сформироваться личность. «... Культура — это то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества..., культура не наследуется биологически, но предполагает обучение» [3], -пишет Л. Г. Ионина в своей работе «Социология культуры».

Немаловажная роль отводится преподавателю как таковому, не привязанному к конкретной учебной дисциплине. Культурологизация должна затрагивать все сферы школьной жизни, весь спектр предметов, поэтому на учителя возлагается миссия подготовить плодородную почву для личностного и духовного развития учащихся. Культурологический подход подразумевает осмысление социокультурных процессов общества, профессиональное становление, определенный тип мышления -мировоззрение педагога. Осмыслить проблемы современного бытия и современного человека в контексте культуры - означает найти верные пути образования личности. Прежде чем «окультуривать» учащихся, необходимо задаться вопросом: «а окультурен ли я?».

Культурологический подход в рамках школьного образования выражается в следующих функциях культуры: образовательно-воспитательной, эстетической, регулирующей, аксиологической, адаптивной, знаковой, коммуникативной, социальной, познавательной.

Результативность и эффективность данного подхода можно проследить через совокупность личностных качеств ученика (компетенций), которые должны быть сформированы к окончанию школы и которые основываются на приоритетных целях общего образования [2]. Культурологический подход отвечает за формирование ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социокультурных, социально-трудовых компетенций.

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными и духовно-нравственными ориентирами ученика. Способность идентифицировать себя в рамках окружающего мира, понимать его и видеть глубину и широту протекающих в нем процессов означает уметь принимать решение на основе собственных суждений и брать на себя ответственность за их последствия. Обращение к ценностям — одна из отличительных черт современности, важнейший принцип государственной политики в области образования.

Общекультурные компетенции отвечают за усвоение учеником общей картины мира, его культурного многообразия. Сюда относится также организация свободного внеучебного времени учащегося - бытовая и культурно-досуговая сфера деятельности.

Учебно-познавательные компетенции направлены к качеству организации своей учебной деятельности, способность достижения поставленных целей и задач, умения задавать вопросы и искать ответы.

Социокультурные компетенции связаны с повседневными ситуациями в семейно-бытовой сфере, способностью учащегося справляться с каждодневными делами, уровнем освоения культурных норм и традиций, иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Коммуникативные компетенции - умение представлять себя, свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Из приведенных выше компетенций можно увидеть, что культурологический подход в школе играет немаловажную роль в их формировании. Л.Н. Якина, кандидат педагогических наук, заведующая отделом социокультурной деятельности Информационно-интеллектуального центра - Научная библиотека; Уральского государственного педагогического университета, в своей статье «Культурологическая модель преподавания МХК в школе» пишет о трех уровнях интеграции содержания, восполнения взаимосвязанности элементов в культурологической модели преподавания. Это предметная, межпредметная, междисциплинарная интеграции, с помощью которых достигается наиболее полное и целостное понимание культурологического подхода [4]. Речь заходит о тесной взаимосвязи всех учебных дисциплин школьной программы и влиянии культурологического подхода для достижения максимального результата не только в овладении знаниями, умениями, навыками, но и направленность на дальнейшее физическое, духовное, интеллектуальное развитие.

Таким образом, культурологический подход в рамках школьного образования является перспективной стратегией и требует полноту использования возможностей в этой сфере и широкое понимание данного подхода работниками образовательного учреждения, т.к. культурологизация не ограничивается рамками конкретной дисциплины (например, МХК), а охватывает весь спектр школьной деятельности и личность каждого человека.

Использованные источники:

1. Абдрахман Г.К. Культурологический подход в образовании // Таразский государственный педагогический институт. -

http://nЫsu.moy.su/_ld/7/730_Abdraxman_G.C..pdf

2. Сергеев А.Н. Классификация основных компетентностей школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2008. - №9. - http:/^yberlenmka.ra/artide/n/klassifikatsiya-klyuchevyh-kompetentnostey-shkolnikov

3. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

4. Якина П.Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. - 2015. - №1. - https:/^yberlenmka.ra/artide/n/kulturologicheskaya-model-prepodavamya-mirovoy-hudozhestvennoy-kultury-v-shkole

УДК 371

Черкесов Р.М. преподаватель кафедра физической подготовки Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарский университет МВД России СПЕЦИАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления научно-методических подходов к организации силовой подготовки, способных обеспечить высокий уровень развития профессионально необходимых двигательных способностей сотрудников органов внутренних дел, что в конечном итоге обеспечит высокую эффективность выполнения ими служебно-оперативных задач. К видам силовых способностей относятся: собственно силовые способности, характеризующиеся максимальной статической силой, которую в состоянии развить занимающийся; взрывная сила или способность проявлять максимальные усилия в наименьшее время; скоростно-силовые способности, определяемые как способность выполнять динамическую работу; силовая выносливость, определяемая как способность организма противостоять утомлению. Эффективность процесса силовой во многом зависит от технической оснащённости тренировочного процесса. При рассмотрении системы силовой подготовки, отдавая должное результатам многочисленных научных исследований в этой области, следует, в первую очередь, ориентироваться на те из них, которые прошли апробацию в спортивной практике, получили признание тренеров и спортсменов.

Ключевые слова: сила, методика, темп, скорость, подготовка, сотрудники ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.