Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза МЧС России и ее влияние на формирование профессиональной культуры сотрудника'

Образовательная среда вуза МЧС России и ее влияние на формирование профессиональной культуры сотрудника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВУЗ МЧС РОССИИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПРИЯТИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / UNIVERSITY OF EMERCOM OF RUSSIA / MORAL EDUCATION / PROFESSIONAL CULTURE / LEARNING PROCESS / PROFESSIONAL VALUES / VALUE ORIENTATIONS / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симоненко Александр Сергеевич

Обучение в высшем учебном заведении системы МЧС России, погружение в определенную образовательную среду оказывает большое влияние на формирование личности сотрудника МЧС России. Нравственное воспитание, выполнение служебных обязанностей, а также сам процесс учебы помогают комплексно и всесторонне готовить специалистов для МЧС России. Не менее важным моментом является процесс психологической адаптации к служебно-учебной среде вуза МЧС России для последующего формирования новых знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симоненко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE EMERCOM OF RUSSIA AND ITS IMPACT ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF AN EMPLOYEE

The learning process at a higher educational institution of the EMERCOM of Russia, the immersion in a certain educational environment has a great influence on the personality formation. Moral education, performance of official duties, and the learning process itself help to prepare specialists for the EMERCOM of Russia thoroughly. The process of psychological adaptation to the military educational environment of the University of EMERCOM of Russia is also important for the subsequent formation of new knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза МЧС России и ее влияние на формирование профессиональной культуры сотрудника»

9. Троянская Е.С. Особенности жанров научной литературы и отбор текстов на различных этапах обучения научных работников иностранному языку // Функциональные стили: лингвометодические аспекты. - М.: Наука, 1985. - С. 189-201.

10. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С. К. Фоломкина. -М.: Высшая школа, 2005. - 255 с.

11. Gilmore A. Authentic Materials and Authenticity in Foreign Language Learning // Language Teaching, 2007. - Vol. 40 (2). - P. 97-118.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель кафедры специальной подготовки института развития Симоненко Александр Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Железногорск)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА МЧС РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКА

Аннотация. Обучение в высшем учебном заведении системы МЧС России, погружение в определенную образовательную среду оказывает большое влияние на формирование личности сотрудника МЧС России. Нравственное воспитание, выполнение служебных обязанностей, а также сам процесс учебы помогают комплексно и всесторонне готовить специалистов для МЧС России. Не менее важным моментом является процесс психологической адаптации к служебно-учебной среде вуза МЧС России для последующего формирования новых знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: образовательная среда, вуз МЧС России, нравственное воспитание, профессиональная культура, обучение, профессиональные ценности, ценностные ориентации, восприятие.

Annotation. The learning process at a higher educational institution of the EMERCOM of Russia, the immersion in a certain educational environment has a great influence on the personality formation. Moral education, performance of official duties, and the learning process itself help to prepare specialists for the EMERCOM of Russia thoroughly. The process of psychological adaptation to the military educational environment of the University of EMERCOM of Russia is also important for the subsequent formation of new knowledge and skills.

Keywords: educational environment, University of EMERCOM of Russia, moral education, professional culture, learning process, professional values, value orientations, perception.

Введение. Современная действительность, неостанавливающийся научный прогресс, развитие новых технологий требуют адекватного и своевременного ответа на возможные риски, связанные с различными чрезвычайными ситуациями, катастрофами и стихийными бедствиями. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос о профессиональной подготовке специалистов, занимающихся вопросами ликвидации последствий таких ситуаций.

Изложение основного материала статьи. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) -государственная структура, в задачи которой входит реализация государственной политики в сфере надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от различных стихийных бедствий, ликвидации последствий, а также обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах [11.

Складывающаяся объективная реальность ставит перед МЧС России задачу постоянного повышения профессионального уровня своих сотрудников и работников. При этом речь идет не только о развитии и совершенствовании отдельных профессиональных компетенций, а о формировании высокого уровня профессиональной культуры в целом. В связи с этим видится целесообразным рассмотреть понятие «профессиональная культура».

Данный термин появился в современной педагогической науке в восьмидесятых годах прошлого столетия. Многие явления и процессы обучения и воспитания рассматривались в педагогике с точки зрения культурологического подхода. Во многом это и определило появление такого понятия. Но, несмотря на такие интенсивные процессы в области изучения профессиональной деятельности специалистов с точки зрения культурологического подхода, до настоящего времени единого мнения о том, что такое профессиональная культура специалиста, не существует. Хотя, при этом, точки зрения многих исследователей являются достаточно содержательными, но при этом не окончательными.

Так, по мнению ряда авторов (Л.И. Лурье [21, Н.Я. Соколов [3]), профессиональная культура -производная от общей культуры человека, определенная подсистема.

Несколько иной точки зрения придерживаются ученые, понимающие под профессиональной культурой совокупность правил, норм и моделей поведения специалиста в условиях специфики определенной профессиональной деятельности [4; 51.

Таким образом, проанализировав точки зрения ученых, под профессиональной культурой специалиста будем понимать деятельность и поведение человека, основанные на общей культуре человека, в совокупности с его отношением к выполнению определенных норм, правил и требований к профессии.

Однако, исходя из области исследования, наибольший интерес представляют работы, связанные с изучением особенностей формирования профессиональной культуры сотрудников МЧС России.

Безусловно, общая культура человека, его воспитанность, интеллект, отношение к делу, к окружающим имеют большое значение в становлении будущего сотрудника МЧС России. Однако особенности любой профессии оказывают воздействие на формирование личности специалиста. Профессиональная деятельность сотрудника МЧС России связана с постоянным риском, с постоянной готовностью помочь человеку в беде,

работая в условиях постоянной опасности и неочевидности. Такие характеристики служебной деятельности подчеркивают тот факт, что только подготовленный с профессиональной и моральной стороны человек способен выдерживать такие нагрузки и достойно выполнять свой долг.

Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников МЧС России исследовались в работах Ахватовой Ю.Р. [61, Белозерских А.В. [71, Деккерта Д.В. [81, Пашаян К.К. [91, Шленкова А.В. [101, и др. Общий анализ позволяет сделать о том, что все авторы отводят ключевую роль профессиональной подготовке сотрудника в ведомственных образовательных организациях МЧС России. Несмотря на то, что ученые исследуют проблему формирования профессиональной культуры с различных позиций и в различных аспектах, единым для них остается педагогическая составляющая. Именно процесс обучения и воспитания играет важную роль в становлении личности сотрудника МЧС России и формировании его профессиональной культуры. Образование для сотрудника является серьезной базой, на основе которой профессиональная культура формируется дальше в процессе служебной деятельности. При этом, говоря об образовании в целом, нельзя не сказать об образовательной среде в частности.

Образовательная среда является базовым понятием средового подхода в педагогике. Данный подход направлен на формирование и развитие специалиста через специально создаваемую среду. Исследователи, занимающиеся проблемами средового подхода достаточно полно и всесторонне рассматривали особенности образовательной среды. Так, Э.Ф. Зеером анализировались вопросы профессионально-образовательного пространства личности [111, Ю.С. Мануйлов рассматривал влияние среды на воспитание человека [121, а Г. Г. Шек полагал, что средовой подход в педагогике является педагогической инновацией [131.

Соглашаясь с мнениями известных ученых отметим их важность и значимость, поскольку личность всегда находится в центре воздействия образовательного пространства. Вся система подготовки, обучение, воспитание, имеют направленное воздействие на личность обучающегося, как с педагогической, так и с психологической точек зрения. Образовательная среда, а также определенная служебная специфика подготовки оказывают воспитательной воздействие на личность молодого сотрудника МЧС России. Уровень профессиональной подготовки во многом определяет в последующем степень готовности сотрудника к риску, переработкам, работе на грани возможного и невозможного, умению сочувствовать людям и выполнять свои функциональные обязанности основываясь на высоких нравственных позициях. Во многом это и определяет специфику образовательной среды ведомственных образовательных организаций МЧС России. Другой ее немаловажной характеристикой является многогранность. Будущий сотрудник должен быть не просто «узким» специалистом по одному из направлений деятельности, а охватить как можно больший объем знаний и умений, так как спасатель - это статус любого сотрудника и работника системы МЧС России. В этой связи необходимо уделять особое внимание профессиональному отбору в систему МЧС России. Образовательная среда способна повлиять на формирование личности будущего сотрудника, но при этом, уже сформировавшийся во многом молодой человек должен быть готов к такой среде.

Профессиональный отбор в ВУЗ системы МЧС России осуществляется по трем критериям: нравственно-этическому, медицинскому и образовательному. Данные показатели являются впоследствии определяющими на протяжении всей службы сотрудника. Для характеристики специфики процесса подготовки в ВУЗе МЧС России, обратимся к нравственно-этическому и образовательному цензу. При этом, характеризуя образовательную среду с позиций указанных цензов и учитывая ее особенности, будем характеризовать ее не только как учебную, но и как служебно-учебную [14, с. 291.

Нравственное воспитание сотрудников МЧС России является архиважным, поскольку деятельность ведомства направлена на помощь людям. Умение выполнять любые действия с ценностных позиций, наличие высокого чувства долга, приоритет чужой жизни, а не своей и действия во имя спасения людей являются ключевыми для сотрудника МЧС России.

Нравственное воспитание в ВУЗе МЧС России является специально организованным педагогическим процессом, направленным на целенаправленное развитие личности сотрудника, через формирование нравственных убеждений, этических знаний, чувств, привычек и качеств [151. В рамках учебного процесса, на дисциплинах гуманитарного профиля, молодой сотрудник получает теоретическую базу в виде знаний основ профессиональной этики, установок поведения, нормативных моментах этики. При выполнении практических заданий на дисциплинах технического профиля не менее важным моментом является умение преподавателя заострить внимание обучающегося на этической составляющей деятельности. Учебная составляющая в такой ситуации носит теоретический характер, а служебная - прикладной. Так, в процессе несения службы в суточных нарядах по институту у обучающегося вырабатывается чувство дисциплины, товарищества и ответственности перед своими коллегами. Все те моральные нормы и ситуации, которые обсуждаются на занятиях по гуманитарным дисциплинам в процессе служебной деятельности находят свое выражение. Окончательное закрепление их происходит на учебной практике, в процессе несения службы в составе пожарного караула. Характеризуя нравственное воспитание сотрудника МЧС России в рамках служебно-учебной среды ведомственного вуза следует обратить особое внимание на процесс интериоризации. Именно воплощение, реализация моральных установок, норм этики в поведение обучающегося в конкретных служебных либо бытовых обстоятельствах ситуациях могут свидетельствовать об эффективности среды обучения. Роль преподавателей и командиров в этом процессе очень существенная, так как слушатели, курсанты и студенты должны быть активно вовлечены в данную деятельность под определенным контролем.

Выполнение служебных обязанностей с ценностных позиций является ключевой характеристикой профессиональной культуры. Ценностный компонент в ее структуре играет ведущую роль. Ценностные ориентации - это то, что обучающийся демонстрирует в конкретной ситуации, в условиях дефицита времени и пространства.

Особую важность ценностного подхода к формированию профессиональной культуре подтверждает исследование Б.Ю. Гогохия [161. Так, ученый, рассматривая сущность и основные компоненты профессиональной культуры сотрудника МЧС России, проводит педагогический анализ ценностей профессиональной деятельности, заостряет внимание на особой роли и возможностях вуза МЧС России в формировании ценностного отношения к профессиональной культуре. Автор исследует такие аспекты служебно-учебной среды, как профессиональная подготовка, участие в поисково-спасательных работах, социально-психологический климат коллектива через процесс формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности. Соотношение служебной деятельности в совокупности с учебным

процессом, привитие нравственных ценностей и трансформация их в ценностные ориентации в деятельность способствуют активному формированию профессиональной культуры сотрудника МЧС России. Следует согласиться с данной точкой зрения, поскольку она подтверждает тезис о том, что в любой профессии главное - морально-нравственная составляющая, а успех в деятельности более чем на восемьдесят процентов зависит от этой составляющей.

Говоря о взаимосвязи служебного и учебного элементов в образовательной среде вуза МЧС России нельзя не обратить внимание на психологическую составляющую. Субъект образовательного пространства вуза должен быть готов к ее восприятию или с помощью командиров и преподавательского состава как можно быстрее к ней адаптироваться. Психологическая составляющая является тем звеном, которое способствует динамичному функционированию служебно-учебной среды вуза МЧС России, связывает воедино процессы службы и обучение в одно звено - образование. Восприятие образовательной среды вуза МЧС России курсантом, слушателем либо студентом через деятельность, мотивацию, потребности является одним из серьезных факторов психологической безопасности [171.

Вопросы восприятия, адаптации и психологической безопасности служебно-учебной среды вуза МЧС России способствуют активному и гармоничному становлению и развитию личности сотрудника МЧС России.

Таким образом, рассмотрев вопросы морально-нравственного ценза, а также психологическое восприятие среды обучающимися, обратимся к следующему элементу исследования - образовательному цензу.

Хотя нравственное воспитание и занимает ключевую позицию в вопросе формирования профессиональной культуры сотрудника МЧС России, вопросы образования в целом играют также определенную роль. Педагогическая составляющая, о чем говорилось в начале статьи, играет большую роль в формировании профессиональной культуры сотрудника МЧС России. Исследования последних лет в этой области имеют достаточно четкую средовую направленность. Получение новых специальных знаний, формирование умений и навыков приобретает особую эффективность в образовательной среде вузов МЧС России. Несмотря на то, что данные рассматривают различные компетентностные аспекты будущей профессии, они вносят большой вклад в модернизацию системы обучения и подготовки специалистов МЧС России. Так, И.А. Кевлов рассматривает компьютерно-информационная среда вуза МЧС России и ее возможности в организации самостоятельной работы [181, Н.В. Шкроб анализирует проблемные вопросы формирования коммуникативной компетентности курсантов вузов МЧС России [191, отдельные исследователи анализируют вопросы формирования профессиональной культуры переподготовки и повышения квалификации сотрудников государственного пожарного надзора [20; 211. Вместе с тем, следует заметить, что несмотря на ярко выраженную компетентностную направленность вышеперечисленных исследований, все они проводились с учетом особенностей образовательной среды вуза МЧС России.

Выводы. Таким образом, образовательная среда вуза МЧС России в виде служебно-учебной среды и представленная в совокупности процессов воспитания и обучения, оказывает серьезное влияние на формирование профессиональной культуры сотрудников МЧС России. Нравственное воспитание, привитие профессиональных ценностей, формирование ценностных ориентаций и их реализация в процессе учебы и службы ,а также профессиональные знания, умения и навыки способствуют более эффективному формированию профессиональной культуры и отдельных ее компонентов в процессе обучения в организациях высшего образования МЧС России.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 24.10.2018) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Режим доступа: http://base.garant.ru/187212.

2. Лурье, Л.И. Формирование культуры военного образования в процессе реформирования армии / Л.И. Лурье // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 9. - С. 56 - 59.

3. Соколов, Н.Я. Профессиональная культура юристов. Понятие. Сущность. Содержание: учебное пособие / Н.Я. Соколов. - М.: Проспект, 2014. - 320 с.

4. Буева, Л.П. Культура, культурология и образование [Текст] / Л.П. Буева // Вопросы философии. -1994. - № 2. - С. 25 - 27.

5. Видт, П.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы / П.Е. Видт // Педагогика. -2002. - № 3. - С. 3 - 7.

6. Ахватова, Ю.Р. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.Р. Ахватова. - СПб., 2011. - 22 с.

7. Белозерских, A.B. Модель блочно-модульного обучения в вузе для развития интеллектуальных способностей к профессиональной деятельности у будущих сотрудников ГПС МЧС России / А.В. Белозерских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2010. - № 7. - С. 12 - 17.

8. Деккерт, Д.В. Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России / Д.В. Деккерт // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -Челябинск, 2012. - № 4. - С. 48-57.

9. Пашаян, К.К. Педагогические условия формирования деонтологической компетентности сотрудников МЧС России в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / К.К. Пашаян. -СПб., 2012. - 150 с.

10. Шленков А.В. Соответствие личностных особенностей выпускников вузов Государственной противопожарной службы МЧС России профессиограммам основных должностей пожарной охраны. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2009. - № 2. - С. 101 - 106.

11. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова, 2002. - 126 с.

12. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю.С. Мануйлов. - М., 1998. - 56 с.

13. Шек, Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.Г. Шек. - Елец, 2001. - 28 с.

14. Деккерт, Д.В. Формирование профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования. - Монография. - Челябинск. - Изд-во Цицеро, 2016. - 135 с.

15. Солнцев, В.О. Нравственное воспитание сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессиональной подготовки / В.О. Солнцев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - СПб, 2009. - № 4 (44). - С. 119-124.

16. Гогохия, Б.Ю. Формирование ценностного подхода к профессиональной деятельности у сотрудников МЧС России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Б.Ю. Гогохия. - СПб., 2008. - 146 с.

17. Илларионов, С.Н. Восприятие образовательной среды субъектом как фактор формирования его психологической безопасности: на примере студентов ВУЗов и курсантов ГПС МЧС России: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / С.Н. Илларионов. - Иваново, 2005. - 226 с.

18. Кевлов, И.А. Компьютерно-информационная среда самостоятельной работы обучающихся в вузах МЧС России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Кевлов. - СПб., 2012. - 175 с.

19. Шкроб, Н.В. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности курсантов высших образовательных учреждений МЧС России / Н.В. Шкроб // Сибирский пожарно-спасательный вестник. -Красноярск. - 2018. - №2 (9). - С. 64-69.

20. Асеев, И.М. Методическое обеспечение дополнительного профессионального образования сотрудников государственной противопожарной службы в ВУЗАХ МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.М. Асеев. - СПб., 2017. - 27 с.

21. Симонова, О.С. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников федерального государственного пожарного надзора: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.С. Симонова. -Челябинск, 2016. - 200 с.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Сиротова Анна Александровна

Мытищинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Мытищи)

ПРИМЕНЕНИЕ БАЗОВЫХ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОМ

ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Данная статья посвящена адаптации классических педагогических приемов, применимых для преподавания иностранного языка, для ситуаций предметно-языковой интеграции. Автор рассматривает две группы приемов: применимые на стадии разминки, до начала фактического занятия и используемые непосредственно во время занятия. В каждой группе приводятся примеры использования приемов на материале предметно-языкового интегрированного занятия в неязыковом вузе. В заключении делается вывод о том, что несмотря на специфику предметно-языкового интегрированного обучения при подборе средств и методов можно обращаться к широкому выбору классических лингводидактических приемов, присущих коммуникативному подходу к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, CLIL, лингводидактические приемы, коммуникативный подход, преподавание английского языка, ELT.

Annotation. This article is devoted to the problem of adapting classical for English Language Teaching (ELT) pedagogical techniques for the context of content and language integrated learning (CLIL). The author studies two groups of techniques: used at the very beginning of a lesson at a warm-up phase, and methods used while the lesson. Each group of techniques is supplied with practical examples of their implementation in CLIL-lessons in a non-linguistic university. In the conclusion it is summarized that despite the peculiarities of CLIL in using methods and techniques a CLIL teacher can address the wide range of classical ELT techniques and adapt them for the purposes of integrated learning.

Keywords: content and language integrated learning, CLIL, linguo-didactic techniques, communicative approach, English language teaching, ELT.

Введение. Несмотря на тот факт, что основная идея предметно-языкового интегрированного обучения (Content and language integrated learning - CLIL) - изучение иностранного языка как средства получения знаний по предметной дисциплине, или иными словами, преподавание предметного содержания с помощью и используя иностранный язык - далеко не нова, преподаватели и исследователи по всему миру стали все чаще обращаться к ней за последнее десятилетие. Возможно, это следствие образовательных вызовов современности, где наряду с глобализацией нам приходится сталкиваться с постоянно меняющимся миром, где мы каждый день должны актуализировать однажды полученные знания. В этой связи владение профессионально-ориентированным иностранным языком приобретает все большее значение. Так или иначе, у преподавателей существует потребность в применении интегративных технологий обучения, а интеграция с иностранным языком отвечает мировым тенденциям. Однако, несмотря на растущее желание образовательных организаций применять интегрированные методы обучения, в частности предметно-языковое интегрированное обучение, процесс его внедрения и практической реализации все еще остается довольно проблематичным. Исследователи [1, 21 пишут, что несмотря на привлекательность и указанные преимущества CLIL, до сих пор нет четких рекомендаций для педагогов о том, как конкретно воплощать его в жизнь. Еще одной значимой проблемой на пути к повсеместному его распространению является нехватка подготовленных педагогов, которые бы желали и умели работать в условиях новой парадигмы. Более того, даже преподаватели, уже рискнувшие испытать на себе все преимущества и недостатки практики CLIL, также высказывают желание получать конкретные рекомендации о том, как адаптировать их стиль преподавания под нужды предметно-языковой интеграции. Стать CLIL-педагогом может как преподаватель-предметник, так и педагог-лингвист, владеющий предметным знанием. В любом случае, если мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.