УДК 376.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вострякова Е. Ю. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 77-83. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/05apr2023/kvo108/
Вострякова Елена Юрьевна | [email protected]
Методист
Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия
Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об особенностях организации обучения по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), детей инвалидов. Дистанционные образовательные технологии позволяют детям с особенностями развития получить образование. В статье представлен опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, организованной в дистанционной школе Калининграда. Метод проектной деятельности, используемый в образовательном процессе, охарактеризован как эффективный метод социализации детей-инвалидов и ранней профориентации. В статье описываются составляющие организации дистанционного процесса обучения. Показана
необходимость формирования специализированных методов обучения в соответствии с особенностями здоровья детей, их нозологиями. Обозначена особая роль родителей в организации и поддержании процесса обучения. Доказывается, что вовлеченность и мотивированность родителей — один из факторов получения успешного образования. Представлены рекомендации по эффективному выстраиванию взаимоотношений «учитель — родитель — ученик». Показано, что особый индивидуальный подход к каждому ученику, выстраивание доверительных отношений — ключ к лучшему усвоению материала и продуктивности в самостоятельной работе обучающихся. Проанализирована роль учителя в дистанционном обучении. Делается вывод, что в новых реалиях дистанционного образования роль учителя существенно расширяется, а потому
УДК 376.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вострякова Е. Ю. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 77-83. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/05apr2023/kvo108/
педагогам необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, проектная деятельность, личностно-ориентированное обучение.
Сегодня все острее ощущается проблема увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. По данным Минздрава России, ежегодно 6 миллионов российских детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (от 0 до 18 лет) проходят через лечение в стационарных лечебных учреждениях, а из них 250 тысяч детей находится на длительном стационарном лечении [1]. Одной из предпосылок их выздоровления является организация деятельности обучающихся, схожая с деятельностью здоровых людей.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятого 21 декабря 2012 года, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [4].
Дистанционные образовательные технологии — это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (преподавателей)» [Цит. по: 3, с 43]. Информационные технологии позволяют организовывать образовательный процесс на расстоянии, без непосредственного контакта между учителем и учеником, что, несомненно, является возможностью получения образования для детей, которые не могут принимать очное участие в образовательном процессе. Процесс обучения организуется непосредственно на дому или в лечебных и иных учреждениях по месту нахождения ребенка.
Возможность получения дистанционного образования детьми-инвалидами была реализована Калининградским областным институтом развития образования. Дистанционное обучение проводится на платформе «Дистанционная школа»1. Также дистанционная школа организует просветительские мероприятия в формате экскурсий на городские предприятия, музеи (например, в музей ГПКО «Водоканал», Музей железнодорожного транспорта Калининградской железной дороги), мастер-классов в Калининградском областном музее янтаря, встреч с представителями профессий и преподавателями колледжей.
1 Платформа «Дистанционная школа» доступна по ссылке: https://dist-learn.baltinform.ru/
№ 1 (17) / 2023 КАЛИНИНГРАДСКИЙ
апрель ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методический
УДК электронный журнал
376.1
В дистанционной школе обучаются дети с различными нозологиями: слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистичес-кого спектра, с тяжелыми нарушениями речи. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Одним из перспективных методов при работе с детьми с ОВЗ выступает проектная деятельность с применением дистанционных образовательных технологий. Такие дети часто испытывают трудности в социализации, взаимодействии с окружающим миром. Метод проекта позволяет учащимся с ОВЗ сформировать навыки самостоятельной деятельности, получить новый опыт взаимодействия с товарищами по проекту, предполагает обязательное наличие продукта деятельности и публичную защиту проекта. Так, Е. А. Чернова в своей работе описывает потенциал проектной деятельности при обучении по дополнительным программам детей-инвалидов и ОВЗ в разнообразии образовательной деятельности, расширении круга общения, в освоении социальных ролей и раскрытии творческих способностей, связанных с проектированием, в самореализации и удовлетворении потребности общения [5, с. 144].
Для получения дополнительного образования разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Узнаю. Познаю. Определяюсь», где учащиеся узнают о таких профессиях, как врач,
Вострякова Е. Ю. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 77-83. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/05apr2023/kvo108/
учитель, строитель, повар, дизайнер одежды и т. д. Целью программы является создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями. Программа включает элективные курсы по уровням сложности и направлениям: техническое, естественно-научное, гуманитарно-художественное, турист-ско-краеведческое, социально-экологическое. Такая структура помогает детям попробовать себя в различных областях деятельности; получать новые навыки, познавать себя и свои возможности.
Метод проектной деятельности при реализации программы позволяет детям-инвалидам и детям с ОВЗ отрабатывать следующие навыки у:
- ставить цели, самостоятельно планировать свою работу, самостоятельно определять источники информации и выделять главное;
- проверять и контролировать себя, оценивать свою деятельность;
- работать в команде, осуществлять коммуникацию и т. д.
Как говорилось ранее, дети этой категории вынуждены часто отлучаться на стационарное лечение, при этом они меняют свою привычную обстановку и окружение. Обучение по дополнительным программам с применением дистанционных образовательных технологий в таком случае помогает детям получать знания независимо от их местонахождения. По мнению П. Н. Скахиной, исследовавшей российский опыт применения
№ 1 (17) / 2023 КАЛИНИНГРАДСКИЙ
апрель ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методический
УДК электронный журнал
376.1
дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ, большое разнообразие дистанционных форм обучения позволяет учесть особенности каждого «особенного ребенка», что является хорошим инструментом на пути к социализации таких детей [2, с 137]. Таким образом, дистанционное образование открывает новые возможности для личностно-ориентированного обучения детей с особыми потребностями:
- гибкость образовательного процесса дает возможность учесть возможности каждого ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию обучения для учащегося в зависимости от особенностей здоровья и психологического развития;
- проектная деятельность с применением дистанционных образовательных технологий помогает наладить общение детей между собой и с педагогами;
- у учащихся появляется возможность пользоваться электронными библиотеками, электронными журналами, пособиями, образовательными сайтами;
- непосредственно сам обучающийся может участвовать в выборе способа и времени обучения;
- самостоятельное изучение материалов, проведение исследований, оформление результатов и защита проекта способствуют получению ценного опыта, личных переживаний и впечатлений, которые помогают определиться с будущей профессией, любимым делом.
Вострякова Е. Ю. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 77-83. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/05apr2023/kvo108/
Организация учебного процесса в дистанционном формате осуществляется школой и родителями. Так как процесс обучения проходит на дому, родители принимают в нем непосредственное участие. Выделим четыре основные составляющие, которые оказывают влияние на качество и доступность дистанционного образования.
1. Образовательный процесс реализуется на сайте дистанционной школы. Детям предоставляется доступ к обучающим курсам и проектам, предполагающим изучение материалов по теме и выполнение заданий. Взаимодействие с педагогами и между обучающимися осуществляется в режиме онлайн-занятий, конференций, электронной почты, чата, виртуальных семинаров и т. п.
2. Условия для организации дистанционного обучения должны быть специально созданными. Так, место для занятий учащихся оборудуется скоростным Интернетом и необходимой аппаратурой (компьютером, планшетом, наушниками и т. п.). Также для дистанционного обучения обязательны специальные средства:
- для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимы специальные компьютерные программы и оборудование (например, мыши-роллеры, выносные кнопки, клавиатура с увеличенным размером клавиш и пр.);
- дети с нарушением слуха используют звукоусиливающую аппаратуру, осуществление передачи обучающего
№ 1 (17) / 2023 КАЛИНИНГРАДСКИЙ
апрель ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методический
УДК электронный журнал
376.1
материала в печатном формате, общение через чат-технологии и т. п.
3. Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает вовлеченность в процесс обучения родителей (законных представителей). Успех процесса образования несомненно зависит от плодотворного сотрудничества учителя, родителя, самого ребенка. Однако необходимо констатировать, что зачастую родителям не хватает опыта при организации обучения детей в дистанционном формате. Для них это дополнительная нагрузка. Им необходимо овладеть новыми навыками, дистанционными технологиями. Поэтому мотивационная и разъяснительная работа, методическая помощь со стороны учителей становится важным этапом организации дистанционного обучения. Основные мероприятия для родителей (законных представителей), необходимые при организации дистанционного образования, — это проведение онлайн-консультаций и обучение работе в программе для выработки единых требований, единого понимания целей и задач обучения. Родителям даются рекомендации, как организовать занятия с ребенком, сколько времени ребенок должен проводить перед компьютером в зависимости от возраста и возможностей здоровья (нозологий) самого ребенка и норм СанПиН. Важно при этом не «засыпать» родителей информацией, а выстроить с ними диалог, поддержать желание
Вострякова Е. Ю. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 77-83. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/05apr2023/kvo108/
взаимодействовать и быть постоянно на связи с учителем. Важно подобрать удобные инструменты для взаимодействия с каждым родителем и проявлять всестороннюю поддержку. Для плодотворного сотрудничества необходима подготовка четких инструкций по работе с аппаратурой и работе в программах, которые существенно облегчат работу и учителя, и родителя. 4. Особую роль при организации проектной деятельности с использованием дистанционных форм обучения возлагается на учителей. Учитель чаще всего сам разрабатывает модули дистанционного курса, создает оценочные материалы, организует обратную связь с учеником, выполняет роль администратора учебного процесса, осуществляет техническую поддержку в программе обучения, руководит учебными проектами и т. д.
От учителя требуется постоянное обучение взаимодействию с детьми с различной нозологией. Необходимо уметь создавать доверительную атмосферу общения, чтобы ребенок мог свободно выражать свое мнение, делиться проблемами. Чаще всего в случае тяжелого заболевания ребенок перестает учиться не потому, что не может, а потому, что не видит смысла в учебе. Поэтому важно не только осуществлять образовательный процесс, но и оказывать ребенку психологическую поддержку, показывать ему цели и возможности их достижения; объяснять, как и в каких профессиях могут пригодиться полученные знания и навыки. Часто у детей встречаются
УДК 376.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вострякова Е. Ю. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 77-83. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/05apr2023/kvo108/
расстройства в эмоциональной сфере, наблюдаются подавленность, тоска, апатия. В этом случае учитель и родители могут увеличить заинтересованность ребенка положительными и одобряющими, поддерживающими откликами о его работе. Важно поддерживать самооценку ребенка, подчеркивать значимость его личного вклада в овладение знаниями и предпрофессиональными навыками. В общении с ребенком учитель должен быть терпеливым, внимательным.
Главная особенность дистанционного образования состоит в том, что для некоторых детей такой формат обучения является единственным способом реализовать свой потенциал. Метод проектов, используемый в дистанционной школе, позволяет разнообразить образовательную деятельность, расширять круг общения.
Опыт работы в дистанционной школе показал, что увеличилась не только нагрузка, но и количество ролей учителя — транслятор знаний, воспитатель, организатор учебного процесса, организатор совместной деятельности детей и самостоятельной работы учащихся, психолог-мотиватор образовательного процесса, консультант родителей и т. д., что требует от педагога формирования новых профессиональных компетенций. Кроме того, обучение с применением дистанционных образовательных технологий зависит от качественно выстроенных отношений «учитель — родитель — ученик», способствующих существенному облегчению процесса образования для детей с ОВЗ.
Список литературы
1. Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации 14.10.2019 года и Министерством здравоохранения Российской Федерации от 17.10.2019 года [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://docs.edu. gov.ru/document/24916df9ea5f575ab 603310d687ca89d/ (дата обращения: 22.11.2022).
2. Скахина, П. Н. Российский опыт реализации дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / П. Н. Скахина // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей VII Республиканской научно-практической конференции (с международным участием) 13 ноября 2020 года. — Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2020. — С. 132-137.
3. Словарь системы образования Калининградской области — 2020 [Электронный ресурс] / сост. В. П. Вейдт. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2020. — 190 с. — URL: https://koiro.edu.ru/activities/nauch-no-metodicheskaya-deyatelnost/ redaktsionno-izdatelskaya-deyatel-nost/spisok-literatury-izdan-
УДК 376.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вострякова Е. Ю. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 77-83. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/05apr2023/kvo108/
noy-koiro/2020/slovar_coko_2020.pdf (дата обращения: 22.11.2022).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/902389617 (дата обращения: 22.11.2022).
5. Чернова, Е. А. Потенциал проектной деятельности во взаимодействии педагога дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Чернова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2019. — Т. 14. — № 5. — С. 138-146.
Elena Y. Vostryakova
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Features of the organization of education for children with disabilities in additional general education programs using distance learning technologies
Abstract. The article deals with the issue of the organization of training in additional general education programs using distance learning technologies for children
Статья поступила в редакцию 14.11.2022; одобрена после рецензирования 06.02.2023; принята к публикации 15.02.2023.
with disabilities. Distance educational technologies allow children with special needs to receive education. The article presents the experience of working with children with disabilities organized in a distance school in Kaliningrad. The method of project activity used in the educational process is characterized as an effective method of socialization of disabled children and early career guidance. The article describes the components of the organization of the distance learning process. The need for the formation of specialized teaching methods, in accordance with the characteristics of children's health and their nosologies, is shown. The special role of parents in the organization and maintenance of the learning process is indicated. Their involvement and motivation is one of the factors for obtaining a successful education. Recommendations on the effective building of relationships between teacher — parent — student are given. A special individual approach to each student, building trusting relationships is the key to better assimilation of the material and productivity in the independent work of students. The role of the teacher in distance learning is analyzed. In the new realities of distance education, the role of the teacher is expanding significantly and teachers need to constantly improve their professional competencies.
Keywords: distance-learning technologies, project activities, student-centered learning.
The article was submitted 14.11.2022; approved after reviewing 06.02.2023; accepted for publication 15.02.2023.