МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕВОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В. Е. Бочков
Активное развитие в последние десятилетия различных педагогических методов организации учебного процесса, телекоммуникационных технологий и современных технических средств обучения привело к появлению инновационных педагогических образовательных технологий, которые стирают грани между различными формами получения образования. Это позволяет на качественно новом уровне организовать учебную работу, в том числе и самостоятельную.
Завершившийся в 2002 г. Всероссийский эксперимент в области дистанционного образования, проведенный Министерством образования РФ, позволил обобщить опыт педагогических и технологических инноваций, полученный вузами — его участниками. Один из результатов — ормирование нормативной базы — ознаменовал не только новый этап в развитии дистанционного и открытого образования. Полученные результаты эксперимента гораздо шире. Этот эксперимент явился тем инновационным элементом, который позволяет на качественно новом уровне рассматривать концепции интегрированного и непрерывного образования. По существу, его результаты определяют направления стратегического развития образования в России и на всем постсоветском пространстве.
В Федеральной программе модернизации образования на 2000 — 2010 гг. Правительством РФ существенное внимание уделяется направлению, связанному с созданием университетских комплексов. Отработка моделей создания университетских комплексов осуществляется на организованных федеральных экспериментальных площадках, одной из коих является наш университет.
42
По нашему мнению, модель университетского образовательного комплекса может быть представлена в виде совокупности «взаимно пересекающихся множеств» проблем взаимодействия, которые необходимо рассматривать с учётом следующих аспектов: 1) разнородности (отраслевой, региональной, организационно-правовой и пр.) состава автономных хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в рамках университетского образовательного комплекса; 2) договорного характера рамочного регулирования деятельности партнеров по университетскому образовательному комплексу; 3) межотраслевого и межрегионального характера создаваемых совместных структурных подразделений (филиалы кафедр на промышленных предприятиях или в научно-исследовательских институтах, лаборатории, методические кабинеты, институты на правах факультетов и т. д.); 4) непрерывного характера реализуемой многоуровневой системы профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского по основным и дополнительным программам); 5) приоритетность целевой подготовки кадров всех уровней для всех звеньев университетского комплекса; 6) интегративности интеллектуальных и материальных ресурсов всех партнеров по университетскому образовательному комплексу, направленных на реализацию целевой непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки; 7) добровольности объединения заинтересованных партнеров в университетском образовательном комплексе вокруг Университета как учебно-методического и научного центра (без потери статуса «юридического лица» каждого участника; экономические отношения участников - партнерские); 8) по-лиформности освоения основных и дополнительных образовательных программ различных уровня и направленности (очная, очно-заочная, заочная, а также экстернат и их сочетание), в т. ч. с применением дистанционных образовательных технологий в зависимости от целей, возможностей ресурсного обеспечения и географического положения партнеров - участников университетского комплекса и др.
43
Применение дистанционных образовательных технологий в интегрированной системе непрерывного образования позволяет создать модель университетского комплекса не только на отраслевом и региональном уровнях, но и на межотраслевом и межрегиональном уровнях взаимодействия. При этом значительно расширяется число базовых предприятий образовательного учреждения при подготовке специалистов, повышаются эффективность работы системы в целом и качество подготовки практикоориентированных выпускников в регионах.
Наш университет по результатам Всероссийского эксперимента в области дистанционного образования (1997 по 2002 г.) оказался в группе лидеров по масштабности и объему использования дистанционных образовательных технологий. В 2002 г. Ученый совет Института дистанционного образования Московского государственного индустриального университета принял в первой редакции «Концепцию создания и развития Университетского комплекса на основе непрерывного интегрированного многоуровневого профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий на период с 2002 по 2010 г.». Значение этой концепции определяется необходимостью выполнения Федеральной программы модернизации образования в 2000—2010 г. Правительства РФ, предусматривающей создание различных моделей Университетских комплексов. В частности, на наш университет возложены функции головной организации по реализации программы обучения специалистов из числа лиц русскоязычного населения за рубежом, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства РФ «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом».
Концепция формирования модели «Университетский комплекс» предусматривает организацию комплекса в форме «университетских образовательных округов», объединяющихся (без потери статуса «юридического лица») вокруг университета как учебно-методического и научного центра. Она построена на основе непрерывного интегрированного многоуровневого дис-
44
танционного профессионального образования «школа - колледж - университет - предприятие». Целью развития системы непрерывного интегрированного многоуровневого дистанционного профессионального образования является создание условий для: предотвращения оттока социально активного населения в крупные города, закрепления его в регионах для обеспечения сбалансированного развития экономического потенциала; обеспечения полноценного развития личности, обучающейся без отрыва от постоянного места проживания; оптимального удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах.
Приоритетным направлением в реализации концепции является формирование активного взаимодействия университета с федеральными и региональными органами управления образованием, промышленностью и наукой. В период с 2001 г. по настоящее время наш университет активно занимается реализацией первого этапа концепции, в частности ведет с применением дистанционных образовательных технологий целевую подготовку более 2000 специалистов для различных предприятий и организаций Подмосковья. В организации этого процесса большую роль играет проводимая организационно-консультационная работа на учебно-методической базе 14 представительств университета в городах ближнего Подмосковья.
Прогнозы показывают, что количество обучающихся по специальностям и направлениям подготовки нашего университета, направленных целевым образом предприятиями и организациями Подмосковья, а также Правительством Московской области, к 2005 г. достш нет десяти тысяч человек. Количество базовых предприятий нашего университета в городах Подмосковья, которые будут входить в состав Университетского образовательного округа, достигнет 30, а количество учреждений среднего и среднего специального образования, подведомственных Минобразования Московской области, достигнет 17, что свидетельствует о весьма высокой интенсивности прироста основных показателей деятельности Университетского образовательного комплекса.
45
Активное участие нашего университета в работах по формированию нормативно-законодательной базы для развития инновационных образовательных технологий, в разрабогке науч-но-мегодических основ интеграции разноуровневых программ профессионального образования и инновационных моделей организации учебного процесса, развитие конструктивного взаимодействия университета с органами управления образованием, промышленностью и наукой субъектов Федерации и региональных органов местного самоуправления укрепляют уверенность в успешной реализации «Концепции создания и развития Университетского образовательного комплекса».
О ПОНЯТИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕДАГОГИ НЕКОГО ПРОЦЕССА И СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТА ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
В. Е. Бочков
«Образовательные услуги» могут быть отнесены к сфере услуг условно в силу ряда присущих им принципиальных отличий от классически понимаемых традиционных услуг: (1) чрезвычайной сложности (по своей структуре, содержанию, субъектам, межсубъектным отношениям и взаимодействиям, организации, широте и продолжительности, а также по результативности влияния на общественные отношения; (2) значительного разнесения во времени непосредственной деятельности по оказанию «образовательных услуг» и «результативного» эффекта; (3) обязательности активного участия и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса для получения существенного результата; (4) кумулятивности проявления результата; (5) длительности проявления результата оказания «образователь-
46