Научная статья на тему 'Диагностика психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования'

Диагностика психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОПРОСНИК "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / ДИАГНОСТИКА / КОМПЛЕКС ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ / КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS TO WORK UNDER THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION / QUESTIONNAIRE "INCLUSIVE EDUCATION" / DIAGNOSTICS / COMPLEX OF COMPLEMENTARY METHODS AND TECHNIQUES OF DIAGNOSTICS / CRITERIA OF FUTURE TEACHERS' PSYCHOLOGICAL READINESS TO WORK UNDER THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATIONPSYCHOLOGICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоляр Антонина Ивановна, Черномырдина Татьяна Николаевна

В статье представлен комплекс взаимодополняющих методов и методик диагностики психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования. Комплекс разработан на основе знания об особенностях инклюзивного образования, с учетом содержания понятия «психологическая готовность будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования», выделения ее структурных компонентов и определения критериев её сформированности. Дана характеристика входящего в комплекс авторского опросника «Инклюзивное образование». Опросник включает пять групп вопросов в соответствии с пятью компонентами исследуемой готовности (когнитивным, эмоционально-волевым, мотивационным, операциональным и креативным) и выделенными авторами статьи критериями и показателями ее сформированности. Описана процедура анализа ответов респондентов и оценки уровня сформированности компонентов изучаемой готовности по каждой шкале опросника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоляр Антонина Ивановна, Черномырдина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examining future teachers’ psychological readiness for working under the conditions of inclusive education

The article presents a set of complementary methods and techniques for examining future teachers’ psychological readiness for working under the conditions of inclusive education. It is based on being good at describing inclusive education, considering the meaning of the concept “future teachers readiness for work under the conditions of inclusive education”, focusing on its structural components and criteria of its development. The paper characterizes the authors’ questionnaire “Inclusive Education”. The questionnaire includes the questions divided into five groups in correspondence with the five components of the readiness (cognitive, emotional-volitional, motivational, operational and creative) and the criteria distinguished by the authors, as well as the indicators of its development. The procedure of analyzing the respondents’ answers and assessing the degree of the components of the readiness under consideration in terms of each group of the questionnaire is described.

Текст научной работы на тему «Диагностика психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования»

УДК 376:378

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

EXAMINING FUTURE TEACHERS' PSYCHOLOGICAL READINESS FOR WORKING UNDER THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

© 2019

А.И. Смоляр, Т.Н. Черномырдина A.I. Smolyar, T.N. Chernomyrdina

В статье представлен комплекс взаимодополняющих методов и методик диагностики психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования. Комплекс разработан на основе знания об особенностях инклюзивного образования, с учетом содержания понятия «психологическая готовность будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования», выделения ее структурных компонентов и определения критериев её сформированности. Дана характеристика входящего в комплекс авторского опросника «Инклюзивное образование». Опросник включает пять групп вопросов в соответствии с пятью компонентами исследуемой готовности (когнитивным, эмоционально -волевым, мотивационным, операциональным и креативным) и выделенными авторами статьи критериями и показателями ее сформированности. Описана процедура анализа ответов респондентов и оценки уровня сформированности компонентов изучаемой готовности по каждой шкале опросника.

Ключевые слова: психологическая готовность будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования; опросник «Инклюзивное образование»; диагностика; комплекс взаимодополняющих методов и методик диагностики; критерии и показатели психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования.

The article presents a set of complementary methods and techniques for examining future teachers' psychological readiness for working under the conditions of inclusive education. It is based on being good at describing inclusive education, considering the meaning of the concept "future teachers readiness for work under the conditions of inclusive education", focusing on its structural components and criteria of its development. The paper characterizes the authors' questionnaire "Inclusive Education". The questionnaire includes the questions divided into five groups in correspondence with the five components of the readiness (cognitive, emotional-volitional, motivational, operational and creative) and the criteria distinguished by the authors, as well as the indicators of its development. The procedure of analyzing the respondents' answers and assessing the degree of the components of the readiness under consideration in terms of each group of the questionnaire is described.

Keywords: psychological readiness of future teachers to work under the conditions of inclusive education; questionnaire "Inclusive Education"; diagnostics; complex of complementary methods and techniques of diagnostics; criteria and indicators of future teachers' psychological readiness to work under the conditions of inclusive education.

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы создания таких условий обучения и воспитания детей с разными возможностями здоровья, которые позволяют обеспечить право каждого ребенка на образование, удовлетворить образовательные потребности каждого обучающихся, в том числе - особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из факторов успешности инклюзивного образования является готовность педагогов к деятельности в его условиях [1-4]. В связи с этим важно не только формирование, но и диагностика психологической готовности будущих пе-

дагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования.

Отметим, что для нас диагностика «представляет собой не только экспериментальное изучение, но и своеобразную психолого-педагогическую технологию, содействующую формированию и развитию будущего учителя» [5, с. 201]. На наш взгляд, решение вопроса о диагностическом исследовании названной готовности может быть успешным, если, во-первых, учитывать особенности инклюзивного образования, а также содержание, структуру, критерии сфор-мированности данной готовности; во-

вторых, понимать необходимость применения комплекса взаимодополняющих методов и методик диагностики.

Отечественные исследователи (Н.П. Ар-тюшенко, Д.З. Ахметова, О.С. Кузьмина, НА. Мёдова, Н.Я. Семаго, Ю.В. Шумилов-ская и др.) выделяют следующие особенности инклюзивного образования: совместное обучение и воспитание детей с разными образовательными потребностями как условие, оптимизирующее социализацию детей с ОВЗ; отсутствие дискриминации, препятствующей обучающимся с особыми образовательными потребностями реализо-вывать свое право на образование; принятие индивидуальности каждого ребенка, содействующее воспитанию у детей толерантного отношения к окружающим и выступающее условием полноценного развития личности каждого ребенка [2 ; 6-10].

Мы трактуем психологическую готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования как интегральное личностное образование, характеризующееся стремлением и способностью осуществлять воспитание и развитие обучающихся в условиях инклюзивного образования, что позволяет выделить в ее составе когнитивный, моти-вационный, операциональный, эмоционально-волевой, креативный компоненты, содержание которых определяется особенностями деятельности педагога в обозначенных условиях [11].

К критериям и показателям сформи-рованности исследуемой психологической готовности относятся: знания о сущности инклюзивного образования и особенностях психического развития детей с ОВЗ, мотивы обучения в вузе, стремление к достижению успеха в педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, эмоциональный интеллект, коммуникативная толерантность, отношение к инклюзии в образовании, способность организовывать деятельность обучающихся в условиях инклюзивного образования, личностная креативность.

Не раскрывая содержания структурных компонентов психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования, в настоящей статье обратимся к вопросу о диагностике названной готовности. Мы пришли к выводу, что для диагностики названной готовности необходимо создать комплекс взаимодополняющих методов и методик исследования, включив в него наблюдение, методику Т.И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в вузе» [см.: 12], опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина [13], методику Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности» [14], специально разработанный авторский опросник «Инклюзивное образование», тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко [см.: 15].

Мотивы профессионального обучения в вузе определяются с помощью методики «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильина), преимущество которой заключается в том, что ее применение позволяет выявить не только ведущие мотивы, но и удовлетворенность студентов выбором профессии.

Для изучения способности к взаимодействию с детьми с ОВЗ как показателя операционального компонента исследуемой готовности используется метод наблюдения. В процессе наблюдения фиксируется, например, насколько легко испытуемые вступают в контакт с детьми с ОВЗ, какие приемы используют для поддержания общения и т.д.

С помощью теста коммуникативной толерантности В.В. Бойко изучаются умения толерантного поведения. Для изучения эмоционально-волевого компонента особый интерес представляет коммуникативная толерантность, проявляющаяся в отдельном поведенческом признаке, выделенном В.В. Бойко как понимание и принятие индивидуальности другого человека. Изучение других показателей (способности понимать эмоции, способности ими управлять) эмоционально-волевого компонента

А.И. Смоляр, Т.Н. Черномырдина

осуществляется с помощью опросника эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.

Среди показателей креативного компонента - выраженная любознательность и развитое воображение. Уровень их сфор-мированности устанавливается с помощью методики Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности».

Ни одна из названных методик не дает возможности изучить когнитивный компонент психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования. Кроме того, по каждому компоненту необходимы данные, дополняющие те, которые получены в результате применения вышеназванных методик.

С целью максимально полного изучения и оценки уровня сформированности всех компонентов исследуемой психологической готовности нами была разработана собственная методика - опросник «Инклюзивное образование». В нем вопросы, составленные на основе выделенных нами критериев и показателей готовности, разделены на пять шкал - в соответствии с компонентами исследуемой готовности. Таким образом выстраивается пять шкал для определения уровня сформированности компонентов психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования.

Первая шкала - это вопросы, выявляющие знание условий, принципов инклюзивного образования и преимуществ, предоставляемых им для обучающихся с разными образовательными потребностями, включая детей с ОВЗ. При анализе ответов необходимо обращать внимание на то, насколько полно и точно испытуемые раскрывают понятие «инклюзивное образование»; характеризуют принципы и условия инклюзивного образования, его преимущества для обучающихся с разными образовательными потребностями, особенно для детей с ОВЗ.

Вопросы второй шкалы направлены на изучение эмоционально-волевого компонента, касаются отношения студентов к предстоящей профессиональной деятель-

ности в условиях инклюзивного образования и к подготовке к ней. В ответах на них важно выявить отношение к будущей профессиональной деятельности в условиях инклюзии и к специальной подготовке к ней; оценить предложенные испытуемыми методы, средства подготовки.

Посредством вопросов третьей шкалы изучаются такие показатели мотивационно-го компонента, как стремление работать в условиях инклюзии, потребность в получении знаний, умений и навыков для такой деятельности. Анализ ответов позволяет исследователю говорить об уровне выраженности стремления работать в условиях инклюзии и потребности (осознания необходимости) специальной подготовки к будущей деятельности в таких условиях.

Четвертая шкала включает вопросы, ответы на которые должны продемонстрировать осознание студентами возможности развития креативности детей с разными образовательными потребностями, стремление будущих педагогов развивать в условиях инклюзивного образования креативность детей с разными образовательными потребностями. Ответы респондентов на эти вопросы свидетельствуют также о том, какие средства развития креативности детей с ОВЗ они «видят», об уровне развития стремления развивать креативность обучающихся в условиях инклюзивного образования.

Вопросы пятой шкалы направлены на изучение операционального компонента, в частности такого его показателя, как способность к взаимодействию с детьми, имеющими разные образовательные потребности. Анализируя ответы на них, исследователь имеет возможность установить уровень сформированности способности к взаимодействию с детьми с ОВЗ, средства и методы, которые используют испытуемые в процессе такого взаимодействия, наличие (или отсутствие) положительного опыта организации деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования.

Надежность опросника проверялась с помощью ретестирования с интервалом три недели. Результаты опросника оказались

устойчивы, существенно не изменялись при повторном исследовании. Для оценки ва-лидности опросника был использован экспертный критерий. Была подсчитана ранговая корреляция между результатами опрос-

ника и оценками двух экспертов-психологов, которые могли наблюдать за поведением, общением студентов (коэффициент корреляции оказался значимым на уровне р <0,01).

* * *

1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.

2. Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Подготовка педагогов для работы в условиях инклюзивного образования // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : материалы междунар. науч. конференции. М. : МАНПО ; Ярославль : Ремдер, 2014. С. 91-93.

3. Гонеев А.Д., Самарцева Е.Г. Проблема подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 341-345.

4. Черномырдина Т.Н. Готовность педагога предметной области «Искусство» к деятельности - необходимое условие инклюзивного образования // Художественное образование: опыт, проблемы, перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. А.И. Смоляр. Самара : СГСПУ, 2016. С. 169-172.

5. Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития : монография. Самара : ПГСГА, 2013. 356 с.

6. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 180 с.

7. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. 319 с.

8. Мёдова Н.А. Модель инклюзивного образования в условиях образовательной системы : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2013. 285 с.

9. Семаго Н.Я. Об условиях реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сборник материалов II междунар. науч.-практ. конференции. М. : МГППУ, 2013. С. 214-218.

10. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования : дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2011. 175 с.

11. Черномырдина Т.Н. Формирование психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2018. 26 с.

12. Мотивация персонала : учебное пособие / Ю.Г. Одегов [и др.]. М. : Альфа-пресс, 2010.

640 с.

13. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

14. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. : Дидактика плюс, 2002. 44 с.

15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Институт психотерапии, 2002. 490 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.