Научная статья на тему 'Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования'

Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные отношения / межличностное взаимодействие / педагогическое взаимодействие / преподаватель высшей школы / будущие педагоги / педагог дошкольного образования / педагогические ситуации / educational relations / interpersonal interaction / pedagogical interaction / high school teacher / future teachers / preschool teacher / pedagogical situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Вероника Борисовна, Якименко Валентина Анатольевна

Авторы обращаются к актуальной проблеме повышения качества профессиональной подготовки студентов, получающих педагогическое образование. В статье уточняется значение и выделяются особенности организации межличностного взаимодействия преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе высшей школы. Описанные ситуации, в которых осуществляется педагогическое взаимодействие, опираются на обобщение опыта подготовки педагогов дошкольного образования. Авторами выделяется четыре основных направления организации процесса взаимодействия преподавателей и студентов. При этом рассматривается воспитательный, коммуникативный, дидактический и развивающий потенциал межличностного взаимодействия педагога и обучающихся как многоаспектного процесса, затрагивающего различные сферы педагогической деятельности. Авторы отметили возможность отслеживания результативности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов посредством инструментов мониторинга. Особое внимание в статье уделяется индивидуализации образования и его практико-ориентированной направленности через реализацию индивидуальных образовательных траекторий и включение в образовательный процесс высшего образования проблемных педагогических ситуаций. Авторы указывают на полинаправленность влияния межличностного взаимодействия на всех субъектов образовательных отношений. Рассмотрение проблемных вопросов организации межличностного взаимодействия преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования — выполнено посредством анализа широкого круга литературных источников и отражает современные тенденции в сфере отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Вероника Борисовна, Якименко Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal interaction between teachers and students — future teachers of preschool education

The authors address to the actual problem of improving the quality of professional training of students receiving pedagogical education. The article clarifies the meaning and highlights the features of the organization of interpersonal interaction between teachers and students — future teachers of preschool education in the educational process of higher education. The described situations in which pedagogical interaction is carried out are based on a generalization of the experience of training teachers of preschool education. The authors single out four main directions for organizing the process of interaction between teachers and students. At the same time, the educational, communicative, didactic and developing potential of interpersonal interaction between the teacher and students is considered as a multidimensional process affecting various areas of pedagogical activity. The authors have noted the possibility of tracking the effectiveness of interpersonal interaction between the teacher and students through monitoring tools. Particular attention is paid to the individualization of education and its practice-oriented orientation through the implementation of individual educational tracks and the inclusion of problematic pedagogical situations in the educational process of higher education. The authors point to the multidirectional influence of interpersonal interaction on all subjects of educational relations. Consideration of problematic issues of organizing interpersonal interaction between teachers and students future teachers of preschool education is carried out through the analysis of a wide range of literary sources and reflects current trends in the field of domestic education.

Текст научной работы на тему «Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования»

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

Веретенникова Вероника Борисовна | veronika.veretennikova.71@mail.ru

Кандидат педагогических наук Доцент Института психологии и образования Казанский федеральный университет Казань, Россия

Якименко Валентина Анатольевна | yava76@bk.ru

Кандидат педагогических наук

Доцент ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Межличностное взаимодействие

преподавателей и студентов —

будущих педагогов дошкольного образования

Аннотация. Авторы обращаются к актуальной проблеме повышения качества профессиональной подготовки студентов, получающих педагогическое образование. В статье уточняется значение и выделяются особенности организации межличностного взаимодействия преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе высшей школы. Описанные ситуации, в которых осуществляется педагогическое взаимодействие, опираются на обобщение опыта подготовки педагогов дошкольного образования. Авторами выделяется четыре основных направления организации процесса взаимодействия преподавателей и студентов. При этом рассматривается воспитательный, коммуникативный, дидактический и развивающий потенциал

межличностного взаимодействия педагога и обучающихся как многоаспектного процесса, затрагивающего различные сферы педагогической деятельности. Авторы отметили возможность отслеживания результативности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов посредством инструментов мониторинга. Особое внимание в статье уделяется индивидуализации образования и его практико-ориентированной направленности через реализацию индивидуальных образовательных траекторий и включение в образовательный процесс высшего образования проблемных педагогических ситуаций. Авторы указывают на полинаправленность влияния межличностного взаимодействия на всех субъектов образовательных отношений. Рассмотрение проблемных вопросов

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

организации межличностного взаимодействия преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования — выполнено посредством анализа широкого круга литературных источников и отражает современные тенденции в сфере отечественного образования.

Ключевые слова: образовательные отношения, межличностное взаимодействие, педагогическое взаимодействие, преподаватель высшей школы, будущие педагоги, педагог дошкольного образования, педагогические ситуации.

Проблемы повышения качества профессиональной подготовки студентов — будущих педагогов рассматриваются в условиях стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации в России, а именно в ситуации нестабильности рынка труда. Как указывает С. И. Брызгалова, «мировое педагогическое сообщество видит один из ключей к решению глобальных проблем человечества — в личности учителя» [Цит. по: 4, с. 4]. Вместе с тем педагогическая профессия не входит в число популярных выборов современных абитуриентов. Это связано с целым рядом социально-экономических факторов, среди которых — высокий уровень ответственности наряду с недостаточно высоким уровнем оплаты труда; необходимость работы в условиях инклюзивного образования наряду с недостаточной подготовленностью педагогов к этой работе; завышенные требования родителей и контролирующих органов наряду с заниженным уровнем правовой защищенности представителей

педагогической профессии и др. Как следствие, общество имеет серьезный дефицит в области обеспеченности образовательных организаций разного уровня педагогическими кадрами.

Несмотря на указанные трудности, в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования продолжается серьезная работа по подготовке достойной смены в области педагогического образования. При этом важным фактором профессионально-педагогического становления личности студента считается его включение в реальную педагогическую деятельность, в которой формируется и развивается личность будущего педагога, свойства которой обуславливают характер этой педагогической деятельности. Подготовка будущего педагога — особая сфера профессионального образования. Повышенная ответственность всех субъектов, задействованных в этом процессе, определяет необходимость комплексной работы по формированию личности педагога — профессионально компетентного, социально активного, личностно зрелого, психологически уравновешенного, нравственно устойчивого, гибкого, способного к творчеству, сотрудничеству и инициативе.

Таким образом, можно выделить несколько противоречий: - с одной стороны, в современном обществе присутствуют серьезные ожидания от представителей педагогической профессии в области разрешения многих социальных проблем;

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

с другой стороны, условия для реализации профессиональной деятельности педагогов остаются недостаточно приемлемыми для привлечения необходимого числа работников в эту сферу;

- с одной стороны, профессиональная подготовка будущих педагогов в настоящее время претерпевает реформирование в целевом, содержательном и процессуальном плане; с другой стороны, существующая система оценки качества образования не в полной мере соответствует актуальной ситуации;

- с одной стороны, процесс формирования личности будущего педагога является частью его профессиональной подготовки; с другой стороны, в этом процессе недостаточно внимания уделяется межличностному взаимодействию субъектов образовательных отношений.

Перечисленные противоречия определяют проблему исследования — каково место межличностных отношений преподавателя и студента в системе профессиональной подготовки будущих педагогов?

Решение этой проблемы связано с организацией межличностных отношений субъектов образовательного процесса в совместной педагогической деятельности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» четко определяет участников образовательных отношений. К ним относятся обучающиеся; родители (законные представители)

несовершеннолетних обучающихся; педагогические работники и их представители; организации, осуществляющие образовательную деятельность [15, статья 10, п. 2]. Применительно к организациям высшего образования из данного перечня, как правило, исключаются родители, так как на этом уровне образования обучающиеся преимущественно уже являются совершеннолетними.

Рассмотрим упомянутую педагогическую деятельность на примере взаимодействия студентов — будущих педагогов дошкольного образования и преподавателей высшей школы.

В исследованиях В. В. Давыдова [8], В. Д. Шадрикова [18] и других ученых отмечается, что решающее влияние на человека как активного субъекта деятельности оказывают межличностные отношения, которые обеспечивают совместную деятельность, определяя организующую роль в профессионально-педагогическом становлении личности. Действительно, сложно представить себе профессиональную деятельность преподавателя без неповторимой личностной составляющей. Взаимодействие педагога и каждого отдельного обучающегося всегда носит уникальный характер, так как осуществляется с учетом индивидуальности каждого участника этого взаимодействия.

В трудах В. В. Давыдова представляет интерес его идея о том, что любая деятельность субъекта или индивида рассматривается как реализация определенных

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

общественных отношений. Автор отмечает, что вне системы профессиональных и других социальных отношений эта деятельность не может существовать [8]. В этой связи важно определиться с пониманием специфики отношений в сфере образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», общественные отношения реализуются в образовательных отношениях, целью которых является «создание условий для реализации прав граждан на образование» [Цит. по: 15, статья 2, п. 30].

Если рассматривать весь спектр взаимоотношений преподавателя и студента, то мы увидим огромное разнообразие ситуаций, в которых осуществляется педагогическое взаимодействие. Сюда относятся, к примеру, ситуации межличностного взаимодействия на аудиторных занятиях — лекционных и практических. «Сухие» лекции с передачей готовой информации остались в далеком прошлом. Педагог лишь направляет образовательную деятельность обучающихся, сопровождает ее с учетом определенных условий (индивидуальные особенности студентов, уровень их подготовленности, цели и задачи образовательного процесса в рамках конкретной дисциплины, наличие определенных средств обучения и др.). Современный преподаватель сам постоянно учится у студентов и не стыдится этой возможности. Партнерские взаимоотношения очень важны для установления благоприятного эмоционального фона в образовательном процессе, они являются залогом

результативности этого процесса. Особенно много возможностей для интересного и так называемого формирующего взаимодействия педагога и обучающегося открывается на практико-ориен-тированных мероприятиях: семинарах, практикумах, мастер-классах, занятиях в форме деловых и сюжетно-ролевых игр (с применением инновационных педагогических технологий).

В отдельную группу можно объединить ситуации, связанные с прохождением студентами педагогической практики. Она осуществляется на базе дошкольных образовательных организаций, ресурсных и симуляционных центров. Это чрезвычайно важный элемент образовательного процесса, обладающий уникальными возможностями для формирования профессионально значимых компетенций в реальных или смоделированных условиях. В этот период (особенно при прохождении учебной ознакомительной практики) студенты нуждаются в индивидуально-ориентированном сопровождении и поддержке со стороны руководителя практики.

Определенную специфику имеют ситуации межличностного взаимодействия студента — будущего педагога с научным руководителем в рамках подготовки и защиты результатов научно-исследовательской работы. От преподавателя требуется проявление не только профессионализма как набора знаний, умений и навыков в области научно-педагогической деятельности, но и проявление личностных качеств, которые позволят

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

сформировать готовность и способность студента к осуществлению научно-исследовательской работы на всех ее основных этапах. К примеру, на этапе защиты выпускной квалификационной работы большое значение имеют не только содержание доклада и оформление сопутствующей презентации в соответствии с предъявляемыми требованиями. Так, С. И. Брызгалова указывает на важность таких аспектов, как внешний вид, манера держаться перед аудиторией (голос, дикция, интонация, жесты и др.), способность контролировать свои чувства и т. п. [4, с. 135]. Кто, как не научный руководитель, в непринужденной личной беседе поможет студенту сориентироваться и в этих, казалось бы, второстепенных вопросах?

В настоящее время все более уверенные позиции занимают ситуации взаимодействия преподавателя и студента с применением электронных технологий, сред и систем. После отрицания, непонимания и непринятия дистанционного / удаленного или онлайн-обучения сейчас наступила эпоха расцвета этой формы организации образовательного процесса. Она пока не может полноценно заместить традиционные формы обучения (этот вопрос, скорее, можно отнести к разряду философских), но для всех очевидны преимущества интеграции онлайн- и офлайн-обучения. Для многих студентов с особыми образовательными потребностями дистанционное обучение зачастую становится единственной возможностью получить образование. Это сравнительно новое направление

педагогической деятельности включает в себя свой набор специфических ситуаций удаленного взаимодействия педагога и обучающегося.

Особый трепет вызывают у студентов ситуации межличностного взаимодействия с преподавателем в условиях проведения промежуточного и итогового контроля по результатам освоения учебных дисциплин и практик. Здесь преподавателю предоставляется определенная академическая свобода. Выбор велик: опрос, тестирование, контрольная или лабораторная работа, решение проблемных ситуаций, выполнение практических заданий и др., однако форма проведения этого контроля должна быть четко зафиксирована в соответствующих документах — рабочих программах и / или специализированных локальных актах. Важно заблаговременно оповестить обучающегося обо всех формах контроля, что значительно снижает уровень напряженности при взаимодействии в данных педагогических ситуациях.

В современных реалиях все большую значимость приобретают ситуации внеу-чебного взаимодействия — в рамках различных мероприятий, событий, акций, проектов (профориентационной, социальной, спортивной, творческой направленности и др.). Активное участие преподавателя в этой деятельности увлекает студентов, так как личный пример и искренняя заинтересованность педагога становятся мощным мотивирующим средством для обучающихся.

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

Нельзя исключать и ситуации взаимодействия преподавателя и студента по каким-то организационным вопросам. Зачастую они оказываются не менее важными, чем ситуации взаимодействия непосредственно в рамках образовательного процесса. Студенты очень ценят четкость, определенность, прозрачность в решении этих вопросов. Такие ситуации взаимодействия проявляют личностные качества всех участников образовательных отношений. В разных образовательных организациях по-своему подходят к организации сопровождения студентов в данном направлении. Сейчас довольно популярна служба кураторства и наставничества (при участии работников образовательной организации, либо студентов старших курсов). Вовлечение в эту деятельность студентов позволяет им приобрести или усовершенствовать такие профессионально значимые для педагога качества, как ответственность, дисциплинированность, организаторские способности, коммуникативные качества и др.

Развитие личностных качеств студентов является одной из важных задач современной высшей школы. Исходя из этого, становится очевидной необходимость в преподавателе, который будет способен результативно организовать образовательные отношения в учебном процессе с опорой на индивидуальный, персонализированный или личностно-ориен-тированный подход. Авторы разводят смысловые оттенки понятий «индивидуальный подход», «персонализированный подход», «личностно-ориентированный

подход». Однако в рамках настоящей статьи мы рассматриваем все эти термины как чрезвычайно близкие по сущности, хотя полностью тождественными считать их было бы не совсем корректным. На наш взгляд, индивидуальный подход позволяет создать комфортный психологический климат для благоприятного межличностного взаимодействия преподавателей и студентов, а также для анализа и осмысления совместной деятельности в образовательном процессе [5].

Постоянное совершенствование процесса педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся требует своевременного изучения различных направлений этого процесса. Выделим и кратко опишем четыре основных направления организации процесса взаимодействия преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования.

Первое направление раскрывается на основе гуманитарного подхода, по мнению Н. М. Борытко [3], О. В. Сафроновой [14] и других исследователей, определяется тем, что общение преподавателей и обучающихся предполагает воспитательное взаимодействие. При этом Н. М. Борытко подчеркивает, что воспитание является индивидуальным процессом, обеспечивающим педагогическую помощь в форме организации, поддержки и сопровождения, в самостановлении индивидуума, в том числе его смыслового самоопределения, самореализации в обществе и саморазвития [3, с. 31]. В свете обновления

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

нормативно-правовой базы отечественного образования — внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты, разработки федеральных образовательных программ на каждом уровне образования и методических рекомендаций к ним — процесс воспитания приобрел новое звучание, и его снова можно считать полноценным компонентом целостного образовательного процесса наравне с процессом обучения. Государством четко определен перечень традиционных ценностей российского общества. Каждый педагог должен демонстрировать свою личную приверженность этим ценностям, должен транслировать эти ценности окружающим, должен вести работу, направленную на принятие этих ценностей подрастающим поколением. Очень важно, чтобы будущие педагоги дошкольного образования сами были ориентированы на указанные ценности и были готовы вести работу по созданию условий для принятия этих ценностей детьми с первых лет жизни — на доступном их возрасту уровне. Это будет возможным только в том случае, если в свое время сами студенты станут частью такого межличностного взаимодействия с преподавателем, которое имеет серьезную воспитательную направленность.

Второе направление рассматривается на основе диалогического подхода, по мнению М. С. Байматовой [1], Е. Н. Федоровой и Л. М. Федоряк [16] и других ученых, основывается на утверждении, что коммуникация преподавателя и обучающихся определяется как диалогическое взаимодействие. В качестве

примера можно привести следующие научные позиции. В исследовании Е. Н. Федоровой и Л. М. Федоряк подчеркивается, что ориентация на развитие обучающегося как личности, индивидуальности, а также активного субъекта педагогической деятельности предполагает разработку подобающих стратегий деятельности преподавателя для поддержки индивидуума в формировании потенциала к жизненному самоопределению. Причем педагогическая деятельность принимает характер педагогического диалога, коллаборации, в которой доминирует обмен личностными смыслами и опытом [Там же]. В свою очередь М. С. Байматова отмечает, что определяющей характеристикой педагогического диалога в системе межсубъектных отношений является наличие специфического межсубъектного пространства, в котором встречаются индивидуальные смыслы и ценности [1]. Чтобы преподаватель мог лучше понять каждого студента и максимально персонифицировать процесс взаимодействия с обучающимися, он должен, прежде всего, осознавать необходимость реализации принципа индивидуализации, а также владеть знаниями из области педагогики индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк и др.) и педагогическими умениями — средствами развития всех семи сфер индивидуальности человека [7].

Третье направление раскрывается на основе деятельностного подхода в работах Э. Х. Джанибековой [10], И. А. Зимней [13, с. 36-47] и других ученых, определяющих образовательные отношения

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

преподавателя и обучающихся как педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие, по определению И. А. Зимней, следует рассматривать как многоаспектный процесс, позволяющий комбинировать воспитательную, дидактическую и социально-педагогическую сферы [Там же. С. 37].

Таким образом, межличностное взаимодействие преподавателя и студентов является частью педагогического взаимодействия в рамках образовательных отношений субъектов образовательного процесса. Грамотно спланированное и реализованное педагогическое взаимодействие приведет не только к улучшению микроклимата в образовательной организации, гармонизации взаимоотношений между педагогом и обучающимися, но и будет способствовать повышению качества профессионального образования. Но особое значение эта работа имеет при организации взаимодействия со студентами — будущими педагогами. Они воспринимают преподавателя не только как человека, который помогает освоить содержание той или иной учебной дисциплины. Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», видят в каждом преподавателе определенную модель педагога — от внешнего вида, особенностей речи и поведенческих стереотипов до способности решать различного рода профессиональные задачи. Именно поэтому так важно, чтобы в числе преподавателей, обучающих студентов — будущих педагогов дошкольного образования

— находились представители работодателей или специалисты, имеющие опыт работы в дошкольных образовательных организациях. Они смогут наглядно продемонстрировать профессионально значимые качества с учетом специфики дошкольного образования. Будущие педагоги дошкольного образования зачастую перенимают отдельные элементы образа, модели поведения или наиболее удачные методические приемы, которые демонстрируют им преподаватели в образовательном процессе образовательной организации высшего образования.

Четвертое направление рассматривается на основе конструктивного подхода, определяющего взаимодействие преподавателей и обучающихся как учебное общение и развивающего учебное взаимодействие, которое исследовалось в работах В. К. Дьяченко [11], Р. Ш. Царевой [17] и других ученых. К примеру, Р. Ш. Царева указывает, что развивающее учебное взаимодействие определяется такими составляющими, как знания, умения и опыт проживания в ролях «докладчика», «понимающего», «конструктивного критика» и «организатора» [Там же]. Среди современных форм проведения аудиторных занятий в рамках освоения образовательных программ профессионального образования большую популярность имеют интерактивные, игровые формы. Даже традиционную лекцию целесообразно провести с применением технологии «перевернутый класс» или в формате дискуссии, круглого стола с активным обсуждением

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

проблемного вопроса (или вопросов) всеми участниками. Можно задать участникам дискуссии определенные роли, побуждающие их высказываться по тому или иному вопросу, действовать в той или иной ситуации исходя не столько из своих представлений и убеждений, сколько с позиции полученной роли. Это позволяет «раскачать» шаблонное, стереотипное мышление — студенты получают возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон, увидеть ее вариативность и неоднозначность, отметить нюансы. Зачастую это приводит к более глубокому пониманию сути рассматриваемых процессов и явлений.

Создание новой системы образовательных отношений, в которой особое внимание должно уделяться организации межличностного взаимодействия педагога и студента, является одной из актуальных задач современного преподавателя высшего образования.

Отметим, что А. А. Бодалев подчеркивал значение межличностного взаимодействия в раскрытии качеств и свойств индивидуума для достижения им планируемых результатов. Автор указывал, что в процессе реализации различных форм взаимодействия субъекты образовательных отношений одновременно познают друг друга [2]. Речь идет о деятельности, в которой взаимодействующими субъектами осознается не только значимость межличностного общения, но и его конструктивная направленность на выбор совместных решений проблемных педагогических ситуаций.

Равно как и другие аспекты педагогической деятельности, результативность межличностного взаимодействия обучающихся и преподавателей может отслеживаться посредством мониторингового анализа. В современной образовательной организации уже никого не удивить такими инструментами мониторинга, как опросы, анкетирование различных участников образовательных отношений (анонимное и персонализированное), голосование, составление рейтингов и аналитических таблиц. Все эти и другие меры призваны, во-первых, получить обратную связь от всех субъектов образовательного процесса; во-вторых, отследить различные аспекты педагогической деятельности; в-третьих, оценить качество образования, в том числе и в плане организации межличностного взаимодействия.

Следует отметить, что в исследованиях А. Н. Леонтьева [12], В. И. Слободчикова [9, с. 160-197] и других ученых фиксируются межсубъектные отношения обучения в рамках реализации деятельностного подхода, предполагающего содействие формированию способов общения, мышления и рефлексии у всех субъектов. Этот подход отражает межличностные связи, на основе которых формируется самооценка профессиональной направленности как интегративное качество личности будущего педагога, позволяющее ему самостоятельно регулировать свои действия в процессе решения педагогических ситуаций в рамках профессионально-ориентированных заданий, направленных на формирование и

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

развитие его профессиональных навыков и компетенций [5, с. 38].

В исследованиях Л. С. Выготского взаимодействие определяется как интерио-ризация индивидуумом отношений внешнего порядка, в результате чего осуществляется переход от внешних социальных воздействий к внутреннему индивидуальному плану [6]. В этой связи важно обратить внимание на особенности межсубъектных отношений, включающие применение диалогических форм. Преподаватель должен содействовать организации образовательно-познавательной деятельности будущих педагогов. В этой деятельности будет отражаться интериоризация межличностных социальных связей преподавателя и студента, накладывающая отпечаток на формирование профессиональной направленности личности. Указанная направленность включает в себя систему доминирующих мотивов, ценностных ориентаций, которые будут воплощаться в профессиональных намерениях, целях, установках обучающегося и активной деятельности по их достижению [5, с. 113].

В процессе межличностного взаимодействия разворачиваются ресурсы для развития профессиональной направленности личности, ее педагогической деятельности как социальной реальности профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации. Задача преподавателя — оказывать целенаправленную поддержку студентам, ориентирующимся на педагогическую деятельность в рамках индивидуальных

образовательных траекторий (маршрутов, программ). Разработка этих документов требует дополнительных временных, интеллектуальных и физических затрат со стороны педагога. Однако если на современном этапе развития отечественного образования мы осознаем необходимость индивидуализации и персонализации образовательного процесса, то необходимо принимать определенные управленческие решения и вносить изменения в соответствующую документацию: должностные инструкции, договоры, рабочую нагрузку, рабочие графики и т. п. Чтобы перевести процесс подготовки педагогических кадров дошкольного образования на качественно новый уровень, требуется комплексное реформирование всей системы образования, включая пересмотр существующих нормативно-правовых актов с позиций персонализированного образования. Однако делать это необходимо осторожно, так как иногда стремление к индивидуализации образования приобретает гипертрофированные формы, развращает обучающегося в нравственно-этическом плане, в результате он утрачивает способность к со-действию, со-трудничеству, со-переживанию — в угоду своим эгоистическим потребностям.

В свою очередь, в межличностных отношениях с обучающимися качественно изменяется и позиция самого преподавателя. Педагог тоже постоянно находится в состоянии саморазвития, самосовершенствования, он тоже нуждается в самореализации личности.

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

Современный преподаватель выстраивает оптимальную систему взаимоотношений со студентами и осуществляет их педагогическое сопровождение в образовательном процессе. Как результат, интегративная образовательная деятельность студентов предусматривает выход репродуктивного в план продуктивного, преобразующего педагогического мышления, которое отличается подвижностью, гибкостью и оригинальностью. Таким образом, можно говорить о полинаправленности влияния межличностного взаимодействия на всех субъектов образовательных отношений.

Развитие творческой активности будущих педагогов дошкольного образования определяет организация их педагогической деятельности. Этому может способствовать включение в образовательный процесс практико-ориентиро-ванных заданий как в рамках учебных дисциплин, так и при реализации программ производственной педагогической практики, а также при проведении таких востребованных в современной образовательной сфере профессиональных экзаменов. При этом профессиональная направленность этих заданий обусловлена опорой на содержание реальных ситуаций из педагогической практики дошкольного образования. Студенты могут не только решать (индивидуально или в малых группах) готовые проблемные ситуации (кейсы), но и самостоятельно составлять их на основе своего первичного профессионального опыта, полученного при прохождении практики. В этом случае структура

кейса может включать в себя описание проблемной педагогической ситуации, поисковый вопрос (либо вопросы), развернутый ответ на вопрос (вопросы) с опорой на психолого-педагогическую литературу, а также список использованной литературы. Даже решение готовых кейсов позволяет студентам — будущим педагогам — актуализировать свои теоретические знания и попытаться применить их в практической плоскости, что повышает их компетентность в широком круге практических вопросов. Решение предложенной в кейсе проблемной ситуации может быть озвучено студентом, изображено графически, продемонстрировано в конкретных действиях. Совместное решение проблемных ситуаций из практики самих студентов позволяет тщательно проанализировать реальные ситуации затруднения, с которыми сталкиваются студенты на практике, найти возможные причины и пути решения этих ситуаций, причем на глубокой научной основе. Даже на этапе составления кейса студент вынужден выполнять серьезный анализ ситуации во время поиска ответа на вопрос в литературных источниках. Интересно сопоставить результаты решения кейсовых заданий в оперативном режиме за ограниченный, небольшой промежуток времени только с опорой на имеющиеся знания и умения, а также в режиме отсутствия временных ограничений, и при наличии возможности поиска информации в различных источниках. Это позволяет студентам осуществлять самоанализ и самооценку в рамках образовательного процесса.

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

Профессиональная направленность практической подготовки будущего педагога связывается с «опредмечиванием» изучаемых психолого-педагогических понятий, фактически обозначает профессиональный контекст употребления в «сюжете» педагогических ситуаций профессиональных терминов [Там же. С. 132].

Таким образом, профессиональная подготовка студентов — будущих педагогов дошкольного образования — будет результативной, если преподаватель, сам являясь носителем педагогических традиций дошкольного образования, обладает способностью к инновационной, творческой педагогической деятельности в рамках межличностного взаимодействия с остальными субъектами образовательного процесса.

При этом необходимо максимально использовать воспитательный, коммуникативный, дидактический и развивающий потенциал межличностного взаимодействия педагога и обучающихся на основе принципа индивидуализации и при условии практической направленности образовательного процесса.

Список литературы

1. Байматова, М. С. Диалогическое взаимодействие как характеристика педагогического процесса / М. С. Байматова // Педагогические проблемы становления субъектнос-ти школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. — Волгоград:

Издательство ВГИПКРО, 2001. — С. 14-18.

2. Бодалев, А. А. Нравственность и гражданственность человека бесценный капитал общества / А. А. Бодалев // Человеческий капитал. — 2014. — № 5 (65). — С. 4-8.

3. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 180 с.

4. Брызгалова, С. И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие / С. И. Брызгалова.

— 3-е изд., испр. и доп. — Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2003. — 151 с.

5. Веретенникова, В. Б. Профессиональная идентичность и направленность личности в педагогическом образовании университета: Монография / В. Б. Веретенникова, О. Ф. Шихова, Н. В. Телегина. — М.: Издательство «Русайнс», 2023. — 167 с.

6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: АСТ, 2008. — 670 с.

7. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности: Учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк.

— 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 410 с.

8. Давыдов, В. В. Состояние и проблемы исследований учебной деятельности / В. В. Давыдов // Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В. В. Давыдова: Монография по материалам Международной сетевой науч. конф. 6-8 апреля 2016

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

года. — Волгоград: Научное изд-во Волгоградского государственно-социального педагогического университета «Перемена», 2016. — С. 31-44.

9. Деятельностный подход в образовании: Коллективная монография. Книга 3 / А. М. Агапов [и др.]. — М.: Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский клуб», 2020. — 229 с.

10. Джанибекова, Э. X. О педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса в условиях лич-ностно ориентированного образования / Э. X. Джанибекова // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2 (51). — С. 128-130.

11. Дьяченко, В. К. О преобразовании дидактики в науку / В. К. Дьяченко // Коллективный способ обучения. — 2000. — № 9. — С. 5-8.

12. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1985. — 392 с.

13. Понятийный аппарат педагогики и образования: Коллективная монография. Выпуск 11 / отв. ред. М. А. Гала-гузова. — Екатеринбург: [б. и.], 2019. — 388 с.

14. Сафронова, О. В. Роль преподавателя в воспитании студентов вуза / О. В. Сафронова // Евразийский союз ученых. — 2016. — № 6 (27). — С. 45-47.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. — URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70191362/ (дата обращения: 21.08.2023).

16. Федорова, Е. Н. Диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса педагогического вуза: ценностно-смысловой подход [Электронный ресурс] / Е. Н. Федорова, Л. М. Федоряк // Письма в Эмиссия.Оффлайн. — 2015 (ноябрь). — URL: http://www.emissia.org/ offline/2015/2434.htm (дата обращения: 29.08.2023).

17. Царева, Р. Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Царева Римма Шугаевна. — Казань, 1997. — 431 с.

18. Шадриков, В. Д. Профессиональные способности: Монография / В. Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 319 с.

Veronika B. Veretennikova

Kazan Federal University Kazan, Russia

Valentina A. Yakimenko

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Interpersonal interaction between teachers and students — future teachers of preschool education

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веретенникова В. Б., Якименко В. А. Межличностное взаимодействие преподавателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 38-51. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/29sent2023/kvo304/

Abstract. The authors address to the actual problem of improving the quality of professional training of students receiving pedagogical education. The article clarifies the meaning and highlights the features of the organization of interpersonal interaction between teachers and students — future teachers of preschool education in the educational process of higher education. The described situations in which pedagogical interaction is carried out are based on a generalization of the experience of training teachers of preschool education. The authors single out four main directions for organizing the process of interaction between teachers and students. At the same time, the educational, communicative, didactic and developing potential of interpersonal interaction between the teacher and students is considered as a multidimensional process affecting various areas of pedagogical activity. The authors have noted the possibility of tracking the effectiveness

Статья поступила в редакцию 30.08.2023; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 13.09.2023.

of interpersonal interaction between the teacher and students through monitoring tools. Particular attention is paid to the individualization of education and its practice-oriented orientation through the implementation of individual educational tracks and the inclusion of problematic pedagogical situations in the educational process of higher education. The authors point to the multidirectional influence of interpersonal interaction on all subjects of educational relations. Consideration of problematic issues of organizing interpersonal interaction between teachers and students - future teachers of preschool education is carried out through the analysis of a wide range of literary sources and reflects current trends in the field of domestic education.

Keywords: educational relations, interpersonal interaction, pedagogical interaction, high school teacher, future teachers, preschool teacher, pedagogical situations.

The article was submitted 30.08.2023; approved after reviewing 11.09.2023; accepted for publication 13.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.