Научная статья на тему 'Институциональная, правовая и экономическая среды для развития сетевых структур профессионального образования'

Институциональная, правовая и экономическая среды для развития сетевых структур профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочков В. Е.

The article in three parts is devoted to problems of maintenance of stability to processes Institutionalization of Network Structures of Vocational Education in national economy as effective hi-tech toolkit of formation of economy of knowledge. In the first part of the article are considered the law enforcement practice of activity of Universities at the organization of training abroad on the Russian educational programs on the basis of use of distant educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочков В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institution, Legal and the Economic Environments for Development of Network Structures of Vocational Education

The article in three parts is devoted to problems of maintenance of stability to processes Institutionalization of Network Structures of Vocational Education in national economy as effective hi-tech toolkit of formation of economy of knowledge. In the first part of the article are considered the law enforcement practice of activity of Universities at the organization of training abroad on the Russian educational programs on the basis of use of distant educational technologies.

Текст научной работы на тему «Институциональная, правовая и экономическая среды для развития сетевых структур профессионального образования»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ, ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Е. Бочков, проф., зав. каф. Экономики, менеджмента качества и инвестиций Институт дистанционного образования, к.т.н., директор Высшей школы бизнес-образования и лизинга, руководитель МНМЦ «Системы открытого образования»

Тел.: + 7(495)674-62-69; E-mail: [email protected] Московский государственный индустриальный университет http://www.lac.msiu.ru/msiu

The article in three parts is devoted to problems of maintenance of stability to processes Institutionalization of Network Structures of Vocational Education in national economy as effective hi-tech toolkit of formation of economy of knowledge. In the first part of the article are considered the law enforcement practice of activity of Universities at the organization of training abroad on the Russian educational programs on the basis of use of distant educational technologies.

Президент России В.В.Путин в обращении к Федеральному Собранию на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы 26.05.2004 года указал, что необходимо: усилить систему профессионального образования; обеспечить интеграцию образования и науки; создать реальные возможности для поступления выпускников школ в вузы в соответствии с уровнем полученных знаний; воссоздать подготовительные отделения вузов и обеспечить возможность молодым людям, живущим в отдаленных регионах, сдавать вступительные экзамены в вузы с использованием дистанционных технологий.

Провозглашенная Президентом России в сентябре 2005 года новая доктрина социально-экономической политики, направленная на повышение качества жизнедеятельности человека, смещает в краткосрочной и долгосрочной перспективе приоритеты внутригосударственной инвестиционной политики для обеспечения устойчивого социально-экономического развития нашего общества в сферу образования, науки, медицины, культуры и усиления социальной политики.

На необходимость создания инфраструктуры для развития соответствующей инновационной среды, которая поставит

производство новых знаний «на поток», и обеспечения поддержки высших учебных заведений, «которые реализуют инновационные программы», еще раз было обращено внимание парламентариев в ежегодном Послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 года [15].

Это внушает определенный оптимизм и актуализирует проблему обеспечения устойчивости процессам институализации университетских сетевых структур профессионального образования в национальной экономике, как элементов эффективного высокотехнологического общественного производства и воспроизводства научного, интеллектуального и человеческого потенциалов, обеспечивающих их преобразование в наиболее активные формы каталитического капитала на принципах открытости [4].

Устойчивое развитие общественного производства информационного общества зависит от того, как обеспечиваются процессы успешного воспроизводства устаревающей информации и научных знаний как элементов, входящих в состав совокупности экономических ресурсов и основных факторов производства.

Роль основных факторов общественного производства экономических благ в информационном обществе, связанные и предопределяемые эффективной деятельностью систем образования и науки при реализации процессов их оборота и воспроизводства (в том числе, благодаря функционированию сетевых структур профессионального образования), требует сегодня не только допол-

нительных исследований, но и обеспечения развития экономико-правового пространства. Это необходимо для закрепления инновационных явлений в национальных системах хозяйствования в интересах развития российского трансграничного образования, а также интеграции образовательных систем России, европейских государств, включая страны Балтии, и государств - участников СНГ.

Открытое образование [12, с. 68] на основе информационных телекоммуникационных технологий - это особый вид доступа к образовательным услугам и информационным ресурсам мирового сообщества. Это качественная характеристика дистанционного обучения в сравнении с традиционными консервативными (закрытыми, замкнутыми) формами образования.

В российской и зарубежной литературе в научном обороте часто встречается понятие «открытое образование», под которым понимается перспективная синтетическая форма образования, «...когда образовательное учреждение, будучи распределенным и открытым, сознательно создает условия целостного включения индивида в общественную практику, обучение, науку и общение» [14, с. 80].

Отмечая тесную взаимосвязь между концептуальными основами открытого образования и технологиями дистанционного обучения [3; 10], специалисты в области современной организации образовательных процессов вводят в научный оборот понятие «открытое дистанционное образование» [10, с. 481]. Как ни странно, дискуссии о соотношении понятий «открытое образование», «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» продолжаются в академическом сообществе до сих пор. Это чаще всего не способствует конструктивному обсуждению действительно жизненно важных проблем для современного образования. Действительно, в отдельных моделях организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий правомерно говорить только лишь о дистанционном обучении, а не о дистанционном образовании, поскольку функция «воспитания» и/или «социализации» обучающихся не во всех видах дистанционных образовательных технологий реализуется в достаточных объемах. Тем не менее, это не мешает многим структурам профессионального университетского образования успешно работать на основе широкого

использования дистанционных образовательных технологий и на принципах открытости, принимая обучающихся без каких-либо вступительных испытаний на программы дистанционного обучения. И даже иметь соответствующие словосочетания в своих наименованиях, например, «Региональный центр дистанционного образования», «Институт дистанционного образования», «Институт открытого дистанционного образования», «Региональный центр Федерации Интернет-образования» и т. п.

В современных условиях реальной глобализации рынка образования процессы интеграции России и стран СНГ в общеевропейское и мировое образовательные пространства должны быть обеспечены адекватными мерами и конкретными шагами:

- по модернизации средней и высшей профессиональной школы, частью которых является создание и развитие сетевых структур профессионального образования, работающих на принципах открытости;

- по формированию экономико-правового пространства, способствующего устойчивому развитию всех национальных систем образования в целом и систем дистанционного образования как подотраслей национальных экономик, обеспечивающих устойчивую положительную динамику их развития и роста в информационном обществе.

Формирование и развитие университетских сетевых структур профессионального образования должно обеспечить достижение нескольких важных социально значимых целей:

■ создание условий, предотвращающих отток социально активного населения в крупные города, закрепляющих его в регионах для обеспечения сбалансированного поступательного развития промышленного потенциала, экономики и социальной сферы регионов на основе свободного доступа населения к получению качественного образования в наиболее продвинутых образовательных учреждениях;

■ обеспечение полноценного развития личности обучающегося в месте его постоянного проживания, оптимальное удовлетворение потребностей социально активного населения в педагогически обоснованных образовательных услугах и предоставление услуг по доступу к качественному образовательному процессу.

В соответствии с концепцией институ-тогенеза [9, с.193] процесс институализации

осуществляется благодаря возникновению набора протоинститутов, которые представляют собой результат комбинации норм, правил и образцов поведения, вырабатываемых на индивидуальном или коллективном уровне - протонорм, которые становятся ядром протоинститутов.

В сфере образования в качестве факторов, определяющих формирование профессиональных протонорм, могут быть выделены: информатизация образования, успехи в развитии информационно-коммуникационных технологий и средств телекоммуникации, появление и апробация в педагогической практике новых образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий; появление новых способов организации информационно-образовательного пространства; представление и актуализация образовательного содержания и его формирование на основе научных знаний, - а также ряд других важных моментов, определяемых эволюцией педагогических систем.

Формирующаяся экономика, основанная на знаниях, представляет собой базу для дальнейшего постиндустриального развития общества. Формирование ее основ нуждается в определенных и адекватных институциональных формах, обеспечивающих устойчивые процессы воспроизводства и передачи научных знаний, накопленных цивилизацией в процессе развития, которые по масштабам и эффективности результатов общественного производства доверительных высококачественных благ обеспечивали бы потребности национальных экономик в подготовке и постоянной переподготовке высококвалифицированных специалистов. Особенно в инновационных секторах национальных систем хозяйствования и в реальных секторах экономики стран - участников интеграционных процессов.

Результаты практической деятельности ряда образовательных учреждений и специалистов в сфере организации, планирования и управления университетскими системами профессионального дистанционного образования на протяжении более чем десятилетия позволили не только выработать неформальные институциональные нормы, связанные с организацией и функционированием распределенных университетских информационно-образовательных систем. Коллективными усилиями специалистов в области дистанционного обучения удалось формализовать эти нормы и обеспечить пра-

вовую легитимность деятельности в области дистанционного образования на определенный период относительно гармоничного развития нормативно-правового обеспечения системы профессионального дистанционного образования в российском образовании и системах образования стран СНГ.

Одной из главных примет нынешнего времени, отмечает профессор, д.э.н. Л.С. Гребнев [8, с.4], является высокая динамичность рынка трудовых ресурсов. Мобильность современных общественных преобразований обусловливает острую актуальность задачи постоянного повышения квалификации даже для специалистов высокого уровня. Именно система непрерывного и открытого образования, главной составляющей которой является дистанционное обучение, открывает возможности для удовлетворения возрастающих интеллектуальных потребностей.

В настоящее время наблюдается все большая интеграция усилий в этой области не только представителей различных учебных заведений, но и разных государств. В образовании как нигде действует принцип «не закрытость и конкуренция, а сотрудничество и обмен опытом», соблюдение которого обеспечивает формирование конкурентной модели образовательного рынка и непременно приведет к эффективному решению существующих проблем.

Современные концептуальные подходы к направлениям и способам обеспечения динамичного развития системы профессионального дистанционного образования предусматривают:

- интеграцию и координацию позиций образовательных учреждений-партнеров на рынках образовательных услуг;

- диверсификацию образовательной деятельности по уровням и направлениям в соответствии с потребностями рынка труда;

- специализацию в разработке учебно-методических материалов при актуализации образовательного содержания различных дисциплин в программах профессиональной подготовки -

и, как следствие, обеспечение на этой основе максимальных конкурентных преимуществ группе образовательных учреждений - партнеров.

Но поскольку содержательная часть направлений профессиональной подготовки весьма разнообразна, а в условиях перехода к реализации концепции непрерывного образования рыночный спрос на качественное

профессиональное образование становиться весьма значительным, то формируется довольно большое количество подобных партнерских групп, разнообразных по своему составу, которые, по существу, представляют собой «взаимно пересекающиеся множества». Эти принципы и, по сути, этот пример построения партнерского взаимодействия описывает особенности формирования модели конкурентного рынка в сфере образования, которая более адекватно отражает характер реальных процессов и состояние взаимоотношений между учреждениями образования, нежели модель жесткой рыночной конкуренции.

Часть 1. Обучение русскоязычных соотечественников за рубежом: реальные процессы и российская правоприменительная практика их обеспечения

Дистанционные образовательные технологии стали рассматриваться как эффективное средство решения социально-экономических проблем в нашей стране в конце второй половины прошлого столетия. С конца 80-х - начала 90-х годов экономическая ситуация складывалась таким образом, что значительная часть жителей разных достаточно отдаленных регионов, желавших поступить в столичный вуз, не имели возможности это сделать в связи с тяжелым материальным положением.

Это обстоятельство способствовало фактическому ограничению конституционных прав граждан России, которые заключаются в обеспечении гарантий каждому гражданину права на получение образования на конкурсной основе в любом государственном или муниципальном образовательном учреждении России.

Сегодня достаточно большое количество российских вузов различных организационно-правовых форм ведут образовательную деятельность за рубежами нашей страны. Чаще всего это предоставление образовательных услуг благодаря использованию дистанционных образовательных технологий в тех или иных объемах совместно с зарубежными партнерами. Более того, развитие применения информационно-коммуникационных технологий в организации образовательных процессов во многих университетах сегодня в практике российского образования в дополнение к традици-

* По уточненным материалам публикаций и докладов - см.: [1, с.76-93]; [5, с.451-452]; [6, с.88-98]; [7, с.68-72].

онной типологии обеспечило формирование образовательных сетей нового типа - сетевых образовательных учреждений [2], влияние которых на развитие современной системы образования сегодня игнорировать просто нельзя.

Ряд российских образовательных учебных заведений высшего профессионального образования (МГИУ, СГА, МИМ «ЛИНК», МЭСИ, МГУ, РУДН и др.), начиная с 1994 года, развернули практическую работу в городах на территории государств - бывших республик Советского Союза (на территории стран СНГ и Балтии). Этими вузами была создана достаточно солидная учебно-методическая база, организованы зарубежные территориально-обособленные структурные подразделения и совместные образовательные учреждения. Некоторые вузы, начиная с 1998 года, осуществляют выпуск высококвалифицированных специалистов из числа русскоязычного населения по образовательным программам различного уровня и направленности, которые реализуются с применением дистанционных образовательных технологий. Качество подготовки этих специалистов подтверждается результатами Государственной аттестации и их успешным трудоустройством, как на территории этих стран, так и в странах ЕС.

Для проведения критического анализа российского нормативно-законодательного обеспечения экспортных возможностей образовательных учреждений и оценки правоприменительной практики в международной деятельности ведущих российских университетов достаточно остановиться более подробно на практическом опыте Московского государственного индустриального университета.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» он выполняет функции головного вуза по организации заочного (дистанционного) обучения специалистов из числа лиц русскоязычного населения за рубежом в соответствии с приказом Госкомвуза России от 25.10.1994 г. № 1048 «О программе заочного обучения соотечественников».

Целесообразно учесть также практический опыт разработки и апробации моделей организации учебного процесса некоторых лидеров по масштабности и широте применения дистанционных образовательных технологий при организации образовательного

процесса (например, СГА, МЭСИ, РУДН, МИМ «ЛИНК» и ВЗЭФИ), а также привести данные критического анализа этими вузами нормативно-законодательной базы, определяющей темпы развития системы профессионального дистанционного образования в России и экспортные возможности Российских вузов в предоставлении образовательных услуг.

Для реализации программы заочного обучения соотечественников за рубежом в 1994 году индустриальным университетом было принято решение об организации такого процесса с использованием дистанционных образовательных технологий по двум основным причинам:

• не приводя в движение сотни тысяч наших соотечественников за рубежом, не затрачивая огромных средств на их пятилетнее проживание в России, с помощью дистанционного обучения можно гарантировать им возможность получения высшего образования на русском языке при сохранении высокого уровня этого образования;

• организацию и проведение учебного процесса непосредственно на местах можно осуществлять с привлечением местных преподавателей, что способствует решению еще одной важной социальной задачи - трудоустройства квалифицированных преподавательских кадров.

Реальное обучение соотечественников за рубежом с использованием элементов дистанционных образовательных технологий реализуется с 1994 года. С этой целью в индустриальном университете был создан сначала Центр дистанционного обучения, а затем Институт дистанционного образования.

Разработано Положение о дистанционном обучении русскоязычных граждан, согласно которому на это обучение принимаются граждане, имеющие среднее или высшее образование; язык обучения - русский; продолжительность обучения, содержание образования и организация учебного про-

цесса определяются учебными планами (в основу которых положены государственные образовательные стандарты России) и рабочими программами дисциплин, годовыми календарными графиками учебного процесса; перевод студентов с курса на курс осуществляется по результатам текущего контроля учебной работы, зачетов и экзаменов (тестов); обучение завершается защитой дипломного проекта (работы) и присвоением степени бакалавра и/или специалиста.

Однако, ввиду специфики контингента обучаемых (русскоязычное население) и отсутствия правовых норм во взаимоотношениях между Россией и странами Балтии по вопросам высшего образования (в частности, по вопросам взаимного признания дипломов о высшем образовании), обучение студентов было решено проводить по программе «двойного диплома». Она реализуется в Межгосударственном университете «Рутения-ИНФО», работающем под эгидой Международной академии наук Сан-Марино, и одновременно в Московском государственном индустриальном университете.

Динамика численности обучающихся и подготовленных специалистов за период с 1994 по 2004 год представлена в табл. 1 и 2, а также в форме графиков (рис.1, 2, 4).

В связи с тем, что законодательства прибалтийских стран в тот период времени не предусматривали открытие филиалов и представительств зарубежных вузов, университет заключил договора о сотрудничестве в области дистанционного образования с партнерами (юридическими лицами), имеющими лицензию на образовательную деятельность по своим программам в данных странах. В соответствии с этими договорами партнеры осуществляют посредническую деятельность между университетом и его студентами-заочниками, обучающимися с использованием дистанционных образовательных технологий.

Таблица 1

Численность набора обучающихся в сетевых структурах Системы дистанционного образования МГИУ (страны Балтии и Украина)

Страна 1994 1995| 1996 1997 1998 1999 | 2000 2001 2002 2003 2004 1 2005 1 2006

Латвия 164 167 284 358 417 249 312 237 166 28 7 0 0

Эстония 48 127 146 278 132 240 192 70 123 35 3 0 0

Литва 92 - 40 66 279 308 423 265 261 121 29 40 32

Украина - - 62 232 390 181 159 144 135 153 129 90 48

Итого 7158, £ т.ч. по годам 304 294 532 934 1218 978 1086 716 685 337 168 130 80

Таблица 2

Численность выпускников, завершивших обучение в сетевых структурах Системы дистанционного образования МГИУ (страны Балтии и Украина)

Страна | 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007*

Латвия 101 135 190 170 179 142 36 103 51

Эстония 78 81 136 79 114 60 8 25 12

Литва 63 1 36 116 170 102 122 110 100

Украина | - 41 57 123 172 108 26 69 111

Итого 3227, в т.ч. по годам 242 258 419 488 635 412 192 307 274

* планируемая численность

1994 19951996 19971998 19992000 2001 2002 20032004 20052006 2007

Рис. 1. Общие сведения о численности наборов для обучения и численности выпусков бакалавров

и специалистов в странах Балтии с 1994 по 2006 год

Рис.2. Общие сведения о численности наборов обучающихся и численности выпусков бакалавров

и специалистов в Украине 1996 по 2006 год

Зарубежные партнеры проводят маркетинг и рекламные кампании, осуществляют помощь университету: в организации приема студентов; в подборе преподавательских кадров для консультационной поддержки сетевого учебного процесса на местах и в подготовке документов для их оформления и сертификации на распределенных межрегиональных кафедрах университета; в организации проведения консультаций и промежуточного контроля знаний студентов; в организации работы выездных аттестационных комиссий, в обеспечении студентов специальными учебно-методическими материалами, подготовленными в университете, и т.п.

К настоящему времени индустриальный университет работает в соответствии с заключенными подобными договорами в следующих регионах:

Эстония: Таллинн, Нарва, Кохтла-Ярве, Тарту;

Латвия: Рига, Даугавпилс; Литва: Вильнюс, Клайпеда, Висагинас; Украина (Крым): Симферополь, Севастополь, Евпатория;

Казахстан (Чимкент); Болгария (София); Азербайджан (Гянджа). В настоящее время подготовлены материалы и документы для аналогичной работы в Узбекистане.

Подготовка студентов в странах Балтии и в Украине осуществляется по следующим направлениям бакалавриата: -521500 Менеджмент, -521400 Юриспруденция и по специальностям: -021100 Юриспруденция, -060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит,

-060800 Экономика и управление на предприятиях,

-061100 Менеджмент организации,

-351400 Прикладная информатика в экономике.

Спецификой подготовки студентов в странах Балтии и в Украине является то, что им наряду с изучением учебных дисциплин, соответствующих российскому государственному образовательному стандарту, предлагается также изучение дисциплин, учитывающих специфику соответствующей страны. Например, эстонский, латышский и литовский языки, законодательства этих стран и др. Это позволяет выпускникам российского университета обеспечивать максимальные конкурентные преимущества при трудоустройстве по отношению к выпускникам традиционных вузов стран Прибалтики и Украины.

В настоящее время Московский государственный индустриальный университет является одним из немногих вузов России, ведущих подготовку специалистов в странах

Прибалтики и в Украине на русском языке. Причем о качестве такой подготовки свидетельствует тот факт, что в числе студентов университета в указанных государствах немало лиц коренных национальностей, работающих в различных государственных службах: полиции, налоговых инспекциях, законодательных и судебных органах, банковских структурах и т. п.

Специалисты, получившие образование на русском языке и дипломы российских университетов, наверняка будут способствовать улучшению отношений между нашими странами в целом и, в частности, улучшению отношения к русскоязычному населению в этих странах. Успешное выполнение задач, связанных с реализацией программы помощи соотечественникам за рубежом, было бы невозможным без развития сетевой инфраструктуры системы дистанционного образования университета.

Рис. 3. Сетевая региональная структура Системы дистанционного образования МГИУ

Сетевая инфраструктура Системы дистанционного образования МГИУ включает: Институт дистанционного образования, Высшую школу лизинга, Московский индустриальный колледж; структурные научные подразделения: Научно-методический центр «Информатизация образования» и Международный научно-методический центр «Системы открытого образования»; а также географически развитую сеть региональных представительств, филиалов и зарубежных партнерских центров университета. Региональная сетевая структура Системы дистан-

ционного образования достаточно широкая (рис. 3). Представительства университета и партнерства Системы дистанционного образования успешно работают в Калининграде и Петропавловске-Камчатском, в странах Балтии, в Крыму, в городах ближнего Подмосковья и в Среднеевропейских регионах России.

Система дистанционного образования МГИУ (СДО МГИУ) насчитывает более 50 региональных представительств университета на территории России и зарубежные партнерские организации более чем в 15 го-

родах зарубежья. В общей сложности получают образование по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий около 25 тысяч обучающихся.

В Системе дистанционного образования МГИУ образовательный процесс ведется по 19 профессиональным образовательным программам различного уровня, направленности и специальностей, которые позволяют реализовать разнообразные образовательные траектории профессионального многоуровневого непрерывного образования. Кроме того, по 7 образовательным программам высшего профессионального образования по подготовке дипломированных специалистов (ВПО третьей ступени) предусмотрена подготовка по 2-3 различным специализациям.

В качестве базовой образовательной технологии в СДО МГИУ используется «кейс-технология» дистанционного обучения. Она дополняется интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса; очными консультациями и установочными лекциями, как в очной форме, так и в форме видео-, телеконференций по всем изучаемым дисциплинам, которые проводятся на учебно-методической базе региональных представительств профессорами, доцентами и опытными преподавателями распределенных межрегиональных кафедр Института дистанционного образования.

Как уже отмечалось ранее, на успешное формирование и развитие сетевой инфраструктуры Системы дистанционного образования университета оказал большое влияние Всероссийский эксперимент по дистанционному обучению в сфере профессионального образования, проводимый по инициативе ряда московских вузов (МЭСИ, СГА). Эксперимент проходил в период с 1997 по 2002 год под патронажем и при поддержке Минобразования России. По результатам подведения итогов этого эксперимента на Коллегии Минобразования России в июне 2002 году ГОУ МГИУ оказался в группе лидеров по масштабности и объему использования дистанционных образовательных технологий среди других вузов -участников эксперимента, например, таких, как СГА, МЭСИ, МИМ «ЛИНК», ВЗФЭИ.

При организации обучения студентов-заочников за рубежом индустриальным университетом используется сочетание различных видов дистанционных образовательных технологий, которые позволяют оптималь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ным образом обеспечить организационно-методическую поддержку самостоятельной работы обучающихся при проведении еженедельной консультационной работы в необходимых объемах.

Для проведения консультационной работы привлекаются как профессорско-преподавательский состав из числа лиц, проживающих на территории соответствующего государства и оформленных в качестве штатных совместителей на распределенных межрегиональных кафедрах университета после прохождения ими процедуры периодической сертификации в университете, так и штатные внутривузовские совместители из числа ведущих преподавателей университета.

Благодаря средствам телекоммуникации и организации периодических вахтовых выездов к обучающимся, ведущие профессора и доктора наук университета принимают участие в различных учебных мероприятиях на учебно-методической базе наших зарубежных партнеров.

Эволюционное развитие технологии дистанционного обучения, реализуемой в индустриальном университете, идет в направлении возрастания объема использования при освоении профессиональных образовательных программ различных телекоммуникационных и сетевых технологий поддержки самостоятельной работы обучающихся, разработки электронных учебно-методических пособий и мультимедиа учебников, интегрированных многоцелевых учебных курсов электронного обучения.

Среди лиц, получивших дипломы индустриального университета, много коренных жителей этих республик, которые предпочли российское образование. Итоги работы МГИУ в качестве головного вуза РФ по обучению соотечественников за рубежом позволяют констатировать главный результат десятилетней деятельности в области формирования и развития сетевой инфраструктуры открытого дистанционного образования университета:

- в сетевой инфраструктуре Системы дистанционного образования университета получили возможность осваивать российские образовательные программы более 7100 русскоязычных граждан стран Балтии и Украины;

- подготовлено и аттестовано более 3200 квалифицированных специалистов в странах Балтии и в Украине по образовательным программам университета различ-

ной направленности и ступеней.

Организационные, методические, технические, нормативно-правовые, финансовые и другие аспекты деятельности университета и ряда других вузов, упомянутых выше, являются неоценимым практическим опытом, позволяющем проводить критическую оценку российского нормативно-законодательного обеспечения и правоприменительную практику организации образовательной деятельности на территории стран СНГ и Балтии.

Огромный практический опыт организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, опыт подготовки и издания сотен специально разработанных учебников и учебных пособий (как традиционных, так и мультимедийных), а также обучение с применением возможностей телекоммуникации позволяет сегодня наметить направления совершенствования нормативно-законодательной базы для обеспечения дальнейшего поступательного развития российской системы дистанционного образования. Не менее ценным является и опыт иного рода, связанный с необходимостью преодоления многочисленных барьеров тем университетам, студенты которых постоянно проживают в других городах России и за рубежом.

Проблемы этого рода существуют, несмотря на создание и введение в правоприменительную практику комплекса документов, легализующих применение дистанционных образовательных технологий. И их наличие связано, главным образом, с запоздалым формированием адекватной нормативно-правовой базы в области дистанционного образования, как в самой России, так и в упомянутых государствах. Этот факт зачастую вызывает недопонимание, а иногда и неприятие международной деятельности университета в странах СНГ и Балтии даже у некоторых ответственных работников Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, что, на наш взгляд, является серьезной политической и социальной ошибкой.

Не секрет, что нормативно-правовая база России перестала соответствовать современным реалиям в сфере оказания образовательных услуг по доступу к качественному образовательному процессу. Существуют серьезные проблемные вопросы нормативно-законодательного обеспечения развития сферы открытого и дистанционного образования, а также существенные недостатки в

действующих российских нормативно-правовых актах в сфере образования, гражданского права, трудового права, таможенного права, в бюджетно-финансовой сфере и в ряде других отраслей права. Просматриваются также существенные пробелы в нормативных правовых документах системы образования, введенных в российский гражданско-правовой оборот [16].

Основная проблема, с которой сталкиваются университеты при организации и проведении дистанционного обучения соотечественников за рубежом, - это отсутствие соглашений в области образования между Россией и указанными странами на уровне Правительств или Министерств образования этих стран. Такое положение значительно осложняет образовательную деятельность в этих странах из-за сильного неприятия российского образования практически на всех уровнях: от департаментов образования соответствующих городов до Министерств образования.

Из-за отсутствия соглашения в области образования приходится преодолевать таможенные сложности при доставке учебных материалов в Украину и в страны Балтии. Даже перевозка в Россию выпускных квалификационных работ обучающихся членами Государственной аттестационной комиссии после проведения их успешной публичной защиты в режиме видеоконференции перед распределенной комиссией вызывает вопросы таможенных органов, но не сопредельной стороны, а наших, российских; и возможна только как перевозка вещей, находящихся в личной собственности члена комиссии.

Существует проблема двойного налогообложения доходов преподавателей, осуществляющих работу по межгосударственным проектам, проблема чрезвычайно усложненного приема на работу в университет в порядке штатного совместительства и выплаты заработной платы преподавателю, проживающему не на территории России и не являющемуся резидентом Российской Федерации.

Существует проблема командирования преподавателя-совместителя не по месту основной работы для выполнения учебных функций, связанных с выездом, когда командировочные и транспортные расходы такого преподавателя налоговые органы считают как доход.

Существуют проблемы приема денежных средств от зарубежных обучающихся за

оплату образовательных услуг и связанного с этим двойного налогообложения.

Существуют проблемы перечисления средств из российского университета на счета зарубежных территориально обособленных структурных подразделений.

Существует проблема налогообложения средств образовательных учреждений, направляемых на развитие основных фондов.

Существует проблема оценки, учета и списания основных средств образовательного учреждения, находящихся в пользовании в отдаленном территориально обособленном структурном подразделении, проблема материальной ответственности по этим средствам, проблема оплаты единого социального налога работников территориально обособленных подразделений, тем более, если это зарубежное подразделение, к тому же, государственное образовательное учреждение.

Можно говорить о том, что строгое следование букве существующих законов и нормативных актов практически полностью исключает возможность ведения деятельности, обеспечивающей открытый доступ жителей удаленных районов России к получению образования в ведущих университетах страны. Для соотечественников за рубежом российские проблемы дополняются отсутствием соответствующих межгосударственных соглашений, а часто и открытым противодействием местных властей проникновению российского образования.

Сегодня с полной ответственностью можно говорить о том, что в настоящее время деятельность российских вузов за рубежом практически невозможна на законных основаниях. Основные причины: отсутствие нормативно-правовой базы и финансово-экономических механизмов взаимодействия территориально обособленных подразделений образовательных учреждений, находящихся за рубежом, с российским головным образовательным учреждением. Для государственных образовательных учреждений эти проблемы возрастают многократно в связи с реализацией казначейской системы финансирования.

Совершенствование различных аспектов нормативно-правовой базы призвано создать условия для реализации равных возможностей для всех граждан России в получении высшего образования, оказания реальной помощи соотечественникам за рубежом и повышения конкурентоспособности Российского образования на мировом рынке образовательных услуг.

Для решения некоторых упомянутых проблем необходимо формирование адекватной нормативной базы в части разработки и совершенствования следующих документов:

- о представительстве вуза за рубежом;

- о филиале вуза за рубежом;

- о применении дистанционных образовательных технологий при экспорте образовательных услуг;

- методических рекомендаций для российских образовательных учреждений по открытию зарубежных филиалов и представительств;

- о порядке финансово-экономического сопровождения образовательной деятельности российских образовательных учреждений за рубежом.

Существует утвержденное Минобразования России Типовое положение о филиале вуза за рубежом, но в соответствии с этим нормативным документом реально открыть за рубежом территориально обособленное структурное подразделение практически невозможно, а осуществлять образовательную и финансово-хозяйственную деятельность не менее проблематично. Так, процедура открытия официального филиала университета в Литве, при формальном согласии всех сторон, реально продолжается в течение 2,5 лет и не из-за инертности специалистов университета и партеров с Литовской стороны.

Постановка проблем, связанных с совершенствованием российской нормативно-правовой базой, регулирующей хозяйственно-финансовые отношения образовательных учреждений, которые ведут межгосударственные образовательные программы, не теряет своей актуальности, начиная с 1995 года, когда началась реализация Программы помощи соотечественникам за рубежом. Решение этих проблем - это одно из направлений обеспечения стабильного развития процессов формирования и закрепления в практике университетских сетевых структур профессионального дистанционного образования, развития трансграничного образования и реализации экспортного потенциала отечественного образования.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что все происходящие изменения правоприменительной практики в этой области пока идут совершенно в другом направлении.

Это отражается, в первую очередь, на результатах деятельности университета. Можно обратить внимание на тот факт, что

численность ежегодного набора русскоязычных соотечественников в странах Балтии и в Украине, принимаемых для обучения на профессиональные образовательные программы нашего университета, начинает с 2000 года неуклонно снижаться (рис.1,2).

Начало процесса абсолютного снижения общей численности обучающихся в сетевой структуре университета лиц из стран Балтии показывает 2003 год, а обучающихся из числа проживающих в Украине - 2005 год (рис.4).

. 30 0 0

э 5

£ I мо» % &

С Ш

£ ^ доо I А

Б Е

I и«оо

(ООО

500

Л31 2542 74?

1 ятя / гг» вег

541у 708 770 Т94 1964 1733

«су КЗ 6Е6

ЗОЛ 4® 62Й У «г "¡1

Л? **

12&0

1000

«00

-№0

200

> I

г ^

И

I £

' 8 V X

£ I | |

С

И В

тиооатюшт

—»—с умиядоя

ЧИСЛЕННОСТЬ Обучаю•

'/■домне (Крыл)

—♦—Суммарная числаодасть обучвк>щ.ижя в Стрвпв' Баян™

Рис. 4. Общие сведения о численности обучающихся из числа русскоязычного населения в странах Балтии и в Украине с 1994 по 2006 год

Совершенно ясно, что эти результаты не связаны ни в коей мере со снижением конкурентоспособности российского образования или со снижением качества образования, предоставляемого университетом. Это является результатом инертности конкретных должностных лиц, отвечающих за формирование государственной и международной образовательной политики и нормативно-законодательной базы обеспечения деятельности образовательных учреждений по межгосударственным программам. Конечно же, нельзя снимать со счетов изменение внешнеполитических реалий. Но если мы сами не создадим соответствующих благоприятных условий российским вузам у нас, в России, для внешнеэкономической деятельности в области образования, то наши зарубежные партнеры сделать это не смогут при всем своем горячем желании.

Организационные, методические, технические, нормативно-правовые, финансовые и другие аспекты деятельности университета и ряда других вузов, упомянутых выше, являются неоценимым практическим опытом, позволяющим проводить критическую оценку российского нормативно-законодательного обеспечения и правоприменительную практику организации образовательной деятельности на территории стран СНГ и Балтии.

Заключение по части 1

Полученный практический опыт организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, опыт под-

готовки и издания сотен специально разработанных учебников и учебных пособий (как традиционных, так и мультимедийных), а также обучение с применением возможностей телекоммуникации позволяет сегодня наметить направления совершенствования нормативно-законодательной базы для обеспечения дальнейшего поступательного развития профессионального дистанционного образования. Не менее ценным является и опыт иного рода, связанный с необходимостью преодоления многочисленных барьеров тем университетам, студенты которых постоянно проживают в других городах России и за рубежом.

В действительности, введение в действие вышеперечисленных документов не решает полностью и до конца вопросы экспорта российского образования. Не надо забывать о том, что в каждой стране существует свой порядок открытия иностранными вузами структурных подразделений. При проведении работ по открытию таких подразделений наши российские вузы сталкиваются также и с особенностями местного законодательства.

Поэтому в современных условиях для успешной реализации новой доктрины социально-экономической государственной политики необходимо сосредоточится на развитии нормативно-законодательного обеспечения процессов формирования, становления и закрепления в национальной экономике университетских сетевых структур профессионального дистанционного

образования. Они сегодня представляют собой эффективный высокотехнологический способ организации общественного производства научного и человеческого потенциала на принципах открытости, определяющего устойчивое развитие национальной системы хозяйствования.

Именно эти системы сегодня могут оказывать существенное и непосредственное благотворное влияние на региональ-

ную экономику благодаря формированию и повышению качества человеческого, интеллектуального и научного капиталов, преобразованию интеллектуальных трудовых и информационных ресурсов в наиболее активные формы каталитического капитала, играя роль высокоэффективного инструментария формирования и развития экономики, основанной на знаниях.

Литература

1. Бочков В.Е. Совершенствование российской правовой базы для развития системы открытого дистанционного образования и повышения его экспортного потенциала в странах СНГ: нормативно-законодательное обеспечение процессов интеграции образовательных систем стран СНГ и Балтии // Право и образование. - 2005. - № 1. - С.76-93.

2. Бочков В.Е. Трансформация системы образования: эволюция и типология современных образовательных сетей в контексте проблем управления знаниями и формирования основ экономики знаний //Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы: Материалы Первой междунар. научн.-практич. социол. конф. (21.12.06 Москва, СГА): http:// www.sde.ru/news/ 2007-01-09/BochkovMSIU (MUH).pdf - 17 с.

3. Бочков В.Е. Формирование и развитие Российской системы открытого дистанционного образования как объекта отраслевой экономики информационного общества. The Russian open distant education system forming and developing like the object of the economics branch of the information society //Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: Межвуз. юбил. сб. научн. и научн.-метод. тр. (к 10-летнему юбилею Института дистанционного образования и 45-летнему юбилею МГИУ). - Вып. 3 /Под ред. Н.Г. Хохлова - М.: МГИУ, 2004. - С.48-65.

4. Бочков В.Е. Экономический рост информационного общества на основе формирования и развития информационно-образовательной среды системы открытого дистанционного образования как объекта отраслевой национальной экономики. Economic growth of an information society on the basis of the formation and development of data-learning environment of the open distant education system as the object of the branch of national economy. Электронное издание: Российский экономический журнал (Интернет-версия)

http://www.e-rej.ru/Speakers.htm; http://www.e-rej.ru/Articles/2004/Bochkov 1/pdf - 20 с.

5. Бочков В.Е., Демин Ю.Н., Хохлов Н.Г. Обучение соотечественников за рубежом: опыт Московского государственного индустриального университета //Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века: Материалы Ш Междунар. научн.-метод. конф. (13-15 ноября 2003, Минск). - Мн.: БГУ-ИР, 2003. - С.451-452.

6. Бочков В.Е., Демин Ю.Н., Хохлов Н.Г. Проблемы обучения русскоязычного населения за рубежом //Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: Сб. тр. Междунар. научн.-практич. конф. (8 декабря 2003, Москва). - М.: МГИУ, 2004. - С. 88-98.

7. Бочков В.Е., Демин Ю.Н., Хохлов Н.Г. Технология организации дистанционного обучения русскоязычных соотечественников за рубежом //Проблемы и перспективы сотрудничества государств-участников СНГ в формировании единого (общего) образовательного пространства:Тр. Междунар. научн.-практич. конф. (20-21 октября 2004, Москва) . - М.:РУДН, 2004. - С.68-72.

8. Гребнев Л.С. Предисловие //Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: Сб. научн. тр. Междунар. научн.-практич. конф./Отв. ред. В.Е.Бочков. - М.: МГИУ, 2003. - С.4.

9. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. - М.: Наука, 2004.

10. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002. - 527 с.

11. Мониторинг стратегий развития организаций системы высшего профессионального образования для выявления и распространения успешных управленческих решений: Краткий отчет по НИР/ Под рук. А.

А.Яковлева; исп.: С.Л.Зарецкая, А.О.Крыштановский, Н.Л.Титова и др. - М.: ГУ ВШЭ, 2006-2007. http://www.sde.ru/news/2007-04-13/index.php -29 с.

12. Проекты отраслевых нормативных документов федеральных органов управления образованием, определяющих порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях. /Промежуточный отчет по НИР ФРП №10-05 /Под научн. рук. В.Е.Бочкова.

- М.:.МГИУ, 2005. - 209 с.

13. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты. Серия: «Библиотека развития образования» /С. Л. Зарецкая, А.О. Крыштановский, Н. Л. Титова и др. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 324 с.

14. Information and communication technologies in distance education / specialized training course/ Course team Chairman Michael G. Moore. / UNESCO Institute for information technology in education, 2002.

15. Ежегодное Послание Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В.В.Путина 10 мая 2006 года http://www.kremlin.ru/appears/2006/05/10/1357_type63372 type63374type82634_ 105546.shtml.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Бочков В.Е., Кочерга С.А., Мартынова Т.Н. Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования в условиях реформирования системы образования //Право и образование. - 2007. - № 8: http://www.lexed.ru/piavo /journ/0807/bochkov.doc. - 15 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Л.В. Элькина, асп. Тел.: (495)585-99-44; E-mail: [email protected] Научный руководитель проф. И.Н. Дрогобыцкий Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

http://www.mesi.ru

The world has just entered in new economy, economy, based on knowledges.

The quality of education today - like an integral part of new economy - basic element of competitiveness and stable development in country. Russia, realizing this, today is on the way of resolutely reforms and quality modernization in home educational system. In this article the auhter briefly analizes those measures, which the goverment provides. Also the auther gives a number of recommendations and suggestions to improve them, turninq it to pay special attention to completely new approaches in educational policy.

Мир вступил в новую экономику - экономику, основанную на знаниях. Все согласятся, что образование является важнейшим компонентом, когда мы говорим об экономике знаний. Ведь именно разумный и образованный, в первую очередь, человек знает, как приобретать и использовать знания. Качественное образование стало основополагающим элементом конкурентоспособности и устойчивого развития страны. Действительно, основное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования.

Экономист Гарвардского университета Дж. Минсер, автор книги «Образование, зарплаты и опыт», произвел следующие подсчеты: каждый лишний год обучения увеличивает доход человека на 7%. По оценкам Министерства образования США, в 1970 году среднестатистический молодой американец с дипломом бакалавра имел доход на 24% выше, чем человек, обладающий лишь дипломом средней школы. По состоянию на 1998 год этот доход вырос до 56%, а среди молодых американок с 82% в 1970 до 100% в 1998 году. В настоящее время американец

с высшим образованием получает вдвое больше своего соотечественника, который не имеет высшего образования.

Т. Шульц и Э. Денисон, которые положили начало теории «человеческого капитала», измеряли отдачу от образования на протяжении 30-50 лет и на основании таких длительных замеров могли доказать, что доллар, вложенный в образование, возрастает на 90 центов, т.к. отдача от образования практически вдвое превосходит вложения в него.

Год от года мир становится все образованнее. Каждый год число неграмотных уменьшается на 2-3%. По данным независимого международного информационно-аналитического агентства Washington ProFile, в 1960 году 36% населения мира не имело даже базового образования, к 2000 году эта величина уменьшилась до 25% при общем двукратном увеличении населения мира за этот период (с 3 до 6 млрд). В инду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.