УДК 37.01+174
Деккерт Д.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СЛУЖЕБНО-УЧЕБНОЙ СРЕДЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования правовой культуры обучающихся в ведомственных образовательных организациях. На примере деятельности организаций дополнительного профессионального образования МЧС и МВД России анализируются особенности служебно-учебной среды, различные точки зрения на проблемы и статус юридического образования, проводится теоретический анализ понятия «правовая культура» и дается понятие формирования правовой культуры в ведомственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: организация дополнительного профессионального образования, правовая культура, формирование правовой культуры, юридическое образование, насыщенная образовательная среда.
- Dekkert D.V.
FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF SERVICE AND THE EDUCATIONAL
ENVIRONMENT OF DEPARTMENTAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract. In the article the questions of formation of legal culture of students in the departmental educational institutions. For example, the activities of the organizations of additional professional education of EMERCOM of Russia and Ministry of internal Affairs analyzed the features of the service-learning environment; analyzes different points of view on the problems and status of legal education, presents the theoretical analysis of the concept of "Legal culture"and the concept of legal culture formation in departmental educational organizations of additional professional education.
Key words: additional professional education, legal culture, formation of legal culture, legal education, rich educational environment.
Наша страна сегодня переживает непростой период в своем развитии. Переход от старого тотального строя к современному демократическому наложил большой отпечаток на сознание граждан. Такое понятие, как «нигилизм», стало сопровождать многие явления общественной жизни. Отрицание прежнего и отсутствие чего-то нового, современного привело к снижению общего уровня культуры, сознания, сформирова-
ло своеобразный «антисоциальный» менталитет. Последствия от данных процессов могут ощущаться еще много-много лет. Но вместе с тем, чтобы преодолеть данные проблемы, необходимо уже сегодня принимать определенные меры, направленные на модернизацию сознания граждан, их культуру и поведение. Формирование правовой культуры гражданина - важная государственная задача. Еще большую актуальность
эта проблема приобретает в свете формирования правовой культуры сотрудников правоохранительных структур. Ведь именно они взаимодействуют с населением, занимаются профилактической работой и правоприменительной практикой.
Обучение - это процесс, который позволяет поэтапно формировать структуру личности человека, а также структуру его профессиональной культуры. Важнейшим элементом профессиональной культуры сотрудников правоохранительных структур является правовая культура. Имея двойное значение - в виде знаний и соблюдений норм права, а также общей культуры, правовая культура относится к необходимому атрибуту любого государственного служащего. Процесс обучения государственного служащего - сотрудника правоохранительных структур - достаточно сложный и поэтапный процесс. Некоторые исследователи, в частности Л.А. Петручак, считают, что высшее юридическое образование является главным источником формирования правовой культуры и правового сознания юристов [1]. Соглашаясь с мнением ученого, мы признаем, что именно для юристов наличие базового юридического образования - необходимое условие профессиональной деятельности. Однако Н.Я. Соколов, напротив, считает, что несмотря на значимость юридического образования, оно является признаком, вторичным по отношению к профессионально-юридической деятельности [2]. Таким образом, проанализировав противоположные взгляды исследователей, мы пришли к выводу, что в настоящее время возникает большая потребность в образовании, приближенном к практике, образовании не на «всю жизнь», а образовании «через всю жизнь». Формирование правовой культуры - процесс, постоянно функционирующий. Динамика изменения законодательства, правил его применения очень остро ставит перед государством и обществом вопрос соответствия служащих требованиям времени. На решение данной проблемы направлена деятель-
ность организаций дополнительного образования.
Согласно статье 76 Федерального закона «Об образовании» дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [3]. Именно на развитие этих качеств направлена сегодня деятельность ведомственных организаций дополнительного профессионального образования - центров профессиональной подготовки при УМВД и ГУ МВД по субъектам РФ, институтов повышения квалификации МВД РФ, учебных центров Федеральной противопожарной службы по субъектам РФ и т.д. Данные учебные заведения ведут подготовку по направлениям профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профессиональной подготовки. Особенностью данных организаций являются контингент обучаемых и непрерывность обучения. Именно в этом аспекте и хотелось бы затронуть проблему формирования правовой культуры сотрудников.
Правовая культура - это разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права (В.П. Сальников) [4]. Опираясь на данную дефиницию, под формированием правовой культуры обучающихся в ведомственных образовательных организациях будем считать процесс усвоения, освоения, понимания норм права в период обучения с последующей их реализацией в жизни и службе как в форме законопослушного поведения, так и требований их соблюдения от окружающих.
Оценивая в целом уровень правовой культуры обучающихся, нельзя не согласиться с мнением профессора Т.Н. Радько о том, что она является своего рода каче-
ственным состоянием жизни общества в сфере права, отражает достигнутый уровень совершенства законодательства и правоприменительной практики [5]. Также важно помнить, что на обучение в организации дополнительного образования поступают уже действующие сотрудники, во многом сформировавшиеся личности, более того, на достаточно небольшой период времени. Поэтому для эффективного улучшения этого процесса важно использовать особые условия таких организаций и как можно более «насыщать» данную образовательную среду правовой составляющей.
Особенностью формирования правовой культуры в ведомственных организациях ДПО является наличие особой служебно-учебной среды [6]. В отличие от многих образовательных организаций, ведомственные отличаются тем, что обучающиеся в них проходят не только обучение, но и службу. Выполнение служебных обязанностей характеризуется несением службы в суточном наряде, патрулированием улиц, территорий, работой в составе караула на пожарах, при иных ЧС и т.д. Такая насыщенная среда позволяет обучающимся получать комплексное практикоориентированное образование, но при этом каждый шаг обучающегося регламентирован, что и позволяет через конкретную деятельность формировать определенный уровень правовой культуры сотрудника. Для того чтобы целостно представить характерные особенности процесса формирования правовой культуры обучающихся в ведомственных организациях ДПО, обратимся, используя сре-довой подход, к особенностям служебно-учебной среды:
1. Соблюдение этических норм поведения на службе и в быту подразумевает под собой обязательное изучение типовых кодексов профессиональной этики и должностного поведения. Более того, если обратиться к статье 1.7 Кодекса профессиональной этики государственных служащих МЧС России, в котором сказано,
что «знание положений Кодекса является критерием оценки профессиональной деятельности» [7], то можно еще раз убедиться в необходимости и обязательности изучения нормативной базы. В образовательных организациях дополнительного профессионального образования это происходит как в рамках учебного процесса на профильных и гуманитарных дисциплинах с проведением итоговых мероприятий, так и в рамках проведения инструктажей при заступлении на службу.
2. Дисциплинарная ответственность за нарушения служебной и учебной дисциплины. Данный аспект среды требует от обучающего знания правил распорядка дня, систематическую подготовку к учебным занятиям, знания о правилах техники безопасности. Более того, обучаемый должен знать о последствиях своих неправомерных действий.
3. Оказание юридической помощи гражданам в период обучения в организации дополнительного профессионального образования в системе юридической клиники. Данный фактор позволяет совершенствовать свои правовые навыки, ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях и напрямую взаимодействовать с населением.
4. Обучение в составе учебного взвода, строгая субординация; служба в патруле, в пожарных караулах, изучение должностных обязанностей, правил применения спецсредств и оружия при несении службы.
5. Получение допусков на определенные виды работ и служебных обязанностей. Например, сдача нормативов для допуска к оружию, изучение положений Федерального закона «Об оружии», изучение норм Трудового кодекса, положения о службе, правил по охране труда.
6. Контролируемая самостоятельная подготовка, на которой обучаемые обязаны работать с учебной литературой, необходимой для подготовки к предстоящим занятиям. Элемент контроля в данном случае играет роль определенной мотивации. Чем лучше будет готовиться к занятиям обучающийся,
тем его уровень профессиональной и правовой культуры будет повышаться.
Безусловно, насыщенная служебно-учеб-ная среда ведомственных организаций дополнительного профессионального образования может позволить в кратчайшие сроки сформировать определенный уровень правовой культуры. В структуре профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов правовая культура зани-
мает особое место. От того, насколько эффективно будут работать сотрудники правоохранительных органов в профилактическом и воспитательном плане, будет зависеть состояние того самого «антисоциального» менталитета в обществе и состояние правового нигилизма в стране. А это, в свою очередь, является достаточно серьезной проблемой на пути реализации принципа верховенства права в нашей стране.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Петручак Л.А. Правовая культура и юридическое образование в контексте модернизации российского общества: Монография. М.: Проспект, 2011. С. 4.
2. Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов. Понятие. Сущность. Содержание: учеб. Пособие. М.: Проспект, 2014. С. 9.
3. Федеральный закон №273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [Электронный ресурс] // Российская газета rg.ru. - Режим доступа: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 22.06.2016).
4. Цит. по ист.: Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2011. С. 628.
5. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: проспект, 2011. С. 628.
6. Деккерт Д.В. Формирование профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования: Монография. Челябинск: Изд-во "Цицеро", 2016. 135 с.
7. Приказ МЧС России №354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 07.07.2011 [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система «Гарант». Режим доступа: http: // base.garant.ru/55171973/ (дата обращения: 22.06.2016).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ДЕККЕРТ Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД, ФГКУ ДПО, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень.
е-mail: [email protected]