УДК 378.1
Научно-образовательные центры как базовый элемент формирования научно-ориентирующей среды технического вуза
Scientific and educational centers as a basic element for the formation of a scientific-oriented environment of a technical university
Вильданов И.Э., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, [email protected]
Vildanov I., Kazan State University of Architecture and Engineering, [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.007
Ключевые слова: технический вуз, научно-образовательный центр, профессионально-ориентирующая образовательная среда, модель, компоненты образовательной среды: учебная, профессиональная, социальная, исследовательская, диагностика, эффективность среды.
Keywords: technical university, scientific and educational center, professionally-oriented educational environment, model, components of the educational environment: educational, professional, social, research, diagnostics, environmental efficiency.
Аннотация. Строительство относится к базовым, инновационным и высокотехнологичным отраслям, которые определяют социально-экономическое развитие страны. Эффективное развитие страны невозможно без подготовки высокопрофессиональных специалистов техники и технологии различных направлений. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки техники и технологии строительства бакалавров и магистров содержат общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обучению программ обучения. Указанные требования реализуются в интегративно-профессиональной образовательной среде, обеспечивающей личностное и профессиональное становление будущих специалистов. В работе рассмотрены понятие образовательной среды, ее виды и особенности, модель среды технического вуза. Образовательная среда должна быть профессионально-ориентирующей, активно воздействующей на обучающихся и обеспечивающей их самообразования, самовоспитания и саморазвития. Разработаны методические основания и требования к созданию профессионально-ориентирующей среды технического университета. Выделен базовый элемент модели образовательной среды - научно-образовательный центр. Дано его определение, определены базовые принципы проектирования: единство обучения и воспитания, профессиональной направленности, активности личности, проблемности и контекстности учебных задач, интегративности и вариативности. Эффективное функционирование центра достигается за счет зонирования площади помещения. Эффективность работы центра установлена продолжительным изучением изменения динамики мотивации студентов к освоению специальных дисциплин, качества выполненных выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров, результатом участия дипломных работ на всероссийском конкурсе по строительному образованию.
Цель исследования - разработать основы проектирования профессионально-ориентирующей образовательной среды технического (строительного) вуза и определить ее роль в повышении эффективности обучения студентов технических специальностей.
Abstract. Construction belongs to the basic, innovative and high-tech industries which determine the socioeconomic development of the country. The effecient development of the country is impossible without the training of highly professional specialists in engineering and technology in various areas. The federal state educational standards of higher education in the field of preparation bachelors and masters of engineering and technology, contain system-wide requirements, requirements for material, technical and educational and methodological training of training programs. These requirements are implemented in an integrative professional educational environment that ensures the indivdual and professional development of future specialists. The paper considers the concept of the educational environment, its types and features, the model of the environment of a technical university. The educational environment should be professionally-oriented, actively influencing on students and ensuring their self-education, self-upbringing and self-development. Methodological foundations and requirements for the creation of a professionally-oriented environment of a technical university have been developed. The basic element of the model of the educational environment - the scientific and educational center, is singled out. Its definition is given, the basic design principles are
defined: the unity of education and upbringing, professional orientation, personality activity, problematic and contextual educational tasks, integrativity and variability. The effective functioning of the center is achieved by zoning the area of the premises. The effeciency of the center's work has been established by a long-term study of changes in the dynamics of students' motivation to master special disciplines, the quality of bachelors and masters final qualified works, the result of the participation of diploma theses at the All-Russian competition in building education.
The purpose of the study is to develop the basics for designing a professionally-oriented educational environment for a technical (construction) university and to determine its role in improving the effectiveness of teaching students of technical specialties.
Введение. Успешное развитие строительной отрасли обеспечивается
высокопрофессиональными специалистами. Процесс их подготовки изучает научная дисциплина педагогика. Известно, что она наиболее фундаментально разработана для уровня общеобразовательной школы. Одним из базовых понятий школьной педагогики является понятие образовательной среды.
Образовательный процесс любого уровня реализуется через информационно-
образовательное, субъект-субъектное
взаимодействия. Активным участником указанных взаимодействий выступает образовательная среда.
Образовательной средой В.А. Ясвин определяет «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [1, с. 14].
Не останавливаясь на историческом становлении данной категории педагогики, отметим, она как ведущий фактор обучения, воспитания и развития детей, также наиболее глубоко исследована для школьного образования. Психологические и эколого-психологические представления об образовательной среде, ее типы, структурные компоненты представлены в работах В.А. Ясвина. Он выделяет пространственно-предметный, социальный и психодидактический компоненты, которые необходимо проектировать, моделировать и произвести экспертную оценку [1].
Особенности психологии проектирования коммуникативно-ориентированной учебной среды разработаны В.В. Рубцовым [2]. Принцип развития к пониманию образовательной среды положен в подходе В.И. Слободчикова [3]. Исследователями отмечается большая роль образовательной среды для достижения образовательного результата.
С.В. Журавлева провела сопоставительный анализ подходов к определению структуры образовательной среды по публикациям разных авторов. Проведенный анализ позволил ей определить инвариант структуры среды: материальная (предметно-пространственная)
среда; социальная среда, включающая информационную, культурную, психологическую составляющие; деятельностный компонент. По ее мнению последний соединяет сущность первой и второй компоненты [4].
Представляет интерес работа В.В. Русакова, посвященная исследованию образовательной среды в системе профессионального образования (колледжа) [5]. Он считает, что деятельностный компонент занимает центральное место в инварианте структуры среды. Он представляет собой пространство деятельности субъекта и в ряде случаев понятие деятельности можно определить через понятие среды. Как известно, сознательно поставленные цели можно достичь в процессе деятельности при активном взаимодействии человека со средой.
Образовательная среда достаточно интенсивно изучаются и педагогами высшей школы. Образовательная среда медицинского университета как педагогический феномен рассмотрена работе И.А. Артюхиной [6]. Принципы проектирования творческой образовательной среды рассмотрены в публикациях М.В. Пучкова [7] и О.М. Шенцовой [8]. В.Н. Новиковым [9] образовательная среда вуза рассматривается как профессионально и личностно стимулирующий фактор. В работе представлены также методологические основания и требования к проектированию личностно-стимулирующей среды вуза.
Профессионально-ориентирующая среда педагогического вуза исследована в работе Л.В. Козиловой [10]. Ею отмечается, что ориентирующая образовательная среда характеризует комплекс условий, направленных и активно воздействующих на обучающегося и включающих его в процессы самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Однако исследований, посвященных проектированию, реализации образовательной среды строительного вуза мы не обнаружили.
Цель исследования - разработать основы проектирования профессионально-
ориентирующей образовательной среды технического (строительного) вуза и определить ее роль в повышении эффективности обучения студентов строительных специальностей.
Методология исследования. В основе исследования лежит системный подход к подготовке кадров для строительной отрасли, анализ научно-педагогической литературы по проблемам проектирования и реализации образовательных сред. Методологическая система включала: подходы к организации обучения студентов (проектный, интегративный, системный, контекстный и др.); моделирования, проектирования, зонирования среды; методы: наблюдения, опроса студентов, обобщения.
Результаты исследования. В работе [11] представлена модель образовательной среды. В процессе данного исследования произошло уточнение модели, которая представлена на рисунке 1. Необходимость их уточнения определялось следующими факторами.
Во-первых, сама среда получила свое новое название - профессионально-ориентирующая. Предыдущее наименование было основано на работах А.И. Артюхиной, В.А. Ясвина и других, утверждающих, что личностная сфера будущего специалиста формируется и развивается в специфической профессионально-
ориентированной образовательной среде. По нашему мнению, в нем не учитывается активность среды. По мнению Л.В. Козиловой «ориентирующая среда - это характеристика активности среды, направленности действия на субъектов, включенных в данную среду» [10, с.100]. Указанное также подтверждается работой Т.Ю. Цибизовой [12].
Во-вторых, это позволило выделить в качестве базового элемента модели образовательной среды научно-образовательные центры (НОЦ), т.к. они присутствуют во всех элементах компонентов среды.
НОЦ - это интегративное структурное подразделение вуза - организованная совокупность преподавателей, студентов, аспирантов-исследователей, предметно-
материальной среды, образцов техники и технологических процессов, научно-
методического обеспечения учебного процесса, а также производства, бизнеса. Оно включает также научно-методическое обеспечение, в котором у студентов и аспирантов под руководством своих руководителей и преподавателей формируются компетенции и компетентность для своей будущей профессиональной деятельности. Естественно, в процессе деятельности людей - учебной, социальной, профессиональной,
исследовательской - в НОЦ формируется своя научно-образовательная среда, тоже
интегративная; средства НОЦ - ресурсные,
материальные, научно-методические и др. -являются одним из источников формирования базового элемента этой среды. С помощью НОЦ можно более эффективно и более успешно готовить современных конкурентоспособных и компетентных специалистов технического профиля.
Процесс создания научно-образовательных центров на примере центра «Systems - Системы». Центр расположен в двух совмещенных зданиях, имеющих размеры 49 x 5,5 метра и 22,7 х 4,2 метра (общая площадь здания составляет 364,8 квадратных метров).
Весь процесс состоит из следующих этапов: 1) подготовительный - обоснование идеи и концепции НОЦ; 2) проектировочный; 3) ремонтно-строительный; 4) этап монтажа оборудования систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и водоотведения современных зданий; 5) пуско-наладочный; 6) эксплуатационный (в учебных, воспитательных, научно-исследовательских работах и в целях социализации обучающихся); 7) результативно-оценочный.
Отметим также еще одну особенность центра. В нем смонтировано реальное технологическое и техническое оборудование, а не модельные конструкции, по энерго- ресурсо- обеспечению зданий лучших отечественных и зарубежных фирм. Это позволяет студентам формировать в процессе обучения в центре новейшие технологические знания для своей будущей профессиональной деятельности. Такое оснащение центра позволяет организовать и разные виды производственных практик и усиливает профессионально-ориентирующую функцию и направленность образовательной среды технического вуза. Становление специалиста в строительной отрасли происходит в результате активного взаимодействия с профессионально-ориентирующей средой
научно-образовательного центра.
При их проектировании учитывались следующие требования: современный
оригинальный дизайн оформления внутри и снаружи помещений; обеспечение проблемности и контекстности при изучении строительных специальных дисциплин; вариативность элементов среды; психологическая комфортность взаимодействия субъектов; эргономичность образовательной среды, оборудования технологий, используемых при проведении учебных и исследовательских работ; последовательное целостное обучение студентов разных направленностей во всех центрах (их всего 8 - по всем направленностям строительного
направления подготовки; студенты получают целостное представление об инженерных системах зданий, т.к. все виды сосредоточены в
центре) для комплексного освоения всех видов деятельности строителей; открытость.
«
о С
и &
0 К
ё
s
з
«
§
к
ё
1
и о эт й ft ю О
Профессионально-ориентирующая образовательная среда технического вуза
Компоненты Функции Элементы 1 1
1
Учебная среда Обучение Научно-образовательные центры, учебники, пособия, кейсы, лекции, практические занятия и семинары, научные статьи, контрольные и диагностические мероприятия 1 1 1 1 1 1 1 1
1
Профессиональная среда Профессионализация Научно-образовательные центры, центры цифровизации, лаборатории, филиалы кафедр на предприятиях, центры освоения рабочих профессий, базы практик, чемпионаты ШогМБкШз 1 1 1 1 1 Л-Г+
Социальная среда Социализация Научно-образовательные центры, отдел молодежной политики, студенческие союзы, строительные отряды, волонтерство, декада психологии и социологии, научно- практические конференции, форумы, олимпиады, конкурсы, венчурные ярмарки и выставки
Исследовательска я среда Формирование исследовательских умений Научно-образовательные центры: BFFT, Прочность, Systems - Системы, Technology - Технологии и другие, олимпиады, научные статьи, конкурсы и
а
нта
не
д
дту
н
ь
ьел
теа
в о
оза р
б
О
Личностное и профессиональное становление студента
Рисунок 1. -Модель профессионально-ориентирующей образовательной среды технического вуза
Проектирование НОЦ осуществлялось на следующих методологических основаниях: профессионально-ориентирующая среда должна побуждать субъектов образовательного процесса к профессионально-личностному развитию; технологическое оборудование центра должно обеспечивать активность обучающихся; современное техническое оснащение и оборудование должно ориентировать студентов к будущей профессиональной деятельности с их использованием; варианты выполнения исследования в центре должны позволять создавать личностно-ориентированные
педагогические ситуации; открытость среды по отношению к предприятиям и организациям, бизнесу строительной отрасли для повышения квалификации и переподготовки их работников;
центры должны создаваться по всем направлениям и направленностям подготовки в вузе; предусмотрена возможность проведения профориентационной работы с учащимися школ, колледжей и их родителями.
Проектирование НОЦ базируется на следующих принципах: единство обучения и воспитания; профессионально-ориентирующая; активности личности; открытости; проблемности и контекстности учебных задач; интегративности и коммуникативности в ходе обучения.
В НОЦ предусмотрено зонирование площади помещения:
- зона свободного общения (классы, форумы, залы конференций, холлы и т.д.);
- коммуникационные зоны (между преподавателем и студентом, между самими студентами; между студентами и посетителями);
- зона цифровизации (BIM (Building information Modeling) проектирования инженерных систем и сооружений);
- зона проектного обучения;
- исследовательские зоны (для преподавателей, бакалавров, магистров, аспирантов);
- зона демонстрации новейшего инженерного оборудования, техники и технологии фирмами-разработчиками (отечественными и зарубежными);
- зона освоения практических навыков (формирование практико-ориентированных компетенций студентами);
- учебная зона (проведение теоретических занятий, деловых игр, мозгового штурма и др.);
- зона социализации: проведение встреч студентов, преподавателей с успешными предпринимателями, проектировщиками, конструкторами и выпускниками вуза;
- зона отдыха.
В НОЦ предусмотрена вариантная организация рабочих мест (учебного оборудования):
1) одностороннее традиционное взаимодействие преподавателя и студентов;
2) многостороннее взаимодействие за счет особого расположения рабочих столов студентов: амфитеатром, зигзагом, острова, подкова, командная (возможна в двух вариантах) [8; 13].
Из данных следует, что мотивация за годы эксплуатации центров увеличилась на 14,8%. При этом студенты отмечают комфортность занятий в центрах, проявляют повышенный интерес к строительным технологиям. Итоги выполнения выпускных квалификационных работ обобщались по результатам работы государственных экзаменационных комиссий (ГЭК).
В качестве экспертов выступили члены ГЭК. Всего количество ГЭК по бакалавриату 24. В каждой комиссии 6 членов и председатель. Таким образом, состав ГЭК для бакалавриата включает 168 человек, из них 96 членов представляют
Второй вариант позволяет организовать учебный процесс как сотрудничество, сотворчество, постоянный диалог участников учебных занятий.
Определены следующие функции НОЦ: организующая, мотивационно-ценностная,
адаптирующая, воспитывающая,
профессионально-ориентирующая студентов, непрерывная профессиональная ориентация школьников и рабочей молодежи в системе интеграции «школа - вуз - наука -производство».
В ходе экспериментального исследования по эффективности применения научно-
образовательных центров проводились опросы студентов, наблюдение их личностного и профессионального становления, обобщение результатов выполнения выпускных
квалификационных работ и участия студентов университета на олимпиадах по общетехническим, специальным дисциплинам и всероссийских конкурсах ВКР.
Изучалась мотивация студентов института строительных технологий и инженерно-экологических систем к изучению специальных строительных дисциплин при обучении в НОЦ. Опрос проводился в течение пяти лет с момента ввода НОЦ «Прочность» с 2016 года. А с 2017 года ежегодно вводились новые НОЦ - их в настоящее время - 8. Учебная мотивация диагностировалась по методике Т.Д. Дубовицкой. Данные этих исследований представлены в таблице 1.
проектные, строительные организации, фирмы и бизнес-сообщество. Все они выступают экспертами по определению уровня сформированности требуемых ФГОС ВО компетенций и качества подготовки бакалавров.
ГЭКи отмечают, что ВКР выполнены на высоком уровне. Выпускники имеют высокий уровень теоретической и профессиональной подготовки, готовы к практической профессиональной деятельности. ВКР выполняется с использованием современных компьютерных программных комплексов и пакетов, таких как «AutoCAD», «Autodesk», «Revit», «CorelIDRW». При выполнении расчетов
Таблица 1. - Динамика изменения мотивации студентов к изучению специальных дисциплин
Показатели Учебные годы
2016/17 2017/18 2018/19 2019/20 2020/21
Количество опрошенных студентов, человек 263 261 252 151 239
Уровень мотивации, % 67,4 70,1 78,2 79,1 82,2
строительных конструкций используются программные комплексы: «ЛИРА САПР», «SCAD office", «Spider Project», «ANSYS», «MATHCAD», «Опора X», «ГРАНД-СМЕТА», «Elcut», «Gambit», «MS Excel», «Comsol», «ANSYS CFX (Fluent)». Применяются, программные обеспечения CFD (Computational Fluid Dynamics modeling) и информационное моделирование здания, инженерных систем BIM технологией.
Все это свидетельствует об овладении выпускниками информационными технологиями.
В ВКР направленности подготовки теплоснабжение и вентиляция присутствуют элементы НИР, результаты которых опубликованы в научных журналах из списка ВАК, РИНЦ и из базы Scopus. Этому способствовали современные разнообразные сложные оборудования, кондиционеры различных фирм («ВЕЗА», «ТехВент», «Systemair» и др.) Современные насосные оборудования, автоматика фирм «Oventop»,
«Danfoss», программные обеспечения CFD.(Computational Fluid Dynamics modeling) и информационное моделирование здания BIM(Building Information Modeling) технологий, смонтированные в НОЦ «Системы/Systems».
Результаты защиты ВКР по университету представлены в таблице 2. Первый НОЦ «Прочность» начал функционировать в 2016 году. Далее каждый год вводились в учебный процесс НОЦы в разных институтах. Их количество достигнуто, как уже указывалось выше, восьми.
Научно-образовательные центры позволили существенно повысить качество ВКР. Так в течение 5 лет, процент работ, защищенных на отлично, увеличилось с 55,4 до 71,0%. Возрос интерес у обучающихся к выполнению исследовательских работ с использованием техники и строительных технологий в центрах. Количество работ, рекомендованных к опубликованию, возросло почти на 20%. Растет и количество работ, рекомендованных к внедрению - 16,8%.
Таблица 2. - Данные о научном уровне и востребованности ВКР бакалавров по годам (% от общего количества ВКР)
№ Показатели Годы выпуска бакалавров
п/п 2017 2018 2019 2020 2021
1. Защищены с оценкой «отлично» 55,4 60,25 63,7 65,4 71,0
2. ВКР включают результаты исследований в области фундаментальных и поисковых исследований 3,05 14,9 18,9 16,1 19,3
3. ГЭК рекомендует результаты ВКР к опубликованию 4,8 9,5 19,6 16,1 24,5
4. ГЭК рекомендует результаты ВКР к внедрению 6,1 9,5 14,8 14,6 16,8
Введение в эксплуатацию НОЦ в учебный процесс оказалось эффективным для обучающихся в магистратуре, т.к. существенно расширилась база для проведения научных исследований. Результаты достижений магистратуры в результате работы 14 комиссий ГЭК представлены в таблице 3. Анализ результатов позволяет утверждать, что эффективность, значит, и качество подготовки магистров возрастает на 7 - 20% по отдельным показателям. А количество исследований в магистратуре почти на 14% больше по сравнению с бакалаврами.
Некоторые показатели несколько снижались в 2020 году, когда в период выполнения ВКР
студенты и руководители ВКР работали дистанционно. Наблюдались сложности и сбои в техническом плане в ходе процесса защиты ВКР.
Итоги участия студентов в олимпиадах по специальным строительным дисциплинам и конкурсе ВКР обобщены в баллах. Величины оценки в баллах были согласованы с членами жюри строительных вузов. В таблице 4 представлены итоги участия ВКР студентов КГАСУ в конкурсах Российского этапа.
Представленные баллы 2,5 - 3 раза превышают набранные баллы студентов вузов, занявших вторые и последующие места среди вузов-участников.
Таблица 3. - Данные о научном уровне и востребованности ВКР магистров (в % от общего количества ВКР)
№ п/п Показатели Годы выпуска магистров
2017 2018 2019 2020 2021
1. Защищены с оценкой «отлично» 71,0 78,8 76,6 74,1 79,7
2. ВКР включают результаты исследований в области фундаментальных и поисковых исследований 10,2 18,2 29,8 27,9 33,1
3. ГЭК рекомендует результаты ВКР к опубликованию 15,1 24,5 32,2 31,2 34,5
4. ГЭК рекомендует результаты ВКР к внедрению 10,3 15,8 20,8 18,6 21,5
Представленные данные подтверждают эффективность научно-образовательных центров в повышении качества подготовки бакалавров и магистров по направлению «Строительство». Эксперты-члены ГЭК отмечают
сформированность на достаточно высоком уровне профессиональных компетенций у выпускников. Повышению качества
профессионально-личностной подготовки
выпускников способствуют технологический комплекс [14], системная интеграция процесса обучения [15] и технологии обучения личностного роста бакалавров, магистров и аспирантов [16; 17], разработанными нами, также взаимодействие со строительной отраслью в научно-образовательном кластере [18;19], и учет требований профессиональных стандартов [20].
Таблица 4. - Итоги участия студентов КГАСУ в олимпиадах и конкурсах
Показатель Годы выпуска конку рсов
2017 2018 2019 2020 2021
Общее количество набранных баллов 84 106 73 87 92
Заключение. Образовательная среда технических вузов должна проектироваться и реализовываться в научно-образовательных центрах - точках инновационного роста образовательного и исследовательского потенциала университетов. Она должна мотивировать, стимулировать, организовывать студентов к развитию и формированию требуемых ФГОС ВО компетенций. Профессионально-ориентирующая среда в научно-образовательных центрах обеспечивает формирование и развитие личностных качеств обучающихся. Характеристиками НОЦ выступают: целенаправленность, специальная организация активности учебной и исследовательской деятельности обучающихся во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса; комплексность; проблемность и контекстность; вариативность; открытость.
Научно-образовательные центры могут эффективно выступать центрами
профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных школах и колледжах. Так, они посещают все научно-образовательные
центры в дни открытых дверей. В центрах в течение учебного года организованы экскурсии для учащихся старших классов. Ежегодно их посещают более 650 человек, что отразилось в качестве отбора абитуриентов. Средний балл ЕГЭ, принятых в университет составил: 2018 году
- 67,8 баллов, 2019 году - 70,9 баллов, 2020 году
- 71,3 баллов, а в 2021 году средний балл ЕГЭ составил 72,2 балла.
Научной новизной исследования выступают методология проектирования и реализации научно-образовательных центров как базовых элементов практико-ориентированного
технического высшего образования. Предложена концепция и модель профессионально-ориентирующей образовательной среды технического вуза, обеспечивающие
профессиональную ориентацию учащейся молодежи, формирование и развитие профессиональных компетенций и личностных качеств студентов. Под руководством автора апробирована технология системной интеграции процесса подготовки будущих специалистов в техническом вузе (проектирование технологий
открытого разработка базовым
дистанционного образования; образовательными центрами; выявление
технологического комплекса с детерминантов повышения эффективности
компонентом - научно- технического образования и др.).
Литература:
1. Ясвин В.А. образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М: Смысл, 2001. - 365 с.
2. Рубцов В.В. Оценка образовательной среды школы: тезисы / В.В. Рубцов // 2-я Российская конференция по экологической психологии (12-14 апреля 2000 г.). - М., 2000. - С. 176-177.
3. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: тезисы / В.И. Слободчиков // 2-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М., 2000. - С. 172-176.
4. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «Образовательная среда» в педагогической науке / С.В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3. - С. 4856.
5. Русаков Ю.Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: дис ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.Т. Русаков. -Магнитогорск, 2006. - 191 с.
6. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Артюхина Александра Ивановна. - Волгоград. - 2007. - 40 с.
7. Пучков М.В. Принципы проектирования научно-образовательных центров нового поколения / М.В. Пучков // Academia. Архитектура и строительство. - 2011. - № 2. - С. 48-51.
8. Шенцова О.М. Функционализм предметно-пространственной среды как способ оптимизации учебных площадей высших образовательных учреждений / О.М. Шенцова // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - 2019. - Т. 3. - С. 207-214.
9. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально «личностно-стимулирующий фактор» / В.Н. Новиков // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 1-10.
10. Козилова Л.В. Теоретико-экспериментальное обоснование профессионально-орентирующей образовательной среды педагогического университета: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л.В. Козилова. - М., 2021. - 358 с.
11. Вильданов И.Э. Детерминанты профессионального строительного образования / И.Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 1. - С. 133-139.
12. Цибизова Т.Ю. Теоретико-практические аспекты создания профессионально-ориентирующей среды на базе современного высшего учебного
заведения: тезисы докладов / Т.Ю. Цибизова // Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности / Материалы второй международной научно-практической конференции (Москва, 23-25 июня 2016 г.); отв. ред. Е.В. Смирнова. - М.: Изд-во НУК ИУ МГТУ им. М.Э. Баумана, 2016. - С. 104-105.
13. Сафин Р.С. Дидактические основы проектирования эргономических технологий обучения студентов инженерно-строительных специальностей: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Сафин Раис Семигуллович. - Казань, 2001. - 556 с.
14. Вильданов И.Э. Технологический комплекс для профессионального становления и развития будущих специалистов строительной отрасли / И.Э. Вильданов // Управление устойчивым развитием. -2021. - № 2 (33). - С. 84-89.
15. Вильданов И.Э. Системная интеграция как фактор повышения эффективности профессионального строительного образования / И.Э. Вильданов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2021. - № 3 (112). -С. 148-155.
16. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Лично-развивающий потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов / Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин, П.Н. Осипов, Л.Р. Яруллина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 1 (13). - С. 24-31.
17. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Образовательная составляющая подготовки аспирантов в техническом университете / Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 3. - С. 67-74.
18. Корчагин Е.А., Айтуганов И.М. Высшее учебное заведение и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию / Е.А. Корчагин, И.М. Айтуганов, Л.Н. Самолдина, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 138-143.
19. Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Научно-образовательный кластер как форма взаимодействия высшего, среднего профессионального образования и производства: сборник / Р.С. Сафин, Е.А. Корчагин, И.Э. Вильданов, Р.Н. Абитов // Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании / Материалы IX Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 26-38.
20. Khairutdinov R.R., Safin R.S., Mukhametzyanova F.G., Korchagin E.A., Fakhrutdinova A.V., Nikishina S.R. The content of educational programs in technical univeesities: quality of applying the modern professional standars // International Journal of Instruction. - 2019. - Т. 12. - №1. - С. 357-360.
References:
1. Yasvin V.A. educational environment: from modeling to design / V.A. Yasvin. - M: Meaning, 2001. -365 p.
2. Rubtsov V.V. Evaluation of the educational environment of the school: theses / V.V. Rubtsov // 2nd Russian Conference on Environmental Psychology (April 12-14, 2000). - M., 2000. - S. 176-177.
3. Slobodchikov V.I. On the concept of the educational environment in the concept of developing education: theses / V.I. Slobodchikov // 2nd Russian Conference on Environmental Psychology (Moscow, April 12-14, 2000). -M., 2000. - S. 172-176.
4. Zhuravleva S.V. Historical review of the formation of the concept of "Educational environment" in pedagogical science / S.V. Zhuravleva // Scientific Review. Pedagogical Sciences. - 2016. - № 3. - S. 48-56.
5. Rusakov Yu.T. Developing educational environment of the college as a factor in the formation of students' readiness for professional activity: thesis ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Yu.T. Rusakov. - Magnitogorsk,
2006. - 191 p.
6. Artyukhina A.I. The educational environment of a higher educational institution as a pedagogical phenomenon (based on the design of the educational environment of a medical university): author. dis. ... dr. ped. Sciences: 13.00.08 / Artyukhina Alexandra Ivanovna. - Volgograd. -
2007. - 40 p.
7. Puchkov M.V. Principles of designing scientific and educational centers of the new generation / M.V. Puchkov // Academia. Architecture and construction. - 2011. - № 2. -S. 48-51.
8. Shentsova O.M. Functionalism of the subject-spatial environment as a way to optimize the educational space of higher educational institutions / O.M. Shentsova // New ideas of the new century: materials of the international scientific conference FAD PNU. - 2019. - T. 3. - S. 207214.
9. Novikov V.N. The educational environment of the university as a professional "personal-stimulating factor" / V.N. Novikov // Psychological science and education. -2012. - № 1. - S. 1-10.
10. Kozilova L.V. Theoretical and experimental substantiation of the professionally orienting educational environment of the Pedagogical University: dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / L.V. Kozilov. - M., 2021. - 358 p.
11. Vildanov I.E. Determinants of professional construction education / I.E. Vildanov // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 1. - S. 133-139.
12. Tsibizova T.Yu. Theoretical and practical aspects of creating a professionally oriented environment on the
basis of a modern higher education institution: abstracts / T.Yu. Tsibizova // Management of the quality of engineering education. Possibilities of universities and industry needs / Proceedings of the second international scientific and practical conference (Moscow, June 23-25, 2016); resp. ed. E.V. Smirnova. - M.: Publishing house of NUK IU MSTU im. M.E. Bauman, 2016. - S. 104-105.
13. Safin R.S. Didactic basics of designing ergonomic technologies for teaching students of engineering and construction specialties: dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / Safin Rais Semigullovich. - Kazan, 2001. - 556 p.
14. Vildanov I.E. Technological complex for professional formation and development of future specialists in the construction industry / I.E. Vildanov // Management of sustainable development. - 2021. - № 2 (33). - S. 84-89.
15. Vildanov I.E. System integration as a factor in improving the efficiency of professional construction education / I.E. Vildanov // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University I. Yakovlev. - 2021. - № 3 (112). -S. 148-155.
16. Korchagin E.A., Safin R.S. Personally-developing potential of professional training of future specialists / E.A. Korchagin, R.S. Safin, P.N. Osipov, L.R. Yarullina // Vocational education in Russia and abroad. - 2014. - № 1 (13). - S. 24-31.
17. Korchagin E.A., Safin R.S. Educational component of postgraduate training at a technical university / E.A. Korchagin, R.S. Safin // Higher education in Russia. - 2019.
- T. 28. - № 3. - S. 67-74.
18. Korchagin E.A., Aituganov I.M. Higher educational institution and industrial enterprise: readiness for interaction / E.A. Korchagin, I.M. Aituganov, L.N. Samoldina, R.S. Safin // Higher education in Russia. - 2011.
- № 4. - S. 138-143.
19. Safin R.S., Korchagin E.A. Scientific and educational cluster as a form of interaction between higher, secondary vocational education and production: collection / R.S. Safin, E.A. Korchagin, I.E. Vildanov, R.N. Abitov // Formation of personnel potential SPO - innovative processes in production and in vocational education / Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. - 2016. - S. 26-38.
20. Khairutdinov R.R., Safin R.S., Mukhametzyanova F.G., Korchagin E.A., Fakhrutdinova A.V., Nikishina S.R. The content of educational programs in technical univeesities: quality of applying the modern professional standards // International Journal of Instruction. - 2019. - V. 12. - № 1. - S. 357-360.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
Сведения об авторе:
Вильданов Ильфак Элфикович (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности, ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет, e-mail: [email protected]