Научная статья на тему 'ЭТНОДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ'

ЭТНОДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виды искусства / художественный вкус / художественное убеждение / художественная деятельность / дизайн / этнодизайн / эстетическое сознание / types of art / artistic taste / artistic conviction / artistic activity / design / ethnodesign / aesthetic consciousness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Максимова Зинаида Юрьевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена активным внедрением этнической составляющей в современное образование. Подчеркивается важность подготовки конкурентоспособных творческих педагогов профессионального обучения в сфере дизайна и этнодизайна, с развитым художественным вкусом, имеющих широкое представление о многообразии культур в социуме, позиционирующих положительное отношение к различным этническим традициям в условиях российского многонационального государства. Проведен анализ подходов к определению понятия «художественный вкус». Рассмотрены его структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный, мотивационный) и критерии развития художественного вкуса с позиции этнодизайна. Описаны основные педагогические условия, необходимые для успешного развития художественного вкуса студентов средствами этнодизайна. Сделан вывод по реализации перечисленных педагогических условий для формирования художественного вкуса студентов средствами этнодизайна. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения и дальнейшего теоретического исследования педагогам профессионального обучения дизайнерского профиля. Целью данной статьи является обоснование целесообразности использования средств этнодизайна в развитии художественного вкуса студентов. Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, анкетирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Максимова Зинаида Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNODESIGN AS A MEANS OF STUDENTS’ ARTISTIC TASTE DEVELOPMENT

The relevance of the problem under study is due to the active introduction of the ethnic component into modern education. The importance of training competitive creative teachers of professional training in the field of design and ethnodesign, with a developed artistic taste, having a broad understanding of the diversity of cultures in society, positioning a positive attitude towards various ethnic traditions in the conditions of the Russian multinational state, is emphasized. The analysis of approaches to the definition of the concept of “artistic taste” is carried out. Its structural components (cognitive, emotional, motivational) and criteria for the development of artistic taste from the standpoint of ethnodesign are considered. The main pedagogical conditions necessary for the successful development of students’ artistic taste by means of ethnodesign are described. The conclusion is made on the implementation of the listed pedagogical conditions for the formation of students’ artistic taste by means of ethnodesign. The results of the study can be useful for practical application and further theoretical research for teachers of professional design education. The purpose of this article is to substantiate the expediency of using the means of ethnodesign in the development of the artistic taste of students. Materials and methods. Theoretical analysis, generalization of literature on the research problem, questioning.

Текст научной работы на тему «ЭТНОДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ»

УДК 378

DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-3-308-314

Этнодизайн как средство развития художественного вкуса студентов

Н. Г. Арзамасцева, З. Ю. Максимова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена активным внедрением этнической составляющей в современное образование. Подчеркивается важность подготовки конкурентоспособных творческих педагогов профессионального обучения в сфере дизайна и этнодизайна, с развитым художественным вкусом, имеющих широкое представление о многообразии культур в социуме, позиционирующих положительное отношение к различным этническим традициям в условиях российского многонационального государства. Проведен анализ подходов к определению понятия «художественный вкус». Рассмотрены его структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный, мотивационный) и критерии развития художественного вкуса с позиции этнодизайна. Описаны основные педагогические условия, необходимые для успешного развития художественного вкуса студентов средствами этнодизайна. Сделан вывод по реализации перечисленных педагогических условий для формирования художественного вкуса студентов средствами этнодизайна. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения и дальнейшего теоретического исследования педагогам профессионального обучения дизайнерского профиля. Целью данной статьи является обоснование целесообразности использования средств этнодизайна в развитии художественного вкуса студентов. Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, анкетирование.

Ключевые слова: виды искусства, художественный вкус, художественное убеждение, художественная деятельность, дизайн, этнодизайн, эстетическое сознание

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Арзамасцева Н. Г., Максимова З. Ю. Этнодизайн как средство развития художественного вкуса студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 3. С. 308-314. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-308-314

Ethnodesign as a means of students' artistic taste development

N. G. Arzamastseva, Z. Yu. Maksimova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. The relevance of the problem under study is due to the active introduction of the ethnic component into modern education. The importance of training competitive creative teachers of professional training in the field of design and ethnodesign, with a developed artistic taste, having a broad understanding of the diversity of cultures in society, positioning a positive attitude towards various ethnic traditions in the conditions of the Russian multinational state, is emphasized. The analysis of approaches to the definition of the concept of "artistic taste" is carried out. Its structural components (cognitive, emotional, motivational) and criteria for the development of artistic taste from the standpoint of ethnodesign are considered. The main pedagogical conditions necessary for the successful development of students' artistic taste by means of ethnodesign are described. The conclusion is made on the implementation of the listed pedagogical conditions for the formation of students' artistic taste by means of ethnodesign. The results of the study can be useful for practical application and further theoretical research for teachers of professional design education. The purpose of this article is to substantiate the expediency of using the means of ethnodesign in the development of the artistic taste of students. Materials and methods. Theoretical analysis, generalization of literature on the research problem, questioning.

Keywords: types of art, artistic taste, artistic conviction, artistic activity, design, ethnodesign, aesthetic consciousness

The authors declare no conflict of interest.

© Арзамасцева Н. Г., Максимова З. Ю., 2023

For citation: Arzamastseva N. G., Maksimova Z. Yu. Ethnodesign as a means of students' artistic taste development. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 3, pp. 308-314. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-308-314

Современное общество переживает сегодня сложный этап своего развития, происходят серьезные изменения в политике, экономике, социальной и культурной сферах. В последнее время в средствах массовой информации все чаще рассматривается проблема личности, которая утратила способность видеть прекрасное в окружающей среде, творчески реализовывать свой потенциал, отличать ложные ценности от истинных. Решение данной проблемы видится нам в развитии художественного вкуса личности при взаимодействии с различными видами искусства - живописи, музыки, этнодизайна и так далее. Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания понятия «художественный вкус, формируемый средствами этно-дизайна», который рассматривается нами как способность личности, которая может быть реализована в художественной деятельности при исполнении дизайн-продукта с учетом этнокультурных мотивов.

Подготовка педагогов профессионального обучения в области дизайна и декоративно-прикладного искусства должна обеспечить высокий уровень их художественной и этнокультурной компетентностей, создавать благоприятные условия для их саморазвития в полиэтнической среде [1, с. 129]. «Художественный вкус» как научное понятие исследователи рассматривают в виде объективного процесса развития личностных способностей, которые могут быть реализованы в художественной деятельности. Понятие «этнодизайн» рассматривается авторами как вид проектно-творческой деятельности студентов, направленный на изучение культурных особенностей народов, проживающих в республике; знакомство с разнообразными формами декоративно-прикладного искусства; практической реализации технических приемов изготовления и декорирования изделий, выполненных с использованием этнокультурных мотивов. Развитие художественного вкуса студентов будет успешным, если будут соблюдены следующие педагогические условия: предоставление свободы творческого выбора; оказание педагогической помощи в

PEDAGOGICS •

выборе техники работы с художественными материалами; систематическое взаимодействие с элементами культуры, художественными и традиционными ценностями; внедрение в учебный процесс курсов эстетической и этнодизайнерской направленности; привлечение студентов к творческой деятельности. Опыт и положительные результаты нашей работы свидетельствуют о том, что использование средств этнодизайна является наиболее эффективным направлением развития художественного вкуса студентов - педагогов профессионального обучения.

Целью статьи является обоснование целесообразности использования средств этнодизайна в развитии художественного вкуса студентов.

Исследование проводилось в рамках теоретического и практического обучения студентов направления подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение (направленность (профиль) программы: Дизайн и декоративно-прикладное искусство). В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, обобщения литературы по проблеме исследования, тестирование.

Впервые упоминание о понятии «художественный вкус» возникло в XVII веке. Считалось, что культурный человек должен иметь не только образование, но и безупречный вкус, который рассматривался как способность человека чувствовать и распознавать прекрасное. Понятие «художественный вкус» не является однозначным и может определяться как:

- приобретенная способность человека воспринимать красоту мира, оценивать окружающую действительность;

- средство, преобразующее мир по законам красоты с помощью творчества;

- объективный процесс развития личностных способностей, которые могут быть реализованы в художественной деятельности;

- потребность личности сделать жизнь лучше и др.

Проблеме развития художественного вкуса личности посвящены исследования: Б. Н. Бессонова, Ю. Б. Борева, Л. С. Выготского и другие. Большинство ученых связывают художественный

N. G. Arzаmаstsevа at е1.

вкус с развитием эстетического сознания личности, отношения человека к окружающей среде через восприятие, художественной оценки и переживаний.

Художественный вкус, формируемый средствами этнодизайна, рассматривается нами как способность личности, которая может быть реализована в художественной деятельности при исполнении дизайн-продукта с учетом этнокультурных мотивов. Это способность личности оценивать окружающую действительность, ориентироваться в культурном и этническом многообразии, эмоционально реагировать на художественные жанры в искусстве, развивать потребности в творческой реализации.

Г. П. Климова, С. М. Подъянова и др. считают, что структура художественного вкуса личности может включать в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, деятельностный [2].

Следует отметить, что художественный вкус не является устойчивой формой и не связан с природой человека. Его развитие зависит от среды, в которой живет человек и от социальных факторов, с которыми личности приходится взаимодействовать. Но, несомненно, наиболее важными и эффективными средствами развития художественного вкуса всегда были и остаются музыка, литература, искусство и другие сферы творчества.

А. П. Мохонько выделяет структурные элементы художественного вкуса: эмоционально-чувственные способности личности, к которым относят художественную восприимчивость, эмоциональность и др.; художественное мышление; художественное убеждение; художественные взгляды и предпочтения; художественные нормы; опыт художественной деятельности [3].

Развитие художественного вкуса студентов средствами этнодизайна будет успешным, если будут соблюдены следующие педагогические условия: предоставление свободы творческого выбора; оказание педагогической помощи в выборе техники работы с художественными материалами; систематическое взаимодействие с элементами культуры, художественными и традиционными ценностями; внедрение в учебный процесс курсов эстетической и этнодизайнерской направленности; привлечение студентов к творческой деятельности. Нами были выделены следующие критерии оценки художественного вкуса студентов: когнитивный (студенты овладели зна-

ниями в области литературы, живописи, народного фольклора, традиций, музыкальных жанров и т. д.); эмоциональный (студенты испытывают чувства при встрече с элементами искусства, эмоционально отзывчивы, у них развито творческое воображение и критическое мышление); мо-тивационный (у студентов проявляется художественная потребность, интерес и предпочтения).

Следует отметить, что художественный вкус будущих педагогов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства - это профессионально значимое качество, позволяющее им адекватно оценивать окружающую действительность, ориентироваться в культурном многообразии, эмоционально реагировать на художественные жанры в искусстве и выражать свое отношение к нему, развивать потребности в творческой реализации в многонациональном социуме.

Опыт нашей работы убеждает нас в том, что при развитии художественного вкуса студентов, обучающихся по профилю «Дизайн и декоративно-прикладное искусство», большая роль отводится этнодизайну. Данное понятие рассматривается нами как вид проектно-творческой деятельности студентов, направленный на изучение культурных особенностей народов, проживающих в республике; знакомство с разнообразными формами декоративно-прикладного творчества; практической реализации технических приемов изготовления и декорирования изделий, выполненных с использованием этнокультурных мотивов [4].

Студенты профиля «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» знакомятся с элементами этнодизайна в ходе изучения следующих дисциплин: «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «технологии художественной обработки материалов», «дизайн-проектирование» и так далее. Средствами этно-дизайна (в зависимости от уровней темперамента, особенностей психических процессов, опыта и направленности личности) являются средства, направленные на изучение этнических традиций, образа жизни, костюма и украшений различных народов; посещение выставок и зарисовка музейных экспонатов, предметов искусства; проведение мастер-классов с приглашением народных мастеров и умельцев.

Таким образом, работа педагога, направленная на развитие художественного вкуса студентов

средствами этнодизайна, включает в себя следующие этапы:

1. Педагогическая диагностика уровня развития художественного вкуса студентов 1-го курса, анализ художественно-эстетических предпочтений с целью организации дальнейшей работы по ее совершенствованию. На начальном этапе развития художественного вкуса студентов нами используются поисковый и репродуктивный методы обучения, которые предполагают создание условий для активного поиска информации об истории, этнотрадициях разных народов, составление плана работы над изготовлением будущего изделия декоративно-прикладного творчества, выбор технических приемов, этнического стиля и так далее. На данном этапе педагог проводит диагностику студентов с целью изучения их начального уровня развития художественного вкуса, оценивает полученные результаты, индивидуально анализирует темы будущих проектов с использованием средств этнодизайна. Наиболее популярными проектами становятся: «Стилизованное этническое украшение», «Национальный марийский свадебный костюм», «Свадебный головной убор невесты» и другие. После знакомства с описательной частью будущего проекта студенты посещают национальные музеи, галереи искусства, выставки. Вместе с педагогом анализируют экспонаты, обсуждают и оценивают предметы искусства, продумывают дальнейший план работы над проектом. На следующем этапе работы распределяются роли студентов: поиск информации об истории национального костюма; изучение ассортимента и свойств применяемых материалов; анализ особенностей деталей и декора. В ходе основного этапа работы над проектом студенты имеют возможность корректировать свои планы, аргументировать свою точку зрения, оценивать полученные результаты. На данном этапе развиваются следующие структурные компоненты художественного вкуса: мотивационный и эмоциональный.

2. Включение в учебный процесс дополнительных спецкурсов, факультативов, отражающих специфику национальной культуры и элементов этнодизайна. На данном этапе организуется творческая поисковая работа обучающихся, направленная на развитие творческих способностей, умения анализировать новую информацию, при-

PEDAGOGICS •

нимать решения, критически мыслить. На данном этапе наиболее популярными средствами этноди-зайна могут стать: работа с электронным каталогом этнических образцов орнамента и костюма; проведение мастер-классов с приглашением народных мастеров, умельцев и другое.

Таким образом, студенты, обучающиеся по профилю «Дизайн и декоративно-прикладное искусство», занимаются исследованием изделий национального, народного творчества, их художественной обработкой, изучают технологию изготовления будущего продукта. Особое внимание уделяется обработке материалов, выбору стиля, конструкции и технологии изготовления изделий народного творчества. Педагог прежде всего ориентируется на актуальную тематику, возможность реализации и презентации будущего изделия с учетом индивидуальных способностей и предпочтений каждого студента. Под руководством педагога обучающийся включен во все этапы дизайн-проектирования. При таком подходе студенты - будущие педагоги приобретают умения рассуждать, критически мыслить; формируют навыки совместной работы. На данном этапе развиваются следующие структурные компоненты художественного вкуса: когнитивный и творческий.

3. Заключительный этап характеризуется созданием благоприятных условий для практической реализации полученных знаний в поликультурной образовательной среде вуза. На данном этапе нами используется демонстрационный метод, применяя который, мы делаем акцент на презентацию результатов проектно-творческой деятельности студентов, защиту и обоснование идей, участие в различных конкурсах мастерства [4].

Для выявления начального уровня развития художественного вкуса и выявления типичных затруднений студентов при изучении элементов этнодизайна нами проводилось тестирование и анкетирование студентов 1-2-го курсов профиля «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» факультета общего и профессионального образования (Методика В. Аванесова «Измерение художественно-эстетической потребности»). В качестве критериев развития художественного вкуса студентов нами были использованы: наличие художественно-эстетических предпочтений личности, умение рассуждать, критически мыслить, самостоятельно добывать новую информацию,

N. G. Arzamastseva at е1.

уметь рассуждать, принимать решения, проявлять свои творческие способности, ориентироваться в культурном многообразии, эмоционально реагировать на художественные жанры в искусстве, развивать потребности в творческой реализации и другое.

Следует отметить, что высоким уровнем развития художественного вкуса обладают всего 10 % студентов, эти учащиеся владеют достаточным объемом знаний в области искусства, часто посещают выставки, музеи, осознают значимость выбранной профессии, адекватно оценивают окружающую действительность и ориентируются в культурном многообразии.

Большинство студентов (70 %) имеют средний уровень развития художественного вкуса, у них отмечается небольшой объем знаний в области искусства, к эстетическим объектам они обращаются ситуативно, недостаточно ясно осознают значение художественного вкуса в своей профессиональной деятельности.

Так, на вопрос «Испытываете ли Вы трудности при изучении дисциплин, в ходе которых происходит знакомство с этнокультурными традициями, элементами этнодизайна и культурой народов, проживающих в России?» 90 % респондентов ответили, что не испытывали никаких трудностей. 10 % опрашиваемых ответили, что не испытывают желание это делать. Студенты отмечают, что при знакомстве с элементами этнодизайна испытывают интерес к увиденной работе, переживают эмоциональный подъем.

На вопрос «Как часто Вы посещаете театры, музеи, выставки?» положительно («да») ответили 58 % опрашиваемых. 42 % респондентов отмечают, что у них нет свободного времени или они предпочитают отдыхать с друзьями, с семьей в других местах. Это еще раз подчеркивает, что у этих студентов слабо развиты художественно-эстетические потребности.

На вопрос «Какие техники декоративно-прикладного творчества и направления этноди-зайна Вам интересны?» большинство (78 %) респондентов отметили бисероплетение и вышивку. При этом студенты отмечают, что сталкиваются с проблемой самостоятельного поиска и разбора новой информации, связанной с технологией исполнения того или иного изделия. Это связано с тем, что в процессе практических занятий большинство студентов работают самостоятельно,

подбирают необходимую цветовую гамму, пропорции, детали, не подражая образцам.

На вопрос «С какими сложностями Вы сталкиваетесь при оценке произведений искусства?» большинство (89 %) респондентов ответили, что испытывают серьезные затруднения в описании и характеристике увиденного. Большинству не всегда удается определить стиль или жанр произведения (изделия), дать внешнее описание, охарактеризовать использованные материалы и технику исполнения.

На вопрос «Испытываете ли Вы потребность участвовать в творческих выставках, конкурсах с работами, выполненными входе учебных занятий?» положительно «да» ответили (90 %). 10 % опрошенных не совсем уверены в качестве своих работ.

На вопрос «Используете ли Вы полученные знания в повседневной жизни?» большинство (80 %) респондентов отметили, что приобретенные знания в сфере этнодизайна и народного декоративно-прикладного творчества стали использовать в пошиве одежды, изготовлении украшений и так далее.

На вопрос «Какие формы знакомства с элементами этнодизайна Вам кажутся наиболее интересными?» 70 % респондентов отметили мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, этнокультурные образовательные программы, фольклорные выставки.

Развитие художественного вкуса студентов -это сложный педагогический процесс, предполагающий организацию образовательного пространства вуза с использованием средств этноди-зайна. Педагогические условия, как равноценные части единого целого, выступают внешними обстоятельствами для успешного развития у будущих педагогов профессионального обучения художественного вкуса средствами этноди-зайна. На основе полученных экспериментальных данных в ходе исследования было подтверждено, что внедрение в практику обучения средств этнодизайна делает возможным достижение студентами высокого уровня развития способности «видеть и воспроизводить прекрасное». Результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов дизайнерского профиля.

1. Амиржанова А. Ш. Система формирования художественного восприятия студентов на занятиях по проектированию посредством традиционного народного искусства (на примере Омской школы дизайна костюма) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ra/article/view?id=24741 (дата обращения: 18.03.2023).

2. Климов В. П., Климова Г. П. Базовые основания эстетического вкуса // Интерактивная наука. 2017. № 6 (16). С. 56-58. DOI: https://doi.org/10.21661/r-116161

3. Мохонько А. П. Педагогические основы воспитания художественного вкуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 92-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25584090 (дата обращения: 20.03.2023).

4. Арзамасцева Н. Г., Максимова З. Ю. Развитие этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 129-134. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

5. Волкова А. В. Проблемы воспитания художественного вкуса у студентов педагогического вуза // Novainfo. 2016. № 56. С. 387-391. URL: https://novainfo.ru/article/9131 (дата обращения: 19.03.2023).

6. Головнёв А. В., Конькова Ю. С., Куканов Д. А. Этнодизайн: искусство vs наука // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 6-15. DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2020-3(68)-6-15

7. Кудрявцева М. Е. Эстетический вкус как фактор стабилизации эстетической оценки художественного текста: синергетический подход // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-4. С. 490-494. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7309 (дата обращения: 20.03.2023).

8. Лушина А. П. Психологическая структура художественного вкуса как профессионального качества будущего учителя изобразительного искусства // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 65. С. 59-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-struktura-hudozhestvennogo-vkusa-kak-professionalnogo-kachestva-buduschego-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 19.03.2023).

9. Постыка Н. И. Этнодизайн - важная составляющая константа проектной культуры и консолидации российского общества // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012260 (дата обращения: 20.03.2023).

10. Руденченко А. А. Этнодизайн: организационно-педагогические условия проектирования творческой образовательной среды высших художественных учебных заведений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 3 (18). С. 123-131. URL: https://elibrary.ru/sggqvr (дата обращения: 18.03.2023).

Статья поступила в редакцию 15.05.2023 г.; одобрена после рецензирования 14.06.2023 г.; принята к публикации 18.07.2023 г. Об авторах

Арзамасцева Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), natta69@mail.ru

Максимова Зинаида Юрьевна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), zina.maksimova.80@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Amirzhanova A. Sh. Sistema formirovaniya khudozhestvennogo vospriyatiya studentov na zanyatiyakh po proektirovaniyu posredstvom traditsionnogo narodnogo iskusstva (na primere Omskoi shkoly dizaina kostyuma) [The system forming artistic perception of students during the studying design through traditional folk art (as an example Omsk Fashion Design School]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 3. Available at: https://science-education.ra/ru/article/view?id=24741 (accessed 18.03.2023). (In Russ.).

2. Klimov V. P., Klimova G. P. Bazovye osnovaniya esteticheskogo vkusa [About a nature of aesthetic taste]. Interaktivnaya nauka = Interactive Science, 2017, no. 6 (16), pp. 56-58. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21661/r-116161

3. Mokhonko A. P. Pedagogicheskie osnovy vospitaniya khudozhestvennogo vkusa [Teaching the fundamentals of education of artistic taste]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2014, no. 6 (134), pp. 92-100. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25584090 (accessed 20.03.2023). (In Russ.).

4. Arzamastseva N. G., Maksimova Z. Yu. Razvitie etnokul'turnoi kompetentnosti studentov sredstvami etnodizaina [Development of students' ethno-cultural competence by means of ethno-design]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2021, vol. 15, no. 2, pp. 129-134. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

5. Volkova A. V. Problemy vospitaniya khudozhestvennogo vkusa u studentov pedagogicheskogo vuza [Problems of educating artistic taste among students of a pedagogical university]. Novalnfo, 2016, no. 56, pp. 387-391. Available at: https://novainfo.ru/article/9131 (accessed 19.03.2023). (In Russ.).

6. Golovnev A. V., Konkova Yu. S., Kukanov D. A. Etnodizain: iskusstvo vs nauka [Ethno-design: art vs science]. Ural'skii istoricheskii vestnik = Ural Historical Journal, 2020, no. 3 (68), pp. 6-15. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2020-3(68)-6-15

7. Kudryavtseva M. E. Esteticheskii vkus kak faktor stabilizatsii esteticheskoi otsenki khudozhestvennogo teksta: sinergeticheskii podkhod [Aesthetic taste as stabilising factors of aesthetic evaluation of a literary text: synergetic approach]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education, 2015, no. 3-4, pp. 490-494. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7309 (accessed 20.03.2023). (In Russ.).

8. Lushina A. P. Psikkhologicheskaya struktura khudozhestvennogo vkusa kak professional'nogo kachestva budushchego uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva [Psychological structure of artistic taste as professional quality of future fine art teacher]. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Stavropol State University, 2009, no. 65, pp. 59-64. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-struktura-hudozhestvennogo-vkusa-kak-professionalnogo-kachestva-buduschego-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva (accessed 19.03.2023). (In Russ.).

9. Postyka N. I. Etnodizain - vazhnaya sostavlyayushchaya konstanta proektnoi kultury i konsolidatsii rossiiskogo obshchestva [Ethnodesign is an important component of the design culture and consolidation of Russian society]. Materialy VII Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii "Studencheskii nauchnyi forum" = Materials of the VII International student scientific conference "Student Scientific Forum", 2015. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012260 ((accessed 20.03.2023).

10. Rudenchenko A. A. Etnodizain: organizatsionno-pedagogicheskie usloviya proektirovaniya tvorcheskoi obrazovatel'noi sredy vysshikh khudozhestvennykh uchebnykh zavedenii [Ethno-design. Organizational and pedagogical conditions of design of creative educational environment of higher art educational institutions]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and Foreign Pedagogy, 2014, no. 3 (18), pp.123-131. Available at: https://elibrary.ru/sggqvr (accessed 18.03.2023). (In Russ.).

The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 14.06.2023; accepted for publication 18.07.2023.

About the authors Natalya G. Arzamastseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), natta69@mail.ru

Zinaida Yu. Maksimova

Ph. D. (Pedagogy), Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), zina.maksimova. 80@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.