Научная статья на тему 'Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области'

Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / профессиональная образовательная организация / «Профессионалитет» / кластер / кластерный подход / secondary vocational education / vocational educational institution / "Professionalitet" / cluster / cluster approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Елена Александровна

Статья посвящена федеральному проекту «Профессионалитет» и его реализации на территории Калининградской области. Подчеркивается важность модернизации системы среднего профессионального образования с целью подготовки квалифицированных рабочих кадров для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. В статье поднимается вопрос своевременности внедрения проекта в систему образования страны, рассматривается проблематика, которая может быть решена путем реализации и поэтапного его масштабирования в регионах Российской Федерации. Выделяются актуальные тренды в сфере среднего профессионального образования, возникающие по мере создания все большего количества новых образовательных центров (кластеров) и более широкого охвата колледжей и техникумов, вовлеченных в проект в качестве базовой или сетевой образовательной организации. В качестве ядра федерального проекта «Профессионалитет» рассматривается понятие образовательно-производственного центра (кластера), описывается деятельность и специфика кластеров, созданных и функционирующих на территории Калининградской области с 2022 по 2024 годы. Приведены предпосылки для создания образовательно-производственных центров в регионе, рассматриваются перспективы и потенциально позитивные эффекты на систему региональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих для реального сектора экономики и приоритетных отраслей развития региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perculiarities of the realization of the cluster approach in lower post-secondary vocational education on the example of the participants of the Federal project "Professionalitet" of the Kaliningrad region

The paper is dedicated to the Federal project ";Professionalitet" and its implementation in the Kaliningrad region. The importance of modernization of the secondary vocational education system in order to train highly qualified workers for ensuring the technological sovereignty of the Russian Federation is emphasized. The paper considers the issue of the timeliness of the implementation of the project into the country's education system, deals with the problems that can be solved through the realization and its phased scaling in the regions of Russia. The current trends are highlighted in the sphere of Secondary vocational education that emerge while bigger amount of new educational centers (clusters) are being created and the wider coverage of colleges and technical schools involved in the project as a basic or network educational organization are being held. The concept of an educational and production center (cluster) is considered as the core of the Federal project ";Professionalitet", the activities and specifics of clusters created and operating in the Kaliningrad region from 2022 to 2024 are described. The prerequisites for the creation of educational and production centers in the region are given, the prospects and potentially positive effects on the system of regional training of highly skilled workers and employees for the real sector of economy and priority areas of regional economy development are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области»

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

Токарева Елена Александровна | etokareva.kld@googlemail.com

Начальник центра развития профессионального образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области

Аннотация. Статья посвящена федеральному проекту «Профессионалитет» и его реализации на территории Калининградской области. Подчеркивается важность модернизации системы среднего профессионального образования с целью подготовки квалифицированных рабочих кадров для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. В статье поднимается вопрос своевременности внедрения проекта в систему образования страны, рассматривается проблематика, которая может быть решена путем реализации и поэтапного его масштабирования в регионах Российской Федерации. Выделяются актуальные тренды в сфере среднего профессионального образования, возникающие по мере создания все большего количества новых образовательных центров (кластеров) и более широкого охвата колледжей и техникумов, вовлеченных в проект в качестве базовой или сетевой образовательной организации. В качестве ядра

федерального проекта «Профессиона-литет» рассматривается понятие образовательно-производственного центра (кластера), описывается деятельность и специфика кластеров, созданных и функционирующих на территории Калининградской области с 2022 по 2024 годы. Приведены предпосылки для создания образовательно-производственных центров в регионе, рассматриваются перспективы и потенциально позитивные эффекты на систему региональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих для реального сектора экономики и приоритетных отраслей развития региональной экономики.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональная образовательная организация, «Профес-сионалитет», кластер, кластерный подход.

Какие вызовы стоят перед системой профессионального образования Российской Федерации в эпоху необходимости

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

обеспечения технологического суверенитета страны?

Условия нового времени диктуют долгосрочные тренды, связанные с подготовкой квалифицированных кадров для дальнейшего развития экономики. Приоритет — реальный сектор, в котором уже многие годы ощущается нехватка качественно подготовленного, мотивированного персонала. Именно квалифицированные рабочие и служащие, заинтересованные в продолжении и развитии карьеры на производственных предприятиях, должны стать опорой дальнейшего прогресса экономики страны на ближайшие десятилетия.

С пониманием всех стоящих перед системой отечественного образования новых вызовов по подготовке, развитию, внедрению во все отрасли экономики рабочих кадров новой формации Министерством просвещения Российской Федерации был инициирован и в 2022 году запущен федеральный проект «Профессионалитет» (далее — Проект), который стал одним из ключевых векторов социально-экономической сферы страны до 2030 года. В основу Проекта легла идея создания образовательно-производственных центров (кластеров) и образовательных кластеров среднего профессионального образования. Кластеры создаются во всех субъектах России путем слияния колледжей, техникумов и организаций различных отраслей экономики в единую целостную систему [7].

Проект был инициирован в 2020 году, а с 2021 года запущен сначала в качестве экспериментальной образовательной инициативы по реализации образовательных программ среднего профессионального образования с помощью специализированных автоматизированных инструментов конструирования, с учетом актуальных обучающих технологий от индустриальных предприятий-работодателей. Проектом предполагалось внедрение цифровой платформы федерального уровня, с помощью которой стало бы возможным конструирование образовательных программ среднего профессионального образования по новой технологии под запросы работодателей в режиме онлайн. Особенностью новых экспериментальных программ Проекта в практико-ориентированной модели под запросы предприятий стало сокращение сроков обучения благодаря интенсификации и ориентации на практическую подготовку. Была задумана совместная разработка указанных программ нового формата Министерством просвещения Российской Федерации, а также работодателями из различных отраслей экономики: содержание, объем, структура и планируемые результаты реализации образовательных программ.

В ежегодном докладе Минпросвеще-ния России о результатах мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации были представлены результаты анализа качества подготовки кадров в стране, на основе которых стала отчетливо видна необходимость приведения к балансу системы взаимодействия

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

организаций среднего профессионального образования и кадрового рынка для упорядочивания и гармонизации подготовки пула высокопрофессионального рабочего персонала реального сектора [1]. С пониманием такой необходимости стали внедряться шаги по вовлечению и интеграции заинтересованных работодателей в систему среднего профессионально образования. Одним из важных шагов можно назвать инициативу Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, озвученную 17.12.2021 года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей1, о введении на законодательном уровне налогового вычета для организаций, вкладывающих средства в развитие колледжей и техникумов. Впоследствии эта инициатива вылилась в закрепленное законом право предприятий, спонсирующих систему профессионального образования, на инвестиционный налоговый вычет: 04.11.2022 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон об изменениях в Налоговом кодексе [6]. Субъектам Российской Федерации было рекомендовано разработать локальные нормативные документы, отражающие реализацию вышеупомянутого права.

На первоначальных этапах запуска Проекта в него также закладывался замысел

по трансформации организаций среднего профессионального образования через модернизацию и создание современных пространств для работы над молодежными инициативами, стартапами, организации студенческих встреч и событий с целью формирования профессиональной осознанности, самоопределения молодежи из числа студентов.

План по включению инновационных типовых образовательных программ Проекта в систему профессионального образования уже скоро масштабировался до нового уровня, открыв современную веху в развитии профессионального образования страны.

Следует отметить основные смыслы и принципы, которые вкладывались в Проект еще на старте его реализации. Для этого необходимо выделить ключевую проблему, долгое время бывшую и в настоящий момент частично остающуюся актуальной для системы профессионального образования страны: в первую очередь, это отсутствие отраслевой, сформированной под запрос работодателей, подготовки квалифицированных кадров по востребованным профессиям и специальностям. Можно сказать, что к моменту запуска Проекта система профессионального образования и ключевые индустриальные предприятия региональных

1 Стенограмма выступления Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на пленарном заседание съезда Российского союза промышленников и предпринимателей доступна по ссылке: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/67383.

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

экономик субъектов Российской Федерации существовали параллельно, без глубокой совместной проработки вопроса кадрового обеспечения предприятий: индустриальные партнеры не были включены в операционную деятельность колледжей или включались формально; вопросы целевого обучения, наставничества, обновления материально-технической базы образовательных организаций через спонсорскую помощь представителей работодателей рассматривались поверхностно.

Кроме того, во многих регионах страны не была выстроена на должном уровне система профессиональной ориентации школьников, лишь немногие субъекты Российской Федерации активно внедряли практику по привлечению к работе со школьниками региональных предприятий — взаимодействие по данному направлению оказалось точечным и в масштабах Российской Федерации довольно редким. Таким образом, организации среднего профессионального образования и работодатели долгое время функционировали отдельно друг от друга, не учитывая потребностей региональных экономик и рынка труда. Все это приводило к некоторым негативным краткосрочным и долгосрочным последствиям как для выпускников, так и для региональных экономик. Обучающиеся в профессиональных образовательных организациях студенты не были должным образом проинформированы о дальнейших карьерных перспективах и возможностях; не имели практически никакой поддержки со стороны

предприятий с заделом на будущее трудоустройство (дополнительные стипендии, наставничество во время прохождения практики и пр.); договоры о целевом обучении заключались в недостаточных объемах. Все это зачастую приводило к неосознанному выбору профессий и специальностей при поступлении, а значит, нередко, и дальнейшему разочарованию в выбранном направлении обучения, отчислениям или ситуациям, когда выпускник профессиональной образовательной организации после завершения освоения образовательной программы начинает трудовую деятельность в сфере, абсолютно не связанной с полученной в колледже профессией.

Региональные работодатели, в свою очередь, сталкивались с ситуацией острой нехватки квалифицированных рабочих кадров (в особенности в производственном секторе). Неучастие индустриальных партнеров в деятельности колледжа, их пассивная вовлеченность в образовательный процесс привели к тому, что подготовка рабочих, служащих, специалистов среднего звена долгое время велась без учета запроса предприятий и без понимания образовательными организациями актуальной ситуации региональных экономик. Имели место либо проблема низкой квалификации специалистов, чьи знания не отвечают современным технологическим трендам, либо отсутствие мотивации у персонала продолжать и развивать свою карьеру на производственном предприятии в долгосрочной перспективе.

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

Кроме того, до начала реализации Проекта можно было говорить о самом низком уровне престижности рабочих профессий среди молодежи по всей стране: среди большей части россиян бытует мнение, что крайне важно получить именно высшее образование, а специальности среднего профессионального образования и тем более рабочие профессии долгое время считались уделом для неуспевающих и тех, кто старается избегать экзаменов в форме ЕГЭ и покинуть школу после получения аттестата об основном общем образовании. Сложилась ситуация, когда, с одной стороны, конкурс на поступление в образовательные организации среднего профессионального образования довольно высокий, а с другой стороны, это вызвано вторичными причинами, не связанными с престижностью данного образования и высокой мотивированностью поступающих. Стало очевидно, что в условиях современного мира данную ситуацию необходимо оперативно и системно менять в сторону понимания поступающими, их родителями всей важности, востребованности и перспективности образования, получаемого в колледжах и техникумах. Именно это стало одной из ключевых задач, которую призван был решить и продолжает решать в настоящее время Проект.

Калининградская область — самый западный регион Российской Федерации, который в связи с особым географическим положением имеет свой уникальный вектор развития. В настоящий момент регион преодолел последствия карантинных и санкционных ограничений,

происходит восстановление экономики с позитивной динамикой. Калининградская область имеет значительный потенциал для экономического развития по целому ряду отраслей, и количество перспективных направлений перманентно растет.

В своем послании об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области на период 2023-2027 годов Антон Андреевич Алиханов (Губернатор Калининградской области с 2019 по 2024 гг.) подчеркнул неизбежность перестройки экономики региона для обеспечения технологического суверенитета в условиях текущей геополитической ситуации. Приоритетными направлениями по развитию области он назвал привлечение в регион инвестиций, повышение технологического уровня локальных предприятий, поддержку малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест со стабильно высоким уровнем дохода граждан. В докладе было отмечено, что Правительством Калининградской области долгое время решалась задача модернизации промышленности, которая продолжительно была моноориентированной, сделаны шаги по формированию новых специализаций с приоритетом высокотехнологичных отраслей [4]. Можно с уверенностью утверждать, что эта задача успешно реализуется на территории Калининградской области: созданы индустриальные парки, неуклонно растет количество инвестиционных проектов, открываются новые производственные предприятия. В условиях перестройки

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

промышленности и экономического роста Калининградской области необходимы квалифицированные рабочие кадры, способные оперативно адаптироваться к технологическим изменениям и знать все нюансы работы на современном оборудовании. В связи с этим невозможно переоценить важность и своевременность вступления региональных профессиональных образовательных организаций в Проект.

Каковы базовые принципы кластерного подхода Проекта?

Попробуем сформулировать опорные механизмы, на которых должна базироваться и успешно функционировать сложносочиненная система Проекта:

- обновленная модель управления образовательными организациями системы среднего профессионального образования — в данной модели работодатель проактивно участвует во всех этапах цикла подготовки будущих специалистов;

- формирование современного подхода к содержанию образовательного процесса, а именно создание насыщенных практическими элементами, «мобильных» образовательных программ, «заточенных» под потребности партнеров-работодателей;

- повсеместное внедрение демонстрационного экзамена как ключевого вида аттестации (промежуточной и итоговой) в колледжах;

- современный подход к формированию материально-технической базы в среднем профессиональном образовании — оснащение в колледжах

и техникумах должно соответствовать технологическим процессам на реальном производстве, при обновлении материально-технической базы в приоритете должно находиться оборудование российских производителей;

- предоставление права на налоговый вычет компаниям, которые вкладываются в систему среднего профессионального образования;

- поддержание высокого уровня профессионального мастерства педагогических работников системы среднего профессионального образования (в т. ч. через регулярные стажировки у индустриальных партнеров, открытие технопарков федерального уровня — например, в Калуге, Нижнем Новгороде);

- внедрение современных управленческих механизмов через создание отраслевых ассоциаций кластеров Проекта, управляющих компаний и региональных наблюдательных советов;

- повышение престижа рабочих профессий среди молодежи через внедрение Единой модели профессиональной ориентации, развитие чемпионатов по профессиональному мастерству, региональные программы популяризации Проекта.

Среди всех вышеперечисленных механизмов кластерного подхода стоит отдельно остановиться на новой образовательной технологии «Профессионалитет». Новая образовательная технология подразумевает использование

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

специализированного федерального онлайн-ресурса2 и опирается на принципы системного подхода к подготовке кадров через создание единого образовательного пространства с учетом текущих векторов развития экономики.

Выделим отдельно особенности новой образовательной технологии:

- практикоориентированность с акцентом на отработку практических навыков в комбинации с теоретическими занятиями непосредственно на базе индустриального партнера или в условиях максимально приближенной к реальности имитации будущей профессиональной среды работника с учетом потребностей конкретных предприятий;

- интенсификация учебного процесса путем улучшения практических навыков на современном оборудовании с включением интегративных педагогических методик. Предлагается организация учебного процесса с применением самых актуальных обучающих инструментов с активным подключением цифровых инноваций. При оптимизации продолжительности обучения без потери качества осуществляется образовательный процесс;

- компетентностный подход при разработке образовательных программ, направленных на получение результатов освоения программ и трудовых функций, прописанных во

ФГОС среднего профессионального образования;

использование интегративных педагогических методик в конструировании и реализации образовательных программ;

упор на личностные и профессиональные достижения в образовательных результатах;

ориентация на формирование современных компетенций, необходимых для работы в период устойчивого развития цифровой экономики; целевое взаимодействие с индустриальным партнером по работе над моделью компетенций выпускника, образовательной программой и их дальнейшим воплощением в сетевой форме через имеющиеся ресурсы опорных работодателей кластера; моделирование деловых навыков будущего работника, которые в дальнейшем помогут в решении профессиональных вызовов в нестандартных ситуациях;

адаптация студентов к условиям корпоративной среды на ранних этапах учебы;

ориентация на региональные предприятия с проактивной вовлеченностью работодателя в реализацию образовательных программ Проекта с целью дальнейшего получения высококвалифицированных специалистов, подготовленных под требования конкретного предприятия;

2 Специализированный онлайн-ресурс федерального проекта «Профессионалитет» доступен по ссылке: https://япроф.рф.

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

- интеграция образования с профессиональной средой, где изучение учебных дисциплин и профессиональных модулей в течение всего периода перекрестно, при этом обучение ведется и в организациях среднего профессионального образования, и на высокотехнологичном оборудовании работодателей непосредственно на производстве уже с самого начала обучения в колледже. Данная интеграция несет в себе устойчивые связи межотраслевого, межпредметного междисциплинарного уровней между теоретическими знаниями и приобретаемыми в профессиональной среде практическими навыками;

- реализация принципа автономии колледжей-участников федерального проекта в части вариативности образовательных программ Проекта, дающего возможность делать содержание программ более гибким, подстроенным под запросы регионального рынка труда, что позволяет устранить кадровые дефициты в регионах.

Вышеперечисленные принципы и подходы дают образовательным организациям свободу при конструировании вариативных модулей программ Проекта, помогают внедрить самые передовые образовательные технологии и методические практики, открывают возможности выбора методического сопровождения. Новая образовательная технология Проекта позволяет сделать взаимодействие организаций среднего профессионального образования и отраслевых компаний-партнеров более гибким, с

возможностью оперативно реагировать на возникающие изменения в запросах внутри кластеров.

Уже с первого года реализации Проекта Калининградская область включилась в инициативу: в 2022 году ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» по результатам конкурсного отбора вошло в число победителей, получивших грантовую поддержку от государства в размере 100 млн рублей. На базе Калининградского морского рыбопромышленного колледжа (структурное подразделение университета) был создан образовательно-производственный центр «Рыбопромышленный кластер», действующий в отрасли «Сельское хозяйство (рыболовство)». Рыбохозяйственный комплекс всегда играл важную роль в развитии регионального рынка труда и в данный момент обладает большим потенциалом для развития. Рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие предприятия являются крупными работодателями регионального рынка труда и демонстрируют устойчивый спрос на рабочую силу и, прежде всего, на специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Создание рыбопромышленного кластера стало предпосылкой для нового витка развития рыбной отрасли в Калининградской области. Индустриальными партнерами кластера, подписавшими соглашение о партнерстве, выступили сразу семь компаний, среди которых такие известные представители отрасли, как АО РПК «Рыбфлот-ФОР»,

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

ООО «Рыбзавод "За Родину"», ЗАО «Вестрыбфлот» и др., что говорит о высокой заинтересованности предприятий в сотрудничестве по вопросам подготовки отраслевых кадров. С учетом современных технологических процессов рыболовства и аквакультуры в Калининградском морском рыбопромышленном колледже были сформированы пять площадок:

1) информационно-технологическая и проектно-экономическая;

2) площадка технических средств рыболовства, аквакультуры и марикультуры;

3) технико-технологическая эксплуатационная;

4) площадка «Моредобыча»;

5) площадка обработки водных биоресурсов.

Создание образовательно-производственного центра «Рыбопромышленный кластер» сразу задало высокую планку для системы среднего профессионального образования области и для будущих участников Проекта в регионе. Этот кластер стал не просто первым в Калининградской области, но и во многом уникальным в части количества присоединившихся партнеров и реализуемых в рамках Проекта образовательных программ (сразу двенадцать специальностей включены в Проект с первого года его реализации). Кроме того, как минимум две из пяти площадок, созданных на средства грантовой поддержки Проекта, можно назвать уникальными не только в масштабах Калининградской области, но и в масштабах всей страны.

Уникальный тренажер «Промысловая палуба» на площадке «Моредобыча» — место освоения будущей профессии трал-мастера. В процессе обучения студенты получают практические навыки работы по отдаче и выборке трала. Тренажер имитирует палубу рыбопромыслового судна. При работе на этом тренажере у студентов формируются профессиональные компетенции, совершенствуются навыки работы с траловой и кабельной лебедками, определяется последовательность всех рабочих операций с подключением приборов и траловых досок, а также происходит знакомство с техникой безопасности при работе с тралом.

Учебная площадка технических средств рыболовства, аквакультуры и марикуль-туры оснащена лабораториями, а также современной системой выращивания гидробионтов, состоящей из инкубационного оборудования, бассейнов, системы очистки воды. На этом оборудовании студенты осваивают технические навыки контроля параметров технологических рыбоводных процессов, проводят диагностику, терапию заболеваний объектов аквакультуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В интервью «Fishnews — Новости рыболовства» руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Васильевич Шестаков отметил глобальную модернизацию, которая сейчас происходит в рыбном хозяйстве. Прорабатывается механизм квот под инвестиции на строительство рыбоперерабатывающих фабрик, современных рыбопромысловых

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

судов. В рамках второго этапа программы квот на инвестиционные цели предусматривается создание портовой инфраструктуры для отрасли, строительство транспортных рефрижераторов. Илья Васильевич Шестаков отмечает, что реализация данной программы будет определять облик рыбной промышленности на десятилетия, и по ее итогам мы получим новый флот, один из самых современных в мире. Кроме того, в перспективе будут работать новые рыбоперерабатывающие заводы [2]. Слова руководителя Федерального агентства по рыболовству подтверждают важность и необходимость создания уникальных площадок, подобных тем, которые функционируют в Калининградском морском рыбопромышленном колледже: это своевременно и необходимо для формирования пула свежих кадров в момент, кода отрасль стоит на пороге нового цикла развития.

Первый выпуск студентов образовательно-производственного центра «Рыбопромышленный кластер» по программам Проекта состоится в 2025 году по пяти направлениям подготовки, это порядка 125 специалистов. Но уже сейчас можно говорить о том, что благодаря федеральному проекту кадровое обеспечение рыбохозяйственного комплекса Калининградской области небольшими шагами движется в сторону качественного насыщения человеческим ресурсом, и высокая вовлеченность отраслевых работодателей в деятельность кластера подтверждает этот факт.

Положительный опыт первого образовательно-производственного центра в Калининградской области стал примером для участников из других приоритетных для области отраслей экономики — с 2023 года на базе ГБУ КО ПОО «Прибалтийский судостроительный техникум» создан кластер машиностроения.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 года № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» производство машин, оборудования, транспортных средств и другие производственные отрасли являются перспективной экономической специализацией для региональной экономики Калининградской области [5].

Производство транспортных средств и оборудования в регионе представлено такими отраслями, как судостроение и судоремонт, автомобилестроение. Соглашение о партнерстве в рамках создания кластера машиностроения подписали ГБУ КО ПОО «Прибалтийский судостроительный техникум» (базовая образовательная организация кластера), пять сетевых профессиональных образовательных организаций, а также пять ведущих представителей реального сектора экономики.

АО «ОКБ "Факел"» включено в список системообразующих организаций Калининградской области. В настоящее время предприятие проводит увеличение

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

производственных мощностей и обновление производственного оборудования. Для новых задач требуется дополнительные кадры, в том числе специалисты по работе со станками ЧПУ. Вхождение ГБУ КО ПОО «Прибалтийский судостроительный техникум» в Проект позволит обеспечить АО «ОКБ "Факел"» квалифицированными кадрами.

АО «СПО "Арктика"» — это предприятие судостроительной отрасли, специализирующееся на электромонтажных работах различной степени сложности. С 2021 года на территории АО «Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"» компанией АО «СПО "Арктика"» был открыт филиал для выполнения электромонтажных работ. Подготовка качественных кадров для выполнения судовых электромонтажных работ является важной задачей для кластера машиностроения.

ООО «Кливер» — современный производственный комплекс по изготовлению морских нефтегазовых сооружений, технологических модулей, оффшорных металлоконструкций. Производственная база ООО «Кливер» имеет сборочно-сва-рочные цеха, оснащенные всем необходимым современным оборудованием. На ближайшее время запланировано увеличение штата на сварочном производстве, что, в свою очередь, увеличивает потребность в кадрах этого направления.

АО КП «ЭРА» занимается ремонтом атомных и дизельных подводных лодок, надводных кораблей, обслуживает ядерные энергетические установки военного

назначения. На специализированном оборудовании выполняются корпусные и электромонтажные работы на военных и гражданских судах. Для расширения задач требуется дополнительные квалифицированные кадры: в планах завода на 2024-2025 годы увеличение штата специалистов.

АО «Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"» — объект стратегического значения Калининградской области. Специализация завода — судоремонт, военное и гражданское судостроение.

Можно говорить о своевременности создания образовательно-производственного центра (кластера) машиностроения в Калининградской области в условиях необходимости развития перспективных направлений экономики, связанных с производством.

Особенностью первого кластера в отрасли машиностроения в Калининградской области стало активное включение профессиональных образовательных организаций в рамки сетевого взаимодействия.

ГБУ КО ПОО «Гусевский политехнический техникум», став в 2023 году сетевой образовательной организацией кластера машиностроения, в 2024 году вступил в Проект уже как базовая организация собственного образовательно-производственного центра (кластера) машиностроения «Восточный». Так в регионе открылся третий кластер — участник Проекта — и первый,

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

расположенный не в самом городе Калининграде, а в городе Гусеве, на востоке области, в крупнейшей по объемам подготовки кадров для машиностроительной отрасли профессиональной образовательной организации. Участники центра: ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» — сетевая образовательная организация, а также пять отраслевых партнеров из числа ведущих компаний Калининградской области.

Стоит отметить высокий уровень и масштаб предприятий, вошедших в образовательно-производственный центр (кластер) машиностроения «Восточный»: это предприятия первого эшелона не только местного, но и мирового уровня. Так, топливная компания АО «ТВЭЛ» — один из мировых лидеров по производству ядерного топлива. Компания эксклюзивно поставляет ядерное топливо для всех российских АЭС, судовых и исследовательских реакторов. Активно развивает неядерные направления бизнеса компания АО «ТВЭЛ», в том числе накопители энергии, производство которых будет производить компания-интегратор ООО «РЭНЕРА» в Неманском муниципальном округе Калининградской области в 2025 году. Новое предприятие обеспечит рабочими местами до 1 500 человек.

ООО «КТМЗ» — новейший завод с самым современным и высокотехнологичным оборудованием. Это предприятие с производством полного цикла по обработке металлов, пластиков и других материалов. На заводе на постоянной основе

ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, инвестируются средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В планах — освоение новых производственных площадей.

ООО «ЭнКОР Групп» — стратегическое предприятие холдинга ООО «Юнигрин Энерджи», резидент индустриального парка «Черняховск», крупнейший производитель оборудования для солнечной энергетики в Европе.

Модернизация инфраструктуры

ГБУ КО ПОО «Гусевский политехнический техникум» в рамках создания кластера позволяет открыть в 2024 году новые, уникальные для региона, и усовершенствовать открытые ранее учебно-производственные зоны под запрос предприятий реального сектора экономики по различным видам работ, среди которых аддитивное производство, токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ, промышленная автоматика, робототехника и другие востребованные на производственных предприятиях площадки.

В образовательно-производственном центре машиностроения «Восточный» планируются к реализации пять образовательных программ, три из которых на территории Калининградской области представлены только в этом кластере.

С сентября 2024 года кластер в г. Гусеве впервые открывает свои двери после масштабного обновления материально-технической базы и помещений, что

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

стало возможным благодаря средствам грантовой поддержки Проекта и спонсорской помощи отраслевых партнеров. Не приходилось сомневаться в том, что приемная кампания на образовательные программы образовательно-производственного центра (кластера) машиностроения «Восточный», вошедшие в Проект, окажется успешной: внушительный список индустриальных партнеров, высокий спрос на кадры со стороны работодателей, стремительно развивающаяся производственная инфраструктура в области, потребность молодежи на востоке региона в рабочих местах с карьерными перспективами — все это сулит большие возможности для дальнейшего развития образовательно-производственного центра (кластера) машиностроения «Восточный».

К середине 2024 года на территории Калининградской области созданы три образовательно-производственных центра, на примере которых можно наблюдать реализацию кластерного подхода в среднем профессиональном образовании региона. Прежде всего кластерный подход осуществляется через инструменты Проекта и представляет собой модель управления образовательной организацией посредством объединения колледжей и отраслевых работодателей с целью подготовки кадров под запрос региональной экономики. В первый же год вхождения в Проект регион столкнулся с большим интересом отраслевых предприятий к инициативе: потребность в молодых, мотивированных, высококвалифицированных кадрах в условиях

модернизации экономики Калининградской области подтолкнула предприятия включаться в Проект в качестве опорных работодателей. Профессиональные образовательные организации тоже высоко оценили преимущества Проекта и кластерного подхода в управлении колледжами: не менее одного кластера создается в области ежегодно, имеются предпосылки для масштабирования Проекта в регионе и появления новых образовательных центров в разных отраслях экономики.

В результате совместной работы всех участников кластеров, созданных в регионе, реализованы механизмы, необходимые для функционирования образовательных центров в режиме кластерного подхода Проекта: сформированы и внедрены новые образовательные программы с сокращенными сроками обучения, разработанные под отраслевой запрос, проведена перезагрузка управленческих механизмов с активным вовлечением индустриальных партнеров в процесс управления базовыми образовательными организациями кластеров, привлечены к преподаванию представители реального сектора экономики. Преподавательским составом на курсах повышения квалификации освоены навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей. Существенно обновлена материально-техническая база колледжей (в том числе при спонсорской поддержке индустриальных партнеров), произведен капитальный и косметический ремонт. Ведется активная работа со школьниками

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

в рамках программ популяризации Проекта и профориентационной работы, причем работа ведется масштабно и по-новому — с новыми форматами мероприятий, от единых дней открытых дверей до программ профессионального обучения школьников, выездов с экскурсиями на предприятия-партнеры. В каждом кластере созданы команды «Амбассадо-ров Профессионалитета»3 — творческих, креативных, активных студентов, которые адресно популяризируют Проект на региональном уровне, представляют его «лицом» в Калининградской области. Дефицита профориентационных мероприятий в кластерах Проекта нет: и родители, и школьники могут выбирать интересующие их события и форматы из множества предлагаемых, а в случае затруднений — обратиться к командам амбассадоров интересующего их кластера. Профори-ентационная работа должна в скором времени перейти от общего подхода к частному, учитывающему региональную специфику Калининградской области: знакомство с приоритетными отраслями региональной экономики и ведущими системообразующими предприятиями региона должно начинаться уже с 5-го (6-го) класса для формирования у детей осознанности в будущем профессиональном самоопределении. Ресурсы кластеров Проекта в этом отношении открывают как для школ, так и для школьников и их родителей новые горизонты в поиске карьерного предназначения, ведь кластер — это

связующее звено между школьником, колледжем и работодателем.

На ближайшие годы формируется устойчивый тренд на развитие и популяризацию среднего профессионального образования, и Проект, несомненно, является драйвером этой популяризации. В статье сетевого издания IZ.RU по материалам Министерства просвещения Российской Федерации говорится об увеличении количества бюджетных мест в колледжах на ближайшие годы: оно будет происходить на основе прогноза потребности в кадрах на среднесрочную перспективу с учетом особенностей технологического развития экономики, реализации инвестиционных проектов и изменений рынка труда. По этим данным региональными министерствами образования будут в дальнейшем корректироваться контрольные цифры приема по программам среднего профессионального образования [3]. Можно говорить об индивидуальном подходе к распределению бюджетных мест для каждого региона, исходя из потребностей региональных рынков труда в отдельных отраслях. К 2030 году в несколько раз вырастет количество предприятий, вовлеченных в Проект, а значит, мы придем к модели отраслевой подготовки кадров под запрос работодателей. При этом процент трудоустройства выпускников, завершивших обучение по образовательным программам Проекта, ожидается на уровне 85 %.

3 Положение о проекте «Амбассадоры Профессионалитета» доступно по ссылке: https://firpo.ru/netcat_files/14/59/Polozhenie_Ambassadory_Professionaliteta.pdf.

УДК 377.5

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

С 2022 года система среднего профессионального образования Российской Федерации перешла к этапу серьезных структурных изменений. Проект призван решить ряд стратегических задач: реализация программ импортозамещения; развитие региональных экономик с учетом приоритетных отраслей; поддержка талантливой молодежи и популяризация востребованных рабочих профессий; насыщение рынков труда субъектов страны высококвалифицированными кадрами, владеющими актуальными профессиональными компетенциями. Уникальность новейших образовательных моделей, основанных на кластерном подходе участников Проекта, заключается в ориентации образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях на практическую подготовку, когда образование для студентов, проходящих обучение по программам Проекта, становится максимально прак-тико-ориентированным: меньше часов в учебных планах отводится лекционным занятиям, и большее количество времени посвящается отработке практических навыков. Зачастую эти умения отрабатываются непосредственно на производственных площадках опорных работодателей кластеров, где студенты знакомятся с реальными технологическими процессами через работу на актуальном индустриальном оборудовании. Пользу такого подхода к подготовке будущих специалистов сложно переоценить: практика на действующем предприятии с наставничеством от опытных специалистов, причастность еще до момента получения диплома об образовании ко

всем производственным процессам и видение дальнейших позитивных перспектив отдельных отраслей не могут не стимулировать будущие молодые кадры к освоению рабочих профессий и специальностей в кластерах Проекта.

Последствия перезагрузки всей системы среднего профессионального образования посредством Проекта уже ощущаются как на федеральном, так и на локальном уровнях, а к 2030 году отраслевая модель подготовки кадров должна стать базовой в реализации образовательных программ среднего профессионального образования в каждом регионе страны. Калининградская область, вероятно, не станет исключением: отраслевые работодатели ждут выпускников Проекта на своих предприятиях уже сейчас.

Список литературы

1. Ежегодный доклад Министерства просвещения Российской Федерации о результатах мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://docs. edu.gov.ru/document/e775ebc5b4c893 686d5d6a1d3b67135b/download/4410 (дата обращения: 30.07.2024).

2. Крючкова, М. К. Илья Шестаков: В отрасли идет глобальная модернизация / М. К. Крючкова // Fishnews — Новости рыболовства. — 2024. — № 1/1 (75). — С. 2-11.

3. Лежнева, Л. Среднее — по стране: в РФ растет число бюджетных мест в колледжах [Электронный ресурс]

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

/ Л. Лежнева // Сетевое издание IZ.RU. - URL: https://iz.ru/1701531/ liubov-lezhneva/srednee-po-strane-v-rf-rastet-chislo-biudzhetnykh-mest-v-kolledzhakh (дата обращения: 30.05.2024).

4. Послание Губернатора Антона Алиха-нова об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области на период 2023-2027 годов [Электронный ресурс] // Портал Правительства Калининградской области. — URL: https:// qov39.ru/poslanie/poslanie2023-2027/ (дата обращения: 30.05.2024).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 года № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http:// publication.pravo.qov.ru/Document/ View/0001201902150042 (дата обращения: 30.05.2024).

6. Федеральный закон от 04.11.2022 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 2861 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http://publication.pravo.qov.ru/ Document/View/0001202211040019 (дата обращения: 30.07.2024).

7. Федеральный проект «Профессиона-литет» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://edu.qov.

ru/activity/main_activities/additional_ vocational_education/ (дата обращения: 30.05.2024).

Elena A. Tokareva

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Perculiarities of the realization of the cluster approach in lower post-secondary vocational education on the example of the participants of the Federal project "Professionalitet" of the Kaliningrad region

Abstract. The paper is dedicated to the Federal project "Professionalitet" and its implementation in the Kaliningrad region. The importance of modernization of the secondary vocational education system in order to train highly qualified workers for ensuring the technological sovereignty of the Russian Federation is emphasized. The paper considers the issue of the timeliness of the implementation of the project into the country's education system, deals with the problems that can be solved through the realization and its phased scaling in the regions of Russia. The current trends are highlighted in the sphere of Secondary vocational education that emerge while bigger amount of new educational

УДК 377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Про-фессионалитет» Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 16-32. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2024/30sent2024/kvo302/

centers (clusters) are being created and the wider coverage of colleges and technical schools involved in the project as a basic or network educational organization are being held. The concept of an educational and production center (cluster) is considered as the core of the Federal project "Professionalitet", the activities and specifics of clusters created and operating in the Kaliningrad region from 2022 to 2024 are described. The prerequisites for

Статья поступила в редакцию 06.06.2024; одобрена после рецензирования 07.09.2024; принята к публикации 26.09.2024.

the creation of educational and production centers in the region are given, the prospects and potentially positive effects on the system of regional training of highly skilled workers and employees for the real sector of economy and priority areas of regional economy development are considered.

Keywords: secondary vocational education, vocational educational institution, "Professionalitet", cluster, cluster approach.

The article was submitted 06.06.2024; approved after reviewing 07.09.2024; accepted for publication 26.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.