Научная статья на тему 'Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования'

Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовое воспитание / дошкольная образовательная организация / образовательная программа / учебно-методическое пособие / labor education / preschool educational organization / educational program / educational and methodical manual

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник Мария Олеговна, Росткова Татьяна Иосифовна, Череухо Ольга Юрьевна

В статье проведен сравнительный анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования. Критический подход к выбору учебно-методических комплектов для использования в организации и проведении образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях в настоящее время является необходимым условием для обеспечения качества образования. Проблема выбора учебно-методических комплектов сегодня одна из ключевых в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с тем, что с 1 сентября 2023 года на смену примерным образовательным программам дошкольного образования пришла федеральная образовательная программа дошкольного образования. Грамотный подход к выбору учебно-методического комплекта для реализации задач данного документа обеспечивает качество образовательного процесса, а также позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, способствующих гармоничному переходу на новую образовательную ступень и — в будущем — полноценной взрослой жизни. Одним из таких качеств выступает ценностное, осознанное отношение к труду, понимание труда как важной жизненной потребности ребенка. При написании статьи авторы руководствовались аналитическими методами исследования (качественный анализ, формулирование выводов и практических рекомендаций). Результаты исследования представлены в виде сформулированных рекомендаций по подбору учебно-методических пособий в соответствии с нормативными документами дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесник Мария Олеговна, Росткова Татьяна Иосифовна, Череухо Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of educational and methodical manuals on labor education of preschool children for compliance with the Federal educational program of preschool education

The article provides a comparative analysis of educational and methodological manuals on labor education of preschool children for compliance with the Federal educational program of preschool education. A critical approach to the selection of educational and methodological kits for using in the organization and conduct educational activities in pre-school educational organizations is currently a prerequisite for ensuring the quality of education. The problem of choosing educational and methodological kits is one of the key ones in preschool education today. First of all, this is due to the fact that since September 1, 2023, the Federal educational program of preschool education has replaced the approximate educational programs of preschool education. A competent approach of choosing an educational and methodological kit for the implementation of the tasks of this document ensures the quality of the educational process, and also allows the teacher to form the necessary set of qualities in children that contribute to a harmonious transition to a new educational stage and a full adult life in future. One of these qualities is a valuable, conscious attitude to work, an understanding of work as an important vital need of a child. The authors were guided by analytical research methods (qualitative analysis, formulation of conclusions and practical recommendations) while writing this paper. The results of the study are presented in the form of formulated recommendations on the selection of educational and methodical manual in accordance with the normative documents of preschool education.

Текст научной работы на тему «Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования»

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

Колесник Мария Олеговна | do@koiro.edu.ru

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия

Росткова Татьяна Иосифовна | t.rostkova@koiro.edu.ru

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Череухо Ольга Юрьевна | olga.chereukho@yandex.ru

Методист

МАДОУ ЦРР д/с № 122 Калининград, Россия

Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования

Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования. Критический подход к выбору учебно-методических комплектов для использования в организации и проведении образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях в настоящее время является необходимым условием для обеспечения качества образования. Проблема

выбора учебно-методических комплектов сегодня одна из ключевых в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с тем, что с 1 сентября 2023 года на смену примерным образовательным программам дошкольного образования пришла федеральная образовательная программа дошкольного образования. Грамотный подход к выбору учебно-методического комплекта для реализации задач данного документа обеспечивает качество образовательного процесса, а также позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств,

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

способствующих гармоничному переходу на новую образовательную ступень и — в будущем — полноценной взрослой жизни. Одним из таких качеств выступает ценностное, осознанное отношение к труду, понимание труда как важной жизненной потребности ребенка. При написании статьи авторы руководствовались аналитическими методами исследования (качественный анализ, формулирование выводов и практических рекомендаций). Результаты исследования представлены в виде сформулированных рекомендаций по подбору учебно-методических пособий в соответствии с нормативными документами дошкольного образования.

Ключевые слова: трудовое воспитание, дошкольная образовательная организация, образовательная программа, учебно-методическое пособие.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии ребенка. Уникальность и самоценность периода дошкольного детства состоит в том, что именно это время становится наиболее продуктивным для закладывания фундамента в формировании и развитии определенных способностей и качеств личности. Дошкольному возрасту отводится особая роль с точки зрения активной социализации, вхождения дошкольника в мир взрослых, а также усвоения им культурно-исторического опыта [5].

Согласно мнению А. Г. Гогоберидзе, в дошкольном возрасте дети получают представление о роли труда в жизни человека и общества; знакомятся с

трудовой и профессиональной деятельностью взрослых, миром профессий; включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье; приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности; учатся планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда [1]. Данное содержание находит свое место и в федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее — Федеральная программа).

Федеральную программу, которая является нормативным документом, дошкольные образовательные организации используют в работе с 1 сентября 2023 года. Документ определяет объем, содержание, планируемые результаты образовательной деятельности.

Федеральная программа описывает целевые ориентиры на разных этапах дошкольного детства. Одним из таких ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, согласно п. 15.4 Федеральной программы, является проявление положительного отношения к разным видам труда [4]. Следовательно, перед системой дошкольного образования стоит задача создать условия для реализации трудового воспитания, в том числе определить допустимые средства развития и образования дошкольника, позволяющие реализовы-вать задачи и содержание, описанные в Федеральной программе.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

Результативность применяемых средств определяется их возрастосообразнос-тью, систематичностью использования, структурированностью, постепенным, планомерным усложнением материала. Одним из таких средств являются учебно-методические комплекты, в том числе учебно-методические пособия, использование в педагогической практике которых должно способствовать достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства, описанных в Федеральной программе.

В 2024 году в дошкольных образовательных организациях прошел мониторинг эффективности внедрения федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее — Мониторинг), в котором приняли участие 3 715 дошкольных образовательных организаций из 82 субъектов Российской Федерации (в том числе из Калининградской области). Анализу на соответствие требованиям Федеральной программы подверглись 3 715 образовательных программ дошкольных образовательных организаций. Результаты Мониторинга по отдельным критериям характерны для всех участников большинства субъектов Российской Федерации, поэтому их можно считать тенденцией и рекомендовать к изучению на разных уровнях управления дошкольным образованием.

Так, критерий, описывающий перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания Федеральной программы, проявлен у 88 % участников

Мониторинга, у 12 % методические пособия (в том числе по трудовой деятельности) не представлены.

На настоящий момент все образовательные организации поставлены в ситуацию самостоятельного подбора учебно-методических пособий, которые будут использоваться для решения образовательных задач и реализации содержания Федеральной программы. Между тем только использование учебно-методических пособий, которые в полной мере охватывают содержание и задачи Федеральной программы, поможет педагогу методически грамотно организовать образовательную деятельность, в том числе создать условия по достижению требуемого уровня трудовых навыков детей дошкольного возраста.

В Федеральной программе обозначены задачи и содержание работы педагога по трудовому воспитанию. Данное направление реализуется в рамках социально-коммуникативного развития детей начиная с трехлетнего возраста. Содержание образовательной деятельности по трудовому воспитанию во всех возрастных периодах, начиная с трех лет.

Стоит отметить, что помимо основных аспектов — хозяйственно-бытового труда, самообслуживания, труда в природе, ручного труда — Федеральная программа предусматривает работу по ознакомлению дошкольников с различными видами труда взрослых и профессий, а также по формированию основ финансовой грамотности.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

В настоящей статье проанализированы на соответствие содержанию Федеральной программы два учебно-методических пособия по трудовому воспитанию. Пособия изданы после 2013 года, из чего следует, что они соответствуют ФГОС дошкольного образования.

Первое пособие, которое было рассмотрено, — пособие Л. В. Куцаковой «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет». В нем трудовое воспитание представлено пятью видами трудовой деятельности: ознакомление с трудом взрослых, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд [5]. В пособии Н. В. Лабутиной «Трудовое воспитание дошкольников» выделено также пять

направлений, но хозяйственно-бытовой труд соответствует элементарному бытовому труду [3].

Стоит обратить внимание, что виды трудовой деятельности, представленные в данных пособиях, в целом соответствуют содержанию Федеральной программы. Рассмотрим содержание образовательной деятельности по трудовому воспитанию по каждому возрастному периоду подробнее.

Основные задачи по трудовому воспитанию (направления трудового воспитания) детей 3-4 лет и содержание образовательной деятельности в соответствии с Федеральной программой представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Обобщенные результаты сравнения содержания образовательной деятельности детей 3-4 лет по трудовому воспитанию

Направление трудового воспитания Федеральная программа Пособие Л. В. Куцаковой Пособие Н. В. Лабутиной

Ознакомление с трудом Представлено Представлено Представлено

Самообслуживание Представлено Представлено Представлено

Хозяйственно-бытовой труд / элементарный бытовой труд Представлено Представлено Представлено

Труд в природе Не представлено Представлено Представлено

Ручной труд Частично представлено Представлено Не представлено

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

При анализе содержания двух пособий на соответствие Федеральной программе выяснилось, что направления «труд в природе» и «ручной труд» в ней не представлены, а потому их содержание можно считать избыточным.

При более подробном рассмотрении содержания можно отметить следующее. Например, пособие Н. В. Лабутиной предлагает формировать положительное отношение к труду взрослых и знакомить с некоторыми профессиями уже в 3-4 года, однако в Федеральной программе в данном возрасте педагог формирует у детей первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых, а знакомство с профессиями начинается позже — в возрасте 4-5 лет. При этом пособие Л. В. Куцаковой соответствует содержанию образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых, представленному в Федеральной программе.

В отношении формирования навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда содержание пособий отвечает необходимым требованиям. Стоит обратить внимание на то, что Федеральная программа не выделяет содержание образовательной деятельности по труду в природе. Однако согласно ФГОС дошкольного образования педагог может использовать различные формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности

и возрастными особенностями детей [4]. Труд в природе в дошкольном возрасте представлен в рамках элементарной трудовой деятельности. Если говорить о таком направлении трудового воспитания, как ручной труд, то здесь ситуация обстоит иначе. В пособии Н. В. Лабути-ной в возрасте 3-4 лет не представлено содержание по данному направлению. Содержание образовательной деятельности по Л. В. Куцаковой частично соответствует Федеральной программе. Из этого следует, что в случае использования данных пособий задачи и содержание трудового воспитания в направлении труда детей в природе являются превышением задач и содержания аналогичного направления трудового воспитания Федеральной программы и может быть включено в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений. Содержание образовательной деятельности по направлению «ручной труд» стоит дополнить. Данное направление можно реализовать как в совместной деятельности, так и в других образовательных областях (например, в художественно-эстетическом развитии).

Рассмотрим следующий возрастной период — 4-5 лет. В таблице 2 представлены обобщенные результаты сравнения содержания образовательной деятельности детей 4-5 лет по трудовому воспитанию.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

Таблица 2 — Обобщенные результаты сравнения содержания образовательной деятельности детей 4-5 лет по трудовому воспитанию

Направление трудового воспитания Федеральная программа Пособие Л. В. Куцаковой Пособие Н. В. Лабутиной

Ознакомление с трудом Представлено Представлено Представлено

Самообслуживание Представлено Представлено Представлено

Хозяйственно-бытовой труд / элементарный бытовой труд Представлено Представлено Представлено

Труд в природе Не представлено Представлено Представлено

Ручной труд Частично представлено Представлено Не представлено

При сравнительном анализе содержания образовательной деятельности по трудовому воспитанию детей 4-5 лет, представленному в таблице 2, в целом наблюдается соответствие Федеральной программе по всем направлениям деятельности. При этом отметим, что такое направление трудовой деятельности, как труд в природе, в работе с детьми 4-5 лет не предусмотрен Федеральной программой. Следовательно, для детей данной возрастной группы при использовании пособий направление трудовой деятельности в природе необходимо выносить за рамки реализации Федеральной программы, включая его содержание работы в часть программы, формируемой участниками образовательных отношений.

В целом в пособии Л. В. Куцаковой содержание образовательной деятельности по трудовому воспитанию соответствует

содержанию Федеральной программы. В пособии Н. В. Лабутиной можно наблюдать превышение содержания образовательной деятельности по данному направлению Федеральной программы. В отношении самообслуживания можно отметить соответствие по содержанию двух анализируемых пособий. В Федеральной программе уделяется сравнительно немного внимания хозяйственно-бытовому труду. Речь идет об одобрении действий детей, направленных на взаимопомощь. В содержании представленных пособий отмечено дежурство по столовой, помощь взрослым в уборке помещений и участка и т. д. Указанное содержание может быть включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Содержание образовательной деятельности по направлению «ручной труд» в возрасте 4-5 лет стоит дополнить, аналогично — по младшему дошкольному возрасту.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

Перейдем к анализу содержания программы старшего дошкольного возраста. Стоит отметить, что в пособии Л. В. Куцаковой содержание образовательной деятельности двух возрастных периодов (5-6 лет и 6-7 лет) объединены в один, а в Федеральной программе и в пособии Н. В. Лабу-тиной каждый из периодов представлен

отдельно. Исходя из этого, при сравнительном анализе рассматривался старший дошкольный возраст в целом.

В таблице 3 представлены обобщенные результаты сравнения содержания образовательной деятельности детей 5-7 лет по трудовому воспитанию.

Таблица 3 — Обобщенные результаты сравнения содержания образовательной деятельности детей 5-7 лет по трудовому воспитанию

Направление трудового воспитания Федеральная программа Пособие Л. В. Куцаковой Пособие Н. В. Лабутиной

Ознакомление с трудом взрослых Представлено Представлено Представлено

финансовая грамотность Представлено Не представлено Не представлено

Самообслуживание Представлено Представлено Представлено

Хозяйственно-бытовой труд / элементарный бытовой труд Представлено Представлено Представлено

Труд в природе Не представлено Представлено Представлено

Ручной труд Не представлено Представлено Представлено

Анализируя методические пособия авторов Л. В. Куцаковой и Н. В. Лабутиной, в первую очередь стоит отметить, что в них недостаточно проработано такое направление трудовой деятельности, как формирование элементов финансовой грамотности. До вступления в силу Федеральной программы формирование основ финансовой грамотности отсутствовало в примерных образовательных программах дошкольного образования. Формирование основ финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста осуществлялось при реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений или при реализации дополнительных образовательных программ социально-гуманитарной направленности. В настоящее время формирование основ финансовой грамотности включено в содержание образовательной деятельности, которое должно быть отражено в обязательной части образовательных программ дошкольного образования.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

Что касается традиционных разделов, содержание образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых в пособии Л. В. Куцаковой приближено к содержанию Федеральной программы. В содержании пособия Н. В. Лабутиной есть некоторые расхождения с текстом Федеральной программы — в пособии акцент делается на воспитательную деятельность, а также более углубленно изучаются профессии. Так, например, в возрасте 5-6 лет в рамках трудового воспитания одной из задач является побуждение проявления интереса к будущему школьному обучению, а в возрасте 6-7 лет продолжается углубление представлений детей о дальнейшем обучении. Также детей 5-7 лет знакомят с государственным устройством Российской Федерации.

Самообслуживание представлено в рассматриваемых пособиях также более развернуто, чем в Федеральной программе. К примеру, в пособии Л. В. Куцаковой предлагается детям 5-7 лет стирать свои мелкие вещи, а в пособии Н. В. Лабутиной присутствует содержание, которое имеется в Федеральной программе в других направлениях социально-коммуникативного раз-

вития. Содержание образовательной деятельности по направлению «хозяйственно-бытовой труд» в целом в двух рассматриваемых пособиях соответствует Федеральной программе. Труд в природе и ручной труд в Федеральной программе не представлены, что также можно выделить как превышение содержания и отобразить в части,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формируемой участниками образовательных отношений.

Подводя итоги, стоит отметить, что для формирования гармоничной разносторонне развитой личности ребенка необходимым условием является организация его трудовой деятельности, так как именно в труде дети обучаются умению правильно пользоваться оборудованием и материалами; обретают положительный опыт трудового действия; знакомятся с разными видами труда, профессиями; овладевают навыками трудовых действий; осваивают элементы финансовой грамотности. Кроме того, они получают важный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усваивают нормы и правила поведения в различных ситуациях, что является важной предпосылкой для перехода на следующую ступень образования.

В самом начале периода дошкольного детства ребенку необходима опора на опыт взрослого. Чем старше становится ребенок, тем выше оказывается степень самостоятельности выполняемых им трудовых действий, тем активнее он включается в разные виды трудовой деятельности по собственному желанию. Поэтому крайне важное значение получает целенаправленная планомерная педагогическая работа, которая будет способствовать формированию трудовых навыков, элементарных представлений о профессиональной деятельности.

Важно, что при выборе того или иного пособия педагогу, прежде всего,

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

необходимо учитывать содержание задач и работы, определенных Федеральной программой для каждого возрастного этапа дошкольного детства. В случае подбора пособий по организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста стоит учитывать, что они должны включать в себя все направления работы, соответствующие Федеральной программе.

Исходя из проведенного анализа двух пособий Л. В. Куцаковой «Трудовое воспитание в детском саду» и Н. В. Лабутиной «Трудовое воспитание дошкольников» на соответствие Федеральной программе, можно сделать следующие выводы. В целом пособия соответствуют Федеральной программе. При этом отмечается недостаточность содержания по формированию финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте, а также превышение содержания по направлениям «ручной труд» и «труд в природе». Кроме того, в пособии Н. В. Лабутиной присутствует превышение содержания Федеральной программы по трудовому воспитанию в направлении «ознакомление с трудом взрослых». Содержание образовательной деятельности по трудовому воспитанию реализуется как в совместной деятельности педагога и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. При этом оно может быть интегрировано и в занятия по другим образовательным областям.

Применение методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста позволяет совершенствовать образовательный процесс, придает ему целенаправленность и системность, обеспечивает результативность через постепенное усложнение задач и расширение содержания. Однако для эффективной реализации задач и содержания трудовой деятельности в соответствии с Федеральной программой нами были сформулированы рекомендации, которые считаем важным учитывать при подборе учебно-методических пособий педагогами:

1) направления трудового воспитания, содержание которых превышает Федеральную программу (например, «труд в природе», «ручной труд»), при составлении образовательной программы детского сада можно вынести в часть, формируемую участниками образовательных отношений, либо не использовать в работе;

2) использование представленных в настоящей статье учебно-методических пособий возможно только в комбинации с дополнительными пособиями, в которых описана работа по формированию основ финансовой грамотности, что обеспечит реализацию содержания и задач Федеральной программы в полном объеме;

3) используя учебно-методическое пособие Л. В. Куцаковой «Трудовое воспитание в детском саду», при распределении содержания по возрастам необходимо опираться на Федеральную программу.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

Список литературы

1. Дошкольное образование: путеводитель для педагога / под ред. А. Г. Гогоберидзе, Е. И. Изотовой. — М.: Просвещение, 2024. — 415 с.

2. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л. В. Куцакова. — М.: Мозаика-синтез, 2015. — 128 с.

3. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников: Методическое пособие дли воспитателя / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. — М.: Просвещение, 2022. — 71 с.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/0e6ad380fc69dd72b6065 672830540ac/download/5518/ (дата обращения: 05.07.2024).

5. Ханова, Т. Г. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / Т. Г. Ханова, Н. В. Кочурова, Н. В. Вялова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70-2. — С. 282-285.

Maria О. Kolesnik

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Tatiana I. Rostkova

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Olga Y. Chereukho

Child development center, kindergarten № 122 Kaliningrad, Russia

Analysis of educational and methodical manuals on labor education of preschool children for compliance with the Federal educational program of preschool education

Abstract. The article provides a comparative analysis of educational and methodological manuals on labor education of preschool children for compliance with the Federal educational program of preschool education. A critical approach to the selection of educational and methodological kits for using in the organization and conduct educational activities

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю. Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 66-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo306/

in pre-school educational organizations is currently a prerequisite for ensuring the quality of education. The problem of choosing educational and methodological kits is one of the key ones in preschool education today. First of all, this is due to the fact that since September 1, 2023, the Federal educational program of preschool education has replaced the approximate educational programs of preschool education. A competent approach of choosing an educational and methodological kit for the implementation of the tasks of this document ensures the quality of the educational process, and also allows the teacher to form the necessary set of qualities in children that contribute to a harmonious transition to a new educational

Статья поступила в редакцию 26.08.2024; одобрена после рецензирования 17.09.2024; принята к публикации 26.09.2024.

stage and a full adult life in future. One of these qualities is a valuable, conscious attitude to work, an understanding of work as an important vital need of a child. The authors were guided by analytical research methods (qualitative analysis, formulation of conclusions and practical recommendations) while writing this paper. The results of the study are presented in the form of formulated recommendations on the selection of educational and methodical manual in accordance with the normative documents of preschool education.

Keywords: labor education, preschool educational organization, educational program, educational and methodical manual.

The article was submitted 26.08.2024; approved after reviewing 17.09.2024; accepted for publication 26.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.