УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
Росткова Татьяна Иосифовна | [email protected]
Методист кафедры общего образования
Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Колесник Мария Олеговна | [email protected]
Специалист по учебно-методической работе кафедры общего образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации
Аннотация. В данный момент дошкольные образовательные организации не рассматриваются как организации для разворачивания цифровой образовательной среды; в первую очередь это связано с возрастными ограничениями, гигиеническими правилами и т. д. Цифровые технологии, которые являются неотъемлемой частью цифровой образовательной среды, открывают широкие возможности для повышения качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. В статье представлены определения понятий «цифровизация», «цифровые технологии», «цифровая образовательная среда». Целью статьи является раскрытие сущности цифровых технологий в организации образовательного процесса детского сада, а также описание перспектив их применения с учетом нормативных документов, в том числе санитарных правил СП 2.4.3648-20. В
данной публикации рассмотрены основные составляющие использования цифровых технологий в образовательном процессе, приведены практические примеры из опыта работы детских садов Калининградской области. В ходе проведенного анализа выявлены как перспективы их применения, в том числе и для повышения доступности дошкольного образования для часто болеющих детей, так и возможные риски, среди которых значатся низкая готовность педагогов и административного состава образовательных организаций к предстоящим преобразованиям и увеличение числа дошкольников с речевыми нарушениями.
Проанализированы основные образовательные направления, в которых применение приложений виртуальной и дополненной реальности представляет на текущий момент существенный интерес. Приводятся примеры приложений для
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
различных образовательных направлений, доступных сегодня отечественному пользователю и возможных для применения в образовательном процессе учреждениями дополнительного образования. Указаны особенности данных приложений, расширяющие возможности педагога по сравнению со стандартными компьютерными программами для данных предметов, а также делающие возможным их применение в образовательном процессе. Обозначены в целом перспективы развития виртуальной реальности в российском образовании.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация, цифровая образовательная среда.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху цифровых технологий, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Все это стало неотъемлемой частью повседневной жизни человека и двигателем развития современного общества, в котором происходит стремительное развитие информационных цифровых технологий, используемых в том числе и в образовательных целях. В настоящее время трудно представить себе образовательную организацию, которая не оснащена компьютерной техникой, не имеет адреса электронной почты, не ведет официальный сайт в сети Интернет и не разрабатывает методические и дидактические материалы с помощью электронных программных средств.
Основные подходы к развитию образовательных организаций определены современными вызовами и требованиями к реализации образовательных программ, предполагают использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
Ежегодно растут требования и запросы родителей в части создания современных условий в дошкольных образовательных организациях для индивидуализации образовательного процесса.
Для достижения указанного результата образовательные организации оснащаются современным оборудованием в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
По оценочным данным, представленным на официальном сайте Министерства образования Калининградской области в итоговом отчете о результатах анализа и перспектив развития системы образования за 2021 год, число персональных компьютеров, доступных для использования детьми, в расчете на 100 детей, посещающих дошкольные образовательные организации, составляет 2 персональных компьютера на 100 детей, что выше аналогичного периода прошлого года на 1 единицу. Также в регионе имеются детские сады, в которых оборудованы компьютерные классы или предусмотрена возможность в случае
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
необходимости преобразовать кабинеты дошкольных учреждений в компьютерные классы [1].
На основании анализа информации, представленной в отчетах о результатах самообследования за 2021 год, на официальных сайтах 256 образовательных организаций Калининградской области (197 дошкольных организаций и 59 структурных подразделений, находящихся при школах), реализующих программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, можно утверждать, что в работе с детьми дошкольного возраста применяется широкий спектр компьютерного оборудования, информационных цифровых технологий.
В 32 дошкольных образовательных организациях оборудованы STEM-ла-боратории, в которых представлена предметно-пространственная среда с новыми образовательными инструментами (робототехника, медиатехнологии, интерактивное дидактическое и игровое оборудование и т. п.).
Ноутбуки, интерактивные доски и панели, интерактивные песочницы и скалодромы, медиацентры и мультстудии помогают педагогам разнообразить формы работы с детьми, повысить качество взаимодействия с родителями воспитанников, а также освещать деятельность воспитателя группы и детского сада. Для дальнейшего развития необходимым условием является использование в
дошкольных образовательных организациях новых информационно-коммуникационных технологий — цифровых.
Цифровые технологии являются неотъемлемой частью цифровизации образования. В научной литературе и средствах массовой информации высказывается мнение о том, как следует трактовать цифровизацию образовательного процесса, как она влияет на организацию образовательного процесса в целом и в детском саду — в частности. Наиболее часто встречается следующее определение: цифровизация «означает преобразование информации в цифровую форму» [Цит. по: 4, с. 298]. Цифровизация предполагает качественное изменение содержания и условий реализации образовательного процесса. Цифровизация образовательного процесса дошкольной образовательной организации — это процесс трансформации содержания, методов, форм обучения и развития детей дошкольного возраста на основе использования профессионального оборудования, электронных средств и образовательных систем, онлайн-платформ и разнообразных цифровых технологий.
В свою очередь, цифровые технологии стали важным инструментом, позволяющим работать с любыми видами информации. Цифровые образовательные технологии — это инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность. Целью применения цифровых технологий является повышение качества,
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
эффективности учебного процесса, а также успешная социализация. Кроме того, цифровые технологии являются частью детского социально-культурного опыта вне образовательных учреждений. Цифровые технологии включают в себя средства хранения, использования и передачи данных (облачные хранилища), цифровые источники информации, высокоскоростной Интернет, общепользовательские программы (текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, средства презентаций и видеомонтажа, вычислительные, чертежные программы, почта, коммуникаторы, геоинформационные программы), обучающие программы, онлайн-курсы, адаптивные тренажеры, различные учебные среды, программы для дистанционной передачи информации.
За последнее время в применении цифровых технологий в дошкольном образовании произошел существенный прорыв. Особенно стимулировала и активизировала стремительное освоение цифровых технологий в дошкольных организациях ситуация с пандемией, поскольку детям, родителям и педагогам пришлось осваивать образовательные программы дошкольного образования посредством дистанционного взаимодействия. Каналами общения, с помощью которых педагоги доводили обучающие материалы до воспитанников и их родителей, выступали социальные сети, мессенджеры и т. п. С одной стороны, это способствовало расширению педагогического арсенала используемых цифровых технологий; с другой — как выяснилось, участникам
образовательного процесса пришлось в быстром и напряженном режиме осваивать новые навыки. Педагоги создавали обучающие видеоролики и презентации, которые размещались в облачных хранилищах для общего доступа родителей и воспитанников, интерактивные задания на интернет-платформах, например, LearningApps.org, и т. п.
Эффективность цифровизации образовательного процесса зависит от готовности педагогов и административного состава образовательных организаций к предстоящим преобразованиям. При этом государство обязано создать необходимые условия для внедрения и эффективного функционирования цифровой образовательной среды. Нормативной основой цифровизации образования на государственном уровне является Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», согласно которому при разработке национального проекта в сфере образования (приоритетный национальный проект «Образование») необходимо обеспечить создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней (федеральный проект «Цифровая образовательная среда») [9].
С 2019 года в 14 пилотных регионах России, в том числе и в Калининградской области, ведется работа по реализации проекта федерального уровня
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
«Цифровая образовательная среда», который, в свою очередь, является значимым направлением национального проекта «Образование». Цель федерального проекта — внедрение платформы цифровой образовательной среды, обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Целевыми показателями данного проекта определено оснащение программным обеспечением и соответствующим оборудованием образовательных организаций. В целом проект подразумевает развитие контента и соответствующих сервисов для ведения образовательной деятельности [1].
Среди образовательных организаций, названных в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 года № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», в начальном общем, основном общем и среднем общем образовании апробируются возможности использования цифровой образовательной среды, при этом отсутствуют дошкольные образовательные организации, то есть они не принимают участия в процессе апробации внедрения платформы цифровой образовательной среды. Однако, учитывая современные реалии, возможность перехода на дистанционную работу образовательных организаций в неблагоприятные эпидемиологические периоды, тенденции развития цифровых технологий мы можем предполагать, что дошкольные образовательные организации в дальнейшем тоже могут быть включены в перечень
организаций, апробирующих возможности использования цифровой образовательной среды.
«Цифровая образовательная среда (ЦОС) — совокупность программных и технических средств, образовательного контента, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающая доступ к образовательным услугам и сервисам в электронном виде» [Цит. по: 6].
Цифровая образовательная среда, с точки зрения О. Н. Шиловой, есть «опосредованный использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов комплекс отношений в образовательной деятельности, направленный на формирование ответственного цифрового поведения современного гражданина» [Цит. по: 10, с. 40].
По мнению Е. С. Мироненко, в любой образовательной организации формирование цифровой образовательной среды является насущной потребностью и необходимостью. Одной из главных задач, решением которой становится формирование цифровой образовательной среды, является подготовка всесторонне развитого выпускника, который умеет применять полученные в ходе обучения знания и навыки в процессе жизнедеятельности, в социуме, в том числе и в цифровой среде [3]. Другие исследователи, А. Е. Марон и С. В. Тарасов, особое внимание уделяют вопросам обновления
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
содержания и качества образования с помощью создания абсолютно новой образовательной среды [8].
Рассмотрим цифровую образовательную среду с точки зрения организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
В условиях цифрового мира существует необходимость разработки и внедрения современной модели дошкольного образования с применением дистанционных цифровых технологий. В случае необходимости эти цифровые технологии могут стать важной составляющей в организации взаимодействия детского сада с семьей. Но, несмотря на скорость нововведений, необходимо предусмотреть возможные риски цифровизации.
Родители выступают инициаторами взаимодействия ребенка с цифровой средой. Они первыми открывают этот мир и в раннем возрасте знакомят ребенка с цифровой средой; это происходит, когда ребенок получает планшет, телефон, компьютер, что не совсем соответствует физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного возраста. Исходя из социологических исследований, большинство детей в возрасте 4-х лет, а именно 88 %, используют сеть Интернет совместно с родителями. А уже к 8-9 годам дети все чаще начинают выходить в Интернет самостоятельно. Также, обращаясь к результатам опроса, можно увидеть, что более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю [7]. Нам не понадобится
статистика по детям дошкольного возраста, чтобы предположить, что ребенок дошкольного возраста проводит в Интернете каждый день более 15 минут. При долгом пребывании детей перед монитором компьютера, за планшетом, смартфоном происходит напряжение глазных мышц, ухудшается зрение, а при работе с клавиатурой изменяется физиология пальцев, что может привести к изменению строения костей, мышц и суставов.
Кроме того, в последние годы родители и педагоги все чаще отмечают, что дети поздно начинают говорить, у многих есть те или иные нарушения речи. Цифровые технологии не заменяют полноценного общения дошкольника со взрослым и сверстниками, эмоционального и речевого контакта детей с педагогом. Совместная деятельность, игры со сверстниками и взрослыми продолжают оставаться важнейшими факторами нормального развития ребенка.
Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит задача определения необходимости применения цифровых инструментов в различных видах образовательной деятельности для развития способностей детей дошкольного возраста.
Еще одним важным аспектом использования цифровых технологий является наличие в дошкольной образовательной организации соответствующей цифровой инфраструктуры. Требуются серьезные финансовые вложения, связанные с потребностью оснащения дошкольных
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
образовательных организаций современным интерактивным компьютерным оборудованием и программными продуктами, к которым должен быть обеспечен широкий доступ. Необходимо также отметить: чтобы оставаться конкурентоспособными, современным дошкольным образовательным организациям необходимо изменить вектор своего развития в сторону цифровой образовательной среды.
Для того чтобы выстроить более полную картину рисков цифровизации в дошкольном образовании, стоит обратиться и к нормативным документам, регламентирующим образовательную деятельность организации, а именно — к санитарным правилам. Вступление в силу новых санитарных правил СП 2.4.3648-20 определило требования по использованию в образовательном процессе дошкольной образовательной организации электронных средств обучения. К электронным средствам обучения относятся интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения [5]. Среди условий применения электронных средств обучения для детей 5-7 лет указано, что продолжительность непрерывного использования экрана при демонстрации обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, не должна превышать 5-7 минут [Там же]. Необходимо
подчеркнуть, что образовательная программа дошкольной организации не рассчитана на такие виды деятельности, как списывание с экрана в тетрадь, которые используются в школьной практике. Также в санитарных требованиях речь идет о непрерывном использовании информации на экране. Из этого следует, что во время занятия педагогу запрещается непрерывно использовать экран, но в то же время он может неоднократно обращаться к экрану компьютерного устройства, предусмотрев гимнастику для глаз и перерывы.
Кроме того, в санитарных правилах указано, что в возрастных группах до пяти лет занятия с использованием электронных средств обучения не проводятся, т. е. в группах детей младшего и среднего возраста запрещается использовать ноутбуки, компьютеры, планшеты, интерактивные доски и панели при работе с детьми. Но при этом педагог может использовать электронные средства в образовательном процессе при проведении досуговых мероприятий и мероприятий с родителями. Например, возможно использование презентации на интерактивной доске с иллюстрациями при проведении мероприятия для детей и родителей в форме родительского клуба. Примером дистанционного взаимодействия с воспитанниками и их семьями можно назвать такую форму работы, как образовательная гимнастика. Педагог записывает видеоролик, в котором представлен комплекс обще-развивающих упражнений, сопровождая его образовательной информацией по
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
определенной теме. Дети дома выполняют гимнастику, получая при этом новые знания в любой образовательной области, не находясь при этом непосредственно пред компьютером или планшетом. Такая форма работы подойдет для использования с детьми всех возрастных категорий.
Отмечая положительные стороны создания цифровой образовательной среды, стоит обратить внимание на то, что посредством современных информационных технологий дошкольное образование для детей с особенностями развития, а также часто болеющих детей, которые больший период дошкольного детства проводят дома, становится доступнее. Педагоги могут взаимодействовать с детьми, родителями, предоставлять им образовательные материалы, давать консультации. Например, онлайн-курсы, игровые онлайн-задания помогут при организации работы в специализированных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи в период автоматизации звуков, для улучшения качества и сохранения непрерывности коррекцион-ного процесса не только в образовательной организации, но и дома.
В процессе работы с интерактивным оборудованием создается такая атмосфера обучения, при которой в совместную работу с воспитателем включаются те дети, кого очень трудно заинтересовать на обычном занятии. Благодаря ресурсам Интернета и других сервисов у педагогов появляется доступ к большому числу обучающих материалов. Кроме того,
Д. П. Кушнерова в своем исследовании подтверждает целесообразность использования информационных технологий в развитии способностей дошкольников [2].
Анализируя сказанное выше, можно отметить, что в настоящее время дошкольные образовательные организации не рассматриваются как организации для разворачивания цифровой образовательной среды. В основном это связано с возрастными ограничениями, санитарными правилами и нормами, регламентирующими образовательную деятельность в детском саду. Помимо этого, независимо от того, что в Калининградской области все дошкольные образовательные учреждения обеспечены сетью Интернет, в некоторых районах Интернет малоскоростной, что затрудняет возможность использования цифровых технологий. При этом, согласно анализу результатов самообследования, более 50 % дошкольных образовательных организаций, помимо стационарных компьютеров, используют в работе интерактивные доски с программным обучающим обеспечением, интерактивные песочницы, скалодромы, медиастудии, робототехнику и др.
Важно учитывать тот факт, что многие дети дошкольного возраста вне детского сада бесконтрольно и бессистемно осваивают цифровое пространство, поэтому педагогу необходимо формировать цифровые компетенции у детей и обучать их взаимодействию в цифровой
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
среде. Для этого педагог должен уметь работать с техникой, цифровыми устройствами, а также создавать программы, придумывать и проводить виртуальные занятия, игры. Полученный инновационный опыт будет активизировать педагогов к последующему совершенствованию практик организации образовательного процесса дошкольной организации в условиях цифровизации. При условии грамотного использования цифровых технологий в дошкольной образовательной организации перед педагогами открываются широкие возможности для организации и повышения результативности образовательного процесса. Исходя из анализа сайтов дошкольных образовательных организаций Калининградской области, можно утверждать, что развитие данного направления работы педагога имеет положительный результат: около 30 % детских садов делятся подобным опытом на сайтах своих учреждений. Стоит отметить, что в целях успешного применения цифровых технологий стоит создавать условия для обмена опытом и развития компетенций педагогов в этой области.
Таким образом, тандем цифровых технологий с их умелым использованием является идеальной формулой эффективного дошкольного образования.
Список литературы
1. Итоговый отчет Министерства образования Калининградской области «О результатах анализа состояния и перспектив развития системы
образования за 2021 год» [Электронный ресурс] // Министерство образования Калининградской области.
- URL: https://edu.qov39.ru/files/
область%20отчет%20за%202021%20
ro^-pdf (дата обращения: 10.02.2023).
2. Кушнерова, Д. П. Теоретико-методическая основа применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д. П. Кушне-рева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6 (79). - С. 136138. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoretiko-metodicheskaya-osnova-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnoloqiy-kak-sredstva-aktivizatsii-poznavatelnoy/ viewer (дата обращения: 10.02.2023).
3. Мироненко, Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура [Электронный ресурс] / Е. С. Мироненко // Социальное пространство.
- 2019. - № 4 (21). - С. 1-14. - URL: http://www.vscc.ac.ru/files/journal/ issues/sa-2019-4-21-6322543499--ru. pdf (дата обращения: 10.02.2023).
4. Оздамирова, Л. М. Развитие процессов цифровизации современной экономики [Электронный ресурс] / Л. М. Оздамирова, А. А. Амирова, Т. С. Магамадова // Экономика: вчера, сегодня, завтра.
- 2022. - Т. 12. - № 8А. - С. 297-302. -URL: http://www.publishinq-vak.ru/file/ archive-economy-2022-8/c16-ozdamiro-va-amirova-maqamadova.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. - URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74993644/ (дата обращения: 10.02.2023).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 года № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. - URL: https:// base.garant.ru/75022819/ (дата обращения: 10.02.2023).
7. Стрекалова, Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование [Электронный ресурс] / Н. Б. Стрека-лова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - Т. 25. - № 2. -С. 84-88. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/riski-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-obrazovanie/viewer (дата обращения: 10.01.2023).
8. Тарасов, C. В. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода [Электронный ресурс] / С. В. Тарасов, А. Е. Марон // Человек и образование. - 2010. - № 3. - С. 14-18. -URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/
innovatsionnoe-razvitie-sistemy-obra-zovaniya-na-osnove-metodologii-sre-dovogo-podhoda (дата обращения: 10.02.2023).
9. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/557309575 (дата обращения: 24.01.2023).
10. Шилова, О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд [Электронный ресурс] / О. Н. Шилова // Человек и образование. - 2020. - № 2 (63). - С. 36-41. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sre-da-pedagogicheskiy-vzglyad/viewer (дата обращения: 25.12.2022).
Tatiana I. Rostkova
Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia
Maria О. Kolesnik
Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia
Prospects for using digital technologies in Preschool educational organizations
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 40-50. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo105/
Abstract. At the moment, preschool educational institutions are not considered as organizations for the deployment of a digital educational environment, primarily due to age restrictions, hygienic regulations, etc. Digital technologies, being an integral part of the digital educational environment, open up wide opportunities to improve the quality of the educational process in preschool educational organizations. The article presents definitions of the concepts: "digitalization", "digital technologies", "digital educational environment". The aim of the article is to reveal the essence of digital technologies in the organization of educational process in the kindergarten, as well as the prospects for their application, taking into account regulatory documents, including sanitary rules SP 2.4.3648-20.
Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 16.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
This publication examines the main components of the usage of digital technologies in the educational process, provides practical examples from the experience of kindergartens in the Kaliningrad region. The analysis revealed both the prospects for their application, including the increase of the availability of preschool education for children with frequent illnesses, and possible risks, including low readiness of teachers and administrative staff of educational organizations for the upcoming transformations, as well as an increase in the number of preschoolers with speech disorders.
Keywords: digitalization, digital technologies, educational process, preschool educational organization, digital educational environment.
The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 16.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.