Научная статья на тему 'Субъективная оценка студентами факультета физической культуры образовательной среды педагогического вуза'

Субъективная оценка студентами факультета физической культуры образовательной среды педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / МОДАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / VALUE JUDGMENT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TYPE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODALITY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Елена Петровна

В статье представлен анализ субъективной оценки образовательной среды педагогического вуза студентами факультета физической культуры, рассматривается степень использования ими ресурсов образовательной среды. Степень освоения студентами факультета физической культуры образовательных ресурсов Университета и вместе с тем их личностное и профессиональное развитие, зависят от тех целей и мотивов, которые они ставят перед собой на разных этапах профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value judgment of the pedagogical higher school educational environment by the physical training faculty students

The article presents the analysis of the value judgment of pedagogical higher school educational environment by physical training faculty students, the degree of students` usage of educational environment resources has been considered. Degree of mastering of educational resources of University by the students of faculty of physical training and at the same time their personal and professional development, depend on those purposes and motives which they put before themselves at different stages of vocational training.

Текст научной работы на тему «Субъективная оценка студентами факультета физической культуры образовательной среды педагогического вуза»

Контактная информация: tn_shurukhina@mail.ru УДК 378; 37.032; 159.9.072

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Елена Петровна Якимович, старший преподаватель, Дальневосточный Федеральный университет,

Уссурийск

Аннотация

В статье представлен анализ субъективной оценки образовательной среды педагогического вуза студентами факультета физической культуры, рассматривается степень использования ими ресурсов образовательной среды. Степень освоения студентами факультета физической культуры образовательных ресурсов Университета и вместе с тем их личностное и профессиональное развитие, зависят от тех целей и мотивов, которые они ставят перед собой на разных этапах профессионального обучения.

Ключевые слова: субъективная оценка образовательной среды, тип образовательной среды, модальность образовательной среды.

VALUE JUDGMENT OF THE PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT BY THE PHYSICAL TRAINING FACULTY STUDENTS

Elena Petrovna Jakimovich, the senior teacher,

The Far Eastern Federal University,

Ussuriisk

Annotation

The article presents the analysis of the value judgment of pedagogical higher school educational environment by physical training faculty students, the degree of students' usage of educational environment resources has been considered. Degree of mastering of educational resources of University by the students of faculty of physical training and at the same time their personal and professional development, depend on those purposes and motives which they put before themselves at different stages of vocational training.

Keywords: value judgment of educational environment, type of educational environment, modality of educational environment.

Определение типа образовательной среды университета

В основу экспертизы образовательной среды университета мы положили определение ее типа, для этого использовалась методика векторного моделирования образовательной среды В. Ясвина [3].

В результате образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех типов, выделенных Я. Корчаком:

- догматическая образовательная среда - формирует пассивного и зависимого студента;

- карьерная образовательная среда - способствует развитию активного, но зависимого студента;

- безмятежная образовательная среда - способствует формированию свободной, но пассивной личности;

- творческая образовательная среда - способствует развитию свободной и активной личности.

Всего нами было проанкетировано 163 студента факультета физической культуры, из них 30 студентов первого курса, 32 - второго курса, 27 - третьего курса, 29 - четвертого курса и 45 - пятого курса.

Как иллюстрируют данные таблицы 1, в оценке студентами образовательной среды университета нет единой позиции, но в то же время, можно сделать вывод, что исследуемая образовательная среда способствует развитию активных личностей.

Таблица 1

Субъективная оценка образовательной среды студентами факультета физической

культуры

№ Тип образовательной среды Количество человек %

1. Творческая среда 40 24,50

2. Карьерная среда 64 39,30

3. Догматическая среда 31 19,00

4. Безмятежная среда 28 17,20

На фоне отсутствия единой позиции в оценке образовательной среды студентами факультета физической культуры ярко выражено однообразие в определении типа среды среди студентов, обучающихся на одном и том же курсе (табл.2).

Таблица 2

Оценка образовательной среды студентами разных курсов факультета физической

культуры

№ Тип образовательной среды Количество человек

I курс II курс III курс IV курс V курс

1. Творческая среда 4 1 8 27

2. Карьерная среда 12 9 11 17 15

3. Догматическая среда 9 8 9 2 3

4. Безмятежная среда 9 11 6 2

Различия в оценке образовательной среды университета студентами разных курсов обучающихся на факультете физической культуры позволяют сделать вывод о том, что они в разной степени используют те возможности, которые предоставляет им учебное заведение. Безусловно, степень освоения этих возможностей каждым студентом зависит от его активности и желания развиваться, но вместе с тем необходимо отметить, что студенческая активность регулируется характером образовательной среды вуза. Поэтому, нам видится целесообразным, определить коэффициент модальности образовательной среды университета.

Определение коэффициента модальности образовательной среды университета

Коэффициент модальности показывает степень использования учащимися развивающих возможностей (ресурсов среды). Как следует из таблицы 3, большинство студентов по не используют предлагаемые средой возможности в полной мере (коэффициент модальности ниже единицы). Суммарно, лишь 25,7% студентов не только активно используют ресурсы образовательной среды, но и сами организуют для себя новые развивающие возможности.

Наблюдается тенденция к увеличению коэффициента модальности от первого к пятому курсу (табл. 4). Таким образом, можно сделать вывод о том, что ресурсы образовательной среды университета студентами осваиваются постепенно. Это связано с временным фактором обучения: у студентов I и II курсов, только начинает осуществляться адаптация к новым условиям обучения и воспитания, а субъектная позиция в достаточной степени еще не сформирована и они не желают, по тем или иным причинам, использовать для личностно-профессионального развития условия, создаваемые учебным заведением.

Таблица 3

Степень использования студентами факультета физической культуры ресурсов ___________________________образовательной среды________________________________

№ Коэффициент модальности Количество человек %

1. 1,3 11 6,7

2. 1,2 15 9,2

3. 1,1 16 9,8

4. 1,0 13 8,0

5. 0,9 35 21,5

6. 0,8 14 8,6

7. 0,7 31 19,0

8. 0,6 14 8,6

9. 0,5 12 7,4

10. 0,4 2 1,2

Таблица 4

Степень использования студентами разных курсов факультета физической культу-

№ Коэффициент модальности Количество человек

I курс II курс III курс IV курс V курс

1. 1,3 3 8

2. 1,2 3 1 11

3. 1,1 3 1 4 5 3

4. 1,0 1 2 10

5. 0,9 9 7 7 10 2

6. 0,8 1 1 4 8

7. 0,7 9 8 9 2 3

8. 0,6 6 5 1 2

9. 0,5 3 4 5

10. 0,4 2

В связи с этим, мы считаем целесообразным, исследовать изменение учебной мотивации студентов, обучающихся на разных курсах факультета физической культуры.

Кроме того, своих исследованиях Щетинина С.Ю.[2] отмечает, что большую часть студентов дальневосточных вузов составляют сельские школьники, и сельская среда существенно отличается от городской, что в свою очередь осложняет их адаптацию к городской образовательной среде.

Оценка учебной мотивации студентов факультета физической культуры

Для этого использовалась методика диагностики учебной мотивации студентов, авторами которой являются А.А.Реан и В.А.Якунина в модификации Н.Ц.Бадмаевой [1].

Согласно полученным данным (табл. 5), основным учебным мотивом у студентов-первокурсников является мотив избегания (средний балл 3,40). Основной причиной, по которой они обучаются в Университете, является стереотип необходимости получения высшего профессионального образования, зачастую в угоду родителям, и как следствие, у них наблюдается крайне низкая мотивация к учебно-познавательной (1,30), творческой деятельности (1,50), приобретению профессиональных умений и навыков (1,50). По-видимому, именно этот фактор предопределяет низкую степень освоения ресурсов образовательной среды вуза студентами начальных курсов факультета физической культуры. У второкурсников тоже приоритетными являются коммуникационные мотивы (3,10) и мотивы избегания (3,20). А у студентов III курса повышается интерес к учебнопознавательной деятельности (2,82), творческой (2,95) и профессиональной самореализации (2,06). На старших курсах (IV и V) уровень притязаний у студентов возрастает, они

более полно отождествляют себя с выбранной профессией и основными учебными мотивациями становятся мотивы творческой самореализации (3,72 и 4,05), учебнопознавательные (3,20 и 3,84), профессиональные мотивы (1,90 и 2,48) и мотивы престижа (3,42 и 3,21).

Таблица 5

Учебная мотивация студентов факультета физической культуры разных курсов

№ Мотивы обучения Средний балл

I курс II курс III курс IV курс V курс

1. Коммуникационные мотивы 2,75+0,36 3,10+0,20 3,28+0,18 3,50+0,03 3,23+0,06

2. Мотивы избегания 3,40+0,39 3,20+0,17 2,80+0,16 2,25+0,27 2,34+0,15

3. Мотивы престижа 2,60+0,84 2,50+0,13 3,05+0,04 3,42+0,25 3,21+0,42

4. Профессиональные мотивы 1,50+0,53 1,65+0,19 2,06+0,17 1,90+0,04 2,48+0,24

5. Мотивы творческой самореализации 1,50+0,04 2,17+0,14 2,95+0,06 3,72+0,21 4,05+0,32

6. Учебно-познавательные мотивы 1,30+0,01 2,10+0,05 2,82+0,15 3,20+0,02 3,84+0,21

7. Социальные мотивы 2,00+0,07 1,90+0,04 1,55+0,09 2,10+0,24 1,80+0,20

На старших курсах происходят перемены в мотивационно-ценностной ориентации студентов, и у них уже отчетливо проявляется потребность в личностной и профессиональной самореализации. Это дает нам возможность сделать вывод о том, что степень освоения студентами факультета физической культуры образовательных ресурсов Университета и вместе с тем их личностно-профессиональное развитие, зависят от тех целей и мотивов, которые они ставят перед собой на разных этапах профессионального обучения.

Таким образом,, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты, обучающиеся на одном и том же факультете и имеющие равные возможности, по-разному оценивают образовательную среду: от идеальной творческой до неэффективной безмятежной, и во многом это зависит от тех целей, с которыми они пришли обучаться в университет. В зависимости от мотивов, которые меняются с течением времени, при переходе с одного курса на другой степень использования ресурсов образовательной среды изменяется.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаев, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Электронный ресурс] / Н.Ц. Бадмаев // иКЬ : http://www.center-

п1р.ги/ПЬгапУ$55/п1р/Ьа(1тасу.1ПтГФНР8Е88[Р=6уцШа11шИс41угт1ГИ9сса51 - Дата обращения 30.06.2011.

2. Щетинина, С.Ю. Адаптация сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами физкультурно-спортивной среды // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 110-114.

3. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. - М. : Сентябрь, 2000. - 125 с.

Контактная информация: 11021977ay@mai1.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.