Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза, как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры'

Образовательная среда вуза, как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERNAL AND EXTERNAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Елена Петровна

В настоящее время нет единой позиции не только в определении понятия «образовательная среда», но и в понимании ее структуры. В статье рассматривается структура образовательной среды вуза с учетом специфики подготовки учителей физической культуры, выделяются внутренняя и внешняя ее части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимович Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher school educational environment as the factor of the personal and professional development of physical culture teachers

At present, there is no uniform position not only regarding the definition of the concept «educational environment», but also on understanding its structure. The structure of the higher school educational environment has been considered in the article taking into account the specificity of physical culture teachers` preparation; its internal and external parts have been defined.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза, как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры»

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня развития качеств и навыков, характеризующих уровень профессиональной и физической подготовленности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента (в баллах)

№ п/п Показатели В начале педагогического эксперимента P В конце педагогического эксперимента P

КГ ЭГ КГ ЭГ

1. Марш-бросок на 10 км 3,14±0,11 3,12±0,12 - 3,81±0,14 4,57±0,12 0,05

2. Прыжок с парашютом (на точность приземления) 3,89±0,21 3,81±0,19 - 4,12±0,17 4,43±0,18 -

3. Ориентирование на местности (8 км) 3,18±0,17 3,17±0,19 - 3,32±0,16 4,41±0,17 0,05

4. Стрельба из АКМ после марш-броска (10 выстрелов) 3,23±0,14 3,21±0,15 - 3,27±0,15 4,08±0,14 0,05

5. Преодоление препятствий (ОКУ) 3,87±0,11 3,83±0,14 - 4,03±0,12 4,78±0,10 0,05

6. Подтягивание на перекладине 3,77±0,14 3,75±0,17 - 4,01±0,16 4,38±0,15 0,05

7. Волевые качества 3,14±0,09 3,12±0,11 - 3,57±0,11 4,38±0,12 0,05

8. Интеллект 3,71±0,15 3,70±0,17 - 4,07±0,23 4,15±0,22 -

9. Профессиональная направленность 3,87±0,11 3,85±0,10 - 4,01±0,12 4,78±0,11 0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Бибяев, В.Н. Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 15-19.

2. Кононов, В.А. Поэтапное формирование физической готовности военнослужащих внутренних войск к участию во внутренних вооруженных конфликтах : монография / В. А. Кононов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2003. - 124 с.

Контактная информация: yagodkin_ga@mail.ru

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА, КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Елена Петровна Якимович, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск

Аннотация

В настоящее время нет единой позиции не только в определении понятия «образовательная среда», но и в понимании ее структуры. В статье рассматривается структура образовательной среды вуза с учетом специфики подготовки учителей физической культуры, выделяются внутренняя и внешняя ее части.

Ключевые слова: образовательная среда, внутренние и внешние ресурсы образовательной

среды.

HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE FACTOR OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE

TEACHERS

Elena Petrovna Jakimovich, the senior teacher,

The Far Eastern Federal University, Ussuriisk

Annotation

At present, there is no uniform position not only regarding the definition of the concept «educational environment», but also on understanding its structure. The structure of the higher school educational

environment has been considered in the article taking into account the specificity of physical culture teachers' preparation; its internal and external parts have been defined.

Keywords: educational environment, internal and external educational environment resources.

Преобразование физкультурно-спортивной среды в контексте гуманитарной парадигмы переориентирует цели образования на возвышение сущностных качеств человека, где приоритетным становится развитие цельной, гармоничной личности[4].

Особую роль в современной школе отводят учителю физкультуры, так как именно он является олицетворением здоровья и здорового образа жизни и от него во многом зависит то, каким будет отношение у подрастающего поколения к этим важнейшим аспектам жизни человека. Главным фактором, способствующим личностнопрофессиональному развитию современного учителя физической культуры, является создание для этого необходимых условий, которые в свою очередь создаются образовательной средой того вуза, где он обучался.

На данный момент нет единой позиции не только в определении понятия «образовательная среда», но и в понимании ее структуры. С точки зрения О.А. Ильчинко, под образовательной средой следует понимать, «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса» [2]. С. Д. Деряба считает, что «образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [1]. Вот как определяет образовательную среду В. А. Ясвин: образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

[5].

Нам же, образовательная среда отдельно взятого вуза, представляется как совокупность специально созданных условий, погруженных в специфическую социокультурную атмосферу, и направленных на личностно-профессиональное развитие. Причем внутренняя часть пересекается непосредственно с процессом обучения, а внешняя часть представляет собой интеграцию образовательной деятельности вуза и социальных процессов, происходящих в обществе, партнерские связи университета с различными предприятиями и организациями, которые дополняют его учебную и воспитательную деятельность, направленную на совершенствование личностных и профессиональных качеств.

К внутренним ресурсам образовательной среды относятся:

- учебно-методические;

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно соответствовать уровню и качеству подготовки специалистов и удовлетворять общим требованиям, установленным Федеральными законами РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Оно должно отличаться разнообразием, соответствовать инвариантным и вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью.

К учебно-методическим ресурсам помимо учебно-методических комплексов, создаваемых профессорско-преподавательским составом, относят и средства обучения, которые можно подразделить на три группы: учебно-методическая литература, учебнонаглядные пособия, использование технических средств обучения.

- кадровые;

Кадровые ресурсы представлены административно-управленческой частью и профессорско-преподавательским составом, от слаженной работы, и профессионализма которых, зависит климат учебного учреждения, качество образовательных услуг, предоставляемых им и траектория его развития.

Модернизация высшего профессионального образования предполагает и измене-

ние требований к педагогическим кадрам, современный преподаватель должен не только передавать знания студентам, но и создавать условия для развития каждого из них, учитывая их индивидуальные особенности, возможности и интересы, и нацеливая на дальнейшее саморазвитие, то есть обладать профессионально-педагогической культурой. Кроме того, общение студентов с высококвалифицированными специалистами, признанными носителями профессионального опыта, основателями научно-педагогических школ приводит к личностной и профессиональной социализации обучающихся.

- студенты;

Студенты являются основными субъектами образовательной среды высшего учебного заведения, на развитие которых направлена деятельность всех ее ресурсов. Но вместе с тем, само студенческое сообщество влияет на состояние и содержание образовательной среды через свои меняющиеся во времени возможности и потребности, тем самым, предопределяя ее гибкость. Каждый студент, являясь частицей образовательной среды, участвует осознанно или неосознанно в ее преобразовании, а степень преобразования зависит от активности членов студенческого сообщества.

- научно-технологические;

Система высшего профессионального образования производит своего рода продукт - специалиста, подготовленного к деятельности в рамках определенной профессии, и как любое производство имеет свои технологии. В наши дни образовательные технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и основываются на теоретических положениях социальной психологии, психодидактики, кибернетики, наук управления и менеджмента. Технология образования это - комплексный, интегративный процесс планирования, обеспечения, управления и оценивания, охватывающий все аспекты усвоения знаний [3].

- финансовые;

Одним из важнейших аспектов существования вузов является экономический аспект, ответственность за который взяло на себя Государство. Но, финансирование образования всегда осуществлялось по остаточному принципу, что влияло на своевременную модернизацию материально-технических ресурсов, достойную поддержку талантливых студентов, оплату труда преподавателей. С переходом экономики страны на рыночные отношения стал развиваться новый финансовый механизм в сфере образования, заключающийся в сочетании бюджетного финансирования учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и другими источниками самофинансирования. Этот механизм позволил несколько компенсировать недостаток бюджетных средств.

- материально-технические;

Без соответствующего материально-технического оснащения процесс обучения будет неполноценным. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования разрабатываются и утверждаются требования к материальнотехническому обеспечению учебного процесса высшего профессионального образования, кроме того, со стороны государства осуществляется контроль за состоянием этих ресурсов, через лицензирование и аттестацию.

Особенности подготовки учителей физической культуры предъявляют дополнительные требования к материально-техническому оснащению, которые заключаются в наличии современных спортивных сооружений (спортивные комплексы, спортивные залы, бассейны, стадионы), диагностических и оздоровительных центров и лабораторий, спортивного инвентаря.

- психологические;

Эффективность образовательного процесса будет зависеть от показателя психологической безопасности образовательной среды. Психологические условия образовательной среды вуза выражаются в отсутствии проявлений психологического насилия при взаимодействии участников образовательного процесса, укреплении психического здо-

ровья студентов, организация мероприятий стимулирующих развитие участников процесса, соблюдении санитарно-гигиенических требований к условиям обучения.

- политика учебного заведения по отношению к образованию.

Сфера образования является достаточно консервативной и с трудом принимающей необходимость изменений, при этом, работодатели сталкиваются с тем, что вчерашнего выпускника, принятого на работу, необходимо переучивать и, как следствие, полученное им образование, теряет смысл. Достаточно большой сегмент выпускников вузов не могут найти работу по своей специальности, то есть остаются невостребованными, что также подтверждает неэффективность обучения. В сложившейся ситуации, возникла необходимость в серьезных изменениях системы вузовского обучения в целом (направления этих изменений отражены в государственных документах), и каждого высшего учебного заведения в частности (закладываются в стратегический план развития).

Внешние ресурсы образовательной среды:

- сложившийся рынок труда в России и в регионе;

Потребность страны и региона в учителях определяют развитие педагогического образования, вместе с тем, школьная реформа, проводимая в нашей стране, предопределила потребность в учителях физической культуры, рекомендовав увеличить количество уроков по этому предмету и сделав его обязательным для всех учеников.

- профиль вуза;

Профиль вуза определяет систему взаимоотношений с базовыми предприятиями, организациями, учреждениями и использование их баз и кадрового потенциала для подготовки специалистов. Педагогические вузы, не являются исключением и имеют устоявшуюся систему отношений с общеобразовательными школами, которые выполняют функцию учебно-методических площадок для студентов на педагогической практике; с другими высшими учебными заведениями, что позволяет усилить теоретическую подготовку обучающихся и активизировать научно-исследовательскую деятельность студентов.

- специфика специальности;

Специфика подготовки учителей физической культуры предполагает взаимодействие и с рядом организаций спортивной направленности: Детско-юношеские спортивные школы, спорткомитет города (региона), федерации по отдельным видам спорта, где будущие педагоги также могут осваивать практические навыки своей профессии. Немаловажными являются взаимоотношения с медицинскими организациями, которые принимают участие в медицинском освидетельствовании студентов до и после соревнований и одновременно предоставляют в качестве учебной базы для прохождения практики отделения реабилитации, кабинеты лечебной физической культуры, что позволяет расширить возможности выпускников в реализации себя в дальнейшей профессиональной деятельности.

- молодежная политика органов государственной власти на городском и региональном уровне;

Молодежная политика, на различных уровнях власти вовлекая студенческую молодежь в общественную деятельность, создает дополнительные условия для самоактуализации и личностного саморазвития, в различной степени обеспечивает поддержку творческих начинаний и научно-исследовательской деятельности студентов.

- социокультурное окружение.

Социокультурные условия, в которые погружен будущий учитель на протяжении всего периода обучения в университете, во многом определяют формирование его мировоззрения, мотивацию к профессиональной деятельности и саморазвитию. На формирование личностных качеств будущего педагога оказывают влияние эстетика учебного заведения, социальные общности, культура профессорско-преподавательского состава, целенаправленная деятельность воспитательной службы вуза и отделов молодежной поли-

тики города и региона по приобщению студентов к культурному наследию страны, региона и в целом человеческой цивилизации, привитие студентам гуманистических идей. К этой группе условий можно отнести и социальный статус учителя, отношение общественности к этой профессии, и осознание, ею, роли учителя в развитии современного общества.

Таким образом, образовательная среда вуза является важнейшим многокомпонентным ресурсом развития будущего учителя физической культуры, как личности и как грамотного специалиста, условием его самоактуализации и самореализации, через совместную деятельность субъектов образования и взаимоотношение между ними и элементами образовательной системы. Необходимо отметить, что в силу своих индивидуальных особенностей студенты по-разному используют возможности, предоставляемые им образовательной средой, в результате чего не всегда можно получить желаемый результат при проектировании образовательных сред.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деряба, С. Д. Формирование ценностей ориентации воспитанников образовательных учреждений // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 39-43.

2. Ильченко, О. А. Стандартизация новых образовательных технологий // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 42-47.

3. Педагогика профессионального образования / [ Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев,

A.Г. Пашков и др.] ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

4. Щетинина, С.Ю. Повышение эффективности физической культуры учащихся на основе гуманитаризации физкультурно-спортивной среды // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 213-217.

5. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию /

B. А. Ясвин - М. : Изд-во «Смысл», 2001. - 365 с.

Контактная информация: 11021977ay@mail.ru

УДК 378

САМОРАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО

ВУЗА

Владимир Борисович Яковлев, соискатель,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

Статья посвящена обоснованию педагогических средств активизации саморазвития курсан-тов-первокурсников в образовательной среде военного вуза средствами физического воспитания, развития их умений, навыков и личностных качеств, в процессе физической подготовки, раскрытию связей саморазвития и физической подготовки в военном вузе.

Ключевые слова: образовательная среда, адаптация, саморазвитие, физическая подготовленность.

SELF-DEVELOPMENT OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF

MILITARY HIGHER SCHOOL

Vladimir Borisovich Jakovlev, the competitor,

The St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The article is devoted to the justification of pedagogical methods for enhancement of first-year cadets self-development in the educational environment of the military higher school by means of physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.