Научная статья на тему 'Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета'

Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Л. А. ЧАЛДАЕВА,

доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Компьютерные программы бухгалтерского учета

Современные технические средства в организации учетной работы имеют неоспоримые преимущества, во-первых, в скорости выполнения операций и возможности обработки больших объемов данных, во-вторых, в области представления информации — в текстовом или графическом форматах, в-третьих, в плане передачи сведений пользователям. В настоящее время все участки учетной работы компании оборудованы компьютерами с установленными пакетами стандартных и индивидуальных программ, которые включают:

— журнал учета текущих хозяйственных операций;

— книгу текущих закупок;

— книгу текущих продаж;

— книгу возврата закупок поставщикам;

— книгу возврата проданных товаров.

В дополнение к этому другие программы, включают:

— регулирование и стандартизацию правил ведения бухгалтерского учета, формирование отчетных данных;

— адаптацию систем бухгалтерского учета и их соответствие международным стандартам;

— особенности формирования бухгалтерской отчетности по отраслям и сегментам хозяйственной деятельности;

— организацию управленческого учета;

— расчеты по заработной плате;

— организацию склада и контроль за движением товарно-материальных запасов;

— группировку затрат по экономическим элементам, составление калькуляции, прогнозов и смет;

— организацию учета в структурных подразделениях компании;

— кредитный контроль;

— регистры учета основных средств.

Данные программы могут быть использованы в сочетании с программами ведения книг продаж и кредитного контроля, например для подготовки уведомления в адрес дебитора с сообщением о наступлении сроков оплаты. В области управленческого учета применение таких программ также полезно для целей принятия управленческих решений.

2. Основы интегрированного учета

Пакеты программ интегрированного учета разработаны для охвата всего диапазона финансовых и бухгалтерских операций, начиная с заказа товаров до его оплаты клиентом, включая организацию процесса выполнения заказа, управления активами, денежными потоками и получения итоговых счетов. Пакеты программ интегрированного учета составляют суть интегрированной системы учета, которая является весьма сложной и разветвленной и в своей основе представляет ряд систем, соединенных между собой, сохраняющих функциональную индиви-

дуальность. Вместе с тем каждая из этих систем может действовать самостоятельно и сочетаться с другими.

Порядок ведения бухгалтерских книг в интегрированной системе учета. В интегрированную систему учета включены книги первоначального учета в составе книг текущих продаж, книг текущих закупок, книг возврата проданного и книг закупленного товара; журнал учета текущих хозяйственных операций, кассовая книга. Это дает возможность не только осуществить учет операций по организации производственных операций, реализации продукции, движению денежных потоков и выполнению финансовых операций, но и выполнить корректировку итоговых счетов, составить предварительный баланс и балансовый отчет.

Книги первоначального учета. Данные книги включают книги текущих продаж и закупок, а также книги возврата проданного и закупленного товара.

Если применяемая интегрированная система учета является интерактивной, то нет необходимости заполнять все книги первоначального учета. Ввод информации может производиться непосредственно с терминала.

Особенность учета в книге текущих продаж заключается в том, что все выставленные счета включены в единый список и автоматически введены в эту книгу. Если система является интегрированной, соответствующая запись по кредиту счета продаж будет сделана в главной бухгалтерской книге. Если система не является интегрированной, то такую операцию следует выполнять через журнал учета текущих операций.

Бухгалтерская книга текущих закупок заполняется иначе. Если система учета является интегрированной, то необходимости в ней не возникает. Список всех полученных счетов будет воспроизведен после их ввода в виде пакета документов. Компьютерные распечатки фактически составят перечень операций в книге текущих закупок. В интегрированной системе автоматически выполняются бухгалтерские проводки общих сумм закупок. Записи в журнале осуществляются в том случае, если система не является интегрированной.

Бухгалтерские книги возврата проданного и закупленного товара заполняются так же, как и соответствующие книги текущих закупок. Поль-

зователю выдаются компьютерные распечатки, и автоматически выполняются проводки в главной бухгалтерской книге.

Журнал учета текущих хозяйственных операций. В полностью интегрированной системе записи в журнале текущих хозяйственных операций выполняются непосредственно электронной программой. В этом случае теряется смысл в самой книге первоначального учета. Компьютерная программа формирует список всех произведенных записей в журнале, которые должны быть сохранены для составления будущих документов. Во всех случаях компьютер произведет проверку соответствия дебетовой суммы кредитовой, без чего не будет выполнена проводка в главной бухгалтерской книге.

Хотя система является полностью интегрированной, обычно существует необходимость выполнения некоторых записей в журнале вручную. Это осуществляется с помощью исходного документа для целей ввода данных в программу. Эти исходные документы сохраняются для целей будущих ссылок.

Кассовая книга. В компьютеризированной системе открываются счета «касса» и «банк». В интегрированной системе учета компьютерная программа автоматически выдает команду выписать чеки или осуществить переводы и одновременно автоматически изменяют с учетом новых данных лицевые счета, а также счет банка. Список произведенных платежей может составить кредитовую сторону кассовой книги. Если предприятие выписывает собственные чеки, то кассовая книга может по-прежнему вестись как книга первоначального учета. В этом случае для заполнения дебетовой стороны кассовой книги существуют два варианта действий:

— сохранить кассовую книгу поступлений как книгу первоначального учета;

— выполнить проводку в кассовой книге поступлений на общую сумму пакета поступающих каждый день чеков. Для этого может быть использована компьютерная распечатка пакета поступающих чеков.

Сальдирование счетов. На каждой стадии подготовки итоговых счетов необходимо формировать документальную копию счетов на бумажном носителе. Это важно для целей проверки. Как только бухгалтер убедится в достоверности полученных данных, на печать выводится окон-

чательный вариант счетов. Сальдо на конец отчетного периода переносятся на следующий отчетный период точно так же, как и в системе ручного учета, но в данном случае эта операция производится автоматически.

Бухгалтерский учет товарно-материальных запасов. При использовании компьютеров такой учет обычно осуществляется в системе непрерывного учета запасов. Весьма важно так организовать учет, чтобы учетные данные о запасах постоянно обновлялись, поэтому компьютеризированный учет запасов обычно включает обработку данных в момент совершения операции. Это позволяет посылать запросы оператору на терминале.

Компьютерные программы учета текущих продаж часто интегрированы с системой учета запасов. Наиболее важным отчетом является ведомость товарно-материальных запасов, которая дает предприятию их оценку на конец года, так как в последующем она будет использована для составления балансового отчета.

Прежде чем перейти к характеристике процедуры составления предварительного баланса, отметим, что корректировку итоговых счетов, после того как они составлены, производить нельзя.

Корректировки итоговых счетов. Начисления и авансовые платежи компании должны быть проведены по журналу и затем представлены в составе исходных данных, поступающих в компьютер.

Предварительный баланс. Данный баланс нет необходимости составлять, если компьютерная программа обеспечивает полный набор итоговых счетов. Однако его составление обеспечивает достаточно достоверный контроль за соответствием общей суммы дебетовых записей общей сумме кредитовых.

3. Правила обеспечения достоверности учетных операций

Важность постоянной и полной сквозной проверки правильности выполнения учетных операций заключается в единообразном понимании сущности и смысла экономических терминов, например прибыли.

В мировой и российской практике бухгалтерского учета, определяя понятие «прибыль», подразумевают разницу между доходами от продажи или реализации продукции и связанными с ней затратами в течение отчетного периода. Приведем пример.

Пример

Малкам Макинтайер содержал небольшой магазин по продаже оргтехники. В 2004 г. он организовал секцию по продаже компьютерных игр. Второй год продаж характеризовался следующими показателями.

1. Объем продаж игр:

• январь — 1 500 ф. ст., включая 700 ф. ст. за товар, приобретенный в первом году продаж;

• февраль — 1 200 ф. ст.;

• март — 1 300 ф. ст.;

• апрель — декабрь 1 000 ф. ст. каждый месяц.

2. Затраты на приобретение игр:

• январь — ноябрь 700 ф. ст. каждый месяц;

• декабрь 1 000 ф. ст., включая 900 ф. ст. за товар, не проданный до начала третьего года;

3. Зарплата, выплаченная во втором году, — 500 ф. ст. каждый месяц.

Примечание. 1. Зарплата за январь включала 300ф. ст. за первый год работы секции. 2. Зарплата в сумме 400 ф. ст. — подлежала выплате в конце второго года, но не была выплачена.

4. Механизмы, приобретенные в течение второго года, — 4 200 ф. ст.;

5. Ожидаемый срок службы механизмов — 6

лет.

Исчисления ликвидационной стоимости по окончании их срока службы не предусматривается.

Требуется рассчитать прибыль секции компьютерных игр магазина Малкама Макинтайера за второй год работы. Решение

Существуют четыре способа исчисления прибыли, которую получила секция компьютерных игр магазина Малкама Макинтайера за второй год работы (табл. 1 — 4).

Таким образом, из всех способов расчета прибыли (убытка) целесообразно применить четвертый способ. Для обоснования данного вывода необходимо применить бухгалтерский принцип соответствия и осуществить корректировку номинальных счетов, которые рассматривались в первой теме «Предмет, задачи и содержание курса», а также в пятой теме «Правила ведения Главной бухгалтерской книги». Практической реализации стандартов учетной политики и финансовой отчетности на основе западных стандартов учета способствуют такие принципы организации учета, как принцип самостоятельности хозяйствующего

Таблица 1

Способ первый

Показатели Сумма, ф. ст. Сумма, ф. ст.

Продажи: январь 1 500

февраль 1 200

март 1 300

апрель — декабрь 9 000

13 000

Минус: расходы — закупки:

январь — ноябрь 7 700

декабрь 1 000

8 700

Заработная плата 6 000

Приобретение механизмов 4 200

18 900

Убыток за год 5 900

Таблица 2

Способ второй

Показатели Сумма, ф. ст. Сумма, ф. ст.

Продажи: январь (1 500 — 700 ф. ст.) 800

февраль 1 200

март 1 300

апрель — декабрь 9 000

12 300

Минус расходы — закупки:

январь — ноябрь 7 700

декабрь (1 000 — 900 ф. ст.) 100

7 800

Заработная плата 6 000

Приобретение механизмов 4 200

18 000

Убыток за год 5 700

субъекта, денежного измерения, существенности, непрерывности, соответствия, а также принцип постоянства и принцип осторожности.

Отметим, что соответствия или накопления обеспечивают соответствие расходов доходам, получаемым в результате этих расходов, поэтому в бухгалтерские счета включаются расходы — оплаченные или неоплаченные. Все счета учета группируются как личные, реальные и номинальные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В названиях личных счетов содержится имя юридического или физического лица. Среди личных счетов можно отметить счет «Капитал», показывающий задолженность предприятия по отношению к его владельцу. Личные счета фиксируют все сделки, связанные с дебиторской и кредиторской задолженностью.

Таблица 3

Способ третий

Показатели Сумма, ф. ст. Сумма, ф. ст.

Продажи 12 300

Минус расходы — закупки 8 700

Заработная плата 6 000

Механизмы — амортизация (4 200: 6) 700

15 400

Убыток за год 3 100

Таблица 4

Способ четвертый

Показатели Сумма, ф. ст. Сумма, ф. ст. Сумма, ф. ст.

Продажи: январь 1 500

февраль 1 200

март 1 300

апрель — декабрь 9 000

13 000

Минус расходы — закупки: январь — ноябрь 7 700

декабрь (1 000 — 900 ф. ст.) 100

7 800

Заработная плата 6 000

Минус 300

5 700

Плюс начисления 400

6 100

Механизмы — амортизация 700

14 600

Убыток за год 1 600

В названии реальных счетов упоминаются принадлежащие компании активы, например помещения, товарно-материальные запасы, наличные денежные средства, автомобили, расчетные счета в банке.

В названии номинальных счетов указывается вид дохода или расхода компании. Например, счета оплаты услуг телефонной связи, заработной платы, коммунальных платежей, арендной платы, реализации и закупок товаров. Поскольку в практике учета, например, заработная плата может быть начислена, но не выплачена в отчетном периоде, то возникает необходимость корректировки начислений по счетам расходов и доходов и авансированных платежей.

Вместе с тем теория и практика бухгалтерского учета предполагают, что расходы, отнесенные на счет прибыли и убытков, должны отражать

издержки только текущего года. Это означает, что отдельные статьи расходов должны быть скорректированы, чтобы обеспечить правильное отражение расходов в текущем году.

Когда расходы оплачиваются авансом, как, например, зачастую бывает с арендной платой, то в этом случае речь идет об авансированных платежах. В том случае, когда сумма подлежит оплате, но остается неоплаченной, ее называют начислением, тогда становится очевидным, что необходимо произвести корректировку путем дебетовых и кредитовых записей с использованием данных журнала учета хозяйственных операций. Сумма, которая не относится к текущему финансовому году, переносится так, чтобы она осталась в составе счета на следующий отчетный период. В рассматриваемом примере сумма заработной платы, начисленная, но еще не выплаченная, дебетуется на счете «Прибыль и убытки» и отражается в балансе как пассивы.

Терминология, используемая в отчетах о прибыли, включает следующие понятия:

1. Торговый счет и счет прибыли и убытков (Trading and profit and loss account).

2. Отчет о прибыли (Statement of profit).

3. Годовой отчет (Annual Statement).

4. Счет производственных затрат (Production Account).

5. Счет доходов (Income Account).

6. Счет доходов и расходов (Income and expenditure account).

7. Отчет о доходах (Revenue Statement).

8. Отчет о доходах и расходах (Income Statement).

9. Отчет о торговых операциях (Trading Statement).

10. Счет вознаграждений (Fees account).

Наличие столь многообразных документов,

в которых присутствует показатель прибыли, объясняется тем, что виды производственной деятельности разнообразны. Например, врачи, оказывая услугу, получают вознаграждение, фермеры производят сельскохозяйственную продукцию, владельцы магазинов торгуют в целях получения прибыли. Единственным исключением в этом случае являются некоммерческие организации, которые получают членские взносы, оплату за выполненные работы, не преследуя получения прибыли. Однако все организации пытаются покрыть свои затраты доходами, ставят цель

превышения доходов над расходами, составляют отчет о финансовом положении и сопоставляют расходы с доходами.

Таким образом, компьютеризация системы учета не оказывает никакого влияния на принципы бухгалтерского учета и трактовку основного положения предпринимательства — прибыль. Оно существует независимо от того, интегрирована ли система учета полностью или частично.

Вторым правилом постоянной и полной сквозной проверки правильности выполнения учетных операций является обеспечение информационной безопасности компании и предупреждение мошеннических действий с информацией.

В памяти компьютеризированной системы учета содержится вся информация, характеризующая деятельность компании. Ее содержание становится реальностью, когда составляются счета и отчетные документы. В этом случае важно поддерживать сквозную аудиторскую проверку на соответствующем уровне. Поскольку если логическая последовательность событий, от получения офисом первоначальной документации до заключительных проводок в бухгалтерской книге, не может быть легко прослежена в системе бухгалтерских отчетов, то всегда возможны мошеннические действия. Мошенническую операцию можно скрыть среди большого объема хозяйственных операций. В тех случаях, когда документация, введенная в программу компьютера, не является ясной, краткой и легко читаемой, никто не заметит мошенничества, потому что зачастую никто досконально разбирать составленные отчеты не будет в силу большого объема информации, низкой квалификации и безответственности. При этом информация «теряется» в недрах компьютера из-за отсутствия распечатки, вскрывающей мошенническую операцию.

В целях предупреждения мошеннических действий и облегчения поиска документов в системе и независимо от того, с какими бухгалтерскими книгами продаж, закупок или запасов ведется работа, необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Серийные номера операций, выполняемых по бухгалтерским счетам, должны создаваться системой без внешнего вмешательства.

2. Подготовленный и распечатанный с использованием компьютера отчет о бухгалтерских проводках должен содержать серийный номер операции в начале страницы.

3. Распечатанный отчет должен храниться в досье согласно порядковым номерам операций.

4. На место каждого удаленного серийного номера операций должен оформляться отдельный отчет, удостоверяющий, что операция под этим номером была удалена. Такой отчет должен храниться в досье согласно порядковым числам вместе с распечатками других операций.

5. Те же самые серийные номера операций нужно указывать во всех распечатанных отчетах независимо от того, какая бухгалтерская книга используется, например серийный номер счета-фактуры на закупленные товары нужно указать при занесении данных операции по лицевому счету в бухгалтерской книге кредиторской задолженности, а также против проводки в номинальных счетах. Это приведет к тому, что вся система учета будет сопоставима. Номер операций подобен номеру фолио: любой желающий может проследить, где отражен специфический счет-фактура, может сослаться на соответствующий серийный номер, присвоенный во время выполнения бухгалтерской проводки.

6. Вся документация бухгалтерской проводки, появляющаяся в результате ввода данных в компьютер, должна храниться и содержаться в досье в логическом порядке, без пропусков. Когда используются сброшюрованные бухгалтерские книги, их страницы не должны быть удалены, так чтобы исключить возможность пропусков в логической последовательности. Однако весьма просто потерять распечатку отчета или вложить ее в другое досье преднамеренно или по ошибке, сделать так, чтобы документ не был распечатан (например, удалив файл). Поэтому ведение досье распечаток компьютера является ответственной работой.

7. Проследить все системы прохождения операций могут не только аудиторы. В отдельных случаях при возникновении проблем бухгалтерскому персоналу понадобится проверить всю цепочку учета. Хорошо организованная сквозная аудиторская проверка позволяет выполнить эту работу сравнительно просто.

Таким образом, правила обеспечения достоверности учетных операций предусматривают, во-первых, единообразное понимание сущности и смысла экономических терминов, а во-вторых, обеспечение информационной безопасности компании и предупреждение мошеннических действий с информацией, осуществляя постоян-

ную, полную и сквозную проверку правильности выполнения учетных операций.

Ключевые термины

Компьютерная система учета

Пакет тестовых программ

Интегрированная система учета

Сквозная аудиторская проверка

Обеспечение информационной безопасности

Цель предупреждения мошеннических действий

Правила предупреждения мошеннических действий

Влияние компьютеризации на организацию бухгалтерского учета.

Контрольные вопросы

Задание 1. Тимоти Рокстон в январе 2003 г. открыл предприятие по пошиву спортивной одежды «T&R». В 2004 г. за второй год работы согласно счету «Прибыли и убытки» предприятия «T&R» чистая прибыль за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г., составила 24 000 ф. ст. До решения вопроса о распределении прибыли бухгалтер обнаружил следующие ошибки:

1. Резерв на безнадежную задолженность должен быть увеличен с 600 до 800 ф. ст., но на счет «Прибыли и убытки» были отнесены только 150 ф. ст.

2. Начисленные коммунальные платежи составили 350 ф. ст., но фактически оплаченные коммунальные платежи в сумме 490 ф. ст. покрывали период с 1 января второго года до конца февраля третьего года работы.

3. Расходы по рекламе, оплаченные авансом, составили 300 ф. ст., но не были приняты в расчет.

4. Изъятия на личные нужды в сумме 1 200 ф. ст. были неумышленно включены как расходы предприятия.

5. Запасы на конец отчетного периода были неправильно оценены в сумме 3 800 ф. ст. вместо 8 300 ф. ст.

6. Безнадежная задолженность в сумме 400 ф. ст. была вычтена из суммы продаж и не была показана отдельной статьей в счете «Прибыли и убытки».

7. Полученная скидка в сумме 130 ф. ст. неправильно отражена как предоставленная скидка.

8. Некоторые материалы (стоимостью 250 ф. ст.), приобретенные 31 декабря 2003 г., были включены в закупки 2004г., а также в сумму запасов на конец отчетного периода первого года работы.

Требуется:

составить отчет по перерасчету чистой прибыли предприятия по пошиву спортивной одежды «T&R» за второй год работы компании, заканчивающийся 31 декабря 2004 г.

задание 2. 1 марта 2004 г. Джон Саммерли на второй год работы приобрел оборудование у компании «Мепл-Уайт» на сумму 5 000 ф. ст.

В контракте на покупку были согласованы следующие условия:

— сумму 1 000 ф. ст. депонировать на следующий день после заключения договора;

— проценты по ставке 10 % на величину задолженности начислять на начало каждого года;

— сумма 1 200 ф. ст. должна перечисляться на счет компании 28 февраля каждого года в течение трех лет;

—задолженность по оплате оборудования должна быть погашена на шестой год работы 1 марта.

Требуется составить бухгалтерские счета, отражающие операции, выполненные Джоном Саммер-ли с учетом начисления годовой суммы амортизации по остаточной стоимости в размере 12 %.

Ответы на задания, помещенные в МБУ № 8 — 2006

1. Формы бухгалтерской отчетности организаций, оказывающих различные виды услуг юридическим и физическим лицам, общеизвестны.

Предприятия и организации, основным видом деятельности которых является выполнение работ и оказание услуг промышленному сектору экономики и населению, бухгалтерский учет и финансовую отчетность организуют по общепризнанным правилам и положениям — Международным стандартам финансовой отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности:

• бухгалтерский баланс (форма №1);

• отчет о прибылях и убытках (форма №2);

• приложения к бухгалтерскому балансу и

отчету о прибылях и убытках:

— отчет об изменениях капитала (форма № 3);

— отчет о движении денежных средств (форма № 4);

— приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

• аудиторское заключение.

2. Определение понятия «Бухгалтерская

отчетность» в интерпретации российского законодательства следующее.

Бухгалтерская отчетность — это совокупность документов, дающих достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении. В международных правилах организации бухгалтерского учета достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами страны по бухгалтерскому учету.

3. Организация бухгалтерского учета владельцев недвижимости основана на соблюдении следующих правил:

— активы владельца недвижимости представляют его собственность в виде зданий, сооружений и земли;

— арендная плата и доходы в виде комиссионных эквивалентны доходам от продаж в торговом или производственном предприятии;

— расходы — это затраты, которые имеют отношение к поддержанию собственности в нормальном техническом и санитарном состоянии. Любое улучшение собственности следует рассматривать как капитальные вложения.

4. Как называется счет «Прибыли и убытки» у владельцев недвижимости?

Обычно у организаций и индивидуальных собственников счет «Прибыли и убытки» является счетом доходов.

литература

1. Дымова И. А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: Главбух. 2000.

2. Конспект лекций по курсу «бухгалтерский учет». Основной курс. Международная ассоциация бухгалтеров. Лондон. 1997.

3. Международные стандарты финансовой отчетности. Под ред. Я. В. Соколова и И. А. Смирновой. М.: Финансы и статистика. 2005.

4. Палий В. Ф. Международные стандарты финансовой отчетности (учебное пособие). М.: Инфра-М. 2002.

5. Учет по международным стандартам (учебное пособие). М.: Фонд развития Бухгалтерского учета. 2002.

6. Хендриксон Э. С., Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.