Научная статья на тему 'Образовательная среда как фактор развития личности будущих специалистов'

Образовательная среда как фактор развития личности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / образование / обучение / воспитание / образовательные маршруты / личностные и профессиональные качества / профессиональная деятельность / рефлексия / диагностические методики / educational environment / education / training / upbringing / educational routes / personal and professional qualities / professional activity / reflection / diagnostic techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Татьяна Николаевна, Илларионова Дарья Дмитриевна

В современном образовании наблюдаются изменения, подчеркивающие важность эффективной образовательной среды для профессиональной подготовки специалистов. Целью работы являлось рассмотрение особенностей образовательной среды как фактора развития личности будущих специалистов. Понятие «образовательная среда» включает новые подходы к учебному процессу, позволяя учащимся выбирать образовательные маршруты. Актуальность проблемы проектирования образовательной среды подчеркивается в психолого-педагогической литературе, при этом важно не забывать о формировании личности специалиста с профессиональными навыками, ориентированного не только на мир современного производства, но и на социальные взаимоотношения, развитие сотрудничества и взаимовыгодного партнерства. В статье рассмотрен подход к разработке самодиагностики будущих специалистов и развитию у них навыков профессиональной рефлексии с использованием онлайн технологий, дистанционного обучения и тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумакова Татьяна Николаевна, Илларионова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS

There are changes in modern education that emphasize the importance of an effective educational environment for the professional training of specialists. The purpose of the work was to consider the features of the educational environment as a factor in the development of the personality of future specialists. The concept of “educational environment” includes new approaches to the educational process, allowing students to choose educational routes. The relevance of the problem of designing the educational environment is emphasized in the psychological and pedagogical literature, while it is important not to forget about the formation of the personality of a specialist with professional skills, focused not only on the world of modern production, but also on social relationships, the development of cooperation and mutually beneficial partnership. The article considers an approach to the development of self-diagnostics of future specialists and the development of their professional reflection skills using online technologies, distance learning and testing

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как фактор развития личности будущих специалистов»

Образовательная среда как фактор развития личности будущих специалистов

Чумакова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» E-mail: tana201025@mail.ru

Илларионова Дарья Дмитриевна,

магистрант, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

E-mail: mezentsevadasha@rambler.ru

В современном образовании наблюдаются изменения, подчеркивающие важность эффективной образовательной среды для профессиональной подготовки специалистов. Целью работы являлось рассмотрение особенностей образовательной среды как фактора развития личности будущих специалистов. Понятие «образовательная среда» включает новые подходы к учебному процессу, позволяя учащимся выбирать образовательные маршруты. Актуальность проблемы проектирования образовательной среды подчеркивается в психолого-педагогической литературе, при этом важно не забывать о формировании личности специалиста с профессиональными навыками, ориентированного не только на мир современного производства, но и на социальные взаимоотношения, развитие сотрудничества и взаимовыгодного партнерства. В статье рассмотрен подход к разработке самодиагностики будущих специалистов и развитию у них навыков профессиональной рефлексии с использованием онлайн технологий, дистанционного обучения и тестирования.

Ключевые слова: образовательная среда, образование, обучение, воспитание, образовательные маршруты, личностные и профессиональные качества, профессиональная деятельность, рефлексия, диагностические методики.

Концепция «образовательная среда» связана с новыми подходами к учебному процессу и представлением учебной организации как места, где обучающиеся могут выбирать различные образовательные маршруты, что позволяет им самостоятельно определить свою профессиональную деятельность, в то время как преподавателям создаются условия для успешной адаптации молодых специалистов в современном обществе.

Проектирование образовательной среды - актуальная проблема, которая продолжается развиваться, обсуждаться и изучаться, как указывают многочисленные публикации в психолого-педагогической литературе [8]. Однако, при рассмотрении этой проблемы мы не можем игнорировать формирование обширной личности специалиста с уже сформированными профессионально значимыми навыками. Здесь на первый план выходят индивидуальные особенности каждого человека

История учит нас, что процессы обучения и воспитания могут быть эффективными только тогда, когда образовательная среда учебного заведения полностью раскрывает индивидуальные способности и креативный потенциал.

В конце XX века В.В. Рубцов внес значительный вклад в исследование проблемы образовательной среды [1]. Его работы подробно представляют теоретические модели организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся и педагогов в образовательных средах с использованием информационно-компьютерных технологий.

Образовательное пространство, основанное на принципе сотрудничества, обеспечивает обучающимся возможность обучаться в групповых проектах, обмениваться опытом и знаниями, а также развивать навыки работы в команде. Это стимулирует активное их участие в процессе обучения, повышает их мотивацию и способствует развитию личностных качеств. При этом педагог не только передает ученикам знания и навыки, но и создает благоприятную атмосферу для их развития. Педагог обучает правилам общения, способам решения проблем, а также развивает их критическое мышление и самостоятельность. В результате такой образовательной среды, обучающиеся становятся более компетентными и уверенными в своих возможностях.

Важно различать образовательную среду в широком и узком смысле.

В самом общем понимании образовательная среда представляет собой сложную конструкцию

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

социальных, и моральных и этических условии, в которых обучающиеся осваивают свои социальный и культурный опыт. Эта среда является основным фактором развития личности и одновременно меняется под влиянием инициативы индивида. Это наиболее заметно в мастерстве педагогов 1920-1930-х годов двадцатого века. В связи с этим, вопросы взаимодействия человека и среды остаются действенными и рассматриваются в различных научных областях, таких как педагогика, психология, философия и др.

Рассматривая образовательную среду, как среду образовательной организации или же локальную образовательную среду, представляющей собой специфическое объединение субъектов образовательной системы, между которыми устанавливаются целеобразованные связи, то под средой понимается непосредственный мир обучающегося.

Важно отметить, что не каждая среда может стать образовательной. Только та среда, в которой человек вступает в многочисленные связи с окружающим миром, способствует процессу приобретения новых адаптивных качеств, которые позволяют ему эффективно решать сложные жизненные задачи. Деятельность образовательной среды обусловлена нормативно-правовыми актами, регулирующими социальные и экономические отношения [7, 2].

Согласно функциональному подходу (В.А. Ясви-на, Ю.С. Мануйлова и др.), образовательная среда - это заранее заданная реальность, в которой находится обучающийся, и через которую формируется его образ жизни и развитие личности будущего специалиста. В соответствии с социально-психологическим подходом, образовательная среда определяется как условие для создания смыслов человеком в процессе взаимодействия с окружающим миром [1, 2].

Анализ различных концептуальных подходов позволяет моделировать разные варианты взаимодействия личности и образовательной среды. При этом необходимо учитывать взаимосвязь условий и факторов, влияющих на человека и обеспечивающих полноценное развитие личности будущего специалиста.

При проектировании образовательной среды важно учитывать ее многоуровневый характер [8]. Это поможет создать более эффективную и качественную систему обучения.

Первый уровень - это образовательная система в широком смысле, определяющая содержание и основные элементы образовательной среды в социальном заказе. Этот уровень включает в себя государственные и неправительственные организации, а также образовательные стандарты и программы.

Второй уровень очень важный, поскольку обеспечивает доступ к современным технологиям и инструментам для обучения, он объединяет ИКТ, сеть-интернет, учебно-методические комплексы, программное обеспечение, используемые

в учебно-образовательном процессе и ориентирован на компетентность будущих специалистов.

Третий уровень - медиапространство, т.е., интеллектуальные и образовательные ресурсы, предназначенные для педагогов и обучающихся. Этот уровень включает в себя книги, журналы, видеоматериалы, музеи, театры и другие культурные учреждения, которые способствуют развитию личности и укреплению знаний. Образовательная среда должна быть гибкой и адаптивной, чтобы соответствовать потребностям разных ступеней образования и различных видов учебных заведений. Взаимодействие между этими тремя уровнями обеспечит более качественное и интегрированное образование для обучающихся.

Помимо образовательного, информационно-электронного и научно-исследовательского компонентов образовательная среда включает эмоциональный климат, определяющий уровень межличностных отношений.

По нашему мнению, основные составляющие образовательной среды можно разделить на следующие группы: государственные и негосударственные образовательные организации; институты повышения квалификации, предоставляющие бюджетные и коммерческие услуги; интернет-издания, редакции и издательства; ресурсы ППС; система научного и методического обеспечения, а также комплексов учебно-методических материалов.

Критерии проектирования образовательной среды: индивидуализация образования; исключительность, нестандартность обучающей среды; анализ внешних и внутренних мотивов.

Качество образовательной среды определяется способностью обеспечить возможность решения образовательных задач и преобразования их в жизненные ценности для всех участников образовательного процесса. Возможности образовательной среды, а также возможности воспитания и повышения качества образования, включены в круг источников развития социальной опытности как личности, так и профессионала.

Развитие творческого потенциала может происходить одновременно в нескольких разных образовательных средах, где человек работает или учиться. Это включает институты повышения квалификации специалистов, профессиональные сообщества и др.

Тесное общение с разными профессиональными группами способствует развитию квалифицированного потенциала сотрудников, что является важным аспектом современного образования. Сегодня образовательная среда рассматривается как объект управления, и формирование образовательной среды является одним из наиболее важных направлений деятельности педагога.

Образовательная среда представляется в нашем понимании как специально созданная, являясь организованной частью образовательного пространства. Эта совокупность обстоятельств является полноценной профессиональной подго-

товкой и выступает посредником между освоением передовых технологий и педагогическим коллективом.

Анализ трудов (В.Н. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.П. Подласый, Г.С. Сухобская) по проблеме формирования личностных качеств обучающихся, дает возможность предложить собственный подход к теме, которую считаем весьма актуальной в эпоху самостоятельного обучения и новых образовательных технологий. Вполне логично, что выбранная обучающимся специальность диктует ряд личностных качеств, на развитии которых нужно акцентировать внимание. Так, например, профессионально важными качествами педагога (направление подготовки Педагогическое образование) являются эрудиция, увлеченность, широкий культурный кругозор, самообладание. Именно они способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности и достижению мастерства. Необходимо выработать у студентов осознание важности сохранности человеческой жизни и здоровья, ответственного отношения к нормам и правилам безопасной профессиональной деятельности в энергетическом производстве [5]. Однако нет единого формата или подхода к развитию личных качеств будущих специалистов, так как они значительно отличаются в зависимости от сферы деятельности и особенностей производства.

Одна из основных проблем формирования личностно-профессиональных качеств заключается в недостаточной основе знаний о процессах их формирования [6]. Если формирование данных качеств не будет интегрировано в воспитательные и образовательные технологии вместе с «наращиванием» профессиональных компетенций, то, сложно согласовать все компоненты образовательной программы и произвести данный процесс в устойчивый и призванный.

На личностные особенности будущих специалистов влияет не только образовательная программа, но сами обучающиеся зависят от других, среди которых они взаимодействуют, и могут варьировать и корректировать своё поведение в зависимости от межличностного климата в учебной группе. Этот процесс определяется идентификацией с принятым поведением в конкретной социально-образовательной среде, а также сопоставлением с собой других индивидуумов.

Исследования показывают, что процесс формирования профессиональной идентичности будущих специалистов зависит от различий в их поведении на работе и вне ее [10]. Более того, так называемые, языковые и коммуникативные кодировки, используемые студентами вне работы имеют сходства с теми, которые они собираются использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Вторым значимым фактором формирования профессиональных характеристик являются ролевые модели, которые окружают студентов. Это особенно проявляется в педагогической сфере, когда преподаватели становятся образцами для своих студентов.

Исследования Тиммермана установило, что студенты обращаются к ролевым моделям преподавателей для определения собственных ориентиров для будущего преподавания. Автор отмечает, что молодые люди выбирают различные ролевые модели для развития положительных сторон своего характера. Роли выбираются не только из сферы близких и семьи, а из тех положительных характеристик человека, которые ценятся всеми в цивилизованном обществе, такие как: как, добропорядочность, толерантность, взаимоуважение, умение корректно взаимодействовать с другими людьми. Поэтому, основная задача заключается в поддержании студентами осознания этого процесса и их личной ответственности за него [3, 4].

Существуют многочисленные технологии самоанализа среди студентов в рамках профессиональной ориентации, однако, наша цель состоит в разработке более современного подхода к самодиагностике будущих педагогов и развитию у них навыков профессиональной рефлексии с использованием онлайн-технологий, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также тестирования.

Разрабатываемый тест [3] для определения соответствия личностных качеств осваиваемой профессии состоит из двух парных разделов. Первый блок определяет компетентность педагога и помогает студентам сформировать образ идеального преподавателя, второй - определяет реакцию студентов на рабочие ситуации, соответствующие требованиям, предъявляемым к педагогам, а также выявляет личные качества, которые недопустимые для работников в образовательном пространстве. После прохождения первого блока студенту предоставляется подробный анализ его ответов и выводы о том, какие аспекты еще нужно улучшить. Вторая парная часть текста имеет структурированный демонстрационный характер. Открытые вопросы упрощают анализ результатов первого блока и позволяют обучающимся увидеть основные особенности полученного заключения и выводы о том, над какими аспектами необходимо поработать.

Тест проводится онлайн на платформе е^е-my.com с осуществляющим контролем, персональные результаты студентов хранятся на протяжении всего периода обучения. Тест может отправляться систематически по завершению каждого полугодия, учитывая таким путем способность развития личностных качеств каждого студента. Преподавателю целесообразно ознакомиться с результатами тестирования и оставить отзыв каждому студенту с рекомендациями. Онлайн-среда облегчает процесс тестирования и анализ. После полученных результатов, вносят изменения в процесс обучения.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод: формирование личности будущего специалиста в процессе профессионального образования требует создания специальной образователь-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ной среды, насыщенной природными, информационными, производственными объектами и мотивирования будущих специалистов к полноценному освоению профессиональных компетенций.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Бордовская, Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды I Н.В. Бордовская [Электронный ресурс] II Человек и образование. - 2013 - № 2 (35). -Режим доступа: https:IIcyberleninka.ru/articleInI vyzovyvremeni-i-novye-modeli-razvivayuschey-obrazovatelnoy-sredy.

Овчинников, Д.Д. Интегрированная учебная среда аграрного вуза как основа современных образовательных технологий I Д.Д. Овчинников, Т.Н. Чумакова - Текст: непосредственный II Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2020. - № 3-2(37). -С. 64-68.

Гаранина, Ж.Г. Особенности формирования психологической компетентности будущих специалистов в процессе профессионального саморазвития I Ж.Г. Гаранина. - Текст: непосредственный. II Наука, образование, общество. - 2017. - № 1(11). - С. 56-61 Журавлева, Т.Л. Пути преобразования личностных качеств в профессиональные качества у обучающихся образовательной организации системы МВД России /Т.Л. Журавлева -Текст: непосредственный II Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2019. - № 2 (82). - С. 208-216. Чумакова, Т.Н. Общая характеристика образовательной среды вуза /Т.Н. Чумакова - Текст: непосредственный II Совершенствование науки в наши дни: междисциплинарные аспекты. - Ростов-на-Дону, 2022. -С.183 Романов, Д.А. Процессуальные модели становления личностно-профессиональных качеств /Д.А. Романов - Текст: непосредственный II Научные труды КубГТУ. - 2015. - № 3. -С. 1-24.

Подласый, И.П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 2: учебник для вузов I И.П. Подласый. - Текст: непосредственный - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 318 с.

Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы I В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - Текст: непосредственный. -М.: МГППУ, 2002. - 272 с. Johnson S.K., Buckingham M.H., Morris S.L, & co. Adolescents' Character Role Models: Exploring Who Young People Look Up to as II Examples of How to Be a Good Person, Research in Human Development. - (2016). - 132. P.

10. Tomlinson M., Jackson D. Professional identity formation in contemporary higher education students // Studies in Higher Education. - 2019.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS

Chumakova T.N., Illarionova D.D.

Don State Agrarian University

There are changes in modern education that emphasize the importance of an effective educational environment for the professional training of specialists. The purpose of the work was to consider the features of the educational environment as a factor in the development of the personality of future specialists. The concept of "educational environment" includes new approaches to the educational process, allowing students to choose educational routes. The relevance of the problem of designing the educational environment is emphasized in the psychological and pedagogical literature, while it is important not to forget about the formation of the personality of a specialist with professional skills, focused not only on the world of modern production, but also on social relationships, the development of cooperation and mutually beneficial partnership. The article considers an approach to the development of self-diagnostics of future specialists and the development of their professional reflection skills using online technologies, distance learning and testing.

Keywords: educational environment, education, training, upbringing, educational routes, personal and professional qualities, professional activity, reflection, diagnostic techniques.

References

1. Bordovskaya, N.V. Challenges of time and new models of a developing educational environment / N.V. Bordovskaya [Electronic resource] // Person and education. - 2013 - No. 2 (35). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/ri/vyzovyvremeni-i-novye-modeli-razvivayuschey-obrazovatelnoy-sredy.

2. Ovchinnikov, D.D. Integrated learning environment of an agricultural university as the basis of modern educational technologies / D.D. Ovchinnikov, T.N. Chumakova - Text: direct // Bulletin of the Don State Agrarian University. - 2020. - No. 3-2(37). -pp. 64-68.

3. Garanina, Zh.G. Features of the formation of psychological competence of future specialists in the process of professional self-development / Zh.G. Garanina. - Text: direct. // Science, education, society. - 2017. - No. 1(11). - P. 56-61

4. Zhuravleva, T.L. Ways to transform personal qualities into professional qualities among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / T.L. Zhuravleva -Text: direct // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - No. 2 (82). - pp. 208-216.

5. Chumakova, T.N. General characteristics of the educational environment of the university / T.N. Chumakova - Text: direct // Improving science today: interdisciplinary aspects. - Rostov-on-Don, 2022. -P.183

6. Romanov, D.A. Processual models of the formation of personal and professional qualities / D.A. Romanov - Text: direct // Scientific works of KubSTU. - 2015. - No. 3. - P. 1-24.

7. Podlasy, I.P. Pedagogy in 2 volumes. Volume 2. Practical pedagogy in 2 books. Book 2: textbook for universities / I.P. Podlasy. - Text: direct - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. -318 p.

8. Rubtsov, V.V. Designing a developing educational environment for a school / V.V. Rubtsov, T.G. Ivoshina. - Text: immediate. -M.: MGPPU, 2002. - 272 p.

9. Johnson S.K., Buckingham M.H., Morris S.L., & co. Adolescents' Character Role Models: Exploring Who Young People Look Up to As // Examples of How to Be a Good Person, Research in Human Development. - (2016). - 132.P.

10. Tomlinson M., Jackson D. Professional identity formation in contemporary higher education students // Studies in Higher Education. - 2019.

СЧ CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.