Научная статья на тему 'Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика'

Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие / двигательная деятельность / образовательная область / дошкольное образование / федеральная образовательная программа / достижения ребенка / физические качества / планируемые результаты / педагогическая диагностика / physical development / motor activity / educational area / preschool education / Federal educational program / child's achievements / physical qualities / planned results / pedagogical diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина Жанна Геннадьевна

В статье затрагиваются вопросы изменений в нормативно-методическом обеспечении российской системы образования в целом и дошкольного образования — в частности. Основной акцент сделан на содержании нового основополагающего нормативного документа — федеральной образовательной программы дошкольного образования. В документе обозначены основные направления развития детей дошкольного возраста, по которым должна осуществляться образовательная деятельность. В число основных направлений входит физическое развитие дошкольников, которое представлено образовательной областью «Физическое развитие». В статье описывается краткое содержание образовательных достижений детей в данной области. Образовательные достижения, в свою очередь, являются планируемыми результатами (или возрастными ориентирами) в рамках реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие». Планируемые результаты рассматриваются в соответствии с возрастными этапами развития детей. Отражается специфика физического развития дошкольников сообразно их возрастным особенностям. В форме диаграммы представлены предполагаемые возрастные достижения ребенка с точки зрения его психологической готовности к выполнению двигательной деятельности, развития физических качеств и способностей, проявления самостоятельности. В завершение раскрывается вопрос педагогической диагностики достижений дошкольников, приводится пример заполнения карты наблюдения физического развития ребенка с учетом содержания федеральной образовательной программы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козина Жанна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational area "Physical Development" in the content of the Federal educational program of preschool education: planned results and pedagogical diagnostics

The article touches upon changes in the normative and methodological support of the Russian education system in general and preschool education in particular. The main emphasis is placed on the content of the new fundamental regulatory document — the Federal educational program of preschool education. The new document includes the main areas of development of preschool children, according to which educational activities should be carried out. Among the main directions physical development is included, which is represented by the educational area "Physical Development". The article describes a brief summary of the educational achievements of children in this area. Educational achievements, in turn, are the planned results (or age guidelines) within the framework of the implementation of the Federal educational program of preschool education in the educational area "Physical Development". The planned results are considered in accordance with the age stages of children's development. The specifics of the physical development of preschoolers are reflected in accordance with their age characteristics. The expected age achievements of the child are presented in the form of a diagram from the point of view of his psychological readiness to perform motor activity, development of physical qualities and abilities, manifestation of independence. In conclusion, pedagogical diagnostics of the achievements of preschoolers is disclosed, an example of filling in the observation card of the child's physical development is given taking into account the content of the Federal educational program of preschool education.

Текст научной работы на тему «Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика»

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

Козина Жанна Геннадьевна | z.kozina@koiro.edu.ru

Заместитель заведующего кафедрой общего образования, методист Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы изменений в нормативно-методическом обеспечении российской системы образования в целом и дошкольного образования — в частности. Основной акцент сделан на содержании нового основополагающего нормативного документа — федеральной образовательной программы дошкольного образования. В документе обозначены основные направления развития детей дошкольного возраста, по которым должна осуществляться образовательная деятельность. В число основных направлений входит физическое развитие дошкольников, которое представлено образовательной областью «Физическое развитие». В статье описывается краткое содержание образовательных достижений детей в данной области. Образовательные достижения, в свою очередь, являются планируемыми результатами (или возрастными ориентирами) в рамках

реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие». Планируемые результаты рассматриваются в соответствии с возрастными этапами развития детей. Отражается специфика физического развития дошкольников сообразно их возрастным особенностям. В форме диаграммы представлены предполагаемые возрастные достижения ребенка с точки зрения его психологической готовности к выполнению двигательной деятельности, развития физических качеств и способностей, проявления самостоятельности. В завершение раскрывается вопрос педагогической диагностики достижений дошкольников, приводится пример заполнения карты наблюдения физического развития ребенка с учетом содержания федеральной образовательной программы дошкольного образования.

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

Ключевые слова: физическое развитие, двигательная деятельность, образовательная область, дошкольное образование, федеральная образовательная программа, достижения ребенка, физические качества, планируемые результаты, педагогическая диагностика.

В современных условиях появилась необходимость обновления системы образования, и с 2022 года российская государственная политика в области образования ориентирована на единство подходов в части реализации образовательных программ. Система обновления распространяется на все уровни образования — от дошкольного до среднего общего, в связи с чем с сентября 2023 года вступил в силу новый нормативный документ — федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее — Федеральная программа). Первичной функцией Федеральной программы является, как указано в подпункте 3 пункта 2, «создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО1, вне зависимости от места проживания» [Цит. по: 2].

Основой для разработки содержания Федеральной программы стал федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). В связи с этим перечень направлений развития детей дошкольного возраста остался прежним, и в числе основных — образовательная область «Физическое развитие».

Согласно пункту 15 ФГОС ДО, специфика дошкольного возраста и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений [Там же]. Поэтому в Федеральной программе планируемые результаты представлены в виде возможных достижений детей в соответствии с возрастными этапами их жизни. Этап младенческого возраста включает диапазон жизни ребенка от двух месяцев до одного года, этап раннего возраста — от одного года до трех лет, от трех до шести — входит в этап дошкольного возраста, а возрастная категория от шести до семи лет входит в этап завершения дошкольного возраста. При рассмотрении образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников четко прослеживается последовательность формирования двигательных действий ребенка с учетом уровня его психологического и физиологического развития.

В данной статье автор анализирует область физического развития детей на различных возрастных этапах в части возможных достижений и педагогической

1 ДО — дошкольное образование.

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

диагностики этих достижений. Достижения детей, или планируемые результаты освоения образовательной программы, от младенческого возраста до этапа завершения дошкольного возраста условно рассматриваются в трех аспектах: психологическая готовность к выполнению двигательной деятельности, развитие физических качеств и способностей, проявление самостоятельности в процессе двигательной деятельности. Обозначим данные аспекты следующими наименованиями: «Психология» — это психологическая готовность к выполнению двигательной деятельности, «Физические качества» — это

развитие физических качеств и способностей, «Самостоятельность» — это проявление самостоятельности в процессе двигательной деятельности. Условно отметим уровни достижений ребенка по пятибалльной системе, а именно уровень достижений в младенческом возрасте определим в 1 балл, в раннем возрасте установим 2 балла, в дошкольном возрасте — 4 балла, а на этапе завершения — 5 баллов. Данная установка баллов выстроит относительно равномерную картинку возрастного развития детей. На рисунке 1 представлена предполагаемая динамика достижений детей в области психофизического развития.

6 5 4 3 2 1 0

Психология

■ Младенческий возраст

■ Дошкольный возраст

Физические качества Самостоятельность

■ Ранний возраст

■ Завершение дошкольного возраста

Рисунок 1 — Предполагаемая динамика достижений ребенка в области психофизического развития

5

5

5

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

Так, ребенок в возрасте до одного года начало активной двигательной деятельности проявляет в виде ползания. Одним из достижений ребенка может быть умение хватать и бросать предметы, а также самостоятельно ходить.

К трем годам ребенок уже активно применяет накопленный багаж основных движений. Дети начинают осваивать бег и прыжки. Могут повторять простые упражнения по показу взрослого, в том числе подражательные движения или игры (например, перешагивание через линию, из обруча в обруч, подпрыгивание до подвешенного предмета, прыжки «как зайка» и т. д.). В этом возрасте ребенок начинает проявлять интерес к подвижным играм.

К четырем годам у ребенка может появиться интерес к более сложным физическим упражнениям и двигательным действиям (например, к ходьбе и бегу в разных направлениях и темпе, ходьбе группой, преодолению различных посильных препятствий в ходьбе, беге). Активно расширяется прыжковый диапазон: к прыжкам на двух ногах присоединяется умение прыгать на одной ноге, запрыгивать, спрыгивать, перепрыгивать. Проявляется умение сохранять равновесие при выполнении различных видов движений, что говорит о развитии у ребенка координационных способностей. Кроме того, может проявляться интерес к подвижным играм.

К пяти годам у детей активизируется потребность в активной двигательной

деятельности, появляется интерес к более разнообразным упражнениям и движениям, в том числе упражнениям с предметами. К демонстрации координации движений присоединяются умения, связанные с развитием таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота, выносливость, сила. У пятилетних детей уже развита крупная и мелкая моторика. Они с интересом выполняют общеобразовательные и элементы спортивных упражнений, основные виды движений. Активно играют в подвижные игры и переносят накопленный двигательный багаж в самостоятельную деятельность. В данном возрасте дети уже готовы воспринимать правила здорового образа жизни и анализировать собственное самочувствие.

К шести годам у детей проявляется ярко выраженная потребность в активной и разнообразной двигательной деятельности. Они уже знакомы с некоторыми видами спорта. Наряду со знакомыми играми и упражнениями появляется интерес к новым играм, видам упражнений и движений, формам двигательной активности. Например, проявляется интерес к пешим прогулкам, детскому туризму. У шестилетних детей наблюдается развитие гибкости, ловкости, координации, быстроты, силы и выносливости в соответствии с возрастом. Предполагается, что ребенок может самостоятельно не только играть, но и организовывать подвижную игру. Дети данного возраста не только знакомы с правилами личной гигиены и правилами безопасного поведения, но и самостоятельно соблюдают их.

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

Предполагается, что на этапе завершения дошкольного возраста у детей хорошо развиты основные физические качества, накоплен багаж двигательных умений и навыков, они обладают большим опытом двигательной деятельности. В частности, владеют основными видами движений, демонстрирует качество выполнения физических упражнений, имеют представление о видах спорта и могут себя контролировать и управлять своими движениями. Кроме того, с интересом осваивают начальные туристские навыки, принимают участие в туристских пеших прогулках.

Немаловажно понимать, что указанные в Федеральной программе возрастные ориентиры (в соответствии с пунктом 15)

«имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов» [Цит. по: Там же]. По причине наличия индивидуальных особенностей развития каждый «ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров» [Цит. по: Там же]. Тогда картина достижений ребенка в области психофизического развития может быть иной и иметь индивидуальный характер (данные представлены на основе наблюдений в ходе личной многолетней педагогической практики автора в дошкольной образовательной организации) (рисунок 2).

4

Психология Физические качества Самостоятельность

Младенческий возраст ■ Ранний возраст

Дошкольный возраст ■ Завершение дошкольного возраста

Рисунок 2 — Достижения ребенка в области психофизического развития

3

3

3

2

1

0

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

Условно определим уровни психофизического развития по трехбалльной системе, где 1 балл соответствует низкому уровню, 2 балла — среднему уровню и 3 балла — высокому уровню. Например, ребенок дошкольного возраста в силу своей индивидуальности может не проявлять интерес к той или иной двигательной активности, соответственно и уровень развития физических качеств может быть условно на среднем или низком уровне. В свою очередь, это может стать причиной несамостоятельности в двигательной деятельности. Однако все это не означает, что ребенок не «догонит» своих сверстников. При отсутствии существенных отклонений в состоянии здоровья дети не только «выравниваются», но могут достичь и более высоких результатов по сравнению с результатами ровесников. Соответственно, каждый ребенок имеет свой, индивидуальный темп развития.

В дошкольном возрасте работоспособность дошкольников значительно ниже, чем у детей школьного возраста. Это связано с физиологической особенностью детского организма, который продолжает формироваться. Костная, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы активно развиваются, и по мере их формирования у ребенка появляются новые функциональные способности.

Для определения динамики развития ребенка применяется педагогическая диагностика. Особенность педагогической диагностики заключается в ее

направленности на индивидуализацию образования, а также оптимальную организацию деятельности с группой детей [Там же]. При проведении педагогической диагностики с детьми дошкольного возраста применяются малоформализованные методы (например, наблюдение). Однако для оценки индивидуального физического развития ребенка инструктор по физической культуре может применять специфические методы. Например, метод контрольных испытаний (тестирование) физической подготовленности детей позволяет определить уровень развития психофизических качеств и способностей. Тестирование состоит из таких физических упражнений, как бег на различные дистанции, прыжки в длину на двух ногах с места, метание в цель или на дальность и т. д. Ориентиром для выбора тестовых упражнений для детей шести-семи лет могут быть нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее — ГТО). Каждые четыре года данные нормативы обновляются, исходя из анализа выполнения тестов населением и предложений от педагогической и спортивной общественности, направленных на совершенствование системы тестирования. С марта 2023 года вступили в силу обновленные нормативы испытаний ГТО, и в данной редакции нормативов диапазон возрастной категории первой ступени уменьшен с шести-восьми до шести-семи лет включительно. Таким образом, выделена ступень, где тестовые упражнения ориентированы непосредственно на детей дошкольного возраста. В рамках

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

испытаний ГТО возможно определение уровня развития физических качеств дошкольников, а также уровня сформи-рованности прикладных умений и навыков. Однако необходимо отметить, что на выполнение заданий в рамках тестирования допускаются дети, не имеющие ограничений по состоянию здоровья.

Наряду с количественными результатами могут оцениваться и качественные показатели двигательных действий — например, техника бега или метания, техника выполнения упражнения на равновесие и др.

Для фиксации результатов педагогической диагностики в методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации представлен макет для составления карты наблюдения. Карта составлена на основе возрастных показателей детей, обозначенных в Федеральной программе. В приложении 1 представлен вариант карты для фиксации результатов наблюдения в части физического развития ребенка. Далее для анализа проявления того или иного показателя предлагается использовать маркеры «обычно», «изредка», «никогда». Эти маркеры могут иметь следующие значения: «обычно» — обозначается символом «+» и означает типичность показателя для ребенка, проявление этого показателя чаще всего; «изредка» — обозначается символом «+/-» и означает нечастое проявление этого показателя, а время от времени в основном в деятельности; «никогда» — обозначается символом «-» и означает

отсутствие проявления у ребенка данного показателя как в деятельности, так и в поведении [1].

Данные проведенного наблюдения предназначены для понимания и контроля педагогом динамики физического развития каждого ребенка и формирования соответствующего индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ) ребенка. Опираясь на динамику результатов, которая может быть как положительной, так и отрицательной, инструктор по физической культуре вносит необходимые коррективы в ИОМ, в первую очередь, направленные на оказание помощи дошкольнику в части его развития.

В заключение важно отметить, что при разработке образовательной программы организация должна опираться на указанные в Федеральной программе планируемые результаты, так как они служат ориентиром для осуществления педагогической деятельности по реализации любой образовательной области, включая физическое развитие. А дополнительным ресурсом по планированию эффективной образовательной деятельности в области физического развития дошкольников являются результаты педагогической диагностики, в том числе полученные при помощи специфических для физической культуры методов. Таким образом, сопоставление планируемых результатов (возрастных ориентиров, возможных достижений) и результатов педагогической диагностики физического развития детей помогает

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

педагогам (в первую очередь, инструкторам по физической культуре и воспитателям) профессионально построить свою педагогическую деятельность в рамках реализации образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с Федеральной программой.

Список литературы

1. Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской

Федерации. — URL: https://docs.edu. gov.ru/document/da4bf512fdb1255d149 119afbc465b91/download/6052/ (дата обращения: 10.07.2024).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/0e6ad380fc69dd72b6065 672830540ac/download/5518/ (дата обращения: 10.07.2024).

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример карты наблюдения в области физического развития детей раннего возраста в соответствии с Федеральной программой

Критерии анализа показателей возрастного развития

№ п/п Имя ребенка Показатели возрастного развития Частота проявления Самостоятельность в выполнении Инициативность Примечание

Группа:

1. Ваня Б. Показатель 1. У ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам +/- +/- -

Показатель 2. С желанием играет в подвижные игры + +/- +

2. Маша А. Показатель 1. ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2. ...

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

УДК 373.2+37.037.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 56-65. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/30sent2024/kvo305/

Zhanna G. Kozina

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Educational area "Physical Development" in the content of the Federal educational program of preschool education: planned results and pedagogical diagnostics

Abstract. The article touches upon changes in the normative and methodological support of the Russian education system in general and preschool education in particular. The main emphasis is placed on the content of the new fundamental regulatory document — the Federal educational program of preschool education. The new document includes the main areas of development of preschool children, according to which educational activities should be carried out. Among the main directions physical development is included, which is represented by the educational area "Physical Development". The article describes a brief summary of the educational achievements

Статья поступила в редакцию 17.11.2023; одобрена после рецензирования 21.08.2024; принята к публикации 26.09.2024.

of children in this area. Educational achievements, in turn, are the planned results (or age guidelines) within the framework of the implementation of the Federal educational program of preschool education in the educational area "Physical Development". The planned results are considered in accordance with the age stages of children's development. The specifics of the physical development of preschoolers are reflected in accordance with their age characteristics. The expected age achievements of the child are presented in the form of a diagram from the point of view of his psychological readiness to perform motor activity, development of physical qualities and abilities, manifestation of independence. In conclusion, pedagogical diagnostics of the achievements of preschoolers is disclosed, an example of filling in the observation card of the child's physical development is given taking into account the content of the Federal educational program of preschool education.

Keywords: physical development, motor activity, educational area, preschool education, Federal educational program, child's achievements, physical qualities, planned results, pedagogical diagnostics.

The article was submitted 17.11.2023; approved after reviewing 21.08.2024; accepted for publication 26.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.