14. Information and communication technologies in distance education / specialized training course/ Course team Chairman Michael G. Moore. / UNESCO Institute for information technology in education, 2002.
15. Ежегодное Послание Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В.В.Путина 10 мая 2006 года http://www.kremlin.ru/appears/2006/05/10/1357_type63372 type63374type82634_ 105546.shtml.
16. Бочков В.Е., Кочерга С.А., Мартынова Т.Н. Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования в условиях реформирования системы образования //Право и образование. - 2007. - № 8: http://www.lexed.ru/piavo /journ/0807/bochkov.doc. - 15 с.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ
Л.В. Элькина, асп. Тел.: (495)585-99-44; E-mail: [email protected] Научный руководитель проф. И.Н. Дрогобыцкий Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
http://www.mesi.ru
The world has just entered in new economy, economy, based on knowledges.
The quality of education today - like an integral part of new economy - basic element of competitiveness and stable development in country. Russia, realizing this, today is on the way of resolutely reforms and quality modernization in home educational system. In this article the auhter briefly analizes those measures, which the goverment provides. Also the auther gives a number of recommendations and suggestions to improve them, turninq it to pay special attention to completely new approaches in educational policy.
Мир вступил в новую экономику - экономику, основанную на знаниях. Все согласятся, что образование является важнейшим компонентом, когда мы говорим об экономике знаний. Ведь именно разумный и образованный, в первую очередь, человек знает, как приобретать и использовать знания. Качественное образование стало основополагающим элементом конкурентоспособности и устойчивого развития страны. Действительно, основное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования.
Экономист Гарвардского университета Дж. Минсер, автор книги «Образование, зарплаты и опыт», произвел следующие подсчеты: каждый лишний год обучения увеличивает доход человека на 7%. По оценкам Министерства образования США, в 1970 году среднестатистический молодой американец с дипломом бакалавра имел доход на 24% выше, чем человек, обладающий лишь дипломом средней школы. По состоянию на 1998 год этот доход вырос до 56%, а среди молодых американок с 82% в 1970 до 100% в 1998 году. В настоящее время американец
с высшим образованием получает вдвое больше своего соотечественника, который не имеет высшего образования.
Т. Шульц и Э. Денисон, которые положили начало теории «человеческого капитала», измеряли отдачу от образования на протяжении 30-50 лет и на основании таких длительных замеров могли доказать, что доллар, вложенный в образование, возрастает на 90 центов, т.к. отдача от образования практически вдвое превосходит вложения в него.
Год от года мир становится все образованнее. Каждый год число неграмотных уменьшается на 2-3%. По данным независимого международного информационно-аналитического агентства Washington ProFile, в 1960 году 36% населения мира не имело даже базового образования, к 2000 году эта величина уменьшилась до 25% при общем двукратном увеличении населения мира за этот период (с 3 до 6 млрд). В инду-
стриально развитых странах неграмотные составляют не более 1-2%.
Доля образования ВВП в России составляет 1,9%, в развитых странах - 4-5%. Не лишним будет добавить, что и по другим социальным отраслям Россия также в 2-3 раза отстает. Несостоятельность нашей страны в этом вопросе - «вот цена дефицита стоимости образовательной компоненты человеческого ресурса», как верно было отмечено на заседании Круглого стола «Человеческий ресурс и конкурентоспособность России в XXI веке». Ведь главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с развитием ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования.
До недавнего времени в стране существовал и еще существует ряд не решенных проблем в области образования, создающих ей препятствия в выходе на международный уровень: снижение качества образования, несопоставимо низкая заработная плата наших учителей и преподавателей по сравнению с западными, заниженное государственное финансирование учебных заведений, низкое обеспечение материально-технической базой образовательных учреждений и др.
Проблемы, встающие перед страной, очень остры - необходимость реформ в области образования давно назрела. И сегодня Россия стоит на пути своего преобразования.
Одним из первых шагов к модернизации и совершенствованию отечественного образования стало Болонское соглашение, заключенное с Россией в сентябре 2003 года, которое дает нашей стране мобильность как в получении образования, так и в трудоустройстве студентов, аспирантов и преподавателей.
В 2005 году была утверждена программа мероприятий в поддержку развития образования на 2006-2010 годы. Сам факт принятия такого документа, как Федеральная целевая программа развития образования, определяющего стратегию государства в этой сфере, актуален как никогда. Ведь развитие человеческого потенциала, в первую очередь, зависит от государственной политики в этой области. И основным инструментом воздействия на человеческий потенциал является государственный бюджет, а именно финансирование образования.
В экономике знаний государственное
финансирование высшего образования и исследовательской деятельности следует рассматривать как капиталовложения в будущее, что, в конечном итоге, принесет высокие дивиденды всему обществу.
Ниже приводится некоторый перечень мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, способных обеспечить условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
Прослеживается тенденция усиления роли государства в развитии образования. Отражением этого служит рост бюджетных расходов на нужды образования. Всего объем финансирования на 2006-2010 годы составит 61 952,35 млн руб.
Конечно, перечисленные выше меры не являются панацеей для решения всех имеющихся на сегодняшний день проблем, связанных с образованием. Сделать еще нужно очень многое. Целесообразно на уровне государства предпринять шаги по повышению качества образования: развитию материально-технической базы, усовершенствованию системы образовательных программ, введению повышенных стипендиальных и гран-товых программ для студентов и преподавателей, повышению уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, внедрению политики информатизации образования, т. е. развитию информационно-коммуникационных технологий, привлечению исследователей и руководителей бизнеса в преподавательскую деятельность.
Сегодня производство знаний служит одним из основных источников роста экономики в развитых странах. В Китае, например, экономика знаний официально признана государственной стратегией. Здесь звучит лозунг: «Основа экономики знаний -образование. В современном мире движущая сила экономики - конкуренция - все больше сводится к конкуренции знаний». В крупнейших университетах мира год от года растет число китайских студентов, в стране создается государственная система освоения технологических новшеств - естественная основа экономики знаний.
Главной своей задачей государство провозгласило организацию спроса на знания.
Таблица
Перечень мероприятий Федеральной целевой программы развития образования
на 2006-2010 годы
Мероприятие Средства, выделенные из федерального бюджета на 2006-2010 годы, всего (мпн руб.)
I. Совершенствование содержания и технологий образования
Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с цепью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе 890,76
Введение профильного обучения в старшей шкопе;обеспечивающего возможность выбора учащимся индивидуального учебного плана §24,26
Разработка и внедрение новых государственных общеобразовательных стандартов общего образования 1616,79
Разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста 2029,52
Введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности 3437,26
Введение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса 2219,12
Реорганизация системы мер по обеспечению участия России в Бопонсюом и Копенгагенском процессах с цепью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг 443,34
II. Развитие системы обеспечения качества образования
Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций) 2094,73
Совершенствование механизмов признания документов об образовании 89,68
Завершение эксперимента по введению ЕПЭ 288,9
Создание общероссийской системы оценки качества образования 2011,41
III. Повышение эффективности управления в системе образования
Формирование в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов 7175,55
Повышение конкурентоспособности российского образования, содействие экспорту образовательных услуг 553,39
IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования
Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования 2079,45
Существуют страны, которые специализируются на экспорте образования. Яркими их представителями являются Австралия и Нидерланды.
Австралия генерирует сейчас в этой сфере около 10% от объема национального валового продукта. Сюда для получения образования приезжают в массовом порядке выходцы из Китая, Тайваня, Малайзии и других стран. Образование здесь достаточно высокого уровня, сопоставимое со среднеамериканским и в два раза дешевле его. Образование это англоязычное, и австралийские профессора имеют свободный доступ к европейским и к американским достижениям. Поэтому Австралия - естественное место для получения образования для выходцев из Азии.
Другой пример - Нидерланды, в которых на 12 млн жителей приходится 30 крупных университетов. Значительная часть студентов - это иностранцы, уровень образования там исключительно высокий, 1/3 университетов имеют очень высокий международный статус.
У России тоже есть все шансы на экспорт образования. Так, в одной только Москве насчитывается около 120 вузов. Однако только два российских вуза входят в мировой рейтинг университетов - это МГУ им. Ломоносова и СбГУ.
Критерии мировой оценки таковы: качество образования - 10%, преподавательский состав (нобелевские и другие лауреаты) - 40%, научные исследования - 40% и размер заведения - 10%.
Предлагая воспользоваться опытом Америки и ряда других западных стран в создании отечественного рейтинга общеобразовательных учреждений, мы считаем, что в него следует включить, помимо вышеперечисленных, следующие показатели: конкурентоспособность выпускников на рынке труда, объем государственного финансирования, наличие грантов, научно-исследовательские мероприятия и работы, внедренные инновации и материально-техническая база образовательного учреждения.
Преимущества привлечения иностранных студентов в российские университеты очевидны. Выгода от такого «международ-
Литература
1. Выступления с заседаний Круглого стола сии в XXI веке», 2004.
2. Федеральная целевая программа развития зования и науки РФ, 2006.
ного образования» для экономики страны налицо: студент платит за свое образование, живет, питается, покупает одежду, приобретает и производит знания, т.е. участвует в экономике той страны, в которой учится и живет.
Поэтому, чтобы Россия в XXI веке смогла занять достойное место в ряду стран - производителей интеллектуального продукта, необходимо обратить особое внимание на образование как краеугольный камень экономики знаний. Отставание нашей страны в этой проблеме может и должно быть ликвидировано только через реализацию общенациональной реформы образования. В противном случае создание и развитие экономики знаний, идущие полным ходом в развитых странах, в России может отодвинуться на неопределенный срок или вообще не произойти.
Таким образом, если правительство разработало новую программу реформирования и преобразования российского образования с целью выйти на международные стандарты и уровни, недостаточно только предложить ее и выделить деньги на реализацию проекта - нужно проследить за ее полноценным выполнением и внедрением в образовательную систему. Хочется искренне надеяться на положительный результат реализации данной программы, рассчитанной на 5 лет.
В своем интервью «О проблемах образования и науки» каналу РТР Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко подчеркнул, что без нормально построенного образования в стране, т.е. без его модернизации и реформирования, говорить о какой бы то ни было экономике, построенной на знаниях, бессмысленно.
В заключение еще раз хочется обратить внимание на те ресурсы и потенциальные возможности, которыми владеет Россия. Анализ проводимых страной мероприятий и предлагаемых автором решений по совершенствованию системы образования говорит о выходе ее в ближайшей перспективе на международный уровень, когда выпускник любой страны, в том числе и нашей, будет по-настоящему горд знаниями и дипломом, полученными в Российской Федерации.
«Человеческий ресурс и конкурентоспособность Рос-образования, предоставленная Министерством обра-
3. Mincer J. Schooling, Earnings and Experience, 1974.
4. 2004 Institute of Higher Education, Shanghai, Saio Tonh University. Academic Ranking of World Universities.
5. 2005 Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - № 15 (267).
6. Washington Profile - International News & Inform Agency . - № 27 (654).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В.Я. Яневич, асп., зам. главного инженера Тел. (495) 442-74- 66; E-mail: [email protected] Научный руководитель д.э.н., проф. С. Д. Ильенкова Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
http://www.mesi.ru
For the last some decades in the world have considerably changed a social context, structure, the purpose and financing of higher education. Key factors of this change are globalization and internationalization.
В целом глобализация означает свободные рыночные отношения в распределении, торговле, предложении товаров, услуг, трудовых ресурсов и знаний, несмотря на географические и политические границы. Явление глобализации обусловлено развитием информационных технологий. Эти технологии позволили перемещать капитал, знания и навыки за пределы государственных границ. Их влияние коснулось всех отраслей экономики. В частности, в сфере образования создаются виртуальные университеты и образовательные консорциумы, которые не имеют физического местоположения. Вся деятельность последних происходит в сетевой среде с помощью информационных технологий. Учебное заведение становится настолько сильным или хрупким, насколько связанные с ним люди способны адаптироваться к применению информационных технологий в образовании.
Наряду с глобализацией другим ключевым фактором, который определяет изменения в образовательной среде, является интернационализация. Она предполагает разрушение географических, политических и идеологических барьеров, что делает возможным свободное перемещение людей,
капитала, материальных ресурсов и информации.
Соответственно, общая тенденция сегодня такова: производство товаров и предоставление услуг становятся более глобальными, а вузы как поставщики знаний становятся более интернациональными организациями. Глобализация и интернационализация - это, по существу, две стороны одной медали.
Они предполагают более интенсивное сотрудничество на региональном и международном уровне. Однако такой симбиоз ведет к усилению конкуренции и борьбы за ресурсы, образовательные услуги, включая квалифицированную рабочую силу, рынки сбыта, информацию и технологии.
С усилением конкуренции меняется образовательная среда. Если в традиционной образовательной среде знание оставалось в стенах университета и передавалось от профессоров к студентам, то в новой образовательной среде существуют разнообразные и многочисленные источники получения знаний. В результате ни преподаватель, ни студент более не привязан к университету как единственному источнику знаний.
Высшее образование перестает быть монополией каждой конкретной страны и приобретает все более рыночный характер. Многочисленные поставщики знаний разрабатывают различные программы и новые способы поставки знаний в соответствии с этими программами. Крупные корпорации создали свои собственные корпоративные центры обучения. Все эти факторы, в осо-