Научная статья на тему 'Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса'

Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опросник / инклюзивное образование / диагностика / психолого-педагогическое сопровождение / воспитательный процесс / обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / questionnaire / inclusive education / examining / psychological and pedagogical support / educational process / students with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоляр Антонина Ивановна, Черномырдина Татьяна Николаевна

В статье обосновывается актуальность диагностики готовности будущих учителей к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования. Такую готовность авторы представляют как сложное личностное образование, характеризующееся стремлением и способностью учителя осуществлять развитие обучающихся в условиях инклюзии, достигать успеха в педагогической деятельности, проявляя при этом личностную креативность; использовать знания об инклюзивном образовании и особенностях профессиональной деятельности в инклюзии, об особенностях детей с разными образовательными потребностями для включения детей в целесообразные для их развития деятельность и общение, для построения конструктивного взаимодействия. На основе анализа имеющихся в научной литературе работ, проведенного авторами исследования, представлен комплекс взаимодополняющих методов диагностики такой готовности. Статья содержит не только подробную характеристику авторского опросника «Инклюзивное образование», но и сами вопросы, а также описание процедуры оценки ответов. Авторы обращают внимание, что опросник можно использовать на начальном этапе диагностики педагогами педвуза и методической службой инклюзивных образовательных учреждений с целью в короткие сроки получить общее представление о готовности будущих и молодых учителей к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в инклюзивных образовательных учреждениях. Опросник состоит из пяти шкал, его вопросы позволяют определить уровень сформированности пяти компонентов изучаемой готовности: когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого, операционального и креативного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоляр Антонина Ивановна, Черномырдина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questionnaire "Inclusive education" in the examining of students' readiness for psychological and pedagogical support of the educational process

The article substantiates the relevance of diagnosing the readiness of future teachers for psychological and pedagogical support of the educational process in the conditions of inclusive education. The authors present such readiness as a complex personal education, characterized by the desire and ability of the teacher to develop students in an inclusive environment; to succeed in teaching demonstrating personal creativity; to use knowledge about inclusive education and characteristics of professional activities in inclusion, about the characteristics of children with different educational needs to include children in appropriate activities for their development and communication; to build constructive interaction. Based on the analysis of works available in the scientific literature and conducted by the authors of the study, a set of complementary methods for examining such readiness is presented. The article contains not only a detailed characteristics of the author's questionnaire "Inclusive education", but also questions, a description of the procedure for evaluating answers. The authors pay attention to the fact that the questionnaire can be used at the initial stage of diagnosis by teachers of a pedagogical university and the methodological service of inclusive educational institutions in order to get quickly a general idea of the readiness of future and young teachers for psychological and pedagogical support of the educational process in inclusive educational institutions. The questionnaire consists of five scales, its questions allow to determine the level of formation of the five components of the studied readiness: cognitive, motivational, emotional-volitional, operational and creative.

Текст научной работы на тему «Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса»

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

Смоляр Антонина Ивановна | smolyar@pgsga.ru

Доктор педагогических наук, профессор Заведующий кафедрой музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет Самара, Россия

Черномырдина Татьяна Николаевна | chernomyrdina.t@psga.ru

Кандидат психологических наук

Доцент кафедры музыкального образования

Самарский государственный социально-педагогический университет Самара, Россия

Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса

Аннотация. В статье обосновывается актуальность диагностики готовности будущих учителей к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования. Такую готовность авторы представляют как сложное личностное образование, характеризующееся стремлением и способностью учителя осуществлять развитие обучающихся в условиях инклюзии, достигать успеха в педагогической деятельности, проявляя при этом личностную креативность; использовать знания об инклюзивном образовании и особенностях профессиональной деятельности в инклюзии, об особенностях детей с разными образовательными потребностями для включения детей в целесообразные для их

развития деятельность и общение, для построения конструктивного взаимодействия. На основе анализа имеющихся в научной литературе работ, проведенного авторами исследования, представлен комплекс взаимодополняющих методов диагностики такой готовности. Статья содержит не только подробную характеристику авторского опросника «Инклюзивное образование», но и сами вопросы, а также описание процедуры оценки ответов. Авторы обращают внимание, что опросник можно использовать на начальном этапе диагностики педагогами педвуза и методической службой инклюзивных образовательных учреждений с целью в короткие сроки получить общее представление о готовности будущих и молодых учителей

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в инклюзивных образовательных учреждениях. Опросник состоит из пяти шкал, его вопросы позволяют определить уровень сформированности пяти компонентов изучаемой готовности: когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого, операционального и креативного.

Ключевые слова: опросник, инклюзивное образование, диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, воспитательный процесс, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема диагностики готовности будущего учителя к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в инклюзивных образовательных учреждениях чрезвычайно значима и актуальна для решения задач совершенствования профессиональной подготовки педагогов и удовлетворения потребностей образовательных учреждений в квалифицированных кадрах (не случайно в профессиональном стандарте педагога умения осуществлять психолого-педагогическое сопровождение занимают особое место).

Термин «психолого-педагогическое сопровождение» в отечественной психолого-педагогической литературе появился относительно недавно и сразу же стал активно и широко использоваться. Понятие «сопровождать» в словаре трактуется как «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, находясь рядом,

ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [Цит. по: 4, с. 550]. Дифференцируя понятие «сопровождение» от синонимичных, современные исследователи акцентируют внимание на том, что сопровождение — не «разовая акция», оно имеет продолжительный и непрерывный характер, всегда «привязано» к определенному процессу, дополняет его и сопутствует ему [5, с. 19-21; 11, с. 74-76]. Представления о месте и роли сопровождения в развитии личности дают основание характеризировать его как процесс (совокупность действий принятия и реализации решений), метод (создание условий принятия решений в ситуации жизненного выбора) и службу (организация специалистов, осуществляющих процесс принятия решений).

Мы солидарны с авторами, трактующими сегодня психолого-педагогическое сопровождение как деятельность педагогов, направленную на создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, содействующих в разрешении социально-психологических проблем [6, с. 8-10]. К основным задачам психолого-педагогического сопровождения ребенка относятся: предупреждение возникновения проблем в его развитии; помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. Среди основных принципов сопровождения учебно-воспитательного процесса исследователи выделяют рекомендательный характер деятельности сопровождающего; непрерывность сопровождения; комплексный подход

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

сопровождения [1, с. 25-35; 5, с. 33-34; 6, с. 11-12; 8, с. 12-22; 9, с. 24-25].

В процессе воспитания как целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса, должна решаться задача развития человека в процессе и результате трансляции сложившейся в обществе культуры [2, с. 23-31]. В отечественной педагогике утвердилась точка зрения о том, что «там, где есть воспитание, т. е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию» [Цит. по: 3, с. 90]. Включаясь в процесс психолого-педагогического сопровождения воспитания, педагог содействует оптимизации индивидуального развития ребенка при его взаимодействии с окружающим миром, помогает мобилизовать собственные силы для преодоления трудностей и препятствий социального характера, обеспечивает предупреждение возникновения возможных трудностей социализации. Успешность психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее — ОВЗ), во многом определяется подготовленностью педагогов.

В современных исследованиях активно обсуждаются вопросы, связанные с готовностью педагогов к реализации психолого-педагогического сопровождения и критериев ее оценки. Среди критериев такой готовности выделяют три основные группы: критерии уровня знаний, умений и навыков; критерии личностного уровня; критерии уровня динамики личности. К первой группе критериев относятся гуманистическая направленность мировоззрения педагога, проявляющаяся в особенностях я-концепции и преобладании альтруистической и гуманистической центрации педагога; наличие профессиональных знаний в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии. Вторая группа критериев включает готовность к сотрудничеству и сотворчеству, толерантность педагога, эмпатию. Третья группа критериев представлена рефлексией, восприимчивостью к инновациям, креативностью [1, с. 30-42].

Сказанное выше, а также наши исследования [7, 10] позволяют нам говорить о готовности будущего педагога к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в инклюзивных образовательных учреждениях как о сложном личностном образовании, характеризующимся стремлением и способностью осуществлять развитие обучающихся в условиях инклюзии, используя знания об инклюзивном образовании и особенностях профессиональной деятельности в инклюзии, об особенностях детей с разными образовательными потребностями, для включения детей в

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

целесообразные для их развития деятельность и общение, для построения конструктивного взаимодействия, стремясь к достижению успеха в педагогической деятельности, проявляя личностную креативность.

Формирование готовности будущего учителя к комплексному сопровождению воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования осуществляется, прежде всего, в процессе психолого-педагогической подготовки. Преподавателю педвуза, руководителю различных видов практик, в частности, таких как учебная (ознакомительная) и производственная (педагогическая), важно знать, каковы представления студентов о сущности инклюзивного образования и преимуществах, предоставляемых им для обучающихся с разными возможностями здоровья; развито ли у них стремление к работе в условиях инклюзивного образования; есть ли потребность в специальной подготовке к профессиональной деятельности в таких условиях; готовы ли они развивать творческий потенциал обучающихся, включая детей с особыми образовательными потребностями; способны ли будущие педагоги включить детей, имеющих какие-либо особенности развития, в организованное взаимодействие. В этой связи обращение к диагностике такой готовности — особая задача педагогов педвуза, администрации и методической службы инклюзивных образовательных учреждений.

Для комплексного и всестороннего изучения обсуждаемого явления можно

использовать такие методы, как авторский опросник «Инклюзивное образование», наблюдение, методику Т. И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в вузе», опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, методику Е. Е. Туник «Диагностика личностной креативности», тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко.

В настоящей статье представим авторский опросник «Инклюзивное образование», который можно использовать на начальном этапе диагностики педагогами педвуза и методической службой инклюзивных образовательных учреждений с целью в короткие сроки получить общее представление о готовности будущих и молодых учителей к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса обучающихся с разными образовательными потребностями. При этом заметим, что для полного и всестороннего изучения обозначенного выше феномена одного опросника недостаточно.

Опросник состоит из пяти шкал, его вопросы позволяют определить уровни сформированности компонентов готовности к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в инклюзивных образовательных учреждениях: когнитивного, мотиваци-онного, эмоционально-волевого, операционального и креативного.

Первая шкала включает такие вопросы, как «Раскройте понятие "инклюзивное образование". Назовите условия

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

и основные принципы инклюзивного образования», «Имеет ли, на Ваш взгляд, инклюзивное образование преимущества в сравнении с традиционным. Если имеет, то перечислите эти преимущества для обучающихся с разными образовательными потребностями, включая детей с ОВЗ». Ответы на обозначенные выше вопросы позволяют выявить знание студентами особенностей инклюзивного образования, предоставляемых им преимуществ для обучающихся с разными образовательными потребностями. При анализе ответов студентов отмечается, насколько полно и точно будущие педагоги раскрывают понятие «инклюзивное образование»; характеризуют условия и принципы такого образования; перечисляют его преимущества для обучающихся с разными образовательными потребностями, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эталонным ответом на первый вопрос считается тот, в котором дается следующее определение инклюзивного образования — «процесс совместного обучения и воспитания обучающихся с разнообразными образовательными потребностями, включая детей с ОВЗ, в котором создаются условия для личностного развития всех детей»; перечислены основные принципы (принятие индивидуальности каждого ребенка и соблюдение его прав на образование, учет потенциальных возможностей детей с ОВЗ, деятельностного подхода, особого педагогического руководства) и условия инклюзивного образования (готовность всех субъектов образовательного

процесса к включению в инклюзию; научно-методическое, правовое, программно-методическое, материально-техническое и кадровое обеспечение образовательного процесса). Ответ на первый вопрос, полностью соответствующий эталону, оценивается в 2 балла. За частично соответствующий эталону ответ (верно раскрыто понятие «инклюзивное образование», но не перечислены его условия или принципы) начисляется 1,5 балла. В случае, если раскрыто только понятие «инклюзивное образование», ответ оценивается в 1 балл. Раскрытое не в полной мере понятие оценивается в 0,5 балла, неверный ответ — в 0 баллов.

Предлагаемые варианты ответов на второй вопрос — «да», «нет», «затрудняюсь ответить» (при выборе варианта «да» студенты дополняют ответ перечислением преимуществ). Положительный ответ на второй вопрос должен быть дополнен перечислением таких преимуществ инклюзивного образования, как равные права на образование, обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, формирование толерантности у всех участников образовательного процесса, возможность для детей с ОВЗ адаптироваться в обществе. Баллы за ответы на второй вопрос: за полностью соответствующий эталону ответ — 2 балла; за частично соответствующий эталону ответ (перечислено не менее двух преимуществ инклюзивного образования для обучающихся с разными

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

образовательными потребностями) — 1,5 балла и 1 балл (если перечислены преимущества для обучающихся одной категории); за ответ «да» (преимущества не перечислены) и ответ «затрудняюсь ответить» — 0,5 балла; за ответ «нет» — 0 баллов. Высокому уровню когнитивного компонента готовности соответствует набранное количество баллов от 4 до 3,5; среднему — от 3 до 2; низкому — от 1,5 до 0,5.

Вопросы второй шкалы направлены на изучение эмоционально-волевого компонента готовности к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного воспитательного процесса в условиях инклюзии. Ответ на вопрос «Ваше отношение к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования» позволяет определить позитивное, негативное и нейтральное отношение к предстоящей работе в обозначенных условиях. Ответом на вопрос «Каково Ваше отношение к необходимости специальной подготовки к работе в условиях инклюзивного образования?» может быть один из предложенных вариантов: «негативное», «позитивное», «затрудняюсь ответить». Этот вопрос важно дополнить просьбой подчеркнуть, на что из перечисленного ниже необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе такой подготовки: практическая направленность подготовки; включение дисциплин, направленных на изучение психологических особенностей детей с ОВЗ, специфику их обучения и воспитания; прохождение практики на базе инклюзивных образовательных

учреждений; возможность организовывать деятельность обучающихся с разными образовательными возможностями. Эталонными являются ответы, в которых респонденты демонстрируют позитивный эмоциональный настрой на педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования, понимают специфику специальной подготовки к работе в условиях инклюзивного образования и имеют положительное отношение к такой подготовке.

Ответы на первый вопрос этой шкалы оцениваются следующим образом: 2 балла — за ответ «позитивное», 1 балл — за ответ «нейтральное» и 0 баллов — за ответ «негативное». Ответ на второй вопрос, свидетельствующий о позитивном отношении к необходимости специальной подготовки к работе в условиях инклюзивного образования с дополнительным выбором того, что нужно учитывать в процессе такой подготовки, оценивается в 2 балла; ответ «позитивное», без объяснения того, что нужно учитывать в процессе подготовки оценивается в 1 балл, ответ «нейтральное» — в 0,5 балла, ответ «негативное» — 0 баллов. О высоком уровне эмоционально-волевого компонента готовности свидетельствует общее количество баллов по данной шкале от 4 до 3; о среднем — от 2,5 до 2; о низком — от 1,5 до 0,5.

Показатели мотивационного компонента готовности (третья шкала) изучаются посредством вопросов «Готовы ли Вы работать в условиях инклюзивного образования?» и «Хотели бы Вы пройти

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

специальную подготовку к работе в условиях инклюзивного образования по своему профилю обучения?» Предлагаемые варианты ответов — «нет», «да» (во втором вопросе при таком выборе следует просьба подчеркнуть то, что из перечисленного ниже объясняет необходимость прохождения подготовки), «затрудняюсь ответить». Анализ ответов позволяет сделать вывод об уровне выраженности стремления работать в условиях инклюзии и потребности в специальной подготовке к работе в таких условиях. О сформированности мотивационного компонента готовности на высоком уровне (общее количество баллов в этом случае от 4 до 3,5) свидетельствуют ответы, в которых студенты подтверждают полную готовность (ответ «да») к работе в условиях инклюзивного образования и специальной подготовке; дают объяснение тому, что благодаря специальной подготовке появляется возможность развития способностей детей с разными образовательными потребностями, ориентации не только на актуальную, но и на ближайшую зону развития детей с ОВЗ, а также использования потенциала деятельности, в которую включаются обучающиеся.

Ответ «да» на первый вопрос оценивается в 2 балла, ответ «затрудняюсь ответить» — в 0,5 балла, ответ «нет» — в 0 баллов. За ответ на второй вопрос, свидетельствующий о готовности пройти специальную подготовку, с объяснением необходимости такой подготовки начисляется 2 балла; за такой же ответ с неполным объяснением необходимости —

1,5 балла и 1 балл без выбора того, что объясняет необходимость специальной подготовки; за ответ «затрудняюсь ответить» — 0,5 балла; за ответ «нет» — 0 баллов. Среднему уровню мотивационного компонента готовности соответствует общее количество баллов от 3 до 2,5; низкому — от 2 до 0,5.

Четвертая шкала включает вопросы «Возможно ли развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья» и «Смогли бы Вы в процессе своей будущей педагогической деятельности развивать творческий потенциал детей с разными образовательными потребностями», ответы на которые демонстрируют осознание студентами возможности развития креативности детей с разными образовательными потребностями, стремление будущих педагогов развивать в условиях инклюзивного образования креативность детей с разными образовательными потребностями. Варианты ответов на первый вопрос — «да», «нет», «да, но не в полной мере». Если респондент выбирает вариант ответа на второй вопрос (из трех возможных «да», «нет», «затрудняюсь ответить») — «да», то ему предлагается указать, какие методы и средства он готов использовать для развития творческого потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями в своей будущей профессиональной деятельности. Эталонными ответами являются те, в которых студенты демонстрируют убежденность в возможности развития креативности детей с ОВЗ, подтверждают способность ее развития,

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

в качестве средств и методов перечисляют разные виды творческой деятельности, разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса, личностные качества педагога.

Ответы на первый вопрос четвертой шкалы оцениваются по схеме: 2 балла — за ответ «да», 1 балл — за ответ «да, но не в полной мере» и 0 баллов — за ответ «нет». Баллы за ответы на второй вопрос распределяются так: за полностью соответствующий эталону ответ — 2 балла; за частично соответствующий эталону ответ (перечислено не менее двух средств и методов развития творческого потенциала) — 1 балл; 0,5 балла за ответ «да», в котором не перечислены средства и методы; за ответ «нет» — 0 баллов. Высокому уровню креативного компонента готовности соответствует общее количество баллов по данной шкале от 4 до 3; среднему — от 2,5 до 1,5; низкому — от 1 до 0,5.

Вопросы пятой шкалы направлены на изучение операционального компонента исследуемой готовности. Ответы на вопросы «Достаточно ли учитывать в процессе взаимодействия с детьми с ОВЗ специфику развития детей с ОВЗ, их актуальные и потенциальные возможности?» и «Имеете ли Вы положительный опыт организации деятельности и общения обучающихся в условиях инклюзивного образования? Если "да", приведите пример организации деятельности и общения обучающихся в условиях инклюзивного образования» позволяют установить уровень сформированности

способности к организации совместной деятельности и общения в условиях инклюзивного образования. Предлагаемые на выбор варианты ответов на первый вопрос — «да», «нет», «затрудняюсь ответить».

Эталонными ответами являются те, в которых студенты объясняют, что в процессе такого взаимодействия необходимо учитывать специфику развития детей с ОВЗ, их актуальные и потенциальные возможности, структуру дефекта каждого ребенка с нарушенным ходом развития, имеющиеся трудности в общении и деятельности у детей с ОВЗ, особенности эмоционального реагирования детей с ОВЗ на разные виды деятельности. О высоком уровне операционального компонента готовности (общее количество баллов от 4 до 3) также свидетельствует пример собственного опыта успешной организации совместной деятельности и общения с детьми в условиях инклюзивного образования.

Ответ на первый вопрос, соответствующий эталону, оценивается в 2 балла; частично соответствующий эталону (перечислено не менее двух важных аспектов для организации взаимодействия с детьми с ОВЗ) — в 1 балл; ответ, в котором не указано, что еще нужно учитывать в процессе взаимодействия с детьми с ОВЗ, а также ответ «затрудняюсь ответить» — в 0,5 балла; ответ «нет» — в 0 баллов. За положительный ответ на второй вопрос с примером успешной организации деятельности и общения в условиях инклюзии начисляется 2 балла,

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

без примера — 1 балл. Ответ «нет», а также приведенный пример негативного опыта организации совместной деятельности и общения с детьми в условиях инклюзивного образования оценивается в 0 баллов. Среднему уровню операционального компонента готовности соответствует общее количество баллов от 2,5 до 1,5; низкому — от 1 до 0,5.

Апробация опросника проводилась на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» в рамках исследования психологической готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [10].

В исследовании приняли участие 90 студентов, обучавшихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», и 10 педагогов. В процессе повторного тестирования с интервалом в три недели проверялась надежность опросника. Результаты опросника оказались устойчивы, существенно не изменялись при повторном исследовании. Для оценки валидности опросника был использован экспертный критерий. Группа экспертов (десять учителей предметной области «Искусство» и педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, работающих в условиях инклюзивного образования) на основе наблюдения за деятельностью студентов в процессе практической подготовки к работе в условиях совместного обучения оценивали проявление у испытуемых

показателей пяти компонентов изучаемой готовности. Была подсчитана ранговая корреляция между результатами опросника и оценками экспертов: коэффициент корреляции оказался значимым на уровне р < 0,01).

Анализ результатов исследования показал, что наблюдения экспертов соответствовали результатам, полученным с помощью опросника. Таким образом, можно утверждать, что опросник может выступать инструментом изучения готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования.

В заключение отметим, что готовность будущих учителей к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования — это сложное личностное образование, характеризующееся стремлением и способностью учителя осуществлять развитие обучающихся в условиях инклюзии, используя специальные знания для построения конструктивного взаимодействия, стремясь к достижению успеха в педагогической деятельности, проявляя личностную креативность.

Для комплексной диагностики исследуемой готовности необходимо использовать взаимодополняющие методы: педагогическое и психологическое наблюдение, опросник «Инклюзивное образование», методику Т. И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в вузе», опросник эмоционального интеллекта

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

Д. В. Люсина, методику Е. Е. Туник «Диагностика личностной креативности», тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко.

Авторский опросник «Инклюзивное образование», который целесообразно использовать на начальном этапе диагностики, дает возможность в короткие сроки получить общее представление о готовности будущих и молодых учителей к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса обучающихся с разными образовательными потребностями. Вопросы пяти шкал опросника позволяют определить уровень сформированности пяти компонентов изучаемой готовности: когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого, операционального и креативного.

Список литературы

1. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: Монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. — 247 с.

2. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика» / Е. М. Аджиева [и др.]. — 7-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 158 с.

3. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ч. 1 / под ред. В. А. Сластенина.

— М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. — 288 с.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ИНФОТЕХ, 2009.

— 938 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / А. И. Григорьева [и др.]. — Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. — 216 с.

6. Раянова, Ю. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся: Учебное пособие / Ю. Ю. Раянова, О. В. Курагина. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. — 248 с.

7. Смоляр, А. И. Исследование мотива-ционно-ценностных аспектов психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования / А. И. Смоляр, Т. Н. Черномырдина // Научный результат. Педагогика и психология образования. — 2019. — Т. 5. — № 3. — С. 72-84.

8. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

9. Федорова, С. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

/ Федорова Светлана Сергеевна. — Ставрополь, 2006. — 26 с.

10. Черномырдина, Т. Н. Формирование психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Черномырдина Татьяна Николаевна. — Самара, 2018. — 26 с.

11. Яковлев, Е. В. Сопровождение как педагогический феномен / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2010. — № 4. — С. 74-83.

Antonina I. Smolyar

Samara State University of Social Sciences and Education Samara, Russia

Tatyana N. Chernomyrdina

Samara State University of Social Sciences and Education Samara, Russia

Questionnaire "Inclusive education" in the examining of students' readiness for psychological and pedagogical support of the educational process

Abstract. The article substantiates the relevance of diagnosing the readiness of future teachers for psychological and

pedagogical support of the educational process in the conditions of inclusive education. The authors present such readiness as a complex personal education, characterized by the desire and ability of the teacher to develop students in an inclusive environment; to succeed in teaching demonstrating personal creativity; to use knowledge about inclusive education and characteristics of professional activities in inclusion, about the characteristics of children with different educational needs to include children in appropriate activities for their development and communication; to build constructive interaction. Based on the analysis of works available in the scientific literature and conducted by the authors of the study, a set of complementary methods for examining such readiness is presented. The article contains not only a detailed characteristics of the author's questionnaire "Inclusive education", but also questions, a description of the procedure for evaluating answers. The authors pay attention to the fact that the questionnaire can be used at the initial stage of diagnosis by teachers of a pedagogical university and the methodological service of inclusive educational institutions in order to get quickly a general idea of the readiness of future and young teachers for psychological and pedagogical support of the educational process in inclusive educational institutions. The questionnaire consists of five scales, its questions allow to determine the level of formation of the five components of the studied readiness: cognitive, motivational, emotional-volitional, operational and creative.

УДК 376:378

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. Опросник «Инклюзивное образование» в диагностике готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 4-15. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo301/

Keywords: questionnaire, inclusive education, examining, psychological and

pedagogical support, educational process, students with disabilities.

Статья поступила в редакцию 15.08.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 06.09.2023.

The article was submitted 15.08.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 06.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.