Научная статья на тему 'Саморазвитие курсантов в образовательной среде военного вуза'

Саморазвитие курсантов в образовательной среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADAPTATION / SELF-DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Владимир Борисович

Статья посвящена обоснованию педагогических средств активизации саморазвития курсантов-первокурсников в образовательной среде военного вуза средствами физического воспитания, развития их умений, навыков и личностных качеств, в процессе физической подготовки, раскрытию связей саморазвития и физической подготовки в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-development of cadets in the educational environment of military higher school

The article is devoted to the justification of pedagogical methods for enhancement of first-year cadets self-development in the educational environment of the military higher school by means of physical education, development of their abilities, skills and personal qualities in the process of physical training, disclosure of self-development and physical training connection at military higher school.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие курсантов в образовательной среде военного вуза»

тики города и региона по приобщению студентов к культурному наследию страны, региона и в целом человеческой цивилизации, привитие студентам гуманистических идей. К этой группе условий можно отнести и социальный статус учителя, отношение общественности к этой профессии, и осознание, ею, роли учителя в развитии современного общества.

Таким образом, образовательная среда вуза является важнейшим многокомпонентным ресурсом развития будущего учителя физической культуры, как личности и как грамотного специалиста, условием его самоактуализации и самореализации, через совместную деятельность субъектов образования и взаимоотношение между ними и элементами образовательной системы. Необходимо отметить, что в силу своих индивидуальных особенностей студенты по-разному используют возможности, предоставляемые им образовательной средой, в результате чего не всегда можно получить желаемый результат при проектировании образовательных сред.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деряба, С. Д. Формирование ценностей ориентации воспитанников образовательных учреждений // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 39-43.

2. Ильченко, О. А. Стандартизация новых образовательных технологий // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 42-47.

3. Педагогика профессионального образования / [ Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев,

A.Г. Пашков и др.] ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

4. Щетинина, С.Ю. Повышение эффективности физической культуры учащихся на основе гуманитаризации физкультурно-спортивной среды // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 213-217.

5. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию /

B. А. Ясвин - М. : Изд-во «Смысл», 2001. - 365 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378

САМОРАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО

ВУЗА

Владимир Борисович Яковлев, соискатель,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

Статья посвящена обоснованию педагогических средств активизации саморазвития курсан-тов-первокурсников в образовательной среде военного вуза средствами физического воспитания, развития их умений, навыков и личностных качеств, в процессе физической подготовки, раскрытию связей саморазвития и физической подготовки в военном вузе.

Ключевые слова: образовательная среда, адаптация, саморазвитие, физическая подготовленность.

SELF-DEVELOPMENT OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF

MILITARY HIGHER SCHOOL

Vladimir Borisovich Jakovlev, the competitor,

The St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The article is devoted to the justification of pedagogical methods for enhancement of first-year cadets self-development in the educational environment of the military higher school by means of physical

education, development of their abilities, skills and personal qualities in the process of physical training, disclosure of self-development and physical training connection at military higher school.

Keywords: educational environment, adaptation, self-development, physical fitness.

Основную категорию обучаемых военного вуза составляют курсанты, готовящиеся к получению военной специальности и занятию соответствующих офицерских должностей. Качество подготовки молодежи к военной службе в немалой степени зависит от успешности адаптации к новой среде - образовательной среде военного вуза, готовности к перенесению значительных физических и морально-психологических нагрузок.

Понятие «образовательная среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (обучающимся)^]. Под образовательной средой военного вуза понимается система факторов и условий формирования личности курсанта, определенных укладом жизнедеятельности войск, и включающих различные виды средств и содержания образования, обеспечивающие продуктивную профессиональную подготовку будущих офицеров [2].

Образовательная среда - это целостная система качественных характеристик внутренней жизни вуза, которая:

- определяется конкретными учебно-воспитательными задачами, которые стоят перед военным институтом и решаются в его повседневной деятельности;

- проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся учебные программы, организация процесса обучения, тип взаимодействия научно-педагогического состава с курсантами, качество оценок, организация повседневной жизнедеятельности, материально-техническое оснащение, состояние и оборудование учебных аудиторий и т.п.);

- комплексно оценивается по тем эффектам в личностном (самооценка, уровень притязаний, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в воинском коллективе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном и физическом развитии которого она позволяет достичь.

Одной из целевых установок в Основной профессиональной образовательной программе (приказ главнокомандующего внутренних войск МВД РФ от 31 января 2007 г. № 34), является подготовка офицера-выпускника с высоким уровнем физической подготовленности, уверенного в своих силах, инициативного, обладающего высокой степенью психологической устойчивости, знающего теорию физической подготовки, владеющего методикой обучения упражнениям, приемам и действиям из Наставления по физической подготовке, умеющего организовывать и проводить все формы физической подготовки для обеспечения физической готовности военнослужащих к выполнению служебнобоевых задач.

Эффективность деятельности военного вуза, напрямую зависит от уровня физической подготовленности курсантов, и система физической подготовки имеет ряд особенностей:

- в структуре профессионально-значимых качеств ведущее место занимают военно-прикладные навыки и физические качества (развитие общей, силовой и скоростной выносливости, силы, быстроты и ловкости);

- формирование психических качеств является опосредованной, сопутствующей задачей физической подготовки;

- групповые способы организации физической подготовки являются превалирующими как в процессе обучения в вузе, так и в службе в войсках;

- примеры профессиональной деятельности создают установку в необходимости занятий физической подготовкой и спортом в интересах эффективного решения учебно-боевых задач;

- в поле активности субъекта на протяжении всего процесса обучения находят-

ся интересы двигательного совершенствования;

- занятия физической подготовкой оказывают видимое положительное влияние на успешность овладения другими предметами обучения;

- административно-командные способы управления деятельностью курсантов в процессе занятий физической подготовкой соответствуют предполагаемому предназначению и создают пример для последующего использования в деятельности выпускников;

- физическая подготовка и спорт носят выраженный военно-прикладной характер;

- имеет место значительный перечень задач физической подготовки по формированию специальных качеств. При этом все они имеют определяющее значение для обеспечения высокой продуктивности профессиональной деятельности;

- построение физической подготовки на базе идеи специальной направленности позволяет получить максимальный образовательный эффект в силу наличия механизма прямого переноса физических качеств, двигательных умений и навыков на предстоящую профессиональную деятельность.

Одним из условий успешной адаптации курсанта-первокурсника к физическим нагрузкам в образовательной среде военного вуза можно назвать формирование у него интереса и желания заниматься физической культурой и спортом - желания саморазвивать-ся.

В современной образовательной ситуации саморазвитие является основополагающим фактором в формировании общепрофессиональных и специальных компетенций военнослужащего.

Начавший обучение в военном вузе молодой человек неизменно начинает свой, личный процесс приспособления к особенностям военной организации, конкретной специальности, условиям быта и новому социальному окружению - процесс, который принято называть профессиональной адаптацией. Для уточнения средовых факторов развития физических способностей, а также выявления стимулов и средств активизации личной заинтересованности, курсантов-первокурсников Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России в совершенствовании индивидуальной физической подготовленности, нами проведено анкетирование (таблица).

Таблица

Средовые факторы развития физических способностей, влияющие на саморазвитие

курсантов

Вопросы анкеты Ответило курсантов, %

1. Количество курсантов занимавшихся различными видами спорта до поступления в ВУЗ, из них: 92

- спортивными играми 45

- единоборствами 32

- плаванием 15

2. Самостоятельно занимаются физической подготовкой в свободное от занятий время, из них: 67

- силовой подготовкой 31

- спортивными играми 9

- единоборствами 20

- беговыми упражнениями 7

3. Что заставляет самостоятельно занимаются физической подготовкой:

- желание иметь хорошее физическое развитие и здоровье 40

- восприятие физической подготовки, как средства развлечения и отдыха -

- средство повышения уровня физической подготовленности в целях выполнения требований программы обучения 39

Вопросы анкеты Ответило курсантов, %

- средство снятия нервного и эмоционального напряжения 11

- способ самоутверждения 10

4. Трудности и недостатки, возникающие и имеющие место на плановых занятиях по физической подготовке с преподавателем:

- чрезмерная физическая нагрузка 48

- недостаточная физическая нагрузка 8

- присутствие большого количества обучаемых 9

- занятия проводятся не интересно 35

5. Побудило бы лично заниматься совершенствованием своей физической подготовленности:

- стимулирование более частыми увольнениями 32

- менее частое привлечение для несения службы в нарядах 3

- получение денежного содержания пропорционально своей физической подготовленности -

- нет необходимости в дополнительных стимулах 65

Проведенное анкетирование позволило уточнить средовые факторы развития физических способностей, которые определяют формирование у курсантов устойчивости к физическим нагрузкам.

Устойчивость к физическим нагрузкам рассматривается нами как показатель успешной адаптации курсантов-первокурсников.

К условиям успешной адаптации нами так же отнесены:

- желание иметь хорошее физическое развитие и здоровье;

- средства снятия нервного и эмоционального напряжения и способ самоутверждения.

Таким образом, саморазвитию курсанта в образовательной среде военного вуза на первом курсе способствуют условия преодоления трудностей адаптации к физическим нагрузкам. Саморазвитие курсанта обеспечивает актуализацию внутренних потенциалов и является необходимым условием развития личностных и профессиональных качеств будущего офицера. Курсанты, преодолевшие трудности на начальных этапах физической подготовки, окажутся более успешными в обучении, так как физическая подготовка тесно взаимосвязана с военно-профессиональными учебными дисциплинами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивашко, Н.Н. Образовательная среда : подходы к определению // Вестник Владимирского юридического института. - Владимир, 2007. - № 1 (2). - С. 245.

2. Бережнова, Л.Н. Научная организация управления качеством подготовки военного специалиста / Л.Н. Бережнова, А.В. Фетисов // Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов : материалы межвуз. науч.-техн. конф. 6-7 апреля 2010 г. - Петродворец, 2010. - С. 35.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.