Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных умений студентов средствами проектной деятельности'

Развитие коммуникативных умений студентов средствами проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные умения / общение / речевая коммуникация / карта индивидуального развития / проектная деятельность / компетентность / communicative skills / communication / verbal communication / individual development map / project activity / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Максимова Зинаида Юрьевна

Введение. В статье изучается проблема развития коммуникативных умений студентов средствами проектной деятельности. Коммуникативные умения – это комплекс действий личности, позволяющих ей осознанно использовать коммуникативные знания для организации общения и совместной творческой деятельности. Цель исследования – обоснование целесообразности использования проектной деятельности в развитии коммуникативных умений студентов. Материалы и методы. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, тестирование. Результаты исследования. Изучены и проанализированы группы коммуникативных умений: социально-психологические (умения организовывать общение в педагогической деятельности, стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность участников образовательного процесса, осуществлять прогноз полученных результатов, оформлять высказывание письменно, без искажения выражать свои мысли устно и др.), коммуникативно-организаторские (умения планировать процесс общения в группе, интерпретировать и контролировать данный процесс, согласовывать свои действия с командой, прислушиваться к мнениям других участников, считаться с потребностями товарищей по общению), информационно-коммуникативные (умения вежливого общения, способности ориентироваться в партнерах, соотносить средства вербального и невербального общения, активно и внимательно слушать партнера, соблюдать правила культуры общения, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы, слушать и вникать в суть проблемы, задавать вопросы), аффективно-коммуникативные (умения делиться чувствами, заботиться о партнере, оценивать эмоциональное состояние другого). Теоретически обоснована структура коммуникативных умений студентов, определены возможности проектной деятельности по их развитию. Применение проектной деятельности на занятиях решает следующие задачи: развитие учебной мотивации и чувства ответственности за результаты работы над проектом, приобретение новых навыков оформления результатов общего труда, совершенствование исследовательской способности, позволяющей студенту ориентироваться в потоке информации, ее анализе, развитие речевых способностей в ходе аргументации своей точки зрения, защите полученных результатов. Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов дизайнерского профиля, а также при создании программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и программ дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Максимова Зинаида Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students' communicative skills by means of project activities

Introduction. The article examines the problem of developing students' communicative skills by means of project activities. Communicative skills are a set of actions of a person that allow her to consciously use communicative knowledge to organize communication and joint creative activity. The purpose of the study is to substantiate the expediency of using project activities in the development of students’ communicative skills. Materials and methods. Theoretical analysis of the literature on the research problem, generalization, testing. Research results, discussion. Groups of communicative skills have been studied and analyzed: socio-psychological (the ability to organize communication in teaching activities, stimulate educational motivation and cognitive activity of participants in the educational process, predict the results obtained, formalize a statement in writing, express their thoughts orally without distortion, etc.), communicative and organizational (the ability to plan the process of communication in a group, interpret and control this process, coordinate their actions with the team, listen to the opinions of other participants, consider the needs of fellow communicators), information and communication (skills of polite communication, the ability to navigate partners, correlate means of verbal and non-verbal communication, actively and attentively listen to a partner, follow the rules of communication culture, express your thoughts emotionally and meaningfully using gestures, facial expressions, symbols, listen and delve into the essence of the problem, ask questions), affective and communicative (the ability to share feelings, take care of a partner, assess the emotional state of another). The structure of students' communicative skills is theoretically substantiated, and the possibilities of project activities for their development are determined. The use of project activities in the classroom solves the following tasks: the development of educational motivation and a sense of responsibility for the results of work on the project, the acquisition of new skills in the design of the results of general work, improving the research ability that allows the student to navigate the flow of information, its analysis, the development of speech abilities during the argumentation of their point of view, the protection of the results obtained. Conclusion. The results of this study can be useful for theoretical and practical application to teachers of higher and secondary professional educational institutions engaged in training design specialists, as well as in the creation of advanced training and professional retraining programs and programs of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных умений студентов средствами проектной деятельности»

УДК 378

DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-1 -19-26

Развитие коммуникативных умений студентов средствами проектной

деятельности

Н. Г. Арзамасцева, З. Ю. Максимова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В статье изучается проблема развития коммуникативных умений студентов средствами проектной деятельности. Коммуникативные умения - это комплекс действий личности, позволяющих ей осознанно использовать коммуникативные знания для организации общения и совместной творческой деятельности. Цель исследования - обоснование целесообразности использования проектной деятельности в развитии коммуникативных умений студентов. Материалы и методы. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, тестирование. Результаты исследования. Изучены и проанализированы группы коммуникативных умений: социально-психологические (умения организовывать общение в педагогической деятельности, стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность участников образовательного процесса, осуществлять прогноз полученных результатов, оформлять высказывание письменно, без искажения выражать свои мысли устно и др.), коммуникативно-организаторские (умения планировать процесс общения в группе, интерпретировать и контролировать данный процесс, согласовывать свои действия с командой, прислушиваться к мнениям других участников, считаться с потребностями товарищей по общению), информационно-коммуникативные (умения вежливого общения, способности ориентироваться в партнерах, соотносить средства вербального и невербального общения, активно и внимательно слушать партнера, соблюдать правила культуры общения, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы, слушать и вникать в суть проблемы, задавать вопросы), аффективно-коммуникативные (умения делиться чувствами, заботиться о партнере, оценивать эмоциональное состояние другого). Теоретически обоснована структура коммуникативных умений студентов, определены возможности проектной деятельности по их развитию. Применение проектной деятельности на занятиях решает следующие задачи: развитие учебной мотивации и чувства ответственности за результаты работы над проектом, приобретение новых навыков оформления результатов общего труда, совершенствование исследовательской способности, позволяющей студенту ориентироваться в потоке информации, ее анализе, развитие речевых способностей в ходе аргументации своей точки зрения, защите полученных результатов. Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов дизайнерского профиля, а также при создании программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: коммуникативные умения, общение, речевая коммуникация, карта индивидуального развития, проектная деятельность, компетентность

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Арзамасцева Н. Г., Максимова З. Ю. Развитие коммуникативных умений студентов средствами проектной деятельности // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 1. С. 19-26. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-19-26

Development of students' communicative skills by means of project activities

N. G. Arzamastseva, Z. Yu. Maksimova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The article examines the problem of developing students' communicative skills by means of project activities. Communicative skills are a set of actions of a person that allow her to consciously use communicative knowledge to organize communication and joint creative activity. The purpose of the study is to substantiate the expediency of using project activities in the development of students' communicative skills. Materials and methods. Theoretical analysis of the literature on the research problem, generalization, testing. Research results, discussion. Groups of communicative skills have been studied and analyzed: socio-psychological (the ability

to oiganize communication in teaching activities, stimulate educational motivation and cognitive activity of participants in the educational process, predict the results obtained, formalize a statement in writing, express their thoughts orally without distortion, etc.), communicative and organizational (the ability to plan the process of communication in a group, interpret and control this process, coordinate their actions with the team, listen to the opinions of other participants, consider the needs of fellow communicators), information and communication (skills of polite communication, the ability to navigate partners, correlate means of verbal and non-verbal communication, actively and attentively listen to a partner, follow the rules of communication culture, express your thoughts emotionally and meaningfully using gestures, facial expressions, symbols, listen and delve into the essence of the problem, ask questions), affective and communicative (the ability to share feelings, take care of a partner, assess the emotional state of another). The structure of students' communicative skills is theoretically substantiated, and the possibilities of project activities for their development are determined. The use of project activities in the classroom solves the following tasks: the development of educational motivation and a sense of responsibility for the results of work on the project, the acquisition of new skills in the design of the results of general work, improving the research ability that allows the student to navigate the flow of information, its analysis, the development of speech abilities during the argumentation of their point of view, the protection of the results obtained. Conclusion. The results of this study can be useful for theoretical and practical application to teachers of higher and secondary professional educational institutions engaged in training design specialists, as well as in the creation of advanced training and professional retraining programs and programs of additional professional education.

Keywords: communicative skills, communication, verbal communication, individual development map, project activity, competence

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Arzamastseva N. G., Maksimova Z. Yu. Development of students' communicative skills by means of project activities. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 1, pp. 19-26. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-19-26

Человек на протяжении всей жизни взаимодействует с социальной средой, реализует межличностные и социальные отношения. В современном обществе снижается значение процесса общения между людьми, подрастающее поколение предпочитает проводить время за просмотром телевидения, за компьютером и социальных сетях. Эта современная тенденция ведет к уменьшению социального взаимодействия, развитию чувства одиночества, потере социальных навыков и др.

Решение данной проблемы видится нам в развитии коммуникативных умений личности, ее готовности к общению, речевой коммуникации в ходе организации образовательной среды вуза.

Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания понятия «коммуникативные умения» и определении возможностей проектной деятельности в ее развитии. Процесс развития коммуникативных умений студентов рассматривается нами как организованная система взаимодействия субъектов образовательного процесса, комплекс личностных действий, позволяющих ей демонстрировать коммуникативные знания при организации совместной групповой деятельности, выбирать способ комН. Г. Арзамасцева и др.

муникации, регулировать отношения в группе, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Целью статьи является обоснование целесообразности использования проектной деятельности в развитии коммуникативных умений студентов.

Исследование проводилось в рамках теоретического и практического обучения студентов направления подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) направленность (профиль) программы: Дизайн и декоративно-прикладное искусство. В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, обобщения литературы по проблеме исследования, тестирование.

Проблеме развития коммуникативных умений личности посвящены исследования: В. А. Кан-Калика, А. М. Мудрика, В. В. Сараевой и других.

В. А. Кан-Калик рассматривает коммуникативные умения как комплекс действий личности, позволяющих осознанно использовать коммуникативные знания с целью организации общения между людьми, их совместной творческой деятельности, установлению контактов между участниками образовательного процесса, развитию способности объективно оценивать результаты

взаимодействия и систему общения между субъектами образовательного процесса [1].

А. В. Мудрик рассматривает коммуникативные умения как траекторию выстраивания своего поведения, которое может быть реализовано в умении личности анализировать поведение собеседника, ориентироваться в проблемах другого человека, адекватно реагировать на замечания, сопереживать за товарища и др.

Опыт нашей работы убеждает нас в том, что у будущих педагогов профессионального обучения необходимо развить следующие группы коммуникативных умений:

- социально-психологические (включают в себя умения организовывать общение в педагогической деятельности, стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность участников образовательного процесса, осуществлять прогноз полученных результатов, оформлять высказывание письменно, без искажения выражать свои мысли устно и др.);

- коммуникативно-организаторские (включают в себя умения планировать процесс общения в группе, интерпретировать и контролировать данный процесс, согласовывать свои действия с командой, прислушиваться к мнению других, считаться с потребностями товарищей по общению);

- информационно-коммуникативные (включают в себя умения вежливого общения, способности ориентироваться в партнерах, соотносить средства вербального и невербального общения, активно и внимательно слушать партнера, соблюдать правила культуры общения, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы, слушать вникать в суть проблемы и задавать вопросы);

- аффективно-коммуникативные (включают в себя умения делиться чувствами, заботиться о партнере, оценивать эмоциональное состояние другого) [2].

В структуре коммуникативных умений будущих специалистов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства можно выделить следующие компоненты:

1) когнитивно-регулятивный (направлен на формирование практического опыта установления межличностных отношений, развития личностных качеств студентов и их поведения);

2) эмоционально-мотивационный (направлен на развитие познавательной и творческой актив-

ности студентов, создание благоприятных условий для реализации их личностных потребностей);

3) деятельно-практический (направлен на мониторинг знаний об изучаемой личности и поиск новых способов организации межличностной коммуникации) [3].

Развитие коммуникативных умений у студентов профиля «Дизайн и декоративно прикладное искусство» происходит на протяжении всего периода обучения в вузе. Следует отметить, что с целью развития коммуникативных умений будущих специалистов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства педагоги используют большой арсенал приемов работы со студентами: выступление студента с докладом, защита творческого проекта, участие в дебатах, учебная дискуссия, работа с кейсами, аргументирование своего мнения, ответ на вопрос и др.

Практика показывает, что наиболее эффективно развивает коммуникативные умения студентов проектная деятельность. Данная работа реализуется по следующим направлениям: развитие речи, структурирование предложений и увеличение педагогического словарного запаса; формирование умений работать в команде, критически мыслить, оценивать полученные результаты, активно и внимательно слушать окружающих и т. д.

Метод проектов - это педагогическая технология, совокупность учебно-познавательных приемов, направленных на решение какой-либо педагогической задачи или проблемы через организацию самостоятельной деятельности участников образовательного процесса с обязательной презентацией результатов этой деятельности [4].

Применение проектной деятельности на занятиях решает следующие задачи:

- развитие учебной мотивации;

- развитие чувства ответственности за результаты работы над проектом;

- приобретение новых навыков оформления результатов общего труда;

- развитие исследовательской способности, позволяющей студенту ориентироваться в потоке информации, ее анализе;

- развитие речевых способностей в ходе аргументации своей точки зрения, защите полученных результатов;

- развитие умений правильно выбирать стратегию и тактику общения, контролировать свои действия и др. [5].

На первом этапе проектирования, после выбора темы проекта, педагог помогает каждому студенту разработать карту индивидуального развития коммуникативных умений, которая рассматривается нами как целенаправленная деятельность личностного развития студента, его коммуникативных умений с учетом выбора видов деятельности и форм самосовершенствования. Студентам предлагается самостоятельно выбрать направление развития коммуникативных умений, в которых бы они хотели проявить себя во время работы над проектом: публичное выступление, диспут, работа в группе, диалог, участие в дидактической игре, проведение социальных акций, мастер-классы, разработка и защита презентаций, буктрейлеров и др. На протяжении всей работы над проектом, студенты самостоятельно анализируют свои действия, отмечают коммуникативные умения, которые им удалось развить, и фиксируют свои достижения.

В качестве экспериментальной группы для диагностики развития коммуникативных умений средствами проектной деятельности были выбраны студенты первого курса направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) направленность (профиль) программы: Дизайн и декоративно-прикладное искусство. В рамках проведения дисциплины «Материаловедение в дизайне» была организована проектная деятельность по теме «Сувенирная продукция с национальной тематикой».

На первоначальном этапе, исследовательском, студенты обсуждают стратегию и разрабатывают план дальнейшей работы над проектом. Так как проблема и сфера деятельности определены педагогом, студенты приступают к обсуждению проблемной области, самостоятельно собирают и обрабатывают информацию по теме проекта, обосновывают решение данной проблемы и прогнозируют ожидаемые результаты. По результатам обсуждения и на основании выдвинутых идей обучающиеся определяют конкретный объект проектирования (дизайн-продукт), цель и образ желаемого результата. На данном этапе студенты предлагают свои идеи на основе анализа рынка сувенирной продукции в регионе. Сбор информации осуществляется как при помощи современных информационных технологий (интернет-реклама, сайты продаж, социальные сети), так и посещением магазинов сувенирной продукции. По результатам анализа выявляются

предпочтения покупателей, популярная продукция и пути дальнейшего развития данного сегмента рынка.

После обобщения информации студенты приступают к составлению плана предстоящей деятельности по этапам и разработке дорожной карты с указанием конкретных мероприятий. На данном этапе важно определить роли внутри группы для дальнейшего сопровождения и контроля выполнения этапов проектной деятельности. Возможно распределение ролей в соответствии с реальной производственной ситуацией: арт-директор, дизайнер, конструктор, технолог, экономист, маркетолог и т. д. При таком распределении ролей студенты смогут спроецировать (примерить) определенные направления будущей деятельности на себя и на других, что позволит им понять, какие характеристики личности подходят для данной области, какие умения и навыки необходимы для работы конкретного специалиста. Затем обучающиеся приступают к поиску информации для реализации мероприятий дорожной карты в соответствии с «занимаемой должностью» и распределенных обязанностей. На данном этапе общение направлено на формирование практического опыта установления межличностных отношений, развития личностных качеств студентов и их поведения. Развитие коммуникативных умений студентов можно определить по следующим показателям: умение организовывать общение, планировать процесс общения при согласовании своих действий с командой, соотносить средства вербального и невербального общения, внимательно слушать партнера, соблюдать правила культуры общения и др.

Следующий этап дизайн-проектирования -конструкторский, который предполагает разработку необходимой документации по планируемому изделию. В качестве сувенирной продукции студентами была выбрана кукла в национальном костюме. На данном этапе необходимо провести анализ вариантов конструкций с учетом требований дизайна; выбрать технологию изготовления; сделать предварительную экономическую оценку и экологическую экспертизу. В соответствии с «ролью» каждый студент выполняет свою часть работы. Арт-директор составляет техническое задание, распределяет работу между участниками команды, проводит брифинг (от англ. brief «краткий» или инструктаж -

краткое мероприятие, в ходе которого организатор доводит до присутствующих некую информацию). Для составления технического задания арт-директором прорабатывается история изделия (дизайн-продукта), подбираются аналоги, составляется дизайн-концепция (основополагающая идея, комплексное видение того, как будет воплощена идея во всевозможных графических материалах). Дизайнер выполняет рабочий эскиз будущего изделия в соответствии с техническим заданием, составляет его описание. На данном этапе прорабатывается начальная конструкция изделия с учетом исторического аналога и материалов, подбираются детали и отделка [6]. После утверждения рабочего эскиза арт-директором и командой дизайнер приступает к созданию творческого эскиза для презентации дизайн-проекта. Выполнением чертежей конструкций, разработкой лекал, созданием макетов (при необходимости) занимается конструктор. На данном этапе также выполняется экономическая оценка и экологическая экспертиза. Экономистом просчитывается предварительная себестоимость изделия с учетом материалов, амортизации оборудования и сроков работы. Экологическая экспертиза выполняется с учетом состава используемых материалов и возможностей переработки отходов. Каждый этап дизайнерского, конструкторского, экономического и экологического решения проходит защиту внутри команды, обосновывается и утверждается общим голосованием. Вся документация, представленная на конструкторском этапе и утвержденная командой, входит в пояснительную записку дизайн-проекта. Развитие коммуникативных умений студентов можно определить по следующим показателям: умение эмоционально выражать свои мысли, использовать мимику и жесты, прислушиваться к мнению других, адекватно реагировать на критику, оформлять высказывания в письменной форме, согласовывать свои действия с другими, без искажения выражать свои мысли и др. [7].

Следующий этап, технологический, предполагает подготовку и изготовление планируемого дизайн-продукта. В структуру данного этапа входит разработка технологической документации: составление технологических карт, описание последовательности технологических операций и приемов, наименование оборудования и инструментов, перечень используемых материалов и т. д. На данном этапе работают технологи и

мастера, ответственные за материальное воплощение изделия. При выполнении сувенирной куклы происходит тесное взаимодействие между всеми членами команды. Дизайнер следит за соответствием изделия эскизу и описанию, при необходимости корректирует работу. Конструктор совместно с технологами прорабатывает технологическую обработку деталей и узлов, отслеживает соответствие изделия конструкции. В процессе изготовления арт-директором проводится текущий контроль качества. Вся документация, представленная на технологическом этапе и утвержденная командой, также входит в пояснительную записку дизайн-проекта.

Конструкторский и технологический этапы проектной деятельности прежде всего направлены на развитие познавательной и творческой активности студентов, создание благоприятных условий для реализации их личностных потребностей. Развитие коммуникативных умений студентов можно определить по следующим показателям: умение соблюдать правила культуры общения, эмоционально выражать свои мысли, задавать вопросы собеседнику, аргументировать свою точку зрения и др.

На заключительном этапе предполагается анализ проделанной работы и полученных результатов. На данном этапе маркетологом (рекламным отделом) продумывается реклама дизайн-проекта и его презентация. Она может быть выполнена в виде выставочного стенда, видеоролика, буклета или публичной презентации. Результаты данного этапа также обсуждаются и утверждаются командой. На заключительной встрече участниками команды подводятся итоги по выполнению каждого этапа дизайн-проекта, оценивается качество проделанной работы и предлагаются перспективы дальнейшего использования результатов проектирования. Развитие коммуникативных умений студентов можно определить по следующим показателям: умение делиться своими чувствами, заботиться об эмоциях партнера, оценивать эмоциональное состояние группы и др.

Для выявления уровня развития коммуникативных умений нами проводилось тестирование студентов 1-го курса профиля «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» факультета общего и профессионального образования («Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха), опросник «Представление о проектной деятельности»).

Следует отметить, что высоким уровнем развития коммуникативных умений обладают всего 30 % студентов, учащиеся испытывают радость в общении с людьми разных возрастов. Это очень общительные, любопытные и разговорчивые студенты, они охотно делятся своим мнением, с удовольствием прислушиваются к замечаниям, легко берутся за новую работу. Студенты с удовольствием участвуют в разработке карты индивидуального развития коммуникативных умений, испытывают интерес к теме будущего проекта. У большинства студентов сформированы такие коммуникативные умения: умение реагировать на критику, оказывать сочувствие, получать удовлетворение от общения, участвовать в учебной дискуссии, аргументировать свою точку зрения и др.

20 % студентов обладают средним уровнем развития коммуникативных умений. Это общительные студенты, но они испытывают сложности в общении с незнакомыми людьми. У них средний уровень коммуникабельности, часто меняется круг общения, не развиты лидерские качества. Большинство студентов не умеют обращаться за помощью, четко аргументировать свою просьбу, часто отказывают в поддержке и сочувствии.

Большинство студентов (50 %) имеют низкий уровень развития коммуникативных умений, это замкнутые, предпочитающие одиночество люди, с нежеланием принимают участие в коллективных делах, стесняются высказать свою точку зрения, стараются быть незамеченными в ходе занятий. Студенты не умеют реагировать на попытку вступить в контакт с незнакомым человеком, не умеют реагировать на провокационное поведение собеседника, не испытывают желания участвовать в групповых формах обучения.

Так, на вопрос «Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми, испытываете ли при этом трудности?» 70 % респондентов ответили, что да, испытывали такие трудности. 10 % опрашиваемых ответили, что не испытывают желания это делать. Студенты отмечают, что при знакомстве с новыми людьми чувствуют себя не защищенно, им кажется, что их обязательно неправильно поймут и осудят.

На вопрос «Испытываете ли Вы желание развить коммуникативные умения в ходе обучения в вузе?» 20 % респондентов ответили «да», 60 % отнеслись к этому осторожно без желания, 20 % опрашиваемых отказались.

На вопрос «Перечислите наиболее эффективные способы развития коммуникативных умений студентов» 67 % респондентов отметили: диспут, презентация, научный проект, участие в научных конференциях и др.

На вопрос «Какие сложности Вы испытываете при общении со сверстниками в ходе организации проектной деятельности?» большинство (78 %) респондентов выделили следующие: осуществление контроля за собственным поведением в ходе обсуждения педагогических вопросов, адекватная оценка поведения других участников образовательного процесса, страх перед выступлением, отсутствие опыта публичного выступления и др. При этом студенты отмечают, что участие, в том числе и в проектной деятельности, помогло им справиться с проблемой самостоятельного поиска и разбора новой информации, а также с неуверенностью и страхом аргументации своей точки зрения.

На вопрос «Какие возможности Вам дает участие в проектной деятельности?» большинство ответили, что это возможность решать вместе с группой интересную проблему, реализовать свои возможности, пообщаться в группе. Студенты отмечают, что использование на учебных занятиях новых педагогических технологий, в том числе и проектной деятельности, значительно повышает учебную мотивацию студентов и развивает чувство ответственности за результаты работы.

На вопрос «С какими сложностями Вы сталкиваетесь при соблюдении правил культуры поведения во время учебного занятия?» большинство (89 %) респондентов ответили, что испытывают серьезные затруднения в умении воспринимать чужую точку зрения, эмоционально выражать свои мысли и использовать мимику и жесты.

На вопрос «Испытываете ли Вы потребность участвовать в проектной деятельности в ходе учебных занятий?» положительно ответили 90 %. 10 % опрошенных не совсем уверены в качестве своих работ.

На вопрос «На каких этапах проекта Вам удалось развить свои коммуникативные умения и какие?» 70 % респондентов выделили планирование и защиту проекта. Большинством были отмечены такие коммуникативные умения: соблюдать нормы публичной речи, осознанно слушать и вникать в проблему, воспринимать мнение

партнера, развивать чувство ответственности за результаты работы над проектом, развивать речевые способности в ходе аргументации своей точки зрения, правильно выбирать стратегию и тактику общения, контролировать свои действия и др. К числу менее развитых коммуникативных умений были отнесены: умение без искажения выражать свои мысли устно, согласовывать свои действия с командой, обосновывать значимость выбранного решения, соотносить средства вербального и невербального общения.

Процесс развития коммуникативных умений студентов - одна из актуальных педагогических проблем профессионального образования. Коммуникативные умения личности становятся сего-

дня одним из главных показателей уровня профессионализма будущего специалиста. На основе полученных экспериментальных данных в ходе исследования было подтверждено, что проектная деятельность может быть использована в практике обучения как средство развития коммуникативных умений студентов. Результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов дизайнерского профиля. Изучение данной проблемы открывает возможности для дальнейших исследований, поиска новых форм работы с участниками образовательного процесса.

1. Борлакова З. А., Магомедова З. З., Эльмурзаева М. Э. Развитие коммуникативных умений студентов высшей школы на основе педагогических игр-импровизаций // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 5760. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-studentov-vysshey-shkoly-na-osnove-pedagogicheskih-igr-improvizatsiy (дата обращения: 11.10.2023).

2. Коммуникативные умения: классификация и структура / Э. Н. Нигматуллина, С. К. Савицкий, М. Ф. Умаров, С. Л. Хаустов // Высшее образование сегодня. 2020. №8. C. 20-24. DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.08.P.20

3. Фокина И. В. Развитие коммуникативных умений студентов // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 1 (17). C. 57-65. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-studentov (дата обращения: 12.10.2023).

4. Головнёв А. В., Конькова Ю. С., Куканов Д. А. Этнодизайн: искусство vs наука // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 6-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43859382 (дата обращения: 11.10.2023).

5. Исаева М. А., Бакашева А. Б., Мамалова Х. Э. Особенности организации проектной деятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. C. 144-146. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 11.10.2023).

6. Арефьева М. В. Проектирование и конструирование текстильной функциональной игрушки // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 3. С. 154-157. URL: https://cyberleninka.ru/article/nproektkovanie-i-konstmirovanie-tekstilnoy-funktsionalnoy-igrushki (дата обращения: 11.10.2023).

7. Арзамасцева Н. Г., Максимова З. Ю. Развитие этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 129-134. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

8. Ерохина Е. Л. Инновационная модель формирования коммуникативной компетенции будущего педагога // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 86-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44110702 (дата обращения: 11.10.2023).

9. Краева А. А., Привалова С. Е. Проблема овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 117-124. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-16

10. Магомеддибирова З. А. Некоторые пути и средства формирования коммуникативных умений студентов педагогического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6-4 (108). С. 106-109. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.118

Статья поступила в редакцию 11.01.2024 г.; одобрена после рецензирования 08.02.2024 г.; принята к публикации 05.03.2024 г. Об авторах

Арзамасцева Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), natta69@mail.ru

Максимова Зинаида Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), zina.maksimova.80@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Borlakova Z. A., Magomedova Z. Z., Elmurzaeva M. E. Razvitie kommunikativnykh umenii studentov vysshei shkoly na osnove pedagogicheskikh igr-improvizatsii [Development of communicative skills of higher school students on the basis of pedagogical improvisation games]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2022, no. 77-2, pp. 57-60. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-studentov-vysshey-shkoly-na-osnove-pedagogicheskih-igr-improvizatsiy (accessed 11. 10.2023). (In Russ.).

2. Nigmatullina E. N., Savitsky S. K., Umarov M. F., Khaustov S. L. Kommunikativnye umeniya: klassifikatsiya i struktura [Communication skills: classification and structure]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2020, no. 8, pp. 20-24. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.08.P.20

3. Fokina I. V. Razvitie kommunikativnykh umenii studentov [Development of students' communication skills]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika = Education Management Review, 2015, no. 1 (17), pp. 57-65. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-kommunikativnyh-umeniy-studentov (accessed 12.10.2023).). (In Russ.).

4. Golovnev A. V., Konkova Yu. S., Kukanov D. A. Etnodizain: iskusstvo vs nauka [Ethno-design: art vs science]. Ural'skii istoricheskii vestnik = Ural Historical Journal, 2020, no. 3 (68), pp. 6-15. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=43859382 (accessed 11.10.2023). (In Russ.).

5. Isaeva M. A., Bakasheva A. B., Mamalova Kh. E. Osobennosti organizatsii proektnoi deyatel'nosti studentov [Features organization of project activities of students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2022, no. 76-1, pp. 144-146. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-studentov (accessed 11.10.2023). (In Russ.).

6. Arefyeva M. V. Proektirovanie i konstruirovanie tekstil'noi funktsional'noi igrushki [Projecting and designing of a textiles functional toy]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2010, no. 3, pp. 154-157. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-konstruirovanie-tekstilnoy-funktsionalnoy-igrushki (accessed 11.10.2023). (In Russ.).

7. Arzamastseva N. G., Maksimova Z. Yu. Razvitie etnokul'turnoi kompetentnosti studentov sredstvami etnodizaina [Development of students' ethno-cultural competence by means of ethno-design]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2021, vol. 15, no. 2, pp. 129-134. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

8. Erokhina E. L. Innovatsionnaya model' formirovaniya kommunikativnoi kompetentsii budushchego pedagoga [An innovative model of the formation of the communicative competence of a future teacher]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2020, no. 4 (141), pp. 86-93. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44110702 (accessed 11.10.2023). (In Russ.).

9. Kraeva A. A., Privalova S. E. Problema ovladeniya obuchayushchimisya pedagogicheskikh vuzov kommunikativnoi kompetentnost'yu [Problem of teaching teachers of pedagogical universities communicative competence]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2019, no. 7, pp. 117-124. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-16

10. Magomeddibirova Z. A. Nekotorye puti i sredstva formirovaniya kommunikativnykh umenii studentov pedagogicheskogo vuza [Means of forming the communicative skills of pedagogical university students]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2021, no. 6-4 (108), pp. 106-109. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.118

The article was submitted 11.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 05.03.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors Natalya G. Arzamastseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), natta69@mail.ru

Zinaida Yu. Maksimova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),

zina.maksimova. 80@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.