Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России'

Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2014
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИИ / СТРЕСС / ДЕОНТОЛОГИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PROFESSIONAL CULTURE / EMOTIONS / STRESS / DEONTOLOGY / COMMUNICATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деккерт Дмитрий Викторович

Статья посвящена особенностям формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России. Детально рассматриваются её отдельные элементы, такие как эмоции и стресс. В статье дано авторское определения понятия «профессиональная культура сотрудника ГПС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деккерт Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России»

УДК 729.03 ББК 682.4

Деккерт Дмитрий Викторович

соискатель

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Dekkert Dmitry Viktorovich Applicant for a Degree Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Особенности формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России

Special Features of the State Fire Department Staffs Professional Culture Forming of the Russian Federation Ministry of Emergencies

Статья посвящена особенностям формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России. Детально рассматриваются её отдельные элементы, такие как эмоции и стресс. В статье дано авторское определения понятия «профессиональная культура сотрудника ГПС МЧС России.

The article is devoted to the special features of the State Fire Department Staff’s professional culture forming of the Russian Federation Ministry of Emergencies. Its separate elements, such as emotions and stress are considered in details. The article gives the author's definition of the concept “the State Fire Department Staffs professional culture of the Russian Federation Ministry of Emergencies”.

Ключевые слова: профессиональная культура, эмоции, стресс, деонтология, коммуникативные способности.

Key words: professional culture, emotions, stress, deontology, communicative abilities.

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий и бедствий, в связи с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов пожарно-спасательных формирований.

Практика службы в пожарных частях Государственной противопожарной службе (далее ГПС) МЧС России требует решения задачи формирования специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высокой профессиональной мобильностью. Между тем, как показывает практика, пожарные части комплектуются в основном личным составом, не имеющим опыта тушения пожаров, а также деятельности в экстремальных условиях при решении оперативных задач. В связи с

этим возрастает актуальность проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.

Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в настоящий период недостаточно исследований, раскрывающих признаки и содержание понятия «профессиональная культура сотрудника ГПС МЧС России». Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути профессиональной культуры личности сотрудника ГПС МЧС России, недооценкой преобразований в содержании, технологиях и результатах учебного процесса в ведомственных учреждениях дополнительного профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Однако, характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения учреждений дополнительного профессионального образования в институт формирования профессиональной культуры. Важность в данном процессе учреждений дополнительного профессионального образования объясняется тем, что при возрастающих требованиях к теоретическим знаниям и практическим умениям специалистов, вузы Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России поставлены во временные рамки, установленные программными документами. Отсюда следует, чтобы добиться выполнения всего объема работ в период тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на различных объектах экономики, необходимо повысить качество профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Важность дополнительного профессионального образования личного состава ГПС МЧС России объясняется и тем, что многие годы профессиональное обучение сотрудников было направлено на подготовку исполнителей, но никак не преобразователей. В процессе обучения основное внимание обращалось не на раскрытие способностей, а на усвоение уже отработанных методов и алго-

ритмов решения различных профессиональных проблем. В результате формировались профессионалы узкого профиля. На сегодняшний день в связи с возрастающей ролью сознания и мышления самого человека, вынужденного самостоятельно делать выбор и принимать решения, в центре системы дополнительной профессиональной подготовки сотрудника ГПС МЧС России, становится личность, способная к самореализации и творческому диалогу.[9, с. 85] Кроме того, как показывает исследование Северина Н.Н. пожарные части, как правило, комплектуются сотрудниками, не имеющими опыта тушения пожаров.[11, с. 166] Это требует особого подхода к формированию у них личностных качеств, необходимых сотруднику ГПС МЧС России при действиях в экстремальной ситуации.

Можно выделить безусловные личностные качества, которыми должен обладать сотрудник Государственной противопожарной службы. Ахватова Ю.Р. выделяет следующие компоненты деятельности сотрудников ГПС МЧС России: личностный (самостоятельность; творческий подход к делу, умение доводить его до конца; постоянное обновление своих знаний в сфере пожарной безопасности; наличие гибкого и системного мышления; активность; оптимизм, нравственная позиция); профессиональный (компетентность; мобильность; жизнестойкость; уравновешенность; эмоционально-волевая устойчивость, позволяющая эффективно действовать при ликвидации пожаров и спасении людей); полипрофессиональный (саморазвитие; самодисциплина; эмоциональный настрой на профессиональную деятельность; умение общаться с коллегами по службе и др.).[1, с.6]

Осипов А.В.[7, с.34] отмечает, что профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных формирований, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера, вне зависимости от географических и метеоусловий, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессиональноважных качеств приводит к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям.

В структуре профессиональной культуры сотрудника ГПС МЧС России мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный. Рассмотрим их более подробно.

Выделение эмоционального компонента в структуре профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России обусловлено следующими обстоятельствами: экстремальный характер профессиональной деятельности сотрудников, участвующих в ликвидации пожаров, обусловливает высокий уровень профессионального стресса, который приводит к снижению эффективности их профессиональной деятельности в повседневных и, особенно, экстремальных ситуациях. Это предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресс-преодолевающее поведение и эффективность деятельности в экстремальных ситуациях.[10, с. 155] Проблема психологической устойчивости сотрудников федеральной противопожарной службы к стрессу является профессионально значимой для МЧС России, от нее зависит не только эффективность деятельности сотрудников, но и спасение жизни пострадавших. Оценка и формирование психологической устойчивости к стрессу относятся к числу приоритетных задач профотбора, профессиональной и психологической подготовки сотрудников ГПС МЧС России.

Согласно исследованиям К. Е. Изарда, целостное определение эмоции «должно принимать во внимание три аспекта, или компонента, характеризующие это явление: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности, те, которые отражаются на лице».[3, с. 36]

Я.Л. Коломенский определяет эмоции как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.[4, с. 38] Перекликается с данным утверждением точка зрения Г. М. Бреслава об эмоциях как универсальном механизме выделения актуального в пространстве и времени.[2, с. 144]

В структуре эмоционального компонента важное место занимает такой феномен как стресс. Стресс стал типичным явлением, сопутствующим человеку в созданных им самим условиях жизни. Широта и интенсивность распространения этого явления достигла столь значительных масштабов, что речь уже заходит об опасной и выходящей из-под контроля эпидемии со значительными разрушительными последствиями как для индивида, так и для общества: существенно снижается работоспособность, профессиональная надежность работников, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации, аварии и даже катастрофы. Как следствие, еще более нарастает напряженность. Создается замкнутый круг: изначальная причина усиливается её последствиями.

Согласно исследованиям М.С. Титаренок и С.П. Шклярук труд пожарных сопряжен с большой эмоциональностью, обусловленной особенностями их деятельности:

- непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, ограниченной видимости и т.д.), постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы, отравления ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения), отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос раненных и обожженных людей и т.д.);

- большими физическими нагрузками, связанными с высоким темпом работы, работами с пожарным оборудованием различного назначения, выносом материальных ценностей и т.д.;

- необходимостью поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки на пожаре;

- трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве;

- высокой ответственностью каждого пожарного при относительной самостоятельности действий и решений по спасению людей, дорогостоящего оборудования и т.д.;

- наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи.[12, с. 85]

Следующим компонентом является деонтологический компонент. Выделение данного компонента обусловлено следующими обстоятельствами: в связи с ростом количества и интенсивности чрезвычайных ситуаций повышается значимость готовности сотрудника к действиям в экстремальных ситуациях не только в профессиональном плане, но и в моральнопсихологическом отношении. Все активнее высказываются требования, что специалист, который оказывает помощь людям, должен являться не только грамотным, подготовленным, квалифицированным в своей области, но и должен обязательно знать и соблюдать этические нормы и принципы, принятые в профессии.

В 2011 году была завершена работа над Кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Данный Кодекс был введен в действие Приказом МЧС России от 07.07.2011 № 354. В нем подчеркивается, что сотрудник МЧС России должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных служащих МЧС России.

Согласно исследованиям К.К. Пашаян, основным критерием формирования деонтологической компетентности и нравственного функционирования личности сотрудника МЧС России является его мировоззрение. Показателями позитивности мировоззрения личности сотрудника МЧС России с точки зрения формирования деонтологической компетентности личности сотрудника являются: сформированность у сотрудника достаточно высокого нравственного идеала (не ниже требований естественного нравственного закона), что обеспечивает отсутствие глубоких внутренних конфликтов с совестью; чувствительность и готовность к ситуациям морального выбора; способность принятия решения с учетом веления своей совести.[8, с. 7]

Таким образом, деонтологическая компетентность является профессионально важным качеством сотрудника МЧС России и представляет собой способность и готовность сотрудника МЧС взаимодействовать с профессиональной и социальной средой в ходе решения стоящих задач на основе норм профессиональной этики. Она характеризуется наличием у сотрудника системы знаний, мировоззренческих и нравственных ценностей и определяется профессионально-нравственными идеалами и ценностями.

Третьим компонентом в структуре профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России является коммуникативный компонент.

Развитие коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России является одной из важнейших задач, т.к. это способствует более эффективной профессионально-коммуникативной деятельности. С помощью профессиональнокоммуникативной деятельности ими решаются профессиональные задачи при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей, проведении противопожарных мероприятий. Коммуникативные способности представляют собой важнейшую часть интеллектуального потенциала личного состава ГПС МЧС России. Однако, как отмечают в своих исследованиях А.В.Белозерских (2010), И.В.Лаухина (2009) в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения интеллектуального потенциала сотрудников. По их мнению, основными причинами низкого уровня интеллектуализации сотрудников ГПС МЧС России являются:

- отсутствие педагогической теории формирования и развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки;

- недостаточный уровень мотивации к развитию коммуникативных способностей.^, с. 12-17]

Масаева Т.В. отмечает, что в процессе профессионально-коммуникативной деятельности сотрудники ГПС МЧС России наибольшие трудности связаны с проблемой осуществления профессиональных коммуникаций в чрезвычайных ситуациях. К ним относятся: управление собственной коммуникативной дея-

тельностью; регуляция коммуникативной деятельности в чрезвычайных ситуациях ликвидации пожаров и спасении людей; коммуникативная координация действий партнеров при тушении пожаров и решении других профессиональных задач.[5, с. 166-170]

Таким образом, коммуникативные способности сотрудника ГПС МЧС России - это сочетание необходимых свойств личности, детерминирующих эффективность его профессиональной деятельности и поведения в коллективе, а также в чрезвычайных ситуациях при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей.

Рассмотрев особенности профессиональной деятельности личного состава федеальной противопожарной службы определив компоненты профессиональной культуры представим авторское определение понятия «профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России».

Под профессиональной культурой сотрудников ГПС МЧС России мы понимаем комплексное личностное образование, включающее в свою структуру совокупность развитых с учетом современных требований к его профессиональной деятельности особых знаний, убеждений, ценностных ориентации и установок, навыков, умений, привычек, а также качеств, определяющих его мо-рально-психологические отношения к людям, к труду, к самому себе. В структуре профессиональной культуры мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный.

Библиографический список

1. Ахватова, Ю.Р. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России. Автореферат ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ахвахова Юлия Ращитовна; [Место защиты: СПбУ ГПС МЧС]. - Санкт-Петербург, 2011. -22 с.

2. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Г. М. Бреслав. - М.: Смысл: Академия, 2006. -544 с. С. 144.

3. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Кэррол; под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой; пер. с англ. - М.: изд-во МГУ, 1980. - 439 с. С.36

4. Коломенский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М., 1988. - 190 с. С.38

5. Масаева, Т.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности/ Т.В. Масаева Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2011. - №10. С. 166-170.

6. Модель блочно-модульного обучения в вузе для развития интеллектуальных способностей к профессиональной деятельности у будущих сотрудников ГПС МЧС России Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2010. - №7. С. 12-17.

7. Осипов, А.В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Осипов Артур Валентинович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2009. - 197 с.

8. Пашаян, К.П. / Педагогические условия формирования деонтологической компетентности сотрудников МЧС России в процессе профессиональной подготовки Автореферат ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Пашаян Карине Крапетовна; [Место защиты: СПбУ ГПС МЧС]. - Санкт-Петербург, 2012. - 16 с.

9. Проходимова, Е.М. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России // Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России : материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года / С.-Петерб. ин-т Гос. противопожарной службы МЧС России. - СПб., 2005. - С. 85-94.

10. Рыбников, В.Ю. Психологический стресс и проблема толерантности сотрудников ГПС МЧС России В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина // Вестник психотерапии. - 2007,- N24 (29).-С.155-157.

11. Северин, Н.Н, Дамаев, Е.В. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2011. -№10. С.166-170.

12. Титаренко, М.С. и др. Влияние экстремальных ситуация в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков [Электронный ресурс] /М.С. Титаренко, С.П. Шклярук // Вестник СПб ГПС МЧС России. С.84-88 //URL: http://vestnik.igps.m/wp-content/uploads/V23/12.pdf

Bibliography

1. Akhvatova, Yu.R. Psychological and Pedagogical Support of Professional Education of State Fire Department Staff of the Russian Federation Ministry of Emergencies: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08 [Text] / Akhvakhova Yulia Rashchitovna. - St. Petersburg, 2011. - 22 p.

2. Breslav, G.M. Psychology of Emotions [Text]: Study Guide for Higher School Students Studying "Psychology" [Text] / G. M. Breslav. -M: Sense: Academy, 2006. - 544 p. - P. 144.

3. Izard, K.E. Emotions of a Person [Text] / K.E. Carrol; Under the Editorship of A.Ya. Goz-man, M. S. Egorova; Tr. from English. - М.: Moscow State University Publishing House, 1980. -439 p.-P. 36.

4. Kolomna, Ya.L. To Teachers About Psychology of Six-Year-Old Children [Text] / Ya.L. Kolomna, E.A.Panko. - М., 1988. - 190 p. - P. 38.

5. Masayev, T.V. Psychological-and-Pedagogical Conditions Necessary for Trainng the Heads of the State Fire Department of the Ministry of Emergencies of Russia for Professional and Communicative Activity [Text] / T.V. Masayev // Scientific Notes of University n.a. P.F.Lesgaft. - SPb, 2011. -No. 10. -P. 166-170.

6. Model of Block-and-Modular Training at Higher Educational Institution for Mental Abilities Development to the Professional Activity of Future State Fire Department Staff of the Russian Federation Ministry of Emergencies [Text] // Scientific Notes of University n.a. P.F.Lesgaft. - SPb., 2010. -No. 7. -P. 12-17.

7. Osipov, A.V.Professional Qualities of Fire and Saving Divisions Staff at Different Stages of Professional Development: Diss. ... Cand. of Psychol.: 19.00.13 [Text] / Osipov Artur Valentinovich. - Rostov-on-Don, 2009. - 197 p.

8. Pashayan, K.P. Pedagogical Conditions of Deontological Competence Forming of the Staff of the Ministry of Emergencies of Russia in the Course of Professional Training: Synopsis of Diss. ... Cand. of Psychol.: 13.00.08 [Text] / Pashayan Karina Krapetovna. - St. Petersburg, 2012. - 16 p.

9. Prokhodimova, E.M. Personal Qualities Development of State Fire Department Staff of the Russian Federation Ministry of Emergencies [Text] // Health, Risk and Safety of State Fire Depart-

ment Staff of the Russian Federation Ministry of Emergencies: Materials of Interregional Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, September, 22, 2005. - SPb.: Peterb. In-te of State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia. - SPb., 2005. - P. 85-94.

10. Rybnikov, V.Yu. Psychological Stress and Problem of Tolerance of the State Fire Department Staff of the Russian Federation Ministry of Emergencies / V.Yu.Rybnikov, E.N.Ashanina [Text] // Psychotherapy Herald. - 2007. - N24 (29). - P. 155 - 157.

11. Severin, N. N., Damayev, E.V. Pedagogical Technology of Professionalism Forming of the State Fire Department Staff of the Russian Federation Ministry of Emergencies [Text] // Scientific Notes of University n.a. P.F.Lesgaft. - SPb., 2011. - No. 10. P. 166-170.

12. Titarenko, M.S. Influence of Extreme Situation in Professional Activity of the State Fire Department Staff of the Russian Federation Ministry of Emergencies on Morbid Risks [Electronic Resource] / M. S. Titarenko, S.P. Shklyaruk // Herald of SPb of the State Fire Department of the Russian Federation Ministry of Emergencies. - P. 84-88. - Access Mode: http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V23/12.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.