Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза как средство развития художественного вкуса студентов'

Образовательная среда вуза как средство развития художественного вкуса студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный вкус / воспитательная деятельность / практическая деятельность / художественная деятельность / учебная деятельность / образовательная среда / artistic taste / educational activities / practical activities / artistic activities / learning activities / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Максимова Зинаида Юрьевна

Введение. В статье изучена проблема развития художественного вкуса студентов в образовательной среде вуза. Художественный вкус – это профессионально значимое качество, позволяющее личности адекватно оценивать окружающую действительность, ориентироваться в культурном многообразии, эмоционально реагировать на художественные жанры в искусстве и выражать свое отношение к нему, развивать потребности в творческой деятельности в многонациональном социуме. Образовательная среда рассматривается авторами как социокультурное окружение человека, психолого-педагогическая реальность, в ходе которой происходит процесс развития и самосовершенствования личности. Данное понятие охватывает три важнейшие образовательные деятельности: учебную, воспитательную и практическую. Цель исследования – обоснование целесообразности использования образовательной среды вуза как средства развития художественного вкуса студентов. Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, анкетирование. Результаты исследования. Изучена и проанализирована структура художественного вкуса личности, которая включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, деятельностный. В качестве критериев развития художественного вкуса авторы выделяют: художественно-эстетические предпочтения, умения воспроизводить и оценивать произведения в области декоративно-прикладного искусства, умение критически мыслить, самостоятельно добывать новую информацию, уметь анализировать изучаемый «продукт», проявлять свои творческие способности и др. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития художественного вкуса студентов: предоставление свободы творческого выбора; оказание педагогической помощи в выборе техники работы с художественными материалами; систематическое взаимодействие с элементами культуры, художественными ценностями; внедрение в учебный процесс курсов эстетической направленности; привлечение студентов в творческую деятельность и др. Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для практического применения и дальнейшего теоретического исследования педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, а также при создании программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и программ дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Максимова Зинаида Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational environment of a university as a means of developing students’ artistic taste

Introduction. The article studies the problem of developing the artistic taste of students in the educational environment of a university. Artistic taste is a professionally significant quality that allows an individual to adequately assess the surrounding reality, navigate cultural diversity, react emotionally to artistic genres in art and express their attitude towards it, develop the needs for creative activity in a multinational society. The educational environment is considered by the authors as the sociocultural environment of a person, a psychological and pedagogical reality, during which the process of development and self-improvement of the individual occurs. This concept covers three most important educational activities: learning, educational and practical. The purpose of the study is to substantiate the feasibility of using the educational environment of a university as a means of developing the artistic taste of students. Materials and methods of the research are: theoretical analysis, generalization of literature on the research problem, questioning. Research results. The structure of a person’s artistic taste has been studied and analyzed, which includes the following components: need-motivational, emotional, cognitive, activity. As criteria for the development of artistic taste, the authors identify: artistic and aesthetic preferences, the ability to reproduce and evaluate works in the field of decorative and applied arts, the ability to think critically, independently obtain new information, be able to analyze the “product” being studied, show one’s creative abilities, and so on. The pedagogical conditions for the development of students’ artistic taste are theoretically substantiated and experimentally tested: providing freedom of creative choice; providing pedagogical assistance in choosing techniques for working with art materials; systematic interaction with cultural elements and artistic values; introduction of aesthetic courses into the educational process; attracting students to creative activities, and so on. Conclusion. The results of this study may be useful for practical application and further theoretical research for teachers of higher and secondary vocational educational institutions, as well as when creating advanced training programs, professional retraining and additional professional education programs.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза как средство развития художественного вкуса студентов»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 18. № 2. 2024 Vestnik of the Mari State University, vol. 18, no. 2, 2024

Педагогические науки

Pedagogy

УДК 378

РО! 10.30914/2072-6783-2024-18-2-159-165

Образовательная среда вуза как средство развития

художественного вкуса студентов

Н. Г. Арзамасцева, З. Ю. Максимова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В статье изучена проблема развития художественного вкуса студентов в образовательной среде вуза. Художественный вкус - это профессионально значимое качество, позволяющее личности адекватно оценивать окружающую действительность, ориентироваться в культурном многообразии, эмоционально реагировать на художественные жанры в искусстве и выражать свое отношение к нему, развивать потребности в творческой деятельности в многонациональном социуме. Образовательная среда рассматривается авторами как социокультурное окружение человека, психолого-педагогическая реальность, в ходе которой происходит процесс развития и самосовершенствования личности. Данное понятие охватывает три важнейшие образовательные деятельности: учебную, воспитательную и практическую. Цель исследования - обоснование целесообразности использования образовательной среды вуза как средства развития художественного вкуса студентов. Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, анкетирование. Результаты исследования. Изучена и проанализирована структура художественного вкуса личности, которая включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, деятельностный. В качестве критериев развития художественного вкуса авторы выделяют: художественно-эстетические предпочтения, умения воспроизводить и оценивать произведения в области декоративно-прикладного искусства, умение критически мыслить, самостоятельно добывать новую информацию, уметь анализировать изучаемый «продукт», проявлять свои творческие способности и др. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития художественного вкуса студентов: предоставление свободы творческого выбора; оказание педагогической помощи в выборе техники работы с художественными материалами; систематическое взаимодействие с элементами культуры, художественными ценностями; внедрение в учебный процесс курсов эстетической направленности; привлечение студентов в творческую деятельность и др. Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для практического применения и дальнейшего теоретического исследования педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, а также при создании программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: художественный вкус, воспитательная деятельность, практическая деятельность, художественная деятельность, учебная деятельность, образовательная среда

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Арзамасцева Н. Г., Максимова З. Ю. Образовательная среда вуза как средство развития художественного вкуса студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 2. С. 159-165. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-159-165

Educational environment of a university as a means of developing students' artistic taste

N. G. Arzamastseva, Z. Yu. Maksimova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The article studies the problem of developing the artistic taste of students in the educational environment of a university. Artistic taste is a professionally significant quality that allows an individual to adequately assess the surrounding reality, navigate cultural diversity, react emotionally to artistic genres in art and express their attitude towards it, develop the needs for creative activity in a multinational society. The educational environment is considered by the authors as the sociocultural environment of a person, a psychological and pedagogical reality, during which the process of development and self-improvement of the individual occurs. This concept covers three most important educational activities: learning, educational and practical. The purpose of the study is to substantiate the feasibility of using the educational environment of a university as a means of developing the artistic taste of students. Materials and methods of the research are: theoretical analysis, generalization of literature on the research problem, questioning. Research results. The structure of a person's artistic taste has been studied and analyzed, which includes the following components: need-motivational, emotional, cognitive, activity. As criteria for the development of artistic taste, the authors identify: artistic and aesthetic preferences, the ability to reproduce and evaluate works in the field of decorative and applied arts, the ability to think critically, independently obtain new information, be able to analyze the "product" being studied, show one's creative abilities, and so on. The pedagogical conditions for the development of students' artistic taste are theoretically substantiated and experimentally tested: providing freedom of creative choice; providing pedagogical assistance in choosing techniques for working with art materials; systematic interaction with cultural elements and artistic values; introduction of aesthetic courses into the educational process; attracting students to creative activities, and so on. Conclusion. The results of this study may be useful for practical application and further theoretical research for teachers of higher and secondary vocational educational institutions, as well as when creating advanced training programs, professional retraining and additional professional education programs.

Keywords: artistic taste, educational activities, practical activities, artistic activities, learning activities, educational environment

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Arzamastseva N. G., Maksimova Z. Yu. Educational environment of a university as a means of developing students' artistic taste. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 2, pp. 159-165. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-159-165

В условиях современного развития общества выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке будущих педагогов, обладающих профессиональными компетенциями, умеющих адаптироваться к новым социальным условиям. Главной задачей профессионального образования в области дизайна и декоративно-прикладного искусства становится воспитание конкурентноспособной личности, способной видеть прекрасное в окружающей среде, творчески реализовывать свой потенциал, эмоционально реагировать на художественные жанры в искусстве, развивать художественные потребности и реализовывать на практике художественное мышление, воображение и вкус.

Развитие художественного вкуса студентов зависит от среды, в которой живет человек и от социальных факторов, с которыми личности приходится взаимодействовать. Образовательная среда вуза является одним из ведущих факторов развития личности, которая предоставляет возможность студентам развивать и демонстрировать наличие художественного вкуса, творческого потенциала, художественного мышления и т. д. Следует отметить, что художественный вкус будущих педагогов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства - это профессионально значимое качество, позволяющее им адекватно оценивать окружающую действительность, ориентироваться в культурном многообразии, эмоционально

реагировать на художественные жанры в искусстве и выражать свое отношение к нему, развивать потребности в творческой реализации в многонациональном социуме [1].

Проблеме развития художественного вкуса личности посвящены исследования: Б. Н. Бессонова, Ю. Б. Борева, Л. С. Выготского и др. Большинство ученых связывают художественный вкус с развитием эстетического сознания личности, отношения человека к окружающей среде через восприятие, художественной оценки и переживаний. Аспекты влияния образовательной среды на развитие личности рассматриваются в работах А. В. Хуторского, Е. А. Климова, С. В. Тарасовой и др.

Образовательная среда рассматривается нами как социокультурное окружение человека, психолого-педагогическая реальность, в ходе которой происходит процесс развития и самосовершенствования личности. Данное понятие охватывает три важнейшие образовательные деятельности: учебную, воспитательную и практическую.

Область учебной деятельности складывается из трех взаимосвязанных компонентов: изучение психолого-педагогических дисциплин; участие в научной, творческой, исследовательской деятельности; изучение специальных дисциплин или дополнительных образовательных программ по выбору студента. Развитие художественного вкуса в образовательной среде вуза осуществляется в рамках учебной работы, где важнейшими факторами являются лекции и практические занятия.

Лекция - это главная информационная магистраль в учебном процессе, она выражает основное содержание знаний изучаемых дисциплин; организует их формирование в систему; определяет отношение студентов к предмету. Современная лекция превращается из информационно-репродуктивной в структурно-нацеливающую или проблемно-поисковую. В связи с этим меняется форма проведения лекций, широко практикуются лекции-диалоги, деловые игры, комбинированные лекции и т. д.

Практические занятия являются одной из важных форм учебно-образовательной деятельности вуза. Они позволяют студентам логически мыслить, анализировать явления и обобщать факты, также способствуют активизации самостоятельной работы личности, формированию собственного отношения к предмету. Их назначение - углубление теоретического материала по

предмету путем регулярной самостоятельной работы студентов, которая должна быть подкреплена научно-исследовательской, проектной, творческой и другими видами деятельности [2].

Второй важной областью развития художественного вкуса студентов является воспитательная деятельность вуза, которая реализуется по следующим направлениям: участие студентов в проектной деятельности и творческих конкурсах, организация волонтерской работы, культурно-эстетическая работа на факультете и т. д. [3].

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов важная роль принадлежит производственной практике, она обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих специалистов с их практической деятельностью. Производственная практика дополняет и углубляет теоретические знания, прививает интерес к профессии, развивает творческие способности личности, художественное мышление, опыт художественной деятельности.

Опыт нашей работы показывает, что развитие художественного вкуса студентов будет успешным, если в образовательной среде вуза будут соблюдены следующие педагогические условия: предоставление свободы выбора той или иной творческой деятельности, оказание педагогической помощи в развитии мотивационной сферы личности, систематическое взаимодействие с элементами культуры, художественными ценностями, внедрение в учебный процесс дополнительных курсов эстетической направленности, привлечение студентов в творческую деятельность и др. [4].

Мы придерживаемся мнения о том, что структура художественного вкуса личности может включать в себя следующие компоненты:

- потребностно-мотивационный (потребность личности выступает в роли мотива для восприятия прекрасного в искусстве, музыке, литературе и др.) В ходе организации образовательной среды в вузе потребность личности должна преобразоваться в творческие способности студентов;

- эмоциональный (эмоциональные чувства, которые испытывает личность при знакомстве с элементами культуры побуждает к творчеству, художественной оценке и суждениям);

- когнитивный (предполагает создание благоприятных условий для восприятия и осмысления новой информации, развития оценочных суждений студентов в ходе организации учебных и практических занятий);

- деятельностный (направлен на формирование личностного опыта через включение личности в различные виды творческой деятельности) [5].

В ходе организации учебной деятельности вуза проводится анализ художественно-эстетических предпочтений студентов 1 курса с целью организации дальнейшей работы по их совершенствованию. Результатом работы педагога становится разработка технологической карты развития художественного вкуса. Студенты профиля «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» могут развить художественный вкус в ходе изучения следующих дисциплин: «Рисунок», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Технологии художественной обработки материалов», «Художественное конструирование», «Дизайн-проектирование» и др.

На начальном этапе развития художественного вкуса студентов нами используются поисковый и проектный методы обучения, которые предполагают создание условий для активного поиска информации об изучаемом процессе; знакомство с элементами культуры, традициями разных народов; составление плана работы над изготовлением будущего изделия декоративно-прикладного творчества, выбор технических приемов, этнического стиля и т. д. Наиболее популярными проектами 2023 года стали: «Марийский орнамент в современном костюме», «Сувенирная продукция с современным колоритом», «Кукла-оберег в современном интерьере» и др.

В ходе работы над проектом организуется творческая поисковая работа студентов, направленная на развитие их творческих способностей, умения анализировать новую информацию, принимать решения и критически мыслить. Например, студенты, обучающиеся по профилю «Дизайн и декоративно-прикладное искусство», имеют возможность заниматься исследованием особенностей изготовления одежды, предметов быта, декора и орнамента народа мари, развивать навыки их художественной обработки, стилизации и применения в современных изделиях [6]. Подобная работа была проведена в процессе подготовки выставки «Марийский орнамент: новое видение» в рамках реализации проекта «Молодежная этнолаборатория» (ГБУК «Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева»). Также можно отметить участие студентов в просветительском проекте «Школа мечты», организуемым Министерством науки и высшего образо-

вания РФ, с целью повышения качества школьной среды и разработке дизайн-проектов школьных пространств. На данном этапе развиваются следующие структурные компоненты художественного вкуса личности: когнитивный и творческий.

Развитие художественного вкуса в ходе организации воспитательной работы может быть реализована по следующим направлениям: духовно-нравственное, культурно-эстетическое, патриотическое и т.д. Студент, выступая в роли субъекта воспитательной деятельности, приобретает возможность развить и совершенствовать свой художественный вкус в различных видах деятельности: волонтерской работе, проведение мастер-классов, участие в творческих конкурсах, организации выставок, посещение музеев и др. На данном этапе чаще всего используется демонстрационный метод в развитии художественного вкуса личности, в ходе которого акцент делается на презентацию результатов проектно-творческой деятельности студентов, защиту и обоснование идей, участие в различных конкурсах мастерства [7]. В рамках воспитательной работы студенты представляют свои проекты и изделия на творческих конкурсах «Мир моды», «Модный образ», «Радуга над Кокшагой» и т. д. В 2023 году изделия и эскизы коллекций «Эр да кас», «Исчезающая красота», «Этноклассика», «Карнавал», «Карманная пара», «Украшение в стиле хохломской росписи», «Сумочка из бусин», «Ваше великолепие», «Стилизованная каса» получили высшие награды и призовые места. В ходе организации воспитательной работы вуза развиваются следующие структурные компоненты художественного вкуса: мотивационный и эмоциональный.

Развитие художественного вкуса в ходе организации производственной практики реализуется с учетом компетентностного, системного, деятель-ностного и интегративного подходов. Системный подход предполагает взаимосвязь и единство цели, задач, структуры, содержания практики, планируемых результатов обучения студентов при прохождении практики [8]. Деятельностный подход предполагает создание благоприятных условий для включения студентов в разнообразные виды деятельности, формирующих художественный вкус. Реализация компетентностного подхода представлена совокупностью разработанных и апробированных индивидуальных заданий, выполняемых

студентами в ходе практики, которые проверяются с помощью конкретных критериев оценивания результатов обучения бакалавров. Интегративный подход предполагает объединение и реализацию практикантами прогностического, проектировочного, организаторского, коммуникативного и рефлексивного видов деятельности, реализуемых ими в ходе выполнения индивидуальных заданий [9]. С целью развития художественного вкуса студентов нами были разработаны следующие виды индивидуальных заданий: выполнение эскизного дизайн-проекта сувенирного изделия с марийским орнаментом; разработка творческого проекта на основе национального эпоса (сказки, сказания, былины); выполнение исследовательского проекта по изучению различных технологий художественной обработки материалов и народных промыслов и др. В ходе организации производственной практики развиваются следующие структурные компоненты художественного вкуса: деятельностный и потребностно-мотивационный.

Для выявления уровня развития художественного вкуса нами проводилось анкетирование студентов 1-2-го курсов профиля «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» факультета общего и профессионального образования (Методика В. Аванесова «Измерение художественно-эстетической потребности»). В качестве критериев развития художественного вкуса студентов нами были использованы: наличие художественно-эстетических предпочтений личности, умение рассуждать, критически мыслить, самостоятельно добывать новую информацию, уметь рассуждать, принимать решения, проявлять свои творческие способности, ориентироваться в культурном многообразии, эмоционально реагировать на художественные жанры в искусстве, развивать потребности в творческой реализации и другое.

Так, на вопрос «Испытываете ли Вы трудности при изучении дисциплин, в ходе которых происходит развитие вашего художественного вкуса? 90 % респондентов ответили, что не испытывали никаких трудностей. 10 % опрашиваемых ответили, что не понимают, о чем идет речь. Студенты отмечают, что при развитии художественного вкуса предпочтение отдают следующим дисциплинам: «Рисунок», «Художественное конструирование» и «Дизайн-проектирование».

На вопрос «Как часто Вы посещаете театры, музеи, выставки?» положительно («да») ответили

58 % опрашиваемых. 42 % респондентов отмечают, что у них нет свободного времени или предпочитают отдыхать с друзьями, с семьей в других местах. Это еще раз подчеркивает, что у этих студентов слабо развиты художественно-эстетические потребности.

На вопрос «Назовите формы воспитательной работы, которые, на Ваш взгляд, направлены на развитие художественного вкуса? Приведите примеры». Большинство (68 %) респондентов отдали предпочтения таким видам деятельности: участие в творческих конкурсах, проведение мастер-классов, посещение музеев и др. Большинство студентов отметили, что при подготовке к творческим конкурсам испытывают незначительные сложности, не могут без помощи педагога принимать решения, испытывают трудности в раскрытии творческих идей, поиске новой информации, выборе средств композиции (цветовой гаммы, пропорций, деталей и др.).

На вопрос «С какими сложностями Вы сталкиваетесь при оценке увиденного художественного произведения?» 65 % студентов отметили, что испытывают сложности в определении художественного стиля произведения, техники исполнения и анализа использованных средств композиции.

На вопрос «Испытываете ли Вы потребность творческого самовыражения в процессе обучения?» Положительно «да» ответили (90 %). 10 % опрошенных не совсем уверены в собственных силах. Большинство студентов испытывают сложности в организации данного процесса, подчеркивают организаторскую и управленческую роль наставника - педагога.

На вопрос «Используете ли Вы полученные знания в повседневной жизни?» Большинство (80 %) респондентов отметили, что приобретенные знания в сфере дизайна и декоративно-прикладного творчества стали использовать в изготовлении украшений, предметов быта; оформлении интерьера и т. д.

На вопрос «Какие сложности Вы испытывали при выполнении индивидуальных заданий в ходе прохождения производственной практики? Какие индивидуальные задания Вам кажутся наиболее интересными?» 70 % респондентов отметили, что при выполнении дизайн-проектов по декоративно-прикладному творчеству испытывали сложности в планировании и определении последовательности работы. Некоторые выделили

слабое владение техниками художественной обработки материалов. Наиболее интересными заданиями студенты считают исследовательские и творческие проекты по изучению традиций и культуры различных народов.

В процессе исследования мы выяснили, что в образовательной среде вуза созданы хорошие предпосылки для развития художественного вкуса студентов, учащимся предоставляется свобода творческого выбора, оказывается педагогическая помощь в выборе техники работы с художественными материалами, организуется система-

тическое взаимодействие с элементами культуры, художественными ценностями, внедряются в учебный процесс курсы эстетической направленности и др. Изучение данной проблемы открывает возможности для дальнейших исследований, поиска новых форм работы с участниками образовательного процесса, результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов дизайнерского профиля.

1. Арзамасцева Н. Г., Максимова З. Ю. Этнодизайн как средство развития художественного вкуса студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 3. С. 308-314. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-308-314

2. Постыка Н. И. Этнодизайн - важная составляющая константа проектной культуры и консолидации российского общества // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012260 (дата обращения 27.02.2024).

3. Мохонько А. П. Педагогические основы воспитания художественного вкуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 92-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25584090 (дата обращения: 20.02.2024).

4. Волкова А. В. Проблемы воспитания художественного вкуса у студентов педагогического вуза // Novainfo. 2016. № 56. С. 387-391. URL: https://novainfo.ru/article/9131 (дата обращения: 27.02.2024).

5. Климов В. П., Климова Г. П. Базовые основания эстетического вкуса // Интерактивная наука. 2017. № 6 (16). С. 56-58. DOI: https://doi.org/10.21661/r-116161

6. Головнёв А. В., Конькова Ю. С., Куканов Д. А. Этнодизайн: искусство vs наука // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 6-15. DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2020-3(68)-6-15

7. Амиржанова А. Ш. Система формирования художественного восприятия студентов на занятиях по проектированию посредством традиционного народного искусства (на примере Омской школы дизайна костюма) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24741 (дата обращения: 18.02.2023).

8. Кудрявцева М. Е. Эстетический вкус как фактор стабилизации эстетической оценки художественного текста: синергетический подход // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-4. С. 490-494. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7309 (дата обращения: 20.02.2024).

9. Лушина А. П. Психологическая структура художественного вкуса как профессионального качества будущего учителя изобразительного искусства // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 65. С. 59-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-struktura-hudozhestvennogo-vkusa-kak-professionalnogo-kachestva-buduschego-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 19.02.2024).

10. Руденченко А. А. Этнодизайн: организационно-педагогические условия проектирования творческой образовательной среды высших художественных учебных заведений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 3 (18). С. 123-131. URL: https://elibrary.ru/sggqvr (дата обращения: 27.02.2024).

Статья поступила в редакцию 02.04.2024 г.; одобрена после рецензирования 03.05.2024 г.; принята к публикации 05.06.2024 г. Об авторах

Арзамасцева Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), natta69@mail.ru

Максимова Зинаида Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), zina.maksimova.80@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Arzamastseva N. G., Maksimova Z. Yu. Etnodizain kak sredstvo razvitiya khudozhestvennogo vkusa studentov [Ethnodesign as a means of students' artistic taste development]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 3, pp. 308-314. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-308-314

2. Postyka N. I. Etnodizain - vazhnaya sostavlyayushchaya konstanta proektnoi kultury i konsolidatsii rossiiskogo obshchestva [Ethnodesign is an important component of the design culture and consolidation of Russian society]. Materialy VIIMezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii "Studencheskii nauchnyi forum " = Materials of the VII International student scientific conference "Student Scientific Forum", 2015. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012260 (accessed 27.02.2024). (In Russ.).

3. Mokhonko A. P. Pedagogicheskie osnovy vospitaniya khudozhestvennogo vkusa [Teaching the fundamentals of education of artistic taste]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2014, no. 6 (134), pp. 92-100. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25584090 (accessed 20.02.2024). (In Russ.).

4. Volkova A. V. Problemy vospitaniya khudozhestvennogo vkusa u studentov pedagogicheskogo vuza [Problems of educating artistic taste among students of a pedagogical university]. NovaInfo, 2016, no. 56, pp. 387-391. Available at: https://novainfo.ru/article/9131 (accessed 27.02.2024). (In Russ.).

5. Klimov V. P., Klimova G. P. Bazovye osnovaniya esteticheskogo vkusa [About a nature of aesthetic taste]. Interaktivnaya nauka = Interactive Science, 2017, no. 6 (16), pp. 56-58. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21661/r-116161

6. Golovnev A. V., Konkova Yu. S., Kukanov D. A. Etnodizain: iskusstvo vs nauka [Ethno-design: art vs science]. Ural'skii istoricheskii vestnik = Ural Historical Journal, 2020, no. 3 (68), pp. 6-15. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2020-3(68)-6-15

7. Amirzhanova A. Sh. Sistema formirovaniya khudozhestvennogo vospriyatiya studentov na zanyatiyakh po proektirovaniyu posredstvom traditsionnogo narodnogo iskusstva (na primere Omskoi shkoly dizaina kostyuma) [The system forming artistic perception of students during the studying design through traditional folk art (as an example Omsk Fashion Design School]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24741 (accessed 18.02.2024). (In Russ.).

8. Kudryavtseva M. E. Esteticheskii vkus kak faktor stabilizatsii esteticheskoi otsenki khudozhestvennogo teksta: sinergeticheskii podkhod [Aesthetic taste as stabilising factors of aesthetic evaluation of a literary text: synergetic approach]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education, 2015, no. 3-4, pp. 490-494. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7309 (accessed 20.02.2024). (In Russ.).

9. Lushina A. P. Psikhologicheskaya struktura khudozhestvennogo vkusa kak professional'nogo kachestva budushchego uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva [Psychological structure of artistic taste as professional quality of future fine art teacher]. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Stavropol State University, 2009, no. 65, pp. 59-64. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-struktura-hudozhestvennogo-vkusa-kak-professionalnogo-kachestva-buduschego-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva (accessed 19.02.2024). (In Russ.).

10. Rudenchenko A. A. Etnodizain: organizatsionno-pedagogicheskie usloviya proektirovaniya tvorcheskoi obrazovatel'noi sredy vysshikh khudozhestvennykh uchebnykh zavedenii [Ethno-design. Organizational and pedagogical conditions of design of creative educational environment of higher art educational institutions]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and Foreign Pedagogy, 2014, no. 3 (18), pp.123-131. Available at: https://elibrary.ru/sggqvr (accessed 27.02.2024). (In Russ.).

The article was submitted 02.04.2024; approved after reviewing 03.05.2024; accepted for publication 05.06.2024.

About the authors Natalya G. Arzamastseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), natta69@mail.ru

Zinaida Yu. Maksimova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), zina.maksimova. 80@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.