Научная статья на тему 'Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации'

Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподаватель / куратор / родитель / формы взаимодействия / образовательный процесс / teacher / curator / parent / forms of interaction / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даллакян Нара Жораевна

Настоящее исследование посвящено анализу взаимодействия куратора с родителями студентов, основанному на многолетнем практическом опыте работы в педагогическом колледже. В статье представлены различные формы коммуникации с родителями, такие как собрания, индивидуальные беседы и использование мессенджеров. Цель данного исследования заключается в оценке изменений в образовательной среде и выявлении показателей создания гармоничной и продуктивной образовательной среды в учебном заведении через взаимодействие различных социальных общностей: куратора, студентов и родителей. В рамках исследования были решены следующе задачи: проанализировать влияние этого взаимодействия на образовательный процесс, выявить причины конфликтов и разработать пути их преодоления, оценить эффективность методов взаимодействия и их влияние на образовательную среду. Результаты исследования показали, что внедрение новых моделей взаимодействия улучшило взаимопонимание и сотрудничество между куратором и родителями, что подтверждается увеличением удовлетворенности, уменьшением конфликтности и повышением успеваемости студентов. Родительский чат в информационно-коммуникационной платформе «Сферум» оказался важным инструментом для оперативного обмена информацией. Автор подчеркивает, что систематическое взаимодействие между куратором, родителями и студентами имеет значительный воспитательный эффект и способствует созданию благоприятных условий для учебного процесса. Опыт автора также подтверждает значимость привлечения родителей к внеучебной деятельности, что укрепляет доверие всех сторон и способствует более глубокому вовлечению их в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даллакян Нара Жораевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's interaction with parents in the educational environment: practical aspects and recommendation

This study is devoted to the analysis of the interaction between the curator and the parents of students, based on many years of practical experience in the pedagogical college. The article presents various forms of communication with parents, such as meetings, individual conversations and the use of messengers. The aim of this study is to assess changes in the educational environment of the educational institution through the interaction among various social communities: the curator, students and parents. Within the framework of the study, the following tasks were solved: to analyze the impact of interaction on the educational process, identify the causes of conflicts and develop ways to overcome them, evaluate the effectiveness of interaction methods and their impact on the educational environment. The results of the study have showed that the implementation of new interaction models has improved mutual understanding and cooperation between the curator and parents, which is proved by an increase in satisfaction, a decrease in conflicts and an increase in student academic performance. The parents chat in the information and communication platform "Spherum" turned out to be an important tool for the rapid exchange of information. The author emphasizes that systematic interaction between the curator, parents and students has a significant educational effect and contributes to the creation of favorable conditions for the educational process. The author's experience also confirms the importance of involving parents in extracurricular activities, which strengthens trust and promotes deeper involvement of all members in the educational process.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации»

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

Даллакян Нара Жораевна | zhoraevna80@mail.ru

Преподаватель истории, экономики и обществознания Педагогический колледж Черняховск, Россия

Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации

Аннотация. Настоящее исследование посвящено анализу взаимодействия куратора с родителями студентов, основанному на многолетнем практическом опыте работы в педагогическом колледже. В статье представлены различные формы коммуникации с родителями, такие как собрания, индивидуальные беседы и использование мессенджеров. Цель данного исследования заключается в оценке изменений в образовательной среде и выявлении показателей создания гармоничной и продуктивной образовательной среды в учебном заведении через взаимодействие различных социальных общностей: куратора, студентов и родителей. В рамках исследования были решены следующе задачи: проанализировать влияние этого взаимодействия на образовательный процесс, выявить причины конфликтов и разработать пути их преодоления, оценить эффективность методов взаимодействия и их влияние на образовательную среду. Результаты исследования показали, что внедрение новых моделей взаимодействия улучшило взаимопонимание и сотрудничество

между куратором и родителями, что подтверждается увеличением удовлетворенности, уменьшением конфликтности и повышением успеваемости студентов. Родительский чат в информационно-коммуникационной платформе «Сферум» оказался важным инструментом для оперативного обмена информацией. Автор подчеркивает, что систематическое взаимодействие между куратором, родителями и студентами имеет значительный воспитательный эффект и способствует созданию благоприятных условий для учебного процесса. Опыт автора также подтверждает значимость привлечения родителей к внеучебной деятельности, что укрепляет доверие всех сторон и способствует более глубокому вовлечению их в образовательный процесс.

Ключевые слова: преподаватель, куратор, родитель, формы взаимодействия, образовательный процесс.

Образовательная среда играет ключевую роль в изменениях, происходящих в деятельности людей, и одновременно

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

отражает результаты этих трансформаций. В образовательном учреждении взаимодействуют представители различных социально-демографических групп (по гендеру, возрасту, социальному статусу и др.), каждая из которых представляет собой социальную общность. Исследование этих общностей важно для понимания происходящих изменений.

Как отмечает В. А. Ядов, социология изучает социальные системы, существующие в виде социальных общностей [8, с. 4]. Эти общности имеют как общие, так и специфические признаки. К объективным признакам относятся совместная деятельность, образ жизни, пространственные и ресурсные параметры, а к субъективным — осознание идентичности, принадлежности, разделение ценностей и норм.

В современной образовательной организации взаимодействуют различные социальные общности, каждая из которых представляет собой подсистему в рамках более широкого объединения. Тремя основными подсистемами являются преподаватели, студенты и родители. Эти группы различаются по степени включенности в образовательный процесс, роли, которую они играют, и характеру взаимодействия. Преподаватели и учащиеся сосредоточены на передаче и усвоении знаний, тогда как родители помогают своим детям в учебном процессе и защищают их права и интересы.

Роль родителей как отдельной подсистемы начала изучаться сравнительно

недавно, в то время как преподаватели и учащиеся традиционно рассматриваются как две основные образовательные общности.

Общности образовательной среды, несмотря на различия, вынуждены сотрудничать для решения совместных задач, стоящих перед учебной организацией, тем самым воздействуя друг на друга и изменяя процесс и результаты учебной и познавательной деятельности в ту или иную сторону, одновременно поддерживая стабильность самого учебного процесса. Такое двустороннее взаимодействие позволяет фиксировать изменения, выявлять их причины и прогнозировать последствия [1].

Причины разногласий между родителями и преподавателями часто рассматриваются через призму межличностной коммуникации. В связи с этим предлагаемые решения зачастую направлены на изменение поведения преподавателей. Например, рекомендуется наладить открытую коммуникацию, более активно обсуждать с родителями поведение и успехи студентов. Однако такие шаги могут приводить к усилению напряженности и тревожности у родителей, что негативно сказывается на общем уровне взаимопонимания.

Мы полагаем, что основные причины повышенной конфликтности и напряженности между педагогами и обеспокоенными успеваемостью и поведением обучающегося родителями связаны не только с негативными предубеждениями

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

и установками, но и с недостаточным пониманием педагогами сущности и формата конструктивного взаимодействия с родителями как неотъемлемой части качественного образовательного процесса. Взаимодействие подразумевает активную роль обеих сторон, а образование, согласно законодательству, рассматривается как процесс воспитания и обучения. Это значит, что взаимодействие должно быть проактивным и управляемым. Для эффективного управления важно учитывать позиции участников, цели, задачи и методы взаимодействия.

Наш многолетний опыт свидетельствует о том, что ключевую роль в процессе продуктивного взаимодействия играет инициатор. От того, кто и как инициирует контакт, во многом зависят процесс и итог взаимодействия. Стоит отметить, что если образовательная организация придерживается парадигмы субъект-субъектного подхода, то ответственность за результат взаимодействия распределяется между всеми участниками, а не ложится исключительно на плечи инициатора.

Если инициатива исходит от родителя или законного представителя студента, задача преподавателя состоит в том, чтобы предложить наиболее оптимальное решение. Следует учитывать, что взаимодействие, заранее тщательно спланированное преподавателем, как правило, оказывается более предсказуемым и менее эмоционально насыщенным по сравнению со спонтанным вмешательством со стороны родителей.

Незапланированная коммуникация со стороны вовлеченных родителей чаще всего выражается в виде многочисленных жалоб и претензий, адресованных непосредственно преподавателю или образовательному учреждению. Подобные обращения, как правило, представляют собой реакцию на выставленные отметки или нежелательные замечания, связанные с их ребенком. Отсутствие планирования со стороны родителей не устраняет их потребности в общении с педагогами, но трансформирует это общение в формат жалоб. В свою очередь, недостаток планирования со стороны преподавателей способствует усилению эмоциональной реакции родителей, что в итоге ведет к снижению управляемости коммуникацией и создает атмосферу взаимных обид и негативных эмоций [2].

К сожалению, отсутствие планирования с обеих сторон приводит к росту спонтанных и эмоционально насыщенных взаимодействий, которые зачастую возникают в экстренных ситуациях, например, при ухудшении здоровья ребенка, конфликтах или нарушениях им (его сокурсниками) правил поведения. Эти ситуации оказываются недостаточно «проработанными» педагогом, что ведет к возникновению конфликтов и непонимания.

Результаты спонтанного взаимодействия зависят от способности взрослых конструктивно реагировать на непредвиденные события, хотя спонтанными контактами можно и нужно управлять. Если взаимодействие ограничивается только такими контактами, это ведет к росту

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

эмоционального напряжения и снижению эффективности, что, в свою очередь, снижает желание обеих сторон продолжать взаимодействие.

Для эффективного управления спонтанными взаимодействиями между родителями и педагогами необходимо применять ряд подходов, направленных на снижение эмоциональной напряженности и поддержание конструктивного диалога. Во-первых, следует установить четкие рамки взаимодействия, определяющие время, место и формат общения, что позволит минимизировать стресс и способствовать продуктивному диалогу. Во-вторых, регулярное предоставление обратной связи и планомерное общение являются ключевыми элементами, снижающими потребность в спонтанных контактах, так как родители получают необходимую информацию заранее.

Подготовка преподавателей к могущим возникнуть спонтанным ситуациям, включая разработку их возможных сценариев и разрешений, способствует оперативной и уверенной реакции на возникающие вопросы. Важным условием управления спонтанными взаимодействиями является эмоциональная нейтральность, которая позволяет избежать усиления напряженности и сосредоточиться на разрешении проблемной ситуации. Привлечение медиаторов в случаях частых или конфликтных спонтанных контактов может служить эффективным инструментом для поддержания конструктивного общения.

Тем не менее существуют два исключения из общего правила относительно спонтанного взаимодействия между родителями и преподавателями. Первое касается активного участия родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые осознают важность планирования взаимодействия с преподавателями. Второе исключение связано с инициативами активных педагогов, которые стремятся обсудить с заинтересованными родителями дополнительные занятия и мероприятия, опираясь как на текущие планы образовательного учреждения, так и на индивидуальные потребности каждого ребенка [Там же].

Приобретенный нами опыт показывает, что взаимодействие с родителями достигает наибольшей возможной эффективности, если осуществляется в три последовательных этапа:

1) в начале каждого учебного года проводится детальный анализ родительского состава и составляется социальный паспорт группы;

2) определяются семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также обучающиеся с психологическими трудностями, такими как проблемы адаптации, повышенная агрессия, страхи, серьезные затруднения в общении и низкая успеваемость и т. п.;

3) на основе собранных данных формируется план взаимодействия с родителями на предстоящий год.

Работа с каждой семьей организуется на ежедневной, еженедельной, ежемесячной

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

и разовой основах. Ежедневное общение с родителями осуществляется кураторами, что помогает поддерживать постоянную информированность и непрерывный контакт. Для родителей студентов с низкой успеваемостью разрабатывается коррекционная программа, включающая еженедельные беседы с куратором и встречи с другими специалистами по расписанию.

Ежемесячные мероприятия включают праздники, собрания и спортивные события, хотя участие родителей в них может быть затруднено. Однако при правильном подходе большинство родителей охотно вовлекаются в совместную деятельность. Важным элементом взаимодействия является работа родительского комитета, который помогает организовать мероприятия.

Значимым аспектом взаимодействия куратора с родителями является психолого-педагогическое просвещение. Как говорил В. А. Сухомлинский, «только совместными усилиями с родителями преподаватели могут дать детям настоящее счастье» [Цит. по: 6, с. 26]. Успех эффективного воспитательного образовательного процесса зависит от нравственных качеств и принципов педагогов, их высокой профессиональной подготовки и отношения к своим непосредственным обязанностям, а также умения продуктивно и грамотно сотрудничать с родителями. Эффективное взаимодействие обязательно подразумевает совместное определение основных целей, детальное планирование организуемой работы,

распределение существующих обязанностей, постоянный контроль и объективную оценку достигнутых результатов, а также тщательное прогнозирование возможных будущих задач и вызовов.

Метод «Современный тандем» предполагает определение общих целей и ценностей между образовательной организацией и родителями. Куратор должен организовать минимум два мероприятия для учащихся с участием их родителей, например, в форме познавательных игр, которые будут интересны всем участникам. Это поможет объединить ресурсы и разделить ответственность.

Примером применения метода является мероприятие под названием «Экодень». Цель этого мероприятия — способствовать развитию у студентов и их родителей экологической ответственности, умения заботиться о природе, а также создать условия для совместной деятельности на благо общества. Мероприятие проводится в парке или природной зоне рядом с учебным заведением; в нем участвуют студенты, их родители, преподаватели и местные волонтеры; акция включает совместную высадку деревьев или уборку территории парка, сопровождаемую познавательной информацией. Участники «Экодня» расширяют свои представления о важности экологии, сортировке мусора и переработке отходов. Куратор отвечает за организацию мероприятия, координацию студентов, разработку познавательной информации и обеспечение участников мероприятия необходимыми ресурсами. Результатом

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

мероприятия становится формирование у студентов и родителей ответственности за окружающую среду. Совместная работа и обсуждение экологических тем способствуют установлению общих ценностей и целей в воспитании экологической культуры как в семье, так и в образовательном сообществе.

Образовательный метод «Педагогический треугольник» основывается на предположении, что как профессиональный педагог, так и ответственный родитель заинтересованы в изучении ребенка и развитии его наилучших качеств. Подобно геометрическому треугольнику в математике, где гипотенуза и один из катетов олицетворяют совместные усилия педагогов и вовлеченных родителей, без их сотрудничества ребенок, как прямая линия, не сможет самостоятельно найти верный путь в жизни. Эффективность метода определяется организаторскими способностями опытного преподавателя. Успех каждого обучающегося гарантирован, если все стороны нацелены на совместную работу, планируют свои действия сообща и объективно оценивают достигнутые результаты. В рамках этого метода преподаватель инициирует создание проекта, например, по теме «Организация благотворительной акции», в котором ученик берет на себя роль лидера, а родители и педагог выступают в качестве поддерживающей стороны и наставника. С самого начала преподаватель и родители вместе обсуждают цели проекта и планируют ключевые этапы его реализации. Родители, зная индивидуальные особенности

своего ребенка, помогают ему правильно распределить время и ресурсы, а также формируют у него навыки самоорганизации. Преподаватель, в свою очередь, направляет процесс с образовательной точки зрения, помогает формировать у обучающегося необходимые знания и умения, корректирует ход проекта и оценивает промежуточные результаты. Во время работы над проектом преподаватель и родители регулярно встречаются для обсуждения успехов и возможных трудностей, делятся своими наблюдениями и вместе разрабатывают стратегии для их преодоления. Такой подход позволяет не только усилить взаимодействие всех сторон, но и дает возможность ребенку почувствовать поддержку, осознать важность работы в команде и приобрести уверенность в своих силах. В результате студент не только успешно реализует проект, но и получает полезный опыт, который помогает ему развивать свои лидерские качества. Родители и преподаватель, взаимодействуя в рамках метода «Педагогический треугольник», создают обучающемуся оптимальные условия для роста и развития, что способствует его успешной социализации и формированию личностных качеств, необходимых для будущих жизненных вызовов.

Перечислим основные принципы эффективного взаимодействия преподавателя с родителями:

- позитивное отношение к студенту, испытывающему трудности;

- совместное выявление и анализ причин возникших проблем;

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

- разработка совместной эффективной стратегии для их решения.

Главная цель метода «Психолого-педагогическое просвещение родителей» заключается в организации бесед по актуальным вопросам с возможностью обратной связи. Под просвещением понимается передача знаний и культуры, при этом родители сами выбирают наиболее важную для себя информацию. Метод охватывает различные аспекты, включая психолого-педагогический, методический, правовой и другие. Особенность этого метода заключается в обмене опытом, который помогает родителям стать партнерами в процессе воспитания. Для успешной работы педагогу важно тактично передавать современные знания о семейном воспитании, не подвергая сомнению взгляды родителей. Рефлексивные навыки педагога способствуют тому, чтобы родители осознанно взаимодействовали со своими детьми.

Основные принципы психолого-педагогического просвещения следующие:

- гуманистические отношения между педагогом, родителем и ребенком, основанные на сотрудничестве и демократичности;

- учет индивидуального темпа освоения материала родителями;

- сочетание репродуктивного и творческого подходов.

Примером применения метода «Психолого-педагогическое просвещение родителей» является организация педагогом серии встреч и семинаров, направленных

на обсуждение актуальных тем семейного воспитания. На одной из таких встреч, например, можно рассмотреть тему «Как поддержать ребенка в период кризисов». Педагог проводит встречу, в ходе которой вначале дается вводная лекция по основным психологическим и педагогическим аспектам поддержки студента в кризисных ситуациях. Он рассказывает о признаках стресса, методах его профилактики, а также о том, как родители могут создать дома комфортные условия для обучения и отдыха студента. Важно, чтобы педагог предлагал различные методы и стратегии, предоставляя возможность каждому родителю выбрать те, которые наиболее соответствуют его индивидуальным условиям и убеждениям. Затем организуется обсуждение, в ходе которого родители могут задать вопросы, поделиться своими переживаниями и опытом. Педагог тактично и уважительно реагирует на их мнения, не подвергая сомнению их методы воспитания, но при этом может предложить новые идеи, подкрепленные современными научными знаниями. Такой подход способствует тому, что родители не чувствуют себя осуждаемыми, а, напротив, вовлекаются в процесс и готовы принять новую информацию. Педагог также должен уделить внимание тому, чтобы у каждого родителя было достаточно времени и возможности усвоить информацию в своем темпе. Это может выражаться в дополнительных индивидуальных консультациях для тех, кто нуждается в более глубоком понимании обсуждаемых тем. В процессе семинара используются как репродуктивные методы (скажем,

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

повторение ключевых понятий), так и творческие подходы — родители в группах могут, к примеру, разработать собственные сценарии выхода из конфликтных ситуаций с детьми, а затем обсудить их с педагогом и другими участниками. Таким образом, метод «Психолого-педагогическое просвещение родителей» помогает выстроить доверительные и демократичные отношения между педагогом, родителями и студентами. Родители получают не только полезные знания, но и поддержку, которая делает их более уверенными в своей роли воспитателей, способных лучше понять и поддержать своих детей.

Рассмотрим метод «Консультирование и тренинги для родителей». Консультирование представляет собой динамичный процесс, в котором участвуют разные люди и который доступен для наблюдения и внешнего вмешательства. Основная характеристика консультирования

- это его направленность на помощь индивиду с целью преодоления трудностей и нахождения решений.

Для эффективного консультирования важно

- обеспечить возможность всем участникам выразить свое мнение по проблеме;

- убедиться, что консультанты компетентны в данной области;

- создать доброжелательную атмосферу, избегая назидания и угроз;

- подчеркивать положительные стороны студента перед обсуждением проблем;

- избегать сравнений между детьми, акцентируя внимание на личных достижениях и текущих успехах;

- предоставить родителям практические рекомендации от специалистов;

- обеспечить перспективу изменений в семье;

- гарантировать конфиденциальность результатов консультации [7].

Пример применения метода «Консультирование и тренинги для родителей» можно представить в контексте ситуации, когда у одного из учеников образовательного учреждения возникают сложности в учебе и поведении, вызывающие обеспокоенность у его родителей. Родители обращаются в образовательную организацию с просьбой помочь разобраться в причинах проблем и найти способы их решения. В ответ образовательная организация проводит серию консультационных сессий и тренингов для родителей. Консультирование начинается с индивидуальной встречи, на которой присутствуют родители, психолог и куратор. Консультанты создают доброжелательную атмосферу, где родители чувствуют себя комфортно и уверенно, свободно выражая свои мнения и переживания по поводу поведения их ребенка и его учебных трудностей. Психолог, компетентный в области психологии и педагогики, начинает обсуждение с того, что акцентирует внимание на положительных сторонах обучающегося, его успехах и сильных качествах, избегая назидательных высказываний и угроз. Например, он может упомянуть о том, как студент проявляет себя на занятиях по

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

физической культуре или во внеучебных занятиях, где у него есть достижения. Это помогает родителям настроиться на конструктивный диалог и способствует уменьшению их тревожности. Затем обсуждаются проблемные аспекты, но без сравнений с другими студентами, что позволяет родителям сосредоточиться на индивидуальных особенностях и текущих успехах их ребенка. Психолог и педагог предлагают конкретные рекомендации (например, методы позитивного подкрепления для улучшения учебной мотивации или советы по созданию домашней среды, способствующей учебе). Они также могут предложить родителям принять участие в тренингах, направленных на развитие навыков конструктивного общения с ребенком и эффективного управления конфликтами. Консультанты объясняют родителям, как предложенные изменения в семейной динамике могут положительно повлиять на поведение и успеваемость обучающегося. Важным моментом является заверение родителей в том, что вся информация, обсуждаемая на консультации, останется конфиденциальной, что укрепляет их доверие к процессу. В результате такого подхода родители получают поддержку и практические рекомендации, которые помогают им лучше понять проблемы своего ребенка, справиться с ними. Перспектива позитивных изменений в семье мотивирует родителей на дальнейшие действия, а студент, в свою очередь, получает более благоприятные условия для развития и обучения.

Рассматривая данный феномен с холистической точки зрения, можно утверждать, что эффективное взаимодействие с родителями является краеугольным камнем успешной работы куратора. Без этого компонента учебный процесс теряет свою целостность и гармоничность, что может привести к серьезным нарушениям в образовательной деятельности [4]. В частности, отсутствие контакта с родителями может способствовать увеличению числа случаев пропуска студентами занятий, а также появлению феномена «мертвых душ», когда студенты формально числятся в учебном заведении, но фактически не принимают участия в образовательном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа с родителями сосредоточена на создании условий, способствующих успешному освоению студентами профессиональных образовательных программ. Для этого применяются различные формы коммуникации:

1) общие родительские собрания, направленные на обсуждение вопросов, касающихся учебного процесса;

2) собрания в учебных группах, где обсуждаются особенности учебной деятельности;

3) индивидуальные беседы и консультации, направленные на решение конкретных проблем;

4) вовлечение родителей в организацию внеучебных мероприятий, что способствует активному участию в жизни учебного заведения;

5) общение через социальные сети и мессенджеры, что обеспечивает

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

постоянный контакт сторон и актуальную информацию; 6) использование диагностических методов, таких как беседы, опросы и анкетирование, для сбора данных и анализа текущей ситуации [5].

Основным средством поддержания связи с родителями является родительский чат в информационно-коммуникационной платформе «Сферум», где регулярно размещается информация о пропусках занятий, участии студентов в мероприятиях и их успеваемости, что позволяет родителям быть в курсе текущих событий.

Взаимодействие через мессенджеры имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится возможность быстрого контакта со всеми родителями, удобство передачи текстовой документации, фото-и видеозаписей, а также проведение дистанционных собраний, что было особенно важно в условиях пандемии. Кроме упомянутого преимущества, использование мессенджеров во взаимодействии родителей и педагогов в образовательной организации также открывает новые возможности. Мес-сенджеры способствуют оперативному решению вопросов, позволяя быстро обсуждать возникающие проблемы или вопросы без необходимости ожидания очередного собрания или официальной встречи. Это обеспечивает своевременную реакцию на любые ситуации, связанные с обучением или поведением студентов.

Мессенджеры также облегчают предоставление обратной связи: родители могут быстро делиться своими наблюдениями, предложениями, а также обсуждать успехи или трудности детей.

Еще одним значительным преимуществом является возможность хранения информации. В мессенджерах можно сохранять важные сообщения, документы и ссылки, к которым родители и педагоги смогут обратиться в любое время, что упрощает доступ к нужной информации. Использование мессенджеров также позволяет значительно сократить время на организацию и проведение встреч, заменяя их короткой перепиской или видеосообщениями, что делает взаимодействие более эффективным.

Однако среди недостатков мессендже-ров следует отметить необходимость наличия устройства с доступом в Интернет, что может выключить из взаимодействия часть родителей. Родители нередко жалуются на нестабильность платформы, что приводит к затруднениям при получении важной информации и участии в образовательном процессе. Эти проблемы вызывают недовольство и снижают эффективность взаимодействия между образовательной организацией и семьями студентов, так как сбои в работе приложения усложняют доступ к необходимым материалам и коммуникацию с педагогами.

Кроме коллективного взаимодействия, важную роль играют индивидуальные

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

беседы с родителями [3]. Подготовка к таким беседам требует составления списка вопросов, ответы на которые помогут в планировании воспитательной работы и обеспечении необходимой поддержки семьям обучающихся. Эти беседы способствуют установлению доверительных отношений между кураторами и родителями, что позволяет получить важную информацию о здоровье, увлечениях, семейной ситуации, поведении и мотивации студента, что, в свою очередь, помогает в улучшении образовательного процесса.

План индивидуальной беседы с родителями начинается с приветствия и установления контакта. На данном этапе важно выразить благодарность за участие в беседе и кратко объяснить цель встречи, направленной на обсуждение важных аспектов, которые помогут улучшить образовательный процесс и поддержать обучающегося. Далее следует перейти к обсуждению общего состояния и поведения обучающегося, задавая вопросы о текущем состоянии его здоровья, а также обсуждая его поведение как в учебном процессе, так и вне его. Это помогает выявить изменения в поведении или настроении, которые могут быть важны для понимания ситуации. Затем беседу можно направить на обсуждение увлечений и интересов обучающегося. Здесь стоит выяснить, какие у него хобби, имеются ли у него дополнительные занятия, как это влияет на учебу. Увлечения обучающегося можно использовать для мотивации и поддержания интереса к учебному процессу. В ходе беседы важно

также затронуть семейную ситуацию, задавая вопросы о поддержке, которую студент получает дома. Необходимо выявить возможные семейные обстоятельства, которые могут влиять на учебу и эмоциональное состояние обучающегося, а также обсудить, как родители участвуют в учебном процессе, каково их видение развития ребенка. Еще одним важным этапом является обсуждение учебной мотивации обучающегося. На данному этапе следует узнать, как он относится к учебе, какие предметы вызывают у него интерес, а какие, напротив, затруднения. Обсуждение возможных проблем и поиск путей их решения позволяют совместно спланировать меры поддержки и найти стимулы для повышения мотивации студента. После этого родителям нужно предоставить возможность задать свои вопросы и высказать предложения, что позволит обсудить возможные пути сотрудничества для улучшения учебного процесса. Завершить беседу стоит подведением итогов, резюмируя ключевые моменты, а также согласованием дальнейших шагов действий. Важно поблагодарить родителей за сотрудничество и договориться о следующем контакте или встрече, если это необходимо.

Системный подход к взаимодействию «куратор — родитель — студент» обладает мощным воспитательным эффектом [Там же]. Профессиональный опыт автора также свидетельствует о значимости вовлечения родителей во внеу-чебные мероприятия, что укрепляет связи между участниками образовательного процесса. Например, создание

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

видеоролика к празднованию Всемирного дня ребенка при участии родителей способствовало укреплению доверительных отношений и положительного эмоционального фона в группе. Родители помогали разработать сценарий, принимали участие в съемках фрагментов видеоролика, а также организовывали совместные встречи для обсуждения и монтажа записи. Благодаря этому родители не только поддержали своих детей, но и стали важной частью образовательного процесса, что усилило их связь с кураторами и студентами.

В заключение стоит отметить, что успешное взаимодействие между родителями, педагогами и студентами играет фундаментальную роль в достижении целей образования. Взаимопонимание и сотрудничество между этими группами позволяют не только эффективно решать возникающие проблемы, но и предотвращать возможные конфликтные ситуации. Важно понимать, что каждый участник образовательного процесса вносит свой вклад в его успешность, и только через совместные усилия можно создать гармоничную и продуктивную образовательную среду.

Эффективное взаимодействие требует не только правильного подхода, но и осознания всеми сторонами своих ролей и ответственности. Работа с родителями должна строиться на основе планирования, взаимоуважения и постоянного общения. Важным фактором является адаптация методов взаимодействия к индивидуальным потребностям каждой

семьи, что позволяет создать персонализированный подход к решению образовательных задач. Особенно это актуально в контексте работы с детьми, которые нуждаются в особом внимании со стороны преподавателей и родителей.

Кроме того, интеграция современных технологий в процесс общения с родителями открывает новые возможности для поддержания постоянного контакта и вовлечения родителей в образовательный процесс. В то же время важно не забывать о необходимости проведении личных встреч и индивидуальных бесед куратора с родителями, которые создают более глубокие и доверительные отношения.

Понимание роли каждого участника образовательного процесса, а также выработка общих целей и ценностей — ключевые условия для достижения гармоничного взаимодействия. Только в этом случае можно обеспечить успех образовательной деятельности, способствовать развитию учащихся и формированию положительной атмосферы в образовательном учреждении.

С момента начала реализации моделей взаимодействия между родителями, куратором и студентами в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» произошли значительные изменения, которые положительно сказались на образовательном процессе. Основное улучшение заключается в более глубоком взаимопонимании и сотрудничестве между всеми участниками образовательного процесса.

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

Налаженные каналы коммуникации и регулярные личные встречи способствовали тому, что проблемы стали решаться быстрее и более эффективно, а потенциальные конфликты удается предотвращать на ранних стадиях.

Показателями гармоничной и продуктивной образовательной среды в нашем учреждении являются высокие результаты учащихся, их стабильное эмоциональное состояние и мотивация, а также положительные отзывы родителей о кураторе и учебном заведении. Увеличилось количество позитивной обратной связи от родителей, что свидетельствует об их активном вовлечении в учебный процесс, об удовлетворенности от взаимодействия. Преподаватели отмечают улучшение академических достижений и поведения студентов, что также подтверждается успешными результатами промежуточных и итоговых аттестаций. Кроме того, адаптация методов взаимодействия к индивидуальным потребностям каждой семьи позволила персонализировать подход, что обеспечиваетболее точное решение образовательных задач. Интеграция современных технологий в коммуникацию с родителями улучшила доступ к информации и способствовала более эффективному сотрудничеству. Эти факторы вместе способствуют созданию позитивной атмосферы и успешной образовательной среды в нашем учреждении.

Список литературы

1. Берзин, А. Б. Некоторые проблемы взаимодействия учителей и родителей учащихся в современной школе /

А. Б. Берзин // Институты развития человеческого потенциала в условиях современных вызовов: Сб. статей XI Уральского демографического форума: в 2-х томах. Т. 2. 04-05 июня 2020 года. — Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2020. — С. 28-32.

2. Жадько, Н. В. Взаимодействие педагога и родителя: причины проблем и варианты их решения / Н. В. Жадько, М. М. Безруких // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2023. — № 6. — С 37-48.

3. Климков, И. Д. Направления работы куратора группы по взаимодействию с родителями обучающихся / И. Д. Климков // Профессиональное образование и общество. — 2018. — № 1 (25). — С. 254-258.

4. Лобина, А. А. Теоретические аспекты взаимодействия семьи и колледжа в системе управления образовательной организацией среднего профессионального образования / А. А. Лобина // Развитие науки, образования и технологий: механизм выбора и реализации приоритетов: Сб. статей международной науч.-практич. конф. 17 мая 2023 года. — Уфа: ООО «Омега сайнс», 2023. — С. 192-195.

5. Попова, Е. М. Взаимодействие колледжа и семьи как фактор профилактики девиантного поведения студентов / Е. М. Попова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2012. — № 3 (6). — С. 72-79.

6. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — 3-е изд. — Киев: Издательство «Радян-ська школа», 1973. — 244 с.

УДК 371.135+ 371.136.2

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 42-55. — https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo304/

1. Турукбаева, А. К. Формы и методы взаимодействия учителя, классного руководителя и родителей по преодолению неуспеваемости учащихся [Электронный ресурс] / А. К. Турукбаева // Бюллетень науки и практики. - 2022. - Т. 8. - № 5. - С. 635-643. -URL: https://www.bulletennauki.ru/ даЦегу/Турукбаева%20А.%20К.%20. pdf (дата обращения: 20.08.2024).

8. Ядов, В. А. Размышления о предмете социологии / В. А. Ядов // Социологические исследования. - 1990. -№ 2. - С. 3-16.

Nara Z. Dallakyan

Pedagogical college Chernyakhovsk, Russia

Teacher's interaction with parents in the educational environment: practical aspects and recommendations

Abstract. This study is devoted to the analysis of the interaction between the curator and the parents of students, based on many years of practical experience in the pedagogical college. The article presents various forms of communication with parents, such as meetings, individual conversations and the use of messengers. The aim of this study is to assess changes in

Статья поступила в редакцию 25.08.2024; одобрена после рецензирования 18.09.2024; принята к публикации 26.09.2024.

the educational environment of the educational institution through the interaction among various social communities: the curator, students and parents. Within the framework of the study, the following tasks were solved: to analyze the impact of interaction on the educational process, identify the causes of conflicts and develop ways to overcome them, evaluate the effectiveness of interaction methods and their impact on the educational environment. The results of the study have showed that the implementation of new interaction models has improved mutual understanding and cooperation between the curator and parents, which is proved by an increase in satisfaction, a decrease in conflicts and an increase in student academic performance. The parents chat in the information and communication platform "Spherum" turned out to be an important tool for the rapid exchange of information. The author emphasizes that systematic interaction between the curator, parents and students has a significant educational effect and contributes to the creation of favorable conditions for the educational process. The author's experience also confirms the importance of involving parents in extracurricular activities, which strengthens trust and promotes deeper involvement of all members in the educational process.

Keywords: seacher, curator, parent, forms of interaction, educational process.

The article was submitted 25.08.2024; approved after reviewing 18.09.2024; accepted for publication 26.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.