Научная статья на тему 'Профессиональные качества сотрудников МЧС России как научная проблема современной психологии'

Профессиональные качества сотрудников МЧС России как научная проблема современной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2254
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СОТРУДНИКИ МЧС РОССИИ / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PROFESSIONAL QUALITY / EMERCOM OF RUSSIA EMPLOYEES / STRESSORS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинков Станислав Николаевич

В статье рассматривается специфика профессиональных качеств сотрудников МЧС России. Актуальность темы обуславливается необходимостью более глубокого изучения принципов формирования особых навыков и умений, а также профессионально важных личностных качеств сотрудников МЧС России; важностью исследования направлений психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников МЧС; а также недостаточной научной разработанностью. Цель данной статьи анализ специфики профессиональных качеств сотрудников МЧС России с точки зрения современной психологии. На основе проведенного анализа автором утверждается, что деятельность сотрудников МЧС России определяется не только их профессиональными качествами, но и полипрофессиональными и личностными качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the specifics of the professional qualities of EMERCOM employees. The relevance of the topic is determined by the need in deeper study of the principles of the formation of the special skills and competencies, as well as professionally important personal qualities of EMERCOM employees; the importance of researching the directions of the psychological and pedagogical support for professional development of the Ministry of Emergency Situations employees; as well as inadequate scientific elaboration. The purpose of this article is to analyze the specifics of the professional qualities of the EMERCOM Russia staff in terms of the modern psychology. Based on the analysis, the author claims that the activities of EMERCOM employees are determined not only by their professional qualities, but also by their polyprofessional and personal qualities.

Текст научной работы на тему «Профессиональные качества сотрудников МЧС России как научная проблема современной психологии»

УДК 159.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Станислав Николаевич Савинков, аспирант, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов

Аннотация

В статье рассматривается специфика профессиональных качеств сотрудников МЧС России. Актуальность темы обуславливается необходимостью более глубокого изучения принципов формирования особых навыков и умений, а также профессионально важных личностных качеств сотрудников МЧС России; важностью исследования направлений психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников МЧС; а также недостаточной научной разработанностью. Цель данной статьи - анализ специфики профессиональных качеств сотрудников МЧС России с точки зрения современной психологии. На основе проведенного анализа автором утверждается, что деятельность сотрудников МЧС России определяется не только их профессиональными качествами, но и полипрофессиональными и личностными качествами.

Ключевые слова: профессиональные качества; сотрудники МЧС России; стрессогенные факторы; психолого-педагогическое сопровождение; профессиональное выгорание.

PROFESSIONAL QUALITIES OF STAFF OF EMERCOM OF RUSSIA AS SCIENTIFIC PROBLEM OF MODERN PSYCHOLOGY

Stanislav Nikolaevich Savinkov, the post-graduate student, Derzhavin Tambov State University, Tambov

Annotation

The article deals with the specifics of the professional qualities of EMERCOM employees. The relevance of the topic is determined by the need in deeper study of the principles of the formation of the special skills and competencies, as well as professionally important personal qualities of EMERCOM employees; the importance of researching the directions of the psychological and pedagogical support for professional development of the Ministry of Emergency Situations employees; as well as inadequate scientific elaboration. The purpose of this article is to analyze the specifics of the professional qualities of the EMERCOM Russia staff in terms of the modern psychology. Based on the analysis, the author claims that the activities of EMERCOM employees are determined not only by their professional qualities, but also by their polyprofessional and personal qualities.

Keywords: professional quality, EMERCOM of Russia employees, stressors, psychological and pedagogical support, professional burnout.

На сегодняшний день все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с исследованием специфики профессиональных качеств сотрудников МЧС России в рамках научных проблем современной психологии. Это обуславливается целым рядом факторов: во-первых, необходимостью более глубокого изучения принципов формирования особых навыков и умений, а также профессионально важных личностных качеств сотрудников МЧС России (в т.ч. развития таких качеств, как смелость, решительность, мужество, самообладание, самоотверженность, рискованность, дисциплинированность и надежность) [7, с. 75-79]; во-вторых, важностью исследования направлений психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников МЧС России; и, в-третьих, недостаточной научной разработанностью. Что, естественно, ставит данные вопросы в ряд наиболее актуальных.

Характеризуя степень научной разработанности, следует отметить, что данные вопросы (в той или иной степени) рассматривались как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, общие проблемы подготовки, реабилитации и деятельности сотрудников МЧС России исследовались в работах Ю.Р. Ахватовой [1], В.А. Бодрова [2], Ю.А. Дежкиной [3], Д.В. Деккерта [4], К.Е. Изарда [5], Т.В. Корниловой [6], И.В. Лаухиной

[7], А.В. Осипова [8], К.П. Пашаян [9], М.С. Титаренко и С.П. Шклярук [11], О.В. Тихомировой [12], А.В. Шленкова [13], Ю.С. Шойгу [10] и др. Однако в рамках научных проблем современной психологии специфика профессиональных качеств сотрудников МЧС России рассмотрена недостаточно полно, что приводит к целому ряду трудностей (например, на уровне определения подходов и методов изучения данных вопросов). Таким образом, цель нашей работы - анализ специфики профессиональных качеств сотрудников МЧС России с точки зрения современной психологии.

Формирование личности сотрудника МЧС России - это длительный и напряженный процесс, предполагающий выработку таких важных качеств, как готовность к сотрудничеству, взаимопонимание, самообладание, мужество и др. Здесь же имеет место умение решать профессиональные проблемы, грамотно общаться с окружающими людьми, находить с ними точки соприкосновения (коммуникативные качества). Как отмечает Д.В. Дек-керт, без профессионально-коммуникативных навыков работы невозможно решить ни одной, даже самой простой, поставленной задачи. Такие способности представляют собой необходимую часть интеллектуального потенциала сотрудников [4, с. 48-56]. Это во многом определяет процесс социальной адаптации сотрудников МЧС России и их профессиональной реализации.

Поскольку профессиональная деятельность сотрудников МЧС связана с большим количеством стрессогенных факторов, все это отрицательно сказываются и на эффективности их деятельности, к тому же может привести к профессиональному выгоранию и к разным психосоматическим нарушениям. Так в исследованиях А.В. Осипова рассматриваются противоречия с точки зрения психологии, а именно [8, с. 33-34]:

- наличие высокого уровня стрессогенности профессии и все-таки недостаточной изученности этой проблемы;

- наличием высочайшего уровня мотивации к этой профессии и одновременно невозможностью достичь высоких результатов из-за эмоциональных и психологических потрясений, которые часто требуют применения специальных программ реабилитации и психологической помощи для самих сотрудников;

- существование социального заказа со стороны государства на исследование личных качеств сотрудников МЧС России и фрагментарность, малая изученность особенностей работы в МЧС;

- развитие необходимых навыков психоэмоциональной регуляции для адаптации к профессии и почти полное отсутствие самой модели психологической помощи.

Автором других исследований в области педагогики и психологии является К. К. Пашаян. В своей диссертационной работе «Педагогические условия формирования деонтологической компетентности сотрудников МЧС России» автор утверждает, что основным критерием формирования человека может послужить его мировоззрение [9, с. 58]. Динамизм и напряженный характер деятельности сотрудников МЧС России требуют кардинальных изменений в духовно-психологическом облике специалистов. Поскольку такая профессиональная деятельность включает деонтологические аспекты, то реализоваться в данной области можно только в глубоком понимании своего профессионального и человеческого долга, с высокой нравственно-этической ответственностью за судьбы людей, с позиции нравственных ценностей и результатов своей профессиональной деятельности.

В структуре профессиональной культуры и этики работников МЧС России следует выделять целый ряд компонентов (в т.ч.: эмоциональный, деонтологический, коммуникативный [4, с. 48-56]), среди которых особую роль играет эмоциональный компонент. Экстремальный характер профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, что обуславливает высокий уровень стресса. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности их профессиональной деятельности как в обыкновенных (повседневных), так и в экстремальных ситуациях. При этом даже у таких «эмоционально крепких» людей могут проявляться признаки профессионального выгорания или профессиональной деформации

(которая представляет собой результат измененных ранее сложившихся стереотипов, навыков и установок под влиянием вида деятельности, опыта работы и т.д.).

Профессиональная деформация - это явление, которое постепенно приобретает все более широкий, массовый характер. Психологи утверждают, что острота такой проблемы напрямую зависит от специфики профессии, от степени реализации поставленных задач [2, с. 72-90]. Риск возникновения данного явления у сотрудников МЧС России обусловлен самой спецификой этой работы: сложными экстремальными ситуациями, особой важностью принятия единственно верного решения, повышенной ответственностью за жизни и судьбы других людей и т.д. Сотрудники МЧС России больше всех становятся свидетелями несчастных случаев, страданий раненных и больных людей, человеческой гибели. Вполне естественно, что рано или поздно это приводит к различной степени психологическим проблемам. Среди основных показателей профессионального выгорания, в т.ч.: апатия, чувство усталости, нежелание противостоять любым сложным жизненным ситуациям.

Формирование профессиональных качеств сотрудника МЧС России полностью зависит от специфики его деятельности [11, с. 84-88]:

- чрезмерных физических нагрузок, связанных с высокой скоростью проводимых

работ;

- необходимости преодолевать различные препятствия, которые осложняют выполнение поставленных задач;

- необходимости брать на себя ответственность, принимать решения о спасении жизни людей, использования сложного оборудования;

- непрерывного нервно-психического напряжения, вызываемого систематической работой в тяжелой среде, постоянной угрозы жизни и здоровью, отрицательных эмоциональных воздействий;

- необходимости концентрировать свое внимание, быть бдительным, постоянно контролировать и следить за развитием той или иной ситуации.

Таким образом, специфика деятельности сотрудников МЧС России определяется не только их профессиональными качествами, но и полипрофессиональными (саморазвитие, эмоциональный настрой, коммуникабельность) и личностными качествами [1, с. 32-36]. При этом особое значение имеют психологические особенности деятельности сотрудников МЧС России, особенности развития их профессиональных качеств на различных этапах становления, необходимость проведения комплекса психодиагностических методик, разработка программы психологической помощи, которая направлена на развитие личностных качеств сотрудников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахватова, Ю.Р. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях / Ю.Р. Ахватова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 32-36.

2. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - М. : ПЕРСЭ, 2001. - 511 с.

3. Дежкина, Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации : дис. ... канд. пед. наук / Дежкина Ю.А. - СПб., 2007. - 175 с.

4. Деккерт, Д.В. Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России / Д.В. Деккерт // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 48-56.

5. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изарт. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1980. -

439 с.

6. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений : учебное пособие / Т.В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 286 с.

7. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях /

И.В. Лаухина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 75-79.

8. Осипов, А.В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления : дис. ... канд. психол. наук / Осипов А.В. - Ростов-на-Дону, 2009. - 197 с.

9. Пашаян, К.П. Педагогические условия формирования деонтологической компетентности сотрудников МЧС России в процессе профессиональной подготовки : автореф. . дис. канд. пед. наук / Пашаян К.П. - СПб., 2012. - 16 с.

10. Психологическая подготовка / под общ. ред. Ю.С. Шойгу ; Центр экстренной психологической помощи МЧС России. - Москва : [б.и.], 2011. - 128 с. - (Настольная книга психолога МЧС России).

11. Титаренко, М.С. Влияние экстремальных ситуация в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков / М.С. Титаренко, С .П. Шклярук // Вестник СПб ГПС МЧС России. - 2010. - № 3 (7). - С. 84-88.

12. Тихомирова, О. В. Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС (постановка проблемы) // Общество и право. -2008. - № 1. - С. 286-289.

13. Шленков, А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии : автореф. ... дис. д-ра психол. наук / Шленков А.В. - СПб., 2010. - 43 с.

REFERENCES

1. Akhmatova, Yu.R. (2011), "Model of psychology-pedagogical support of professional formation of employees of state fire service of EMERCOM of Russia in fire departments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 32-36.

2. Bodrov, V.A. (2001), Psychology of professional suitability, textbook, PERSE, Moscow.

3. Dezhkina, Yu.A. (2007), Development ofprofessionally important qualities of employees of the state fire service of EMERCOM of Russia in the process ofprofessionalization, dissertation, St. Petersburg.

4. Dekkert, D.V. (2012), "Features of forming the professional culture of employees of state fire service of EMERCOM of Russia", Vestnik of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 4, pp. 48-56.

5. Izard, K.E. (1980), Emotion of the person, publishing house MSU, Moscow.

6. Kornilova, T.V. (2003), Psychology of risk and decision-making, textbook, Aspect Press, Moscow.

7. Lauhina, I.V. (2009), "Structural-functional model of forming of personal qualities of the employees of state fire service of EMERCOM of Russia in the process of professional formation in parts of the fire", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 75-79.

8. Osipov, A.V. (2009), Professionally important qualities of employees offire and rescue units at different stages of professional formation, dissertation, Rostov-on-Don.

9. Pashayan, K.P. (2012), Pedagogical conditions of formation of deontological competence of employees of EMERCOM of Russia in a professional manner. training, dissertation, St. Petersburg.

10. Ed. Shoigu Yu.S. (2011), Psychological preparation, The center of emergency psychological aid of EMERCOM of Russia, Handbook psychologist EMERCOM of Russia, Moscow.

11. Titarenko, M.S. and Shklyaruk, S.P. (2010), "The Impact of extreme situation in the professional activity of staff of state fire service of EMERCOM of Russia on the occurrence of morbid risks", Vestnik of St. Petersburg state fire service of EMERCOM of Russia, No. 3 (7), pp. 84-88.

12. Tikhomirova O.V. (2008), "Individual psychological features of personality in professional activity of employees of the Ministry of emergency situations (problem statement)", Society and law, No. 1, pp. 286-289.

13. Slinkov, A.V. (2010), Psychological support ofprofessional training of employees of the state fire service of EMERCOM of Russia: concept, principles, technology, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: savinkov-psy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.