Научная статья на тему 'Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике'

Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
157
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивный туризм / экологический туризм / доступная среда / inclusive tourism / environmental tourism / accessible environment

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Филиппенко Дмитрий Павлович, Гуцол Светлана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы развития инклюзивного экологического туризма в Калининградской области на примере реализации проекта, поддержанного Фондом президентских грантов в 2022 году. Инклюзивный туризм является важным инструментом социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). В рамках проекта было разработано и реализовано восемь экскурсионных программ, доступных для посещения детьми с инвалидностью и ОВЗ. Программы экскурсионных маршрутов были разработаны с учетом посещения конкретного природного объекта — особо охраняемой природной территории (далее — ООПТ) Калининградской области. География экскурсионных программ планировалась и реализовывалась по степени сложности маршрутов. Помимо инклюзивных экскурсий, было проведено два обучающих семинара-тренинга по обучению педагогов и специалистов, работающих с детьми-инвалидами и ОВЗ. Реализованные инклюзивные практики содействовали развитию туристических направлений региона, а экскурсионные программы обеспечили возможность для детей осуществить путешествия в различные уголки Калининградской области для посещения уникальных природных территорий. Интеграция обучения по взаимодействию с людьми с инвалидностью с экотуристическими направлениями позволила совершенствовать практикоориентированные формы инклюзивного экологического просвещения и туризма при проведении экскурсионных программ. Разработанные инклюзивные экотуристические маршруты могут быть использованы для просветительской, краеведческой и познавательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Филиппенко Дмитрий Павлович, Гуцол Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive eco-tourism routes in the Kaliningrad region: from theory to practice

The article considers the development of inclusive eco-tourism in the Kaliningrad region on the experience of implementing the project with the support of the Presidential Grants Fund in 2022. Inclusive tourism is an important tool for the socialization of persons with disabilities (PWD). As a part of the project, eight excursion programs were developed and implemented for children: wheelchair-persons and PWD. The programs of excursion routes were developed taking into account visits to a specific natural object — the protected natural area of the Kaliningrad region (PA). The geography of excursion programs was planned and implemented according to the degree of complexity of the routes. In addition to inclusive excursions, two training workshops were held to train teachers and specialists working with children with disabilities. Implemented inclusive practices contributed to the development of tourist destinations in the region, and excursion programs made it possible for children to travel to different parts of the Kaliningrad region to visit unique natural areas. The integration of learning to interact with disabled people and eco-tourism destinations has made it possible to improve practice-oriented forms of inclusive environmental education and tourism while implementing the excursion programs. Developed routes of inclusive eco-tourism can be used for educational, local history and cognitive activities for children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике»

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

Филиппенко Дмитрий Павлович | [email protected]

Кандидат биологических наук

Начальник структурного подразделения «Экостанция», методист Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма Калининград, Россия

Гуцол Светлана Михайловна | [email protected]

Методист структурного подразделения «Экостанция» Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма Калининград, Россия

Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития инклюзивного экологического туризма в Калининградской области на примере реализации проекта, поддержанного Фондом президентских грантов в 2022 году. Инклюзивный туризм является важным инструментом социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). В рамках проекта было разработано и реализовано восемь экскурсионных программ, доступных для посещения детьми с инвалидностью и ОВЗ. Программы экскурсионных маршрутов были разработаны с учетом посещения конкретного природного объекта — особо охраняемой природной территории (далее — ООПТ) Калининградской области. География экскурсионных программ планировалась и реализовы-валась по степени сложности маршрутов. Помимо инклюзивных экскурсий, было

проведено два обучающих семинара-тренинга по обучению педагогов и специалистов, работающих с детьми-инвалидами и ОВЗ. Реализованные инклюзивные практики содействовали развитию туристических направлений региона, а экскурсионные программы обеспечили возможность для детей осуществить путешествия в различные уголки Калининградской области для посещения уникальных природных территорий. Интеграция обучения по взаимодействию с людьми с инвалидностью с экотуристическими направлениями позволила совершенствовать практико-ориентированные формы инклюзивного экологического просвещения и туризма при проведении экскурсионных программ. Разработанные инклюзивные экотуристи-ческие маршруты могут быть использованы для просветительской, краеведческой и познавательной деятельности с

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивный туризм, экологический туризм, доступная среда.

Введение

Туризм для людей с ограниченными возможностями — это сравнительно новое социокультурное явление, которое отличается низкой степенью изученности, что доказывает актуальность исследования. Хотя данная отрасль туризма и путешествий — огромный потенциальный рынок, она все еще остается в значительной степени недостаточно развитой, поскольку существует проблема недоступности туристических объектов и услуг, а также в определенной степени наблюдается избирательность в отношении этой категории потребителей туристических услуг [13].

Социальная значимость инклюзивного туризма для детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно растет. Современное общество стремится создать условия развития ребенка независимо от начального состояния его здоровья [8]. Благодаря Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года в современной России активно продвигается концепт инклюзии, который обусловлен стремительным развитием туристического бизнеса во всех направлениях, а также стремлением общества обеспечить достойный уровень жизни людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [11].

С каждым годом все больше детей и подростков вовлекается в экологическую тематику. В современных условиях больше возможностей появляется для развития внутреннего туризма, где экологический туризм играет немаловажную роль. Но есть группы детей и молодежи, изолированные от возможности изучать природные богатства, быть причастными к охране окружающей среды и посещать самые красивые природные территории региона. В Калининграде и области зарегистрировано более 60 тысяч человек с инвалидностью, из них почти 4 тысячи — это дети.

По данным Центра развития социальных и образовательных проектов «Аура», в регионе 1 668 человек имеют инвалидность по зрению. Результаты изучения спроса на организацию туров для детей с инвалидностью и их родителей показали, что подавляющее большинство людей с инвалидностью готовы быть полноценными участниками туризма [12].

Проектирование инклюзивного туризма

Туризм как сфера экономической деятельности в последнее время развивается в России достаточно быстрыми темпами. Особую роль играет развитие внутреннего туризма, появление новых направлений и туристических предложений, а также совершенствование туристической инфраструктуры [7].

Инклюзивный туризм предполагает, что все путешественники вне зависимости от состояния их здоровья могут

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

пользоваться туристическими услугами без ограничений, независимо от других людей, на равных условиях и с чувством собственного достоинства [8]. Правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ в общество, регламентированы в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» [10]. Создание доступ -ной (безбарьерной) среды предполагает такую организацию окружающего пространства, которая способствует равноправному и беспрепятственному доступу маломобильных граждан к любым объектам социальной, транспортной, природной, историко-культурной направленности, а также свободному передвижению по экскурсионному маршруту [3].

Инклюзивный туризм выполняет социальную, психологическую, личност-но-ориентированную, компенсаторную, оздоровительную и реабилитационную функции [9]. «Экскурсионная деятельность является уникальным способом реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и включает как познавательный процесс, так и возможность содействия полноценной социализации этих лиц» [Цит. по: 3, с. 76]. Также она играет немаловажную роль для социализации данных категорий граждан, повышения уверенности, мотивации путешествий, ощущению себя полноправными членами гражданского общества. Для детей возможности инклюзивного туризма необходимы как дополнительные инструменты обучения, воспитания и становления личности.

Под термином «лица с ограниченными возможностями здоровья» (или «маломобильные лица») понимают людей, которые имеют в повседневной жизнедеятельности ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными нарушениями. При этом данная категория людей вовсе не однородна по своим физическим возможностям при организации экскурсионного обслуживания [16]. «Инклюзивный туризм может рассматриваться как действующая микромодель интегрированного сообщества (дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители; специалисты; здоровые дети, оказавшиеся в реальных условиях), благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социализации дезадаптивных детей и их интеграции в общество» [Цит. по: 8, с. 5672].

Понятие экологического туризма трактуется разными авторами достаточно широко, но сводится к главному — это туризм с целью посещения природных территорий (в том числе имеющих статус ООПТ), который призван гармонизировать отношения между человеком и природой, функцией которого являются экологическое просвещение и воспитание [2].

Соответственно, инклюзивный экологический туризм — разновидность экологического туризма, которая предоставляет возможности посещения природных территорий и экологического просвещения для людей с ограниченными возможностями здоровья.

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

Возможности инклюзивного туризма в Калининградской области

Калининградская область обладает достаточно высоким туристским потенциалом и привлекательностью [1]. Регион славится своей уникальной природой, Балтийским побережьем, которые привлекают большое количество туристов из других регионов России. В регионе развивается внутренний туризм, предлагающий большой спектр услуг в части познавательного туризма. Экологический туризм в регионе пока развит недостаточно — незначительный охват природных объектов, нехватка подготовленных гидов, отсутствие доступной инфраструктуры на объектах. В регионе существуют «традиционные» природные экскурсионные маршруты, которые посещает большое количество школьников. Тем не менее природный потенциал Калининградской области таков, что многие объекты, доступные для экологического туризма, практически не включены в «традиционные» экскурсионные маршруты.

Например, на веб-портале «Заповедное путешествие» представлены только 10 маршрутов Национального парка «Кур-шская коса», хотя охраняемых природных территорий с возможностью развития экологического туризма значительно больше [6].

Возможности доступной туристической индустрии для Калининградской области

представлены на официальном туристическом портале Калининградской области [14], при этом в разделе «Доступный туризм» отсутствует информация о возможностях посещения различных природных объектов и территорий.

К сожалению, многие из детей путешествуют не более одного раза в году; на вопрос, что дают путешествия, многие ссылаются на эмоции, впечатления, отдых. В целом экологическое просвещение и воспитание подрастающего поколения (уроки, акции, кампании, фестивали, экскурсии и пр.) в Калининградской области развито. Однако при этом дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды-колясочники, а также учреждения, в которых они обучаются, остаются наименее вовлеченной в различные экологические мероприятия группой [15].

Цель и целевые группы проекта

В 2022 году был разработан и реализован при поддержке Фонда президентских грантов1 инновационный проект «Природа — Детям: инклюзивный экологический туризм в Калининградской области». Цель проекта — формирование условий для вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в экологический туризм через познавательную активность и экологическое просвещение на природных территориях. Участниками проекта стали обучающиеся двух образовательных

1 Проектная заявка № 22-1-002253.

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

организаций Калининградской области

— МБОУ СОШ «Школа будущего» и ГБУ КО «Школа-интернат». Целевая группа

— дети и подростки с различными нозо-логиями; в частности, это инвалиды-колясочники, с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее — ОДА), слабовидящие, а также лица с комплексными нарушениями (при наличии двух и более нозологий, например, с нарушением ОДА и слабовидящие и пр.).

Реализация проектных мероприятий

В рамках реализации проекта «Природа

— Детям: инклюзивный экологический туризм в Калининградской области» были поставлены следующие задачи:

1) разработка эколого-туристических маршрутов, доступных для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

2) вовлечение детей в доступный экологический туризм на природных территориях и развитие основ инклюзивного экологического волонтерства;

3) обучение персонала охраняемых природных территорий и педагогов методикам проведения экологических занятий и взаимодействию с людьми с разными формами инвалидности, адаптация образовательной среды.

Комплексный план реализации проекта включал разработку восьми новых экскурсионных маршрутов, доступных для посещения детьми с инвалидностью и ОВЗ.

Команду проекта «Природа — Детям: инклюзивный экологический туризм в

Калининградской области» составили 11 организаций.

1. Структурное подразделение «Экостанция» Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма.

2. Национальный парк «Куршская коса».

3. Природный парк «Виштынецкий».

4. Центр развития социальных и образовательных проектов «Аура».

5. Калининградская областная федерация тенниса.

6. Туристическая компания «Хобби-тур».

7. Творческое объединение «Арт-Подвал».

8. Информационно-музейное пространство «Старый Люнет».

9. Калининградское региональное общественное учреждение «Виштынецкий эколого-исторический музей».

10. Туристический комплекс «Ферма Тюниных».

11. Дом-музей Юргена Ляйсте.

Программы экскурсионных маршрутов были разработаны с учетом посещения конкретного природного ООПТ Калининградской области. География экскурсионных программ планировалась по степени сложности маршрутов. При разработке маршрутов были использованы ГОСТ 32613-2014 «Туристические услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья» [4], а также критерии отбора маршрутов на природных территориях для посещения людьми с ОВЗ [14]:

- использование специализированного транспорта для перевозки людей на колясках от места отправления

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

до места реализации экскурсионной программы;

- обеспечение доступности посещения объектов экскурсионного показа и наличие соответствующей доступной индустрии на объектах посещения, в том числе внутри помещений;

- обеспечение комфортной среды при предоставлении экскурсионных услуг;

- время нахождения на эко-маршруте в пределах ООПТ не более двух часов;

- учет приспособленности маршрута для посещения людьми с ОВЗ при планировании экскурсий (конфигурация маршрута, отсутствие барьеров, наклон местности, доступность мест питания и др.).

Все экскурсии были разработаны как

автобусно-пешеходные; одна программа

(«По водным просторам Калининградской области») включала передвижение на плавательном средстве — теплоходе «Самбия». Реализация экскурсионных программ инклюзивного экологического туризма осуществлялась с апреля по октябрь 2022 года. Содержательно каждая программа включала тематические экскурсии по маршрутам, обзорные дорожные экскурсии (при междугородних переездах), посещение музейных пространств, творческие мастер-классы. При этом каждая программа сочетала разнообразные объекты экскурсионного показа — природные и историко-культурные (таблица 1). По итогам работы составлены технологические карты экскурсий в соответствии с ГОСТ Р 506812010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» [5].

Таблица 1 — Описание разработанных маршрутов инклюзивного экологического туризма

Направление маршрута, цель, время пребывания Основные объекты экскурсионного показа Условия для вовлечения людей с ОВЗ

«Остров зеленых чудес» (ландшафтный парк Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма) Цель — знакомство с дендрологическим разнообразием природного парка; время пребывания — 2 часа Ландшафтный парк Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, возраст которого насчитывает более чем 200 лет, расположен практически в самом центре г. Калининграда. Парк был основан как первый Ботанический сад Кенигсбергского университета (Альбер-тина). В настоящее время в парке представлена коллекция древесно-кустар-никовой растительности и ландшафтные комплексы. В парке создана доступная среда для передвижения людей на инвалидных колясках. На территории имеются стенды об истории и природе парка со шрифтом Брайля и тактильными элементами. На маршрутах парка расположены беседки и открытая площадка в качестве зон рекреации и отдыха, которые могут быть использованы также для занятий и мастер-классов. В здании Калининградского областного детско-юношеского центра экологии,

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

Направление маршрута, цель, время пребывания Основные объекты экскурсионного показа Условия для вовлечения людей с ОВЗ

В парке также расположены пруд с островом, оранжерея, коллекции цветочных растений, памятник первому директору краеведения и туризма имеется адаптированная санитарная комната для инвалидов-колясочников

«Балтика рядом с нами!» (пгт. Янтарный) Цель — знакомство с Балтийским морем, дендрологическим разнообразием парка имени М. Беккера, а также историей добычи янтаря; время пребывания — 2-4 часа (без времени дороги), 4-6 часов (с дорогой) Центральная часть: кирха Пальмникена, Шлосс-отель, площадь «Город мастеров». Парк имени М. Беккера расположен в центральной части пгт. Янтарный. В парке имеется коллекция старинных деревьев, экологическая тропа «Мифология стран Балтийского моря». Попасть в парк можно с площади «Город мастеров». По направлению к спуску на пляж расположена аллея поэтов. Променад расположен вдоль линии моря и соединяет центральный пляж с комплексом «Шахта Анна» и памятником жертвам Холо-коста. Синявинский карьер, смотровая площадка на карьере по добыче янтаря расположены в других частях пгт. Янтарного В парке имени М. Беккера и на променаде имеется доступная среда для передвижения людей с инвалидностью. От парка к променаду ведет адаптированный спуск (пандус). Променад вдоль линии пляжа доступен в полной мере для перемещения инвалидов-колясочников. Маршрут в парке кольцевой, можно сочетать только со спуском на променад или прохождением полного расстояния променада до шахты «Анна». На променаде расположены кафе и рестораны, а также адаптированный туалет. Смотровая площадка и участок Синявинского карьера также имеют доступную среду

«Экотропы Янтарного края» (пгт. Знаменск и Ферма Тюниных, пос. Дружба) Цель — знакомствос историко-культурным наследием региона и основамитуризма в сельской местности; время пребывания — 2-3 часа (без времени дороги), 4-5 часов (с дорогой) Сохранившийся исторический объект — Кирха Святого Якоба (XIV в.) — находится в руинизированном состоянии (возможность побывать внутри в рамках экскурсии, летом в ней проходят концерты). Музей Средней школы г. Правдин-ска — исторический музей, посвященный теме войны, довоенной и послевоенной истории Знаменска. Ферма Тюниных — прекрасное место отдыха и гастроту-ризма, организуются сплавы на байдарках и речных трамвайчиках. Дом-музей смотрителя шлюза Мазурского канала — частный музей. В музее представлен рабочий кабинет смотрителя, в котором разместилась фотовыставка об истории Мазурского канала Кирха Святого Якоба доступна для посещения людьми с инвалидностью. На Ферме Тюниных и в ресторане имеется доступная среда, в теплое время года питание группы можно организовать на открытом воздухе

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направление маршрута, цель, время пребывания Основные объекты экскурсионного показа Условия для вовлечения людей с ОВЗ

Национальный парк «Кур-шская коса» Цель — знакомство с уникальной природой, происхождением и обитателями Национального парка — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО; время пребывания — 4-6 часов (без времени дороги), 6-8 часов (с дорогой) Маршрут «Королевский Бор» (7-й км Куршской косы) полностью адаптирован для перемещения людей на инвалидных колясках. Маршрут кольцевой, по нему можно пройти до Куршского залива. По пути можно увидеть арт-объекты и узнать о животных Куршской косы. Тропа ведет к смотровой площадке для наблюдения за птицами. С нее открывается прекрасный вид на лес и Куршский залив. Со стороны моря есть инсталляция о Балтийском море (в виде кубиков) и адаптированный спуск на пляж. Маршрут включает посещение Визит-центра и Музей природы Куршской косы (14-й км), выход к набережной Куршского залива. Маршрут «Озеро Чайка» предполагает посещение променада и площадки для наблюдения за водоплавающими птицами. Орнитологическая станция «Фрингилла» позволяет экскурсанту познакомиться с процессами кольцевания и изучения птиц Адаптированная среда маршрута «Королевский Бор» доступна для прохождения инвалидам-колясочникам по маломуи большому маршрутам. Смотровая площадка имеет безбарьерную среду и доступна для всех желающих. В Визит-центре и Музее природы Куршской косы также имеется доступная среда для посещения людьми на инвалидных колясках. На орнитологической станции «Фрингилла» имеются маршруты в виде грунтовых дорог, ведущих к основным объектам комплекса

«Путешествие в дельту Немана» (Большое Моховое болото, пос. Громово, Слав-ский муниципальный округ) Цель — знакомство с отдаленными маршрутами экологического туризма Калининградской области; знакомство с водно-болотными угодьями и их уникальностью; время пребывания — 3-4 часов (без времени дороги), 7-8 часов (с дорогой) Посещение болота — это погружение в прошлое, в жизнь экосистемы, возраст которой 10 тысяч лет, совершенно нетронутой человеком. Сама тропа расположена вдоль дамбы, по ней можно добраться до смотровой вышки высотой в 6 метров, с которой открывается красивый панорамный вид болота. Рядом с вышкой размещены информационные доски о редких обитателях болота. В качестве Рекомендуется планировать поездку только в ясную погоду и при себе обязательно иметь резиновую обувь. К сожалению, сама экотропа пока не доступна для людей на колясках. Посещение экотропы необходимо заранее согласовать с администрацией природного парка «Вишты-нецкий»2. Сделать санитарную остановку по пути можно в кафе пос. Талпаки (имеется доступная среда)

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

2 Заполнить анкету можно на официальном сайте по ссылке: http://vistenpark.ru/. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

Направление маршрута, цель, время пребывания Основные объекты экскурсионного показа Условия для вовлечения людей с ОВЗ

альтернативы тропы участники-колясочники могут побывать на природных и исторических объектах самого пос. Громово (липовая аллея, кирха Лаукнен). В поселке также расположен Дом-музей Юргена Ляйсте, в который можно попасть бесплатно; здесь можно узнать об истории пос. Громово, природе Славского района и дельты Немана. На пути следования в пос. Громово расположен объект историко-культурного наследия — памятник группе «Джек»

«Водные просторы Калининградской области» (г. Калининград, водный маршрут по р. Преголя до пос. Родники; г. Гвардейск, пос. Знаменск) Цель — знакомство с водными артериями Калининградской области, в частности, крупнейшей рекой Преголей; изучение роли реки в жизни городов и поселков; время пребывания — 5-6 часов (включая водный маршрут и обратную дорогу) Водную прогулку можно совершить на теплоходе «Самбия», который отплывает от Рыбной деревни (ООО «Аква-Вояж») вдоль р. Преголи до пос. Родники. Время в пути — около 1,5 часов в одну сторону. Во время следования экскурсанты видят основные историко-культурные объекты г. Калининграда, но только со стороны воды: комплекс «Рыбная деревня», Кафедральный собор, здание Кенигсбергской биржи (Музей изобразительных искусств), музей-заповедник «Музей Мирового океана», двухъярусный мост, стадион «Калининград». В пос. Родники судно прибывает на территорию Свято-Екатерининского женского монастыря. Происходит осмотр монастыря, исторического центра г. Гвардейска и его достопримечательностей (площадь, ратуша, музеи), посещение дома-музея Ловиса Коринта. Ферма Тюниных — прекрасное место отдыха и гастрономического туризма: здесь отрыт ресторан с большим выбором блюд, Компания «Аква-Вояж» предлагает несколько маршрутов по р. Преголе и морскому каналу. На борту «Самбии» имеются верхняя и нижняя палубы, крытый салон. Вместимость судна — до 50 человек. Необходимо учитывать, что причалы Рыбной деревни не оборудованы пандусами, поэтому посадка инвалидов-колясочников осуществляется вручную и с помощью волонтеров. Причал в пос. Родники, а также на территории монастыря имеют безбарьерную среду. Прибытие на территорию монастыря необходимо заранее согласовывать. На Ферме Тюниных и в ресторане имеется доступная среда, в теплое время года питание группы можно организовать на открытом воздухе

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

Направление маршрута, цель, время пребывания Основные объекты экскурсионного показа Условия для вовлечения людей с ОВЗ

организуются сплавы на байдарках и речных трамвайчиках

«Природа и история в одном месте» (г. Балтийск, Балтийская коса) Цель — знакомство с историей г. Балтийска и Балтийской косы, военно-морским флотом России, уникальной природой Балтийской косы; время пребывания — 3-4 часа (без времени дороги), 5-6 часов (с дорогой) Маршрут включает посещение исторических объектов как в г. Балтийске, так и на Балтийской косе. В г. Балтийске, ожидая парома, можно прогуляться вдоль набережной, посмотреть на памятник Петру I и маяк Пиллау («Балтийский»), а также корабли Балтийского флота. Если группа располагает временем, то возможно посещение шведской крепости Пиллау («Балтийская крепость») в г. Балтийске. Маршрут предполагает посещение информационно-музейного пространства «Старый Люнет» на Балтийской косе, а также экотропу, музейное пространство, остатки Западного форта, пляжную зону. Здесь можно узнать об уникальной природе Балтийской косы и ее насыщенной военной истории, здесь же можно пообедать (в теплое время — на открытом воздухе) Переправа на пароме для инвалидов-колясочников и одного сопровождающего бесплатно. Вход в музейное пространство бесплатный

«В гости в лес: Золотая Роминта» (г. Черняховск, г. Гусев, пос. Краснолесье, пос. Токаревка, пос. Чистые Пруды, Виштынецкое озеро) Цель — обзорная дорожная экскурсия об истории и природе Калининградской области (за счет продолжительного переезда), знакомство с природным парком «Виштынецкий» и Роминт-ской пущей на востоке Калининградской области; время пребывания — 3-4 часа (без времени дороги), 8-9 часов (с дорогой) Виштынецкий край или Роминтская пуща — один из наиболее отдаленных уголков Калининградской области, где находятся красивейшие лесные массивы и множество исторических мест. Здесь расположен ООПТ регионального значения — природный парк «Виштынецкий». Главный объект маршрута — Виштынецкий эколого-историче-ский музей, расположенный в пос. Краснолесье. Здесь можно узнать об уникальной истории образования озера Виштынец, о природе этого края и его богатой истории. Посетив Виштынецкий эко-лого-исторический музей, В Виштынецком эколого-историческом музее есть возможности для посещения инвалидов-колясочников (имеется пандус). В теплое время года питание группы можно организовать на открытом воздухе. В поездку необходимо взять паспорт — часть маршрута и берег озера Виштынец находятся в приграничной зоне. Маршрут протяженный, путь от г. Калининграда до пос. Краснолесье занимает около 2,5 часов. Сделать санитарную остановку по пути можно в кафе пос. Талпаки (имеется доступная среда)

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

Направление маршрута, цель, время пребывания Основные объекты экскурсионного показа Условия для вовлечения людей с ОВЗ

можно отправиться посмотреть величественный железнодорожный мост через реку Красную (высота — 25 метров). После него можно также побывать в Мемориальном музее Кри-стионаса Донелайтиса в пос. Чистые Пруды. Завершить путешествие можно на берегу живописного озера Виштынец — калининградского Байкала

По итогам экскурсий снято 8 коротких видеофильмов по отдельным экскурсионным программам и смонтирован один общий видеофильм по итогам всего проекта3. Кроме того, был выпущен каталог инклюзивных маршрутов (в виде информационно-методического пособия), популяризирующий маршруты по Калининградской области4, который доступен для распространения среди заинтересованных сторон. Помимо разработки экскурсионных программ, было проведено два семинара-тренинга по обучению педагогов и специалистов, работающих с детьми-инвалидами и ОВЗ. Первый семинар-тренинг дал старт проекту и был проведен совместно с центром развития социальных и образовательных проектов «Аура». Более 30 человек приняли участие в обучающем

семинаре; представители образовательных, общественных, природоохранных и культурных организаций прошли обучение взаимодействию с людьми с разными формами инвалидности. Участники изучили, какие аспекты необходимо учитывать и как взаимодействовать с разными группами (люди на инвалидных колясках, слабовидящие, слабослышащие, люди с детским церебральным параличом, люди с расстройством аутистиче-ского спектра и др.); как разрабатывать маршруты и планировать экскурсионные мероприятия для таких целевых групп. Второй семинар, проведенный в сентябре 2022 года, состоялся на территории Национального парка «Куршская коса». Участники узнали о методах экологической работы и формах проведения природных уроков с учетом разных групп

3 Видеофильм доступен по ссылке: https://rutube.ru/video/fc43edb22bf9466c 142f1418342f88dc .

4 Информационно-методическое пособие «Инклюзивные экологические маршруты Калининградской области» доступно по ссылке: https://disk.yandex.rU/i/MagIIYMz1AzfEA.

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

инклюзивности по таким темам, как изучение растительного мира, животные — обитатели леса, обитатели Балтийского моря, многообразие грибов и лишайников. Участники семинара приобрели новые знания и компетенции при работе с инклюзивными группами.

Заключение

Итоги реализации проекта показали, что благодаря инклюзивным путешествиям удалось обеспечить доступность интересных природных объектов Калининградской области, в частности, охраняемых природных территорий. Кроме того, участники проекта смогли побывать в тех местах родного края, в которых никогда не были и с трудом добрались бы самостоятельно. Реализованные экскурсионные программы способствовали изменению восприятия окружающего мира у детей и доступности природных объектов, в том числе самых отдаленных уголков региона. За весь период реализации проекта более 120 детей и подростков приняли участие в экскурсионных программах.

Для целевых групп проекта инклюзивные путешествия оказались полностью доступны в сравнении с существующими предложениями по коммерческим экскурсиям, которых достаточно много на туристическом рынке в Калининградской области — зачастую стоимость таких экскурсий превышает финансовые возможности семей с детьми-инвалидами и ОВЗ.

Мероприятия проекта содействовали развитию туристических направлений

региона, а экскурсионные программы дали возможность для детей совершить путешествия в различные уголки Калининградской области, что способствовало лучшей социализации ребят с инвалидностью и ОВЗ. Интеграция обучения взаимодействию с людьми с инвалидностью и экотуристических направлений позволила совершенствовать практико-ори-ентированные формы инклюзивного экологического просвещения и туризма при проведении экскурсионных программ.

Проект «Природа — Детям: инклюзивный экологический туризм в Калининградской области» был номинирован на Всероссийскую «Зеленую премию» в 2022 году, присуждаемую Российским экологическим оператором, и стал ее лауреатом.

Список литературы

1. Аршинова, Л. Е. Туристско-рекреаци-онный потенциал Калининградской области: особенности территориальной дифференциации [Электронный ресурс] / Л. Е. Аршинова, Л. А. Зайцев // Инновационная наука. — 2021. — № 6. — С. 219-222. — URL: https:// aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-6-2021.pdf (дата обращения: 02.08.2023).

2. Богатырева, Д. С. Экологический туризм: компаративный анализ определений [Электронный ресурс] / Д. С. Богатырева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — № 9-10. — С. 78-83. — URL: http:// izvestia.vspu.ru/files/publics/104/78-83. pdf (дата обращения: 02.08.2023).

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

3. Гатауллина, С. Ю. Предоставление экскурсионных услуг / С. Ю. Гатауллина, А. Б. Косолапов, И. Ю. Кушна-рева; под ред. А. С. Бобкова. — М.: КНОРУС, 2021. — 238 с.

4. ГОСТ 32613-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Туристические услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.03.2014 года № 230-ст) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200110999 (дата обращения: 10.02.2022).

5. ГОСТ Р 50681-2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2010 года № 580-ст) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200083215 (дата обращения: 10.02.2022).

6. Заповедное путешествие [Сайт]. — URL: https://zapovedtravel.ru/ (дата обращения: 20.07.2023).

7. Лавров, В. В. Тенденции развития туризма в Российской Федерации в условиях новой экономической реальности [Электронный ресурс] / В. В. Лавров // Петербургский

экономический журнал. — 2022. — № 1-2. — С. 178-185. — URL: https://www. qikit.ru/sites/default/files/ogpage_ fil.es/2022/07/PEZh_no1-2_2022_0. pdf (дата обращения: 02.08.2023).

8. Межова, Л. А. Роль регионального инклюзивного туризма в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Л. А. Межова, А. Л. Летина, Л. А. Луговская // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. — С. 56705675. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38485 (дата обращения: 02.08.2023).

9. Межова, Л. А. Теория и практика развития регионального инклюзивного туризма: Монография / Л. А. Межова, А. Л. Летин, Л. А. Луговская. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. — 303 c.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 года № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. — URL: https://www.qarant.ru/products/ipo/ prime/doc/72116666/ (дата обращения: 15.06.2023).

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 года № 2129-р «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» [Электронный ресурс] / Правительство России. — URL: http:// static.qovernment.ru/media/files/FjJ74 rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 01.06.2023).

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

12. Результаты изучения спроса на органи-зациютуров для детей с инвалидностью и их родителей [Электронный ресурс] // АНО «АУРА». — URL: https://anoaura. ru/research_about-organization-of-tours-for-children-with-disabilities (дата обращения: 15.06.2023).

13. Савельева, О. В. Инклюзивный туризм: туристические направления для людей с ограниченными возможностями и способы их реализации [Электронный ресурс] / О. В. Савельева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — № 6 (2). — С. 126-132. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ inklyuzivnyy-turizm-turisticheskie-napravleniya-dlya-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-i-sposoby-ih-realizatsii (дата обращения: 15.05.2023).

14. Туристический портал Калининградской области [Сайт]. — URL: https:// visit-kaliningrad.ru/ (дата обращения: 10.06.2023).

15. Филиппенко, Д. П. Современное экологическое образования в Калининградской области: вызовы и перспективы / Д. П. Филиппенко, С. И. Кумичева // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. — 2022. — № 6. — С. 76-82.

16. Черная, В. В. Развитие медико-экологического туризма для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья в Рязанской области / В. В. Черная [и др.] // Проблемы региональной экологии. — 2019. — № 5. — С. 123-127.

Dmitry P. Filippenko

Kaliningrad Regional Children and Youth Center for Environment, Local History and Tourism Kaliningrad, Russia

Svetlana M. Gutsol

Kaliningrad Regional Children and Youth Center for Environment, Local History and Tourism Kaliningrad, Russia

Inclusive eco-tourism routes in the Kaliningrad region: from theory to practice

Abstract. The article considers the development of inclusive eco-tourism in the Kaliningrad region on the experience of implementing the project with the support of the Presidential Grants Fund in 2022. Inclusive tourism is an important tool for the socialization of persons with disabilities (PWD). As a part of the project, eight excursion programs were developed and implemented for children: wheelchair-persons and PWD. The programs of excursion routes were developed taking into account visits to a specific natural object — the protected natural area of the Kaliningrad region (PA). The geography of excursion programs was planned and implemented according to the degree of complexity of the routes. In addition to inclusive excursions, two training workshops were held to train teachers and specialists working with children with disabilities. Implemented inclusive practices contributed to the development of tourist destinations

УДК 376.2+37.033

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Филиппенко Д. П., Гуцол С. М. Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 62-76. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo306/

in the region, and excursion programs made it possible for children to travel to different parts of the Kaliningrad region to visit unique natural areas. The integration of learning to interact with disabled people and eco-tourism destinations has made it possible to improve practice-oriented forms of inclusive environmental

Статья поступила в редакцию 01.08.2023; одобрена после рецензирования 22.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.

education and tourism while implementing the excursion programs. Developed routes of inclusive eco-tourism can be used for educational, local history and cognitive activities for children with disabilities.

Keywords: inclusive tourism, environmental tourism, accessible environment.

The article was submitted 01.08.2023; approved after reviewing 22.08.2023; accepted for publication 30.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.