Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПОЗНАНИЕ / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ УМЕНИЯ / МЕТАКОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекун Ольга Алексеевна, Григорян Армине Эдуардовна

Вопросы развития метакогнитивных умений, отвечающих за самоорганизацию и саморегуляцию интеллектуальной деятельности, приобрели особую актуальность при переходе на онлайн-обучение. Исследователи и преподаватели отмечают неготовность многих студентов работать в онлайн-формате, а также снижение их активности и успешности в онлайн-обучении. Цель статьи уточнить сущность понятия «метакогнитивные умения» и определить факторы, способствующие развитию данных умений в онлайн-обучении профессиональному иностранному языку. Анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований позволил уточнить содержательные характеристики метакогнитивных умений, выявить их специфику, значимость для академической успешности, личностного и профессионального развития студентов. В исследовании разработана классификация метакогнитивных умений, включающая три блока данных умений: блок самооценочных умений, блок саморегуляционных умений и блок контрольно-рефлексивных умений. Для успешного развития исследуемых умений и их интеграции в онлайн-обучение профессиональному иностранному языку предложен алгоритм, позволяющий поэтапно вводить метакогнитивные знания и развивать выделенные группы умений.Обучение проходит на цифровой платформе Webinar. Принципы обучения включают принцип личностно-деятельностной направленности и принцип коммуникативной направленности. Для создания цифровой образовательной среды используется комплекс цифровых ресурсов. Современные методические техники и методы способствуют развитию метакогнитивных умений.The issues of developing metacognitive skills responsible for selforganization and self-regulation of intellectual activity have become especially relevant in the context of the transition to online learning. Researchers and teachers claim that some students are not ready to study in a new environment, and some teachers note a decrease in the activity and success of students working online. This article aims to explore the essence of the concept of ’metacognitive skills’ and determine the factors for their successful developing in online teaching of a professional foreign language. The analysis of Russian and foreign theoretical studies made it possible to clarify the content of metacognitive skills, to identify their features, significance for academic success, personal and professional development of students. We have proposed a classification of these skills, they were divided into three groups: a group of self-assessment skills, a group of self-regulation skills and a group of reflective skills. For the successful development of metacognitive skills in the online course of a professional foreign language an algorithm for the phased introduction of the studied skills has been developed. Training takes place on the digital platform Webinar. The educational process is based on the principle of personal-activity orientation and the communicative principle. To create a digital educational environment, a complex of digital resources is used. Modern techniques and teaching methods contribute to the development of metacognitive skills.The issues of developing metacognitive skills responsible for selforganization and self-regulation of intellectual activity have become especially relevant in the context of the transition to online learning. Researchers and teachers claim that some students are not ready to study in a new environment, and some teachers note a decrease in the activity and success of students working online. This article aims to explore the essence of the concept of 'metacognitive skills' and determine the factors for their successful developing in online teaching of a professional foreign language. The analysis of Russian and foreign theoretical studies made it possible to clarify the content of metacognitive skills, to identify their features, significance for academic success, personal and professional development of students. We have proposed a classification of these skills, they were divided into three groups: a group of self-assessment skills, a group of self-regulation skills and a group of reflective skills. For the successful development of metacognitive skills in the online course of a professional foreign language an algorithm for the phased introduction of the studied skills has been developed. Training takes place on the digital platform Webinar. The educational process is based on the principle of personal-activity orientation and the communicative principle. To create a digital educational environment, a complex of digital resources is used. Modern techniques and teaching methods contribute to the development of metacognitive skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-137-149 УДК: 378

О.А. Чекун, А.Э. Григорян

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997 г. Москва, Российская Федерация

Развитие метакогнитивных умений студентов в процессе онлайн-обучения профессиональному иностранному языку

Вопросы развития метакогнитивных умений, отвечающих за самоорганизацию и саморегуляцию интеллектуальной деятельности, приобрели особую актуальность при переходе на онлайн-обучение. Исследователи и преподаватели отмечают неготовность многих студентов работать в онлайн-формате, а также снижение их активности и успешности в онлайн-обучении. Цель статьи уточнить сущность понятия «метакогни-тивные умения» и определить факторы, способствующие развитию данных умений в онлайн-обучении профессиональному иностранному языку. Анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований позволил уточнить содержательные характеристики метакогнитивных умений, выявить их специфику, значимость для академической успешности, личностного и профессионального развития студентов. В исследовании разработана классификация метакогнитивных умений, включающая три блока данных умений: блок самооценочных умений, блок саморегуляционных умений и блок контрольно-рефлексивных умений. Для успешного развития исследуемых умений и их интеграции в онлайн-обучение профессиональному иностранному языку предложен алгоритм, позволяющий поэтапно вводить метакогнитивные знания и развивать выделенные группы умений. Обучение проходит на цифровой платформе Webinar. Принципы обучения ^ ¡5 включают принцип личностно-деятельностной направленности и принцип i: | коммуникативной направленности. Для создания цифровой образова- <ü i § тельной среды используется комплекс цифровых ресурсов. Современные х ¡5 | методические техники и методы способствуют развитию метакогнитивных § умений.

© Чекун О.А., Григорян А.Э., 2023

О О с^

ш ало F с о

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: метапознание, метакогнитивные знания, метакогнитив-ные умения, метакогнитивное обучение, цифровая образовательная среда

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Чекун О.А., Григорян А.Э. Развитие метакогнитив-ных умений студентов в процессе онлайн-обучения профессиональному иностранному языку // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 137-149. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-1-137-149

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-137-149

O.A. Chekun, A.E. Grigorayn

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, 117997, Russian Federation

Development

of students' metacognitive skills

in online learning

of a professional foreign language

The issues of developing metacognitive skills responsible for self-organization and self-regulation of intellectual activity have become especially relevant in the context of the transition to online learning. Researchers and teachers claim that some students are not ready to study in a new environment, and some teachers note a decrease in the activity and success of students working online. This article aims to explore the essence of the concept of 'metacognitive skills' and determine the factors for their successful developing in online teaching of a professional foreign language. The analysis 0 of Russian and foreign theoretical studies made it possible to clarify | o the content of metacognitive skills, to identify their features, significance for - academic success, personal and professional development of students. We have proposed a classification of these skills, they were divided into three

° S t: ? ^ (U X X Z O I

y S groups: a group of self-assessment skills, a group of self-regulation skills and

CK

¿-e-S a group of reflective skills. For the successful development of metacognitive o ° ^

CD Q-VO F 1= O

Ju o-vo skills in the online course of a professional foreign language an algorithm for the phased introduction of the studied skills has been developed. Training

138 I

takes place on the digital platform Webinar. The educational process is based on the principle of personal-activity orientation and the communicative principle. To create a digital educational environment, a complex of digital resources is used. Modern techniques and teaching methods contribute to the development of metacognitive skills.

Key words: metacognition, metacognitive knowledge, metacognitive skills, metacognitive learning, digital educational environment

CITATION: Chekun О.А., Grigorayn А.Е. Development of students' metacognitive skills in online learning of a professional foreign language.

Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 1. Pp. 137-149. (In Rus.).

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-137-149

Введение

Переход современного образования от классической парадигмы, базирующейся на классно-урочной системе, к новой постнеклассиче-ской [12], отражающей образовательный процесс в цифровом пространстве, вызывает необходимость действенного обновления форм, методов и средств обучения, способствует движению от обучения к самообучению и самоорганизации, активизации сферы метапознания, включающей метакогнитивные качества личности, метакогнитивные знания и умения [5; 12].

Многие современные исследователи изучают разные аспекты метапознания и все чаще обращаются к метакогнитивным проблемам в сфере образования, таким как метакогнитивный подход в образовании [9], повышение уровня метакогнитивной осознанности студентов университета [4], рефлексивной готовности студентов [2; 3], развитие мета-когнитивных умений у студентов гуманитарной специальности [7], рассматривают метакогнитивный навык как основу успешного обучения [2; 7]. Возросший интерес к метакогнитивным вопросам в образовании связан с проблемами, которые были вызваны стремительным переводом образовательного процесса в онлайн-формат в период пандемии, когда изменилась образовательная среда и взаимодействие с преподавателями 0 и однокурсниками. Несмотря на то, что студенты стали более автоном- | о ными и независимыми, они столкнулись с трудностями в процессе обу- Jf чения в цифровом пространстве. S^ g |

Следует отметить, что, с одной стороны, онлайн-обучение вило студентам большие возможности, среди которых широкий доступ ^.д- £ к информации, быстрый обмен сообщениями, обучение в любое и в любом месте. С другой стороны, обучение в онлайн-формате явилось

серьезным вызовом как для студентов, так и для преподавателей, поскольку студентам для академической успешности необходимо обладать способностью к самостоятельному обучению, владеть умениями, включающими организацию и управление собственной активностью в онлайн-обучении, относящимися к метакогнитивным умениям [11], а для успешного преподавания нужно использовать инновационные педагогические практики, помогающие студентам учиться в цифровом пространстве. В этой связи вопрос о развитии метакогнитивных умений студентов в процессе онлайн-обучения приобретает особую актуальность.

Цель статьи: уточнить содержательные характеристики понятия «метакогнитивные умения», выявить факторы, способствующие развитию метакогнитивных умений студентов при онлайн-обучении профессиональному иностранному языку.

Обзор литературы

Метакогнитивные умения

Понятие «метакогнитивные умения» имеет междисциплинарный характер и входит в предмет исследования ряда наук, среди которых психология и педагогика. Содержательное пространство данного понятия включает такие категории, как метапознание (metacognition), мета-когницизм, метакогнитивные знания, а также их рассмотрение с позиций проблематики обучения профессиональному иностранному языку в онлайн-формате.

Основы метапознания были заложены в философии и впервые данное понятие было использовано американским ученым Дж. Флейвеллом, чьи работы открывают метакогнитивное направление в психологии [17]. Вопросы метапознания освещены в работах отечественных (А.А. Карпова, А.В. Карпова, Е.И. Периковой, А.Е. Фомина, М.А. Холодной, Т.Е. Чер-ноковой) и зарубежных ученых (A. Brown, J.H. Flavell, L.J. Zhang).

Исследователи по-разному определяют понятие «метапознание»: - способность анализировать собственные мыслительные стратегии, «размышлять о мышлении» и управлять своей познавательной дея-0 тельностью [6; 10];

I о - вид мышления второго и более высокого порядка, включающего в себя о ^ функцию контроля над познавательными процессами [5]; метакогни-

^ g I тивные процессы, входящие в сферу метапознания, в свою очередь х у 2 рассматриваются как «вторичные» в отличие от когнитивных процес-g_-e- £ сов, обозначаемых «первичными», и данные процессы находятся выше 8 о.ю' (приставка «мета» означает «над»), над когнитивными [1; 5];

m и-ш

г- С О

- познание собственного познания [18; 20];

- контроль человека за собственными процессами мышления, памяти, знаниями, целями и действиями [10];

- способность понимать процесс обучения, регулировать собственные наблюдения, использовать языковые способности (Российская педагогическая энциклопедия: https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/);

- знания субъекта о своей когнитивной системе и умение управлять ею [10];

- сознательная рефлексия когнитивных действий [1];

- знания о том, как применять свои знания эффективно и надежно [17]. Принимая во внимание трактовки понятия метапознания, правомерно

выделить наиболее значимые для проводимого исследования характеристики, включающие знание собственных мыслительных процессов, способность анализировать мыслительные стратегии, умение управлять и контролировать собственную познавательную деятельность.

Метакогнитивизм представляет направление в психологии, изучающее метакогнитивные процессы и, в частности, исследующее вопросы рефлексии, связанные с осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, и саморегуляции, которая обеспечивает самоорганизацию различных видов активности человека [7; 13]. В образовательном процессе рефлексия и саморегуляция способствуют лучшим академическим результатам и более активным, критическим и решительным отношением к обучению [13; 21].

В педагогике метапознание связывается с эффективностью учебного процесса и поиском способов развития метакогнитивных стратегий (Российская педагогическая энциклопедия: https://rus-pedagog-enc. slovaronline.com/). В образовании метакогнитивный подход понимается как система методов и методик, направленных на формирование мета-предметных результатов образования, которые представляют комплекс компетенций, нацеленных на решение надпредметных задач в образовании и профессиональной деятельности [9]. В структуру компетенций входят определенные знания и умения. Следует отметить, что любое умение обеспечивается имеющимися знаниями [15].

Система метапознания, по мнению исследователей, содержит два базовых компонента: знаниевый (систему метакогнитивных знаний) и операциональный (систему метакогнитивных умений) [1]. | о

Система метакогнитивных знаний включает в себя:

- область «мирового» знания, относящегося к познавательной деятель- -то! ности [17]; ^ 5 2

- знания об особенностях восприятия определенного человека, которое $ обеспечивает способность наблюдать собственную интеллектуальную 8

деятельность [17];

Р 1= о

- знание о себе (person variables), включающие понимание о себе как человеке, свои возможности и ограничения, т.е. сильные и слабые стороны; знание о задаче (task variables), подразумевающее знание о степени трудности учебной задачи, о необходимых ресурсах для ее выполнения и возможных результатах; знание стратегий (strategy variables), связанных с последовательными действиями для эффективного выполнения учебных задач [8; 19];

- систему знаний человека о собственной познавательной деятельности и ее отличие от других [1].

Знания усваиваются на основе действий, в процессе которых происходит интериоризация, переход от внешнего опыта к внутреннему, в результате чего усвоенные знания становятся внутренним опытом студента [15]. В этой связи уровень усвоения метакогнитивных знаний связан с уровнем сформированности метакогнитивных умений студентов. Повышение уровня метакогнитивных знаний ведет к расширению состава исследуемых умений.

Согласно А.А. Карпову, метакогнитивные умения представляют элементы деятельности (учебной и педагогической), позволяющие выполнять задания на высоком уровне [2], данные умения являются надпред-метными и относятся к так называемым мягким умениям (soft skills), включающим саморазвитие, самоорганизацию, самообучение [1].

Метакогнитивные умения включают в себя все этапы деятельности, направленной на решение задачи, в том числе цель, планирование, решение задачи и проверку результатов [Там же].

Метакогнитивные умения также рассматриваются следующим образом:

- основа личностного и профессионального развития студентов;

- предпосылки профессионального самосовершенствования, позволяющие преодолевать профессиональные трудности [Там же];

- основа успешного обучения [2].

В исследовании М.А. Холодной подчеркивается важность метакогни-тивной осведомленности как способности интроспективно отслеживать свою интеллектуальную деятельность. Метакогнитивная осведомленность включает знание своих интеллектуальных качеств, умение их оценивать и готовность эффективно их использовать для решения проблемы [14]. Проведенный теоретический анализ разных подходов к пониманию

го ~ ^ о

X I

метапознания и метакогнитивных умении указывает на комплексность

^ ¥ к

Ш X X 2 § 1

у 2 пировать их таким образом, чтобы способствовать их последователь-

ск

ному развитию у студентов. В этой связи представляется возможным

о о

ш ало Р 1= о

и особенность рассматриваемых умений и на необходимость сгруп-

^ о.ю' выделить три блока метакогнитивных умений, целесообразных для успешного онлайн-обучения профессиональному иностранному языку:

самооценочный блок, включающий самооценочные и целевые умения; саморегуляционный блок, представленный самоорганизационными и поведенческими умениями; контрольно-рефлексивный блок, включающий контрольные и рефлексивные умения.

1-й блок - самооценочные умения (уметь оценивать собственные познавательные возможности и ограничения; умение понимать и оценить особенности своего восприятия и восприятия другого человека; умение оценивать особенности онлайн-обучения); целевые умения (умение проводить самооценку целей для успешного получения результатов; умение планировать собственную деятельность; умение оценить выбор стратегий для эффективного выполнения заданий в онлайн-обучении);

2-й блок - самоорганизационные умения (умение управлять собственной познавательной деятельностью онлайн; умение организовать свое рабочее место для эффективной работы онлайн); поведенческие умения (умение сознательно регулировать свое поведение в онлайн-классе; умение не отвлекаться в процессе обучения в онлайн-классе; умение управлять временем);

3-й блок - контрольные умение (умение контролировать собственную познавательную деятельность, умение контролировать внимание в онлайн-обучении); рефлексивные умения (умение осознавать степень усвоения материала в онлайн-обучении; умение анализировать свои академические результаты; умение критически относиться к своим достижениям).

Метакогнитивное обучение

Развитие метакогнитивных умений, по утверждениям исследователей, требует целенаправленного метакогнитивного обучения на основе развивающих программ, нацеленных на овладение метакогнитивными знаниями и умениями [1]. Наиболее эффективным подходом к развитию метакогнитивных умений является подход, совмещающий теоретическое и практическое обучение для усвоения метакогнитивных знаний о познавательном процессе и для применения метакогнитивных умений в учебном процессе [5].

Специфика проводимого исследования состоит в том, что обучение 0 профессиональному иностранному языку происходит в цифровом про- ц ° странстве (Webinar.ru), где создается цифровая образовательная среда, о | представляющая совокупность цифровых ресурсов (Google Forms, -т о i Google Sheets, Google Drawings, Mind map, etc.), обеспечивающих s у SS информационно-коммуникационную инфраструктуру, которую модели- ^-е- й рует преподаватель, чтобы способствовать развитию метакогнитивных (<В ¡^о умений студентов. Созданная цифровая среда должна быть направлена:

1) в познавательном плане на овладение метакогнитивными знаниями;

2) в развивающем плане на формирование метакогнитивных умений, включающих саморазвитие, самоорганизацию, самообучение;

3) в воспитательном плане на развитие метакогнитивных свойств личности, связанных с использованием стратегий, планированием действий, самопроверкой, саморегуляцией поведения;

4) в учебном плане на формирование критического мышления, автономию личности, позволяющую конструировать индивидуальную образовательную траекторию [16].

Наиболее распространенные техники для развития метакогнитивных навыков включают:

- рефлексирующие вопросы, способствующие концентрированию внимания на деталях, выработке критического мышления и на планировании деятельности;

- поддержка с использованием метакогнитивных «строительных лесов» (scaffolding), «леса» удаляются, как только изучаемый вопрос усвоен;

- вопросы для себя как эффективный способ самообучения;

- самооценка с использованием тестов для проверки уровня знаний;

- графики, рисунки и концептуальные карты, которые могут помочь установить связь между понятиями [5].

Действенным методом для развития исследуемых умений представляется метод проектов, поскольку проектная деятельность и мета-когнитивные процессы охватывают одинаковые этапы деятельности, от постановки целей к определению условий для их достижения, далее к построению программы деятельности и до контроля ее результатов [17]. Метод проектов способствует вовлечению студентов в самостоятельное построение знаний, сбор информации и идей, решение проблем и предоставление результатов. Участие в проекте помогает развитию метакогнитивных умений (самоорганизации, планированию, выбору стратегии, сознательного контроля обучения, исправлению ошибок, анализу эффективности познавательных стратегий, изменению поведения) [Там же], которые связаны с неотъемлемыми частями проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые утверждают, что работа в виртуальной среде в проектах выстраивается с использованием метакогнитивной поддержки или мета-когнитивных «строительных лесов» для уточнения конкретных задач, возникающих в ходе проекта [21].

Необходимо отметить, что метакогнитивное обучение должно опи-

го ^ ^ о

X X ^ £

° 5 t: ? ^ ш х х

Z х 1

у 2 раться на принципы личностно-деятельностной направленности и ком-

ск

Ol

¡^ муникативнои направленности. о.ю' Принцип личностно-деятельностной направленности связан с деятельностью студентов по овладению метакогнитивными умениями

и стратегиями, базирующимися на метакогнитивном знании. Деятель-ностный характер обучения выражается во внешней и внутренней (умственной) активности обучающегося, в процессе которой развиваются метакогнитивные свойства личности студента, активизируются процессы самообучения и корректируется его поведение.

Принцип коммуникативной направленности при развитии метаког-нитивных умений способствует вовлечению обучающегося в профессиональную, устную и письменную коммуникацию в онлайн-обуче-нии. Коммуникативный характер обучения создается с использованием индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения, направленных на овладение стратегиями профессионального взаимодействия на иностранном языке с собеседником, в процессе которого проявляются метакогнитивные умения студентов.

Для метакогнитивного обучения разрабатывается алгоритм процесса интеграции метакогнитивной информации в обучение профессиональному иностранному языку онлайн. Данный процесс проходит на платформе Webinar с использованием всех ее возможностей (аудио- и видеосвязь, текстовый чат, совместная работа над документом, опросы, демонстрация презентаций). Развитие метакогнитивных умений носит поэтапный, последовательный характер, отражающий знакомство с определенным видом метакогнитивных знаний и развитие определенных метакогни-тивных умений: на начальном этапе происходит развитие 1-го блока самооценочных умений; на тренировочном этапе и этапе применения развиваются самоорганизационные и поведенческие умения 2-го блока; на заключительном этапе - контрольно-рефлексивные умения 3-го блока.

В процессе метакогнитивного обучения используются стратегии для развития метакогнитивных умений, среди которых: вербализация процесса мышления, включающая обсуждение особенностей мышления; ведение дневника мышления с записью о собственном мышлении, о трудностях в решении задач и их преодолении; планирование и саморегуляция мышления, направленные на умение выполнять задание в указанный срок; самооценивание, связанное со способностью оценить эффективность мышления [5].

Метакогнитивная информация, интегрированная в онлайн-обучение, -

обогащает и дополняет процесс изучения профессионального иностран- | о

ного языка.

^ ? ^

Ш X X Е О I

х 5 2

и ^ а Р

На основании изложенного считаем возможным подтвердить, что

° Г ф £--

г- С О

Заключение

о;

ии изложенного считаем возможным подтвердить, что ^ проблемы метапознания приобретают особую актуальность и значи- ¿В ¡—о мость для современного образования в связи с переходом на онлайн-

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 1

обучение. В научных исследованиях отмечается важность метакогни-тивных умений как основы для профессионального самосовершенствования студентов. Специфика метакогнитивных умений состоит в том, что они характеризуются беспредметностью и в их содержании прослеживаются элементы учебной деятельности, включающие самообучение, саморазвитие, саморегуляцию. Учитывая комплексность исследуемых умений, была предложена их классификация, включающая три блока: блок самооценочных умений, блок саморегуляционных умений, блок контрольно-рефлексивных умений. Для целенаправленного развития метакогнитивных умений предлагается программа метакогнитив-ного обучения в онлайн-пространстве с учетом комплекса факторов, включающих: организацию обучения на основе принципов личностно-деятельностной направленности и коммуникативной направленности; использование цифровых ресурсов для взаимодействия студентов с однокурсниками и преподавателем; применение метакогнитивных техник и стратегий для развития метакогнитивных умений. Однако требуются дальнейшие эмпирические исследования.

Библиографический список / References

1. Адоньева Ю.А. Формирование метакогниций будущих специалистов в высшей школе: постановка проблемы // Развитие профессионализма. 2016. № 2 (2). С. 16-18. [Adoneva Yu.A. Formation of metacognitions of future specialists in higher education: Problem statement. Razvitie professionalizma. 2016. No. 2 (2). Pp. 16-18. (In Rus.)]

2. Беленкова Ю.С. Обучение метакогнитивным навыкам и методы оценки их сформированности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3. С. 20-22. [Bekenkoba Yu.S. Training metacognitive skills and assessment methods of their formation. Humanities, Social-Economic and Social Sciences. 2015. No. 3. Pp. 20-22. (In Rus.)]

3. Евдокимова М.Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2 (796). С. 111-125. [Evdokimova M.G. Methods of metacognitive strategy training for second language learners. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018. No. 2 (796). Pp. 111-125. (In Rus.)]

4. Исследование метакогнитивной осознанности студентов университета / Бабикова Н.Н., Мальцева О.А., Старцева Е.Н., Туркина М.С. // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 3. С. 9-16. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-9-16 [Babikova N.N., Maltseva O.A., Startseva E.N., Turkina M.S. Research of metacognitive awareness of university students. Vestnik of the Mari State University. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 9-16. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-9-16]

о

TO

^ о

X X

ct .0

о

1— TO к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о

Ш о_ю

F с о

5. Карпов А.А. Основные тенденции развития современного метаког-нитивизма: Методические указания. Ярославль, 2015. [Karpov A.A. Osnovnye tendencii razvitiya sovremennogo metakognitivizma [The main trends in the development of modern metacognitivism]. Guidelines. Yaroslavl, 2015.]

6. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности: монография. М., 2005. [Karpov A.V., Skityaeva I.M. Psihologiya metakognitivnyh processov lichnosti [Psychology of metacognitive processes of personality]. Moscow, 2005.]

7. Кислякова М.А. Развитие метакогнитивных умений студентов-гуманитариев на занятиях по математике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 4. C. 79-89. [Kislyakova M.A. Development of metacognitive skills of humanities students in mathematics classes. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. No. 4. Pp. 79-89. (In Rus.)]

8. Леушина Н.А. Метакогнитивное знание в обучении иноязычному чтению студентов инженерных специальностей: роль, компоненты, способы формирования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 4 (32). C. 52-64. DOI: 10.15393/j5.art.2020.6347 [Leushina N.A. Metacognitive knowledge in teaching foreign language reading to engineering students: Role, components, methods of formation. Lifelong Education: The XXI century. 2020. No. 4 (32). Pp. 52-64. DOI: 10.15393/j5.art.2020.6347 (In Rus.)]

9. Малахова В.Р. Метакогнитивные основы образования: ретроспективный анализ // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). C. 368-370. [Malakhova V.R. Metacognitive basis in education: Retrospective analysis. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021. No. 6 (91). Pp. 368-370. (In Rus.)]

10. Перикова Е.И., Ловягина А.Е., Бызова В.М. Психология метапознания: учебно-методическое пособие. СПб., 2020. [Perikova E.I., Lovyagina A.E., Byzova V.M. Psihologiya metapoznaniya [Psychology of metacognition]. Teaching aid. St. Petersburg, 2020.]

11. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Обобщенные и предметно-специфичные мета-когнитивные навыки в учебной деятельности студентов // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 37. DOI: 10.54359/ps.v7i37.599 [Savin E.Yu., Fomin A.E. Generalized and subject-specific metacognitive skills in the educational activity of students. Psychological Research. 2014. Vol. 7. No. 37. DOI: 10.54359/ps.v7i37.599 (In Rus.)]

12. Тестов В.А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). C. 50-56. [Testov V.A. Transition

to a new educational paradigm in the network space. Vestnik of Lobachevsky о University of Nizhni Novgorod. 2012. No. 4 (1). Pp. 50-56. (In Rus.)] | о

13. Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг решения учебных задач: пси- g: ¡5 хологические механизмы и условия развития в образовательном процессе: ¡5 i

z о х

го m

Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2020. [Fomin A.E. Metakognitivnyj monitoring resheniya uchebnyh zadach: psihologicheskie mekhanizmy i usloviya razvitiya к ¡¿о v obrazovatelnom processe [Metacognitive monitoring of solving educational ^

problems: Psychological mechanisms and conditions of development ^ jpg in the educational process]. Dr. Hab. Dis. Moscow, 2020.] ^

14. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2023. [Holodnaya M.A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence. Paradoxes of research]. 3rd ed. Moscow, 2023.]

15. Чекун О.А. Педагогические условия подготовки студентов к межкультурной коммуникации (на примере неязыковых вузов): Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. [Chekun O.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki studentov k mezhkulturnoy kommunikatsii (na primere neyazykovykh vuzov) [Pedagogical conditions for preparing students for intercultural communication (on the example of non-language universities)]. PhD dis. Moscow, 2007.]

16. Чекун О.А. Цифровая образовательная среда в контексте подготовки студентов-лингвистов к межкультурной коммуникации // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 173-179. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-173-179. [Checkun O.A. Digital educational environment in the context of preparing students-linguists for intercultural communication. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 1. Pp. 173-179. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-173-179 (In Rus.)]

17. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 153-158. [Chernokova T.E. Metacognitive psychology: The problem of the subject of research. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i socialnye nauki. 2011. No. 3. Pp. 153-158. (In Rus.)]

18. Brown A. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms. Metacognition, Motivation and Understanding. F. Weinert, R. Kluwe (ed.). New Jersey, 1987.

19. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitivedevelopmental inquiry. American Psychologist. 1979. No. 34. Pp. 906-911.

20. Zhang L.J., Zhang D. Thinking metacognitively about metacognition in second and foreign language learning, teaching, and research: Toward a dynamic metacognitive systems perspective. Contemporary Foreign Languages Studies. 2013. Vol. 396. No. 12. Pp. 111-121.

21. Zoltowski A.P.C., Teixeira M.A.P. Development of self-regulated learning in college students: A qualitative study. Psicologia em Estudo. 2020. No. 25. e47501.

ro t;

о x x

4 £ ° 5

н го ш х Z о

ск

OI

Статья поступила в редакцию 03.07.2022, принята к публикации 07.08.2022 The article was received on 03.07.2022, accepted for publication 07.08.2022

_ £ Сведения об авторах / About the authors

U CQ

о_-Э- ста Чекун Ольга Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент

о о

(си рэ кафедры иностранных языков № 2, Россиискии экономическим университет

^ имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Olga A. Chekun - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Foreign Languages № 2, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

E-mail: checkun@mail.ru

Григорян Армине Эдуардовна - старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Armine E. Grigoryan - senior lecturer at the Department of Foreign Languages № 2, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

E-mail: grigarm7@yandex.ru

Заявленный вклад авторов

Чекун О.А. - общее руководство направлением исследования, планирование исследования, участие в подготовке статьи

Григорян А.Э. - проведение исследования, обработка результатов, участие в подготовке статьи

Contribution of the authors

O.A. Chekun - general direction of research, research planning, participation in the preparation of the article

A.E. Grigoryan - conducting research, primary processing of the results, participation in the preparation of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

о

CD

^ о

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

1— CD к

Ol X X

z о X

X X и CD m

CK X c^ и Ol о СП CD

о о

ш о_ю

H- с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.