Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ ИНГУШЕТИИ: АРХАИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ ИНГУШЕТИИ: АРХАИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / АРАБО-ЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / LEARNING ENVIRONMENT / FOLK PEDAGOGICS / ARABIC-LANGUAGE EDUCATION / DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT / NATIONAL AND REGIONAL EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целоева Депхан Магометовна, Шепель Элона Вячеславовна

В предлагаемой статье дан анализ образовательных сред Ингушетии, выступающих компонентом национально-регионального образовательного пространства, раскрыты традиционные и современные образовательные среды Ингушетии. В ретроспективном плане развитие ингушского национально-регионального образовательного пространства сопровождалось интегрированием и конкуренцией трех образовательных сред: народной педагогики, религиозного арабоязычного и светского русскоязычного образования, которые играли и играют огромную роль в воспитании и обучении школьников. Конкуренция архаичных традиционных образовательных сред и современной цифровой образовательной среды позволяет гармонично сочетать современные технологии и этнические традиции ингушского народа. В статье раскрыто благотворное влияние данных сред на духовно-нравственное воспитание школьников, их роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса. Описанный в статье опыт взаимодействия вышеперечисленных образовательных сред может быть использован в практической деятельности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Целоева Депхан Магометовна, Шепель Элона Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING ENVIRONMENTS OF INGUSHETIA: ARCHAISM AND MODERNITY

The study is devoted to learning environments of Ingushetia. The development of the Ingush national and regional educational space was accompanied by combination and competition of three learning environments: the environment of secular Russian-language education, this of religious Arabic-language education and the environment of folk pedagogy. They made and still make an impact on nurture and education of pupils. Besides, in the context of the emergence and development of the information society and information technology in the educational space of Ingushetia, the fourth new learning environment appeared, that is a digital environment. The study describes these learning environments and their influence on the educational process. The results of the study can be used by education institutions.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ ИНГУШЕТИИ: АРХАИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 37(470.66)"311:312"

Целоева Депхан Магометовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета

Шепель Элона Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ ИНГУШЕТИИ:

АРХАИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Tseloeva Dephan Magometovna

PhD in Education Science, Associate Professor, General and Social Pedagogics Department, Kuban State University

Shepel Elona Vyacheslavovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Pedagogics and Psychology Department, Kuban State University

LEARNING ENVIRONMENTS OF INGUSHETIA: ARCHAISM AND MODERNITY

Аннотация:

В предлагаемой статье дан анализ образовательных сред Ингушетии, выступающих компонентом национально-регионального образовательного пространства, раскрыты традиционные и современные образовательные среды Ингушетии. В ретроспективном плане развитие ингушского национально-регионального образовательного пространства сопровождалось интегрированием и конкуренцией трех образовательных сред: народной педагогики, религиозного арабоязычного и светского русскоязычного образования, которые играли и играют огромную роль в воспитании и обучении школьников. Конкуренция архаичных традиционных образовательных сред и современной цифровой образовательной среды позволяет гармонично сочетать современные технологии и этнические традиции ингушского народа. В статье раскрыто благотворное влияние данных сред на духовно-нравственное воспитание школьников, их роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса. Описанный в статье опыт взаимодействия вышеперечисленных образовательных сред может быть использован в практической деятельности образовательных учреждений.

Summary:

The study is devoted to learning environments of Ingushetia. The development of the Ingush national and regional educational space was accompanied by combination and competition of three learning environments: the environment of secular Russian-language education, this of religious Arabic-language education and the environment of folk pedagogy. They made and still make an impact on nurture and education of pupils. Besides, in the context of the emergence and development of the information society and information technology in the educational space of Ingushetia, the fourth new learning environment appeared, that is a digital environment. The study describes these learning environments and their influence on the educational process. The results of the study can be used by education institutions.

Ключевые слова:

образовательная среда, народная педагогика, арабо-язычное образование, цифровая образовательная среда, национально-региональное образовательное пространство

Keywords:

learning environment, folk pedagogics, Arabic-language education, digital learning environment, national and regional educational space

В настоящий момент в современном российском обществе нет единого понимания того, какой должна быть образовательная среда, как ее трактовать и заниматься ее гармоничным развитием. Этим объясняется актуальность исследования.

В поликультурной России образовательная среда специфична и формируется социумом, культурой, ментальностью, национальной психологией, народной педагогикой национальных субъектов федерации. Выступая компонентом национально-регионального образовательного пространства, образовательная среда является продуктом истории и национально-образовательной политики. Феноменология этого явления рассмотрена в данной статье на материале Республики Ингушетия.

Проблема качества образования, разрабатываемая отечественной педагогической наукой на современном этапе, сопряжена с вопросами изучения феномена образовательной среды. Данное обстоятельство подтверждается утвержденным Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г. приоритетным проектом «Создание современной образовательной среды для школьников» [1].

Категория «образовательная среда» получила концептуальное выражение благодаря научным трудам Л.С. Выготского. Он обосновал ключевое значение «социальной ситуации

развития» для последующей жизни человека. Под социальной ситуацией развития ученый и его последователи подразумевали характер взаимодействий человека с окружающим миром и опосредуемую им совокупность элементов, в свою очередь влияющих на эти отношения. В таком контексте окружающая среда является для ребенка стимулом и базой для освоения норм жизнедеятельности, правил поведения. Эти исходные положения должны стать основополагающими в осмыслении современными теоретиками и практиками понятия «образовательная среда».

Методология исследования данного педагогического феномена может быть рассмотрена на уровне международных разработок (Реджио-подход, СапШш, 1998) и отечественной педагогики (Л.С. Выготский, М.В. Крупенин, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). Все названные ученые были едины во мнении, что образовательная среда опосредуется социальными, культурными, психолого-педагогических факторами. Данный тезис имеет ключевое значение для рассмотрения национально-региональной образовательной среды национальных республик, одной из которых является Ингушетия.

Понятие «образовательная среда» находит свое развитие и в работах современных исследователей. Так, например, к анализу понятия в современных условиях обращается Ю.В. Брыкин [2]; теоретическим основаниям исследования образовательной среды посвящены работы П.А. Кобылинского [3]; процесс становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке мы находим в работах С.В. Журавлевой [4]; роль образовательной среды в регулировании межэтнических конфликтов представлена в исследованиях Л.Ю. Коростелевой [5].

И.К. Шалаев, А.А Веряев под образовательной средой понимают функционирование конкретного образовательного учреждения [6].

Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит становление личности индивида.

Рассмотрим образовательные среды на примере Республики Ингушетия.

В национально-образовательном пространстве Республики Ингушетия исторически проявлялись некая обособленность и культурное своеобразие. Это отмечено в докторской диссертации Л.Х-У. Гудиевой «Становление и развитие образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг.» [7].

Автор выделяла три исторически сформированных образовательных среды: народно-педагогическую (этнопедагогическую), религиозную арабоязычную и светскую русскоязычную. Сочетание и конкуренция этих сред на определенных этапах рождало уникальность ингушского национально-регионального образовательного пространства. Оно обусловливалось неповторимой «архитектурой духа» [8, с. 141] и национальным характером ингушей. Достойно внимания исследователя то обстоятельство, что эти среды сохраняются с некоторыми изменениями и по сей день.

Народная педагогика ингушей ассоциируется с воспитательными обычаями и традициями родового доклассового общества. Черты ингушской народной педагогики проявляются в педагогических нравоучениях, воспитательном опыте, сохранившемся в вайнахском фольклоре (пословицах, поговорках, пестушках, ладушках, притчах, легендах, сказаниях, сказках, песнях и др.), воспитательных обычаях, детских играх, игрушках и т. д. Народно-педагогические взгляды ингушей рельефнее всего просматриваются в этнографии и устном народном творчестве.

Народная педагогика ингушей располагает внушительным арсеналом средств духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального, физического, трудового воспитания подрастающего поколения, которые и сегодня успешно используются.

В частности, духовно-нравственное воспитание человека начинается с раннего возраста в семье. Ее уклад, социальные установки и идеалы, аксиологические приоритеты, взаимоотношения родителей, бабушек и дедушек, родственной группы, семейные традиции формировали духовный стержень развивающейся личности. Семейная педагогика ингушей основывалась на принципах родственной любви, общих духовных интересах, теплых отношениях.

Воспитание у ингушей осуществляется согласно народному кодексу «Эхь-эздел», вводящему понятия чести и достоинства, формирующему потребность ориентироваться на непреходящие ценности. Ингуши, как и все народы мира, уважают и воспитывают в детях такие лучшие человеческие качества, как честность, смелость, щедрость, трудолюбие, изобличают трусов, лентяев, завистников.

Традиционное семейное воспитание развивало и эстетическую культуру. Ее формирование сопутствовало воспитанию ребенка и осуществлялось в разных формах. Отец обучал сына плотничать, резать по дереву, строить. Мать прививала девочке умение шить, вышивать, вязать,

ткать, украшать дом. Дед и бабушка раскрывали перед детьми красоту народного языка в эпическом жанре, когда рассказывали сказки, легенды и притчи, пели песни, посвящали в жанр благо-пожелания. Старшие дети фантазировали и творили, придумывая для младших игры.

Высокой оценки заслуживает эстетика ингушского быта: домочадцы и родственники прививали детям нормы благопристойного поведения. Глубоким эстетизмом проникнуты ингушские праздники, где обычаи и традиции несут в себе символику народной культуры. Ее восприятие было гармоничным и сопровождалось позитивными эмоциями, весельем, угощениями, утонченным искусством народного костюма.

Интеллектуальное воспитание было глубоко законсервировано в фольклоре (загадки, стишки, пословицы и поговорки). Достаточно вспомнить игру «Йилбаза баргал» («Чертовы путы»), счетные палочки. Моторика рук и пальцев девочек, способствующая интеллектуальному развитию, формировалась посредством овладения ими в детстве рукоделием (шитьем, ткачеством, вязанием).

Народная педагогика и сегодня создает своеобразие в коммуникативной сфере учебного процесса, во взаимоотношениях между педагогами и обучающимися. «Эздел» (инг.) воплощен в образовательную среду: в школе царят уважение и почитание старших, послушание и подчинение их требованиям. Таким образом, среда народной педагогики позитивно влияет на учебно-воспитательный процесс.

Физическому воспитанию у ингушей исторически уделялось большое значение: горы не прощают телесной слабости. Популярными играми у мальчиков были и остаются «латтар» (борьба), перетягивание каната, бег на дистанции, бег в мешках, в сельской местности - стрельба из лука, скачки, джигитовка, прыжки через бурку.

В силу ландшафтных и климатических условий ингуши всегда были тружениками. Об этом красноречиво писал Идрис Базоркин в известном романе «Из тьмы веков». Быт горцев всегда был трудным, к нему готовили детей с 3 лет: мальчики пасли скот, мастерили плетень, учились сельскохозяйственным работам. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства: готовили, стирали, убирали, пасли птицу, занимались рукоделием. Сегодня быт ингушей облегчен, но эт-нопедагогические традиции трудового воспитания глубоко почитаемы и сохраняемы народом.

Данная образовательная среда интегрировалась в средние века в арабоязычное религиозное образование. В созданных при мечетях медресе мальчики, готовившиеся к сану муллы, изучали Коран и основы мусульманской религии. Данная традиция была продолжена и в последующем. Ислам сочетает в себе многие человеческие добродетели, морально-этические нормы, касающиеся и личного поведения верующих, и их социальной ответственности. Ислам поощряет добрососедство, призывает помогать нуждающимся, быть милосердными. Ингушетия в числе первых национальных республик осознала целесообразность использования религии в воспитании детей и молодежи. Предпосылками этого решения была нестабильная экономическая, внутриполитическая, финансовая ситуация в 1990-е гг. Осетино-ингушский конфликт и две чеченские войны повлекли за собой массовые миграции населения со стороны близлежащих республик. Социальный и культурный шок генерировался идеологами и проповедниками радикальных течений. Осознание пагубных последствий этих явлений привело съезд народов республики к решению о введении в образование дисциплины «История религий». Руководством республики это предложение было одобрено и поддержано.

Цель введения данной дисциплины состояла в формировании у детей и молодежи межкультурной и межрелигиозной компетентности, толерантности по отношению к иноверию. Задачи включали духовно-нравственное воспитание обучающихся и изучение основ религий.

В 1993 г. в Ингушетии был создан Ингушский Исламский институт, он вошел в Совет по исламскому образованию. Развитию института содействует Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, учрежденный в 2007 г. по инициативе Президента России В.В. Путина.

Выпускники института востребованы в ингушском обществе. Они проводят большую работу по развитию исламского образования, культивируют ценности ислама как основы духовно-нравственного воспитания молодежи. Роль исламского образования велика также в профилактике экстремизма и терроризма.

Сегодня ученики организаций начального, общего и среднего образования изучают предметную область «Основы религиозных культур и светской этики», знакомятся с мусульманской культурой. Так расширяется кругозор обучающихся, они учатся быть толерантными друг к другу и другим конфессиям. Об успешности внедрения данного курса свидетельствуют проводимые ежегодно социологические опросы, согласно которым склонность к экстремизму и терроризму, наркомании и алкоголизму у обучающихся не наблюдается.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» наравне с другими дисциплинами входит в региональный образовательный стандарт Республики (5-9 классы), и по этому

предмету, как и по другим, проводятся олимпиады. Педагоги успешно применяют современную методику и формы обучения с использованием инновационных технологий, воспитывают обучающихся в духе толерантности в общероссийском многоконфессиональном обществе.

Профилем названного общества является русскоязычное светское образование, тяга к которому ингушей сильна [9]. Названное образование формирует третью образовательную среду в аналогичном пространстве Ингушетии. Выпускники школ поступают в высшие учебные заведения Ингушетии и России, некоторые учатся за рубежом. Все это приводит к взаимопроникновению культур, дружбе между нациями и народностями, оказывает позитивное влияние на обучение и воспитание школьников, что в конечном итоге ведет к повышению качества жизни. У ингушей высокий образовательный потенциал, об этом свидетельствуют успехи школьников на олимпиадах в конкурсах различного уровня. Высоким спросом пользуются лицеи, гимназии и частные школы.

С развитием информационного общества и информационных технологий в образовательном пространстве Ингушетии появилась новая, четвертая образовательная среда - цифровая. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. гласит, что в общеобразовательных учреждениях должны создаваться условия для функционирования информационной образовательной среды [10]. Она оптимизирует учебную и внеучебную деятельность обучающихся, воспитательный процесс.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в Республике Ингушетия распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 5 июля 2019 года открыт центр цифрового образования «IT-куб» [11]. Утвержден комплекс мер «Дорожная карта» по созданию и открытию центра цифрового образования.

В Республике поддерживаются талантливые и одаренные дети. Они участвуют во всероссийских олимпиадах школьников, региональных конкурсах, исследовательских конференциях, олимпиадах, фестивалях: «PROFEST», «НАУКА 0+», «Национальная технологическая инициатива», «Шаг в будущее», «JuniorSkills», «Научный прорыв», «Мы познаем мир». В образовательных организациях республики открыты профильные классы Роснефть. Реализация данных направлений способствует формированию информационных компетенций с применением цифровых технологий.

Образовательный процесс в новом центре выстраивается на основе проектной деятельности: научных исследований и инженерно-технических разработок. Ожидается, что Центр цифрового образования «IT-куб» в Республике Ингушетия поспособствует становлению компетенций обучающихся в соответствии с требованиями века цифровой экономики, а новая цифровая образовательная среда будет эффективным инструментом обновления современной школы.

В рамках разработки федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в Ингушетии создан аналогичный региональный проект (01.10.2018 - 31.12.2024), связанный с государственной программой Республики Ингушетия «Развитие образования». Цель регионального проекта состоит в разработке условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды. Она призвана обеспечивать формирование готовности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций разных видов и уровней путём обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Данный проект призван оказать существенное влияние на оптимизацию деятельности образовательных организаций, создать условия для конкурентоспособности российского образования, обеспечить высокое качество обучения, что в совокупности направлено на улучшение качества жизни в регионе.

В процессе реализации проекта планируется до 2024 г. создать 17 центров образования цифрового и гуманитарного профилей в сельских поселениях и малых городах. Последние будут способствовать формированию соответствующих компетенций и навыков у детей, в том числе по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.

Основной вид деятельности обучающихся центра цифрового образования «IT-куб» - проектная, формы организации - индивидуальная и групповая, «обучение как открытие», «обучение как исследование», «обучение через игру». Проекты выполняются в формате законченных исследований и программных решений.

Важное место в деятельности центра цифрового образования «IT-куб» займут организация и проведение соревнований, чемпионатов, конкурсов, хакатонов, олимпиад, фестивалей по программированию, разработке мобильных приложений и другим направлениям Центра.

Развитие ингушского национально-регионального образовательного пространства сопровождалось сочетанием и конкуренцией трех архаичных образовательных сред: среды светского русскоязычного, религиозного арабоязычного образования и народной педагогики. С развитием информационного общества и информационных технологий в образовательном пространстве Ингушетии появилась современная образовательная среда - цифровая. Все эти среды благотворно влияют на духовно-нравственное воспитание обучающихся и позволяют гармонично сочетать современные технологии с сохранением этнических традиций ингушского этноса.

Ссылки:

1. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9) [Электронный ресурс] : паспорт приоритетного проекта. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Брыкин Ю.В. Анализ понятия «образовательная среда» в современных научных исследованиях. Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 85-89.

3. Кобылинский П.А. Теоретические основания исследования образовательной среды вуза. Молодой ученый. 2013. №7 (54). С. 370-372.

4. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке. Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48-56.

5. Коростелева Л.Ю. Роль образовательной среды распределенного вуза в регулировании межэтнических конфликтов // «Конфликты в современной России: исследование и регулирование». Материалы Всерос. научн.-практ. конф. М., 2010. С.142-147.

6. Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. Педагог: наука, технология, практика. 1998. № 1. С. 3-12.

7. Гудиева Л. Х-У. Становление и развитие образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг.: дисс. ... д-ра пед. наук. Сочи. 2010. 340 с.

8. Там же, с. 141.

9. Там же.

10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении комплекса мер («дорожной карты») по созданию и открытию центра цифрового образования «IT-куб» в Республике Ингушетия» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 5 июля 2019 года №3б9-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/561543554.

Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.