ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Л.А. Чалдаева,
доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров
В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности продолжаем публикацию курса лекций.
Тема 4. Правила учета текущих хозяйственных операций
План лекции
1. Книги учета текущих хозяйственных операций
2. Журнал учета текущих хозяйственных операций
Список рекомендуемой литературы
1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: Издательство «Главбух», 2000.
2. Мюллер Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива. М.: Издательство «Финансы и статистика», 1999.
3. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами СААР. М.: Издательство «Дело», 2000.
4. Конспект лекций по курсу «бухгалтерский учет». Основной курс. Международ-
ная ассоциация бухгалтеров. Лондон, 1997.
5. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: Издательство «Перспектива», 1999.
6. Стаханов А.Ю. Бухгалтерский баланс. Международные и российские стандарты. М.: «Бизнес-информ», 1999.
1. Книги учета текущих хозяйственных операций
Выполнению каждой бухгалтерской операции соответствует оригинал первичного документа, информация с которого вносится в книгу первичного учета текущих хозяйственных операций. В бухгалтерской практике существуют четыре вида таких книг учета текущих хозяйственных операций:
Книга текущих закупок;
Книга текущих продаж;
Книга возврата закупок поставщикам;
Книга возврата проданных товаров.
Сформировалась и общепринята схема их оформления. Ниже приведен образец составления одной из книг учета текущих хозяйственных операций.
Книга текущих закупок
Номер счета Дата Сведения об операции Фолио Сумма по счету Промежуточный итог НДС Итого
1 2 3 4 5 6 7 8
Все книги учета текущих хозяйственных операций оформляются подобным образом, единственное различие состоит в том, что в Книге возврата проданных товаров название колонки «Номер счета» меняется на «Номер кредитового авизо». Назначение и порядок заполнения колонок соответствующей книги учета очевидны из их названия. Однако необходимо дать пояснения относительно колонки «Фолио».
Колонка «Фолио». Данная колонка заполняется только после совершения в учете двойных бухгалтерских записей. Этот факт свидетельствует о том, что двойная запись завершена. Введение колонки «Фолио» в книги учета текущих хозяйственных операций способствует предотвращению появления ошибок, связанных с неполными проводками, а также облегчает поиск и исправление ошибок. Поэтому в каждой книге учета текущих хозяйственных операций и в каждом счете присутствует эта колонка. Она всегда находится слева от колонок, по которым показываются денежные суммы.
Техника исполнения записей с применением колонки «Фолио» следующая. В этой колонке, напротив каждой записи в книге, указывается аббревиатура названия другой книги и номер страницы в ней, на которой завершается двойная запись. При составлении счета по хозяйственной операции также должно присутствовать название корреспондирующего счета, который завершает двойную запись. Таким образом, при работе с книгами учета облегчается нахождение второй части двойной бухгалтерской записи.
Например, при учете поступления наличных от С. Кутепова, чей счет был на 23-й странице Книги текущих продаж, а в Кассовой книге на 17-й странице отражено поступление наличных средств, колонка «Фолио» будет использоваться следующим образом. В Кассовой книге в колонке «Фолио» напротив записи суммы поступления будет указан шифр DL (Sales/ Debtors Ledger) 23 (Книга текущих продаж), а в Книге текущих продаж в колонке «Фолио» напротив записи суммы указывается С В (Cash Book) 17 (Кассовая книга).
Рассмотрим порядок ведения книг учета текущих хозяйственных операций.
Книга текущих закупок. Все товары, приобретенные в кредит у поставщиков, заносятся в Книгу текущих закупок при получении
оригинала документа - счета-фактуры. В этом случае счет-фактура на закупку товара является основным документом для оформления записей в Книге текущих закупок.
Суммирования по каждому приобретенному товару и удержания, касающиеся торговой скидки, должны быть отражены в пятой колонке денежных сумм, а в шестой - общая сумма оплаты поставщику. На той же строке приводятся соответствующие записи в колонке «Фолио». Далее, полученная сумма заносится в кредит личных счетов закупки товара, а счет-фактура подшивается как товаросопроводительный документ в соответствующую папку.
В определенные даты индивидуальным поставщикам начисляется оплата за поставленные товары. Записи осуществляются по кредиту счетов поставщиков на сумму, указанную в восьмой колонке Книги текущих закупок. При этом следует помнить, что дебетование счета закупок производится общей суммой по итогам месяца. Проводки в Главной бухгалтерской книге выполняются путем переноса итоговой суммы закупок, совершенных в течение отчетного периода, в дебет счета закупок. Аналогичная операция осуществляется отдельно по счету НДС в корреспонденции с личными счетами кредиторов.
Книга текущих продаж. Торговые предприятия расчеты с клиентами осуществляют различными способами. Одни отпускают товары только в кредит, другие за наличный расчет, третьи - значительную часть товара предоставляют в кредит, а другую - за наличный расчет. Все продажи в кредит отражаются в Книге текущих продаж на основе счета-фактуры продаж.
При реализации в соответствующие даты счета индивидуальных дебиторов дебетуются на сумму продажи, поскольку дебитор (должник) получил товар, а корреспондирующая кредитовая запись в суммированном виде отражается по кредиту счета текущих продаж в конце месяца. Итоговое значение операции продаж товара фиксируется в шестой колонке Книги текущих продаж с учетом предоставленных скидок и НДС.
Книга возврата закупок поставщикам. Иногда она называется книгой возврата поставщикам. При возврате товара поставщик выпускает кредитовое авизо, которое отражается в Книге возврата закупок поставщикам. Соответственно поставщику направляется дебетовое авизо,
документ, аналогичный счету-фактуре, в котором указываются следующие реквизиты:
• имена и адреса сторон, участвующих в сделке купли-продажи;
• дата совершения сделки;
• название, количество и цена за единицу товара;
• сведения о торговой скидке и НДС;
• регистрационный номер поставщика для расчета НДС;
• номер заказа;
• номер счета-фактуры;
• особые условия, например скидка за оплату наличными.
Дебетовое авизо также включает сведения о недостатках товара или его порче. Этот документ свидетельствует о том, что уменьшение задолженности поставщику происходит путем дебетования его личного счета. Дебетовое авизо является указанием на то, что такая операция произошла.
В Главной бухгалтерской книге индивидуальный поставщик будет дебетован на общую сумму кредитового авизо, а соответствующая кредитовая запись составит часть общего оборота по кредиту счета «Возврат закупок поставщикам» с учетом НДС.
Книга возврата проданных товаров. Форма и способ ведения книги аналогичны порядку ведения Книги возврата закупок поставщикам. Клиент-покупатель при возврате недоброкачественного товара направляет поставщику-продавцу кредитовое авизо. При этом личный счет покупателя кредитуется на сумму возращенного товара, потому что он вернул товар обратно и данная сумма входит в общую сумму возврата, которая вносится в конце месяца в дебет счета «Возврат проданных товаров» с учетом НДС. Для облегчения учета кредитовое авизо оформляется красными чернилами.
НДС и книги учета текущих хозяйственных операций. Когда счета-фактуры или кредитовые авизо заносятся в книги учета текущих хозяйственных операций, их общая сумма за минусом НДС отражается в шестой колонке промежуточной суммой. Сумма НДС должна затем быть внесена в отдельную колонку. Промежуточная сумма и сумма НДС затем суммируются, и общий результат появляется в восьмой колонке - «Итого».
Следует помнить, что когда данные книг учета текущих хозяйственных операций пере-
носятся в Главную бухгалтерскую книгу, данные личных счетов включают НДС, потому что задолженность исчисляется с учетом НДС. Суммы, которые переносятся на номинальные счета - счета покупки, продажи, тоже содержат НДС, который в свою очередь отражается на соответствующей стороне личного счета (счет НДС).
При совершении соответствующих операций, связанных с движением товаров, необходимо постоянно осуществлять контроль над правильностью составления и оформления счетов-фактур. Как правило, каждый этап подготовки документа контролируется лицом, не связанным с его отправкой или оплатой. Цель данных действий сводится к тому, чтобы предотвратить умышленное хищение средств компании, выявить и исключить ошибки.
Кроме того, каждому дебитору компании в конце месяца направляется отчет в виде сводной ведомости, которая является своеобразной копией счета клиента за отчетный месяц, показывающая его задолженность, итоговые суммы по каждому счету-фактуре, а также кредитовые авизо за возвращенные товары, чеки, квитанции за оплату наличными деньгами. Дебитор использует сводную ведомость для проверки сведений, содержащихся в ней, со своими данными бухгалтерского учета и определения сроков погашения задолженностей. В компаниях - поставщиках товаров должен быть разработан и применен механизм управления дебиторской задолженностью. В этих целях каждому дебитору устанавливается лимит задолженности, сумма, которую компания-поставщик может финансировать. Ее величина зависит от многих факторов: от аккуратности в партнерских отношениях, от безопасного предела дебиторской задолженности, и от вероятности возникновения безнадежной задолженности, от манеры ведения бизнеса и от многих других обстоятельств.
Политика управления дебиторской задолженностью, помимо непосредственного кредитования покупателей, включает политику взыскания просроченных и безнадежных долгов, политику в области взаимоотношений предприятия с факторинговыми компаниями, которая строится на следующих принципах:
• выполнить анализ каждой имеющейся на балансе компании дебиторской задолженности;
• классифицировать дебиторскую задолженность;
• разработать план минимизации дебиторской задолженности;
• выделить прибыльную дебиторскую задолженность и выяснить степень ее влияния на максимизацию прибыли в ближайшей или удаленной перспективе;
• установить кредитные лимиты и сроки погашения дебиторской задолженности для каждого клиента;
• осуществлять разделение коммерческого и потребительского кредита при продаже товаров юридическим и физическим лицам на основе принципа разделения наличного и безналичного денежного оборота;
• выполнять принцип двойного слежения за размером дебиторской задолженности и кредиторской задолженности на балансе компании.
Одной из проблем, с которой сталкиваются компании, является своевременное погашение дебиторской задолженности. Ее можно решить с помощью финансового посредника -факторинговой компании. Факторинг и возможность его использования в финансовом обеспечении предпринимательства можно определить как деятельность специализированного учреждения, осуществляемую на договорной основе, связанную с переуступкой этому учреждению клиентом - поставщиком неоплаченных платежей - требований за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Как правило, роль финансового посредника выполняет банк и в связи с этим факторинг - это покупка банком счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции.
В результате такой операции компания, передающая требование, может получить от 70 до 90% от суммы требования в виде аванса. Остающиеся 10 - 30% являются для факторинговой фирмы гарантированной суммой, которая назначается к выплате при получении компанией счета на оплату требования должником.
Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просрочки платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, предоставление помощи предприятиям в управлении кредитом, в ведении бухгалтерского учета и в увеличении оборачиваемости
оборотных средств и прибыльности компании.
Факторинговая фирма взимает определенный процент за немедленное предоставление аванса, премии за риск, возмещение админис-тративно-управленческих расходов. Она осуществляет следующие операции: услуги по ведению дебиторских счетов и инкассо, финансирование требований клиентов, кредитные гарантии.
Для клиента-поставщика факторинг выгоден: во-первых, тем, что основную часть денежной выручки он получает сразу, экономя на расчетах со своими контрагентами; во-вто-рых, становясь собственником неоплаченных платежных требований, банк берет на себя риск их неоплаты; в-третьих, зная точную дату оплаты требований, поставщик может планировать совершение своих платежей; в-четвертых, до окончательного погашения счетов банк может оказывать клиенту ряд дополнительных услуг, среди них такие, как оценка кредитоспособности нынешних и потенциальных должников клиента.
Таким образом, компания, прибегая к факторинговым услугам банка, приобретает возможность ускорить оборачиваемость средств в расчетах, снизить неплатежи, укрепить финансовое состояние, создать надежные предпосылки для работы в условиях рынка.
Обычно на факторинговое обслуживание после тщательного анализа принимаются поставщики, производящие высококачественные товары и услуги, имеющие перспективы расширения производства и увеличения прибыли, недостаток денежных средств у которых носит временный характер. Факторинговое обслуживание клиентов осуществляется на договорных началах. Банк предварительно оценивает качество долговых требований, которые будут ему переуступаться. После обработки всех данных банк принимает решение об условиях договора на факторинговое обслуживание, который заключается на срок от 1 до 2 лет. В договоре предусматривается, что банк не несет ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам между поставщиком и покупателем товаров и услуг. В договоре оговариваются права, обязанности и взаимная ответственность сторон, в том числе размер штрафов, уплачиваемых банком и компанией в случае несвоевременного или ненадлежащего выполнения ими условий договора.
В настоящее время расчеты в розничной торговле покупатель предпочитает осуществлять с помощью кредитной карточки. Владелец кредитной карточки, покупая товар или пользуясь услугами, оплачивает их не наличными и не чеком, а просто с его карточки списывается соответствующая сумма. В итоге расчеты за приобретаемые товары осуществляются с компанией, предоставившей клиенту кредитную карточку. В бухгалтерском учете данные операции сопровождаются следующими проводками: Продажа товаров по кредитной карточке: Дебет счета компании кредитных карточек
Кредит счета продажа товаров за наличные Денежные поступления от компании кредитных карточек: Дебет счета банк
Кредит счета компании кредитных карточек Комиссионные, взимаемые компанией кредитных карточек:
Дебет счета торговые расходы Кредит счета компании кредитных карточек. Рассмотрим ряд примеров. Условие примера № 1. В течение сентября 2001 года Джек Джексон провел следующие торговые операции.
Ведомость торговых операций Джека Джексона за сентябрь 2001 года
Дата Сведения об операциях Сумма, ф. ст.
Сентябрь 1 Продажа товара М. Диллу (счет-фактура № 10) 240,00
2 Продажа товара Р. Робинсу (счет-фактура № 11) 7 350,00
4 Покупка товара у Н. Кемпбелл по счету-фактуре № 251 (торговая скидка 10 %) 345,00
7 Продажа товара А. Наттсу (счет-фактура № 12) 650,00
10 Возврат проданного товара от М. Дилла (кредитовое авизо № 1) 80,00
14 Покупка товара у Л. Лорка по счету-фактуре № 252 (торговая скидка 20 %) 6 900,00
16 Возврат закупленного товара Л. Лорку (кредитовое авизо №56) 750,00
19 Продажа товара Р. Робинсу (счет-фактура № 13) 1 450,00
25 Возврат проданного товара А. Наттсу (кредитовое авизо № 2) 55,00
28 Покупка товара у Н. Кемпбелл по счету-фактуре № 253 (торговая скидка 10 %) 5 450,00
Задание
От Вас требуется отразить в Главной бухгалтерской книге информацию на конец сентября 2001 года. Книги текущих закупок, книги текущих продаж, книги возврата покупок поставщикам и книги возврата проданных товаров, принимая во внимание, что по всем продажам в сумме до 500 ф.ст. предоставляются тор-
говые скидки в размере 15%, по продажам в сумме более 500 ф. ст. торговые скидки составляют 20%.
Джек Джексон уплачивает и взимает со своих клиентов НДС по ставке 17,5%.
Решение
Составим Книгу текущих закупок товара Джека Джексона на конец сентября 2001 года.
Книга текущих закупок РВВ1
Номер счета Дата Сведения об операции Фолио Сумма по счету, ф. ст. Промежуточный итог, ф. ст. НДС, ф. ст. Итого, ф. ст.
251 Сентябрь 4 Покупка товара у Н. Кемпбелл минус торговая скидка 10% СЫ 345,00 34,50 310,50 54,33 364,83
252 14 Покупка товара у Л. Лорка минус торговая скидка 20% СЬ2 6900,00 1380.00 5520,00 966,00 6486,00
253 28 Покупка товара у Н. Кемпбелл минус торговая скидка 10% СЫ 5450,00 545,00 4905,00 10735,50 Ы Ы Ь2 Ь2 858,37 1878,70 5763,37 12614,20
Проводки Главной бухгалтерской книги по текущим закупкам товаров:
Дебет Счет "Закупки" Ы 10.735,50"
12.614,20
Дебет Счет "НДС" Ь2 1.878,7о]
Кредит Н. Кемпбелл СЬ1 364,83"
Кредит Л. Лорк СЬ2 6486,00 12.614,20
Кредит Н. Кемпбелл си 5763,37]
Книга текущих продаж БИВ!
Номер Дата Сведения Фолио Сумма по Промежуточный НДС, Итого,
счета об операции счету, ф. ст. итог, ф. ст. ф. ст. ф. ст.
10 Сентябрь 1 М. Дилл ЭЫ 240,00
минус торговая скидка 15% 36,00 204,00 35,70 239,70
11 2 Р. Робине БЬ2 7350,00
минус торговая скидка 20% 1470.00 5880,00 1029,00 6909,00
12 7 А. Наттс БЬЗ 650,00
минус торговая скидка 20% 130,00 520,00 91,00 611,00
13 19 Р. Робине ОЬ2 1450,00
минус торговая скидка 20% 290,00 1160,00 7764,00 ЬЗ 203,00 1358,70 Ь2 1363,00 9122,70
Проводки Главной бухгалтерской книги по продажам товаров:
Дебет М. Дилл ШЛ 239,70 1
Дебет Р. Робине 6909,00
I 9122,70
Дебет А. Наттс ЭЬЗ 611,00
Дебет Р. Робине ОЬ2 1363,00 ]
Кредит Счет "Продажи" ЬЗ 7764,00
9122,70
Кредит Счет "НДС" Ь2 1358,70 _
Книга возврата закупок поставщикам РЛВ1
Номер кредотовое авизо Дата Сведения об операции Фолио Сумма по счету, ф. ст. Промежуточный итог, ф. ст. НДС, ф. ст. Итого, ф. ст.
56 Сентябрь 16 Л. Лорк минус торговая скидка 20% СЬ2 750,00 150,00 600,00 1А 105,00 Ь2 705,00
Проводки Главной бухгалтерской книги по возврату закупок:
Дебет Л. Лорк СЬ2 705,00
Кредит Счет "Возврат закупок" 1А 600,00
705,00
Кредит Счет "НДС" Ь2 105,00]
Книга возврата проданных товаров БЛВ!
Номер кредитового авизо Дата Сведения об операции Фолио Сумма по счету, ф. ст. Промежуточный итог ф. ст. НДС, ф. ст. Итого, ф. ст.
1 Сентябрь 10 М. Дилл минус торговая скидка 15% БЫ 80,00 12,00 68,00 11,90 79,90
2 25 А. Наттс минус торговая скидка 20% ОЬЗ 35,00 11,00 44,00 112.00 Ь5 7.70 19,60 Ь2 51,70 131,60
Проводки Главной бухгалтерской книги по возврату проданного товара:
Дебет Счет "Возврат проданного товара" Ь5 112,00"
131,60
Дебет Счет "НДС" Ь2 19,60_
Кредит М. Дилл ЭЫ 79,90"
131,60
Кредит А. Наттс ЭЬЗ 51.70
Проводки Главной бухгалтерской книги показаны после каждой книги текущих хозяйственных операций. Во всех случаях общая сумма дебетовых проводок равна общей сумме кредитовых.
В практике бухгалтерского учета заполняются Книги аналитического учета текущих хозяйственных операций. Необходимость выполнения этой работы заключается в следующем.
Если в компании имеется несколько отделов или она занимается продажей целого ряда различных товаров, возникает необходимость в их классификации. В этих целях используются Книги аналитического учета текущих хозяйственных операций. Классификация затрат позволяет выявить неэффективные, убыточные области бизнеса. Группировка осуществляется в таблицах аналитического учета, сведения из которых переносятся в Главную бухгалтерскую книгу.
В конце отчетного периода подсчитывают-ся итоговые значения по всем колонкам и строкам, что обеспечивает соответствие их резуль-
татов значению колонки «Общий итог». Если подсчет ведется после внесения данных каждого счета-фактуры, то в конечном итоге достигается экономия времени и гарантия правильности арифметических подсчетов.
Таким образом, учет операций подразделяется в соответствии с функциональной направленностью и осуществляется в книгах первичных записей, именуемых «Книга текущих закупок», «Книга текущих продаж», «Книга возврата закупок поставщикам», «Книга возврата проданных товаров». Кассовая книга также является книгой первичных записей, несмотря на то, что она формируется на основе счета «Касса» и счета «Банк».
2. Журнал учета текущих хозяйственных операций
Следует отметить, что хозяйственная деятельность компании не ограничивается операциями, занесенными в книги первичных записей, а гораздо многообразнее, поэтому все опе-
рации, которые не нашли отражения в книгах первичных записей, учитываются в специальной книге - журнале учета текущих хозяйственных операций (далее - журнал). Он представляет собой своеобразный свод информации о хозяйственных операциях компании, размещаемой в хронологическом порядке с указанием даты, номера документа, подтверждающего операцию, наименование дебетового и кредитового счета, суммы и сведений другого характера. Журнал не является частью системы двойной бухгалтерской записи и имеет определенные преимущества.
Во-первых, исключается возможность нарушения таких принципов организации бухгалтерского учета, как принцип непрерывности и принцип постоянства из-за смены бухгалтера фирмы. Во-вторых, существенно снижается риск возникновения ошибок, неточностей, преднамеренных искажений. В-третьих, устраняется вероятность пропусков в записях операций или выполнения неполных записей.
Журнал используется для учета операций, связанных с движением основных средств компании, покупки и продажи их в кредит, выполнения операций по оплате коммунальных, телефонных, арендных и страховых услуг, исправления ошибок, выполнения открывающих и закрывающих записей, переносов и прочих операций.
Схема оформления журнала аналогична книгам учета текущих хозяйственных операций, за исключением колонок для указания номеров счетов-фактур или кредитовых авизо.
Журнал учета текущих хозяйственных операций
Дата Сведения об операции Фолио Дебет Кредит
Наименование дебетового счета X
Наименование кредитового счета X
Все проводки в журнале сопровождаются коротким пояснением в хронологическом порядке. Дата указывается при выполнении каждой проводки. В бухгалтерской практике сначала делаются все записи по дебету, а за ними -все записи по кредиту. Записи журнала не суммируются, за исключением открывающих проводок. Рассмотрим ряд примеров журнальных записей.
Открывающие записи. Первой записью является учет инвестиций, которые собственник вкладывает в свой бизнес. Таким образом, они трансформируются в капитал компании и являются ее задолженностью владельцу, независимо от того, какую форму этот капитал принял. При выполнении открывающих записей в журнале необходимо рассчитать величину капитала, исходя из стоимости активов и пассивов компании. Как правило, общая сумма активов должна превышать общую сумму пассивов, и разница между ними будет составлять капитал. Если пассивы превышают активы, компания является несостоятельной.
НДС возникает в открывающих записях только в том случае, если есть задолженность по его уплате. Она может рассматриваться точно так же, как задолженность любого дебитора или кредитора.
Закрывающие записи. Эти записи необходимы только в конце финансового года или в том случае если компания прекращает свое существование в результате ликвидации или поглощения другой компанией.
Приобретение активов не для торговых операций. Приобретение основных средств или товаров, не предназначенных для перепродажи, не отражается в Книге текущих закупок (в ней регистрируются только покупки товаров в кредит для совершения торговых операций). Для учета таких операций необходимо выполнить следующие записи:
Дебет счет активов (активы были получены) Кредит (а) счет «Наличные средства», (такие операции могут отражаться напрямую в кассовой книге и не обязательно в журнале);
(б) счет «Банк» (если оплата товаров, работ, услуг осуществляется чеком);
(в) счет «Кредитор» (если активы приобретены в кредит);
Если цена приобретенных активов включает НДС, выполняется следующая проводка: Дебет счет активов (общая сумма активов за исключением НДС)
Дебет счет «НДС» (сумма НДС) Кредит счет «Кредитор» / счет «Банк» / счет «Наличные средства» (на общую сумму, приобретаемых активов, включая сумму НДС).
Амортизация активов. Амортизация является снижением балансовой стоимости основных средств из-за их износа. Сумма списываемой амортизации является оценочной величиной износа
и чтобы обеспечить расходы на амортизацию, соответствующая сумма заносится ежегодно на кредит счета «Амортизационные резервы».
Выбытие основных средств. Такие активы, как оборудование или транспортные средства, можно списать еще до истечения срока их службы, сдав в утиль, продав, либо обменяв на другие подобные основные средства. Всякий раз, когда происходит выбытие основных средств, необходимо выполнить две операции:
• удалить основные средства из бухгалтерских книг (по первоначальной стоимости), кредитуя счет активов;
• удалить накопленную амортизацию, начисленную с момента покупки активов, дебетуя счет амортизационных резервов на указанную величину.
Противоположные проводки отражаются по счету выбытия основных средств, который создан для этой цели.
Например, два года назад компания приобрела автомобиль за 4 ООО ф. ст., с накопленной амортизацией 1 ООО ф. ст., вскоре он был продан за наличный расчет за 2 ООО ф. ст. Данная операция в журнале будет отражена следующим образом.
ЖУРНАЛ
Сведения об операции Дебет, ф. ст. Кредит, ф. ст.
Счет "Выбытие автотранспортных средств" 4 000
Счет "Автотранспортные средства" 4 000
Первоначальная стоимость проданного автомобиля
Счет "Амортизация автотранспортных средств" 1 ООО
Счет "Выбытие автотранспортных средств" 1 000
Накопленная амортизация проданного автомобиля
Счет "Прибыли и убытки" 1 ООО
Счет "Выбытие автотранспортных средств" 1 000
Убыток от продажи
Наличные средства, полученные от продажи активов, заносятся в кредит счета выбытия активов. Если от продажи получена прибыль, то она отражается по дебету счета выбытия активов и по кредиту счета прибылей и убытков, используя счет амортизации.
Если при продаже активов взимается НДС и если допустить, что при этом операция не
принесла ни прибыли, ни убытков, то в журнале делается следующая запись:
Дебет счет «Дебитор» / счет «Банк» / Счет «Наличные средства» (общая сумма включает НДС);
Кредит счет активов (балансовая стоимость активов минус сумма НДС);
Кредит счет «НДС» (сумма НДС).
Безнадежная задолженность. Управление безнадежной задолженностью предполагает выполнение операции по списанию долгов, которые по той или иной причине не будут оплачены. В этом случае возможны следующие ситуации:
• задолженность полностью безнадежна;
• задолженность частично может быть востребована;
• задолженность может быть востребована с процентами.
В каждом из этих случаев согласно записям в журнале дебетуются и кредитуются соответствующие счета Главной бухгалтерской книги:
(а) Дебет счет «Безнадежная задолженность»
Кредит счет «Дебиторская задолженность»
(б) Дебет счет «Наличные средства» / Счет «Банк» (при получении оплаты) Дебет счет «Безнадежная задолженность» (на сумму списания)
Кредит счет «Дебитор» (на общую сумму долга)
(с) Дебет счет «Касса» / Счет «Банк» (на всю полученную сумму, то есть долг плюс проценты)
Кредит счет «Востребованная безнадежная задолженность» (на сумму первоначального долга) Кредит счет «Проценты к получению» (на сумму процентов, подлежащих выплате).
Некоторые компании создают резервы в части возможной сомнительной задолженности.
Чеки, не принятые к оплате. Если клиент банка получает от него чек с отметкой «Обращайтесь к трассанту», то это означает, что он к оплате не принят. В этом случае необходимо восстановить задолженность дебитора и удалить из кассовой книги запись, свидетельствующую о возврате чека, выполнив следующую проводку:
Дебет счета «Дебиторская задолженность»
Кредит счета «Банк».
Эта проводка - точная противоположность той, которая была в свое время совершена при первоначальном получении чека. Если операция проводилась за наличный расчет, а не в кредит, то НДС не затрагивает эту проводку. Ссуды банка, проценты и банковские сборы.
1. Ссуды банка. Выполняются следующие проводки:
При фактическом получении займа: Дебет счет «Банк» Кредит счет «Ссуда банка». При погашении займа: Дебет счет «Ссуда банка» Кредит счет «Банк».
При процентных выплатах по ссуде, которые фактически увеличивают задолженность: Дебет счет «Проценты к оплате» Кредит счет «Ссуда банка».
2. Проценты к получению. Денежные средства, хранящиеся на депозитном счете в банке, приносят проценты, которые обычно в соответствующее время увеличивают остаток на счете. На начисляемые проценты совершаются следующие проводки:
Дебет счет «Банковский вклад» Кредит счет «Проценты к получению».
3. Банковские сборы. За предоставленные услуги банки с клиентов взимают сборы и назначают платежи, например за овердрафт. Бухгалтерские проводки ведутся через журнал и выглядят так:
Дебет счет «Банковские сборы» Кредит счет «Банк».
Расходы компании. Услуги, получаемые компанией, подлежат оплате, связанные с этим затраты отражаются на счете «Расходы» путем его дебетования. Соответствующая кредитовая запись совершается на счете лица, которое оказало эту услугу или поставило товары для использования в производстве. На соответствующую сумму будет дебетован счет «НДС».
Изъятие капитала. Изъятие капитала из бизнеса - это снятие владельцем компании с расчетных счетов денежных средств в ожидании будущей прибыли.
Рассмотрим пример журнальных записей. Условие примера № 2 Фирма «Канцелярия» по продаже канцелярских товаров для средней школы просит Вас проверить правильность ведения бухгалтерских книг за отчетный год, заканчивающийся 30 ноября 2001 года. В отчетном году чистая прибыль компании составила 262 500 руб. При про-
верке были обнаружены ошибки.
1. Счет-фактура на закупленные товары, приобретенные до 30 ноября 2001 года, на сумму 40 000 руб. плюс НДС, не были учтены в бухгалтерских книгах Оплата по счету-фактуре еще не была произведена, но при расчете чистой прибыли эти закупки были включены в запас на конец отчетного периода.
2. Продажи товаров в кредит на сумму 3 200 руб. были записаны по дебету счета «Возврата продаж» и кредиту счета закупок.
3. Сумма по чеку 240 руб., выписанному для оплаты хозяйственных товаров, была ошибочно проведена по кредиту счета «Банк» вместо 420 руб.
4. Арендная плата в размере 20 000 руб. была проведена по дебету счета продаж и по кредиту счета поставщика.
5. В отчетном периоде фирма приобрела новый письменный стол за 2 300 руб., израсходовав на его доставку и сборку 300 руб. Бухгалтер фирмы указал стоимость приобретенного стола в сумме 2 300 руб. по дебету счета «Имущество», а стоимость его доставки и сборки - по кредиту счета почтовых и курьерских расходов.
6. Покупка компьютера для использования в магазине за 23 500 руб. была показана по дебету счета закупок и кредиту счета поставщика, при этом сумма 23 500 руб. включает НДС.
7. Расходы за телефонные переговоры в сумме 2 400 руб. были проведены по дебету счета «Коммунальные сборы».
8. Счет за электричество на 1 360 руб. был отражен по счету «Электричество» в сумме 1 630 руб., в то время как по счету поставщика была сделана правильная запись на 1 360 руб.
Учетная политика фирмы «Канцелярия» предусматривает включение в состав основных средств и капитализирование предметов мебели стоимостью свыше 1 250 руб. за 1 единицу, а также все компьютеры, используемые в магазине, независимо от их стоимости.
Фирма «Канцелярия» зарегистрирована как плательщик НДС, размер которого составляет 17,5%.
Предполагается, что, кроме обнаруженных ошибок, все остальные учетные записи были сделаны правильно.
Задание
От Вас требуется:
1. Охарактеризовать обнаруженные ошибки в учетных записях, которые можно исправить путем выполнения корректирующих записей в журнале.
2. Используя указанную выше информацию, выполнить записи в журнале.
Решение
Перечислим ошибки, которые можно исправить путем выполнения корректирующих записей в журнале:
Таким образом, в ходе выполнения задания:
• названы четыре типа ошибок в учетных записях, которые можно исправить путем выполнения корректирующих записей в журнале;
• с использованием информации, указанной в исходных данных, составлены записи в журнале по исправлению допущенных ошибок.
• первоначальные ошибки;
• ошибочный пропуск;
• ошибки в перечислении;
• принципиальные ошибки.
Далее составим записи в журнале по исправлению допущенных ошибок.
Ключевые термины
Книга текущих закупок
Книга текущих продаж
Книга возврата закупок поставщикам
Книга возврата проданных товаров
Фолио
Политика управления дебиторской задолженностью Факторинг
Журнал учета корректирующих проводок хозяйственных операций компании «Канцелярия», руб.
(за год, заканчивающийся 30 ноября 2001 года)
Содержание операции Наименование счета Дебет Кредит
1. Величина расходов на электричество неправильно отражена по счету "Электричество" Уменьшаем стоимость до 1 360 руб. (1 630- 1 360) Для счета "Кредитор" никаких корректировок не требуется Счет "Электричество" 270
2. Стоимость компьютера без НДС 20 000 руб. (23 500: 117,5) Убираем значение со счета "Закупки" и переносим на счет НДС Корректировка счета "Кредитор" не требуется Счет "Закупки" Счет "Компьютер" Счет "НДС" 20 000 3 500 2 350
3. Аренда отнесена на счет "Продажи" Переносим на счет "Аренда" Для счета "Кредитор" корректировка не требуется Счет "Продажи" Счет "Аренда" 20 000 20 000
4. Неправильно отражена в учете сумма по чеку Увеличиваем сумму до 420 руб. (420 - 240) Счет "Банк" 180
5. Продажи отнесены по счету "Возврат продаж" Удаляем первоначальную запись и вписываем по счету "Продажи" и счету "Дебитор" Счет "Возврат продаж" Счет "Закупки" Счет "Продажи" Счет "Дебитор" 3 200 3 200 3 200 3 200
6. Счет за телефонные переговоры отражены по счету "Коммунальные сборы" Переносим на счет "Телефон" Счет "Коммунальные сборы" Счет "Телефон" 2 400 2 400
7. Новый стол должен быть капитализирован Первоначальная стоимость его должна составить 2 600 руб. (2 300 + 300) Сумма доставки должна быть отражена по дебету, а не по кредиту Удаляем стоимость доставки из счета "Почтовые и курьерские расходы" и переносим в дебет счета "Имущество" Счет "Почтовые и курьерские расходы" Счет "Имущество" 300 300
8. Закупки в сумме 40 000 руб. плюс НДС не были отражены в бухгалтерских книгах, НДС составляет 7 000 руб. (40 000 х 17,5%) Следовательно, относим их на счет "Закупки", счет "НДС", счет "Кредитор" Счет "Закупки" Счет "НДС" Счет "Кредитор" 40 000 7 000 47 000
Журнал учета текущих хозяйственных операций
Открывающие записи Закрывающие записи Приобретение активов не для торговых операций
Амортизация активов
Выбытие основных средств
Безнадежная задолженность
Чеки, не принятые к оплате
Ссуды банка, проценты и банковские сборы
Расходы компании
Изъятие капитала
Контрольные вопросы и задания
ф
1. В течение января 2002 года компанией «Юникор» осуществлены продажи товара в кредит:
Сумма, ф. ст. Скидка, %
Январь 3 А. Мок Вин 38,79 10
В. Норрис 58,53 15
С. Долин 92,50 20
5 Д. Чикс 25,53 10
Д. Гуд Вин 55,53 15
С. Соме 98,13 20
15 М. Лион 29,41 10
20 А. Мок Вин 30,00 10
С. Долин 88,00 20
25 Н. Норрис 55,13 15
Д. Чикс 89,38 20
31 Д. Гуд Вин 59,53 15
М. Лион 88,54 20
Задание. Необходимо выполнить регистрацию приведенной выше информации в соответствующих книгах первичных записей, не учитывая НДС.
2. Следующие ниже операции сопровождаются дебетовыми и кредитовыми журнальными записями.
Задание. Необходимо увязать каждую операцию с соответствующими дебетовыми и кредитовыми проводками.
Перечень операций:
А Продажи, проводка выполнена на М. Джонса вместо М. Джона;
В Продажа автомобиля О. Тейлору;
С Безнадежная задолженность К. Тер-рибл в размере 60 ф. ст.;
Э Уборка помещений проведена по счету зарплаты;
Е Изъятия средств со счета владельцем предприятия;
И Приобретение автофургона для доставки товаров у П. Джеймса.
Перечень дебетовых проводок:
0 О. Тейлор;
Н Счет «Уборка помещений»;
1 Счет «Капитал» или счет «Изъятия капитала»;
] М. Джон;
К Счет «Безнадежная задолженность»;
Ь Счет «Автофургон».
Перечень кредитовых проводок:
М Счет «Автомобиль»;
N М. Джонс;
О К. Террибл;
Р Счет «Заработная плата»;
О П. Джеймс.
Я Касса
3. Задание. Выполнить записи в журнале Н. Нельсона для подготовки к проводкам в Главной бухгалтерской книге, без учета НДС по следующим операциям.
Июль, 2 Покупка у Ф. Вуд компьютера за 4 250 ф. ст.;
Июль, 8 Изъятие капитала в сумме 1 500 ф. ст. на собственные нужды;
Июль, 13 На покрытие долга В. Форд в сумме 8 345 ф. ст. предоставлена автомашина;
Июль, 15 Изъятие капитала в сумме 60 ф. ст. на собственные нужды;
Июль, 21 Задолженность Р. Ватсон в сумме 83 ф. ст. стала безнадежной;
Июль, 26 Обнаружено, что сумма 446,25 ф. ст. по счету-фактуре Д. Банен была занесена в счет-фактуру Н. Банен;
Июль, 30 Обнаружено, что выставленный в адрес С. Тафт счет-фактура № 62 на сумму 85 ф. ст., должен быть выписан на сумму 58 ф. ст.
Июль, 30 Обнаружено, что счет-фактура на сумму 80 ф. ст. от П. Петере за ремонт был проведен по дебету счета П. Петере.
Ответы на задания, помещенные в журнале «Международный бухгалтерский учет» № 3 (39) 2002 года
Скотт Андрюш Агентство новостей ЖУРНАЛ
Дата Сведения об операции Фолио Дебет, ф. ст. Кредит, ф. ст.
Август, 14 Н.И. Аткинс H.H. Аткинсон Исправление ошибки перечисления CL1 CL2 350,00 350,00
Сентябрь, 12 Счет "Покупки" Б. Даннкейк и Компания Исправление ошибочного пропуска LI CL3 260,00 260,00
Октябрь, 23 Счет "Расходы автомобилей" Счет "Автотранспортные средства" Исправление принципиальной ошибки L2 L3 650,00 650,00
Ноябрь, 29 Счет "Изъятия капитала" Счет "Расходы автомобилей" Исправление принципиальной ошибки L4 L2 45,00 45,00