Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРРОВИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК / BIM / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вильданов И.Э., Сафин Р.С., Абитов Р.Н., Сафин А.И., Зиганшин А.М.

Социально-экономические преобразования общества определяется современной производительной деятельностью базовых отраслей экономики страны. Одной из них выступает строительная отрасль. Цифровизация строительных изысканий, проектирования, процессов возведения, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений требует от инженерно-технических работников умений работы с цифровыми технологиями, электронными ресурсами. Цифровые технологии позволяют осуществить визуализацию строительных объектов и обеспечивают своевременное выявление в них допущенных ошибок и неточностей, которые могут вылиться в дополнительные материальные и финансовые издержки в ходе строительства. В работе рассмотрена возможность цифровизации процесса обучения с целью приобретения необходимых для выпускников строительных специальностей умений в техническом вузе. Она охватывает обучение на всех курсах бакалавриата и магистратуры. Представлена методика создания цифрового двойника объекта путем интеграции геометрии модели и информации о свойствах его элементов. Осуществлена реализация интерактивной модели научно-образовательного центра «Systems - Системы» вуза в Web-интерфейсе. Цель исследования - обосновать возможность овладения обучающимися цифровыми умениями в рамках магистратуры программной платформы на базе открытых программных средств цифрового двойника объекта, что повышает возможность визуализации рабочих строительных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вильданов И.Э., Сафин Р.С., Абитов Р.Н., Сафин А.И., Зиганшин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS OF DIGITALIZATION OF CONSTRUCTION HIGHER EDUCATION

The socio-economic transformation of society is determined by the modern productive activity of the basic sectors of the country's economy. One of them is the construction industry. Digitalization of construction surveys, design, construction processes, operation and reconstruction of buildings and structures requires engineering and technical workers to work with digital technologies, electronic resources. Digital technologies make it possible to visualize construction projects and ensure timely identification of mistakes and inaccuracies in them, which can result in additional material and financial costs during construction. The formation of the required skills for the employer occurs during the digitalization of the educational process in technical universities is treated in the article. It covers all undergraduate and graduate courses. A technique for creating a digital double of an object by integrating the geometry of the model and information about the properties of its elements is presented. The implementation of the interactive model of the scientific and educational center "Systems - Systems" of the university in the Web interface has been carried out. The purpose of the study is to substantiate the possibility of mastering digital skills by students within the framework of a master's degree with a software platform based on open software of a digital twin of an object, which increases the possibility of visualizing working construction projects.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Высшее образование

УДК 378.1

Проблемы и пути цифровизации высшего строительного образования

Problems and ways of digitalization of construction higher education

Вильданов И.Э., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, vildan@kgasu. ru

Сафин Р.С., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, safin@kgasu. ru

Абитов Р.Н., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, a_runar@mail.ru

Сафин А.И., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, SafinAdel1405@gmail.com

Зиганшин А.М., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, amziganshin@kgasu. ru

Vildanov I., Kazan State University of Architecture and Engineering, vildan@kgasu.ru Safin R., Kazan State University of Architecture and Engineering, safm@kgasu.ru Abitov R., Kazan State University of Architecture and Engineering, a_runar@mail.ru Safin A., Kazan State University of Architecture and Engineering, SafinAdel1405@gmail.com Ziganshin A., Kazan State University of Architecture and Engineering, amziganshin@kgasu.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.009

Ключевые слова: цифрровизация, обучение в техническом вузе, визуализация объекта, цифровой двойник, BIM, строительство.

Keywords: digitalization, training at a technical university, object visualization, digital double, BIM, construction.

Аннотация. Социально-экономические преобразования общества определяется современной производительной деятельностью базовых отраслей экономики страны. Одной из них выступает строительная отрасль. Цифровизация строительных изысканий, проектирования, процессов возведения, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений требует от инженерно-технических работников умений работы с цифровыми технологиями, электронными ресурсами. Цифровые технологии позволяют осуществить визуализацию строительных объектов и обеспечивают своевременное выявление в них допущенных ошибок и неточностей, которые могут вылиться в дополнительные материальные и финансовые издержки в ходе строительства.

В работе рассмотрена возможность цифровизации процесса обучения с целью приобретения необходимых для выпускников строительных специальностей умений в техническом вузе. Она охватывает обучение на всех курсах бакалавриата и магистратуры. Представлена методика создания цифрового двойника объекта путем интеграции геометрии модели и информации о свойствах его элементов. Осуществлена реализация интерактивной модели научно-образовательного центра «Systems - Системы» вуза в Web-интерфейсе.

Цель исследования - обосновать возможность овладения обучающимися цифровыми умениями в рамках магистратуры программной платформы на базе открытых программных средств цифрового двойника объекта, что повышает возможность визуализации рабочих строительных проектов.

Abstract. The socio-economic transformation of society is determined by the modern productive activity of the basic sectors of the country's economy. One of them is the construction industry. Digitalization of construction surveys, design, construction processes, operation and reconstruction of buildings and structures requires engineering and technical workers to work with digital technologies, electronic resources. Digital technologies make it possible to

visualize construction projects and ensure timely identification of mistakes and inaccuracies in them, which can result in additional material and financial costs during construction.

The formation of the required skills for the employer occurs during the digitalization of the educational process in technical universities is treated in the article. It covers all undergraduate and graduate courses. A technique for creating a digital double of an object by integrating the geometry of the model and information about the properties of its elements is presented. The implementation of the interactive model of the scientific and educational center "Systems -Systems" of the university in the Web interface has been carried out.

The purpose of the study is to substantiate the possibility of mastering digital skills by students within the framework of a master's degree with a software platform based on open software of a digital twin of an object, which increases the possibility of visualizing working construction projects.

Введение. В современных условиях цифровизация рассматривается как один из главных факторов социально-экономического развития страны. Как отмечают исследователи из НИУ ВШЭ, все больше распространяется «... более «сильный» термин «цифровая трансформация» [1, с.9], обеспечивающая радикальный сдвиг и рост эффектов от внедрения цифровых технологий в разных отраслях.

Строительное производство является многокомпонентным: специалисту нужно правильно выбрать материалы, изделия и конструкции, хорошо знать об их спецификациях, представлять график производства работ и календарный план, функциональные и эксплуатационные характеристики будущего объекта и др. Быстрая обработка и обобщение информации по всем компонентам представляет собой весьма сложную задачу. На помощь строительному инженеру может прийти BIM-технологии (Building Information Model), позволяющая при изменении хотя бы одного параметра здания автоматически изменять взаимосвязанные параметры, исключая возможность неточности или ошибки при ручной обработке. «Применение BIM-технологий снижает до 40 % вероятность ошибок и погрешностей в проектной документации, на 2050% сокращает время на разработку проекта и в 6 раз уменьшает время на его проверку» [1, с. 102].

Как указывают специалисты [1, с. 117], основным барьером цифровой трансформации в строительстве на данном этапе выступает неподготовленность кадров (проектировщиков, строителей, эксплуатационников и т.д.) к применению BIM-технологий. Таким образом, цифровая трансформация в строительной отрасли ставит высокие требования перед выпускниками вузов в овладении информационными технологиями, представления на всех этапах строительного процесса документы, чертежи в цифровом виде. Важность формирования компетенций информационного моделирования определяется и тем, что с 1 января 2022 года строительство при бюджетном финансировании должно опираться на технологии

информационного моделирования BIM (Building Information Modeling). Это значит, цифровая трансформация должна произойти и в области высшего строительного образования.

Академик РАО И.В. Роберт цифровую трансформацию в образовании определяет «как результат процесса возникновения существенных изменений, произошедших в сфере образования (как позитивных, так и негативных), при активном и систематическом использовании цифровых технологий в образовательных целях» [2, с. 185]. В нашем исследовании мы примем данное определение за основу.

К позитивным изменениям цифровой трансформации В.А. Роберт относит: возрастает значительно объем учебного материала; в процессе обучения происходит взаимодействие не двух, а трех субъектов (обучающего -обучающегося - интерактивного

информационного ресурса); появляется возможность автоматизации контроля; обеспечивается интеллектуализация процесса обучения [2, с.186]. В качестве негативных изменений можно указать: ослабляется возможность рассуждающего мышления обучающегося; могут возникать затруднения осознания компонентов информации; может развиваться непонимание содержательной составляющей информации (особенно это может проявиться при изучении конструктивных особенностей техники и технологии, материалов в области строительства); замедление реагирования на содержание информации [2, с.187-188]. Указанные моменты должны быть учтены при цифровизации учебного процесса в технических вузах.

Цель статьи - обосновать возможность овладения обучающимися цифровыми умениями в рамках магистратуры программной платформой на базе открытых программных средств цифрового двойника объекта, что повышает возможность визуализации рабочих

строительных проектов.

Материалы и методы исследования. В процессе работы осуществлен анализ нормативных документов по организации

проектного обучения студентов технических вузов, по проектированию строительных объектов. Рассмотрены пути и проблемы цифровизации в образовательном процессе, ее преимущества и недостатки в реализуемых технологиях обучения. Интерактивная визуализация модели реального объекта осуществлена в Web-интерфейсе.

Результаты исследования. Преподавателями вузов общепризнано, что одним из факторов, повышающих качество образования, являются цифровые технологии. Они привели к изменению всех компонентов педагогического процесса в вузах: целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Чаще всего, в процессе обучения используется система Moodle при изучении различных дисциплин: начертательной геометрии, химии, физики и др. Она эффективна для управления обучением как средство оценивания достижений и проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся [3].

Формирование и развитие умений цифрового моделирования должно начинаться с первых дней обучения в вузе. Элементы цифрового моделирования используются преподавателями вузов при изучении дисциплин «Инженерная и компьютерная графика», «Начертательная геометрия», «Геодезия», «Информатика» и др. [47]. Модели компьютерного представления учебного материала описаны в работе [8]. Авторы к ним отнесли модели: аудиторной лекции, лабораторно-практического занятия. Показана возможность моделирования учебного процесса: структуры учебного процесса; использованием психолого-педагогических теорий усвоения знаний; интерактивной компьютерной графики [8].

Можно утверждать, что современные цифровые технологии объединяют

педагогические технологии (основаны на применении активных методов обучения), компьютерные технологии (основаны на использовании компьютеров, компьютерных сетей, сети Интернет, мультимедиа и др.), телекоммуникационные (интерактивные)

технологии (основаны на использовании телевидения, телевизионных сетей и систем). Вышеперечисленные технологии позволяют реализовать технологии открытого

дистанционного образования (ОДО) [9]. К преимуществам дистанционного формата как иностранные, так и российские студенты относят практические выгоды: мобильность,

сравнительная экономичность, оптимизация

временных затрат, возможность совмещения работы и учебы [10].

Исследователями отмечается, что применение дистанционного обучения стала сложной задачей для вузов, готовящих инженеров для технических направлений подготовки [11]. Наиболее трудным моментом является обеспечение практико-ориентированности обучения, которое сильно зависит от материально-технической базы вуза, наличия учебных программ существующими образовательными ресурсами [11; 12]. Одним из направлений решения этой проблемы могут быть научно-образовательные центры (НОЦ), которые оснащены современными техникой и технологией лучших Российских и зарубежных фирм, внедряемых в отрасли.

Концептуальной идеей ОДО выступает интегративный подход. Интеграция осуществлена четырех сред технического вуза: учебной, профессионально-ориентирующей, социальной и исследовательской. Платформой объединения сред выступают НОЦ.

Научно-образовательные центры КГАСУ (их уже 11 по направлениям и профилям подготовки) - это интегративные структурные подразделения с современным техническим и технологическим оборудованием, образцами оборудования, материалов, электронными и компьютерными средствами. В каждом НОЦ предусмотрена зона проектного обучения, позволяющая выполнять курсовые проекты с применением систем автоматизированного проектирования AutoCAD, Компас, ArchiCAD и др. CAD технологии позволяют освоить основы информационного моделирования, овладеть методами

проектирования и конструирования инженерных систем зданий и сооружений.

Зона цифровизации (BIM -Building Information Modeling) позволяет реализовать энергомоделирование зданий и определять их энергоэффективность. Для определения величины теплопотерь через ограждающие конструкции используется программный комплекс Autodesk Revit. Студенты выполняют и ручной расчет для проверки достоверности данных, т.к. есть выводы белорусских ученых, что программный комплекс зачастую занижает величину тепловых потерь [13].

В образовательном процессе предусмотрена разработка электронного двойника строительных объектов - «цифрового двойника». Цифровым двойником является компьютерная копия реального физического объекта. Она создается на базе информации с датчиков реального объекта с использованием технологии компьютерного моделирования. Двойник позволяет управлять и

прогнозировать поведение объекта, как в реальных, так и моделируемых ситуациях. Он позволяет исследовать объект при эксплуатации, произвести расчеты его поведения в штатных и нештатных ситуациях. Визуализированные материалы объектов могут быть использованы в образовательных и девелоперских целях.

НОЦ «Системы/Systems» оборудован наиболее современным инженерным

оборудованием. Имеющееся в здании оборудование и системы являются основой создания цифрового двойника на базе BIM-модели здания. Визуализация BIM-модели в онлайн среде требует создания программного решения. Это позволяет сделать отображение двойника на компьютерах и мобильных устройствах с одновременным представлением информации о НОЦ в режиме реального времени.

Центр используется в учебном процессе студентов всех уровней обучения направления подготовки «Строительство». Имеющееся оборудование позволяет проводить

исследовательские работы студентами и аспирантами. В центре регулярно проводятся презентационно-образовательные семинары для проектировщиков и строителей систем инженерного обеспечения зданий в рамках повышения квалификации. Специализированные лабораторные стенды обеспечивают изучение и моделирование процессов и явлений, протекающих в инженерных системах зданий

различного назначения. Оборудование, трубопроводы и воздуховоды систем смонтированы открыто, с прозрачными стенками. Предусмотрена диспетчеризация процессов за счет оснащения установок датчиками, органами управления, что повышает эффективность обучения и исследовательских работ студентов.

Кроме того, цифровой двойник может быть использован в качестве метода работы с абитуриентами. Будет эффективным

демонстрационным материалом для научных коллективов, инвесторов. Также цифровой двойник является инновационным научно -методическим материалом для дистанционного обучения. Может выступать в роли виртуальной лаборатории на реальном оборудовании.

Заключение. Проводимые исследовательские работы способствуют овладению выпускниками технических специальностей строительной направленности современными цифровыми технологиями. К примеру, в рамках работы над магистерской ВКР разработана цифровая модель и функционал передачи архитектурной и инженерной моделей с информацией об объектах и их параметрах в web-интерфейс для блочного теплового пункта, см. рисунок 1. Это позволяет увеличить информативность проведения лабораторных и практических занятий по дисциплине «Тепловые сети» для студентов уровня бакалавриата как в очной, так и в дистанционной формах.

Питерфлоу РС Фланц.Испо&с

А0БК_Наи_

А05К_Наи_

АР5К_Пози_

А05К_При_

А0БК_Един_

АОБК_Заво_

А05К_КОЛИ_

, Механизмы -Расход

Преобразователь I расхода исп. фланец I с блоком питания 12В, йЫ25, РМ16, Класс В РС25-9

Рисунок 1. -Реализация технологии цифрового двойника, на примере сложного технологического объекта -

блочного теплового пункта здания

Результаты исследования свидетельствуют о цифровых умений. Развитие описываемых в

сформированности у будущих строителей работе технологий уже приводит к повышению

уровня качества образовательного процесса. О формировании цифровых умений выпускников можно судить по результатам выполнения и защиты ВКР, которые, по итогам анализа отчетов Государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), выполняются с использованием современных компьютерных программных комплексов и пакетов, таких как «AutoCAD», «Autodesk», «CorelDRAW», в том числе и с применением информационных технологий -«Revit». При выполнении расчетов строительных конструкций используются программные комплексы: «ЛИРА САПР», «SCAD office», «Spider Project», «ANSYS», «MATHCAD», «Опора Х», «ГРАНД-СМЕТА», «Elcut», «Gambit», «MS Excel», «Comsol», «ANSYS Fluent». Студентами магистратуры освоены также программные обеспечения вычислительной гидродинамики - CFD (Computational Fluid Dynamics modeling). Для проведения научных исследований в направлении моделирования работы таких инженерных систем, как вентиляция и кондиционирование, отопление и газоснабжение используется информационное моделирование - BIM [14]. ГЭК и независимые рецензенты дипломных работ отмечают, что цифровизация позволяет повысить качество выполнения ВКР. На сегодня, до 79% таких выпускных квалификационных работ магистров защищены с оценкой «отлично». Не менее 30% ВКР включают научные исследования, а их результаты рекомендованы к опубликованию и участию в научных конкурсах, а также конкурсах ВКР. И, как показывает практика, именно такие работы становятся победителями и призерами указанных конкурсов. К примеру, за период активного развития и внедрения в образовательный процесс цифровых технологий (с 2016 года), ВКР защищенные на кафедре Теплоэнергетики, газоснабжения и вентиляции, с использованием компьютерного или

информационного моделирования заняли на

финальном туре Всероссийского конкурса ВКР в общей сложности по всем номинациям: 3 место -5 раз, 2 место - 3 раза и 1 место - 12 раз. А в 2019 году магистерская ВКР Беляевой Евгении, посвященная разработке новых вентиляционных элементов, с использованием компьютерного моделирования, впервые пройдя в суперфинал, победила в конкурсе ВКР по всему направлению Строительство и была удостоена медали Российской академии архитектуры и строительных наук им. Н.В. Никитина. Студенты кафедры, участвуя за этот же период в финале Всероссийской студенческой олимпиады в общем по уровням бакалавриата и магистратуры занимали 3 место - 4 раза, 2 место - 2 раза и 1 место - 5 раз. Все сказанное свидетельствует об успешном развитии направления цифровизации в строительном вузе и подготовленности его выпускников к применению цифровых умений на всех этапах реального строительного производства.

Научной новизной работой работы является процесс создания наглядных образов в виде цифрового двойника изучаемых инженерных систем зданий и сооружений с использованием компьютерного или информационного моделирования, существенно повышающих чувственное и интеллектуальное восприятие студентами информации и трансформация их в знания. Результаты исследования могут быть использованы при создании наглядных образов сложных инженерных объектов, изучаемых в технических вузах.

Методологическое обоснование

исследования, выбор направлений и путей цифровизации образовательного процесса в техническом вузе осуществлено И.Э. Вильдановым, Р.С. Сафиным, Р.Н. Абитовым и А.М. Зиганшиным. Создание цифрового двойника НОЦ [15] выполнено А.И. Сафиным под руководством А.М. Зиганшина.

Литература:

1. Цифровая трансформация отраслей; стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. Междунар. науч. конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апреля 2021 г. / Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселитская и др.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М., Изд.дом Высшей школы экономики, 2021. - 239 с.

2. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования / И.В. Роберт // Мир психологии. - 2020. - № 3 (103). - С. 184-198.

3. Годунова Л.В. Статические методы мониторинге учебной деятельности обучающихся в

LM MOODLE / Л.В. Голунова // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia 2021) / Материалы V Международной науч.-практ.конф.; Сиб.гос.ун-т путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2021. - С. 64-67.

4. Петухова А.В. Решение классических задач курса «Инженерная графика» с применением BIM-комплексов: сборник / А.В. Петухова // КОГРАФ-2020 / Материалы 30-ой конференции по графическим информационным технологиям и системам. - Нижний Новгород, 2020. - С. 256-260.

5. Болбат О.Б., Петухова А.В. Электронное учебно-методическое сопровождение дисциплин / О.Б. Болбат, А.В. Петухова // Образовательные технологии и общество. - 2019. - Т. 22. - № 2. - С. 78-84.

6. Петухова А.В. Подготовка инженерных кадров: цифровое моделирование в строительстве /

A.В. Петухова // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia 2021) / Материалы V Международной науч.-практ.конф.; Сиб. гос. ун-т путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2021. - С. 205-210.

7. Юматова Э.Г. Интенсификация обучения студентов строительных вузов геометро-графическим дисциплинам средствами графических, информационных технологий / Э.Г. Юматова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2015. - № 3(87). - С. 181-186.

8. Ижуткин В.С., Токтарова В.И. Модели представления учебного материала по численным методам и принципы их реализации / В.С. Ижуткин,

B.И. Токтарова // Вестник КГТУ им. А.М. Туполева. -2007. - № 4. - С. 81-85.

9. Вильданов И.Э. Разработка технологий открытого дистанционного образования в современных условиях в техническом вузе / И.Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. - 2020.

- № 6 (143). - С. 64-69.

10. Абрамова М.О., Филькина А.В., Сухушина Е.В. Вызовы интернационализации для российского высшего образования: влияние пандемии: COVID-19 на образовательный опыт иностранных студентов [Электронный ресурс] / М.О. Абрамова, А.В. Филькина, Е.В. Сухушина // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. - 2021. - № 4. - С. 115-137.

- Режим доступа: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-117-146

1. Digital transformation of industries; starting conditions and priorities: report. to XXII Apr. International scientific conference on the problems of development of the economy and society, Moscow, April 13-30, 2021 / G.I. Abdrakhmanova, K.B. Bykhovsky, N.N. Veselitskaya and etc.: Nat. research University "Higher School of Economics". - M., Publishing House of the Higher School of Economics, 2021. - 239 p.

2. Robert I.V. Didactics of the period of digital transformation of education / I.V. Robert // World of Psychology. - 2020. - № 3 (103). - S. 184-198.

3. Golunova L.V. Static methods for monitoring the educational activities of students in the LM MOODLE / L.V. Golunova // Digital transformations in education (E-Digital Siberia 2021) / Proceedings of the V International scientific and practical conference; Siberian State University of Railways. - Novosibirsk: Publishing House of SGUPS, 2021. - S. 64-67.

4. Petukhova A.V. Solution of the classic problems of the course "Engineering Graphics" using BIM-complexes: collection / A.V. Petukhova // COGRAPH-2020 / Proceedings of the 30th conference on graphic information

11. Захарова У.С., Вилкова К.А., Егоров Г.В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в период пандемии [Электронный ресурс] / У.С. Захарова, К.А. Вилкова, Г.В. Егоров // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. -2021. - № 1. - С. 115-137. - Режим доступа: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-115-137

12. Шибанова Е.Ю., Абалмасова Е.С. Оценка возможности перевода курсов на дистанционные формы обучения / Е.Ю. Шибанова, Е.С. Абалмасова, А.А. Егоров, У.С. Захарова, Т.В. Семенова // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Современная аналитика образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - Вып. 6(36). - С. 46-54.

13. Михальков Д.В., Шкильнюк М.А. Определение тепловых потерь через наружное ограждение в современных программных комплексах / Д.В. Михальков, М.А. Шкильнюк // BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры / Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2021. - С. 45-53.

14. Зиганшин А.М., Сафин А.И. Цифровой двойник здания и BIM-технологии: сборник материалов / А.М. Зиганшин, А.И. Сафин // КОГРАФ-2021 / Материалы 31-й Всероссийской научно-практической конференции по графическим информационным технологиям и системам. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2021. - С. 167-171.

15. Виртуальный тур по НОЦ «Системы/Systems» [Электронный ресурс] / Кафедра ТЭГВ КГАСУ: сайт. Казань, 2022. - Режим доступа: https://www.kgasu.ru/universitet/structure/instituty/isties/kt gv/VR_HVAC/VR_Systems_all.html

technologies and systems. - Nizhny Novgorod, 2020. - S. 256-260.

5. Bolbat O.B., Petukhova A.V. Electronic educational and methodological support of disciplines / O.B. Bolbat, A.V. Petukhova // Educational technologies and society. -2019. - T. 22. - №° 2. - S. 78-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Petukhova A.V. Training of engineering personnel: digital modeling in construction / A.V. Petukhova // Digital transformations in education (E-Digital Siberia 2021) / Proceedings of the V International scientific and practical conference; Sib. state University of Communications. -Novosibirsk: Publishing House of SGUPS, 2021. - S. 205210.

7. Yumatova E.G. Intensification of teaching students of construction universities in geometric and graphic disciplines by means of graphic, information technologies / E.G. Yumatova // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. -2015. - № 3 (87). - S. 181-186.

8. Izhutkin V.S., Toktarova V.I. Models for the presentation of educational material on numerical methods and the principles of their implementation / V.S. Izhutkin,

V.I. Toktarova // Vestnik of KSTU named after A.M. Tupolev. - 2007. - № 4. - S. 81-85.

9. Vildanov I.E. Development of technologies for open distance education in modern conditions in a technical university / I.E. Vildanov // Kazan Pedagogical Journal. -

2020. - № 6 (143). - S. 64-69.

10. Abramova M.O., Filkina A.V., Sukhushina E.V. Challenges of internationalization for Russian higher education: the impact of the pandemic: COVID-19 on the educational experience of foreign students [Electronic resource] / M.O. Abramova, A.V. Filkina, E.V. Sukhushina // Educational Studies / Educational Studies Moscow. -

2021. - № 4. - S. 115-137. - Access mode: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-117-146

11. Zakharova U.S., Vilkova K.A., Egorov G.V. It is impossible to teach this online: applied specialties during the pandemic [Electronic resource] / U.S. Zakharova, K.A. Vilkova, G.V. Egorov // Educational Studies / Educational Studies Moscow. - 2021. - № 1. - S. 115-137. - Access mode: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-115-137

12. Shibanova E.Yu., Abalmasova E.S. Evaluation of the possibility of transferring courses to distance learning / E.Yu. Shibanova, E.S. Abalmasova, A.A. Egorov, U.S.

Zakharova, T.V. Semenova // Storm of the first weeks: how higher education stepped into the reality of the pandemic. Modern analytics of education. - M.: NRU HSE, 2020. -Issue. 6(36). - S. 46-54.

13. Mikhalkov D.V., Shkilnyuk M.A. Determination of heat losses through the outer fencing in modern software systems / D.V. Mikhalkov, M.A. Shkilnyuk // BIM-modeling in the tasks of construction and architecture / Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. - St. Petersburg: SPbGASU, 2021. - S. 45-53.

14. Ziganshin A.M., Safin A.I. Digital twin of the building and BIM technologies: collection of materials / A.M. Ziganshin, A.I. Safin // COGRAPH-2021 / Proceedings of the 31st All-Russian Scientific and Practical Conference on Graphic Information Technologies and Systems. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Technical University. R.E. Alekseeva, 2021. - S. 167-171.

15. Virtual tour of the REC "Systems / Systems" [Electronic resource] / Department of TEGV KSUAE: site. Kazan, 2022. - Access mode: https://www.kgasu.ru/universitet/structure/instituty/isties/kt gv/VR_HVAC/VR_Systems_all.html

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Вильданов Ильфак Элфикович (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности, ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет, e-mail: vildan@kgasu.ru

Сафин Раис Семигуллович (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессионального обучения, педагогики и социологии, ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет, e-mail: safin@kgasu.ru

Абитов Рунар Назилович (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой водоснабжения и водоотведения, ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет, e-mail: a_runar@mail.ru

Сафин Адель Ильнурович (г. Казань, Россия), магистрант каф. теплоэнергетики, газоснабжения и вентиляции, ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет, email: SafinAdel1405@gmail.com

Зиганшин Арслан Маликович (г. Казань, Россия), доктор технических наук, профессор каф. теплоэнергетики, газоснабжения и вентиляции, ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет, e-mail: amziganshin@kgasu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.