Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН: ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗВИТИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН: ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗВИТИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АВТОНОМИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наволочная Юлия Вадимовна

Усиление внимания к совершенствованию подготовки педагогов делает актуальным рассмотрение профессиональной дискурсивной личности будущего педагога художественных дисциплин, ориентирующегося в потоке научной, культурной информации, готового участвовать в различных форматах профессиональной коммуникации, владеющего стратегиями понимания и создания профессионально-ориентированного дискурса в цифровой образовательной среде. Цель предлагаемого исследования -выявить характеристики профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин, необходимые для успешного выполнения специалистами своих профессиональных функций в современных постоянно меняющихся реалиях. Автор проводит научный анализ литературы и выделяет такие характеристики профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин, как автономность, креативность и критическое мышление. Для развития данных характеристик в процессе обучения иностранному языку необходимо создание языковой среды, обеспечивающей возможности для практики профессионального взаимодействия. В исследовании такой средой выступает цифровая образовательная среда, в которой студент овладевает умениями и навыками иноязычного профессионального общения, одновременно с этим формируя свою профессиональную направленность. В результате исследования было установлено, что обучение иностранному языку в цифровой образовательной среде способствует коммуникативно-когнитивному характеру обучения, ориентированному на развитие автономности, критического мышления и креативности профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наволочная Юлия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DISCURSIVE PERSONALITY OF AN ART TEACHER: ITS CHARACTERISTICS AND ENHANCING IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Today much attention is given to the importance of teachers' training. That is why the issue of a professional discursive personality of a future art teacher is of immediate interest. This person works easily with scientific and cultural information. He is ready to participate in various formats of professional communication and has strategies for understanding and creating a professional discourse in a digital educational environment. The purpose of the study is to identify some characteristics which are necessary for the successful performance of specialists' professional functions in today's constantly changing reality. After conducting the analysis of literature the author emphasizes main characteristics of the professional discursive personality of the art teacher such as autonomy, critical thinking and creativity. The necessity of enhancing the abovementioned characteristics while teaching a foreign language emphasizes the importance of a language environment for the practice of professional interaction. A digital educational environment is created to achieve this aim. This digital educational environment is used to develop the professional discursive personality of the art teacher that meets the requirements of modern society. The use of the digital educational environment allows students both to improve language skills and develop their professional discursive personalities. As a result of the study, it was found that teaching a foreign language in a digital educational environment contributes to the communicative-cognitive nature of learning focused on the enhancing the characteristics of the professional discursive personality of the art teacher.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН: ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗВИТИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-110-121 УДК: 378

Ю.В. Наволочная

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Профессиональная дискурсивная личность педагога художественных дисциплин: характеристики и развитие в цифровой образовательной среде при обучении иностранному языку

Усиление внимания к совершенствованию подготовки педагогов делает актуальным рассмотрение профессиональной дискурсивной личности будущего педагога художественных дисциплин, ориентирующегося в потоке научной, культурной информации, готового участвовать в различных форматах профессиональной коммуникации, владеющего стратегиями понимания и создания профессионально-ориентированного дискурса в цифровой образовательной среде. Цель предлагаемого исследования -выявить характеристики профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин, необходимые для успешного выполнения специалистами своих профессиональных функций в современных постоянно меняющихся реалиях. Автор проводит научный анализ литературы и выделяет такие характеристики профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин, как автономность, креативность и критическое мышление. Для развития данных характеристик в процессе обучения иностранному языку необходимо создание языковой среды, обе-го Ё спечивающей возможности для практики профессионального взаимодей-¡| 5 ствия. В исследовании такой средой выступает цифровая образовательная среда, в которой студент овладевает умениями и навыками иноязычного

° 5 н го

Ш I

^ § ¡5 профессионального общения, одновременно с этим формируя свою про-

^ и со

§ ш 8 фессиональную направленность. В результате исследования было уста° "1ло новлено, что обучение иностранному языку в цифровой образовательной

I— >= о © Наволочная Ю.В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

среде способствует коммуникативно-когнитивному характеру обучения, ориентированному на развитие автономности, критического мышления и креативности профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин.

Ключевые слова: профессиональная дискурсивная личность, цифровая образовательная среда, автономия, креативность, критическое мышление, педагог художественных дисциплин

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Наволочная Ю.В. Профессиональная дискурсивная личность педагога художественных дисциплин: характеристики и развитие в цифровой образовательной среде при обучении иностранному языку // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 110-121. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-1-110-121

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-110-121

Yu.V. Navolochnaya

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Professional discursive personality of an art teacher: Its characteristics and enhancing in the digital educational environment while teaching a foreign language

Today much attention is given to the importance of teachers' training. That is why the issue of a professional discursive personality of a future art

teacher is of immediate interest. This person works easily with scientific | °

and cultural information. He is ready to participate in various formats o |

of professional communication and has strategies for understanding and | g î|

creating a professional discourse in a digital educational environment. x y 2

CD

CK

The purpose of the study is to identify some characteristics which are necessary o-e-iS

o o ci.

for the successful performance of specialists' professional functions in today's (<u ¡pg constantly changing reality. After conducting the analysis of literature *

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 1

the author emphasizes main characteristics of the professional discursive personality of the art teacher such as autonomy, critical thinking and creativity. The necessity of enhancing the abovementioned characteristics while teaching a foreign language emphasizes the importance of a language environment for the practice of professional interaction. A digital educational environment is created to achieve this aim. This digital educational environment is used to develop the professional discursive personality of the art teacher that meets the requirements of modern society. The use of the digital educational environment allows students both to improve language skills and develop their professional discursive personalities. As a result of the study, it was found that teaching a foreign language in a digital educational environment contributes to the communicative-cognitive nature of learning focused on the enhancing the characteristics of the professional discursive personality of the art teacher. Key words: professional discursive personality, autonomy, creativity, digital educational environment, critical thinking, art teacher

CITATION: Navolochnaya Yu.V. Professional discursive personality of an art teacher: Its characteristics and enhancing in the digital educational environment while teaching a foreign language. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 1. Pp. 110-121. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-110-121

m i^vi^

F i= о 112

Введение

Приоритетную значимость в 2023 г., который объявлен Годом педагога и наставника, приобрела качественная подготовка педагогов, включающая гармоничное единство предметного, методического и психолого-педагогического компонентов, и обеспечивающая развитие личностного потенциала высококвалифицированных педагогов разных специальностей и направлений подготовки, в том числе педагогов художественных дисциплин.

Совершенствование подготовки педагогов, согласно «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» (http://government.ru/docs/45881/), способствует формированию способностей, которые в полной мере необходимы будущим педаго-

аг ко ин

^ гам художественных дисциплин: развивать личностные характеристики тая ени

2 I 1

х у т тироваться в потоке культурной информации; проектировать и осваивать цифровой образовательный контент; распространять российские

8 традиции и лучшие практики образовательного опыта в международ-

обучающихся на основе традиционных культурных ценностей; ориен-

ном научно-педагогическом пространстве. В этой связи неотъемлемым

показателем успешной профессиональной подготовки будущих педагогов художественных дисциплин является владение иностранным языком, открывающее доступ к мировым первоисточникам и в настоящих условиях выступающее в качестве «сферы личностного и профессионального роста будущего специалиста» [3, с. 1], в которой создаются условия для подготовки критически мыслящего педагога художественных дисциплин, готового участвовать в различных форматах профессиональной коммуникации, представлять результаты своей деятельности и аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, т.е. развития профессиональной дискурсивной личности специалиста.

Профессиональная дискурсивная личность, ответственная за адекватное коммуникативное поведение в профессиональной сфере и навыки работы с профессиональной информацией, и связанные с ней понятия становились предметом ряда исследований, посвященных специфике дискурсивной личности (В.И. Карасик (2016) [5], Л.Н. Синельникова (2011) [16]), описанию когнитивного стиля профессиональной дискурсивной личности (Т.А. Сидорова, Е.Р. Корниенко (2020) [15]). Однако характеристики профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин остаются недостаточно освещены.

В нашей статье мы обратимся к рассмотрению характеристик профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин, отвечающих требованиям цифровой экономики и развиваемых в цифровой образовательной среде при обучении иностранному языку.

Профессиональная дискурсивная личность и ее характеристики

Понимание сущности профессиональной дискурсивной личности неразрывно связано с изучением таких понятий как человек, индивид, личность и индивидуальность.

Рассмотрим определения данных понятий:

1) «человек - это живое существо <....>, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного»;

2) «индивид - человек как целостный и неповторимый представитель

рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими как | о предпосылки развития личности и индивидуальности» [17, с. 62]; ^

3) «личность - особое качество человека, приобретаемое им в ходе ^ § социализации и взаимодействия с другими людьми, личность способна ^ 5 т к самопознанию и саморазвитию

4) «индивидуальность - сво и личности индивида» [17, с. 62]

к самопознанию и саморазвитию» [1, с. 130]; Ц-е-го

4) «индивидуальность - своеобразие и неповторимость психики —э'

Анализируя данные определения, подчеркнем, что человек рождается индивидом, в процессе общения и взаимодействия с окружающими становится личностью, которая благодаря своей индивидуальности отличается от других людей.

Представители средневековой философии (Ф. Аквинский) и философии эпохи Возрождения (Н. Кузанский) определяли индивида как личностное единство души и тела, неотделимое от божественной личности, и утверждали, что личность занимает самую высокую позицию в природе среди других божественных творений, но ниже Бога и ангелов [2, т. 1, 2]. Д. Юм предполагал, что «личность - это связка восприятий, быстро сменяющих друг друга и находящихся в постоянном движении» [Там же, т. 2, с. 598]. И. Кант провозглашает личность как «свободу и независимость от всей природы» [Там же, т. 3, с. 166], личность автономна и подчиняется собственным законам, которые устанавливает для себя сама. Философские исследования личности не прекращаются и в дальнейшем, многие философы после И. Канта обращались к этому вопросу, но в контексте данного исследования допустимо провести краткий обзор философского рассмотрения понятия личность и остановиться на идеях И. Канта. Комментируя философские взгляды на личность, отметим, что во все времена признавалась ценность личности, ее свобода и автономия.

В лингвистических исследованиях изучаются такие понятия, как «языковая личность», «коммуникативная личность» и «дискурсивная языковая личность» (или просто «дискурсивная личность»), анализируются сходства и различия данных понятий.

Обращаясь к вопросу о дифференциации указанных терминов, С.Н. Плотникова раскрывает содержание каждого из понятий. Языковую личность исследователь определяет как человека, владеющего языком и способного использовать средства языка для достижения своих целей. Один и тот же человек может иметь несколько языковых личностей по количеству языков, которыми он владеет. Коммуникативная личность несет ответственность за адекватное общение и взаимодействие с другими людьми. Дискурсивная личность - это такая языковая личность, которая создает определенный дискурс и ответственна за его содержание [11, с. 37-39]. О.Г. Ревзина понимает дискурсивную языковую личность как совокупность языковых способностей, необходимых человеку для участия в дискурсе (его создании и «потреблении»)

го ^ ^ о

X I ^ £

° 5 t: ? ^

ш х х Z § 1

у 2 [12]. Продолжая исследование дискурсивной личности, З.И. Резанова

CK

¿.д. £ совместно с Ю.К. Скрипко предлагают описывать характеристики такой

о о

ш ало F с о

^и личности согласно типу дискурса, в котором она участвует [13, с. 38].

Е.Г. Малышева соглашается с упомянутыми выше исследованиями

и подчеркивает, что свойства дискурсивной языковой личности задаются прежде всего коммуникативными и жанровыми характеристиками дискурса, а также индивидуальными особенностями личности [8, с. 39]. Что касается взаимосвязи данных понятий, то согласимся с А.Н. Лещен-ко, что «в коммуникации дискурсивная личность человека реализуется в его коммуникативной личности <...>, активизируя резервы языковой личности» [6, с. 238].

Дискурсивная личность принимает участие в ситуативно обусловленной коммуникации, в том числе происходящей в профессиональном контексте, становясь таким образом профессиональной дискурсивной личностью специалиста [7, с. 18-19].

Описание профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин невозможно без внимания к характеристикам данной личности, среди них стоит назвать:

а) критическое мышление, понимаемое в общем смысле исследователями как умение анализировать, обобщать и преобразовывать информацию [14, с. 73];

б) автономность, определяемую как умение студента самостоятельно конструировать знания и умения; ответственность обучающегося за свои результаты [4, с. 95];

в) креативность, заключающуюся в умении находить новые или альтернативные варианты решения заданий.

Все перечисленные умения являются характеристиками профессиональной дискурсивной личности обучающегося, будущего педагога художественных дисциплин. Однако согласимся с В.В. Борщевой, что роль преподавателя в формировании и развитии данных характеристик в процессе обучения остается довольно значительной [4, с. 96]. Таким образом, процесс развития профессиональной дискурсивной личности обучающегося, будущего педагога художественных дисциплин должен носить характер управляемого педагогом интерактивного субъект-субъектного взаимодействия, построенного на основе технологии сотрудничества и должен «происходить в контексте, моделирующем профессиональную деятельность» [18, с. 313].

В этой связи на занятиях по иностранному языку необходимо созда- -

вать условия для развития профессиональной дискурсивной личности | о педагога художественных дисциплин, обладающего необходимыми для

го ^

профессионала характеристиками, такими как вдумчивость и гибкость -т о Ц мышления, автономность и креативность. ^ у 2

Тем самым в центре внимания преподавателей иностранного языка ¡^-е-й должна находиться профессиональная дискурсивная личность педаго- ^ ¡—о га художественных дисциплин как критически мыслящая, автономная,

креативная личность, обладающая комплексом умений, необходимых для иноязычной составляющей ее профессиональной деятельности, а именно: лексико-грамматических (умения создавать речевое произведение, соблюдая лексические, грамматические орфографические, пунктуационные нормы английского языка); интерактивно-познавательных (умения работы с информацией); рефлексивно-аналитических (умения анализировать и редактировать текст) и информационно-контекстуальных (умения создавать речевое произведение с учетом коммуникативной ситуации и особенностей предполагаемой аудитории).

Цифровая образовательная среда

Ограниченное количество аудиторных часов, выделяемых на иностранный язык на неязыковых факультетах, не позволяет должным образом организовать процесс развития профессиональной дискурсивной личности обучающегося, будущего педагога художественных дисциплин. Решение данной проблемы связывается с применением цифровых платформ, позволяющих создавать цифровую образовательную среду, способствующую выстраиванию непрерывного целостного процесса профессиональной языковой подготовки и мотивирующую учебно-познавательную деятельность современного поколения студентов.

Цифровая образовательная среда понимается как «совокупность цифровых ресурсов, создающих информационно-коммуникационную инфраструктуру, которую моделирует преподаватель» [19, с. 175]; интерактивное образовательное пространство, работая в котором студенты становятся активными субъектами образовательного процесса и саморазвития, получая опыт, который могут впоследствии успешно экстраполировать на свою будущую деятельность.

Такая среда является целостной, открытой, полифункциональной образовательной средой, которая при внутреннем единстве компонентов обладает гибкой структурой и позволяет развивать профессиональную дискурсивную личность будущего педагога художественных дисциплин в процессе практической деятельности.

В качестве площадки для создания цифровой образовательной среды можно рассматривать социальные сети как привычную для обучающихся цифровую платформу [10, с. 271]. Цифровая образовательная о | среда, созданная на базе социальных сетей, представляет собой инте-^ g Л рактивное образовательное пространство, включающее дидактическую у 2 совокупность методов, информационно-наполненное содержание, циф-

го ^ ^ о

X I

CK

¿.д.™ ровые инструменты и формы обучения, возможность организовывать

о о О.

о-ю онлайн-взаимодействие студентов, а также управление самостоятельной

работой обучающихся.

Возможность развития умений и характеристик профессиональной дискурсивной личности будущего педагога художественных дисциплин в цифровой образовательной среде обусловлена ее полифункциональностью, которая понимается как свойство среды выступать источником знаний и в одно и то же время способствовать реализации учебно-познавательной деятельности студентов [9, с. 6]. Преподаватель не передает знания обучающимся в готовом виде, а мотивирует их к самостоятельной деятельности по изучению материала, выявлению противоречий, поиску способов решения поставленного вопроса, предлагая им задания на рецензирование профессионально-ориентированных материалов и работ сокурсников, проблемно-творческие задания и кейсы.

В качестве примеров можно привести такие задания.

1. Студентам предлагается самостоятельно ознакомиться с материалами профессионального характера по теме "What is art? History of art", создать интеллектуальную карту (Mind map), опубликовать ее и написать к ней комментарии на стене в Padlet. Ссылка на стену размещается в группе в социальной сети. Затем студенты знакомятся с работами друг друга, оценивают их и пишут развернутые комментарии, отмечая сильные и слабые стороны в понимании изученного материала и представлении результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Обучающиеся обсуждают на форуме вопрос «Can artificial intelligence replace artists?», при этом аргументируя свою точку зрения и приводя примеры.

3. Студенты делятся на две группы, каждая группа изучает представленную информацию и дополнительно собирает материалы по вопросу "What is graffiti: Art or vandalism?". Отметим, что каждая группа придерживается одной точки зрения и готовит на основе изученных материалов аргументы в поддержку своей позиции. Затем в ходе онлайн-дис-куссии студенты публикуют свои аргументы, побеждает та группа, чьи аргументы оказались наиболее убедительными.

Таким образом, работая в цифровой образовательной среде обучающиеся осуществляют поиск, критический анализ и синтез информации на иностранном языке, что способствует коммуникативно-когнитивному характеру обучения, ориентированному на развитие автономности, критического мышления и креативности профессиональной дискурсив- ™ ¡5 ной личности педагога художественных дисциплин. ¡1 i

ir ?

Ш X X

Заключение z I S

^ и ш

В заключение стоит подчеркнуть, что профессиональная дискур- ^-е-сивная личность педагога художественных дисциплин обладает комплексом умений, необходимых для продуктивного профессионального

о

диалога и эффективного решения профессиональных задач на иностранном языке, и характерными чертами, позволяющими ей осуществлять свою деятельность в постоянно изменяющихся реалиях информационного общества.

Развитие автономной, критически мыслящей и креативной профессиональной дискурсивной личности педагога художественных дисциплин в цифровой образовательной среде в процессе обучения иностранному языку осуществляется в форме интерактивного взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем, в ходе которого обучающиеся самостоятельно конструируют знания и развивают умения при консультативной поддержке педагога. Подчеркнем, что работа в цифровой образовательной среде дает возможность студентам овладеть умениями и навыками иноязычного профессионального общения, одновременно с этим формируя свою профессиональную направленность.

Библиографический список / References

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. [Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyj slovar metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow, 2009.]

2. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969-1971. [Antologiya mirovoj filosofii v 4 t. [Anthology of the world philosophy in 4 vols.]. Moscow, 1969-1971.]

3. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. [Baguzina E.I. Veb-kvest tekhnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti: na primere studentov neyazykovogo vuza [Webquest technology as a didactic tool for the formation of foreign language communicative competence: On the example of students of a non-linguistic university]. PhD dis. Moscow, 2011.]

4. Борщева В.В. Роль учебной автономии студентов в процессе освоения иностранного языка в вузе в условиях онлайн-обучения: проблемы и пер-

0 спективы // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 93-102.

2 о DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-93-102 [Borshcheva V.V. The role

ч ¡5 of learner autonomy in the process of studying a foreign language at university

in the conditions of online learning: Problems and prospects. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3. Pp. 93-102. DOI: 10.31862/2500-297X-- и 2022-3-93-102 (In Rus.)]

X S m

a_"g- ro 5. Карасик В.И. Дискурсивное проявление личности // Вестник Российско-с^о го университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2016. Т. 20. № 4.

С. 56-57. DOI: 10.22363/2312-9182-2016-20-4-56-77 [Karasik V.I. Discourse

го ^

Ш I X

Z о I

х го

х Н m о;

manifestation of personality. Russian Journal of Linguistics. 2016. Vol. 20. No. 4. Pp. 56-57. DOI: 10.22363/2312-9182-2016-20-4-56-77 (In Rus.)]

6. Лещенко А.В. Трансформация понятия «языковая личность» в современных лингвистических исследованиях // Исследования в контексте профессиональной коммуникации / Отв. ред. О.А. Дронова. Тамбов, 2014. [Leshchenko A.V. Transformation of the concept of "linguistic personality" in modern linguistic researches. Researches in the context of professional communication. O.A. Dronova (ed.). Tambov, 2014. Pp. 234-238. (In Rus.)]

7. Лущинская О.В. Становление профессиональной коммуникативной личности на занятиях по английскому языку // Профессиональная коммуникативная личность в институциональных дискурсах: Тезисы докладов международного круглого стола. Мн., 2018. С. 16-21. [Lushchinskaya O.V. Formation of a professional communicative personality in lessons in English. Professionalnaya kommunikativnaya lichnost v institucionalnyh diskursah. Minsk, 2018. Pp. 16-21. (In Rus.)]

8. Малышева Е.Г. Дискурсивная языковая личность и идиостиль журналиста: методология и методы исследования (на примере анализа текстов омского журналиста Сергея Шкаева) // Политическая лингвистика. 2017. № 6 (66). С. 39-44. [Malysheva E.G. Discursive linguistic personality and idiostyle of the journalist: Methodology and research methods (based on the texts of Omsk journalist Sergey Shkaev). Political Linguistics. 2017. No. 6 (66). Pp. 39-44. (in Rus.)]

9. Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6. [Mironenko E.S. Digital educational environment: Concept and structure. Social Space. 2019. No. 4 (21). DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6. (In Rus.)]

10. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 2. С. 267-272. DOI: 10.30853/filnauki.2019.2.58 [Navolochnaya Yu.V. Social networks use in foreign language teaching practice. Philology. Theory & Practice. 2019. Vol. 12. No. 2. Pp. 267-272. DOI: 10.30853/filnauki.2019.2.58 (In Rus.)]

11. Плотникова С.Н. Говорящий/пишущий как языковая, коммуникативная и дискурсивная личность // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2008. № 4. C. 37-42. [Plotnikova S.N. A speaker / a writer as a linguistic, communicative and discursive personality. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2008. No. 4. Pp. 37-42. (In Rus.)]

12. Ревзина О.Г. Дискурс и дискурсивные формации // Philology.ru (Русский 2 о филологический портал). 2005. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/ д: ¡5 revzina-05.htm (дата обращения: 09.11.2022). [Revzina O.G. Discourse and discursive formations. Philology.ru (Russkij filologicheskij portal). 2005.

о

° 5 t; ? « ш I х

Z i ГС

(In Rus.)] * У g

13. Резанова З.И., Скрипко Ю.К. Личность в среде дискурса: языковая репрезентация социально-психологических типов (на материале дискурса ли [Pg

виртуальных фан-сообществ музыкальной направленности) // Вестник

F с о

119

Томского государственного университета. Филология. 2016. № 3 (41). С. 37-56. DOI: 10.17223/19986645/41/4 [Rezanova Z.I., Skripko Yu.K. Personality in the medium of discourse: linguistic representation of psychological types (based on the discourse of virtual music fan communities). Tomsk State University Journal of Philology. 2016. No. 3 (41). Pp. 37-56. DOI: 10.17223/19986645/41/4 (In Rus.)]

14. Семенова О.М. Содержание понятия «критическое мышление учителя» // Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6. № 3 (20). С. 70-76. [Semenova O.M. On concept "critical thinking of a teacher". Povolzhskiy Pedagogical Bulletin. 2018. Vol. 6. No. 3 (20). Pp. 70-76. (In Rus.)]

15. Сидорова Т.А., Корниенко Е.Р. Н.И. Новиков как профессиональная дискурсивная личность журналиста // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. № 25-1. С. 101-106. [Sidorova T.A, Kornienko E.R. N.I. Novikov as a professional discursive personality of a journalist. Linguistic-rhetorical Paradigm: Theoretical and Applied Aspects. 2020. No. 25-1. Pp. 101-106. (In Rus.)]

16. Синельникова Л.Н. О научной легитимности понятия «дискурсивная личность» // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63). № 2. Ч. 1. С. 454-463. [Sinelnikova L.N. Scientific legitimacy of the notion "discursive personality". Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological Sciences. 2011. Vol. 24 (63). No. 2. Part 1. Pp. 454-463. (In Rus.)]

17. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2002. [Smirnov V.I. Obshchaya pedagogika [General pedagogy]. Textbook. 2nd ed. Moscow, 2002.]

18. Тарнопольский О.Б. Диверсификация конструктивистского подхода в преподавании английского языка для профессиональных целей в неязыковом вузе // Вкник Ушверситету iменi Альфреда Нобеля. Серш: Педагогжа i пси-хологш. Педагопчт науки. 2016. № 2 (12). С. 312-319 [Tarnopolsky O.B. Diversification of the constructivist approach in teaching English for professional purposes in a non-linguistic university. Visnik Universitetu imeni Alfreda Nobelya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Pedagogichni nauki. 2016. No. 2 (12). Pp. 312-319. (In Rus.)]

19. Чекун О.А. Цифровая образовательная среда в контексте подготовки студентов-лингвистов к межкультурной коммуникации // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 173-179. DOI: 10.31862/2500-297X-

го 2 2020-1-173-179 [Checkun O.A. Digital educational environment in the context

x i of preparing students-linguists for intercultural communication. Pedagogy and

° ro

Ц g 1 297X-2020-1-173-179 (In Rus.)]

CK

— TO

и m

и -oi

Psychology of Education. 2020. No. 1. Pp. 173-179. DOI: 10.31862/2500-

o_-9- го Статья поступила в редакцию 03.07.2022, принята к публикации 14.08.2022 о о ^

[Ро The article was received on 03.07.2022, accepted for publication 14.08.2022 120

Сведения об авторе / About the author

Наволочная Юлия Вадимовна - старший преподаватель кафедры английского языка и цифровых образовательных технологий Института международного образования, Московский педагогический государственный университет

Yulia V. Navolochnaya - senior lecturer at the Department of the English Language and Digital Educational Technologies, Institute of International Education, Moscow Pedagogical State University E-mail: yuv.navolochnaya@mpgu.su

о

CD |_

^ о

X I

ct .0

О ^

1— CD к

Ol I X

z О I

X X и CD m

CK X c^ и Ol о СП CD

о о

ш о_ю

н- с о

P 1= с 121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.