УДК 37.01+174
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ, КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Деккерт Д.В.,
к.пед.н.,
ОФ ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена такому важному структурному элементу профессионально-деонто-логической культуры сотрудников ГПС МЧС России, как деонтологические правовые знания. В работе приводятся конкретные примеры из ведомственного законодательства с указанием норм. Автором показывается, каким образом деонтологические правовые знания формировались у сотрудников в процессе обучения; как через работу в команде происходило ознакомление слушателей с основными нормативными актами и положениями в области деонтологии.
Ключевые слова: знания, профессионально-деонтологическая культура, деонтоправовой.
DEONTOLOGICAL LEGAL KNOWLEDGE, AS A STRUCTURAL ELEMENT OF PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF EMPLOYEES OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA
Dekkert D.V.,
candidate of pedagogical sciences, Ozersk branch of SUSU (NRU), (Chelyabinsk) E-mail: [email protected]
Abstract
The article is devoted to such important structural element of professional deontological culture of employees of SFS of Emercom of Russia as deontological legal knowledge. In this research certain examples from the departmental legislation with the indication of norms are given. The author shows how deontological legal knowledge was formed by employees in the course of training. How the acquaintance of listeners with the main regulations and provisions on medical ethics was done through work in team.
Keywords: knowledge, professional and deontological culture, deontological and legal.
Современный период характеризуется возрастанием объема и сложности задач обеспечения безопасности граждан, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. От того, как скоро и оперативно будет оказываться помощь лицам, подвергшимся воздействию опасных для здоровья человека факторов, насколько своевременно и профессионально сработают спасатели государственной противопожарной службы (далее - ГПС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), зависит здоровье и жизнь многих тысяч людей. Профессиональные компетенции, необходимые для выполнения этих задач, успешно формируются в организациях среднего или высшего профессионального образования ГПС МЧС России. Однако более результативной работа спасателя является в том случае, если система подготовки эффективно решает вопрос формирования его профессиональной культуры.
Профессиональная культура, в отличие от профессиональных компетенций, включает в себя ценностный компонент. В связи с этим важными ценностями являются морально-нравственное поведение сотрудников МЧС России, этические аспекты профессионального поведения, то есть де-онтологические ценности. Но они, как и профессиональная культура в целом, не всегда успевают сформироваться в учреждениях среднего или высшего профессионального образования. Практическая возможность формировать их появляется в организации дополнительного профессионального образования (далее - ДПО).
Профессиональная культура представляет собой систему, состоящую из ряда подсистем: знаний, символов, норм, ценностей, регулирующих деятельность человека в процессе его профессиональной активности. Согласно И.М. Моделю [2], вычлене-
ние профессиональной культуры как атрибутивного свойства профессионально связанной группы людей начинается с появлением видов специальной деятельности.
Согласно исследованиям Л.П. Буевой [1, с. 25 - 27 ], профессиональная культура есть совокупность правил, норм и моделей поведения человека, представляющая относительно замкнутую область, связанную со спецификой деятельности в современных условиях разделения труда. Как и в любой другой отрасли культуры, в ней действуют два начала: консервативное, обращенное к истории и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, созидающее новые ценности и обращенное к будущему.
Деятельность сотрудников системы МЧС и противопожарной службы всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов, и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства. О важности противопожарной службы для страны в целом говорит и придание ей статуса Государственной, и принятие Федерального закона «О пожарной безопасности» [4].
Поскольку мы не предполагали рассмотрение всего поля профессиональной культуры сотрудника ГПС МЧС России, то ограничились деонтологическим аспектом. Поясним, что понимается под профессио-нально-деонтологической культурой сотрудника ГПС МЧС России.
Термин «деонтология» восходит к греческим корням «деон» (deon, deontos - долг, должное) и «логос» (logos - учение, наука). Он был введен в обиход этики в начале XIX века философом И. Бентамом для обозначения науки о морально оправданном поведении работника, о нормах служебной этики человека, наделенного помимо социальной роли властными полномочиями, призванными помочь ему в выполнении своего профессионального долга [5].
Деонтологическая подготовка и деятельность сотрудников МЧС России охватывает и такие аспекты, как возможные вредные последствия оказания помощи; проблему вмешательства сотрудников МЧС (пожарных, спасателей, психологов, врачей) в жизнь человека в чрезвычайной ситуации; возможность выполнения сотрудником МЧС России требований Кодекса этики и служебного поведения в сложных, экстремальных ситуациях; проблемы моральной надежности сотрудника и его личной нравственности [6].
Под профессионально-деонтологической культурой сотрудника ГПС МЧС России мы понимаем компонент профессиональной культуры, в котором морально-оправданное выполнение профессионального долга в условиях повышенной опасности, стрессов, дефицита времени и пространства выступает основной ценностью профессиональной деятельности.
В структуре профессионально-деонтоло-гической культуры сотрудника ГПС МЧС России хотелось бы выделить когнитивно-деятельностный компонент, ценностный, служебно-субъектный. Остановимся более подробно на первом из них.
Когнитивно-деятельностный компонент включает в себя деонтологические знания и умения. Особенностью когнитив-ности является рассмотрение ментальных процессов, а именно: мышления, памяти, внимания, воображения.
В структуре профессионально-деонтоло-гической культуры сотрудников ГПС МЧС России когнитивно-деятельностный компонент характеризует восприятие профессиональных норм, полноту, осознанность и прочность знаний в области оказания помощи людям, попавшим в стихийные ситуации, эрудированность, критичность, системность, логичность профессионального мышления, освоение комплекса профессиональных знаний, применяемых в деятельности специалиста ГПС МЧС России.
В 2011 году вступил в силу Кодекс этики
и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, введенный в действие Приказом МЧС России от 07.07.2011 354 [3]. В документе говорится, что каждый сотрудник должен соблюдать и защищать права человека, этические нормы в деятельности.
Обращаясь к положениям Кодекса профессиональной этики государственных служащих МЧС России, следует заметить, что помимо нравственного аспекта, касающегося поведения на службе и вне ее, данный документ «призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей» (пункт 1.6 приказа МЧС России от 07.07.2011) [3]. А положение пункта 1.7 Кодекса, касающееся того, что «знание положений Кодекса являются критерием оценки профессиональной деятельности», свидетельствует, что законодатель, издавая нормативный акт, четко проследил деонтологическую линию и заострил внимание на важности вопросов морали и этики при выполнении сотрудниками своих обязанностей.
Формирование и развитие деонтологи-ческих правовых знаний сотрудников ГПС МЧС России осуществлялось нами при проведении итоговых мероприятий обучения -зачетах и экзаменах. Реализовывая вопрос совершенствования работы в команде среди сотрудников пожарной охраны, мы ввели задания с правовой тематикой.
Работа в команде подразумевает под собой наличие определенных качеств, необходимых сотруднику, так как успех профессиональной деятельности зачастую зависит от эффективного взаимодействия. Мы исходили из того, что если научить слушателей повышению эффективности собственного труда, направленного на благо другого человека или общества, то формирование профессионально-деонтологической культуры будет выше. Если научить слуша-
телей работать в команде для общего блага, то конечный результат сформированно-сти профессионально-деонтологической культуры еще более повысится.
И навыки такой работы, а с ними и остальные компоненты профессионально-деонтоло-гической культуры мы развивали и проверяли, например, в процессе проведения экзамена по дисциплине «Правовая подготовка» со слушателями категории «Диспетчера (радиотелефонисты)». Весь материал данного предмета базируется на нормативных актах, и в своих ответах слушатели не могли обойти регламентационные документы.
Работа строилась следующим образом.
Работа в команде играет важную роль в формировании професионально-деонтоло-гической культуры сотрудников ГПС МЧС, так как, кроме прочего, тренирует умения слаженной работы и быстрого реагирования в составе подразделения.
Формирование и развитие деонтологи-ческих правовых знаний играет большую роль в становлении профессионально-де-онтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России. Хотя они и являются одним из элементов данного вида культуры, но элементом весьма существенным, так как представляют из себя ещё и наличие правовой культуры, но с нравственным уклоном. И не случайно то, что выбор тем для итоговых испытаний носит деонтоправовой характер. Формирование личности сотрудника должно происходить комплексно. Делая упор в первую очередь на формирование деонтологических знаний, в частности правовых основ деонто-логической направленности, мы создавали определенный плацдарм для дальнейшего совершенствования и становления профессионально-деонтологической культуры сотрудников.
1. На первом этапе слушатели погружаются в совместную работу. Мотивация сформирована - необходимо сдать экзамен. Группа делится на три подгруппы, определяются критерии работы и ответа. Предлагаются темы (например, «Диспетчер -это профессия или призвание», «МЧС России в системе правоохранительных органов», «Правомерное и девиантное поведение сотрудников МЧС России». Выбор данных тем обусловлен их деонтоправовой направленностью
2. На втором этапе организуется работа в команде. Важным моментом является выбор спикера группы, человека, от способности которого «подать» материал будет зависеть успех конкретной команды. Спикеры представляют решение группы, но отвечать на вопросы могут и члены групп. Группа готовит материал
в кратчайшие сроки. Успех будет зависеть от того, насколько сотрудники умеют «творить коллективно». Другим важным моментом является уровень профессионально-
деонтологической культуры спикера группы. В ответе должно преобладать деонтологическое начало. Причем, ценностью ответа будет являться анализ требований того или иного документа, например, положений Кодекса профессиональной этики
3. Третий этап - анализ и рефлексия совместной работы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ СПИСОК
1. Буева Л.П. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 25 - 27.
2. Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата. Екатеринбург, 1993. 190 с.
3. Приказ МЧС России № 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 07.07.2011 [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система «Гарант». Режим доступа: http: // base.garant.ru/55171973/
4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система «Консультант-Плюс». Режим доступа±йр /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160102/
5. Философский словарь / Сост. А.И. Абрамов и др., под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.
6. Шелепенькин А.А. Совершенствование методического обеспечения подготовки специалистов ГПС МЧС России к деятельности в условиях повышенного риска: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2004. 23 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
ДЕККЕРТ Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры «Правовые дисциплины», Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск, (филиал в г. Озёрске).
E-mail: [email protected]